Саудовская Аравия отложила начало Рамадана неудачной попытки увидеть новолуние
Сегодня начинается месяц Рамадан, считающийся в исламе священным.
Месяц Рамадан начнется в этом году для российских мусульман с заходом солнца 12 апреля. Мечети Москвы будут открыты для коллективных молитв верующих, но будут соблюдаться строгие меры социальной дистанции. Об этом сообщили Духовном управлении мусульман РФ. Первым днем поста следует считать 13 апреля, последним 12 мая. Праздник наступит 13 мая. А 11 мая пройдет последняя молитва таравих.
Срок наступления священного месяца определяется по исламскому лунному календарю. Определить точную дату наступления поста для всех мусульманских стран невозможно разности географических широт, поэтому в каждой стране существует свой отсчет начала и окончания священного месяца.
Например, Верховный суд Саудовской Аравии в воскресенье постановил, что в этот день никто не смог увидеть зарождение нового месяца, поэтому месяц поста Рамадан в странах Персидского залива сегодня не начнется. В Саудовской Аравии новолуние не удалось наблюдать пыльной погоды, поэтому Рамадан там может наступить во вторник или в среду. Рамадан также не наступит сегодня в Египте, Ираке, Тунисе, Ливане, Кувейте, Йемене, Омане, ОАЭ.
В этом году в странах Персидского залива, как и в прошлом году, Рамадан будет проходить в условиях жестких ограничений пандемии коронавируса. В Кувейте и Омане действует комендантский час. В Катаре перед Рамаданом закрылись почти все учреждения, кроме магазинов и аптек, запрещены любые прогулки, кроме одиночных занятий спортом. Традиционную в Рамадан молитву таравих верующим придется совершать не в мечетях, а дома. Во всех странах Персидского залива отменены традиционные для Рамадана шатры, где верующие совершают массовые разговения после дня поста. Также запрещено раздавать еду в помещениях и на улицах, запрещено приходить в гости для приема пищи после дня поста и перед ним.
Источник
Как определить начало лунного месяца?
По мазхабу имама аш-Шафии
Месяц, который бывает раз в году, месяц, которого ждёт вся мусульманская умма! Миллионы мусульман радуются наступлению благословенного Рамадана и тоскуют, когда он проходит.
Пост в месяце Рамадан начинается с видения новой луны в ночь на 30-й день от начала месяца Шаабан, после захода солнца, если небо чисто от облаков, туч или дыма. Это решение относится только к тому, кто сам увидел или доверяет тому, кто увидел луну. А чтобы пост стал обязателен для всех, необходимо, чтобы эта информация (о том, что увидели фазу луны) подтвердилась перед шариатским судьей, и он вынес решение, ссылаясь на свидетельство одного беспристрастного (адиль) свидетеля.
Также начало Рамадана объявляется с истечением тридцати дней месяца Шаабан, если небо пасмурно и т.д.; с известием человека, заслуживающего доверия (то есть хабар-мутаватир), о том, что он увидел фазу луны; с наличием преобладающего мнения посредством явных признаков, указывающих на наступление Рамадана, которые не исчезают обычно, подобно видению светильников на минаретах.
Свидетель не должен быть рабом или женщиной. А если женщина или нечестивец и т.д. увидят фазу луны, то они обязаны соблюдать пост, а также и тот, кто уверен в их правоте. Тому, кто не увидел фазу луны, свидетельствовать запрещается.
Если фазу луны увидят в одном населенном пункте, это распространяется на близлежащие населенные пункты. Но что входит в близлежащие пункты, а что нет? Близлежащими населенными пунктами считаются все, находящиеся по одной долготе, хотя широты у них могут быть разные. Если долгота одна, то эти местности считаются близкими друг к другу, даже если между ними будет расстояние, которое нужно преодолевать месяцами.
Если фазу луны увидеть на востоке, то следует увидеть ее на западе, так как ночь на востоке наступает раньше. Ибн Хаджар говорит, что это решение указывает на существование фазы луны, но нам этого недостаточно, так как мы опираемся на видение фазы луны.
