Классный час «В мире созвездий»
классный час по теме
Классный час с презентацией на тему «В мире созвездий». Разработка познакомит с понятиями «созвездие», «зодиак», будет способствовать развитию интереса к наблюдению за звёздным небом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_sozvezdiy.ppt | 1.21 МБ |
kl._chas.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В МИРЕ СОЗВЕЗДИЙ
СОЗВЕЗДИЕ – это группа звёзд, находящихся на определённой части звездного неба.
СОЗВЕЗДИЯ Северного неба Южного неба Экваториальные Зодиакальные
Зодиакальные созвездия ЗОДИАК (от греческого « sodiakos ») – «круг животных»
Весы Зубен Эльгенуби
Рак Южный Ослёнок Северный Ослёнок
Созвездия северного неба
Созвездия северного неба Созвездия северного неба – это созвездия, расположенные у Северного полюса и видимые только в Северном полушарии.
Большая Медведица Алькор Мицар
Малая Медведица Полярная
Созвездия южного неба
Созвездия Южного неба Созвездия Южного неба – это созвездия, расположенные у Южного полюса и видимые только в Южном полушарии.
Южный крест Две самые яркие звезды указывают на Южный полюс мира.
Экваториальные созвездия Экваториальные созвездия – это созвездия, которые можно наблюдать и в Южном, и в Северном полушариях .
Предварительный просмотр:
Тема: «В мире созвездий».
Задачи: — познакомить учащихся с понятиями «созвездие» и «зодиак»;
— рассказать о созвездиях и их видах;
— развивать интерес к окружающему миру.
Форма проведения: рассказ и беседа.
Оформление: карты звёздного неба, изображения созвездий.
Оборудование: мультимедийное сопровождение.
Ход классного часа:
I. Беседа «В мире созвездий».
Ребята, как вы думаете, что такое созвездие?
Созвездие – это группа звёзд, находящихся на определённой части звёздного неба.
Кто из вас знает, сколько всего созвездий есть?
Всё звёздное небо разбито на 88 созвездий. Созвездия в свою очередь разделены на группы:
1 группа – созвездия Северного (неба) полушария;
2 группа – созвездия Южного полушария;
3 группа – экваториальные созвездия.
Особую группу составляют зодиакальные созвездия. К зодиакальным созвездиям относятся некоторые созвездия из всех трёх групп.
Зодиак – от греческого «зодиакос», что значит «круг животных». «Круг» потому, что Солнце и Луна движутся по этим созвездиям в течение года. А «круг животных» потому, что все зодиакальные созвездия обозначают живых существ, исключение составляют Весы.
К зодиакальным созвездиям относятся:
Телец – одно из красивейших зимних созвездий. В ноябре — декабря его можно наблюдать почти всю ночь. Самая яркая звезда этого созвездия – Альдебаран – красно – оранжевого цвета (её температура – около 3500 градусов по С).
В древнегреческих мифах в белого тельца превращался главный греческий бог – Зевс. Однажды в образе белого быка Зевс похитил дочь финикийского царя Европу.
Небольшое созвездие Весы было названо в честь весов древнегреческой богини справедливости Астреи. Она взвешивала на своих весах все хорошие и все плохие поступки людей. За это Зевс поместил весы на небо.
Одной из ярчайших звёзд созвездия Весов является звезда Зубен Эльгенуби.
Созвездие Рака лучше всего наблюдать весной. Две наиболее яркие звезды созвездия – Южный Ослёнок и Северный Ослёнок.
Согласно легенде, богиня Гера наслала на древнегреческого героя Геракла гигантского морского рака, которого герой победил.
Древние греки называли это созвездие Парфенос, что в переводе означает «дева». Они связывали это созвездие с богинями земли и плодородия. Дева часто изображалась со снопом колосьев в руках, а название главной звезды – Спика – означает «колос».
Спика – одна из ярчайших звёзд весеннего неба. Она в 600 раз ярче Солнце.
