Восход солнца. Впечатление, Клод Моне — описание картины
- Автор:Клод Моне
- Музей: Музей Мармоттан-Моне, Париж
- Год: 1873
Описание картины:
Картине с первоначальным названием «Море» было уготовано великое будущее. Несмотря на чётко выведенную дату 72, Моне ошибся, так как работа была написана в 1873 году в Гавре, где из окна небольшой гостиницы открывался чудный вид на порт.
В 1874 году картина готовилась к выставке Анонимного общества художников, и в самый последний момент Моне меняет название, которое и даст определение целому направлению живописи – «Впечатление. Восход солнца».
Удивительное полотно рождает множество эмоций. Фрагментарное рассмотрение обнаруживает некую неряшливость – быстрая техника, мелкие мазки, фигуры едва намечены. Однако новаторство было в том, что художник не копировал реальность, не стремился к достоверности, а перенёс на полотно своё впечатление от увиденного. Мастер демонстрирует неразрывную взаимосвязь между синей водой и восходом солнца. Очень сложно визуально размежевать небо и море, к горизонту все краски сливаются. В центре внимания небольшой красный диск солнца и яркие всполохи, ложащиеся неровными линиями на ребристую поверхность моря.
Все 165 полотен, выставлявшиеся вместе с «Восходом солнца» у известного фотографа Надара, подверглись жёсткой критике. Обществу, воспитанному на традиционных сюжетах и канонах живописи, были непонятны отсутствие чётких линий, пёстрый цветовой колорит и странная тематика картин. «Впечатлительные» художники с иронией и издёвкой называет их журнал «Шари-вари», ссылаясь на картину Моне, что нисколько не расстраивает молодое поколение (разве что Дега был недоволен). С тех пор они сами именуют себя «импрессионистами» (с фр. впечатление), провозглашая свободу художника от каких-либо постулатов и мнения общества.
Несмотря на то, что выставка не имела успеха, ряд картин, в том числе и «Впечатление» были куплены, пусть и за небольшие деньги. Шедевр Моне оказался у Эрнеста Ошада. В 1985 году картина была украдена из музея Мармоттан в Париже, и лишь спустя пять лет её удалось найти. В 1991 году она вновь была представлена публике.
Источник
Впечатление. Восходящее солнце — Клод Моне
Немного сыщется в истории живописи картин, в честь которых давали бы название целому направлению. Картина Клоде Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872) — как раз такой случай. Любой, даже самый далекий от искусства человек наверняка краем правого или левого уха слышал о таком течении в живописи, как импрессионизм — потому что не услышать о нем нельзя. Это самый авангардный прорыв в изобразительном искусстве 19-го века, настоящая революция, которая, так уж получилось, была названа по имени этой совсем небольшой (48 х 63 см) и, на первый взгляд, совершенно невзрачной картины Моне, название которой в оригинале выглядит следующим образом: Impression, soleil levant (фр.)
Сегодня слово «импрессионизм» давно обрело культовый статус. Стоит произнести его, и в воображении, окутанном романтической дымкой — совсем как на картине «Впечатление» Клода Моне — тут же возникает веселая и беззаботная ватага французских художников, прожигавших жизнь в увеселительных заведениях, водивших дружбу с проститутками, не имевших за душой ни единого су — и писавших при этом восхитительные полотна, ниспровергавшие напрочь весь скучный академический вздор, который в 19-ом веке все еще продолжали называть живописью.
Продолжали, понятно, по инерции — поскольку живописи там давно уж не осталось: только мертвое ремесло, общественное признание, денежные заказы и страх нарушить хотя бы на полшага заданные предшественниками и одобренные общественностью рамки.
У Моне, Мане, Сислея или Дега ничего этого не было: ни денег, ни признания, ни, тем более, страха. Боятся лишь те, кому есть, что терять. Как истинные революционеры от искусства, эти молодые люди, патологически не желавшие становиться частью системы, которую они осознанно отвергли и предали, упорно пытались проторить в искусстве свою собственную стезю — и, агрессивно противопоставив себя традиции, вряд могли рассчитывать на теплый прием.
«Прием» и не был — теплым. Вердикт как публики, так и коллег по цеху, был однозначным: бездарная мазня и барахло. Шлак. Отстой — используя более близкие нашему времени категории. Это сегодня при слове «импрессионизм» сразу пахнет абсентом, гениальностью и Парижем — а в те времена, когда все начиналось, от него несло сточной ямой. Слово «импрессионизм», между прочим, было придумано как ругательство — если совсем уж придерживаться исторической правды.
Изобрел этот оскорбительный термин Луи Леруа — не самый талантливый французский драматург и журналист. 25 апреля 1874 года в сатирическом журнале Le Charivari, с которым сотрудничал Леруа, была опубликована его статья, посвященная первой выставке «тех самых французов» — Моне, Дега, Писарро, Ренуара и еще трех десятков «молодых ниспровергателей».
