Описание картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»
Клод Моне, известнейший представитель французского импрессионизма написал полотно «Впечатление. Восход солнца» в 1872 году. Экспозиция этой картины и последовавшая негативная критика на неё дала название целому направлению в искусстве.
Всё началось с выставки в 1874 году «Салона отверженных». На этой выставке были показаны работы художников, которых отверг «Парижский салон», сочтя их несоответствующими канонам традиционной академической живописи. Луи Леруа – критик журнала «Le Charivari», посетив «Салон отверженных», в пренебрежительном тоне пишет статью о салоне под заголовком «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Так появилось название целому течению в живописи, а затем и в литературе, и музыке.
Клод Моне, как и все импрессионисты, в картине «Впечатление. Восходящее солнце» уделяет очень много внимания цвету. Художник сознательно показывает небо и солнце тусклыми, чтобы зритель прочувствовал сырость и прохладу морского утра. Но при этом Моне добивается этого эффекта при очень сочных красках, восхищая и удивляя зрителя.
Судьба картины была непростая: её похищали, возвращали. А самое главное — она стала началом нового взгляда на мир и его ощущения.
Год написания картины: 1872.
Размеры картины: 48 × 63 см.
Техника написания: масло.
Жанр: городской пейзаж.
Галерея: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция.
Источник
“Впечатление” Клода Моне. Главная картина импрессионизма.
Если вы любите импрессионизм , вы обязаны знать картину, благодаря которой это направление в живописи получило свое название. Это картина “Впечатление. Восход солнца” (1872), на которой изображен порт города Гавр (Франция).
Конечно, и до Моне техника импрессионизма встречалась на полотнах других художников. Например, Гойя нарисовал свою Молочницу из Бордо в этой технике. Однако название она получила именно благодаря картине Моне “Впечатление”.
Выставка, вошедшая навсегда в историю живописи
Клод Моне выставил эту картину наряду с другими художниками ( Ренуар , Дега , Мане , Моризо и др.) на организованной им же выставке в 1874 году.
Картины настолько не вписывались в представления о классической живописи у публики 19 века, что та ехидно отмечала, что “в наброске для комнатных обоев и то больше законченности, чем в этом морском пейзаже” или “теперь пишут, как видят: даже не подготавливают холстов”. В общем, это была обычная негативная реакция людей на нечто совершенно новое и нестандартное.
На этой же выставке Моне показал свою знаменитую картину “Бульвар Капуцинок”. О ней читайте в статье “Необычные факты о “Бульваре Капуцинок Клода Моне”.
Журналист Луи Леруа, написав саркастичный отзыв о выставке, назвал представленных на ней художников “впечатленцами” как раз по названию картины Моне “Впечатление”. По-французски “впечатление” будет impression. Так что в русском языке название закрепилось на иностранный манер – импрессионисты.
Тогда такое сравнение публике показалось смешным и запоминающимся – оно так и закрепилось за подобной техникой в живописи.
Загадочная дата создания
Теперь вернемся на 2 года назад, когда Моне писал эту картину. Я обратила внимание, что в интернете в большинстве источников указывается дата написания картины “1872-1873 гг.” Хотя на самой картине Моне поставил дату “1872 г.” (см. в левом нижнем углу на фрагменте картины).
Я не могла понять, зачем прибавляют еще один год? Ведь художнику виднее, когда он создавал свое творение!
Оказывается, долгие годы искусствоведы считали, что Моне был несколько не в себе, поставив неверную дату на картине – ведь документально было известно, что в порту Гавра (Франция) он был в 1873 году.
И только в 2014 году профессор физики Дональд Олсон доказал, что картина была написана все-таки в 1872 году, как и указал Моне.
Более того, Олсон смог установить число и даже время написания картины с точностью до минуты, проанализировав положение солнца, возможность захода больших парусников в порт только во время прилива, направление ветра (по дыму) и данные о погодных условиях (туман) того времени.