Созвездие Рыбы – последнее в круге зодиаке. Оно хорошо видно на небе осенью. На картах есть изображение двух рыб, соединённых шнурком. Яркая голубоватая звезда в этом созвездии называется Альриша, что в переводе означает «шнурок».
Созвездие Рыбы было посвящено древнегреческой богине любви и красоты Афродите.
Созвездия Северного полушария – это созвездия расположенные и видимые только в Северном полушарии. К таким созвездиям относятся:
- Большая и Малая Медведицы;
- Кассиопея;
- Цефей;
- Дракон;
- Жираф;
- Рысь.
Согласно древнегреческому мифу, прекрасную нимфу Каллисто полюбил бог Зевс. Но её превратила в медведицу богиня Гера. Зевс поместил Каллисто на небо. Так появилось созвездия Большая Медведица .
Самые яркие звезды созвездия образуют Ковш Большой Медведицы. Самой интересной звездой созвездия является Мицар, что в переводе с арабского означает «конь». Люди с острым зрением могут в хорошую погоду заметить возле Мицара маленькую звёздочку – Алькор («всадник»).
В созвездии Малой Медведицы невооруженным глазом можно увидеть 20 звёзд. Самая известная, но не самая яркая из них – Полярная звезда. Она находится рядов с северным полюсом мира и показывает направление на север. На Руси из-за её неподвижности звезду называли Небесный кол.
Полярная звезда излучает в 10 тыс. раз больше энергии, чем Солнце.
У нимфы Каллисто был сын Аркад. Когда Каллисто попала на небо, Зевс отправил туда и Аркада. Так появилось созвездие Малая Медведица.
В созвездии Дракона нет особенно ярких звёзд. Но его нетрудно найти. Это созвездие находится между Медведицами. Однажды древнегреческие боги воевали с гигантами и другими чудовищами. Одного из них, свирепого Дракона, богиня мудрости Афина, забросила его на небо.
Созвездия Южного полушария – это созвездия, которые видимы и находятся только в Южном полушарии.
К этим созвездиям относится:
- Тукан;
- Южная Гидра;
- Сетка;
- столовая Гора;
- Золотая Рыбка;
- Летучая Рыба;
- Киль;
- Октант;
- Хамелеон;
- Муха;
- Павлин;
- Циркуль;
- Южный Крест;
- Райская Птица;
- Южный Треугольник.
Южный Крест одно из красивых созвездий южного неба. Невооружённым глазом здесь видно 44 звезды. Линия, соединяющая две самые яркие звезды созвездия, указывает на Южный полюс мира.
Киль – довольно большое созвездие, раньше с такими созвездиями, как Корма и Парус составляло Корабль Арго. Название этой группе звёзд дали древние греки в честь аргонавтов, совершивших плавание за Золотым Руном. Здесь находится одна из самых ярких звёзд земного неба – Канопус.
Экваториальные созвездия – это созвездия видимые в Южном и Северном полушариях. К этим созвездиям относятся и зодиакальные созвездия.
Созвездие Лира располагается на небе довольно близко к Северному полюсу. Созвездие по форме напоминает ромб. Древнегреческий бог Гермес подарил лиру своему брату Аполлону, который поместил инструмент на небо. Самой яркой звездой созвездия является Вега, что в переводе с арабского означает «гриф».
Орион напоминает очертания человека, на поясе которого сверкают три звезды. Эти звёздочки так и называют – Пояс Ориона. А на плече, как пряжка, придерживающая плащ охотника, сияет красная звезда Бетельгейзе. Согласно мифам, Орион был сыном морского бога Посейдона. Орион дерзнул вызвать на состязание богиню Артемиду, но был убит и превращён в созвездие.
Созвездие Орла было знакомо людям очень давно. Его самую яркую звезду – Альтаир – арабы называли «летящим орлом». Орёл был птицей верховного бога Зевса. Орёл выполнял различные поручения бога, за что и был в последствии помещён на небо.
