Меню

Клод моне солнце сено

Клод Моне — Стога сена

1890 год стал переломным моментом в жизни Клода Моне — ему исполнилось пятьдесят, он впервые приобрел недвижимость и договорился о покупке «Олимпии» Эдуарда Мане для последующего размещения во французской национальной коллекции. Любое из них могло оказаться самым заметным событием того периода, однако 1890 год стал также временем, когда Моне написал самую объемную художественную серию XIX века — свои «Стога». Эта знаменитая серия нашла свое вдохновение в полях, прилегающих к дому художника в Живерни, а в качестве своих основных образов заимствовала монолитные злаковые стога, которые доминировали на убранных полях с середины лета. Настоящая работа — самый запоминающийся и известный пример в группе картин, вошедших в западный канон искусства XIX века.

На этих полотнах, обычно известных как «Стога сена», преобладают гигантские конические структуры, состоящие из пшеничных колосьев и уложенные таким образом, чтобы колосья могли сохраниться без образования плесени в течение довольно продолжительного времени. В деревнях ощущалась нехватка молотилок, и ожидание пока одна из этих тихоходных машин достигнет нужного места часто занимало месяцы — летний срез зерна мог находиться в аккуратном и ровном снопе до января или февраля следующего года. Собранные стога были около трех метров в высоту, иногда достигая шести метров, их форма варьировалась в зависимости от региона. Белокурые монолиты на полотнах Моне имеют типичную форму зерновых стогов в сельской местности Нормандии — цилиндрическое основание, увенчанное остроконечным куполом из соломы.

Стога сена уже появлялись на холстах Моне до этого, но они никогда не оказывались предметом его исследований, появляясь как случайные элементы в большом пейзаже или позади фигур, прогуливающихся по убранному полю. Только в 1888 году Моне начал рассматривать стога в качестве центрального мотива композиции. Эти картины представляли собой довольно скромное начало и не отмечали никакого реального прогресса в систематическом создании серии. «Стога» Моне не были рождены «волшебным образом» его первыми встречами с ними, напротив, они стали результатом многолетнего опыта пейзажиста. Выбрав в качестве своего предмета эти величественные объекты, Моне продолжил давнюю традицию изображать сельскую местность Франции и ее обильные богатства, невольно подражая Милле и другим последователям Барбизонской школы. Тем не менее, Моне обновил и адаптировал эту традицию с поразительным эффектом: его серия стогов практически не содержит отдельных деталей; в ней нет собак и птиц, нет рабочих или гуляющих по полю. Художник сокращает свое виденье, чтобы сосредоточиться исключительно на самих стогах, на игре света и тени, на небе и горизонте. Стога никогда не засвечены солнцем или затемнены сумерками, из-за чего они никогда не теряют своей идентичности как формы. Моне заходит так далеко, что выделяет их, часто задействуя смелые цвета, и обрамляет их конические вершины ручейками света, которые словно стекают по волнистым краям. Несмотря на свою инертность, стога, кажется, излучают чувство глубокой гармонии и благополучия.

Настоящее полотно отрывается от общей организации серии несколькими решениями. Параллельность стогов доминирует в структуре гораздо меньше, чем сильная диагональ, идущая от левого края полотна к линии горизонта. Моне также использует радикальное усечение стогов, что способствует ощущению динамизма в отступающей диагональной линии рукотворных объектов; они прямо противоположны солнцу, скрытому за ними и излучающему диагональные лучи света в нижний правый угол композиции, тем самым наполняя кромки стогов и землю красными, оранжевыми и ярко-зелеными цветами. Отрезая часть самого большого стога с левого края, Моне передает монументальность этих монолитов и еще больше поражает манипулированием света в ландшафте, вызванным их физическим присутствием.

Пятнадцать «Стогов» Моне были впервые выставлены в мае 1891 года в галерее Дюран-Рюэля в Париже. Выставку сопровождало несколько других работ, но внимание публики было приковано к стогам сена. Многие искусствоведы того времени опубликовали хвалебные рецензии, а Писсарро, обычно не принимавший творчество Моне, написал в частном письме своему сыну, что, несмотря на все опасения, это «была работа великого художника». Знаменитый критик Феликс Фенеон, придумавший термин «неоимпрессионизм» четырьмя годами ранее, написал в рапсодической прозе: «Когда краски Моне соединялись в столь гармоничном звучании с еще более искрящимся импульсом? Это вечернее солнце, которое больше всего возвысило стога: летом они сияли ореолом в фиолетовых хлопьях гнева; зимой их фосфоресцентные тени рябили на солнце, и, внезапно застыв в голубом, они сверкали сначала розовым, а затем золотым».

