Когда полетел космос алексей
18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей ЛЕОНОВ во время полета на космическом корабле «Восход-2» 18-19 марта 1965 года. Командиром корабля был Павел БЕЛЯЕВ, Алексей ЛЕОНОВ — вторым пилотом.
Ракета-носитель с экипажем корабля «Восход-2» стартовала 18 марта 1965 года ровно в 10:00 по московскому времени с космодрома Байконур. Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера и начата подготовка к выходу в космическое пространство.
Шлюзовая камера корабля сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически (с помощью специального механизма с электроприводом), так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта.
В шлюзовой камере были размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.
После выхода космонавта в космос, перед спуском на 3емлю, основную часть шлюзовой камеры отстреливали, и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде — имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого нужно было надеть скафандры и, разгерметизировав корабль, и высунуться в люк.
Для выхода в космическое пространство был разработан скафандр «Беркут» с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космос.
Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Павел БЕЛЯЕВ с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться ЛЕОНОВЫМ с пульта, установленного в шлюзовой камере.
БЕЛЯЕВ наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. ЛЕОНОВ «вплыл» в шлюзовую камеру, а командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.
В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Алексей ЛЕОНОВ вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство.
Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.
В открытом космосе Алексей ЛЕОНОВ начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
После выполнения ряда экспериментов Алексею Архиповичу была дана команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и ЛЕОНОВ не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного.
Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. ЛЕОНОВ стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. С большим трудом ЛЕОНОВУ удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами вперед, как положено.
Алексей Архипович находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея ЛЕОНОВА в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 9 секунд.
С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея ЛЕОНОВА в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.
После возвращения в кабину Алексея ЛЕОНОВА космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.
В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка.
Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.
Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 9 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Архиповичу ЛЕОНОВУ высшую награду — Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, а лётчику-космонавту СССР Павлу БЕЛЯЕВУ были вручены диплом и медаль ФАИ.
Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американских астронавтов. Первым американцем побывавшем в космосе стал Эдвард УАЙТ, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.
Первый выход в открытый космос, совершенный Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ, стал очередной точкой отсчета для мировой космонавтики. Во многом благодаря опыту, полученному в этом первом полёте, сегодня выход в открытый космос является уже стандартной частью экспедиций на Международную космическую станцию.
В наши дни во время выходов в космос проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и целый ряд других операций.
Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос. Фильм создан кинокомпанией «Базелевс» при поддержке Госкорпорации «РОСКОСМОС».
«Время первых» — это не документальное кино, в котором были бы скрупулёзно восстановлены события полёта космического корабля «Восход-2». Это скорее научно-фантастический фильм, в основу которого лег реальный полёт Павла БЕЛЯЕВА и Алексея ЛЕОНОВА. Фильм выйдет в прокат 6 апреля 2017 года.
Также, сегодня, 18 марта 2017 года, многие издания и интернет-порталы отметили историческую дату. Так, редакция газеты «Комсомольская правда» выпустила спецвыпуск, с титульной страницей, оформленной в стиле газеты 1965 года.
Источник
Леонов Алексей Архипович. Первый выход в открытый космос.
Утро 18 марта 1965 года для всех землян было самым обычным. Только единицы знали, что к полудню один из жителей нашей планеты, советский космонавт Алексей Леонов, бесстрашно шагнет туда, где ещё не доводилось побывать ни одному живому существу – в черную бездну открытого космоса.
Значение подвига Алексея Леонова
Всего четыре года минуло с тех пор, как космическое пространство покорил Юрий Гагарин. Между СССР и США разгорелась настоящая гонка за первенство не только на Земле, но и за ее пределами. Обе сверхдержавы уже отправили на орбиту по несколько кораблей с пилотом на борту, в 1964-м советская ракета «Восход» взмыла в небо с экипажем из трех человек. Теперь предстояло поразить мир новым небывалым достижением – выходом в открытый космос.
Алексей Архипович Леонов – пятнадцатый по счету космонавт планеты. А вот среди тех, кто внес принципиальный вклад в освоение космического пространства, Леонов стал первым после Юрия Гагарина. Его смело можно назвать первопроходцем. Подвиг советского космонавта навсегда вошел в мировую историю развития космонавтики.
