Меню

Когда бог создал солнце

В КАКОЙ «ДЕНЬ» БЫЛИ СОЗДАНЫ СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЁЗДЫ?

В Бытие в самом начале Библии описывается, что Бог создал небо и землю. Только после этого создал наше Солнце, а позже Луну. Но до создания Луны на Земле росли растения, до создания Солнца на Земле была вода и т. д. По законам физики это невозможно, т. к. без Солнца нашу планету отнесло бы к более крупному объекту и, возможно, сожгло, без Луны не смогли бы расти деревья и прочее. [. ] Возможно, это было чудо Бога при создании? Или я ошибаюсь? Могли бы вы мне немного помочь в этом вопросе, чтобы утвердить веру?

– Игорь Кренауер. Прислано 19.05.2012

Есть два момента, которые следует учесть, чтобы правильно понять последовательность действий первой главы книги Бытие.

Во-первых, из повествования первой главы Бытие видно, что события в ней излагаются с точки зрения земного наблюдателя – так, как мы видели бы их, если бы всё это время находились на поверхности Земли.

На это указывают, например, следующие факты. В стихе 16 Солнце и Луна названы «великими светилами». Причём, как видно из стиха, «великими» они являются в сравнении со звёздами, «созданными» в тот же день. Однако сегодня мы знаем, что многие звёзды и размерами, и массой гораздо больше нашего Солнца (смотрите сравнительную иллюстрацию справа). Луна в сравнении с ними и вовсе ничтожна. «Великими» они являются только при взгляде с Земли или вблизи неё.

Кроме того, стихи 14–17 говорят, что Бог поместил светила «на тверди небесной», или, в других переводах, «в небесном пространстве». Из стихов 6–8 следует, что эта «твердь» или «пространство», именуемая также «небом», имеет ограниченную толщину, а из стиха 20 – что по ней летают птицы. Ясно, что речь здесь идёт об атмосфере. Солнце и Луна не находятся в атмосфере. Они выглядят как находящиеся в атмосфере только при наблюдении с поверхности земли.

Во-вторых, некоторые особенности еврейского текста показывают, что события в стихах 14–16 не были таким же обособленным актом творения, какими были некоторые другие действия в течение творческих «дней».

Так, в Бытие 1:1, 21, 27 и других стихах используется слово ברא (бара), означающее «творить, образовывать» и применяющееся к тому, чего до этого нигде не существовало (например, в 1:1 – «небо и земля», 1:21 – животные, 1:27 – люди). Однако в стихе 16 (касательно «создания» светил) стоит слово ויעש (вайасе) – форма слова עשה (асса), означающего, например, «работать, заниматься», «делать» и совсем не обязательно связанного с сотворением чего-либо нового. По этой причине многие переводы Библии принципиально используют в стихе 16 другое слово, отличное от «сотворил» (например, «создал», «сделал» и т. п.).

Другими словами, Библия не утверждает, что Солнце, Луна и звёзды были буквально сотворены в четвёртый творческий «день». Это повествование может, например, означать, что благодаря каким-то действиям Бога они стали видны как обособленные источники света (до этого мог быть виден только их свет, но не они сами). Такое толкование хорошо согласуется со словами самого Бога: «Пусть в небесном пространстве появятся светила. И пусть они служат светилами в небесном пространстве, чтобы светить на землю» (стихи 14, 15). Заметьте, Бог сказал, что эти светила появятся не вообще, а именно «в небесном пространстве».

Кроме того, слово «создал» в еврейском оригинале стоит в форме, указывающей на продолжающееся действие в будущем. По смыслу фраза «создал светила» более точно переводится как «начал создавать светила» или «перешёл к созданию светил», и некоторые переводы Библии так этот текст и передают (в т. ч. «Перевод нового мира с примечаниями», англ., обоснование такого перевода на стр. 15, 1572–1573) .

Другими словами, «создание» светил занимало продолжительное время от начала четвёртого творческого «дня».

Таким образом, объединив эти два момента, можно сказать, что в четвёртый «день» Бог не создал Солнце, Луну и звёзды впервые, а попросту сделал эти ранее существовавшие астрономические объекты видимыми с точки зрения земного наблюдателя.

