Меню

Когда началось пятое солнце

109. Рождение Пятого Солнца и Луны

Боги ищут того, кто станет Солнцем. После того, как свет четвертого Солнца исчез с небес, закончилась предпоследняя эпоха. Боги собрались «Там, где рождаются боги» – в Теотиуакане. Они задумались, как им быть, кого просить стать Пятым Солнцем.

Боги стали обсуждать, как им сделать так, чтобы осветить Вселенную. Один из небожителей по имени Текукисекатль заявил:

— Я стану освещать Вселенную.

Боги продолжили совет и еще раз спросили, кто хочет освещать мир. Они с надеждой смотрели друг на друга, но больше никто не вызывался.

Среди богов находился Нанауацин. Он был тяжело болен, ничего не говорил и только внимательно слушал речи других небожителей. Боги относились к нему с презрением, потому что все его тело покрывали гноящиеся язвы. Но, когда не нашлось второго желающего пожертвовать собой, чтобы освещать землю, они обратились с вопросом к страдающему собрату:

— Согласишься ли ты, Нанауацин?

Он сразу же согласился со словами, что принимает их предложение как милость.

Подготовка к жертвоприношению. Оба избранных бога начали готовиться к предстоящим испытаниям. Четыре дня они проходили обряды покаяния. Тем временем на горе разожгли огромный костер. Та гора зовется Гора богов.

Текукисекатль приготовил для торжественного жертвоприношения драгоценности: цветы он заменил прекрасными перьями птицы кецаль, соломенные мячи – золотыми шарами, колючки агавы – наконечниками из драгоценых камней и сделанными из красных раковин шипами. Для воскурений он приготовил самый лучший копал – душистую смолу.

Нанауацин, больной бог, не смог собрать драгоценные дары. Вместо ветвей он приготовил всего лишь девять стеблей тростника, его мячи были из обыкновенной соломы, но на колючках агавы была его кровь. Вместо благовонного копала он принес в жертву струпья и гной своих язв – следы ужасной болезни.

Для торжественной процедуры возвели пирамиду. Четыре дня и четыре ночи боги-претенденты провели на ее вершине, не принимая еды и непрерывно молясь. Когда время бдений завершилось, вокруг того места разбросали ветви, цветы и прочие жертвы обоих божеств.

Час испытаний. Настала следующая ночь. Вскоре после полуночи Текукисекатль облачился в пышный наряд из перьев и в одеяние из легкой белой ткани. Нанауацин прикрыл голову бумажной шапкой, надел набедренную повязку и плащ, также изготовленные из бумаги . А сама бумага была сделана из коры фигового дерева.

Когда наступила полночь, боги собрались вокруг костра, разделись и встали рядами – по обе стороны от пламени.

Воскликнули боги, обратившись к Текукисекатлю:

— О Текукисекатль! Бросайся в огонь!

Текукисекатль было попытался выполнить приказ богов, но огонь разгорался все сильнее и сильнее, и начал опалять своим жаром. Испугался Текукисекатль и не смог ринуться в огнедышащий очаг. Ужас охватил его перед пламенем и жаром, который казался ему нестерпимым. Четыре раза приближался он костру и четыре раза отступал назад. А в пятый раз обычай не позволял совершать попытку.

Настал черед испытаний для Нанауацина. Боги обратились в его сторону и воскликнули:

— Нанауацин, бросайся в огонь!

Как только они произнесли эти слова, Нанауацин сделал над собой усилие, закрыл глаза, подпрыгнул и ринулся в огонь. Послышался треск, как будто что-то стало жариться. Как только Текукисекатль понял, что уступил первенство другому богу, он тоже собрал все мужество и бросился в огонь, который горел уже не так сильно. В тот же костер попали орел и ягуар. С тех пор у орла темные перья, а у ягуара – пятна на шкуре, как будто их опалило огнем.

Появление Солнца. Сели боги и стали ждать, когда догорит костер, и Нанауацин превратится в Солнце. Долго пришлось им ожидать. Наконец небо озарилось ровными красноватыми отблесками, забрезжил рассвет. Свет начал разливаться повсюду, равномерно освещая все вокруг, так, что было трудно определить, с какой же стороны светило поднимется на небосвод. Преклонили боги колена, ждут Нанауацина. Одни из них повернулись на запад, полагая, что Солнце появится оттуда. Другие обратились лицом на север, надеясь увидеть, как светило поднимется из-за этого края земли. Третьи полагали, что Нанауацин покажется на юге, и поэтому обернулись в ту сторону. Но большинство богов обратились к востоку. Среди них был и Кецалькоатль. Он и те, кто повернулся к востоку, оказались правы. Оттуда и появилось Солнце.

