10 цитат из произведений Михаила Пришвина
Охранять природу — значит охранять родину
Михаил Михайлович Пришвин (1873 — 1954) — выдающийся русский писатель и публицист. В своем творчестве он исследовал важнейшие вопросы бытия и рассуждал о смысле жизни, религии, взаимоотношениях между людьми и связи человека с природой. Самыми известными его произведениями стали «Кладовая солнца», «Лесная капель», «За волшебным колобком» и «Осударева дорога».
Мы отобрали 10 цитат из книг писателя:
Зло ходит всегда на костылях добродетели. «Кладовая солнца»
Вся беда людей состоит в том, что они привыкают ко всему и успокаиваются. «Лесная капель»
Мы так устроены, что видим только свое. «Лесная капель»
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину. «Моя родина»
Препятствия делают жизнь. «Лесная капель»
Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание. «Зеленый шум»
Бывают моменты у человека, когда природа является ему как зеркало собственной жизни и он видит себя не таким, как о себе думает, а таким, какой он есть. «Осударева дорога»
Не о том я говорю, чтобы мы, взрослые, сложные люди, возвращались к детству, а к тому, чтобы в себе самих хранили каждый своего младенца, не забывали о нём никогда и строили жизнь свою, как дерево: эта младенческая первая мутовка у дерева всегда наверху, на свету, а ствол — это его сила, это мы, взрослые. «Зеленый шум»
Чем успокаивает шум моря, когда стоишь на берегу? Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земли, прибой — это как часы самой планеты, и когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек, звезд и ежей, то начинается большое раздумье о всей жизни, и твоя маленькая личная скорбь замирает, и чувствуешь ее глухо и где-то далеко. «Женьшень»
Что значит — талант? Однажды весной я подумал об этом, и вот вижу, на высокой ёлке, на самом верхнем её пальчике, сидит маленький птичик. Я догадался, что птичик этот поёт, потому что клювик его маленький то откроется, то закроется. Но такой он маленький, птичик, что песенка его до земли не доходит и остаётся вся там, наверху. Птичик этот крохотный пел, чтобы славить зарю, но не для того пел, чтобы песенка славила птичку. Так я тогда в этом птичике и нашёл себе ответ на вопрос что такое талант. Это, по-моему, есть способность делать больше, чем нужно только себе, это способность славить зарю, но не самому славиться. «Зеленый шум»
Источник
Кладовая солнца (сборник) Текст
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Без юмора живут только глупые.
Без юмора живут только глупые.
Зло ходит всегда на костылях добродетели.
Зло ходит всегда на костылях добродетели.
Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как ее ни верти, все на север.
Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как ее ни верти, все на север.
Как может возникнуть идея бессмертия, если все люди смертны? Бессмертие не идея, а самочувствие жизни.
Как может возникнуть идея бессмертия, если все люди смертны? Бессмертие не идея, а самочувствие жизни.
Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными.
Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными.
Величайшее счастье не считать себя особенцым, а быть как все люди.
Величайшее счастье не считать себя особенцым, а быть как все люди.
Идеал — движение: горе и счастье одинаково могут открыть и закрыть путь.
Идеал — движение: горе и счастье одинаково могут открыть и закрыть путь.
Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха.
Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха.
Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос:– Вот еще!– Да чего ты хорохоришься? – возражает сестра.– Вот еще! – сердится брат. – Ты, Настя, сама хорохоришься.– Нет, это ты!– Вот еще!
Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос:– Вот еще!– Да чего ты хорохоришься? – возражает сестра.– Вот еще! – сердится брат. – Ты, Настя, сама хорохоришься.– Нет, это ты!– Вот еще!
! И трудно сказать, на кого больше глядели, – на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком. Когда переводили глаза с волка, говорили:– А вот смеялись, дразнили «Мужичок в мешочке»!
! И трудно сказать, на кого больше глядели, – на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком. Когда переводили глаза с волка, говорили:– А вот смеялись, дразнили «Мужичок в мешочке»!
Источник
Тема природы (Кладовая Солнца)
Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.
Олицетворение
На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.
Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.
Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».
Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».
Образы друга и врага человека
М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.
В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.
Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.
Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.
Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.
Авторское отношение к природе
Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».
По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.
Источник
Тема природы (Кладовая Солнца)
Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.
Олицетворение
На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.
Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.
Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».
Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».
