Конспект урока по окружающему миру в четвертом классе «Солнце — источник света и тепла»
Ольга Яворская
Конспект урока по окружающему миру в четвертом классе «Солнце — источник света и тепла»
Урок №38 Дата:
Тема: Солнце – источник света и тепла.
Цели и задачи: Познакомить с наукой астрономией, дать понятие Солнечной системы
1. Сформировать у учащихся представление о солнце, как единственном источнике тепла и света;
2. Способствовать расширению кругозора, развитию умения анализировать, рассуждать, делать выводы, самостоятельно работать с литературой.
3. Воспитывать доброжелательные отношения при работе в группе, интерес к изучаемому.
ТСО: карточки для проверки домашнего задания
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
— Когда давным-давно человек посмотрел в небо и увидел звёзды. Видимо-невидимо больших и маленьких звёзд. И все ему загадочно подмигивают.И спросил человек: «А что такое звёзды? Почему так неровно рассыпаны они по небу? Почему день сменяется ночью, а весна летом?» Эти и многие другие вопросы волновали древних людей и продолжают волновать нас с вами. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать космос.
— Что же мы называем космосом?
— Сколько планет входит в солнечную систему?
— Что еще входит в Солнечную систему?
Индивидуальная работа по карточкам.
1. Земля, луна, Солнце – это ___
2. Ближайшая к земле звезда, огромное раскаленное космическое тело
3. Планета в переводе означает ___
4. Отличие планет от звезд___
5. Земля движется ___
1. Планеты Солнечной системы:
2. Кроме планет в Солнечную систему входят их
3. Звездные системы объединяются в ___
4. Галактики образуют ___
5. Единицей измерения расстояния между космическими телами берется
1. Наука о космических телах называется
2.Самые распространенные космически тела:
3. Вместе с Землей вокруг Солнца вращаются:
4. Планеты, обращающиеся вокруг Солнца,образуют:
Солнечную систему
5. Планета, вокруг которой имеются скопления из мельчайших каменных частиц, образующих кольца.
6.Место Земли во Вселенной:
2. Постановка темы урока.
А что такое Солнце?
Какое значение оно имеет для планеты?
— С глубокой древности загадочное и далёкое, окутанное покровами тайн, наше дневное светило привлекало внимание учёных. Сегодня мы попытаемся пойти по стопам учёных и ответить на некоторые вопросы, связанные с этим загадочным небесным телом. Тема нашего урока: Солнце-источник тепла и света.
— Запишите в тетрадях дату и тему урока.
3. Работа по теме урока.
— В первую очередь нам необходимо разобраться, что же такое солнце?
— В течение одной минуты составьте в своих тетрадях все ассоциации к слову солнце.
(Учащиеся самостоятельно составляют кластер)
— Поработай те в парах, дополните свои кластеры; сделайте то же самое в группах.
(Дети продолжают работать с кластером, дополняют его в парах и группах)
— Давайте составим общий кластер:
(Учитель на доске записывает ассоциации под диктовку спикеров групп).
— Используя полученный кластер, попытайтесь в группах сформулировать понятие «солнце», формулировку запишите на листе бумаги.
(Учащиеся каждой группы формулируют понятие «Солнце», затем следует представление работ учащимися)
— Давайте, сравним составленные вами формулировки с тем,как раскрывает это понятие БСЭ: Солнце – центральное тело Солнечной системы, представляет собой раскалённый плазменный шар; Солнце – ближайшая к Земле звезда.
— Какие вопросы возникают у вас об этой звезде? Что бы вам хотелось узнать о Солнце?
Работа с текстом.
Ответить на некоторые из этих вопросов вам поможет текст учебника. С. 110-112 Поработайте с ним и отметьте всё новое, что вы узнали.
— Что вы узнали, на какие вопросы вам удалось найти ответ?
-Еще в глубокой древности люди стали поклоняться Солнцу – источнику тепла и света. Потом древние греки обратили внимание на целебное значение солнечных лучей. И только совсем недавно ученые установили, что Солнце оказывает исключительно большое и самое разнообразное влияние на нашу Землю, не только положительное, но и отрицательное.