Биография космонавта
Художник и космонавт Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в Западной Сибири. Время было сложное, и отец будущего космонавта, как и многие другие, был репрессирован в 1936 году. Через пару лет глава семейства был реабилитирован по ходатайству товарища, с которым когда-то сражался на полях гражданской войны. Позднее Алексей Архипович очень не любил вспоминать эти печальные события.
С раннего детства мальчик любил рисовать – учителя считали, что из него может выйти талантливый живописец. Судьба распорядилась иначе, однако рисование навсегда осталось для Алексея Архиповича главным увлечением.
Среднюю школу Алексей закончил в Калининграде, куда был направлен на работу его отец. Дальнейший путь выпускника лежал в академию художеств города Риги. Экзамены были сданы успешно, но тут будущий студент узнал, что в вузе нет общежития для иногородних. В это время один из товарищей Леонова отправлялся в авиационную школу, расположенную в Кременчуге. Алексей, не помышлявший ранее о карьере летчика, оценил условия, которые предоставлялись курсантам: крыша над головой плюс полное государственное обеспечение.
Курсант авиационного училища Алексей Леонов, 1956 г. / РИА Новости
Через два года молодого курсанта Леонова направили в Высшее авиационное училище города Чугуева. Оттуда он выпустился в звании лейтенанта ВВС и сразу же начал службу в местном авиационном полку.
В училище Леонов получил специальность летчика-истребителя, поэтому, успешно пройдя конкурсные испытания, смог занять место в первом отряде космонавтов. Алексей стал одним из двадцати претендентов на полет в космос. Участником этого отряда был и Юрий Гагарин.
Подготовка к полёту
Тренировки проходили очень интенсивно. Леонов вспоминал, как ежедневно пробегал не менее пяти километров и проплывал по семьсот метров. Во время вращения в центрифугах будущие космонавты нередко теряли сознание. Одним из самых тяжких испытаний было длительное пребывание в сурдокамере, в условиях полной звукоизоляции.
Составляя долгосрочные космические программы, и советские, и американские ученые понимали, что будущим космонавтам придется проводить на орбите по многу недель, а то и месяцев. Не исключено, что возникнет необходимость проведения наружных ремонтных или профилактически работ. Естественно, делать это придется самим космонавтам, поэтому нужно как можно скорее разработать эффективную и безопасную систему выхода в открытый космос.
Леонов на лопинге во время тренировки / Валентина Черединцева /Фотохроника ТАСС
В Советском Союзе разработками занимался Сергей Павлович Королёв. Он же подбирал кандидатуру пилота, способного осуществить этот грандиозный проект. Выбор пал на космонавта из первого отряда – Алексея Архиповича Леонова. Как оказалось, Королёв был настоящим романтиком. Он на полном серьезе говорил, что первый человек, увидевший нашу планету из открытого космоса, должен быть не только летчиком, но и художником. Картины Алексея Леонова не раз приводили главного конструктора в восхищение. Генерал Николай Каманин, руководивший первыми космонавтами, также полагал, что именно Леонов лучше других сможет почувствовать и передать «всю красоту и своеобразие этого эксперимента».
Впрочем, зная, что Леонов – человек рисковый, Сергей Павлович Королёв наставлял его «не лезть на рожон», в открытом космосе, а просто выйти из корабля и помахать рукой. Тогда Королев еще не мог предвидеть, насколько сложным окажется для космонавта этот краткосрочный выход в бездну.
К концу зимы 1965 года «наземная» часть программы была практически выполнена: создана усовершенствованная версия космической ракеты «Восход-1», на которой годом раньше совершили полёт трое советских пилотов, разработаны надувная шлюзовая система «Волга» и особый защитный скафандр. Экипажу первого «Восхода», В. Комарову, Б. Егорову и К.Феоктистову, пришлось так тесниться в кабине, что полёт проходил без скафандров. В случае разгерметизации корабля это привело бы к немедленной гибели. Поэтому «Восход-2» был сконструирован в расчете на свободное размещение двух пилотов в полном космическом снаряжении.