Если решение о том, что первый день Рамадана наступит завтра, выносится правителем, даже если долгота разная и правитель другого мазхаба, то нужно начать пост.
Также Ибн Хаджар утверждал, что убеждённость астронома и того, кто делает расчеты, когда наступит месяц Рамадан, – недостаточна. И никому не разрешается следовать им. Они сами могут следовать своим знаниям, но за Рамадан их посты засчитываться не будут. Аш-Шихабу ар-Рамли и ат-Таблави Кабир говорят, что они оба должны поститься, и их пост засчитывается как пост Рамадан.
Ар-Рамали считает, что поститься должен и тот, кому они рассказали и кто поверил в их правоту.
Если человек свидетельствует о том, что увидел фазу луны, а расчет указывает, что это невозможно, то, если расчеты делаются точным образом, и большое количество людей, делающих расчеты, говорят, что фазу луны увидеть невозможно, тогда это свидетельство не принимается.
Расчеты дают точные знания, в которых нет сомнения, как это утверждает аль-Алляма аль-Маржани в книге «Хаку аль-марифа» и аль-Газали в книге «Тахафут».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отменил расчеты не потому, что они недействительны, а ради облегчения. А хадис, где Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит, что мы неграмотны в письме и не делаем расчеты, толкуется не как непризнание письма и расчетов, а как то, что его знания являются чудесами, дарованными ему Аллахом, так как он их получил без изучения (то есть не воспользовавшись чтением и письмом).
Дорогие братья и сестры! Сейчас модно говорить – «я соблюдаю пост по расчетам!» Каждый третий говорит – «вот в календаре написано, что сегодня новолуние, а завтра, получается, первый день, поэтому будем соблюдать пост». Да, мы приводили и слова великих ученых, что расчеты – точные, и что в них нет сомнения, но то, что вы таким образом должны соблюдать пост, разве подразумевается под расчетами?
Нет и ещё раз нет! Есть целые обсерватории, где проводят наблюдения за фазой луны, где есть опыт, знают науку вычисления (хисаб) и шариатские решения.
Я попытаюсь передать вам, что скрывается под словом «хисаб», чтобы те, кто полагаются на календарь, поняли разницу между расчетами и тем, что некоторые братья делают, ссылаясь на астрономическое новолуние и помощь только от Аллаха!
Что такое новолуние?
Некоторые братья ошибаются, считая, что новолуние – это фаза луны, увидев которую, мы начинаем пост, но это не так.
В астрономическом новолунии луна находится между землей и солнцем примерно на одной прямой с ними. Луна при новолунии не видна на ночном небе, поскольку она в это время очень близка к солнцу на небесной сфере и при этом повернута к нам ночной стороной.
Неомения – первое видимое появление луны на вечернем небе после новолуния. Шариат связал наш пост и праздник после поста с видимостью луны. Будет ли правильным отбросить неомению, с которой Шариат, то есть Посланник Аллаха (мир ему и благословение), его сподвижники, великие ученые – имам ан Навави, ибн Хаджар и другие – связали наш пост, и вместо неё исходить от новолуния? Что нас заставляет менять решение чистого Ислама на новолуние? Неужели в 21 веке появились ученые, более знающие, чем большинство ученых шафиитского мазхаба? Да наставит нас Аллах!
Для того чтобы увидеть фазу луны, есть два основных условия, если хоть одно отсутствует, увидеть фазу луны невозможно:
1. Новолуние должно произойти до захода солнца. Почему? Потому что мы будем следить за неоменией, а она следует за новолунием.
2. Луна должна взойти после захода солнца. Почему? Потому что мы будем наблюдать за фазой луны после захода, а если луна всходит до захода солнца, каков смысл наблюдать?
Но недостаточно, чтобы луна сразу, через несколько минут после солнца, взошла:
1. Восход луны через несколько минут после солнца означает, что луна очень близка к нему, и что её увидеть невозможно.
