Меню

Когда поднялось солнце мы увидели

Конспект по русскому языку для 9 класса «СПП с несколькими придаточными»

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Цель урока: продолжить изучение сложных предложений с подчинительной связью;

дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными, об особенностях пунктуации в них;

развивать логическое и пространственное мышление школьников. Закрепление умения конструировать СПП и употреблять их в речи.

Воспитывать настойчивость в достижении цели, в частности, при выполнении различного вида заданий на уроке

Оборудование: Презентации «Тест. СПП» и «Структура СПП с несколькими придаточными», таблицы для заполнения, тексты на каждого ученика

Презентация «Тест. СПП»

Задание: определите и запишите виды придаточных предложений, которые вы видите на слайдах

Самопроверка и самооценка

2. Объяснение нового материала

1. Наблюдения в СПП с несколькими придаточными.

Учитель: посмотрите на предложения на следующем слай(№1)

Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.

Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.

Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.

Чем эти предложения отличаются от тех, с которыми вы работали ранее?

— у них не одно, а два придаточных

Следовательно, тема сегодняшнего урока….

(№2)Следующий слайд: СПП с несколькими придаточными.

Построим схемы этих предложений (по одному ученику выходят к доске и чертят схемы)

Одинаковы ли они по строению?

(№3)Слайд «Структура СПП с несколькими придаточными»

-придаточные присоединяются к главному по – разному (работа со схемами)

(№4)Следующий слайд: Последовательное подчинение

Попробуйте соотнести название и схемы

Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.

Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.

3. Однородное подчинение

Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.

(№6)Слайд «Анализ предложений» дать последовательность работы по определению типа связи в СПП с несколькими придаточными

Чтение параграфа 9. Что узнали нового.

Потренируемся. Работаем устно. Докажите, что правильно классифицировали данные предложения

Он достиг последнего лестничного марша и увидел (что?), что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки (какой), на которую выходила его дверь.

Ели завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на минутку.

Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах

Тренировочные упражнения с целью распознавания типов связи в СПП

Анализируем предложения упражнения 131

На слайде появляется схема. Назовите номер предложения, соответствующий этой схеме

Слайд14 «Составление из трех простых предложений СПП с несколькими придаточными Цель: Развитие речи (ГИА – отработка приема упрощения)

Работа по карточкам Цель: уметь различать типы предложений

Каждому ученику выдаю таблицы и тексты

Зд: заполните графы таблицы номерами предложений

Дополнительное задание: построить схему СПП с несколькими придаточными, определить его тип

Итог урока: подведите итог урока. Что узнали, чему научились?

Страница 53 — 54, параграф 9,

страница 57, упражнение 135

Сложноподчинённые предложения с одним придаточным

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Заполните таблицу, вписав в пустые графы номера предложений из данного текста .

(1)Елена шла, потупив голову и неподвижно устремив глаза вперёд. (2)Она ничего не боялась, она ничего не соображала — она хотела ещё раз увидеться с Инсаровым. (З) Она шла, не замечая, что солнце давно скрылось, заслонённое тяжёлыми чёрными тучами, что ветер порывисто шумел в деревьях и клубил её платье, что пыль внезапно поднималась и неслась столбом по дороге. (4)Крупный дождик закапал, но она v его не замечала. (5)Он пошёл всё чаще, всё сильнее, сверкнула молния гром, у дарил. (б)Елена остановилась, посмотрела вокруг. (7)К счастью, невдалеке от того места, где её застала гроза, находилась ветхая заброшенная часовенка над развалившемся колодцем. (8)Она добежала до неё и вошла под низенький навес. (9)Дождь хлынул ручьями, небо кругом обложилось. (10)С немым отчаянием глядела Елена на частую сетку быстро падавших капель. (11)Последняя надежда увидеться с Инсаровым исчезла.

