Конспект урока по теме «Сложное предложение» в 9 классе
Тема: Обобщение по теме «Сложное предложение» в 9 классе
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма проведения: урок – практикум
— организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Сложное предложение» как одной из составляющих подготовки к ГИА;
— проверить знания учащихся по данному разделу.
— развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности.
— помочь учащимся осознать ц енность совместной деятельности;
— воспитывать бережное отношение к языку.
Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком.
II. Проверка домашнего упражнения № 248 ( 1-5)
Работу на уроке мы начнем с проверки домашнего задания. На слайде вы видите схемы предложений из вашего упражнения. Поменяйтесь тетрадями с соседом, сверьте работу с прави льными ответами. Слайд 2
1.Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте, и мы отправляемся путешествовать. 2. С первыми лучами солнца, когда по полю еще тянулся волнистый розоватый туман, вторая эскадрилья поднялась вслед за своим командиром, и самолеты, не теряя друг друга из виду, взяли курс на юг. Кругом, теряясь в золотом тумане, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь ледяных вершин, между которыми уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Мы его [Вулича] не понимали, но, когда он взвел курок и насыпал на полку пороха, то многие, невольно вскрикнув, схватили его за руки. При каждой вспышке молнии не только Млечный Путь, но и яркие звезды исчезали, но, как только потухала молния, опять, как брошенные какой-то меткой рукой, появлялись на тех же местах.
1. (Как только) и (…), [..], и [..].
С какими предложениями вы работали?
III. Запись темы, целеполагание
— На прошлом уроке мы изучили последнюю группу сложных предложений – сложные предложения с разными видами связи. Какова же будет тема данного урока? ( Повторение темы «Сложное предложение»). Слайд 3
— Какие цели урока вы поставите перед собой? Слайд 4
Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; отработать умения
правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, составлять схемы предложений,
развивать языковые и коммуникативные умения.
IV. Повторение и обобщение изученного материала. Учебные задания
1. Опрос по теме
— Какой раздел русского языка изучает предложения? (Синтаксис)
— Кроме предложений, что еще изучает синтаксис? (Словосочетания)
— На какие группы делятся все сложные предложения? (Союзные и бессоюзные)
— Какие виды союзных предложений вы знаете? (ССП и СПП)
Работа в группах
— Расскажите о ССП . Най дите сложносочиненное предложение, в котором одно — односоставное, а другое – дв усоставное, выпишите его, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения. Приведите пример, когда в ССП запятая не ставится.
Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. (К.Г.Паустовский)
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. ( Л. Толстой)
Как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку.
— Дайте определение бессоюзного сложного предложения, расска жите об употреблении знаков препинания в бессоюзн ых сложн ых предложени ях. Расставьте знаки препинания в данных предложениях , объясните их постановку.
Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. ( Короленко В. Г)
Существует один знаменательный факт: мы на нашем еще неустроенном и молодом языке можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков. ( Достоевский Ф. М)
— Дайте определение СПП; наз овите основные группы по значению. Определите в ид придаточных предложений, составьте схемы предложений:
Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости!
Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров. (Д. А.Фурманов)
— Запишите предложение, расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложения.
Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание . Слайд 5
— Перестройте данное предложение – высказывание К.Паустовского соответственно схемам:
[ Тот. (кто…), …]. Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания.
(Если …), […]. Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания .
[ … , ]. Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
3. Тест (задания части 2 ГИА)
— Укажите в каком значении употребляется в предложении слово «привести»? (А3)
1) ведя, помочь дойти;
2) довести до к-н результата;
3) огласить, напомнить;
4) сделать, произвести ч-н.
— Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне ( А5, выделить).
— Замените книжное слово «фраза» стилистически нейтральным синонимом ( В1, высказывание, выражение).
— Замените словосочетание «выделить мысль», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование ( В2, выделенная мысль).
— Выпишите грамматическую основу из главной части ( В3, Знаки препинания существуют).