Нельзя не упомянуть, что Алексею Леонову и его напарнику, Павлу Беляеву, предстоял рискованный полёт. Надежность всех систем была относительной, гарантировать полную безопасность не мог никто. Незадолго до старта «Восхода-2», 22 февраля, в испытательный полёт был отправлен беспилотный аппарат «Космос-57». Ракета взорвалась: программа выдала ошибочную команду.
И все-таки Королёв и Мстислав Келдыш (президент Академии наук СССР), поговорив с космонавтами, решили не менять планов. Была окончательно утверждена дата выхода человека в открытый космос – 16 марта 1965 года.
Состав экипажей был оглашен лишь за два дня до старта. Командиром корабля назначили подполковника Павла Беляева, а пилотом, выходящим в открытый космос, – майора Алексея Леонова. Экипаж-дублёр: майоры Дмитрий Заикин и Евгений Хрунов.
Позывной Леонова, «Алмаз-2», аналогичен позывному командира Павла Беляева. Отличались позывные лишь цифрой: Беляев был «Алмазом-1».
Как проходил первый в мире выход в открытый космос
Угрожающих факторов, с которыми мог столкнуться Алексей Леонов за бортом ракеты, было немало: это и потеря связи с кораблем, и столкновение с так называемым космическим мусором, и недостаточный запас кислорода. Кроме того, не исключались перегрев, переохлаждение или поражение радиацией.
Леонова соединял с кораблем прочный трос длиной 5,5 метров. Алексей то отдалялся от корпуса корабля, то приближался к нему вплотную, снимая весь процесс на кинокамеру. В те годы еще не были изобретены специальные реактивные ранцы, позволяющие космонавтам свободно передвигаться и маневрировать в открытом космосе, а потом возвращаться на корабль. Тонкий прочный трос, снабженный двумя металлическими карабинами, – вот все, что соединяло Алексея Архиповича с кораблём, а значит, и с Землей.
Скафандр Леонова, названный разработчиками «Беркутом», представлял собой полностью автономную защитную систему с максимальным запасом кислорода в 1666 л. При этом космонавт каждую минуту расходовал более тридцати литров. Поэтому на весь процесс выхода в открытый космос Леонову отводилось время одного школьного урока – 45 минут. Пилот должен был успеть переместиться в шлюз, выйти в космос, произвести необходимые действия, вернуться в шлюзовую камеру и дождаться её закрытия. «Лишнего» кислорода на случай неудачи просто не было!
Весь процесс выхода Алексея Леонова в открытый космос занял 23 минуты 41 секунду. За бортом корабля пилот пробыл 12 минут 9 секунд.
Леонову повезло: он успел завершить все свои действия до того момента, когда корабль вошел в теневую зону. В противном случае низкие (до минус 100 о ) температуры могли помешать выполнению программы и даже создать угрозу жизни космонавта. Кроме того, в полной тьме Алексею было бы крайне сложно справиться с тросом и войти обратно в шлюз. Но пребывание на солнечной стороне, где температура достигала +60 о , также оказалось сомнительным удовольствием: все двенадцать минут космонавт страдал от нестерпимой жары и обливался потом. По словам Леонова, какой-то особо едкий пот буквально заливал ему глаза, и терпеть жжение было просто невыносимо.
Шлюз был надут на самом первом витке. Беляев и Леонов в скафандрах заняли свои места. Как только ракета пошла на второй виток, Леонов перебрался в камеру шлюза и командир закупорил люк. В 11 ч 28 мин из «Волги» был выкачан воздух, а еще через четыре минуты открылся внешний люк, и Алексей Архипович оказался один на один с бездной. В 11 ч 34 мин Леонов вышел в открытый космос.
Сначала Алексей «отплыл» от ракеты примерно на метр и сразу же вернулся. Его тело могло совершать любые движения в пространстве, свободно переворачиваться. Перед космонавтом развернулась земная панорама, которую он наблюдал сквозь стекло: Черное море с кораблями.