Образы друга и врага человека
М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.
В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.
Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.
Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.
Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.
Авторское отношение к природе
Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».
По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.
Источник
Сочинение Человек и природа в рассказе Кладовая Солнца Пришвина
Тема взаимоотношений человека и природы является центральной в творчестве русского писателя Михаила Михайловича Пришвина. Писатель с особой любовью относится к окружающей природе, в произведениях Пришвина она живет, дышит. Сказка-быль «Кладовая солнца» не является исключением.
Из этого произведения мы узнаем о том, что болота хранят в себе несметные богатства. Деревья, травинки, кустарники, растущие там, пропитаны солнечным теплом. Умирая, растения не сгнивают, а превращаются в торф. Поэтому болота не редко называют «кладовыми солнца». Также в произведении писатель рассказывает о кислой ягоде – клюкве. Пришвин сообщает читателям о том, что клюкву обычно собирают осенью. Но наиболее вкусной ягода сносится весной, после зимовки под пушистым снежным одеялом.
Сказочными предстают в произведении Пришвина деревья и травы. Как о живом существе писатель говорит о болоте, которое таит в себе не только клад, оставленный солнцем, но и страшную опасность. Писатель призывает с бережностью и осторожностью относится к природе, жить с ней в гармонии. Ведь человек является неотъемлемой частью этого удивительного и прекрасного мира.
Однажды Настя и Митраша решили отправиться на болото за клюквой. На развилки тропы дети поссорились: они никак не могли выбрать дорожку, по которой продолжат свой путь за лесной ягодой. Митраша выбрал более опасную, почти нехоженую тропинку, в то время как его более осторожная старшая сестра пошла дальше по проторенной надежной тропе. Мальчик попал в беду, в зеленой полянке, на которой росла травка, ребенок не сразу узнал Слепую Елань. Митраша попал в трясину, самостоятельно выбраться из которой он не мог. Настя же нашла лесную полянку с клюквой. Она стала собирать ягоды, позабыв о брате. Выбраться из болота мальчику помогла собака покойного лесника – Травка. После смерти хозяина она жила под остатками разрушенного дома Антипыча. Собака очень любила своего хозяина, поэтому не решалась покинуть лес, наверное, она все еще ждала лесника. В Митраше Травка нашла своего нового Антипыча, вместе с мальчиком она пришла в деревню.
Главным антагонистом сказки-были стал волк Серый Помещик. Этот хищник был очень страшным и опасным животным. Серый Помещик охотился на собак, он хотел поймать и съесть Травку. Однако храбрый и отважный Митраша спас собаку лесника от страшного волка. Мальчик выстрелил из ружья в Серого Помещика, закончив его долгую жизнь.
Как и любая добрая сказка, «Кладовая солнца» имеет свой счастливый конец. Дети вернулись домой, вместе с ними, а точнее к ним, из леса пришла собака Травка. Главный злодей, Серый Помещик, был побежден. А Настя, осознав свою жадность к ягоде, из-за которой чуть не погиб ее брат, отдала клюкву детям, эвакуированным из Ленинграда.
2 вариант
Большая часть произведений Михаила Пришвина пронизана той самой любовью к природе. В них очень часто показываются взаимоотношения человека с природой.
Ведь испокон веков человек находится в постоянном контакте с ней. Именно природа помогает нам существовать на Земле, давая всевозможные ресурсы для жизни.
В сказке «Кладовая солнца» автор описывает деревья, траву, ягоды так, будто бы они тоже живут своей собственной жизнью. Ели своими сучьями могут нагнать страх на людей, болото стонет и рычит, а солнце считается матерью растений. Все в этом мире на своих местах и у всего есть свое предназначение.
Пришвин старается призывать людей относиться бережно к природе и окружающей среде. Автор с нежностью описывает жизнь сирот Митраши и Насти, описывая, как ежедневно девочка выводила свое «любимое стадо». Показывается также собака лесничего по имени Травка, которая всегда после смерти своего хозяина верно жила на месте, где были останки его дома. Ее хозяин Антипыч имел очень большую любовь и связь с природой. Именно природа даровала леснику такую долгую жизнь.
