Меню

Когда утомленным солнцем получил оскар год

Картина Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» получает «Оскара»

Александр Павлов, доцент факультета гуманитарных наук, — о том, почему это стало возможным

Фильм «Утомленные солнцем», несомненно, занимает определенную позицию в культурной истории России и, вероятно, эта картина заслуженно получила «Оскара». Но при этом, если вы попросите неспециалиста назвать хотя бы несколько фильмов, удостоенных «Оскара» за последние 30 лет, он вам выдаст не так уж много названий. По-настоящему хороших фильмов, получающих эту премию, не так много. Прежде всего, это политически ангажированная премия. Например, в 2013 году, когда на «Оскара» претендовала картина «12 лет рабства», ведущая церемонии сказала: «Либо премию получит этот фильм, либо мы все расисты» и картину, действительно, признали лучшей. Конечно, это была шутка, но за ней скрывается смысл принятия решений киноакадемиками.

Не всегда премию «Оскар» получают фильмы, которые по-настоящему этого заслуживают, и которые потом будут помнить и пересматривать долгие годы.

«Утомленные солнцем» получил премию как лучший фильм на иностранным языке, и, на мой взгляд, это тоже произошло по политическим мотивам. Фигура Сталина в постсоветской России была чрезвычайно актуальной и дискуссионной и остается такой до сих пор. И попытка Михалкова показать неоднозначность и болезненность того времени была встречена на Западе с огромным энтузиазмом. Это сложный фильм о сложном периоде в стране, которая в середине 90-х была очень интересна Западу. Заметьте, что в последнее время российские фильмы не получают премию «Оскар», но зато на ура идет кинематограф из Ирана, просто потому что в текущей ситуации он гораздо интереснее, чем Россия.

В 90-х было снято огромное количество фильмов, которые не хуже «Утомленных солнцем» и, возможно, об этом фильме мы помним до сих пор как раз потому, что он получил «Оскара».

Мнение экспертов не является выражением позиции университета

Источник

«Утомленные солнцем» получили приз Американской киноакадемии

Последний фильм Никиты Михалкова уже собрал изрядную коллекцию престижных призов, и, надо полагать, премия Американской киноакадемии не станет последней в этом списке. По мнению наблюдателей, Михалков и его детище — среди главных фаворитов на декабрьское награждение «Никой», главной премией уже нашей киноакадемии.

Лучшим фильмом года, как и ожидалось, стал «Форрест Гамп» Роберта Земекиса, удостоенный шести «Оскаров», в том числе за лучшую режиссуру и лучшее исполнение мужской роли первого плана (Том Хэнкс). Лучшей актрисой названа Джессика Ланж (фильм «Голубое небо»). Фильм Квентина Тарантино «Бульварное чтиво», подвинувший «Утомленных солнцем» на прошлогоднем Каннском фестивале, не получил «главных» «Оскаров», что, наверное, также приятно Никите Сергеевичу.

Напоминаем, что лично насладиться церемонией вручения «Оскаров» вы сможете 2 апреля, включив Российский телеканал в 20.35.

С «Оскаром» в руке

— За спиной создателей прежних наших лауреатов «Оскара» — фильмов «Дерсу Узала», «Война и мир», «Москва слезам не верит» стояла вся мощь советского государства, обеспечивавшего их работу, — комментировал новый русский «оскароносец». — Подчеркиваю, не кинематографа, а именно государства, СССР. А за нашей — посильная, но слабенькая поддержка Роскино. А так — все сами.

Фильм, по словам Михалкова, делался не просто на энтузиазме, но на героизме. Помните продолжительные эпизоды на веранде в жаркий июльский день? Так вот, во время съемки за ее стеклами было минус шесть. Десятки тысяч зеленых листьев пришлось подвязывать к веткам облетавших по осени деревьев для создания летнего антуража. Актеры, изображавшие нежащихся на пляже людей, полоскали рты холодной водой, чтобы пар не шел при разговоре.

— После Канн, где нашей картине предпочли «Бульварное чтиво», вы публично зареклись представлять свои фильмы на фестивали, на суд каких-то случайных, по вашему мнению, людей. И вдруг доверились американской киноакадемии. Это что, эмоциональный порыв?

— Зарок касался только Каннского фестиваля, где в последнее время сложилась какая-то нездоровая, на мой взгляд, обстановка, — поясняет Михалков.

