Меню

Кого туземцы новой гвинеи прозвали человеком с луны

«Лунный человек»: почему жители Новой Гвинеи считали путешественника Миклухо-Маклая богом-создателем

Некоторые слова в языке папуасов бонгу очень напоминают русские. Например, «тапорр» значит топор, «ножа» — нож, а «глеба» — хлеб. В чем же связь между двумя столь непохожими языками? Это не что иное, как заимствования, которыми туземцы обозначали предметы, подаренные им путешественником Н. Н. Миклухо-Маклаем. В жизни этого народа русский этнограф сыграл настолько важную роль, что память о нем сохранилась до наших дней. И сегодня туземцы Новой Гвинеи именуют секиру «скирау», кукурузу – «гугрус». Все это искаженные за полтора века русские слова, которыми обогатился язык бонгу благодаря Миклухо-Маклаю.

Впервые русский этнограф причалил к северо-восточному побережью Новой Гвинеи в 1871 г. В общей сложности за три экспедиции он пробыл в «гостях» у папуасов 3,5 года. Место, где он высадился, названо в его честь берегом Маклая.

Облик и знания пришельца были настолько непонятны аборигенам, что он стал героем многих местных мифов. Пока он занимался исследованием папуасов, они, в свою очередь, изучали его. «Сверхъестественные» способности путешественника были истолкованными жителями Новой Гвинеи как сильнейшая магия. А сам Миклухо-Маклай стал для них настоящим божеством, спустившимся в мир людей.

Прибытие этнографа на корабле повергло папуасов в настоящий шок. Смятение усилилось, когда Миклухо-Маклай пригласил аборигенов посетить свой корвет. В это время был дан залп из пушек в честь благополучного завершения плавания. Побросав подарки, туземцы пустились наутек и стали копать могилы, готовясь к неминуемой смерти. Когда опасность конца света миновала, они решили, что в образе мореплавателя их посетил то ли демон Бука, то ли божество Ротей, которого они почитали как прародителя.

Белых людей аборигены видели впервые, поэтому поначалу они из боязни прятали от них женщин и детей. Когда Миклухо-Маклая стали звать «белым папуасом», он всячески поощрял это прозвище, так как хотел сблизиться с туземцами. Когда они поняли, что путешественник не желает им зла, то окончательно уверились в том, что он бог-создатель — Ротей.

Аборигены считали, что Миклухо-Маклай перерождался сотни раз, поэтому в одной из прошлых жизней жил в далекой земле России. С цветом кожи связан еще один курьез. Иногда туземцы называли его «лунным человеком». Так они иносказательно обозначали то, что он был белокожим. Однако сам Маклай поначалу не сумел верно истолковать смысл этого выражения, переведя его как «человек с Луны».

Истории о визите этнографа папуасы передавали из поколения в поколение, постепенно украшая их красочными подробностями. Когда не осталось в живых очевидцев, встречавшихся с Миклухо-Маклаем, он окончательно превратился в мифологический персонаж.

Источник

Какого путешественника туземцы Новой Гвинеи прозвали «человеком с Луны» и почему его так прозвали?

Ответить на вопрос

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

На островах Новой Гвинеи его считали человеком с Луны, из-за кожи почти белого цвета. А звали его Николай Николаевич Миклухо-Маклай.

Миклухо-Маклай (1846 – 1888) – знаменитый русский путешественник, исследователь быта народов и племен, на которых не распространилось влияние цивилизации. 1 октября 1871 г он шагнул с борта клипера «Изумруд» на землю острова Новая Гвинея в Малайском архипелаге. Папуасы встретили его очень враждебно – копьями и стрелами. Но путешественник расстелил на песке циновку, прилег на нее и заснул, чем вызвал огромное удивление аборигенов. Он терпеливо завоевывал расположение и уважение местных жителей своей добротой, мужественностью, справедливостью.
За то время, которое он находился на острове, он сумел выучить язык папуасов, изучил их быт, традиции, предметы быта, украшения, оружие. Попутно изучал окружающую флору и фауну. Он познакомил папуасов с металлическими орудиями труда и научил ими пользоваться, лечил их от различных заболеваний. Папуасы звали его «Тамо-рус» (человек-рус) – посланец Луны, человек с белой кожей. Он прожил в племени папуасов 15 месяцев. Цель его исследований заключалась в доказательстве того, что не существует низших рас, и принципиальных отличий между папуасами и европейцами не существует. Он бывал у папуасов Новой Гвинеи несколько раз, и всякий раз его встречали очень радостно, как старого доброго знакомого.