Леонов несколько раз отдалялся от корабля и вновь приближался к нему, раскидывая руки и делая различные развороты в невесомости. Все это время он не переставал общаться с Беляевым и Центром управления полетами на Земле. Когда Алексей «проплывал» над Волгой, командир дал ему возможность послушать сообщение ТАСС о выходе советского пилота в открытый космос. Эту грандиозную новость о самом себе Леонов услышал по телефону, размещенному внутри скафандра и подключенному к радио Москвы. В этот самый момент камеры корабля вели трансляцию на Землю, и все люди планеты смогли увидеть, как Леонов жестом поприветствовал землян прямо из открытого космоса!
Опасности, поджидавшие Леонова в открытом космосе
Во время подготовки к полету космонавты отработали три тысячи потенциально возможных аварийных ситуаций, но Леонов пророчески заметил, что непременно случится еще одна, неотработанная. Алексей Архипович как в воду глядел!
Перепад давлений в открытом космосе (внутри скафандра – 0,5 атмосфер, а снаружи – нулевое) привел к раздуванию мягкого скафандра, отчего руки Леонова, по его словам, «выскочили из перчаток», а ступни – из обуви. По сути, пилот очутился внутри надутого шара. Нарушилась тактильность, утратилось чувство опоры. А ведь было необходимо произвести множество действий: собрать трос в бухту, не запутавшись в нем, а затем войти в тесный люк шлюза с кинокамерой в руке. Решение следовало принять мгновенно, и Леонов с этой задачей справился.
Не докладывая на Землю (что считалось вопиющим нарушением) космонавт сбросил давление внутри скафандра в два раза. Все сразу пришло в норму, Алексей смог работать в перчатках. Однако Леонов очень рисковал: из-за быстрого снижения давления ему грозила кессонная болезнь. Кроме того, необходимо было максимально поторопиться, ведь корабль неумолимо приближался к теневой зоне. В условиях кромешной тьмы и космического холода ситуация могла стать неуправляемой.
Кислород заканчивался, а Леонову никак не удавалось войти в узкий люк шлюза. Пилоту пришлось еще раз грубо нарушить инструкцию: он своевольно сбросил давление в скафандре до минимума и, просунув вперёд кинокамеру, втянул себя внутрь шлюза на руках. Правила же диктовали, что космонавт должен проникать в люк исключительно ногами вперед. Оказавшись внутри шлюза, Леонов закупорил люк и только потом выровнял давление. В 11 ч 52 мин смертельная опасность, наконец, миновала: выход в открытый космос был успешно завешен.
Алексей Леонов и Павел Беляев прошли и через другие серьезные испытания. После возвращения Алексея на борт приборы неожиданно начали фиксировать неуклонный рост давления в кабине – в конце концов оно превысило норму в несколько раз. В подобных условиях даже самая незначительная искра в приборных электросхемах могла спровоцировать взрыв. Возникли проблемы и с посадкой: её пришлось осуществлять в ручном режиме. Автоматическая тормозная система не сработала, и ракета после семнадцатого витка вместо снижения продолжала нестись по орбите на громадной скорости.
Командир корабля Павел Иванович Беляев вручную сориентировал ракету на приземление в безлюдной местности недалеко от Соликамска. В случае даже не слишком значительного отклонения возникала угроза попасть в густонаселенный район либо вообще на территорию недружественного нам в те времена Китая. Но все обошлось: командиру удалось блестяще справиться с задачей, и аппарат благополучно приземлился в Пермской области с минимальным отклонением от намеченного курса.
Возвращение на Землю
Парашюты красного цвета, застрявшие на макушках деревьев, сразу же были обнаружены поисковыми вертолётами, но вот посадить их в густой тайге было практически некуда. Леонову и Беляеву пришлось двое суток провести в лесу, заваленном снегом, пока готовилась посадочная площадка. В скафандрах с намотанной поверх них теплоизоляционной обшивкой космонавты грелись у костра. С вертолёта им сбросили продукты и тёплую одежду, на канатах спустили группу спасателей, в составе которой был врач.
