Конспект по русскому языку для 9 класса «СПП с несколькими придаточными»
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Цель урока: продолжить изучение сложных предложений с подчинительной связью;
дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными, об особенностях пунктуации в них;
развивать логическое и пространственное мышление школьников. Закрепление умения конструировать СПП и употреблять их в речи.
Воспитывать настойчивость в достижении цели, в частности, при выполнении различного вида заданий на уроке
Оборудование: Презентации «Тест. СПП» и «Структура СПП с несколькими придаточными», таблицы для заполнения, тексты на каждого ученика
Презентация «Тест. СПП»
Задание: определите и запишите виды придаточных предложений, которые вы видите на слайдах
Самопроверка и самооценка
2. Объяснение нового материала
1. Наблюдения в СПП с несколькими придаточными.
Учитель: посмотрите на предложения на следующем слай(№1)
Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.
Чем эти предложения отличаются от тех, с которыми вы работали ранее?
— у них не одно, а два придаточных
Следовательно, тема сегодняшнего урока….
(№2)Следующий слайд: СПП с несколькими придаточными.
Построим схемы этих предложений (по одному ученику выходят к доске и чертят схемы)
Одинаковы ли они по строению?
(№3)Слайд «Структура СПП с несколькими придаточными»
-придаточные присоединяются к главному по – разному (работа со схемами)
(№4)Следующий слайд: Последовательное подчинение
Попробуйте соотнести название и схемы
Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
3. Однородное подчинение
Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.
(№6)Слайд «Анализ предложений» дать последовательность работы по определению типа связи в СПП с несколькими придаточными
Чтение параграфа 9. Что узнали нового.
Потренируемся. Работаем устно. Докажите, что правильно классифицировали данные предложения
Он достиг последнего лестничного марша и увидел (что?), что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки (какой), на которую выходила его дверь.
Ели завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на минутку.
Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах
Тренировочные упражнения с целью распознавания типов связи в СПП
Анализируем предложения упражнения 131
На слайде появляется схема. Назовите номер предложения, соответствующий этой схеме
Слайд14 «Составление из трех простых предложений СПП с несколькими придаточными Цель: Развитие речи (ГИА – отработка приема упрощения)
Работа по карточкам Цель: уметь различать типы предложений
Каждому ученику выдаю таблицы и тексты
Зд: заполните графы таблицы номерами предложений
Дополнительное задание: построить схему СПП с несколькими придаточными, определить его тип
Итог урока: подведите итог урока. Что узнали, чему научились?
Страница 53 — 54, параграф 9,
страница 57, упражнение 135
Сложноподчинённые предложения с одним придаточным
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Заполните таблицу, вписав в пустые графы номера предложений из данного текста .
(1)Елена шла, потупив голову и неподвижно устремив глаза вперёд. (2)Она ничего не боялась, она ничего не соображала — она хотела ещё раз увидеться с Инсаровым. (З) Она шла, не замечая, что солнце давно скрылось, заслонённое тяжёлыми чёрными тучами, что ветер порывисто шумел в деревьях и клубил её платье, что пыль внезапно поднималась и неслась столбом по дороге. (4)Крупный дождик закапал, но она v его не замечала. (5)Он пошёл всё чаще, всё сильнее, сверкнула молния гром, у дарил. (б)Елена остановилась, посмотрела вокруг. (7)К счастью, невдалеке от того места, где её застала гроза, находилась ветхая заброшенная часовенка над развалившемся колодцем. (8)Она добежала до неё и вошла под низенький навес. (9)Дождь хлынул ручьями, небо кругом обложилось. (10)С немым отчаянием глядела Елена на частую сетку быстро падавших капель. (11)Последняя надежда увидеться с Инсаровым исчезла.
Таблица взята из интернета. Раздаю каждому ученику как памятку
Источник
Когда поднялось солнце мы увидели
Сложноподчиненными предложениями называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.
Сложноподчиненное предложение может состоять из двух или нескольких простых предложений. В сложноподчиненном предложении одно предложение — главное, другое — придаточное. Главное предложение — это такое предложение, от которого мы ставим вопрос к придаточному. Придаточное предложение поясняет главное предложение, зависит от него и присоединяется при помощи подчинительных союзов и союзных слов. Придаточное предложение может стоять после главного, перед ним или разрывать главное предложение.
По значению придаточных предложений различают три основных вида сложноподчиненных предложений:
- сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,
- сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;
- сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельными.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? который? чей?, присоединяется к главном при помощи союзных слов: который, какой, чей или подчинительных союзов что, где, кто, куда, откуда. Несколько раз я слышал от людей (каких?), которые только что отложили прочитанную книгу Пришвина одни и те (же) слова: «Это настоящее колдовство».
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Придаточное предложение, как правило, поясняет глагол — сказуемое главного предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Присоединяется такое придаточное предложение при помощи подчинительных союзов или союзных слов: что, как, как будто, чтобы и др. Жизнь Пришвина – пример того (чего?), как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца».
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.
Вид придаточного
Вопрос
Пример
Когда? С каких пор? Как долго?
Когда пришло время, отправили Иванушку на службу.
Где? Куда? Откуда?
Мы устремились туда, откуда были слышны голоса.
При каком условии?
Если будешь много читать, будешь много знать.
Почему? По какой причине?
Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнованиям серьезно.
Зачем? С какой целью?
Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.
Вследствие чего что произошло?
Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.
Как? Каким образом?
Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
В какой мере? В какой степени?
Речка так блестит и сверкает, что глазам больно.
Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?
Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.
Несмотря на что? Вопреки чему?
Хотя для него это была трудная работа, он справился с ней безупречно.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Запятая ставится
1)Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:
Мы тронулись, когда взошло солнце.
2)Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами: Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.
3)При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как:
Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.