2. Яркий свет вечерних сумерек будет скрывать тонкую фазу луны.
3. Нахождение луны рядом с солнцем во время восхода означает, что она очень близка к горизонту, и увидеть ее почти невозможно.
Например, в полуденное время мы не можем смотреть на солнце, а во время захода можем, так как до нас не доходит большинство его лучей, точно так же освещение луны не будет доходить до нас.
Уважаемые мусульмане, все, что мы написали выше, учитывают ученые, которые следят за луной и дают нам знать, когда мы сможем увидеть фазу луны! Конечно, легко сказать «сегодня – было новолуние, завтра первый день, и мы следуем расчетам, не зная вышеупомянутого»!
Думаю, для убежденности в тонкости и точности этой науки достаточным доводом являются солнечное и лунное затмение, которые происходят секунда в секунду по расчетам.
Некоторые братья и сестры думают, что в странах, где проживают мусульмане, предпринимаются все меры для определения начала каждого месяца, наблюдают за фазой луны. Но, к большому сожалению, это происходит только в некоторых странах, таких, как Оман и Марокко… А в большинстве смотрят на календарь, за исключением Рамадана и Шавваля.
Виноватыми за неправильное начало месяца Рамадана нельзя считать только ответственные структуры, в этом есть и вина астронома, с которым ответственное лицо советуется, а также и населения, что не интересуется и не хочет знать истину, а выбирает легкое и неправильное, то есть следует за календарём!
Мы должны знать – нет смысла утверждать, что увидели фазу луны, когда точный расчет показывает, что это невозможно. Нередко спрашивают: неужели нынешняя ответственная структура по наблюдению за молодым месяцем неправильно объявляла начало месяца в течение последних трёх месяцев?
Когда ответственная структура (это люди, владеющие вопросами Шариата, разбирающиеся в расчетах, не имеющие предвзятого мнения, далекие от настаивания на собственной точке зрения, готовые принять истину и следовать ей, богобоязненные, понимающие и принимающие ответственность перед Аллахом), объявляет начало месяца, и после захода солнца первого дня нового месяца серп луны большой и долго остается на небе, мы не должны думать, что начало месяца было объявлено неправильно. Наоборот, если серп луны очень тонкий после захода солнца первого дня, то начало месяца было объявлено неправильно.
Приведем пример: начало месяца Шаабан – 18 мая 2015 года, то есть 29 Раджаба 1436 года, солнце зашло в 19:10, а луна взошла в 19:23. Как мы уже говорили, увидеть фазу луны невозможно, и, следовательно, 19 мая 2015 года будет 30-м днем месяца Раджаб. Серп луны каждый день задерживается на 50 минут дольше предыдущего дня. И поэтому в ночь на 20 мая серп луны задержится после захода солнца на 63 минуты, и фаза луны будет видна. Значит, 20 мая – первый день месяца Шаабана. А в ночь на 21 мая, то есть после захода солнца 20 числа первого дня Шаабана, серп луны задержится после захода солнца приблизительно на 2 часа, и он будет довольно толстым. Человек, не знающий того, что мы рассказали, конечно же, подумает, что 19 число должно было быть первым днем Шаабана. Но как мы объяснили, месяц был начат и определен правильно.
Дорогие братья и сестры! Людьми, ответственными за определение начала нового месяца, была проделана колоссальная работа. И, конечно же, самой главной их целью было объединение всех мусульман по этому вопросу.
Да покажет нам всем Всевышний Аллах истину истиной, а ложь – ложью, и да наставит всех нас на путь истинный! Амин!
Ответственные по определению лунных месяцев М. Абдурахманов и М. Омаров.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Рамадан 2022. Всё, что нужно знать
Когда начало и окончание Рамадана в 2022 году?