Здесь были рассмотрены самые знаменитые и интересные созвездия нашего неба. Как уже говорилось всего созвездий 88. Узнать какие звёзды самые яркие, откуда название созвездия можно в атласах звездного неба, энциклопедиях о космосе, журналах «Звездочёт», «Вселенная и мы» и т.д.
Источник
Классный час «Классное созвездие»
Цель: знакомство с учениками класса
Оформление: на доске слова: “С праздником! С днем Знаний!”; класс украшен шарами; классная доска оформлена в виде “звёздного неба”.
Оборудование: звездочки и свечи по количеству участников.
На классном часе могут присутствовать родители учащихся.
Вступительное слово классного руководителя:
День знаний, и, конечно же
День мира –
Таков для всех день первый в сентябре,
Когда под звуки вальса из эфира
Шлет поздравленья диктор детворе.
День знаний – мирный день, необходимый,
Как символ доброты и чистоты,
Давно и прочно горячо любимый,
И щедрый на улыбки и цветы.
— Я всех Вас поздравляю с началом нового учебного года. Желаю вам и вашим родителям здоровья, счастья и успехов. С этого года вы являетесь учениками 5 класса. Мы с вами не знакомы, но я уверена, что мы скоро станем не просто знакомыми, а хорошими друзьями. Для начала давайте поздороваемся.
В рыцарские времена в обращение между людьми было введено рукопожатие. Этот жест указывал на то, что рыцарь безоружен и открыт для обращения с партнером. Сейчас этот жест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнеру, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом.
/Детям предлагается встать в круг/
— Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться рукопожатием. Только сделаем это необычно. Сейчас на счет “три”, мы выбросим в круг любое количество пальцев правой руки. Наша задача, не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в кругу окажется точно такое же количество пальцев, какое выбросили мы, давайте пожмем друг другу руки.
— Вот мы и поздоровались. А теперь, давайте займем свои места.
— Поднимите руку те, кто хоть раз в жизни видел звезды? Поднимите руку те, кто любит смотреть на звездное небо?
Оказывается, что уже с давних времен люди, жившие на Земле, также как и мы, каждую ночь любовались звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали. Мечтали о будущем, о вечном, о прекрасном. Я хочу вам рассказать легенду.
Несколько тысячелетий назад среди лесов и гор жило племя. Днем они трудились, добывали себе пищу, а по вечерам собирались на большой поляне перед костром и смотрели на небо. Им очень нравилось наблюдать за звездами. Они видели, что есть звезды, которые светят очень ярко. Казалось, что они показывают путь странникам. Другие лишь мерцали на небе, и не привлекали к себе особого внимания. Но больше всего жителям племени нравилось смотреть на большие скопления звёзд.
Однажды, когда жители племени, как обычно, сели перед костром и подняли головы, то не увидели ни одной звёздочки. Это большая туча закрыла небосклон. Люди стали молить богов, чтобы те вернули им звёзды, и случилось чудо – подул сильный ветер, и тучи рассеялись.
И жители племени опять могли по ночам смотреть на звёздное небо и мечтать, каждый о своём…
— А вы, ребята, любите мечтать?
Назовите любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове “звезда”?
Есть ли какое – нибудь сходство у человека и звезды? В чем оно?
— Да, действительно, каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далек или близок. Значит каждый из нас – звезда!
/Дети получают каждый по звездочке/
— Сейчас каждый из вас получил звездочку. Вам необходимо написать на ней свое имя (желательно в центре). А теперь расположите вашу звёздочку на нашем “классном небе”.
Рефлексия: расскажите о своей звездочке, расскажите о том, где она находится. Высоко или низко она находится на небе, видно ли её с Земли, есть ли рядом другие звездочки. Хорошо ли вашей звездочке там?