Рождение новой техники в живописи
Исследование Олсона мне кажется очень даже уместным – ведь время играет гораздо более важную роль для импрессионистов. До них картины писали в студиях, не один день и даже не один месяц.
Так, для сравнения, Гойя писал картину “Портрет семьи Карла IV” один год. А здесь мы точно знаем, что Моне начал рисовать картину в 7.35 и закончил ее через 10 мин!
Он писал быстрыми и широкими мазками, с натуры, через открытое окно своего номера в гостинице. Он спешил набросать свое мимолетное впечатление от увиденного, пока солнце не взошло выше и природный свет не заиграл по-другому.
Так что мы видим туман, солнце, оттенки воды и неба ровно такими, какими они были 13 ноября 1872 года в 7 часов 35 минут.
Моне позже признавался, что в то утро думал, что пишет очередную картину, которую никто не купит. Мог ли он тогда представить, что его картина через 100 лет будет стоить несколько десятков миллионов долларов? Думаю, если бы знал, она бы такой не получилась.
Порт Гавра на картинах Моне
Моне потом еще не раз писал порт Гавра. Большинство этих работ находятся в частных коллекциях. Я нашла лишь две картины, которые можно увидеть каждому желающему в музеях (“Музей в Гавре” и “Вид на старую гавань в Гавре”).
Источник
Описание картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце»
Клод Моне, 1872 год, картина «Впечатление. Восходящее солнце», Фото: muzei-mira.com
Название | Впечатление. Восходящее солнце |
Страна, художник | Франция, Клод Моне |
Год | 1872 |
Жанр | Пейзаж |
Находится | Музей Мармоттан-Моне, Париж |
Материалы | холст, масло |
Картину Клода Моне критиковали за небрежность линий, общую незаконченность. Особо язвительные критики даже сравнивали полотно с обоями, причем в пользу последних. Один из рецензентов с издевкой назвал художника, писавшего в такой стремительной манере особо «впечатлительным». Моне нисколько не обиделся и продолжил писать свои странные картины, а такое направление в живописи с тех пор получило название «импрессионизм», что в буквальном переводе с французского значит впечатление. Поначалу такое обозначение было настоящим оскорблением, но постепенно понятие трансформировалось в настоящий искусствоведческий термин.
Импрессионисты пытались найти как можно больше художественных приемов, способных передать реальный мир во всей его живости и изменчивости. Им приходилось писать быстро и в строго определенное время, чтобы добиться одинакового расположения бликов и теней, а солнечный свет был их главным инструментом.
Произведение «Восходящее солнце» было написано ранним утром в Гавре. Из окон гостиницы, где жил художник, открывался вид на старый аванпорт. Раскаленный солнечный шар медленно поднимался из воды, прорезая своими лучами всеобщую серость. Из тумана проступали очертания доков, поднимающийся из труб дым и маленькие рыбацкие лодочки. Солнце окрашивало воду оранжевыми и багряными всполохами, а на небе постепенно разгорался пожар.
Моне работал крупными быстрыми мазками, которые зрителям сначала показались неряшливыми. Публика, привыкшая к правильной академической живописи, восприняла работу как незаконченный этюд. Но подобная техника позволила художнику ухватить и передать свои эмоции от разгорающегося рассвета, добавила произведению динамизма.
Картины импрессионизма не про реалистичность и документально-точную передачу действительности. Они про личное и субъективное, которым живописец делится с миром. Это не статичное изображение, а целое представление, состоящее из теней, бликов, оттенков и переходов цвета. Это попытка на мгновение остановить время и насладиться этим растянувшимся мигом абсолютной красоты.
Источник
Впечатление. Восходящее солнце — Клод Моне
Немного сыщется в истории живописи картин, в честь которых давали бы название целому направлению. Картина Клоде Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872) — как раз такой случай. Любой, даже самый далекий от искусства человек наверняка краем правого или левого уха слышал о таком течении в живописи, как импрессионизм — потому что не услышать о нем нельзя. Это самый авангардный прорыв в изобразительном искусстве 19-го века, настоящая революция, которая, так уж получилось, была названа по имени этой совсем небольшой (48 х 63 см) и, на первый взгляд, совершенно невзрачной картины Моне, название которой в оригинале выглядит следующим образом: Impression, soleil levant (фр.)
