Наблюдатель, квантовая физика и единство всех религий. Почему состояние наблюдателя \ созерцателя верный путь к Богу?
В статье разбирается взаимосвязь понятия “наблюдатель” из квантовой физики с восточными религиозными и философскими учениями. Приводится несколько формулировок о том, кто на самом деле этот наблюдатель. Рассказывается в чем польза состояния беспристрастного наблюдателя. Даются методы постижения и углубления природы наблюдателя.
Наблюдатель в квантовой физике, восточных религиях и философских учениях
По мнению Нельсона Бора , (выдающегося физика, лауреата Нобелевской премии) – окружающая реальность без наблюдателя лишь вероятностная формула. Конкретная, относительная реальность проявляется только с приходом наблюдателя.
Бор не единственный ученый, кто ставит знак равенства между наблюдателем, человеческим сознанием и реальностью. Например, Хью Эверетт в своей книге «Формулировка квантовой механики через соотнесенные состояния» пишет про осознающего наблюдателя:
“ Состояние системы наблюдателя описывает наблюдателя, как определенно осознающего именно это особенное состояние системы. ”
Вернер Гейзенберг (немецкий физик, один из создателей квантовой механики) в своей книге «Физика и философия» утверждает:
“Наблюдение играет решающую роль в атомном событии, реальность различается в зависимости от того, наблюдаем мы ее или нет. Мы должны помнить, что то, что мы наблюдаем, – это не сама природа, а природа, которая выступает в том виде, в каком она выявляется благодаря нашему способу постановки вопросов. ”
Известный американский физик Джон Уилер ( автора терминов: квантовая пена , замедление нейтронов , включая два, что широко распространены в науке и научной фантастике – кротовая нора и чёрная дыра ) заявил, что:
“Наблюдатели необходимы, чтобы привести вселенную в бытие”.
Джон Уилер вывел некий “Антропный принцип участия”, который означает, что Вселенная без разумного наблюдателя не обретают статус реальности. Причина этого в том, что только наблюдатель способен осуществить редукцию квантового состояния, переводящую бесчисленное множество возможных состояний в одно, реальное. Любое наблюдение включает в себя выбор того, что мы намерены наблюдать. Получается, что такие понятия, как «выбор» и «свободная воля», становятся частью квантового события.
На фоне этого возник целый ряд теорий, описывающих разум, мозг и сознание, в том числе, отдельная научная концепция в области парапсихологии . Так называемая квантовая психология , которая основана на гипотезе о том, что сознание порождается квантово-волновой активностью мозга и носит волновой характер.
Все вышесказанное буквально подрывает, устоявшееся у большинства людей стереотипы, что за рамками их собственного наблюдателя существует другой мир, который отделен и независим от них. Ведь если мир действительно ведет себя зависимо от того, как мы на него смотрим и воспринимаем, если кроме нашего нынешнего восприятия больше ничего не существует, что тогда означает «реальность» на самом деле?
Эффект наблюдателя показывает нам, что каждое живое существо творит свою персональную реальность и является в центре собственной Вселенной. То есть вокруг каждого отдельного наблюдателя, разворачивается его уникальная Вселенная, которая по своей природе очень динамична и существует только в рамках восприятия наблюдателя.
В свою очередь, для практикующих восточных религиозных традиций (буддизм, индуизм, даосизм) теория “несуществования мира отдельно от наблюдателя” не является чем то удивительным или спорным. Особенно для серьезных духовных практиков, с определенным медитативным опытом и познанием в области священных текстов. Так, в Йоге Васиштхе говорится:
“Этот иллюзорный мир есть ни что иное, как психологический обман.”
“Этот внешний мир – просто пустое выражение, его материалом является сознание.”
“Этот кажущийся мир воспринимался как истина в течение очень долгого времени, и требуется постоянная практика, чтобы отучиться от этого ошибочного восприятия.”
“Как во время сна реальностью является сознание, так и во время бодрствования сознание является единственной реальностью.”
“Единое космическое сознание видит множественность в себе, как видящему сон снятся разнообразные объекты внутри него самого.”
Таким образом, Йога Васиштха – квинтэссенция индуизма и в целом ведической мудрости, прямо указывает на иллюзорную природу реальности, которая не отделена от наблюдателя, и которая не существует без наблюдателя. Этот текст помогает познать природу наблюдателя через наблюдение за своим умом и окружающим миром, его движениями, даже через наблюдения за самим наблюдателем – осознать игру статичного, бесформенного сознания и движущихся на его фоне энергий.
Раскрытие изначальной природы наблюдателя – это одна из ключевых духовных практик в йоге, буддизме, даосизме и других восточных и эзотерических течениях. Не важно о чем мы думаем, о прошлом или будущем, спим или бодрствуем, стоим или движемся, есть некий свидетель-наблюдатель (некое чувство “Я есть”), которое всегда в настоящем моменте и без него не бывает ничего этого.
