Меню

Когда григорий мелехов увидел черное солнце

Бар-Селла З.: «Тихий Дон» против Шолохова
Черное солнце

«Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено.

В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».

. Конец предпоследней главы «Тихого Дона» (ч. 8, гл. 17) принято относить к наиболее сильным местам романа. Именно поэтому К. Прийма, один из самых преданных исследователей жизни и творчества Шолохова, с волнением спрашивал великого писателя:

« – Михаил Александрович, пожалуйста, скажите, как вы нашли образ черного солнца?»

Будь Прийма читателем не одного лишь «Тихого Дона», он наверняка сформулировал бы свой вопрос иначе: не как, а где? Потому что уже за два года до выхода романа – в 1926 году – Григорий Ширман, поэт по призванию и врач-гинеколог по профессии, сокрушенно жаловался:

И солнце черное не ново,
И роза черная давно
Впервые сказано, и снова
Поэтами повторено
О как найти эпитет редкий!
Все разобрали мастера.
Остались нам одни объедки
От их пытливого пера.

И действительно, к 1926 году образ «черного солнца» (наряду с блоковской [если не Чарской – «Княжна Джаваха», лет за десять до Блока] «черной розой») мог почитаться достаточно избитым. Одним из первых, еще в 1904 году, воспользовался им Максимилиан Волошин при описании мастерской Одилона Рэдона:

«В мастерской Рэдона висит гравюра Дюрера: Женщина безнадежно и устало опустила голову; шелк платья безнадежно и устало шелестит по каменным плитам. /. / Сломанные математические инструменты лежат в беспорядке. Серая радуга. звезда со снопом лучей и через небо длинная лента, на которой написано: Melancolia. На высотах познания одиноко и холодно. /. / В этом мире солнце перестало быть источником света. /. / Только одно солнце иногда восходит в этом мире – это Черное солнце отчаяния – Le Soleil noir de la Melancolie».

«Черное солнце» Альбрехта Дюрера является, по-видимому, основным источником аналогичного образа в поэзии Жерара де Нерваля (1808–1855). Стихам Нерваля суждено было сыграть неожиданную и значительную роль в истории русской поэзии, и в первую очередь – поэзии акмеистической. В посмертно опубликованной статье Иннокентия Анненского «Что такое поэзия?» («Аполлон», 1911, №6) Жерару де Нервалю выпала честь служить одним из воплощений «идеального поэта». Для акмеистов Анненский был высшим поэтическим авторитетом, и пройти мимо указаний мэтра они не собирались. Кроме того, год спустя, П. П. Муратов ввел Нерваля в круг актуального чтения (Ж. де Нерваль. «Сильвия. Октавия. Изида. Аврелия». Пер. с франц., ред. и вступ. статья П. П. Муратова. [М.], 1912). В том же 1912 году был опубликован (в рецензии Л. Кацмана на указанную книгу Нерваля – «Новый журнал для всех», 1912, №11) и первый русский перевод стихотворения «Отверженный» («El Desdichado»):

Я сумрачный вдовец, чья жизнь во мраке тонет,
Я – принц немых руин и каменных пустот.
Мертва моя звезда, и голос лютый стонет –
Он солнце черное Тоски в себе несет.

(Опечатка: вместо «лютый» следует читать «лютни»)

«Отверженному» обязана своим появлением целая гроздь «черных солнц» в мандельштамовских стихах 1916–1920 годов:

У ворот Ерусалима
Солнце черное взошло.
Я проснулся в колыбели
Черным солнцем осиян.

И для матери влюбленной
Солнце черное взойдет.

Это солнце ночное хоронит
Возбужденная картами чернь.

Образ «черного солнца» мы находим еще у ряда авторов 1910-х годов – от Вячеслава Иванова:

Мы, пчелы черных солнц, несли скупые соты,
Желчь луга – омел и полынь.

(«Cor ardens», I. 1911) –

до А. Н. Вознесенского – автора книги «Черное солнце (Рассказы бродяги)». [М., 1913].

Читайте также:  Пересказ эпизода кладовая солнца пришвин

Окажись «Тихий Дон» безымянной рукописью, мы бы ее так и датировали – 1912–1920.

Но роман выпущен под именем Михаила Шолохова, а последние главы «Тихого Дона» появились и вовсе в начале 1940 года.

Как быть в этом случае? Где искать корни черного солнца?

Ответов по крайней мере два.

Во-первых, Леонид Леонов, чей роман «Скутаревский» печатался в тех же номерах «Нового мира», что и первая книга «Поднятой целины». В шестой главе «Скутаревского» мы можем прочесть следующие стихи:

. женщины наши гаснут,
ботинки наши изношены,
поэты наши расстреляны,
знамена истлели.
Стройтесь, батальоны мертвых,
играй поход, барабанщик.
Здравствуй, черное солнце
полуденной стороны!

Это – 1932 год. Но Шолохов сотрудничал и в других изданиях, например в «Литературной газете». И там тоже ему было не уйти от навязчивого образа.