Читайте также:  Сердце солнца лучше матери греет лучше солнца греет смысл пословицы

Когда долгожданное светило взошло, оно оказалось алым и раскачивалось из стороны в сторону. Солнце было таким ярким, что никто не мог задержать на нем своего взгляда. Его лучи проникали повсюду и ослепляли. Вскоре вслед за Солнцем появилась Луна, почти столь же яркая. Это поднялся на небо второй бог – Текукисекатль.

Боги вновь начали совещаться. Они решили, что Солнце и Луна не должны светить одинаково. Тогда один из богов ударил Луну по лицу кроликом. От удара светило потемнело, потеряло свой блеск и стало таким, каким мы его видим сейчас.

Поднялись Солнце и Луна над землей и замерли неподвижно. Наступил бесконечно долгий день. И люди могли погибнуть от испепеляющих лучей Солнца.

Боги отдают свои жизни светилам. Боги вновь начали совет. Они решились принести себя в жертву, чтобы тем самым дать жизнь светилам и заставить их двигаться по небосклону.

Один из богов по имени Шолотль начал плакать и стенать. Он заявил богам, что не хочет умирать. Он плакал так долго, что вытекли его глаза. И вдруг поднялся необычайной силы ветер и унес жизни всех богов, кроме Шолотля. Шолотль, как только ветер приблизился к нему, бросился наутек и успел спрятаться на кукурузном поле, превратившись в растение с двумя стеблями. С тех пор такое растение земледельцы называют шолотль. Ветер долго разыскивал скрывшегося среди посадок бога, и наконец обнаружил его среди початков. Шолотлю вновь пришлось спасаться бегством. Он спрятался под агавами и стал одной из них, но только с двумя стволами – мешолотль. Когда выяснилось, что и среди деревьев ему не найти надежного убежища, Шолотль бросился в воду и стал рыбой, которую с тех пор называют ашолотль. Но в воде ветер смог его настичь и убить.

Ветер сдвигает с места Солнце и Луну. После гибели всех богов пришло время действовать ветру. Ветер решил мчаться с неимоверной скоростью и дуть изо всех сил, чтобы сдвинуть с места застывшее в одной точке Солнце. Он дул и дул, дул и дул непрестанно, пока, наконец, Солнце не покачнулось. Оно сдвинулось с места и понеслось по своему небесному пути. Луна же оставалась неподвижной. Она двинулась по небу только тогда, когда Солнце завершило движение по небосклону. Так они разъединились и с тех пор стали показываться в разное время. Солнце светит весь день, а Луна появляется только ночью.

Так появилось пятое Солнце – Солнце движения, которое продолжает светить людям и сейчас. Пятое Солнце называется Солнцем движения, потому что двигается, следует своим путем. Как говорят старцы, когда закончится время, что отведено Пятому Солнцу, будут землетрясения, будет голод, и в результате погибнет все живое.

Читайте также другие темы главы XIX «Мифы и легенды ацтеков» раздела «Мифы народов Америки»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Источник

Пять Солнц — Five Suns

В контексте мифов о творении термин « Пять солнц» описывает доктрину ацтеков и других народов науа, согласно которой нынешнему миру предшествовали четыре других цикла творения и разрушения. Это в первую очередь происходит из мифологических, космологических и эсхатологических верований и традиций более ранних культур центральной Мексики и мезоамериканского региона в целом. Late постклассических ацтеки общество унаследовало многие традиции , касающиеся счета создания Месоамериканских , а изменяя некоторые аспекты и поставку новых интерпретаций своего собственного.

В мифах о творении, которые были известны ацтекам и другим народам науа в позднюю постклассическую эпоху, центральный постулат заключался в том, что до нынешней вселенной существовало четыре мира, или «Солнца». Эти более ранние миры и их обитатели были созданы, а затем уничтожены катастрофическим действием ведущих фигур божеств. Нынешний мир — это пятое солнце, и ацтеки считали себя «Людьми Солнца», чьей божественной обязанностью было вести космическую войну, чтобы обеспечить Солнцу его тлакскальтилизтли («питание»). Без него солнце исчезло бы с небес. Таким образом, благополучие и само выживание вселенной зависело от принесения солнцу крови и сердец .