Берег, на котором он жил, сейчас носит имя Маклая. А среди папуасов до сих пор ходит легенда о добром белом человеке с Луны, который когда-нибудь вернется снова.
Умер Миклухо-Маклай 2 (14) апреля 1888 года, не дожив и до сорока двух лет. Главное свое богатство — мозг — он завещал отечественной науке, так же, как и все бумаги и коллекции. Но подвиг и труды Николая Николаевича были по-настоящему оценены лишь в следующем веке. А главным памятником ему стало появление на карте мира независимого государства Папуа-Новая Гвинея.

Источник

Русский бог Океании, или «человек с Луны»

Сегодня, 17 июля, исполняется 172 года со дня рождения великого русского этнографа, антрополога и путешественника, члена Императорского Русского географического общества (ИРГО) Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846–1888). В память о человеке, заложившем основы отечественной антропологии и этнографии, в этот день в России отмечается День этнографа.

map_mikluho-maklai_1.jpg

Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился в селе Языково-Рождествено Новгородской губернии. С юных лет он проявил интерес к естественным наукам. Во время обучения в Йенском университете (Германия) будущий исследователь изучал медицину, зоологию, принимал участие в нескольких научных экспедициях. Уже тогда молодой учёный интересовался малоизвестными регионами планеты – такими направлениями географических исследований, которые сулили крупные открытия.

image00009_cr.jpg

Миклухо-Маклай стал первым европейцем, ступившим на земли Новой Гвинеи, а исследования коренного населения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании принесли ему широкую известность. Сейчас участок северо-восточного побережья острова Новая Гвинея назван в честь учёного – Берегом Маклая.

image101.jpg

Для Миклухо-Маклая аборигены не были чуждым народом. Конечно, поначалу жители Новой Гвинеи отнеслись к исследователю, «человеку с Луны», с недоверием. Но со временем русский учёный стал им другом, учителем, даже подобием божества – новогвинейцы не раз называли детей Маклаями в честь учёного.

n.n._mikluho-maklay_v_ekspedicionnoy_odezhde._novaya_gvineya_1871_god._fotografiya_v.i._klassena.jpg

Николай Николаевич Миклухо-Маклай в совершенстве знал язык туземцев: свободно и бегло говоря по-астролябски, немедленно отвечал на все их расспросы. Сам антрополог признавался, что изучение местных языков, особенно поначалу, далось ему нелегко.

«Изучение первого папуасского диалекта было сопряжено с большими трудностями, так как не было лица, которое могло бы служить переводчиком. Названия, которые я желал знать, я мог получить только или указывая на предмет, или с помощью жестов, которыми я подражал какому-нибудь действию. Но эти два метода были часто источниками недоразумений и ошибок», – писал в он в дневниках.

3jjjj.jpg

Одной из главных задач своей жизни русский путешественник видел в защите коренного населения Новой Гвинеи, отстаивал интересы туземцев перед правительствами европейских государств, предотвращая эксплуатацию и истребление туземцев.

img506_cr.jpg

Николай Николаевич Миклухо-Маклай сделал большой вклад в развитие мировой науки. Ещё при жизни учёного было опубликовано более 100 работ по различным вопросам антропологии, этнографии, зоологии, сравнительной анатомии, географии и других дисциплин.

22jjjj.jpg

Другое уникальное наследие учёного – удивительные рисунки, выполненные самим Миклухо-Маклаем во время экспедиций. В общей сложности его архивы насчитывают свыше 700 изображений. Работы исследователя отличаются особой точностью и наглядностью. Среди работ Миклухо-Маклая встречаются изображения рыб, птиц, животных, но основная масса изображений – это портреты коренных жителей, изображения их жилищ, орудий труда, одежды, украшений. Для целого ряда народов эти рисунки до сих пор являются единственным историческим источником, воспроизводящим исчезнувшие или ускользающие особенности их культуры и быта.

