Меню

Кластер кладовая солнца митраша

Образ и характеристика Митраши — героя сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

В сказке-были Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» рассказывается о брате и сестре, осиротевших во время Великой Отечественной войны. Однажды, несмотря на их дружбу, у Митраши и Насти случилась ссора, которая могла привести к гибели мальчика. Образ и характеристика Митраши помогут раскрыть темы сказки-были и её основную мысль.

Портрет: описание внешности, речь

Митраша (Дмитрий) — десятилетний мальчик, он на два года младше сестры Насти. Он был маленький, плотный, «лобастый», с широким затылком.

Учителя называли между собой Митрашу «Мужичок в мешочке». «Мужичок» — потому что мальчик самостоятельный и упрямый, а «в мешочке» — потому что он носил старую отцовскую куртку из домотканой материи, подпоясывая её кушаком (широким поясом). Куртка эта ему была до пят, поэтому казалось, что на Митраше надет подпоясанный мешок.

Лицо у Митраши, как и у его сестры, было в веснушках, похожих на золотые монетки, а курносый нос был без веснушек.

Мальчик помнил многие наставления отца и часто упоминал об этом в своей речи. От него то и дело Настя слышала: «отец говорил…», «отец показывал…», «отец рассказывал…»

Характер, поступки

Мать у Митраши и Насти умерла от болезни, отец погиб на фронте. Оставшись одни, дети сумели научиться вести всё хозяйство, доставшееся им после родителей. Они были трудолюбивы: ухаживали за скотиной, работали в огороде, а Митраша ещё делал деревянную посуду для сельчан — этому ремеслу он выучился у отца. Кроме бондарства (изготовления бочонков, шаек, лоханей) мальчик занимался мужской работой — той, где нужно применять не только топор, пилу, другие инструменты, но и силу, ведь Митраша был не только трудолюбивый и умелый, но и сильный.

Присоединялся он и к общественной работе: помогал колхозникам на скотном дворе, в полях, на лугах, помогал рыть противотанковые рвы. Кроме того, бывал Митраша на колхозных собраниях, старался понять общественные заботы, да ещё и в школе учился.

Митраша помнил, как «отец наставлял его мать», и тоже иногда начинал учить Настю. Но у сестрёнки было больше жизненного опыта, так как она была старше брата на два года. Она просто улыбалась, слушая его, а Митраша начинал хорохориться и злиться. Но Настя погладит его по затылку и мальчик, понимая, что он всё же младше её, успокаивался. После этого Настя предлагала вместе поработать на огороде. Таким образом, Митраша не зазнавался, и в его дружбе с сестрой было равенство. Автор подчёркивает, что не было в селе ни одной семьи, «где бы жили и работали так дружно», как Митраша и Настя.

От родителей дети переняли умение и сноровку, трудолюбие, серьёзное отношение к жизни, доброту.

Как Митраша попал в беду

Митраша помнил многие рассказы и наставления отца, который был для него непререкаемым авторитетом. Отец, как видно, был умным, общительным, много беседовал с сыном, серьёзно к нему относился, даже иногда называл по имени-отчеству — Дмитрий Павлович. И когда брат и сестра стали собираться весной на Блудово болото за клюквой, Митраша вспомнил, что отец рассказывал, что в лесу, возле Слепой елани, есть палестинка, где очень много клюквы. Мальчик помнил, что отец говорил, что её можно найти, если перейти Высокую гриву и потом идти прямо на север. Поэтому Митраша взял с собой в лес кроме топора и ружья «Тулки» ещё и компас. Про стрелку компаса отец сказал, что она верней друга: бывает, что друг изменит, а стрелка всегда на север смотрит, с её помощью, если заблудишься, можно узнать, где дом.

Собираясь за клюквой, Митраша обернул, как отец, вокруг ног портянки и вправил в сапоги. Надел он картузик, у которого козырёк от старости раздвоился: верхняя корочка была задрана, а нижняя спускалась почти до носа. Оделся мальчик в отцовскую куртку, которая была ему до пят, и подпоясался кушаком.