СОДЕРЖАНИЕ

Легенда

Из пустоты, которая была остальной частью вселенной, первый бог, Ометеотль , создал себя. Ометеотль был одновременно мужчиной и женщиной, добром и злом, светом и тьмой, огнем и водой, судом и прощением, богом двойственности. Ометеотль родила четырех детей, четырех тескатлипок , каждый из которых руководит одним из четырех сторон света. На Западе правит Белый Тескатлипока, Кецалькоатль , бог света, милосердия и ветра. На юге правит Голубая Тескатлипока, Уицилопочтли , бог войны. На Востоке правит Красный Тескатлипока, Шипе Тотек , бог золота, земледелия и весны. А на Севере правит Черная Тескатлипока, также называемая просто Тескатлипока , бог суда, ночи, обмана, колдовства и Земли.

Читайте также:  Что сильнее солнце или вулкан

Первое солнце

Это были четыре бога, которые в конечном итоге создали всех других богов и мир, который мы знаем сегодня, но прежде чем они смогли создать, им пришлось разрушить, каждый раз, когда они пытались создать что-то, оно падало в воду под ними и было съедено Чипактли. , гигантский земляной крокодил, который плыл по воде, держась за всех своих суставов. Четыре Tezcatlipocas произошли от первых людей, которые были гигантами. Они создали других богов, самыми важными из которых были боги воды: Тлалок , бог дождя и плодородия, и Чалчиутликуэ , богиня озер, рек и океанов, а также богиня красоты. Чтобы дать свет, им нужен был бог, который стал солнцем, и был выбран Черный Тескатлипока, но либо из-за того, что он потерял ногу, либо потому, что он был богом ночи, ему удалось стать только половиной солнца. В течение некоторого времени мир продолжался таким образом, но между Кецалькоатлем и его братом могущественным солнцем, которого Кецалькоатль сбил с неба каменной дубиной, росло соперничество между братьями и сестрами. Без солнца мир был полностью черным, и в гневе Тескатлипока приказал своим ягуарам съесть всех людей.

Второе солнце

Боги создали новую группу людей для заселения Земли, на этот раз они были нормального размера. Кецалькоатль стал новым солнцем, и с годами люди Земли становились все менее и менее цивилизованными и перестали оказывать должное почтение богам. В результате Тескатлипока продемонстрировал свою силу и авторитет как бога чародейства и суда, превратив животных-людей в обезьян. Кецалькоатль, который любил несовершенных людей такими, какими они были, был расстроен и снес всех обезьян с лица земли могучим ураганом. Затем он сошел как солнце, чтобы создать новых людей.

Третье солнце

Тлалок стал следующим солнцем, но Тескатлипока соблазнил и украл его жену Шочикецаль , богиню секса, цветов и кукурузы. Затем Тлалок отказался делать что-либо, кроме как погрязнуть в собственном горе, поэтому мир охватила великая засуха. Молитвы людей о дожде раздражали скорбящее солнце, и он отказывался допустить дождь, но люди продолжали умолять его. Затем в приступе гнева он ответил на их молитвы сильным ливнем огня. Он продолжал лить огненный дождь, пока не сгорела вся Земля. Затем богам пришлось построить из пепла целую новую Землю.

Четвертое солнце

Следующим солнцем и новой женой Тлалока была Чалчиутликуэ . Она очень любила людей, но Тескатлипока — нет. И люди, и Чалчиутликуэ почувствовали его осуждение, когда он сказал богине воды, что она не была по-настоящему любящей, и только из эгоизма симулировала доброту, чтобы заслужить похвалу народа. Чалчиутликуэ была так сокрушена этими словами, что она плакала кровью следующие пятьдесят два года, вызвав ужасное наводнение, затопившее всех на Земле. Люди стали рыбами, чтобы выжить.

Пятое солнце

Кецалькоатль не допустил уничтожения своего народа и отправился в подземный мир, где украл их кости у бога Миктлантекутли . Он окунул эти кости в свою кровь, чтобы воскресить свой народ, который снова открыл глаза на небо, освещенное текущим солнцем, Уицилопочтли.

Tzitzimimeh , или звезды, стал завидовать их ярче, более важный брат Уицилопочтли. Их лидер, Койолксауки , богиня луны, ведет их в атаку на солнце, и каждую ночь они приближаются к победе, когда сияют по всему небу, но их отбивает могущественный Уицилопочтли, правящий дневным небом. Чтобы помочь этому важнейшему богу в его непрекращающейся войне, ацтеки предлагают ему пищу в виде человеческих жертвоприношений. Они также приносят человеческие жертвы Тескатлипоке, опасаясь его приговора, приносят свою кровь Кетцалькоатлю, который выступает против роковых жертв, в благодарность за его кровавую жертву за них и приносят подношения многим другим богам для многих целей. Если эти жертвоприношения прекратятся или человечество не сможет угодить богам по какой-либо другой причине, это пятое солнце станет черным, мир будет разрушен катастрофическим землетрясением, и Цицимитль убьет Уицилопочтли и все человечество.