— При оформлении письменной речи большую роль играет правильная, осмысленная расстановка знаков препинания. Ориентироваться на интонацию очень опасно. Пунктуационная небрежность, неточность создают трудности в процессе письменного общения между людьми. Вспомним ряд примеров:
1. Древнегреческий богач оставил завещание, где содержалось требование поставить в память завещателя «СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ». Отсутствие запятой вызвало долгие споры. Одни считали, что запятую нужно поставить после слова «золотую» («Статую золотую, пику держащую»), другие — после слова «статую» («Статую, золотую пику держащую»), так как в противном случае можно вконец разорить наследников.
2. Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации: ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ. Телеграмма вызвала недоумение сотрудников.
3. Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала. Тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД.
— Какой раздел науки о языке изучает правильную постановку знаков препинания? (Пунктуация) — Какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания? ( Правилом)
— Укажите виды предложений, опираясь на правила русской пунктуации: Слайд 6
1.Хочешь добиться уважения – начинай с себя. (БСП, условие)
2. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Н. Г. Чернышевский) (ССП)
3. Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (СПП, изъяснительное)
4. Мы знаем главное предназначение человека: оставить свой добрый след на земле. (БСП, дополнение)
5. Метель не утихала, небо не прояснялось. (БСП)
6. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (ССП)
7. Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат . ( БСП, результат)
8. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (СПП, определительное)
9. Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось. (БСП, быстрая смена действий)
10. Знаки препинания – это нотные знаки. (Простое)
11. Помните, что в придаточном определительном, что можно заменить словом который. (СПП, изъяснительное)
12. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. (БСП, пояснение)
7. Устная разминка
— Укажите верные утверждения:
1. СПП – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. (нет)
2.СП делятся на три группы. (да)
3. В ССП всегда ставится запятая между частями сложного предложения. (нет)
4. По союзам и по значению ССП делятся на три группы. (да)
5. Предложения, в которых одно явление противопоставляется другому, называется ССП с противительными союзами. (да)
6. СПП делятся на две группы: с одним придаточным и несколькими придаточными. (да)
7.В ССП одно предложение по смыслу подчиняется другому. (нет)
8. Простые предложения в составе БСП связаны по смыслу и с помощью союзов. (нет)
9. СПП с несколькими придаточными делятся на три вида. (да)
10. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: при помощи интонации и союзов (союзных слов) и при помощи интонации. (да)
8 . Самостоятельная работа
Заполните таблицу « Типы сложных предложений». Слайд 7
— Согласны ли вы с высказыванием о русском языке? (эпиграф к уроку), авторов научно-популярной книги «О культуре русской речи» Зои Николаевны Люстровой, Виктора Яковлевича Дерягина, Льва Ивановича Скворцова.
— Закончить урок мне бы хотелось словами Н. А. Добролюбова «Чтобы воспользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им». Слайд 8
VI. Контроль-проверка своих знаний
Карта для оценки своей деятельности.
Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока, о впечатлениях об уроке.
VII . Домашнее задание. Слайд 9
Повторить словарные слова.
Выполнить тестовую работу. (см. приложение)
Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 9 классе». — М: Просвещение, 2003 г.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Современный урок», ч. 2.- Издательство «Учитель», 2006 г.
Люстрова З.Н. «Беседы о русском слове». — М.: «Знание», 1978 г.
Поташник М.М., Левит М.В. «Как подготовить и провести открытый урок». — М.: «Педагогическое общество России», 2006 г.
5. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку.- М.:Издательство «Экзамен», 2011г.
Источник
Помогите пожалуйста
Определить вид придаточных и вид подчинения в предложениях и написать схему.
Виды: Изъяснительное; Определительное; Обстоятельное(времени, места, цели, уступки, сравнения, условия, причины)
1:
Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсыхает после весеннего разлива, нам не сидится на месте, потому что мы любим путешествовать.
=============================
1) (Когда?) Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсыхает после весеннего разлива, нам не сидится на месте, (почему?) потому что мы любим путешествовать.
От главного предложения «нам не сидится на месте» идет 2 вопроса к придаточным. 1 вопрос — когда? Когда нам не сидится на месте? Когда солнце начинает греть и земля обсыхает. Это придаточное времени и однородное подчинение придаточных.