Первым нашел много подтверждений этому советский ученый А. Л. Чижевский. Ученых разных специальностей увлекли идеи А. Чижевского, и они принялись активно изучать соответствующие статистические данные за большие отрезки времени. И натолкнулись при этом на самые неожиданные открытия.
— Сейчас вам предстоит самим совершить подобные открытия. Одна часть класса докажет нам, что Солнце имеет исключительно положительное влияние на Землю, другая, что солнце наносит вред.
(Работа в группах и выступление спикеров)
Примерные аргументы учащихся «в пользу» Солнца.
1. Солнце даёт тепло и свет, благодаря чему на Земле есть жизнь.
2. Благодаря Солнцу происходит смена времён года, смена дня и ночи.
3. Солнечные лучи дают энергию
Примерные аргументы учащихся «против» Солнца.
1. Солнечные лучи убивают живое в пустынных районах. Из-за их действия бывает засуха, пересыхают реки, что приводит к гибели растений и животных.
2. Солнечная активность приводит к ухудшению самочувствия людей.
3. Солнечные лучи растапливают льды на севере, из-за чего случаются наводнения.
4. Загар, который люди получают на солнце, вреден для здоровья.
— Какой вывод мы можем сделать из сказанного?
(Солнце может быть и полезным, и вредным для человека, но без него нам обойтись нельзя)
— Понравился ли вам урок?
— Что на уроке для вас было интересным? Важным?
— Что бы вы ещё хотели узнать?
5. Домашнее задание.
С. 110-112 пересказ
1. Земля, луна, Солнце – это ___
2. Ближайшая к земле звезда, огромное раскаленное космическое тело
3. Планета в переводе означает ___
4. Отличие планет от звезд___
5. Земля движется ___
1. Планеты Солнечной системы:
2. Кроме планет в Солнечную систему входят их
3. Звездные системы объединяются в ___
4. Галактики образуют ___
5. Единицей измерения расстояния между космическими телами берется
1. Наука о космических телах называется
2.Самые распространенные космически тела:
3. Вместе с Землей вокруг Солнца вращаются:
4. Планеты, обращающиеся вокруг Солнца,образуют:
Солнечную систему
5. Планета, вокруг которой имеются скопления из мельчайших каменных частиц, образующих кольца.
6.Место Земли во Вселенной:
«Праздник света в Москве». Мои впечатления 4 октября закончился Московский Международный фестиваль «Круг Света». В 2015 году Международный фестиваль «Круг Света» отметил свой.
Частичка тепла Выпуск подготовительной группы 2015 года. Это мой первый выпускной. Воспитателем данной группы я проработала 4 года. За это время дети подросли,стали.
Конспект НОД по экологии «Вода — источник жизни» Конспект НОД по экологии «Вода – источник жизни» (воспитатель Федякова Л. И., детский сад №329, Г. Екатеринбург). Цель: Совершенствовать знания.
Конспект НОД в старшей группе «Семь чудес света» Цель: Приобщать детей к истории. Познакомить детей с великими чудесами света. Совершенствовать словарный запас детей. Побуждать создавать.
Летний спортивный праздник «Солнце, солнце, жарче грей!» Сценарий спортивно-музыкального развлечения для детей «Солнце, солнце, жарче грей!» Цель: Укреплять здоровье воспитанников. Прививать любовь.
Мастер-класс по изготовлению цветочных композиций «Подснежник — вестник тепла, чистоты, надежды…» Многие из вас, наверное, любовались и восхищались красотой первых весенних цветков – подснежников. Подснежник – гордый и смелый цветок,.
Мастер-класс для педагогов по росписи камней «Каменный оберег. Символ Солнца — символ добра и тепла» Цель: Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования. Повышать уровень профессионального мастерства педагогов. Оборудование:.
Проект «Вода — источник жизни» Актуальность темы данного проекта заключается в следующем: Вода является неотъемлемой частью флоры и фауны на планете. Без неё не может.
Проект «Книга — незаменимый источник знаний» Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа.
Консультация «Закаливание-источник бодрости и здоровья» Под влиянием постоянного воздействия свежего воздуха, солнечных лучей и воды повышается сопротивляемость организма к влияниям окружающей.
Источник
Что дает нам Солнце?
Вся энергия, которой мы пользуемся на Земле, берется от Солнца.