Читайте также:  Солнц как чудесно звездное небо

Вариации и альтернативные мифы

Большая часть того, что известно о древних ацтеках, взято из нескольких кодексов, переживших испанское завоевание. Их мифы могут сбивать с толку не только из-за отсутствия документации, но и из-за того, что существует множество популярных мифов, которые, кажется, противоречат друг другу, потому что они изначально передавались из уст в уста и потому что ацтеки переняли многих своих богов у других племен. оба приписывают этим богам свои новые аспекты и наделяют их аспектами подобных богов из других культур. Старые мифы могут быть очень похожи на новые мифы, но при этом противоречить друг другу, утверждая, что другой бог совершил одно и то же действие, вероятно, потому, что мифы изменились в зависимости от популярности каждого из богов в данный момент.

В других вариантах этого мифа говорится , что Коатликуэ , богиня земли, была матерью четырех Тескатлипок и Цицимитль. Некоторые версии говорят, что Кецалькоатль родился от нее первым, когда она была еще девственницей, часто упоминая его брата-близнеца Ксолотля , наставника мертвых и бога огня. Затем от обсидианового ножа у нее родилась Тескатлипока, за ней последовали Цицимитль, а затем Уицилопочтли. Самая популярная вариация, включая Коатликуэ, изображает ее первым рождением Цицимитля. Много позже она родила Уицилопочтли, когда ей явился таинственный шар из перьев. Затем цицимитль обезглавили беременную Коатликуэ, посчитав оскорбительным то, что она родила еще одного ребенка. Затем Уицилопочтли возник из ее чрева, вооруженный огненным змеем, и начал свою эпическую войну с цицимитлями, которых также называли центцон-уицнахуа . Иногда говорят, что он обезглавил Койолксауки и либо использовал ее голову, чтобы создать луну, либо бросил ее в каньон. Дальнейшие вариации изображают шар из перьев как отца Уицилопочтли или отца Кецалькоатля, а иногда и Ксолотля.

Другие варианты этого мифа утверждают, что только Кецалькоатль и Тескатлипока родились от Ометеотля, которого в этом мифе заменил Коатликуэ, вероятно, потому, что к моменту прибытия испанцев в нем не было ни прихожан, ни храмов. Иногда говорят, что мужская характеристика Ометеотля называется Ометекутли, а женская характеристика — Омециуальт. Дальнейшие вариации этого мифа утверждают, что только Кецалькоатль и Тескатлипока разлучили Чипактли, также известного как Тлалтекутли , и что Зипе Тотек и Уицилопочтли затем сконструировали мир из ее тела. Некоторые версии утверждают, что Тескатлипока на самом деле использовал свою ногу в качестве приманки для Чипактли, прежде чем расчленить ее.

Порядок первых четырех солнц также варьируется, хотя приведенная выше версия является наиболее распространенной. Каждый конец света во всех вариантах мифа постоянно соотносится с богом, который был солнцем в то время, хотя потеря Шочикецаль не всегда определяется как причина Тлалока, вызвавшего огненный дождь, о котором не говорится иначе, а иногда говорят. что Чальчиутликуэ наводнил мир намеренно, без участия Тескатлипоки. Также говорят, что Тескатлипока создал половину солнца, которую затем съели его ягуары, прежде чем съесть гигантов.

Однако пятое солнце иногда называют богом по имени Нанауацин . В этой версии мифа боги собрались в темноте, чтобы выбрать новое солнце, которое должно было принести себя в жертву, прыгнув в гигантский костер. Двумя добровольцами были молодой сын Тлалока и Чальчиутликуэ, Текучстекатль и старый Нанауацин. Считалось, что Нанауацин слишком стар, чтобы зажечь хорошее солнышко, но обоим дали возможность прыгнуть в костер. Текучтекатль попытался первым, но не был достаточно храбрым, чтобы пройти через жару рядом с пламенем, и развернулся. Затем Нанауацин медленно подошел к огню, затем попал в огонь и был поглощен. Затем последовал Текучитекатль. Более храбрый Нанауацин стал тем, что сейчас является солнцем, а Текучтекатль стал гораздо менее впечатляющей луной. Бог, который преодолевает пропасть между Нанауацином и Уицилопочтли, — это Тонатиу , который был болен, но омолодился, сожгнув себя заживо, а затем стал воином-солнцем и странствовал по небу с душами тех, кто погиб в битве, отказываясь двигаться, если не принесли достаточно жертв.

Источник

Adblock
detector