Читайте также:  Светило это луна или солнце

Дошли брат и сестра по Блудову болоту до Лежачего камня. Около него широкая тропа расходилась вилкой: одна тропа, плотная, хорошая, поворачивала направо, а другая, слабая, шла прямо. Митраша по компасу проверил их направление и узнал, что на север идёт слабая тропка. Он сказал Насте, что нужно идти по этой тропинке. Сестра пыталась его уговорить идти по плотной тропе. Она думала что, если идти по другой тропке, можно угодить в Слепую елань (топкое место в болоте). Но Митраша решил идти к палестинке по стрелке на север, как учил отец. Дети поспорили, рассердились друг на друга и пошли каждый по своей тропе.

Стрелка компаса повела Митрашу в Слепую елань, где немало людей и скота погибло. Тропа, по которой шёл мальчик, стала нетвёрдой, малозаметной. Но Митраша приметил, что вдоль неё росла высокая белая трава белоус. Он дошёл до ровной полянки, увидел на другой её стороне траву белоус — спутника человеческой тропы. Мальчик смело пересёк полянку и пошёл снова по елани, но не по тропке, которая сейчас вела не прямо на север, а повернула налево. Он хотел сократить путь и идти не по изгибающейся тропке, а строго на север. Ноги его всё глубже утопали, и труднее стало их вытаскивать. Вот он уже погрузился в воду выше колена, хотел выскочить назад, но увидел недалеко впереди траву белоус на человеческой тропе и решил не отступить назад, а перескочить на тропу. Он рванулся вперёд, но провалился в болото по грудь. При малейшем движении его тянуло вниз. Мальчик положил ружьё плашмя на болото и опёрся на него руками.

И тут услышал он крик Насти: «Митраша!» Мальчик ответил, но его крик отнёс ветер в другую сторону, и сестра не услышала его. Потом Митраша и кричать перестал, и по его щекам потекли слёзы.

Как Травка спасла Митрашу

В это время собака Травка, жившая одна в лесу после того, как её хозяин, лесник Антипыч, умер, прибежала на Слепую елань, преследуя зайца. А за ней понёсся волк Серый помещик, давно мечтавший поймать Травку.

Травка увидела Митрашу. Мальчик вспомнил, что по-настоящему эту собаку зовут Затравка, произнёс это слово, и Травка поняла, что это маленький Антипыч.

Митраша стал ласково уговаривать собаку, чтобы она ползла к нему. Когда Травка была уже близко, он не погладил её по голове, так как по её виду понял, что от радости она кинется к нему и утопит. Он замер и в то мгновение, когда Травка хотела броситься к нему на шею, схватил её за заднюю ногу. Большая, сильная собака рванулась и вырвала мальчика из болота. Он сразу лёг животом на ружьё, выпустил Травку и на четвереньках, переставляя ружьё, на которое опирался, добрался до тропы, где росла трава белоус. Тут он встал на ноги и позвал собаку: «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!» Травка признала в нём хозяина, её любимого Алпатыча, с радостным визгом бросилась к нему, и Митраша стал целовать её в нос, в глаза, в уши. Так выдержка и знание поведения собак помогли Митраше выбраться из болота.

Мальчик был очень голоден, а Травка как раз возобновила гон по зайцу. Мальчик переменил в ружье подмокшие патроны и притаился в кусту можжевельника. Как раз здесь же притаился волк, подкарауливавший Травку. Митраша, увидев волка, выстрелил в него и убил серого разбойника, который за одно лето порезал множество коров и овец.

Услышав выстрел, Настя закричала, брат отозвался, и она быстро к нему прибежала. Травка принесла своему новому хозяину, в котором она видела молодого Алпатыча, зайца, и друзья развели костёр, стали готовить еду и устраиваться на ночлег.