Читайте также:  Когда можно закаляться солнцем

Таблица взята из интернета. Раздаю каждому ученику как памятку

Источник

Когда поднялось солнце мы увидели

Сложноподчиненными предложениями называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

Сложноподчиненное предложение может состоять из двух или нескольких простых предложений. В сложноподчиненном предложении одно предложение — главное, другое — придаточное. Главное предложение — это такое предложение, от которого мы ставим вопрос к придаточному. Придаточное предложение поясняет главное предложение, зависит от него и присоединяется при помощи подчинительных союзов и союзных слов. Придаточное предложение может стоять после главного, перед ним или разрывать главное предложение.

По значению придаточных предложений различают три основных вида сложноподчиненных предложений:

  • сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,
  • сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельными.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? который? чей?, присоединяется к главном при помощи союзных слов: который, какой, чей или подчинительных союзов что, где, кто, куда, откуда. Несколько раз я слышал от людей (каких?), которые только что отложили прочитанную книгу Пришвина одни и те (же) слова: «Это настоящее колдовство».

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Придаточное предложение, как правило, поясняет глагол — сказуемое главного предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Присоединяется такое придаточное предложение при помощи подчинительных союзов или союзных слов: что, как, как будто, чтобы и др. Жизнь Пришвина – пример того (чего?), как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца».

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.

Вид придаточного

Вопрос

Пример

Когда? С каких пор? Как долго?

Когда пришло время, отпра­вили Иванушку на службу.

Где? Куда? От­куда?

Мы устремились туда, отку­да были слышны голоса.

При каком усло­вии?

Если будешь много читать, будешь много знать.

Почему? По какой причи­не?

Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнова­ниям серьезно.

Зачем? С какой целью?

Чтобы не заблудиться, я ре­шил вернуться на тропинку.

Вследствие чего что произошло?

Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.

Как? Каким об­разом?

Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

В какой мере? В какой степени?

Речка так блестит и сверка­ет, что глазам больно.

Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя для него это была трудная работа, он справил­ся с ней безупречно.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Запятая ставится

1)Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:

Мы тронулись, когда взошло солнце.

2)Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами: Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.

3)При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как:

Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.

Запятая не ставится

1)Отрицание + союз: Он стал выяснять не что произошло, а кто это? 2)Придаточное предложение = одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.

3)Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
4)Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало .

Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколь­ко придаточных предложений

Читайте также:  Какое природное явление характерно для заполярья когда летом солнце

1.Последовательное подчинение

[ ], ( ), ( ).

Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.

2.Параллельное подчинение

( ), [ ],( ).

Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.

  1. 1.Однородное подчинение

[ ], ( ), ( ).

Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.

Обратим внимание!

• Если зависимым словом при деепричастии является союзное слово который, то оно не отдаляется запятой от деепричастия: запятая ста­вится перед деепричастным оборотом, а после слова который — нет. Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь.

• Никогда не ставится запятая после союзного слова который; сразу убирайте те варианты ответов, в которых указанна запятая после этого слова.

• Союзное слово который находится только в придаточной части, по — этому ищите в главном предложении существительное или местоимение, которые придаточная часть характеризует или поясняет.

• Если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно выде­ляется запятыми с обеих сторон.

Дополнение к В 6. Сложносочиненные предложения.

Сложноподчинённое предложение — сложное предложение, имеющее в своем составе два и более простых предложения, соединенных сочинительными союзами и интонацией. Они вращались бы хоть час, хоть день, но мастер приставил к глине свои длинные пальцы. По характеру союза и значению сложносочиненные предложения делятся на:

  • сложносочиненные предложения с соединительными союзами: и, да, тоже, также и др. В этих предложениях выражается своевременность действий, последовательность, причинно — следственные отношения. На каждой из них мастер мог бы остановить свой круг, и вот текучая форма застыла бы в виде горшка.
  • с противительными союзами: а, но, однако, зато, не только. но и. В этих предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему. Задуман был кувшин, но я насчитал, по крайней мере, десять промежуточных форм.
  • сложносочиненные предложения с разделительными союзами: то…то, либо, либо. либо, или. В этих предложениях выражаются отношения чередования и взаимоисключения. Топадал туман, то вдруг припускал косой летний дождь.