Сегодня слово «импрессионизм» давно обрело культовый статус. Стоит произнести его, и в воображении, окутанном романтической дымкой — совсем как на картине «Впечатление» Клода Моне — тут же возникает веселая и беззаботная ватага французских художников, прожигавших жизнь в увеселительных заведениях, водивших дружбу с проститутками, не имевших за душой ни единого су — и писавших при этом восхитительные полотна, ниспровергавшие напрочь весь скучный академический вздор, который в 19-ом веке все еще продолжали называть живописью.
Продолжали, понятно, по инерции — поскольку живописи там давно уж не осталось: только мертвое ремесло, общественное признание, денежные заказы и страх нарушить хотя бы на полшага заданные предшественниками и одобренные общественностью рамки.
У Моне, Мане, Сислея или Дега ничего этого не было: ни денег, ни признания, ни, тем более, страха. Боятся лишь те, кому есть, что терять. Как истинные революционеры от искусства, эти молодые люди, патологически не желавшие становиться частью системы, которую они осознанно отвергли и предали, упорно пытались проторить в искусстве свою собственную стезю — и, агрессивно противопоставив себя традиции, вряд могли рассчитывать на теплый прием.
«Прием» и не был — теплым. Вердикт как публики, так и коллег по цеху, был однозначным: бездарная мазня и барахло. Шлак. Отстой — используя более близкие нашему времени категории. Это сегодня при слове «импрессионизм» сразу пахнет абсентом, гениальностью и Парижем — а в те времена, когда все начиналось, от него несло сточной ямой. Слово «импрессионизм», между прочим, было придумано как ругательство — если совсем уж придерживаться исторической правды.
Изобрел этот оскорбительный термин Луи Леруа — не самый талантливый французский драматург и журналист. 25 апреля 1874 года в сатирическом журнале Le Charivari, с которым сотрудничал Леруа, была опубликована его статья, посвященная первой выставке «тех самых французов» — Моне, Дега, Писарро, Ренуара и еще трех десятков «молодых ниспровергателей».
В этой статье, выдержанной в негативно-сатирическом тоне, Леруа, истекая праведной желчью, окрестил восставших против традиции художников «импрессионистами» («впечатленцами»), взяв за основу название картины Моне «Впечатление. Восход солнца».
Язвительный критик даже помыслить не мог, что войдет в историю искусства не из-за своих бездарных пьес или фельетонов, но исключительно благодаря придуманному им «ругательству». Те, кого он пытался оскорбить, не стали, вопреки ожиданиям, открещиваться от нового имени и приняли оскорбление, как награду, с той поры начав именовать себя импрессионистами.
Понятно, что картине «Впечатление. Восходящее солнце», оказавшейся в эпицентре негативного внимания, досталось больше всего. Это живопись? Да вы, должно быть, шутите — даже обойная бумага смотрится лучше! В крайнем случае, эту безобразную серую мазню можно назвать этюдом — но уж никак не картиной! Эдак всякий, кто купит краски и кисть, может сразу назвать себя гениальным художником — раз уж для этого не нужно учиться рисовать!
Рисовать Клод Моне умел. А еще он, к счастью, обладал совершенно непробиваемым защитным панцирем, от которого любая критика отскакивала, как вишневые косточки от танка. Клод Моне, в определенном смысле, и был танком — тяжеловесным упрямым сыном гаврского бакалейщика, который шел к своей цели: рисовать так, как он считает нужным — слишком трудно и чересчур долго, чтобы какие-то критики могли заставить его усомниться в правильности избранного пути.