Звёзды, Солнце и Луна являлись частью «неба», о создании которого говорится в стихе 1 первой главы Бытие. Однако к моменту начала творческих «дней» свет этих светил не достигал поверхности Земли (стих 2), так как, по всей видимости, земная атмосфера была непрозрачна (например, из-за облаков, сажи и т. п.).

В первый творческий «день» свет Солнца стал доходить до поверхности планеты. Стихи 3–5 говорят, что сразу же появились светлый день и тёмная ночь, что, между прочим, означает, что Земля уже вращалась вокруг своей оси рядом с Солнцем (как и сегодня).

Читайте также:  От солнца для собака для собак

К третьему «дню», по-видимому, атмосфера расчистилась настолько, что доходящего до поверхности земли света было достаточно для роста первых растений (стихи 11–12). Однако небесные светила по-прежнему были невидимы с земли.

Наконец, во время четвёртого творческого периода Солнце, Луна и звёзды стали видны и могли начать прямо светить на землю. При этом процесс достижения атмосферой такой прозрачности занял некоторое время в течение этого «дня» (стихи 14–19) и стал завершающей стадией её полного очищения.

Как я уже отмечал на других страницах этого сайта, Библия в основном не является источником знаний о физическом устройстве мира. Наоборот, записанное в ней следует понимать исходя из того, что мы знаем о мире (если, конечно, какое-то событие не описывается как явное чудо). Сегодня в отношении звёзд, Солнца и Земли мы знаем, что звёзды и Солнце появились раньше Земли, и, как мы увидели, эти знания прекрасно согласуются с тем, что записано в первой главе библейской книги Бытие.

Вам понравилась страница?
Поделитесь ей с Вашими друзьями:

Источник

Сотворение мира Богом – библейская история.

Сотворение мира описано в начальных главах Книги Бытия. Некоторыми эти главы воспринимаются как фактическое описание, другими – как аллегория. Некоторые рассматривают 6 дней творения как описание этапов происхождения Вселенной, хотя фраза сотворение мира носит религиозный оттенок, а фраза происхождение Вселеннойиспользуется в естественных науках. Очень часто библейскую историю сотворения мира критикуют за несоответствие тому, что было доказано наукой. Но есть ли здесь противоречия? Порассуждаем!

Сотворение Мира. Микеланджело

Прежде чем более подробно остановиться на истории Сотворения мира, хотелось бы отметить одну интересную особенность. Большинство религий и древних космогонических текстов вначале повествуют о сотворении богов, а лишь затем о сотворении мира. В Библии описана принципиально иная позиция. Библейский Бог был всегда, Он не был сотворен, но является творцом всего сущего.

Шесть дней сотворения мира.

Как известно, мир был сотворен из ничего за 6 дней.

Первый день Сотворения мира.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Книга Бытия)

Так начинается библейская история Сотворения мира. Эти первые строки Библии позволяют нам лучше понять библейскую космологию. Следует обратить внимание, что здесь речь идет еще не о творении привычных нам неба и земли, они будут сотворены несколько позже – на второй и третий день творения. В первых строках Бытия описано сотворение первовещества, или, если угодно, то, что ученые называют сотворением вселенной.

Таким образом, в первый день творения было создано первовещество, свет и тьма. Следует сказать о свете и тьме, ведь светильники на тверди небесной появятся только на четвертый день. Многие богословы рассуждали на тему этого света, описывая его и как энергию, и как радость и благодать. Сегодня также популярна версия, что свет, описанный в Библии, есть не что иное, как Большой Взрыв, после которого началось расширение Вселенной.

Второй день сотворения мира.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

Второй день – день, когда первовещество начало упорядочиваться, начали формироваться звезды и планеты. Второй день творения рассказывает нам о древних представлениях иудеев, которые считали небо твердым, способным удерживать огромные массы воды.

Третий день сотворения мира.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

В третий день Бог создал Землю практически такой, какой мы знаем ее сейчас: появились моря и суша, появились деревья и травы. С этого момента мы понимаем, что Бог творит живой мир. Подобным образом наука описывает становление жизни на юной планете, конечно, это происходило не за один день, но все же глобальных противоречий нет и здесь. Ученые считают, что на постепенно остывающей Земле начались долгие дожди, которые привели к появлению морей и океанов, рек и озер.