Виктор Титов, «Баллада». Посвящена памяти семи телефонистов, «сожженных в ревкоме горным стервятником Ибрагимом-Мулла-Исса-Рахман-Датхо в кишлаке Янги-Базар, где стоял пост технической связи». Вот начало этой баллады:

Черное солнце трепещет
Раненою лисицей,
Гуляет Датхо лукавый,
Под ним жеребец лоснится.
Гуляет басмач лукавый,
Славит безглазый ветер.

Стихотворение было опубликовано в «Литературке» к Дню Рабоче-Крестьянской Красной Армии, 23 февраля 1933 года.

Так что возможностей ознакомиться с образом траурного солнца дано было Шолохову предостаточно и в 30-е годы.

А вот его разговор с К. Приймой:

« – Михаил Александрович, пожалуйста, скажите, как вы нашли образ черного солнца?»

Вот оно! Вот оно!! Слушайте!

«Шолохов, подымив сигаретой, ответил, что в образе черного солнца он не видит ничего особенного. Но, когда он писал эти страницы, он представил себя на месте Григория.

– Поверьте, – сказал Шолохов, – до сих пор помню, что тогда даже у меня потемнело в глазах. »

Бедный Михаил Александрович! Ну что вы к нему привязались?! Ну откуда ему знать, как попало в роман это несчастное черное солнце. Это же мука мученическая – всю жизнь держать ответ за другого.

Источник

В какой отрезок своей жизни Григорий Мелехов увидел «черное солнце»

В какой отрезок своей жизни Григорий Мелехов увидел «черное солнце»? «В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Ответ: После смерти и похорон Аксиньи в конце романа.

Слайд 11 из презентации «Викторина по роману»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Викторина по роману.ppt» можно в zip-архиве размером 636 КБ.

Без темы

«Викторина для 4 класса» — Санитары водоема Ручейники Раки Лягушки. Викторина. Детеныши лягушки Лягушата Головастики Пиявки. Лен Пшеница Кукуруза. «Живые фильтры» водоема. Из какого растения ткут полотно? Водяной строитель Окунь Медведь Бобр. Основные обитатели луга Птицы Насекомые Млекопитающие. Двустворчатые моллюски 2. Щуки 3. Водоросли.

«Тест» — 4) каменный уголь. 3) Продолжительное и жаркое лето. 4.Кто является главой Российской Федерации? 4) запад. 1) малина. 1) медведь. 4) барсук. 2) Короткая и тёплая весна. 4) Чернозёмная почва. Президент. 5) восток. 9. В каком документы прописаны основные законы нашей страны? 2) нефть. 3) юг. 2) уличный термометр.

«Самый умный» — У кого уши на ногах? Краеведение Природоведение Землеведение. Не красна изба углами, а красна … Какой главный праздник у древнерусских крестьян летом? Блинами Оладьями Пирогами. Физминутка. Предмет, изучающий традиции, обычаи. Гадюка Кобра Уж. Самая длинная река в мире? Результат вычитания. Какая птица является государственным символом России?

Читайте также:  Как пишется ласковое солнце

««Тест по окружающему миру» 2 класс» — С какой стороны ветви этого дерева длиннее и гуще. Граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью. На какой схеме правильно подписаны части горы. На какой фотографии изображён Московский Кремль. Город Санкт-Петербург. В каком ответе весенние месяцы перечислены в правильном порядке. На какой схеме промежуточные стороны горизонта обозначены правильно.

«Вопросы для викторины» — Из пыли. Свет. Животные. Млечный Путь. Морской бой. Все ответы неправильные. У электронной книги с электронными чернилами экран не бывает цветным. Солнце это… Муравей. Что такое инерция? Какими не бывают принтеры? Из чего не могут состоять облака? Все перечисленное. Четыре планеты. Температура. Воробей.

«Тесты по окружающему миру» — Хлеб. Исторический источник. Цветные полосы. Сколько планет вращается вокруг Солнца. Тесты по окружающему миру. Какие права имеет каждый человек. Кто открыл Америку. Природная зона. Наука о небесных телах. Лишнее слово. Установи соответствие. Вычеркни лишнее.

Источник

Когда григорий мелехов увидел черное солнце

Сцена гибели Аксиньи.
(Анализ эпизода из главы 17 части 8 тома 4 романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»).

Роман-эпопею М.А. Шолохова «Тихий Дон» по масштабности охвата действительности, художественному мастерству литературная критика ставит в один ряд с «Войной и миром» Л.Н. Толстого. А.Н. Толстой писал: «В «Тихом Доне» он [Шолохов] развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа. «Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности — произведение общерусское, национальное, народное». Роман охватывает период великих исторических потрясений в России, их отражение в судьбах русских людей. Поэтому так много внимания автор уделяет образам отдельных персонажей, развитию их чувств, переживаний, зачастую окрашенных в трагические тона.