Моне не то чтобы недолюбливал критиков — он вообще не принимал их в расчет. Если на то пошло, он и всех людей в целом считал довольно сомнительным экспериментом природы — и потому преподчитал не занимать ими пространство своих работ — за редкими исключениями. Гораздо сильнее ему нравились менее одушевленные вещи — например, кувшинки, или порт родного Гавра, изображенный им в картине «Впечатление. Восходящее солнце».
Для того, чтобы по-настоящему открыть красоту этого места, Моне понадобился сущий пустяк: вырасти, попытать удачи в Париже, пожить в Англии, затем в Голландии, после вернуться на время в город, где всё начиналось — и увидеть его новыми глазами. И не просто увидеть, но и запечатлеть. Причем, запечатлеть не действительность, но впечатление от действительности, возникшее в его персональном восприятии. В этом вся суть, и вся революция, о чем сам Моне в момент написания картины, конечно же, догадывался — но, возможно, не в полной степени.
Клод Моне. «Впечатление. Восходящее солнце».
Мир существует лишь постольку, поскольку его воспринимает конкретный инидивид. И существует он именно в том виде, в каком его воспринимает конкретный индивид — но никак не в общем для всех облике. То есть, доминирующим при изображении действительности должна являться не она сама, но впечатление от нее, и задача художника — верно это субъективное впечатление «ухватить» и передать доступными ему техническими средствами на холсте.
Истинная революционная суть импрессионизма заключается не в смещении акцентов при создании живописного произведения и не в изобретении новых техник письма — но, прежде всего, в утверждении главенства субьективного над объективным, и художника — над реальностью.
Не бывает «действительности общего пользования»; превыше всего — субъективная реальность — заявляют импрессионисты, и в этом с ними трудно не согласиться.
В свое время Ренессанс стал такой же революцией — но там речь шла несколько о другом: о том, чтобы установить в центр творческой Вселенной человека, слега потеснив Бога. Импрессионизм — это прорвавшийся, подобно лопнувшей мозоли, бунт художников против вторичности искусства по отношению к действительности.
Впоследствии, ровно из тех же революционных соображений, Казимир Малевич, задавленный доминантой реальности и жаждущий выбраться из-под ее каменного надгробного гнета, напишет «Черный квадрат», а Пикассо — своих «Авиньонских девиц». И Сальвадор Дали с его «параноико-критическим методом» — не что иное, как продолжение все того же бунта, суть которого остается неизменной: художник не копирует действительность — он ее создает!
Таким образом, картина Клоде Моне, совершенно правильно озаглавленная художником «Впечатление. Восходящее солнце» — это вовсе не вид старого аванпорта Гавра — нет! Это мимолетное, как взмах крыла бабочки, впечатление, возникшее в восприятии Клода Моне 13 нобяря 1875 года в 07:35 утра — и затем с максимальной точностью переданное им на холсте.
Рыбацкие лодки на переднем плане, высокие мачты клиперов, трубы пароходов и подъемные краны, едва видные в утреннем тумане. А где-то там, вдали — упорно пытающееся пробиться к земле красно-оранжевое солнце, окруженное фиолетовым, как и положено у импрессионистов, небесным окном.
Впоследствии, когда импрессионизм все-таки доказал свое право на существование, картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» внезапно обрела в общественном мнении массу достоинств — сама не изменившись при том ни на йоту. Но это как раз не странно, исходя из концепции импрессионизма: ведь люди видят не картину Моне, но всего лишь свое впечатление от нее — мимолетное, как взмах крыла бабочки. А впечатление, как известно, зависит от сочетания немыслимого множества факторов, предсказать которые — невозможно.
Сегодня «Впечатление. Восходящее солнце» считается непревзойденным шедевром мировой живописи и по праву входит во все списки самых известных картин мира», а через сто лет, возможно, об этой картине никто и не вспомнит — чтобы через пятьсот вновь извлечь ее из пыльного небытия и вознести на самый Олимп. Что есть мир, как не бесчисленное множество мгновенных впечатлений, не поддающихся прогнозам, разуму и логике? И разве не этим он прекрасен?
Источник