Источник

Когда поднялось солнце мы увидели

Сложноподчиненными предложениями называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

Сложноподчиненное предложение может состоять из двух или нескольких простых предложений. В сложноподчиненном предложении одно предложение — главное, другое — придаточное. Главное предложение — это такое предложение, от которого мы ставим вопрос к придаточному. Придаточное предложение поясняет главное предложение, зависит от него и присоединяется при помощи подчинительных союзов и союзных слов. Придаточное предложение может стоять после главного, перед ним или разрывать главное предложение.

По значению придаточных предложений различают три основных вида сложноподчиненных предложений:

  • сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,
  • сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельными.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? который? чей?, присоединяется к главном при помощи союзных слов: который, какой, чей или подчинительных союзов что, где, кто, куда, откуда. Несколько раз я слышал от людей (каких?), которые только что отложили прочитанную книгу Пришвина одни и те (же) слова: «Это настоящее колдовство».

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Придаточное предложение, как правило, поясняет глагол — сказуемое главного предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Присоединяется такое придаточное предложение при помощи подчинительных союзов или союзных слов: что, как, как будто, чтобы и др. Жизнь Пришвина – пример того (чего?), как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца».

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.

Вид придаточного

Вопрос

Пример

Когда? С каких пор? Как долго?

Читайте также:  Молочко после солнца floresan africa kids

Когда пришло время, отпра­вили Иванушку на службу.

Где? Куда? От­куда?

Мы устремились туда, отку­да были слышны голоса.

При каком усло­вии?

Если будешь много читать, будешь много знать.

Почему? По какой причи­не?

Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнова­ниям серьезно.

Зачем? С какой целью?

Чтобы не заблудиться, я ре­шил вернуться на тропинку.

Вследствие чего что произошло?

Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.

Как? Каким об­разом?

Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

В какой мере? В какой степени?

Речка так блестит и сверка­ет, что глазам больно.

Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя для него это была трудная работа, он справил­ся с ней безупречно.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Запятая ставится

1)Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:

Мы тронулись, когда взошло солнце.

2)Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами: Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.

3)При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как:

Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.

Запятая не ставится

1)Отрицание + союз: Он стал выяснять не что произошло, а кто это? 2)Придаточное предложение = одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.

3)Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
4)Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало .

Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколь­ко придаточных предложений

1.Последовательное подчинение

[ ], ( ), ( ).

Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.

2.Параллельное подчинение

( ), [ ],( ).

Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.

  1. 1.Однородное подчинение

[ ], ( ), ( ).

Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.

Обратим внимание!

• Если зависимым словом при деепричастии является союзное слово который, то оно не отдаляется запятой от деепричастия: запятая ста­вится перед деепричастным оборотом, а после слова который — нет. Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь.

• Никогда не ставится запятая после союзного слова который; сразу убирайте те варианты ответов, в которых указанна запятая после этого слова.

• Союзное слово который находится только в придаточной части, по — этому ищите в главном предложении существительное или местоимение, которые придаточная часть характеризует или поясняет.

• Если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно выде­ляется запятыми с обеих сторон.

Дополнение к В 6. Сложносочиненные предложения.

Сложноподчинённое предложение — сложное предложение, имеющее в своем составе два и более простых предложения, соединенных сочинительными союзами и интонацией. Они вращались бы хоть час, хоть день, но мастер приставил к глине свои длинные пальцы. По характеру союза и значению сложносочиненные предложения делятся на:

  • сложносочиненные предложения с соединительными союзами: и, да, тоже, также и др. В этих предложениях выражается своевременность действий, последовательность, причинно — следственные отношения. На каждой из них мастер мог бы остановить свой круг, и вот текучая форма застыла бы в виде горшка.
  • с противительными союзами: а, но, однако, зато, не только. но и. В этих предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему. Задуман был кувшин, но я насчитал, по крайней мере, десять промежуточных форм.
  • сложносочиненные предложения с разделительными союзами: то…то, либо, либо. либо, или. В этих предложениях выражаются отношения чередования и взаимоисключения. Топадал туман, то вдруг припускал косой летний дождь.

Источник

Adblock
detector