2 вопрос — почему? Почему нам не сидится на месте? Потому что мы любим путешествовать. Придаточное причины.
И вот еще. Если рассматривать «Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсыхает..» и «потому что мы любим путешествовать» как 2 разные основы, то получится еще и параллельное подчинение))
2) (При каком условии?) Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате, я подходил к ней, и мы начинали тихо-тихо играть, (для какой цели?) чтобы не разбудить ворчливую старую няньку.
1 вопрос — при каком условии? Придаточное условия.
2 вопрос — для какой цели? Придаточное цели.
Все это будет параллельное подчинение :))
Источник
Помогите пожалуйста
Определить вид придаточных и вид подчинения в предложениях и написать схему.
Виды: Изъяснительное; Определительное; Обстоятельное(времени, места, цели, уступки, сравнения, условия, причины)
1:
Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсыхает после весеннего разлива, нам не сидится на месте, потому что мы любим путешествовать.
=============================
2:
Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате, я подходил к ней, и мы начинали тихо-тихо играть, чтобы не разбудить ворчливую старую няньку.
1) (Когда?) Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсыхает после весеннего разлива, нам не сидится на месте, (почему?) потому что мы любим путешествовать.
От главного предложения «нам не сидится на месте» идет 2 вопроса к придаточным. 1 вопрос — когда? Когда нам не сидится на месте? Когда солнце начинает греть и земля обсыхает. Это придаточное времени и однородное подчинение придаточных.
2 вопрос — почему? Почему нам не сидится на месте? Потому что мы любим путешествовать. Придаточное причины.
И вот еще. Если рассматривать «Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсыхает..» и «потому что мы любим путешествовать» как 2 разные основы, то получится еще и параллельное подчинение))
2) (При каком условии?) Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате, я подходил к ней, и мы начинали тихо-тихо играть, (для какой цели?) чтобы не разбудить ворчливую старую няньку.
1 вопрос — при каком условии? Придаточное условия.
2 вопрос — для какой цели? Придаточное цели.
Все это будет параллельное подчинение :))
Если ответ по предмету Русский язык отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.
Источник
Помогите сделать синтаксический разбор этого предложения. Как только солнце начинает греть по летнему и земля обсохнет после весеннего разлива ,нам не сидиться на месте ,и мы отправляемся путешествовать.
1.Она должна пролежать 2. распадётся 3. природа сможет «переварить» и усвоить
Забуд, забуд, уточ, утка, сосед, сосед, лодо, лод, берёз, указ, указ, сказ, полос, полоск.
Заяц Митяй
Я уже давно не играю в игрушки. Мама даже как-то собрала все мои машинки, кубики, плюшевых мишек и тигрят и отнесла их в соседний детский сад. А я и не возражал. Пусть с игрушками теперь малыши играют, ведь мне они больше не нужны. Вот только большого серого зайца я всё- таки оставил себе.
Сколько помню себя, этот заяц всегда был со мной. Я ходил с ним вместе и на прогулки, и в детский сад, и в гости. Не разлучался с зайчишкой и дома: мы вместе ели, спали, играли.
Наверное, нет в этой большой мягкой игрушке ничего особенно замечательного. Ушастый длинноногий серый заяц с озорными раскосыми глазами и улыбкой во весь рот. На этикетке моей игрушки когда-то было написано: «Заяц Степашка». Но, как мне тогда казалось, это имя абсолютно не подходило серому хулигану. И я стал называть его Митяем.
На мягкие задние лапы Митяя можно вставать ногами. А если начать управлять его передними лапами, то заяц, поднявшись во весь мой рост, оживает. Я очень любил разыгрывать с Митяем забавные сценки или даже целые спектакли для своих друзей, родителей и просто для себя. Мы часто с ним подшучивали над кем-нибудь, озорничали и веселились. Я не сомневался в том, что у меня есть друг.
Митяй до сих пор живёт в моей комнате. Он сидит в углу на книжной полке, свесив свои длинные лапы до самого пола, и так же озорно улыбается мне.
Источник