21 марта Беляев и Леонов прибыли в Пермь, а спустя два дня покорителей космоса встречала столица СССР. Космонавты с разрешения медиков принимали участие в многотысячных митингах. Леонов любил выступать на публике, виртуозно и красиво описывая свое «космическое приключение».
20 октября того же года Алексей Леонов был удостоен высшей награды Международной авиационной федерации – золотой медали «Космос». Мировая общественность высоко оценила подвиг советского космонавта. Командиру корабля Павлу Ивановичу Беляеву также вручили медаль.
Личная жизнь
Во время службы в кременчугском авиаполке Алексей Леонов познакомился с девушкой по имени Светлана, которая понравилась ему с первого взгляда. Примечательно, что именно в день знакомства Алексею исполнилось 25 лет. Спустя всего три дня Светлана Доценко получила предложение руки и сердца и ответила бравому офицеру согласием. В то время загсы расписывали желающих пожениться прямо в день обращения. Через три дня после первой встречи с девушкой Алексей Леонов стал женатым человеком. А еще спустя сутки ему пришлось отправиться в Германию, к новому месту службы.
Молодая жена смогла приехать туда позднее, лишь после получения соответствующего разрешения. Возвратившись в СССР, Леонов был зачислен в отряд космонавтов и поселился с семьей в Звездном городке. Алексей и Светлана прожили в любви и согласии целых шестьдесят лет. Леонов признавался, что чувствовал себя уютно только если супруга находилась рядом. Тогда он спокойно занимался работой, с удовольствием писал свои картины. Иногда Алексей Архипович проводил у мольберта целые дни. Космонавт рассказывал, что поссорились они с супругой всего раз в жизни, да и то по пустяковой причине.
Дети космонавта Алексея Леонова, Виктория и Оксана, появились на свет в 1961-м и 1967-м годах. Своих дочерей Алексей Архипович обожал. Ему нравилось, когда в доме бывало шумно от детских игр. Правда, Леонов признавался, что несколько расходился с женой во взглядах на воспитание.
Гости любили собираться в гостеприимном и хлебосольном доме Леоновых. Светлана Павловна Леонова работала редактором издательского отдела Центра подготовки космонавтов, но на первом месте у неё всегда стояла забота о благополучии любимого мужа и детей.
В 1996 году семью постигло огромное горе: старшая дочь Алексея Леонова, Виктория, скоропостижно скончалась от вирусного гепатита. Молодой женщине было всего 35 лет…
Младшая дочь космонавта, Оксана Алексеевна Леонова, получила специальность переводчика. Оксана родила Леонову двоих внуков – Карину и Дэниэла-Сергея. Кстати, имя Карина Алексей Архипович дал внучке не просто так. Точно так же зовут дочь американского космонавта Тома Стаффорда – коллеги Леонова по работе на «Аполлоне».
В долгой жизни Алексея Архиповича происходило еще много интересных событий, связанных с космосом. Через десять лет после первого космического путешествия Леонов побывал на орбите повторно, участвуя в работе по стыковке с американским кораблем «Аполлон».
Алексей Архипович был очень разносторонним и творчески одаренным человеком. Это признают все, кто имел возможность оценить живопись космонавта Алексея Леонова. Кроме картин этот талантливый человек создавал марки на тему космоса, принял участие в написании сценариев к кинофильмам «Рассказ о моём друге» и «Петля Ориона», писал научные труды и книги. На его счету – четыре научных изобретения.
К концу жизни Алексей Архипович сильно болел: его мучил сахарный диабет. В феврале 2019-го космонавту сделали операцию на ногах, но прожил он после неё всего восемь месяцев. Герой-космонавт ушел из жизни 11.10. 2019.
Заключение
Мы опередили американцев ровно на три месяца. Первый в мире человек, побывавший в открытом космосе, – этот титул навсегда останется за советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым.
В 2020 году День Космонавтики был отмечен открытием в столице России мемориальной бронзовой доски в честь Героя Советского Союза, космонавта-первопроходца Алексея Леонова. В доме №11 по улице Маши Порываевой Алексей Архипович проработал три десятка лет. Авторы проекта – скульптор Ярослав Бородин и архитектор Юлия Ефремова.
Источник