Обстановка в США и в Американской киноакадемии ему, судя по всему, нравится больше. Ну, понятно, «Оскар», очереди в кинотеатрах на «Утомленных. » С удовольствием рассказывает о том, что для просмотра его фильма членам киноакадемии пришлось надеть штаны, вылезти из бассейнов и отправиться в зал. Дело в том, что «Утомленные. » не были пересняты на кассеты и смотреть их в привычных для академиков условиях домашнего комфорта оказалось невозможным. А по условиям конкурса академик, не видевший хотя бы одного фильма из программы, ни за один не может голосовать. С умилением вспоминает об одном конгрессмене в тамошнем аэропорту, который просил позволить ему подержать позолоченную статуэтку и ахал, не веря своему счастью. Вот так, дескать, они ценят свои национальные призы. А при звуках национального гимна вытягиваются по стойке «смирно». И не какого-то страха ради, а исключительно по внутреннему убеждению. А мы, сетует Михалков, позволили уронить свое достоинство ниже некуда. И за державу обидно.

Читайте также:  Параллакс венеры до солнца

— Этот успех — событие для нашего национального кинематографа, — говорил Никита Сергеевич, — для всей российской культуры.

Его очень расстраивает и обескураживает, что высшие эшелоны российской власти остались равнодушными к столь громкому триумфу родного фильма.

— Ну, ладно, денег у вас на культуру нет, — произносит он с грустной иронией. — Но хоть улыбнитесь, что ли, слово доброе скажите. Это же успех страны, которой вы руководите. А вообще-то, сегодня сделать в России хороший фильм столь катастрофически трудно, так велики психологические, нервные и прочие затраты, что они никакими призами не окупаются. Зная это, просто грешно сидеть в комфортабельном номере и ожидать, как там у них ляжет карта, достанется тебе приз или нет. К тому же, — задумчиво итожит он свою мысль, — с возрастом количество и даже качество призов и премий, видимо, теряет свой изначальный смысл.

Что же касается загадки о победах и поражениях, то это, конечно, об интригах внутри нашей кинематографической тусовки. Кто-то очень не хотел успеха маэстро в Каннах. Кому-то и его «Оскар» — нож острый.

Итак, заветная позолоченная статуэтка обрела теперь свое постоянное место — в рабочем кабинете Никиты Михалкова. Там, где рождаются и зреют замыслы, отливающиеся впоследствии в кинокадры. Близится к завершению работа над фильмом «Вспоминая Чехова». Готов сценарий «Грибоедова». Витает в мечтах «Дмитрий Донской». Трудно сегодня делать кино. Но все-таки — можно.

— Можно, — убежден Михалков. — Только надо полностью сосредоточиться на деле. И помнить назидание Льва Толстого: делай то, что должно, и пусть будет что будет.

Источник

Наши «Оскары»

С тарейшая в истории мира кинопремия «Оскар» была впервые вручена в 1929 году. Первым лауреатом стал американский режиссер — уроженец Российской империи Льюис Майлстоун. Советским, а затем и российским кинематографистам за восемь десятилетий существования премии статуэтка доставалась шесть раз. Вспоминаем «оскароносные» отечественные картины с Натальей Летниковой.

«Разгром немецких войск под Москвой»

Первое признание коллег со всего мира получили советские кинодокументалисты. Было это в 1943 году: «Оскар» присудили документальному фильму «Разгром немецких войск под Москвой». В ноябре 41-го по указу Сталина 15 фронтовых операторов начали снимать хронику о боях за советскую столицу. Подвальный этаж студии превратился в казарму, где жила съемочная группа во главе с режиссерами Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным. 23 февраля 1942 года фильм вышел на экраны, а год спустя картина получила «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». Сегодня это в первую очередь бесценный исторический документ Великой Отечественной войны.

«Война и мир»

Киноэпопея — одна из самых высокобюджетных картин в истории мирового кинематографа ХХ столетия. Режиссер Сергей Бондарчук работал над фильмом шесть лет. Масштабные батальные сцены требовали новаторского подхода: Бородинское сражение снималось камерой, укрепленной на 120-метровой канатной дороге. Для создания атмосферы первого бала Наташи Ростовой оператор Анатолий Петрицкий встал с камерой на ролики. Картина имела оглушительный успех, но режиссер на вручение «Оскара» не приехал: работал над новым фильмом. Статуэтку за «Лучший иностранный фильм на иностранном языке» получала Людмила Савельева.

«Дерсу Узала»

Советско-японская экранизация произведений ученого, исследователя Дальнего Востока и писателя Владимира Арсеньева. Интернациональной съемочной группе приходилось непросто из-за языкового барьера и разницы культур. Педантичный режиссер Акира Куросава мог заставить переделывать бутафорскую избушку из-за перекосившихся бревен или «для картинки» развешивать на деревьях опавшие за ночь листья. Для Куросавы это был первый фильм на иностранном языке, и «Оскар» 1976 года картина получила именно в такой номинации. Своими призами работу отметили кинематографисты Финляндии, Италии, Испании, Франции, Перу.