Читайте также:  Закат солнца время календарь

Так Митраша благодаря своей силе духа, знанию повадок собак, умению стрелять, смог остаться в живых.

Отношение автора к Митраше

Пришвин относится к Митраше уважительно за то, что:

  • у него есть сила характера;
  • он умеет жить в тяжёлых условиях;
  • выучился у отца бондарскому мастерству и делает деревянную посуду для односельчан;
  • делает по хозяйству мужскую работу;
  • участвует в общественной жизни.

Пришвин был не только писателем, но и естествоиспытателем, исследователем природы. Он понимал, что путь исследователя всегда нелёгкий, поэтому ему нравится намерение Митраши идти своим путём, а не выбирать проторённые дороги. Но Пришвин знал, что исследователю нужно учитывать и опыт, накопленный людьми. А у десятилетнего Митраши не хватило жизненного опыта, чтобы прийти к цели.

Вывод

Образ Митраши в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» помогает понять идею (основную мысль) этого произведения. Она состоит в том, что не нужно ссориться с друзьями, а если у людей разные мнения, нужно постараться договориться. Это произведения учит читателей тому, что о друзьях никогда не следует забывать и что, отправляясь по незнакомому опасному пути, нужно учитывать опыт других людей. Мальчик, перейдя хорошую полянку в Гиблой елани, не пошёл по тропке, которая в одном месте повернула налево, а хотел идти всегда строго по стрелке компаса на север. То есть он не поверил опыту других людей, ходивших строго по этой тропке, хотел сократить путь и поэтому попал в беду.

Характеристика образа Митраши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Сравнительная характеристика Насти и Митраши — героев сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» написана в 1945 году, а говорится в ней о событиях в жизни двух детей, которые произошли в 1943 году. Историю о Насте и Митраше рассказывает один из разведчиков болотных богатств, которые узнали, что в Блудовом болоте, находящимся недалеко от села, где жили герои сказки-были, находится очень много торфа — ценного горючего. Сравнительная характеристика Насти и Митраши показывает сходство и различие этих героев.

Судьба Митраши и Насти

Главные герои сказки-были «Кладовая солнца» — брат и сестра, жившие в селе недалеко от города Переславль-Залесского. Они были сироты: их отец погиб на фронте, а мать умерла от болезни. Насте было двенадцать лет, а Митраша был на два года моложе неё, но дети сами справлялись с крестьянским хозяйством, которое осталось им после родителей. Сначала им помогали соседи, в том числе и разведчики болотных богатств, которые жили через один дом от детей. Но скоро Митраша и Настя сами стали очень умело справляться с делами по хозяйству, а оно у них было большое: пятистенная изба, корова, тёлушка, коза, овцы, поросёнок, петух, куры.

Портрет: описание внешности, речь

Настю автор сравнивает с золотой курочкой на высоких ножках: волосы у неё отливали золотом, а на лице, кроме курносого носика, рассыпались веснушки, как золотые монетки. Митраша тоже был весь в веснушках, только носик был, как у сестры, без веснушек и глядел вверх. Этот мальчик невысок, но крепок, он лобастый, с широким затылком. Учителя между собой называли его «Мужичок в мешочке», потому что он носил отцовскую куртку из домотканой материи, которая была ему до пят, и со стороны казалось, что на нём надет мешок.

Брат и сестра часто говорят о наставлениях своих родителей, особенно часто вспоминает отца Митраша. Мальчик в лесу и на болоте терпеливо объясняет сестре многое из того, что рассказывал ему отец о растениях и зверях.

Характер

Митраша и Настя жили и работали очень дружно. Они были трудолюбивы, многое умели. Настя ухаживала за скотиной, топила печь, варила еду, работала в огороде. Митраша делал мужскую работу по хозяйству, участвовал в общественной жизни села, делал деревянную посуду для односельчан. И брат, и сестра помнили и любили отца и мать.