В этой статье, выдержанной в негативно-сатирическом тоне, Леруа, истекая праведной желчью, окрестил восставших против традиции художников «импрессионистами» («впечатленцами»), взяв за основу название картины Моне «Впечатление. Восход солнца».
Язвительный критик даже помыслить не мог, что войдет в историю искусства не из-за своих бездарных пьес или фельетонов, но исключительно благодаря придуманному им «ругательству». Те, кого он пытался оскорбить, не стали, вопреки ожиданиям, открещиваться от нового имени и приняли оскорбление, как награду, с той поры начав именовать себя импрессионистами.
Понятно, что картине «Впечатление. Восходящее солнце», оказавшейся в эпицентре негативного внимания, досталось больше всего. Это живопись? Да вы, должно быть, шутите — даже обойная бумага смотрится лучше! В крайнем случае, эту безобразную серую мазню можно назвать этюдом — но уж никак не картиной! Эдак всякий, кто купит краски и кисть, может сразу назвать себя гениальным художником — раз уж для этого не нужно учиться рисовать!
Рисовать Клод Моне умел. А еще он, к счастью, обладал совершенно непробиваемым защитным панцирем, от которого любая критика отскакивала, как вишневые косточки от танка. Клод Моне, в определенном смысле, и был танком — тяжеловесным упрямым сыном гаврского бакалейщика, который шел к своей цели: рисовать так, как он считает нужным — слишком трудно и чересчур долго, чтобы какие-то критики могли заставить его усомниться в правильности избранного пути.
Моне не то чтобы недолюбливал критиков — он вообще не принимал их в расчет. Если на то пошло, он и всех людей в целом считал довольно сомнительным экспериментом природы — и потому преподчитал не занимать ими пространство своих работ — за редкими исключениями. Гораздо сильнее ему нравились менее одушевленные вещи — например, кувшинки, или порт родного Гавра, изображенный им в картине «Впечатление. Восходящее солнце».
Для того, чтобы по-настоящему открыть красоту этого места, Моне понадобился сущий пустяк: вырасти, попытать удачи в Париже, пожить в Англии, затем в Голландии, после вернуться на время в город, где всё начиналось — и увидеть его новыми глазами. И не просто увидеть, но и запечатлеть. Причем, запечатлеть не действительность, но впечатление от действительности, возникшее в его персональном восприятии. В этом вся суть, и вся революция, о чем сам Моне в момент написания картины, конечно же, догадывался — но, возможно, не в полной степени.
Клод Моне. «Впечатление. Восходящее солнце».
Мир существует лишь постольку, поскольку его воспринимает конкретный инидивид. И существует он именно в том виде, в каком его воспринимает конкретный индивид — но никак не в общем для всех облике. То есть, доминирующим при изображении действительности должна являться не она сама, но впечатление от нее, и задача художника — верно это субъективное впечатление «ухватить» и передать доступными ему техническими средствами на холсте.
Истинная революционная суть импрессионизма заключается не в смещении акцентов при создании живописного произведения и не в изобретении новых техник письма — но, прежде всего, в утверждении главенства субьективного над объективным, и художника — над реальностью.
Не бывает «действительности общего пользования»; превыше всего — субъективная реальность — заявляют импрессионисты, и в этом с ними трудно не согласиться.
В свое время Ренессанс стал такой же революцией — но там речь шла несколько о другом: о том, чтобы установить в центр творческой Вселенной человека, слега потеснив Бога. Импрессионизм — это прорвавшийся, подобно лопнувшей мозоли, бунт художников против вторичности искусства по отношению к действительности.
Впоследствии, ровно из тех же революционных соображений, Казимир Малевич, задавленный доминантой реальности и жаждущий выбраться из-под ее каменного надгробного гнета, напишет «Черный квадрат», а Пикассо — своих «Авиньонских девиц». И Сальвадор Дали с его «параноико-критическим методом» — не что иное, как продолжение все того же бунта, суть которого остается неизменной: художник не копирует действительность — он ее создает!
Таким образом, картина Клоде Моне, совершенно правильно озаглавленная художником «Впечатление. Восходящее солнце» — это вовсе не вид старого аванпорта Гавра — нет! Это мимолетное, как взмах крыла бабочки, впечатление, возникшее в восприятии Клода Моне 13 нобяря 1875 года в 07:35 утра — и затем с максимальной точностью переданное им на холсте.
Рыбацкие лодки на переднем плане, высокие мачты клиперов, трубы пароходов и подъемные краны, едва видные в утреннем тумане. А где-то там, вдали — упорно пытающееся пробиться к земле красно-оранжевое солнце, окруженное фиолетовым, как и положено у импрессионистов, небесным окном.