Читайте также:  Надежда кадышева будет солнце или снег

Источник

Клод-Моне.рф

ОСКАР КЛОД МОНЕ 1840-1926

КЛОД МОНЕ — Стога сена в солнечном свете. Полдень 1891г

Стога сена в солнечном свете. Полдень 1891г
65х100см холст/масло
National Gallery of Australia, Canberra

Из книги «История Импрессионизма» Джон Ревалд:
Собственное творчество Моне сейчас приняло новое направление; это стало очевидным, когда в 1891 году он выставил у Дюран-Рюэля серию из пятнадцати картин, изображающих стога сена в различное время дня. По его словам, он предполагал вначале, что для передачи предмета при различном освещении достаточно двух холстов — одного для пасмурной погоды, другого для солнечной. Но, работая над этими стогами сена, он обнаружил, что эффекты света непрерывно изменяются, и решил удержать все эти впечатления на ряде холстов, работая над ними по очереди, причем каждый холст был посвящен одному определенному эффекту. Таким образом он пытался достичь того, что называл «мгновенностью», и утверждал, что очень важно прекращать работу над одним холстом, как только меняется свет, и продолжать ее над следующим, «чтобы получить точное впечатление от определенного аспекта природы, а не смешанную картину».
За его серией «Стогов» последовали аналогичные серии «Тополей», фасадов Руанского собора, видов Лондона и водяных лилий, растущих в пруду его сада в Живерни. В стремлении методически, почти что с научной точностью наблюдать непрерывные изменения света Моне утратил непосредственность восприятия. Теперь ему были противны «легкие вещи, которые создаются в едином порыве», но именно в этих «легких вещах» проявился его дар схватывать в первом впечатлении сияющее великолепие природы. Упорство, с которым он теперь вел состязание со светом (в этой связи он сам употреблял слово «упорство»), шло вразрез с его опытом и дарованием. Тогда как картины его часто дают блестящее решение этой проблемы, сама проблема оставалась чистым экспериментом и налагала строгие ограничения. Напрягая зрение для того, чтобы заметить мельчайшие изменения, он часто терял ощущение целого. Доведя до крайности свое пренебрежение сюжетом, Моне окончательно отказался от формы и в бесформенной ткани тончайших нюансов старался удержать лишь чудо света.

«Игроки в карты» представляет собой серию из пяти картин . Поль Сезанн создал
эту серию в начале 1890-х, когда проживал в Экс Провансе. Работы различаются
по размеру и по количеству изображённых игроков. Сезанн также выполнил
множество рисунков в рамках подготовки к серии «Игроки в карты». Одна из картин
«Игроки в карты» была продана в 2011 году королевской семье Катара по цене от
$ 250 млн до $ 300 млн . — Сезанн.рф

Из письма Винсента Ван Гога брату Тео: «Уф! «Жнец» завершен. Мне думается, это
одна из вещей, которые ты повесишь у себя дома. Это образ смерти в том виде, в
каком нам являет его великая книга природы, но я попробовал сообщить картине
«почти улыбающееся» настроение. Она выдержана в желтом — бледно- и светло
-желтом, за исключением фиолетовой линии холмов, и это кажется мне довольно
забавным — я-то ведь смотрел на пейзаж сквозь зарешеченное окно одиночки.»
Ван-Гог.рф

Читайте также:  Изображение солнца разных народов

Источник

Картины импрессиониста Клода Моне из серии «Стога сена» бьют рекорды на аукционах

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Несколько слов об уникальном мастере

Осенью 1840 года во французской столице родился Оскар Клод Моне, выдающийся живописец, один из основателей импрессионистского стиля в мировом искусстве. На сегодняшний день этот автор занимает третью строчку в топе самых дорогих художников мира, а его знаменитые кувшинки, маки, бесконечные поля, стога скошенного сена в Живерни стоят в одном ряду с самыми дорогими живописными полотнами, заявленными на аукционах.

Моне вошел в сокровищницу мировой живописи, прежде всего как новатор. Именно он первым развил новые живописные приемы письма, называемые импрессионизмом, первым использовал новую теорию цветовой гаммы, первым стал писать один и тот же объект или мотив по несколько раз при различном освещении и погодных условиях.

Многие критики и коллеги-художники называли Клода Моне «человеком солнца», и не безосновательно. Яркие лучи, струящийся из его полотен, буквально увлекают зрителя в удивительный мир атмосферных явлений, наполненных лучезарным светом, воздухом и цветом.

Однако, как и у большинства первопроходцев, жизнь художника складывалась довольно сложно, особенно беспокоило художника здоровье. Уже в зрелом возрасте у него начались проблемы со зрением, а к концу жизни он и вовсе ослеп из-за двойной катаракты. Примерно с 1905 года и до конца своих дней, а умер Моне в 1926 году, он целиком погрузился в изображения кувшинок на поверхности воды, не имеющей линии горизонта.

И то огромнейшее наследие, оставленное Клодом Моне потомкам, считается бесценным достоянием всего человечества, лучшие экспонаты которого хранятся в ведущих музеях, галереях и частных собраниях коллекционеров по всему миру.

Цикл живописных произведений Моне из 25 полотен

Оказывается, не многие знают, но в художественном наследии Моне картин с изображением стогов сена на скошенных полях существует ни много ни мало, а двадцать пять штук. Они то и составляют серию полотен, написанных живописцем в 1890-х годах в Живерни, где находился его дом. И львиную долю известных своих творений Моне, вдохновленный окружающими природными пейзажами, создал именно в Живерни, в собственном саду. В настоящее время усадьба художника является музеем, хранящим среди ценных экспонатов личные вещи, письма, архивы и картины импрессиониста.