Существуют различные духовные практики и методы, которые как бы вырывают сознание от захваченности энергиями и помещают в беспристрастного свидетеля-наблюдателя. Например, дзен-буддисты практикуют дзенскую-медитацию (мистическое созерцание), суть которой проникновение в “истинную природу ума” и познание “невыразимого”, того что невозможно объяснить теоретически или изучить, как доктрину.
Здесь, речь идет о переходе в некое высшее состояние сознания, где наблюдатель (субъект) и наблюдаемое (объект) становятся неотделимыми друг от друга. Тогда любые выражения и формулировки просто утрачивают смысл, становятся ограничивающими и заведомо ложными.
“Мой друг, Я обращаюсь к твоему уму – какой смысл в этих многочисленных праздных разговорах? Мой друг, Я обращаюсь к твоему уму – всё это – только догадки и предположения. Я сказал тебе то, что является самой сутью: Ты – воистину Реальность, безграничная, как пространство.”
“Высшие состояния сознания – класс изменённых состояний сознания, где как считается, люди достигают повышенного уровня внимания, эмоций, или когнитивных способностей. Эти состояния представляются переживающим желанными, исполненными смысла и доставляющими приятные ощущения. Однако для их достижения и поддержания (в отличие от других видов измененных состояний сознания) требуются значительные усилия.”
В йоге подобные состояния именуются Самадхи , в буддизме Дхьянами . Есть несколько разновидностей Дхьян и Самадхи, все они характеризуются степенью единства объекта и субъекта, чем эта степень выше, тем опыт сакральней и глубже. Фактически все они достигаются путем усердной духовной практики, в частности практики созерцания.
Почему метод созерцания, что раскрывает природу наблюдателя – один из лучших инструментов духовного роста, независимо от религиозных убеждений?
В философии индуизма считается, что человеческое сознание схвачено и управляется системами тела, в частности 5-тью органами чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) и кармой (желанием деятельности) – сюда входят любые привычки, тенденции, склонности, ограничения, все что формирует, обусловливает, сковывает наблюдателя. То есть, набор человеческих концепций, к которым привязывается сознание, которые его ограничивают и обуславливают, не дают проявлять свой истинный божественный потенциал.
Когда барьер из ограничений, страхов и концепций преодолевается, происходит нечто подобное, как с Люси, героиней одноименного фильма Люка Бессона. Посмотрите отрывок:
Считается, что метод созерцания помогает расставить все на свои места, почувствовать себя в роли беспристрастного наблюдателя, который как бы отделен от тела, органов чувств и кармы. Осознать себя неким самодостаточным экраном, на котором происходят игры разных энергий и который в потенциале сам способен создавать и управлять этими играми. В результате раскрываются сверхспособности, как у главной героини фильма Люси. В йоге такие сверхъестественные силы называются сиддхи .
На начальных стадиях практика созерцания, помогает стать более утонченным и внимательным к своему телу и окружающему миру. Внимательность, концентрация, спокойствие, бдительность – лучшие друзья созерцания. Практикуя созерцание от 5 до 30 минут в день, человек избавляется от груза прошлого и тревог о будущем. Он учится радоваться и наслаждаться текущим моментом, контролировать ум и эмоции, быть спокойным и гармоничным. В результате ум, такого человека начинает трансформироваться, очищается и одухотворяется. То есть человек обретает качества, которые нужны для духовного прогресса в любой религии: смирение, терпение, всеприятие, гибкость, легкость, безобидность, доброта, сострадание и пр.
Смотрите, что происходит когда полностью перенес сознание в природу наблюдателя:
На более высших стадиях практики созерцания, приходят невыразимые словами духовные опыты единства сознания (наблюдателя) и окутывающей его материи. В традиции Лайя-йоги практика созерцания, начинается с самоисследования (Атма Вичары), суть этой практики – найти наблюдателя, прояснить кто наблюдает за телом и органами чувств, выяснить где этот наблюдатель. Подробней о практике Атмавичары и созерцания слушайте в лекции русскоязычного Мастера Йоги Свами Вишнудевананды Гири:
“Атмавичара” — практика самоисследование
Подробней о единстве науки и восточных религиозных учениях, также смотрите в лекции Свами Вишнудевананды Гири и в докладе Его ученика Амриташа:
“Разные взгляды на иллюзию”
Доклад «Иллюзия материального мира»
Друзья, спасибо за внимание, ставьте лайк и делайте репост на благо мироздания и всех живых существ! Да прибудет с вами бесконечных потенциал единства всех религий и научных знаний!
Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Что такое «эффект наблюдателя»?
Понять происходящее в микромире могут считанные единицы физиков-теоретиков на нашей планете. Да и их суждения вызывают яростные возражения коллег, а ведь это величины с мировым именем. Одним из вызывающих ожесточенные споры ученых является так называемый «эффект наблюдателя в квантовой физике».