Читайте также:  Потолок голубое небо с солнцем

Густав Доре. Сотворение мира

Таким образом, мы видим, что Библия не противоречит современной науке и библейская история Сотворения мира вполне укладывается в научные теории. Единственный вопрос тут в летосчислении. Что для Бога один день – то для вселенной миллиарды лет. Сегодня известно, что первые живые клетки появились через два миллиарда лет после рождения Земли, прошел еще миллиард лет — и появились первые растения и микроорганизмы в воде.

Четвертый день сотворения мира.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

Именно четвертый день творения оставляет больше всего вопросов для тех, кто пытается примирить веру и науку. Известно, что Солнце и другие звезды появились раньше Земли, а в Библии – позже. С одной стороны, объяснить это просто, если принять во внимание, что Книга Бытия была написана тогда, когда астрономические наблюдения и космологические представления людей были геоцентричны – то есть Земля считалась центром Вселенной. Однако, все ли так просто? Вероятно, что данное расхождение космологии Библии и науки можно объяснить тем, что Земля – более значима или «духовно центральна», ведь на ней живет человек, созданный по образу Божьему.

Сотворение Мира — день четвертый и день пятый. Мозаика. Собор Святого Марка.

Небесные святила в Библии и в языческих верованиях принципиально разные. Для язычников солнце, луна и другие небесные тела ассоциировались с деятельностью богов и богинь. Автор Библии, возможно, нарочито выражает совершенно иное отношение к звездам и планетам. Они – равны любому другому тварному объекту вселенной. Упомянутые вскользь, они демифологизированы и десакрализированы — и, в целом, сведены к природной реальности.

Пятый день Сотворения мира.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.

Сотворение мира. Якопо Тинторетто

И здесь библейская история сотворения мира полностью подтверждает научные факты. Жизнь возникла в воде – в этом уверена наука, это подтверждает Библия. Живые организмы начали плодиться и размножаться. Мироздание развивалось по воле творческого замысла Бога. Отметим, согласно Библии, животные возникли только после того, как появились водоросли и наполнили воздух продуктом своей жизнедеятельности – кислородом. И это тоже научный факт!

Шестой день Сотворения мира.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Шестой день творения ознаменован появлением человека – это новый этап мироздания, с этого дня начинается история рода людского. Человек – нечто совершенно новое на юной Земле, он имеет два начала – природное и божественное.

Читайте также:  Найти свое место под солнцем значение

Занимательно то, что в Библии человек творится сразу после животных, это демонстрирует его природное начало, он преемственно связан с животным миром. Но Бог вдыхает в лицо человека дыхание Своего Духа – и человек становится сопричастным Господу.

Сотворение мира Богом из ничего.

Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или сreatio ex Nihilo. Согласно этой идее, Бог создал все сущее из небытия, переведя небытие в бытие. Бог одновременно является и творцом, и причиной сотворения мира.

Согласно Библии, до Сотворения мира не было ни первозданного хаоса, ни праматерии –не было ничего! Большинство христиан верят, что в процессе сотворения мира участвовали все три ипостаси Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Мир был сотворён Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог даровал этот мир человеку вместе со свободой, которую человек использовал во зло, о чем свидетельствует история грехопадения Адама и Евы. Сотворение мира по Библии – акт творчества и любви.

История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)

Предание о Сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как его записали библейские авторы. Многие библеисты говорят, что Пятикнижие Моисея, на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов (документальная теория). Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 г. до н. э. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в рамках империи, но требовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом. Это привело к тому, что жрецам пришлось отбросить все амбиции и свести иногда противоречащие друг другу религиозные предания воедино. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Именно поэтому мы находим в Книге Бытия 2 истории сотворения мира, описанные в первой и во второй главе. Первая глава дана по жреческому кодексу, а вторая – по яхвисту. Первая в большей степени повествует о сотворении мира, вторая – о сотворении человека.

Оба повествования имеют много общего и дополняют друг друга. Однако, мы видим явные различия в стилистике: Текст, поданный по Жреческому кодексу, четко структурирован. Повествование разделено на 7 дней, в тексте дни отделены фразами «и был вечер, и было утро: день …». В первые три дня творения четко просматривается акт разделения – в первый день Бог отделяет тьму от света, во второй – воду под твердью от воды над твердью, в третий – воду от суши. В следующие три дня Бог заполняет все, что создал.

Вторая глава (источник яхвист) имеет плавный повествовательный стиль.

Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории Сотворения мира содержат заимствования из Месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.

Источник

Adblock
detector