Запятая не ставится
1)Отрицание + союз: Он стал выяснять не что произошло, а кто это? 2)Придаточное предложение = одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
3)Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
4)Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало .
Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколько придаточных предложений
1.Последовательное подчинение
[ ], ( ), ( ).
Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
2.Параллельное подчинение
( ), [ ],( ).
Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
- 1.Однородное подчинение
[ ], ( ), ( ).
Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.
Обратим внимание!
• Если зависимым словом при деепричастии является союзное слово который, то оно не отдаляется запятой от деепричастия: запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который — нет. Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь.
• Никогда не ставится запятая после союзного слова который; сразу убирайте те варианты ответов, в которых указанна запятая после этого слова.
• Союзное слово который находится только в придаточной части, по — этому ищите в главном предложении существительное или местоимение, которые придаточная часть характеризует или поясняет.
• Если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон.
Дополнение к В 6. Сложносочиненные предложения.
Сложноподчинённое предложение — сложное предложение, имеющее в своем составе два и более простых предложения, соединенных сочинительными союзами и интонацией. Они вращались бы хоть час, хоть день, но мастер приставил к глине свои длинные пальцы. По характеру союза и значению сложносочиненные предложения делятся на:
- сложносочиненные предложения с соединительными союзами: и, да, тоже, также и др. В этих предложениях выражается своевременность действий, последовательность, причинно — следственные отношения. На каждой из них мастер мог бы остановить свой круг, и вот текучая форма застыла бы в виде горшка.
- с противительными союзами: а, но, однако, зато, не только. но и. В этих предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему. Задуман был кувшин, но я насчитал, по крайней мере, десять промежуточных форм.
- сложносочиненные предложения с разделительными союзами: то…то, либо, либо. либо, или. В этих предложениях выражаются отношения чередования и взаимоисключения. Топадал туман, то вдруг припускал косой летний дождь.
Источник
Когда поднялось солнце мы увидели
Сложноподчиненными предложениями называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.
Сложноподчиненное предложение может состоять из двух или нескольких простых предложений. В сложноподчиненном предложении одно предложение — главное, другое — придаточное. Главное предложение — это такое предложение, от которого мы ставим вопрос к придаточному. Придаточное предложение поясняет главное предложение, зависит от него и присоединяется при помощи подчинительных союзов и союзных слов. Придаточное предложение может стоять после главного, перед ним или разрывать главное предложение.
По значению придаточных предложений различают три основных вида сложноподчиненных предложений:
- сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,
- сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;
- сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельными.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? который? чей?, присоединяется к главном при помощи союзных слов: который, какой, чей или подчинительных союзов что, где, кто, куда, откуда. Несколько раз я слышал от людей (каких?), которые только что отложили прочитанную книгу Пришвина одни и те (же) слова: «Это настоящее колдовство».
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Придаточное предложение, как правило, поясняет глагол — сказуемое главного предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Присоединяется такое придаточное предложение при помощи подчинительных союзов или союзных слов: что, как, как будто, чтобы и др. Жизнь Пришвина – пример того (чего?), как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца».
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.
Вид придаточного
Вопрос
Пример
Когда? С каких пор? Как долго?
Когда пришло время, отправили Иванушку на службу.
Где? Куда? Откуда?
Мы устремились туда, откуда были слышны голоса.
При каком условии?
Если будешь много читать, будешь много знать.
Почему? По какой причине?
Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнованиям серьезно.
Зачем? С какой целью?
Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.
Вследствие чего что произошло?
Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.
Как? Каким образом?
Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
В какой мере? В какой степени?
Речка так блестит и сверкает, что глазам больно.
Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?
Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.
Несмотря на что? Вопреки чему?
Хотя для него это была трудная работа, он справился с ней безупречно.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Запятая ставится
1)Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:
Мы тронулись, когда взошло солнце.
2)Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами: Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.
3)При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как:
Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.
Запятая не ставится
1)Отрицание + союз: Он стал выяснять не что произошло, а кто это? 2)Придаточное предложение = одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
3)Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
4)Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало .
Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколько придаточных предложений
1.Последовательное подчинение
[ ], ( ), ( ).
Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
2.Параллельное подчинение
( ), [ ],( ).
Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
- 1.Однородное подчинение
[ ], ( ), ( ).
Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.
Обратим внимание!
• Если зависимым словом при деепричастии является союзное слово который, то оно не отдаляется запятой от деепричастия: запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который — нет. Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь.
• Никогда не ставится запятая после союзного слова который; сразу убирайте те варианты ответов, в которых указанна запятая после этого слова.
• Союзное слово который находится только в придаточной части, по — этому ищите в главном предложении существительное или местоимение, которые придаточная часть характеризует или поясняет.
• Если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон.
Дополнение к В 6. Сложносочиненные предложения.
Сложноподчинённое предложение — сложное предложение, имеющее в своем составе два и более простых предложения, соединенных сочинительными союзами и интонацией. Они вращались бы хоть час, хоть день, но мастер приставил к глине свои длинные пальцы. По характеру союза и значению сложносочиненные предложения делятся на:
- сложносочиненные предложения с соединительными союзами: и, да, тоже, также и др. В этих предложениях выражается своевременность действий, последовательность, причинно — следственные отношения. На каждой из них мастер мог бы остановить свой круг, и вот текучая форма застыла бы в виде горшка.
- с противительными союзами: а, но, однако, зато, не только. но и. В этих предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему. Задуман был кувшин, но я насчитал, по крайней мере, десять промежуточных форм.
- сложносочиненные предложения с разделительными союзами: то…то, либо, либо. либо, или. В этих предложениях выражаются отношения чередования и взаимоисключения. Топадал туман, то вдруг припускал косой летний дождь.
Источник
➤ Adblockdetector