/Дети рассказывают о себе/
— Каждый из нас – звездочка. Время от времени звезды срываются с неба и начинают двигаться. При этом они могут объединяться по нескольку звезд. Сейчас вы все начнете двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое – то число, например 3, и тогда вы должны объединиться по 3 звездочки и т.д.
/Произносится 5 – 7 чисел/
— Я думаю, что нас с вами объединяет очень многое. И сегодня мы об этом узнали. Давайте соединим наши звездочки между собой. Получилось созвездие. Придумайте ему название. Но оно не полное, чьих звезд здесь не хватает? Конечно, родителей они тоже часть нашего созвездия.
— Сейчас наступает торжественный момент. На нашем небе зажглось созвездие “…”
/Каждый ребенок получает свечку и зажигает её от педагога, у которого в руках находиться самая большая свеча/
— Каждое созвездие прекрасно, ярко, неповторимо. Но, встретившись в звездном небе, они образовали еще более интересную композицию звезд.
На нашем звездном небе
Зажглось еще созвездье!
— Я надеюсь, что созвездие нашего класса будет долго сиять на школьном небосклоне, дарить тепло всем нуждающимся. Среди нас не будет грустных, отверженных. Только улыбки и добрые слова будут присутствовать среди нас.
И главное о чём я хочу сказать, я рада, что стала одной из звёзд в созвездии 5 “А” класса.
Источник
Классный час «Путешествие к звёздам»
классный час (6 класс) на тему
Наша планета – часть Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел. Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали себе волнующие вопросы: Как же устроена Вселенная? Где ее начало и конец? Из чего состоит? Что было на ней в прошлом, и что произойдет в будущем?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_k_zvyozdam.docx | 45.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Путешествие к звёздам»
- дать представление о созвездиях, развивать воображение, фантазию и познавательные способности учащихся;
- пробудить интерес к изучению литературы на тему «Космос»;
- расширять словарный запас детей.
1.Сообщении темы и целей мероприятия.
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Меньше, чем комарики.(звезды)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем разговаривать?
- Сегодня мы поговорим с вами о звездах, узнаем, что такое созвездие и откроем тайну Вселенной.
Ребята! Мир, в котором мы живем, огромен и необозрим. Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. Вы, наверное, уже не раз слышали слово «Вселенная». Что это такое? Под этим словом обычно понимают космическое пространство и все, что его заполняет: космические или небесные тела, газ, пыль. Иными словами, это весь наш мир. Наша планета – часть Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел. Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали себе волнующие вопросы: Как же устроена Вселенная? Где ее начало и конец? Из чего состоит? Что было на ней в прошлом, и что произойдет в будущем?
Наука о Вселенной называется Астрономией . Она изучает все эти вопросы. Астрономия – наиболее удивительная из всех наук. Вероятно, она является и самой старой. В огромные телескопы ученые рассматривают ночное небо, где ярко светятся …
2.Беседа о звездах.
– Ребята, кто видел ночное звездное небо? (Слайд №1)
– О чем вы подумали, когда увидели небо впервые, какие чувства испытали?
- Как вы думаете, все звезды на небе одного размера?
- А какого они цвета?
- Почему зажигаются звезды?
- Сколько их сияет в ночи?
- Далеко ли они от нас?
- Есть ли границы у звездной Вселенной?
С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять, и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем.
- Ребята, а вы хотите как можно больше узнать о звездном небе?
3. Путешествие по Вселенной
- Ребята, давайте представим ракетный корабль с неисчерпаемыми запасами энергии и совершим путешествие по нашей Вселенной.
( звучит мелодия «Мелофон»)
Звезды – горячие, самосветящиеся космические тела. Это огромные разноцветные шары раскаленного сжатого газа. Есть звезды гиганты, а есть звезды карлики. Звезды белого и голубого цвета – самые горячие. Звезды желтого и красного цвета – холоднее. Многие звезды горячее и больше Солнца. Но видим мы их маленькими светящимися точками, потому что они находятся очень далеко от Земли, гораздо дальше Солнца. Большим и ярким звездам люди дали имена. Например, самая яркая звезда для земного наблюдателя называется Сириус .(Слайд №3)
- Ребята, а вы знаете какая ближайшая к Земле звезда? ( Солнце. ) Давайте уточним, свои знания об этой звезде. (Слайд №4)
Солнце в сотни раз больше Земли. Его называют желтым карликом.
