Урок-мастерская: Тема дружбы и согласия в сказке -были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Урок-мастерская: Тема дружбы и согласия в сказке были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Цели: раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем; развивать речь учащихся, способность работать в группах; воспитывать интерес к творчеству писателя.
Оборудование: 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры. 4. Актёры, “Синквейн”.
1.Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня у нас с вами необычный урока – я выступлю в роли руководителя творческой мастерской, в которой мы вместе создадим портреты. Ваша роль тоже будет необычна – вам предстоит поработать в творческих студиях. Вы сегодня будете творить, т.е. что – то создавать. Мастерская – от слова мастер, мастерить – придумывать, делать своими руками.
Цель нашей мастерской – раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.
Учитель. Итак, тема нами обозначена, цель работы ясна. А теперь давайте создадим 2 студии
–Перед вами лежат конверты с заданиями. Открывать их пока не надо.
– Как вы думаете, с чего мы с вами должны начать работу?
2. Проверка домашнего задания.
— Где и когда происходит действие?
— Что в «Кладовой солнца» является сказочным, а что напоминает быль?
— Как ведется повествование? Кто рассказывает историю?
3. Работа по теме урока.
Учитель. Хотелось подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Вот и сегодня мы продолжим работу с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца», и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты.
– Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?
. Литературный портрет (запись в тетрадь) – описание внешности и внутреннего мира героя.
Учитель. Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником.(Учебник, стр.61,68)
— Что вы можете сказать об их характере?
– Почти ничего. Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё внутренние словесные портреты детей. А это невозможно сделать, не познакомившись со словесным описанием героев.
Учитель. А теперь проведём небольшую читательскую игру.
1. Про кого сказано, что она была “как золотая курочка на высоких ножках”?
2. А как учителя называли между собой Митрашу?
3. Почему, как вы думаете, его называли “мужичок в мешочке”?
4. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши?
5. Что можно узнать о семье, где корову назвали Зорькой, тёлушку – Дочкой, петуха – Петей, козу – Дерезой, а поросенка – Хреном?
– Почему автор называет это хозяйство “богатством”?
6. Прочитайте первый абзац.
– Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”?
– О какой войне идёт здесь речь?
– А что значит Отечественная?
– А какое большое событие в мае отмечает наша страна каждый год?
8. Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей?
Учитель. – Сейчас каждая студия займётся своей работой. Найдите первое задание и прочитайте его.
(Проследить, чтобы все дети слушали чтение заданий руководителями)
(Пауза). Чтобы выполнить его, нам нужно ещё повторить художественные приёмы. Давайте ещё раз посмотрим на определения.
Эпитет. Метафора.
Гипербола. Сравнение.
Учитель. Вот теперь можете приступать к работе.
Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.
1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.
Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).
Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.
Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…
Сравнение – как золотая курочка.
Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.
Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…
Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.
Хозяйственная: растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…
Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; поглаживает брата по затылку
Любит родителей: как и покойная мать…
1. Студия исследовательская “Митраша”. Задание 1.
1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.
Возраст: десять лет с хвостиком.
Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.
Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…
Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки.
Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.
Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.
Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.
Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.
Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос
Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.
2. Студия исследовательская “Настя”. Задание 2.
Прочитайте эпизод “Сборы Насти и Митраши за ягодой” – отрывок на стр. (43–44) от слов: “Настя, начиная собираться,…” до слов: “…где растёт сладкая клюква”.
– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?
1. Студия исследовательская “Митраша”. Задание 2.
Задание1. Прочитайте эпизод “На Блудовом болоте” – отрывок на стр. (47–48) от слов: “Проверив по компасу направление троп,……” до слов: “-Кра!” – закричала ворона”.
– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?
Выступление студий.
Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.
– Что вы знаете об имени Настя, Анастасия?
(Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата.)
Студия исследовательская “Митраша”. Задание 1.
– Почему родители назвали мальчика Митрашей? Что вы знаете об этом имени? (Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия). ( Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.)
– Почему дружные дети поссорились?
– Какие черты характера детей вы добавили к их литературным портретам?
Учитель. А теперь давайте объединим наши выступления и составим общий литературный портрет Насти и Митраши.
Составление общей таблицы “Портреты Насти и Митраши”.
Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.
Настя – уступчивая и благоразумная.
Митраша – строптивый (упрямый).
– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)
Учитель. А теперь мне бы хотелось услышать ваше отношение к детям. А поможет вам в этом синквейн. Это будет вторым вашим заданием. Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна, например: “Зима”, “Закон”, “Море”.
Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.
Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.
Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.
Учитель. Исследовательская студия “Настя” будет составлять синквейн о Насте, студия “Митраша” – о Митраше, Дома попытаетесь создать общий синквейн о Насте и Митраше. Творческих вам успехов.
Выполнение задания не более трёх минут.
4. Рефлексия. Учитель. – Итак, подведём итоги наших исследований. Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу нашей мастерской (читаем).
– Как вы поняли слова Пришвина?
– Как относится он к своим героям?
– А теперь мы узнаем о вашем отношении к Насте и Митраше.
– Итак, помогли ли нам литературные портреты Насти и Митраши представить их?
5. Комментирование оценок. Сегодня вы очень мне помогли, хорошо потрудились, поэтому я попрошу вашего учителя, чтобы он вам всем поставила 5.
6. Домашнее задание. Прочитать до конца. Подумать над вопросом: “Где в сказке-были начинается сказка?” (Запись в дневник.)
Учитель. Спасибо вам за мастерство и помощь. До свидания.
Источник
Презентация к уроку русской литературы в 5 классе. М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».Тайна дружбы
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тайна дружбы М.М. Пришвин. «Кладовая солнца»
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» М.М.Пришвин
«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
Селезень и утка
Спасибо за урок
Номер материала: ДБ-792129
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Рособрнадзор поблагодарил учителей за стабильность результатов ЕГЭ в 2021 году
Время чтения: 5 минут
График ЕГЭ сохраняется на всей территории страны
Время чтения: 1 минута
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Путин призвал допустить родителей к контролю за питанием в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
«Где дружба и совет – там и свет» ( по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»)
Презентация к открытому уроку.Тема:«Где дружба и совет – там и свет» (по сказке-были М.Пришвина)
Просмотр содержимого документа
««Где дружба и совет – там и свет» ( по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»)»
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М.М.Пришвин
Дом, в котором в годы войны жили дети-сироты, прототипы главных героев
«…Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
«Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный». «»Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».
« Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет».
«…Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам».
Над какими вопросами заставляет нас задуматься сказка-быль «Кладовая солнца»?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1.Письменно ответить на вопрос: «А что же для меня значит «Кладовая солнца»? 2.Проиллюстрировать понравившийся эпизод из произведения.
Источник