На первый взгляд, это не совсем понятно. Ведь зимой в средних и, тем более, высоких широтах Солнце почти не греет, однако мы обходимся без помощи солнечной теплоты и жжем в печах дрова или уголь. Кроме того мы применяем энергию мощных паровых и электрических двигателей, пользуемся силой воды» иногда силой ветра, и даже не вспоминаем о Солнце!
Рассуждая так, забывают, что наши паровые и электрические двигатели работают не сами собой, а требуют топлива. Их топят дровами или углем. Но дрова — это деревья из лесу, а дерево не растет без достаточного тепла и света, даваемого ему Солнцем. Вся ткань дерева — это словно вместилище накопленной солнечной энергии. Уголь же не что иное, как остатки первобытных лесов, произраставших много миллионов лет тому назад, — то есть опять-таки накопленная солнечная энергия.
А водяные двигатели? Тут как будто Солнце не причем: колеса вертит вода. Откуда, однако, берется вода и как она накопляется? Если бы на Земле не было дождей и снега, все реки давно иссякли бы, а дождь и снег образуются из влаги, поднятой с Земли Солнцем.
Точно так же и ветер возникает от того, что различные части земной поверхности нагреваются неравномерно и тем дают начало движениям воздуха. Итак, вся энергия на Земле происходит от Солнца. Наша мускульная и умственная энергия, в конечном счете, зависит тоже от Солнца: без пищи человек существовать не может, а пища его — та же солнечная энергия, скопленная и клетках животных или растений.
Сколько же тепла дает нам непосредственно само Солнце? В одну секунду Солнце излучает кругом себя такое количество тепла, которое может растопить слой льда в виде столба диаметром в 4 км и протяжением от Земли до Солнца, т. е. 150 миллионов км! А если выразить в свечах силу солнечного света, то получится 1275 с 24 нулями! Из всего этого громадного количества тепла и света Земля получает менее миллиардной части. Но и этого вполне достаточно для поддержания жизни на Земле.
Значительная часть солнечных лучей задерживается атмосферой, — тем больше, чем большую толщу воздуха им приходится проходить, т. е. чем ближе Солнце к горизонту. У границ атмосферы каждый кв. см поверхности» перпендикулярной к направлению солнечных лучей, получает за 1 минуту около 2 мал. калорий (калория — количество тепла, которое нагревает 1 г воды на 1° Ц); на поверхности Земли кв. см получает в среднем около 1,3 мал. калории. Когда Солнце в зените, атмосфера поглощает около 30% его излучения, когда оно у горизонта — около 75%. И все-таки Земля за сутки получает больше тепла, чем дает все топливо, сжигаемое человечеством за 1000 лет! Часть земного шара, занятая сушей, получает от Солнца менее чем в год энергию, равную запасу ее в каменном угле всего земного шара.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Чем важно для нас Солнце?
Солнце удерживает нас на месте. Несмотря на то, что наша планета находится в 140 миллионах километров от светила, без его гравитации, мы бы просто улетели в глубокий космос, подальше от тепла и света, в холод черного пространства.
Влияние Солнца на Землю
Наше светило, как и Луна, создает приливы. Хотя большинство ежедневных приливов океана происходят из-за влияния Луны, самые высокие и самые низкие приливы, происходят когда Солнце, Земля и Луна выстраиваются в ряд. Оно дает Земле необходимую энергию. Каждый квадратный метр Земли получает в среднем 342 ватт энергии. Это среднее значение, которое включает в себя день и ночь.
Большая часть этой энергии отражается от Земли и возвращается обратно в космос, но наша атмосфера действует как одеяло, сохраняя часть этого тепла.
Благодаря ему, мы наслаждаемся средней температурой в 15° C. Солнце влияет на нашу погоду. Как вы знаете, оно постоянно нагревает планету, а различия в нагреве, и создают погоду. Когда один теплый над землей, и холодный над океаном воздух, перемещается из одного региона в другой, то образуются ветры.
Когда Солнце нагревает воду, она испаряется, становится облаками и в конце концов выпадает в виде дождя.
Солнце дает нам энергию. В дополнение к теплу, которое мы получаем от него, растения поглощают энергию. Все ископаемые виды топлива, которые мы используем, содержат энергию, которая хранится в течение миллионов лет.
Похожие статьи
Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!
Источник