Во Вселенной существуют множество звезд, которые намного больше Солнца. Солнце от Земли находиться на 150 тыс. км расстоянии. На автомобиле доехать до Солнца можно было бы за 200 лет. На ракете до Солнца можно было бы долететь за несколько месяцев. Солнечный лучик долетает к нам за 8 минут 19 секунд. Это самая большая из возможных скоростей. А другие звезды находятся от нашей планеты – триллионы километров.
В древности, когда зарождалась наука астрономия, звездочеты мысленно соединили линиями яркие звезды, расположенные на небе рядом. Полученные фигуры, которые напоминали разных животных, людей, предметы, они назвали созвездиями. (Слайд№5)
Созвездие – группа звезд, расположенных на определенном участке неба.
— Какие созвездия вам известны?
-Откуда произошли названия созвездий? Ваши предположения.
— Со многими из них связаны какие-либо древние мифы и легенды. (Беседа с детьми)
- Самое известное созвездие «Большая медведица».( Слайд №6)
А вот почему она так называется, есть несколько легенд.
(О Большой и Малой Медведицах существует много легенд. Вот одна из них. Когда-то в незапамятные времена, у царя Ликаон, правившего страной Аркадией, была дочь по имени Каллисто. Красота её была столь необыкновенной, что она рискнула соперничать с Герой — богиней и супругой всемогущего верховного бога Зевса. Ревнивая Гера в конце концов отомстила Каллисто: пользуясь своим сверхъестественным могуществом, она превратила её в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто, юный Аркад, однажды возвратившись с охоты, увидел у дверей своего дома дикого зверя, он ничего не подозревая, чуть не убил свою мать-медведицу. Этому помешал Зевс — он удержал руку Аркада, а Каллисто навсегда взял к себе на небо, превратив в красивое созвездие — Большую Медведицу. В Малую Медведицу заодно была превращена и любимая собака Каллисто. Не остался на Земле и Аркад: Зевс и его превратил в созвездие Волопаса, обречённого навеки сторожить в небесах свою мать.)
- Какую пользу людям приносят людям наблюдение за звездами?( Слайд№7)
(Учащиеся дают предположительные ответы.)
Звезды служат ориентиром во времени и пространстве. Ночью определяют направления четырех сторон света, ориентируются во времени в ночное время суток по тому, в каком положении находится фигурка ковша «Большая медведица».
Есть на небе звезда, которая вполне заменяет компас. Называется она Полярной звездой. Полярная звезда- это северный полюс мира. А как же найти ее на звездном небе? (Слайд№8)
Семь звёзд образуют большой ковш в созвездии Большой медведицы. Теперь если взять 5 раз расстояние между крайними звёздами большого ковша, мы увидим Полярную звезду, которая находится в созвездии Малой медведицы, она указывает направления на север. Соедините. Молодцы. Так можно ориентироваться ночью.
А как найти направление на север, днём? Об этом способе догадались ещё древние астрономы. Днем это можно сделать по Солнцу. Представьте себе жаркий полдень. Мы знаем, что Солнце в полдень в своей высшей точке – на юге. Если встать спиной к солнцу, то сзади – юг, впереди окажется направление на Полярную звезду, то есть направление на север. Тогда слева — запад, справа – восток.
Встань в полдень к солнцу ты спиной
Знай, север холодный — впереди.
Сзади, где солнце – юг, слева – запад,
А вправо на восток ты иди.
- А кто знает под каким созвездием он родился?( Слайд№9)
Таких созвездий 12, как и месяцев в году:
Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы.