Читайте также:  Юбка спицами для женщины схемы солнце

Были и различия в их характере: Настя была рассудительной, спокойной, а Митраша отличался упрямством и нетерпеливостью. Сестра относилась к задиристому и упрямому младшему брату снисходительно, успокаивала его, когда он начинал хорохориться.

Отношение автора к Насте и Митраше

Пришвин относится к героям сказки-были «Кладовая солнца» с сочувствием, симпатией и нежностью. При их описании он использует такие эпитеты, как «милые», «умные», «дружные», называет их любимцами односельчан. Он использует и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («маленькая ручка», «носики», «ножки», «животик», «умненькие»).

Автор сочувствует Митраше, когда он увяз в болоте, и осуждает Настю за то, что она увлеклась сбором клюквы и забыла о брате. Пришвин отметил, что из-за желания собрать как можно больше ягод, девочка забыла не только о Митраше, но и о себе. Осуждая её за жадность к ягоде, писатель называет Настю «прежней» Золотой Курочкой на высоких ножках. В конце сказки-были автор отметил совестливость Насти, которая стыдилась своей жадности, а также её доброту (всю клюкву она отдала в детдом эвакуированным ленинградским детям).

Автор сделал природу, как и в русских сказках, полноправным героем. В сказках природа всегда старается помогать человеку. Пришвин показал эгоизм сосны и ели, которые сплелись корнями и жестоко боролись друг с другом за питание, свет и воздух. Перед ссорой у Лежачего камня дети увидели, как на небе появилось облако и, «как холодная синяя стрелка» пересекло пополам солнце. Ветер вдруг рванул, а сосна нажала на ель своими сучьями, и ель зарычала. Автор показывает, что природа как бы предупреждает, что не нужно ссориться, но, к его огорчению, дети не вняли этому предупреждению.

Сравнительная характеристика Насти и Митраши (таблица)

Параметры сравнения Настя Митраша
Возраст 12 лет. 10 лет.
Прозвище Золотая Курочка на высоких ножках. Мужичок в мешочке.
Внешность Волосы отливают золотом, на лице крупные веснушки, похожие на золотые монетки, только на курносом носике их нет. Невысокий мальчик, крепкий, лобастый, с широким затылком. На лице золотые веснушки, кроме носика, который глядел вверх.
Дела, которым научились у матери и отца Ведение домашнего хозяйства: топка печи, приготовление еды, уход за скотиной, работа в огороде. Бондарное ремесло (изготовление деревянных бочонков и т. п.), мужская работа по хозяйству, участие в общественных делах.
Различие в характерах Настя — спокойная, рассудительная, благоразумная, миролюбивая. Она снисходительно относится к упрямому брату, старается сглаживать его задиристость. Митраша нетерпелив, упрям, строптив, не боится рисковать; иногда пытается учить старшую сестру, задирает перед ней нос, хорохорится.
Сходные черты характера Трудолюбие, хозяйственность, деловитость, самостоятельность, дружелюбие. Они умелые в работе, помнят и любят родителей.

Вывод

Образ Митраши и Насти в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» помогает понять идею (главную мысль) этого произведения: нужно, несмотря на разногласия, уметь договариваться и действовать вместе. Если бы брат и сестра пошли вместе по одной из троп, то они в итоге добрались бы до палестинки. Дети не знали, что и та тропа, по которой пошла Настя, и та, по которой пошёл Митраша, привели бы их к палестинке. Просто Митрашина тропка шла к ней напрямик. Если бы мальчик шёл строго по этой тропке, а не захотел сократить путь, то не провалился бы в трясину и пришёл бы раньше сестры в то место, где много клюквы.

Испытания, которые выпали им в походе за клюквой, помогли брату и сестре понять, что нужно всегда договариваться и действовать вместе.

Сравнительная характеристика Насти и Митраши показывает сходство и различие в их характерах и будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Adblock
detector