С большой силой таланта написана Шолоховым сцена гибели Аксиньи. В своем последнем отчаянном порыве стать на другой жизненный путь Григорий Мелехов бежит из банды, забирая из хутора любимую женщину. Поздней ночью они покинули Сухой Лог. Описывается полночное безмолвное царство в хуторе: «Не верил он [Григорий] этой тишине. » Случилось то, чего больше всего боялся Григорий. На краю хутора героев встречают четверо человек из продотряда: «Томительные секунды длилась тишина, а потом громом ударил неровный раскатистый залп, вспышки огня пронизали темноту». Догнав аксиньеного коня, Григорий увидел, что «Аксинья натягивала поводья и, запрокидываясь, валилась набок.

— Тебя ранило?! Куда попало?! Говори же! — хрипло спросил Григорий.

Но ни слова, ни стона не услышал он от безмолвной Аксиньи».

«Пуля вошла Аксинье в левую лопатку, раздробила кость и наискось вышла под правою ключицей». Это было смертельное ранение. «Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено. », понял, что случилось самое страшное в его жизни.

Картина смерти женщины потрясает читателя, автор не боится натурализма в ее описании: «Клочья рубашки и бинт быстро чернели, промокали насквозь. Кровь текла также из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле. Безвольно опущенная голова ее лежала у него на плече. Он слышал свистящее, захлебывающееся дыхание Аксиньи и чувствовал, как теплая кровь покидает ее тело и льется изо рта ему на грудь. Аксинья умерла. незадолго до рассвета. Сознанье к ней так и не вернулось. Он молча поцеловал ее в холодные и соленые от крови губы. »

Эпизод гибели Аксиньи отбросит свет на всю последующую жизнь главного героя. Со смертью любимой Григорий утратил «и разум и былую смелость». Шолохов с огромным психологизмом показывает нам, как несчастье сломало человека: «неведомая сила покинула его», и он «упал навзничь, но тотчас же испуганно вскочил на ноги. И еще раз упал, больно ударившись обнаженной головой о камень». Символично, что так и не смог подняться герой. Стоя на коленях, он как-то механически копает шашкой могилу Аксинье. Его давит удушье, «чтобы легче было дышать, он разорвал на груди рубаху». Такие детали не просто придают достоверность изображаемому, но заставляют читателя пережить вместе с героем обрушившееся на него горе.

Читайте также:  Звезда по имени солнце мальчиков

«Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете. Уже в могиле он крестом сложил на груди ее мертвенно побелевшие смуглые руки, головным платком укрыл лицо, чтобы земля не засыпала ее полуоткрытые, неподвижно устремленные в небо и уже начавшие тускнеть глаза. Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго. Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено». Обращаем внимание на используемый автором оксюморон — «мертвенно побелевшие смуглые руки», с его помощью подчеркивается неестественность случившегося, но следом идет описание «начавших тускнеть» глаз, подтверждающее, что «все. кончено». Причем эта последняя фраза повторяется в сравнительно небольшом отрывке текста дважды. Бесповоротность случившегося Григорий осознал сразу, как только увидел, как ранена Аксинья. Неслучайно и междометие «уже» много раз встречается в тексте. Действительно, все в этой жизни у Григория уже случилось. Отсюда и такая уверенность, что с погибшей героиней «расстаются они ненадолго».

Для выражения душевного состояния Григория Шолохов вводит картину пейзажа, надолго остающуюся перед глазами читателя: «В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Мы понимаем, какой мрак окутал душу измученного героя. Ничто не может восполнить понесенную им утрату. Порвалась одна из последних и самых крепких его связей с радостным, торжествующим миром жизни. «Вся жизнь Григория была в прошлом, а прошлое казалось недолгим и тяжким сном». Пейзаж передает безысходность душевной муки Григория, потерявшего Аксинью. Шолохов находит неожиданные краски для того, чтобы как можно точнее отразить облик опустошенного героя. Черное солнце над степью словно выжгло все и в сердце оказавшегося под ним человека. Автор таким пейзажем словно хочет эпически обобщить все случившееся с Григорием, показать, какой финал принесла война в его жизнь.

Выжженной степью кажется Мелехову его судьба: «Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других.

. Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держа на руках сына.

Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Символичны эпитеты, которые автор присваивает солнцу, — от «черного» оно становится «холодным». Безусловно, это психологические эпитеты. Подобная тонкость восприятия мира и умение передать это словом присущи не только отдельному отрывку романа «Тихий Дон», но и всем произведениям Шолохова. Изобразительно-выразительные средства, используемые художником в тексте, призваны помочь нам увидеть жизнь глазами героев. В этом проявляется мастерство писателя, позволившее его творчеству занять важное место в русской классической литературе.

Неслучайно, характеризуя эпизоды романа-эпопеи «Тихий Дон», А.С. Серафимович писал: «Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное знание того, о чем рассказывает. Тонкий схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшие».

Источник

Adblock
detector