Эти созвездия называют Зодиакальные, т.к. они образуют «пояс зодиака»– это линия, которую описывает Солнце, проходя по небесной сфере в течение года. Слово «зоос» в переводе на русский язык означает «живой». Все созвездия, за исключением «весы», означают названия живых организмов. В каком созвездии находилось Солнце, когда ты родился, это и будет твой знак зодиака.
- А какие ещё созвездия вы знаете?( Ответы детей).
- Ребята, давайте отправимся дальше.
( звучит мелодия «Мелофон»)
На небе есть особые тела, которые светятся, но не мерцают и не блестят, светят они отраженным светом. Это планеты.( Слайд№10)
По современным данным их всего восемь и называют их большими – Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран, Земля, Венера, Марс, Меркурий. Раньше к ним относили и Плутон, но уже доказано, что эта планета с другими характеристиками и её относят сейчас к карликовым планетам.
Сейчас мы с вами в центре Солнечной системы. Солнечная система – это семья, в которой живет и наша планета Земля. В центре ее раскаленный газовый шар – это Солнце. Земля получает лишь малую часть солнечного тепла. Вокруг Солнца вращаются 8 планет, тысячи астероидов и комет.
Я – единственный спутник Земли. Я меньше Земли в 4 раза. Если бы было возможно, то турист шел бы до меня 40 лет. А вот на автомобиле вы бы добрались до меня за полгода.
За один месяц я совершаю оборот вокруг Земли. Большую часть моей поверхности занимают лунные горы.
Я самая близкая к Солнцу планета. В несколько раз я меньше Земли. Из-за близости к Солнцу моя поверхность нагревается до +400 градусов. Воздуха на мне нет.
На небе я сияю ярче всех звезд и хорошо видна вам с Земли. Так меня назвали в честь прекрасной богини любви Венеры. Со всех сторон я окружена углекислым газом, который удерживает тепло, поэтому температура поднимается до +500 градусов. К сожалению, жизни на мне нет.
Друзья! Мы с вами давно знакомы. Я единственная из планет, на которой есть жизнь. Я радую вас красотой гор и рек, пением птиц и проплывающими мимо облаками. Любите меня, заботьтесь обо мне. Помните: добро порождает добро!
Я в два раза меньше Земли. Часто меня называют КРАСНОЙ ПЛАНЕТОЙ, потому что грунт богат железом. Воздуха на мне нет, а потому и нет жизни.
Я самая большая из планет. Если положить все планеты на одну чашу весов, а меня положить на другую – я перетяну всех. Поэтому я и назван в честь главного бога Юпитером.
Я самая необычная из планет. Меня окружают яркие кольца. Моя плотность меньше плотности воды. Поэтому, если бы меня можно было поместить в воду, я смог бы в ней плавать и не утонул.
Меня открыли с помощью телескопа. Я в 4 раза больше Земли, состою в основном из газа. В телескоп ученые рассмотрели, что я красивого голубого цвета.
Я планета-гигант. Названа в честь бога воды и моря Нептуна. Также как и мой брат Уран, я состою из газа, поэтому тоже окрашена серебристо-голубым цветом.
- Ну а теперь, давайте вернемся назад. Надеюсь, сегодняшнее путешествие вам понравилось. А теперь отгадайте несколько загадок о звездах и звездном небе.
4 . Подведение итогов занятия.
- Наш классный час подошел к концу.
- О чем мы сегодня разговаривали?
- Что такое звезда? Какого она размера?
- Что такое созвездие?
- О каких созвездиях вы сегодня узнали?
- Мы сегодня так много говорили о звездах, а как вы думаете, думают ли о нас на звездах?
- Посмотрите мультфильм и вы все узнаете.
5.Просмотр мультфильма «Думают ли о Вас на звездах?»
- Думают ли о нас на звездах?
- До свидания.
Список использованной литературы и источников.
И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин
География .Начальный курс. 5 класс . М., «Дрофа», 2015
Источник