Как проходят измерения в макромире
Если сказать простыми словами, то эффект наблюдателя это изменение параметров наблюдаемой системы в результате самого факта проведения наблюдения. В макромире параметры системы измерить довольно просто — достаточно приложить линейку или глянуть на термометр с барометром. А вот в микромире подобное измерение не пройдет. Правда и в макромире не все так просто. Предположим, требуется измерить напряжение в цепи. Но у вольтметра есть собственное внутреннее сопротивление, так что подключение его к цепи несколько изменит саму систему, следовательно, начальное напряжение в результате измерений несколько отличалось от полученного.
Наблюдатель в микромире
А вот в микромире, который описывается квантовой физикой, все гораздо сложнее. Классическим стал эксперимент, в котором исследовались волновые свойства электрона.
Через 2 интерференционные щели пропускался единственный электрон. На экране перед сторонним наблюдателем появились минимумы и максимумы — это значит, что возникла четкая интерференционная решетка. Получалось, что электрон прошел сразу сквозь обе щели, что в случае частицы невозможно, зато если электрон проявляет себя в качестве волны, то именно сквозь обе щели одновременно он и должен был пройти.
Затем экспериментаторы решили проследить, как конкретно электрон преодолевает обе щели одновременно. Но стоило сделать прохождение щелей доступным для стороннего наблюдателя, как интерференционная картина исчезла с экрана. Казалось, электрон полностью утратил свою волновую природу и превратился в обычную частицу. И уж точно проходит сквозь единственную щель, радикально игнорируя другую. Поначалу это явление поразило экспериментаторов — получалось, что именно присутствие стороннего наблюдателя резко изменило условия эксперимента, напрочь отрубив волновую функцию электрона. Дальнейшие эксперименты подтвердили наличие «эффекта наблюдателя».
Последующие рассуждения об эффекте стороннего наблюдателя в обязательном порядке приводят к «коту Шредингера».
Суть мысленного эксперимента предложенного крупным физиком-теоретиком сводится к логическим рассуждениям. В одну из 2 абсолютно одинаковых коробок, подсоединенных к баллону с ядовитым газом, помещают кота. Затем по сигналу из баллона случайным образом подается ядовитый газ в одну из коробок. Вопрос, жив ли кот, если коробки открывать нельзя?
Открытие коробки согласно вопросу меняет сами условия эксперимента. Так вот, все логические рассуждения приводят к единственно возможному, хотя и парадоксальному результату — «кот Шредингера» одновременно и жив, и мертв. Если этот эксперимент продлить дальше, и предложить сотне ученых проверять, жив кот или нет, то с момента подачи газа и до полного завершения проверки кот Шредингера будет находиться в суперпозиции живых и мертвых состояний.
С фотонами можно провести еще 1 весьма занимательный эксперимент.
Возьмем свободный фотон который летит в неопределенном состоянии. В этот момент его спин направлен одновременно и вверх, и вниз. Однако экспериментатор решает узнать спин электрона, для чего применяет поляризационный фильтр. Если поляризация (спин) фотона +1 он преодолевает фильтр, в случае поляризации равной -1 фильтр остается непреодоленным. Но! До момента измерения фотон находился в суперпозиции возможных состояний спина. Получается так: в момент начала измерения данных сторонним наблюдателем, электрон самостоятельно выбрал свой спиновый момент. Перед нами прямое проявление «эффекта наблюдателя» в квантовой физике.
Математические основы квантовой теории
Всякая наука содержит в себе столько истины, сколько в ней содержится математики. Представить себе квантовую теорию без какого-либо математического основания (аксиоматики) попросту невозможно. Свое видение этой аксиоматики представил известный математик и один из отцов современных компьютеров Джон фон Нейман. Рассматривая объект наблюдения и наблюдателя, ученый разделил проблему на 3 процесса:
- Процесс No1. Формулирование наблюдателем вопроса адресованного квантовому миру. Сам вопрос резко ограничивает систему в возможностях ответа. Невозможно ответить истинно словом «свинина» на вопрос, какие овощи были съедены за завтраком.
- Процесс No2. Изменение состояния волнового уравнения. Облако вероятности меняется по схеме описываемой волновым уравнением Шредингера.
- Процесс No3. Ответ на вопрос заданный в процессе No1, которым оказывается определенное состояние квантовой системы, как альтернатива может произойти «схлопывание» частицы.
Интерпретации
Приведенные выше выкладки требовали предания им некой формулировки понятной окружающим. В результате сложилось несколько интерпретаций «эффекта наблюдателя».
Нильс Бор создал свою версию рассуждений, где главная роль отводилась не системе, а наблюдателю. Это стало основой знаменитой Копенгагенской интерпретации. Сформулировать ее можно примерно так «Окружающая реальность представляет собой только вероятностную форму. Конкретный вид она обретает только с появлением стороннего наблюдателя».
Вольфганг Паули и Юджин Уилер после совместного анализа пришли к результату, что квантовая физика, в которую в качестве составной части включено сознание наблюдателя, вообще может быть несовместима с материалистическим взглядом на мир. Как писал по этому поводу Уилер «Вселенную в бытие приводит появление наблюдателя». В самом деле, подобный подход требует для перехода от вероятностного существования к конкретной реальности наличие внешнего сознания.
Источник