Источник

Миклухо-Маклай: «человек с Луны» или «русский Джеймс Бонд»? Мифы о великом этнографе и путешественнике

Спикер: Николай Миклухо-Маклай, директор фонда сохранения этнокультурного наследия имени Миклухо-Маклая, автор книги «Путешествие на берег Маклая», продюсер и режиссёр документальных фильмов. Доклад прозвучал 3 февраля 2019 г. на Форуме «Ученые против мифов-9» (организатор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ).

Стенограмма: SciTeam (Серафима Горбунова)

Александр Соколов: Здравствуйте, Николай! Расскажите про Вашего знаменито предка. Где больше мифов сочинили: на родине – на Руси, или в Папуа-Новой Гвинее?

Николай Миклухо-Маклай: Если до 2017 года мифы можно было сосчитать, то после экспедиции, которую мы сделали в 2017 году, их количество начало расти. Вначале покажем, что за экспедиция у нас была, чтобы вы были в курсе, как рождаются мифы.

Александр Соколов: Давайте посмотрим видео.

Текст видео:

Берег Маклая на острове Новая Гвинея – затерянный райский уголок в Тихом океане. Именно здесь высадился великий русский путешественник, Николай Миклухо-Маклай. Он стал первым европейцем, который завоевал безграничное доверие местного населения. Он покорил папуасов своей добротой, искренностью и простотой.

Туземец Туй был самым смелым из папуасов. 150 лет назад он первым пошёл на контакт с белым человеком и первым нашёл с ним общий язык. Это знакомство стало первой сценой театрализованного представления, в котором современному Миклухо-Маклаю было суждено сыграть своего знаменитого предка. Сегодня потомок Маклая беседует с потомком Туя.

Асель, потомок Туя: «Однажды, когда Туй шёл вдоль берега в надежде поймать рыбу, перед ним появилось привидение. Как оказалось потом, это был белый человек. Он стал показывать знаками: «Не бойся меня, я тоже человек».

С тех пор прошло полтора века, но жизненный уклад этой деревни и мораль аборигенов мало изменились.

Николай Миклухо-Маклай: «Вот такая вот зажигалка (показывает полено, один кончик которого опалён). 50 лет назад Маклай рассказывал, что с помощью таких полен, которые они брали с собой, можно было поджигать костёр ну и плюс греться. Они до сих пор его используют. Вот мы видим, как прекрасный местный житель носит с собой точно так же уголёк».

«Добро пожаловать, Маклай!» — гласит надпись на школьной доске. Папуасы часто называют своих детей его именем. Потомка великого гуманиста встречают не только дети, но и бывший премьер-министр, основавший государство Папуа — Новая Гвинея.

Майкл Сомаре, премьер министр Папуа — Новой Гвинеи (1975 – 2011 гг): «Я очень горд встретиться с потомком Миклухо-Маклая. Мы приветствуем учёных-натуралистов из России. Мы можем показать вам неизвестную часть мира, нашу страну Папуа – Новая Гвинея».

Российскую экспедицию одинаково тепло встречали и в столице, и в глухих деревнях. В университете города Маданг учёные торжественно открыли выставку рисунков Миклухо-Маклая и фотографий вещей и предметов из коллекции кунсткамеры, которыми пользовался великий путешественник.

Маклая в Новой Гвинее помнят и знают везде, а вместе с ним и Россию.

Конец текста видео

Николай Миклухо-Маклай: Вот такой привет передали нам из Папуа. Мы проделали эту экспедицию через сорок лет после советской и через 146 лет после высадки Миклухо-Маклая на этот берег, который раньше назывался берегом Маклая, а сейчас носит название Райкост (Rai Coast).

Давайте напомню вам про Миклухо-Маклая, потому что некоторые могли забыть. Во-первых, это всемирно известный общественный деятель, потому что он боролся за права папуасов. Но что его сподвигло? В первую очередь, он был натуралистом, исследователем, который отправился в Папуа-Новую Гвинею, а на тот момент – просто остров Новая Гвинея, на северо-восток острова, для того, чтобы узнать о «пучковолосой расе». Именно он развенчал тот миф, который этнографы насаждали среди всего населения – что папуасы – это что-то промежуточное между обезьяной и человеком.