Возвращаясь к знаменитой серии, хотелось бы отметить, что на самом деле в стога, которые изображал художник на своих холстах, собиралось вовсе не скошенное сено. В такие скирды работники французской коммуны в Живерни сваливали снопы зерна, после чего их обкладывали толстым слоем соломы и накрывали конусными крышами из сена, чтобы защитить урожай от влаги и грызунов.

Ценность цикла работ Моне заключена в том, что художник изображал стога при различном освещении, в разное время года и под влиянием совершенно разных атмосферных явлений. И несмотря на один и тот же мотив, используемый мастером, все холсты кардинально отличаются один от другого: и по гамме цветовой палитры, и по технике исполнения, и по атмосферным эффектам и по времени года.

Хотелось бы также отметить, что семнадцать пейзажей из двадцати пяти хранятся в крупных публичных коллекциях, например, в Метрополитен-музее, Музее Орсе, Институте искусств в Чикаго и многих других ведущих галереях. А вот восемь — в частных собраниях коллекционеров.

Лот майских торгов, ушедший с молотка за 111 миллионов долларов

И вначале мая одно из этих восьми полотен Моне вместе с другими лотами было выставлено на всеобщее обозрение в галерее Sotheby’s в Нью-Йорке. Это был первый публичный показ «Стогов сена» за последнее тридцатилетие.

Читайте также:  Когда мазать крем от солнца

«Эту картину во всей серии выделяет уникальная перспектива, динамичная композиция и яркая палитра красок. В центре работы пересекаются сильные диагональные линии (одна из них направлена вправо, вторая образована наклонными лучами солнечного света), заземляя слои сложных мазков и направляя взгляд зрителя через холст. В результате получился захватывающий пейзаж , который излучает чувство глубокой гармонии и благополучия», — так охарактеризовали картину перед торгами специалисты от искусства.

А уже 14 мая состоялись аукционные торги, на которых предварительно оценённый холст кисти знаменитого Моне в 55 миллионов, ушел с аукционной распродажи произведений импрессионистов и модернистов с мировым именем за цену, превышающую заявленную организаторами аукциона ровно в два раза.

«Картина Клода Моне стала бесспорным победителем торгов, получив $110 747 000. Это стало новой рекордной ценой, за которую когда-либо покупали работы этого художника» , — из экстренного сообщения аукционного дома Sotheby’s сразу же после распродажи. Однако, к сожалению, имя покупателя, который опередил других пятерых участников торгов, длившихся около восьми минут, организаторами названо не было.
Кроме того, это событие стало первым случаем, когда полотно, написанное в манере импрессионизма, ушло с торгов за более чем за $100 миллионов.

И, что примечательно, за три с половиной года до этих торгов, в ноябре 2016 года, аналогичная работа Моне «Стог сена» ушла с молотка на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 81,4 миллиона долларов, что также оказалось почти в два раза дороже заявленной стоимости. Тогда эта картина стала самой дорогой работой Моне, реализованной когда-либо на публичных торгах. Она также побила рекорд 2008 года, который установил пейзаж импрессиониста «Пруд с кувшинками», проданный за 80,4 миллиона долларов.

Немного о судьбе полотна «Стога сена», проданного на майских торгах

Прекрасная и эффектная серия полотен «Стога сена», состоящая из 25 картин, самая значимая в бесценной сокровищнице наследия мастера, воспевающая красоту лугов в период сбора урожая во французской деревне. Но сегодня хотелось бы остановиться на одной из них, побившей в мае этого года все рекорды.

Самой первой владелицей полотна была Берта Оноре Палмер, купившая его у дилера Поля Дюрана-Рюэля в 1892 году. За год до этого, увидев это творение Моне на персональной его выставке в Париже, Берта буквально влюбилась в картину. Супруга богатого чикагского бизнесмена не могла удержаться, и приобрела пейзаж при первой же возможности. А со временем еще несколько полотен из этой серии и несколько других работ стали украшением ее коллекции.

Оставаясь весь остаток жизни восторженной поклонницей творчества Моне, Берте удалось стать владелицей не только восьми холстов «Стогов сена», а и четырех «Тополей», трех «Руанских соборов» и трех пейзажей из серии «Утро на Сене».

После кончины Берты Палмер все собрание работ Моне стало собственностью её сына. И, спустя годы, впервые произведение «Стога сена» появилось на открытых торгах тридцать три года тому назад. Тогда оно было продано за 2,5 миллиона долларов, что было в 44 раза дешевле нежели сейчас. Теперь в истории картины снова произошли судьбоносные перемены.

Бонус.
Полотна Моне, хранящиеся в галереях России.

Думается, что некоторым читателям будет интересно узнать, что в России в ГМИИ им. А.С. Пушкина находятся такие известные полотна, как «Сирень на солнце» (1873) и «Завтрак на траве» (1866), а в Эрмитаже Санкт-Петербурга — картина «Парламент, эффект тумана.

И в заключение хотелось бы предложить читателю более подробно ознакомится с удивительными фактами из жизни французского импрессиониста Клода Моне.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Adblock
detector