В сказке рассказывается, как однажды дети собрались идти за клюквой на болото. По дороге Митраша и Настя разминулись. Девочка пошла по широкой дороге, а Митраша выбрал в качестве своего пути узкую, полную опасностей, дорогу. И по дороге его затянула трясина. А девочка же в свою очередь наткнулась на большое клюквенное поле и совсем забыла о брате. К счастью как раз в это время в лесу и оказалась собака Травка, которая и помогла Митраше выбраться из болота. Травка после этого случая почуяла в Митраше своего нового хозяина и больше не отходила от мальчика ни на шаг.
Как и у большинства сказок в «Кладовой солнца» оказался счастливый конец. Мальчик оказался спасен, а Настя, поняв свою жадность к клюкве, решила отдать все собранные ягоды детям, которых эвакуировали из Ленинграда.
«Кладовая солнца» показывает всю ту природу, которая скрывается от нас, и на которую люди в повседневной суете не обращают внимания. В сказке демонстрируются все те бесчисленные богатства, которые скрывает наша Земля. В сказке показывается относительность всего в мире и что абсолютно у всего на Земле есть свое место.
Сочинение для 6 класса
Для известного русского прозаика Михаила Пришвина важной темой является взаимодействие человека с природой. Он очень трепетно и любяще относится к живому миру. В его произведениях природа волшебным образом оживает. Так же происходит в правдивой сказке «Кладовая солнца», сочиненной писателем в 1945 году.
Наименование произведения имеет интересные истоки. Кладовой солнца автор называет топи, в которых хранятся огромные сокровища. В его понимании все травы, вековые деревья и кустарники пропитаны лучами солнца и после увядания превращаются в торф. Так же там растет чудодейственная, целебная ягода клюква. Ее принято собирать по осени, но по-настоящему целебной она становится весной, после того, как проведет зиму под белым, холодным снегом.
В повествовании автора все растения леса предстают в сказочном свете. А болото представляется живым существом, хранящим не только несметное сокровище, но и страшную опасность. Автор призывает читателя заботиться о природе и существовать с ней в гармонии, потому что человечество занимает значительное место в этом удивительном мире.
В один теплый весенний день Митраша и Настя решили отправиться на поиски клюквы. Оказавшись на развилке тропы, они поругались. Настя выбрала протоптанную безопасную дорогу, а ее брат пошел по нехоженой тропе, не подозревая какие опасности его поджидают. На полянке, заросшей густой травой, мальчик угодил в топь, выбраться из которой сам бы не смог. В это время его сестра нашла полянку с ягодами и забыла о брате.
Попытки Митраши выбраться не увенчались успехом, но ему на помощь пришла собака Травка, которая раньше жила у лесничего, но после его смерти осталась одна на развалинах его дома. Собака помогла мальчику выбраться из трясины и увидела в нем своего нового хозяина.
По дороге в деревню они встретили опасного зверя. Волк, которого называли Серый Помещик, наводил ужас. Его добычей были собаки, и давно хотел поймать Травку. Но смелый мальчик не испугался хищника и спас своего нового друга. Он выстрелил из ружья в волка и убил его.
Как и в любой сказке, итог произведения оказался счастливым. Дети вернулись из леса целыми и невредимыми. Вместе с ними вышла Травка, ставшая им новым другом. Они одержали победу над Серым Помещиком. А девочка Настя, понявшая, что поступила не осмотрительно по отношению к брату, признала свою ошибку и отдала все ягоды нуждающимся детям.
Также читают:
Картинка к сочинению Человек и природа в рассказе Кладовая Солнца
Популярные сегодня темы
Больше всего мне нравится летняя пора. Наступает то чудесное время, когда заканчивается учебный год. Солнечные лучи проникают в каждый уголок нашей необъятной страны. Каждый день становится все более теплым и живым
Аннушка – второстепенный персонаж романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Она эпизодические появляется в ходе действия, но ее появление в ряде случаев имеет судьбоносное значение
Евгений Онегин — ключевой персонаж одноимённого романа Александра Сергеевича Пушкина. Не смотря на это, автор мало внимания уделяет описанию его внешнего облика, тем самым давая читателю права самому додумать образ персонажа.
Закончилось жаркое солнечное лето, и ему на смену пришла золотая, дождливая, всеми любимая осень. В начале сентябрьских осенних дней все еще стоит теплая погода, светит яркое солнышко, однако дыхание осени становится все заметнее
Очень интересная фраза — труд души. Она по-своему удивительно. Как душа может трудиться? Как она может что-либо делать?
Источник