«Москва слезам не верит»

В 1980 году историю завоевания столицы Катериной Тихомировой и ее подругами посмотрели почти 90 миллионов зрителей. Фильм стал лидером проката, хотя от съемок режиссер Владимир Меньшов поначалу хотел отказаться. Поворотным стал звук будильника, что разделил жизнь главной героини на две половины, а картину — на две серии. Ход в сюжетной линии и стал для Меньшова главным фактором начать съемки. За «Оскаром» режиссер не ездил. Более того, узнал о присуждении престижной награды из программы «Время». Свою статуэтку за «Лучший фильм на иностранном языке» Меньшов получил лишь в 1999 году.

Читайте также:  Морфологический разбор вижу солнце

«Утомленные солнцем»

Российско-французская ретродрама. История отдельно взятой семьи на фоне дачного пейзажа и исторических потрясений. Сценарист, режиссер, исполнитель главной роли — Никита Михалков. Исполнительница главной женской роли — Ингеборга Дапкунайте. Актриса, узнав о съемках картины, сама предложила себя на роль Маруси. Фильм о событиях 1936 года под звуки ностальгического танго настолько поразил британского драматурга Питера Флэннери, что он написал одноименную пьесу для лондонского Королевского национального театра. Картина была удостоена Большого приза жюри Каннского фестиваля в 1994 году, а год спустя — и «Оскара» как лучший иностранный фильм.

«Старик и море»

Анимационный фильм по повести Эрнеста Хемингуэя. На создание картины у сценариста и режиссера Александра Петрова ушло два года. Трудоемкая техника «живописи по стеклу» была придумана в Канаде. Именно там и создавался фильм в содружестве с оператором Сергеем Решетниковым. «Старик и море» — третья попытка Александра Петрова получить «Оскар». Художник уже представлял на суд Американской киноакадемии свои картины — «Корова» и «Русалка», и с третьей попытки аниматору все же удалось обойти конкурентов из Канады, Великобритании, Норвегии и Нидерландов, получив статуэтку в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм».

Источник

ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы про моряков и подводников?

ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Дмитрия Харатьяна?

ТЕСТ: Угадайте фильмы с «женскими» названиями по одному кадру!

ТЕСТ: Хорошо ли вы помните фильм «Приключения Электроника»?

Журнал

Интересные факты о трилогии «Утомлённые солнцем»

Кому принадлежала дача комдива Котова, что обидело Никиту Михалкова на кинофестивале и почему Ингеборга Дапкунайте не снималась в продолжении.

Сценарий для фильма под рабочим названием «Безусловный эффект шаровой молнии» Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали в 1993 году всего за несколько месяцев. Через неделю после окончания работы начались кастинги, которые прошли довольно быстро, так как режиссёр писал роли под конкретных актёров.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н, Михалков

Роли комдива Котова и его дочери Михалков писал для себя и дочери Надежды. Персонаж Мити сразу предназначался Олегу Меньшикову, так как режиссёру нравилось с ним работать ещё с эпизода в фильме «Родня». Однако у актёра был уже подписан контакт с одним румынским режиссёром, от которого он не хотел отказываться. Заполучить Меньшикова помог случай — румынский проект сорвался, и актёр оказался свободен. Для него роль в «Утомлённых солнцем» стала вторым триумфом после Костика в «Покровских воротах».

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Роль Маруси по режиссёрскому замыслу должна была играть Елена Яковлева, но на кастинг пришла актриса Ингеборга Дапкунайте, и Яковлевой даже не позвонили… Дапкунайте была знаменита только ролью Кисули из «Интердевочки», но режиссёр фильм не смотрел и актрису увидел впервые. Она приехала на пробы без приглашения — узнала, что Михалков снимает новый фильм и решила попытать удачи. Режиссёр был покорён её открытостью и лёгкостью.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Дача, где происходили события фильма, находилась недалеко от города Кстово. Она принадлежала мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову, и большая часть предметов интерьера была собственностью хозяина. Когда много лет спустя Никита Михалков снимал продолжение фильма, то дачу пришлось воссоздавать в павильонах «Мосфильма».