Впоследствии, когда импрессионизм все-таки доказал свое право на существование, картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» внезапно обрела в общественном мнении массу достоинств — сама не изменившись при том ни на йоту. Но это как раз не странно, исходя из концепции импрессионизма: ведь люди видят не картину Моне, но всего лишь свое впечатление от нее — мимолетное, как взмах крыла бабочки. А впечатление, как известно, зависит от сочетания немыслимого множества факторов, предсказать которые — невозможно.
Сегодня «Впечатление. Восходящее солнце» считается непревзойденным шедевром мировой живописи и по праву входит во все списки самых известных картин мира», а через сто лет, возможно, об этой картине никто и не вспомнит — чтобы через пятьсот вновь извлечь ее из пыльного небытия и вознести на самый Олимп. Что есть мир, как не бесчисленное множество мгновенных впечатлений, не поддающихся прогнозам, разуму и логике? И разве не этим он прекрасен?
Источник
“Впечатление” Клода Моне. Главная картина импрессионизма.
Если вы любите импрессионизм , вы обязаны знать картину, благодаря которой это направление в живописи получило свое название. Это картина “Впечатление. Восход солнца” (1872), на которой изображен порт города Гавр (Франция).
Конечно, и до Моне техника импрессионизма встречалась на полотнах других художников. Например, Гойя нарисовал свою Молочницу из Бордо в этой технике. Однако название она получила именно благодаря картине Моне “Впечатление”.
Выставка, вошедшая навсегда в историю живописи
Клод Моне выставил эту картину наряду с другими художниками ( Ренуар , Дега , Мане , Моризо и др.) на организованной им же выставке в 1874 году.
Картины настолько не вписывались в представления о классической живописи у публики 19 века, что та ехидно отмечала, что “в наброске для комнатных обоев и то больше законченности, чем в этом морском пейзаже” или “теперь пишут, как видят: даже не подготавливают холстов”. В общем, это была обычная негативная реакция людей на нечто совершенно новое и нестандартное.
На этой же выставке Моне показал свою знаменитую картину “Бульвар Капуцинок”. О ней читайте в статье “Необычные факты о “Бульваре Капуцинок Клода Моне”.
Журналист Луи Леруа, написав саркастичный отзыв о выставке, назвал представленных на ней художников “впечатленцами” как раз по названию картины Моне “Впечатление”. По-французски “впечатление” будет impression. Так что в русском языке название закрепилось на иностранный манер – импрессионисты.
Тогда такое сравнение публике показалось смешным и запоминающимся – оно так и закрепилось за подобной техникой в живописи.
Загадочная дата создания
Теперь вернемся на 2 года назад, когда Моне писал эту картину. Я обратила внимание, что в интернете в большинстве источников указывается дата написания картины “1872-1873 гг.” Хотя на самой картине Моне поставил дату “1872 г.” (см. в левом нижнем углу на фрагменте картины).
Я не могла понять, зачем прибавляют еще один год? Ведь художнику виднее, когда он создавал свое творение!
Оказывается, долгие годы искусствоведы считали, что Моне был несколько не в себе, поставив неверную дату на картине – ведь документально было известно, что в порту Гавра (Франция) он был в 1873 году.
И только в 2014 году профессор физики Дональд Олсон доказал, что картина была написана все-таки в 1872 году, как и указал Моне.
Более того, Олсон смог установить число и даже время написания картины с точностью до минуты, проанализировав положение солнца, возможность захода больших парусников в порт только во время прилива, направление ветра (по дыму) и данные о погодных условиях (туман) того времени.
Рождение новой техники в живописи
Исследование Олсона мне кажется очень даже уместным – ведь время играет гораздо более важную роль для импрессионистов. До них картины писали в студиях, не один день и даже не один месяц.
Так, для сравнения, Гойя писал картину “Портрет семьи Карла IV” один год. А здесь мы точно знаем, что Моне начал рисовать картину в 7.35 и закончил ее через 10 мин!
Он писал быстрыми и широкими мазками, с натуры, через открытое окно своего номера в гостинице. Он спешил набросать свое мимолетное впечатление от увиденного, пока солнце не взошло выше и природный свет не заиграл по-другому.
Так что мы видим туман, солнце, оттенки воды и неба ровно такими, какими они были 13 ноября 1872 года в 7 часов 35 минут.
Моне позже признавался, что в то утро думал, что пишет очередную картину, которую никто не купит. Мог ли он тогда представить, что его картина через 100 лет будет стоить несколько десятков миллионов долларов? Думаю, если бы знал, она бы такой не получилась.
Порт Гавра на картинах Моне
Моне потом еще не раз писал порт Гавра. Большинство этих работ находятся в частных коллекциях. Я нашла лишь две картины, которые можно увидеть каждому желающему в музеях (“Музей в Гавре” и “Вид на старую гавань в Гавре”).
Источник