Месяц Рамадан начинается 1 апреля
- Рамадан начинается с заходом солнца 1 апреля Первый намаз Таравих — 1 апреля
(после пятой молитвы) Первый день поста — 2 апреля Последний намаз Таравих — 30 апреля Последний день поста — 1 мая Праздник разговения (Ид аль-Фитр) — 2 мая
До начала Рамадана в 2022 году осталось
(по мекканскому времени)
Кто должен соблюдать пост в Рамадан?
Все мусульмане, которые соответствуют следующим требованиям:
- Достижение совершеннолетия (с момента наступления полового созревания: мужчины — первая поллюция, женщины — первое выделение).
- Здравие ума (человек осознаёт и контролирует свои поступки).
- Физическое здоровье и способность поститься.
Что такое пост в месяц Рамадан?
Мусульманский пост — это отказ от приема пищи и жидкостей, половых сношений от начала времени утренней молитвы до заката.
Основные положения поста
- Намерение (ният) держать пост.
- Воздержание.
Пост в Рамадан. Краткие видео-руководства
Как начинать пост?
Намерение (ният) — это фундаментальное положение поста, с которого он начинается:
- Место намерения — в сердце.
- Должно быть обозначено накануне дня поста: до утренней зари или вечером после захода солнца. Пост, который начался без намерения — не считается действительным.
- Намерение проговаривается вслух или про себя каждый день поста (мнение большинства мазхабов).
- Важно, чтобы в намерении была указана категория поста. Следует чётко понимать и вознамериться соблюдать именно обязательный пост в месяц Рамадан ради Аллахаﷻ, а не просто поститься.
Намерение (ният). Арабский |
نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ فَرْضٍ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا ِللهِ تَعَالَى |
Намерение (ният). Транслитерация |
«Навайту ан асума савма фард миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля». |
Намерение (ният). Перевод |
«Я намереваюсь соблюдать обязательный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего». |
Намерение (ният). Аудио
Фазы поста
Если разделить сутки месяца рамадан на 2 фазы, то мы получим:
- Дневной период. Период воздержания. Время, когда запрещено употреблять пищу, жидкости и иметь половые отношения. Наступает с моментом наступления рассвета (утренняя молитва Фаджр).
- Ночной период. Период, когда можно употреблять еду, жидкости и иметь половые отношения. Это время заката солнца (наступление вечерней молитвы Магриб).
Важным моментом является точное определение начала и конца мусульманского дня, так как начало поста позже появления зари и окончание поста (разговение) раньше заката солнца, делает такой пост недействительным.
Узнать точное время начала поста (Фаджр) и его окончания (Магриб) для любого населённого пункта вы можете на нашем сайте. Есть местности, в которых отсутствуют рассвет и закат солнца: ночь или день длятся постоянно на протяжении нескольких месяцев (например, заполярье). В таких регионах для определения времени начала и окончания поста применяются корректировки в расчётах. Либо же местным джамаатом принимается решение использовать расписание ближайшего населённого пункта, где возможно провести наблюдения или сделать расчёт.
Сухур и ифтар. Трапезы предрассветного приёма пищи и разговения
Сухур — это приём пищи перед наступлением утренней молитвы Фаджр. Сухур является сунной (желательным действием) и должен быть завершён до наступления истинного рассвета:
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Коран, Сура «Аль-Бакара» (Корова), 2:187).
Ифтар — это приём пищи вечером с наступлением заката солнца (Магриб). Сразу после азана на вечернюю молитву с именем Аллахаﷻ и мольбой о принятии поста начинается первая часть ифтара. Из продуктов употребляются финики либо другие продукты, быстро насыщающие кровь глюкозой, такие как выпечка, свежие или сухие фрукты, а также стакан воды. Пророк Мохаммадﷺ сказал:
«Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает» (Абу Дауд, 2355, ат-Тирмизи, 658, Ибн Маджах, 1699).
Далее совершается вечерняя молитва (Магриб) и верующие приступают к основному приёму пищи в джамаате или в кругу семьи.
Источник