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Действие фильма происходит летом, а съёмки шли в ноябре. На улице было холодно, и актёрам, изображавшим пляжный отдых, приходилось мёрзнуть в купальниках и плавках и полоскать рот холодной водой, чтобы не шёл пар. На деревья вручную приклеивали искусственные листья… Начинать съёмки летом Никита Михалков не хотел из-за дочери — дети растут быстро, через полгода она бы изменилась, а ему был нужен конкретный возрастной период.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Название фильму дало популярное в конце 30-х годов танго «Утомлённое солнце». Это была мелодия Ежи Петерсбурургского «Последнее воскресенье», в Польше её ещё называли «танго самоубийц», для которой написал текст поэт Иосиф Альверк. Впервые танго было исполнено в 1937 году — через год после событий фильма.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Читайте также:  С каких веществ состоит солнце

В 1994 году фильм был представлен на Каннском кинофестивале. Никита Михалков не скрывал, что ехал за главным призом, поэтому победа Квентина Тарантино с «Криминальным чтивом» его сильно обидела. Несмотря на то, что «Утомлённые солнцем» получил Гран-при, режиссёр зарёкся в будущем представлять свои фильмы на фестивале. Однако через шестнадцать лет в тех же Каннах одним из претендентов на «Золотую ветвь» был фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние»…

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Неудача на Каннском кинофестивале была полностью компенсирована триумфальной победой фильма на «Оскаре». Американская киноакадемия вручила «Утомлённым солнцем» приз как лучшему фильму на иностранном языке, и это первый и пока что единственный «Оскар» постсоветского кинематографа. Получать приз Никита Михалков вышел с девятилетней Надей. После церемонии её спросили: «Вот ты получила „Оскар“, что думаешь по этому поводу?», девочка радостно ответила: «Наверно, мне теперь хороший велосипед купят!».

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

В 2009 году Лондонский национальный театр поставил пьесу «Утомлённые солнцем». Режиссёр Говард Дэвис был давним поклонником творчества Никиты Михалкова и ещё в 1990-м году ставил спектакль по его фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино». Публика спектакль приняла с восторгом, критики тоже оценили, правда отметили, что «Kotov» в исполнении актёра Кирана Хайндса слишком похож на Иосифа Сталина.

www.spectaclesalondres.fr

История «Утомлённых солнцем» не закончилась с получением премии «Оскар» и зрительского признания по обе стороны океана. Спустя несколько лет Никита Михалков начал работать над продолжением, которое вышло в двух частях — «Предстояние» и «Цитадель». Так как оба фильма поднимали тему Великой Отечественной войны, перед съёмками Никита Михалков погрузился в изучение сотен документов, воспоминаний и писем, часть из которых хранилась в архивах ФСБ.

«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков

Вместо Ингеборги Дапкунайте роль Маруси в продолжении сыграла Виктория Толстоганова, так как после выхода первой части отношения режиссёра и актрисы испортились. Михалков говорил, что не стал приглашать Дапкунайте, так как она начала сниматься в развлекательных шоу и этим испортила свою репутацию в его глазах. По версии актрисы причины были совсем другие, но она их решила не озвучивать… В продолжении так же не снималась Светлана Крючкова — её заменила Зоя Буряк, а вместо ушедших их жизни Вячеслава Тихонова и Инны Ульяновой их героев сыграли Владлен Давыдов и Эвелина Сакуро.

«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков

Для съёмок продолжения выстроили мост через Клязьму, церковь и цитадель, вырыли несколько километров траншей, обустроили блиндажи и землянки. В работе задействовали десятки единиц боевой техники — советские и немецкие танки и противотанковые пушки, «катюши», немецкие мотоциклы, сохранившиеся «полуторки» военных лет и машины, собранные специально для съёмок. Актрисы, игравшие медсестёр, в том числе и Надежда Михалкова, проходили стажировку в военном госпитале им. Бурденко. Первый фильм продолжения частично снимался в Германии с участием немецких актёров, второй фильм был снят в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

«Утомлённые солнцем – 2: Цитадель», студия «ТРИТЭ», 2011, реж. Н. Михалков

Никита Михалков хотел, чтобы актёры сами пережили то, что приходилось испытывать солдатам, поэтому дублёров на площадке был минимум. Его самого засыпали килограммами промёрзшей земли, и он дубль за дублем выбирался из завала. Надежда Михалкова чуть не захлебнулась, когда снимали сцену крушения баржи, а её героиня выныривала из-под полотнища с красным крестом. Дмитрий Дюжев сам играл сцену со сгоранием заживо. Кстати, чтобы сыграть белоруса Ваню, Дюжев похудел на несколько килограмм, обесцветил волосы, работал с педагогом по белорусскому и даже пытался загорать с дуршлагом на лице, чтобы получились естественные веснушки.

«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков

Первая часть продолжения вышла в 2010 году, а премьера второй состоялась через год. Фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля — на финальных титрах зал взорвался аплодисментами, но никаких призов фильму не дали. «Утомлённые солнцем — 2: Цитадель» был отправлен на «Оскар» несмотря на то, что возглавлявший отборочный комитет режиссёр Владимир Меньшов отказался подписывать протокол отборочной комиссии и настаивал на предоставлении на конкурс драму Андрея Звягинцева «Елена». Повторить триумф первой части масштабному фильму не удалось.

Источник

Adblock
detector