Он ехал в очень опасное путешествие: никто даже не представлял, что с ним будет, потому что с туземцами никто тогда и не общался. После того, как он провёл с ними более 2,5 года, он начал бороться за их права, потому что доказал на примере своих научных исследований, что это абсолютно такие же люди, и все люди равны.

У него много достижений в разных областях науки, потому что, как я в самом начале сказал, он натуралист широкого профиля, человек, который не боялся изучать и зоологию. Сам он считал себя превосходным зоологом.

Читайте также:  Когда лучше продать квартиру по луне

День рождения Миклухо-Маклая, 17 июля, считается профессиональным днём этнографа, то есть все этнографы его признали как этнографа. Его считают общественным деятелем, человеком, который изучал глубины Мирового океана. Например, понятие течений глубин Мирового океана первым ввёл Николай Николаевич, хотя вроде бы изучал папуасов. Он не боялся браться за исследования в самых разных областях, и все свои работы он писал вначале на английском и немецком языках из-за того, что 17 лет путешествовал вне России, а потом это всё переводилось на русский.

Сегодня мы поговорим о пяти мифах о Миклухо-Маклае и попытаемся немножко познакомится с этой личностью, потому что через полтора века она становится ещё более интересной. Тема, я считаю, очень интересная – «человек с Луны» или «русский Джеймс Бонд»? те, кто родился в Советском Союзе, ещё помнят, что «человек с Луны» – это Миклухо-Маклай. Тот, кто родился после, считает, что это Гагарин или кто-то подобный. Так вот, я вам должен сказать, мы сегодня расскажем, кто такой «Джеймс Бонд» и кто такой «человек с Луны».

Миф №1: Откуда появилась приставка к фамилии «Миклуха»?

Начнём с фамилии, потому что это фамилия, с которой я мучаюсь с детства, и я должен вам рассказать, как и откуда она произошла. Во-первых, у нас нет однофамильцев – так получилось, и если кто-то – Миклухо-Маклай, то это точно наш родственник. У меня в детстве была история, когда я пытался вызвать скорую в связи с тем, что моя мама плохо себя чувствовала, и она сказала свою фамилию. Они предложили вызвать психиатрическую.

Вот в этой связи ещё в Советское время, когда личность Миклухо-Маклая была более известна, вокруг неё появилось множество слухов. Например, на Украине, поскольку у нас украинские корни, из Стародуба. У отца Николая Николаевича были и казацкие корни. Миклуха – это украинская фамилия. Некоторые считают, и это достаточно устойчивое мнение большого количества людей, что происхождение фамилии связано с шапкой-ушанкой: «махлай» трансформировалось потом в «Маклай» и добавилось к «Миклуха». Настолько часто встречается такое мнение, что я не мог обойти этот миф – мне постоянно говорят, что моя фамилия произошла от шапки-ушанки. Переходим дальше.

Дело в том, что Николай Николаевич учился в Германии, и когда он уезжал из России, у него была ещё фамилия Миклуха, а Геккель, его учитель, всемирно известный зоолог, в конце его обучения во время переписки с другими учёными называл его уже Миклухо-Маклай. И это тоже добавляет интереса – откуда же это произошло?

В 1998 году Бутинов Николай Александрович, один из биографов Миклухо-Маклая (вообще его биографов было на тот момент много) предложил версию о том, что когда он вместе с Геккелем изучал губок, он назвал одну из них «Маклай» и затем решил прибавить это слово к своей фамилии. В этой связи Геккель начал называть его Миклухо-Маклаем. Вот такая версия есть, при этом её высказывают и учёные.

Но я хочу сказать, что не думаю, что на версию Бутинова обратило бы внимание министерство иностранных дел (. ), которое выдало Николаю Николаевичу паспорт в 1870 году, а вот на версию семейного предания оно обратило внимание. Оно говорит о том, что шотландский барон Маклай в битве при Жёлтых водах попал в плен. Это было в 1648 году, и, женившись в дальнейшем на девушке по фамилии Миклуха, он оставил эту фамилию, потому что «Маклай» – однозначно неблагозвучно для казацкого уха. И эту фамилию мы носили, передавая легенду о том, что наш предок – шотландский барон по фамилии Маклай.

Если вы попробуете попросить иностранцев произнести фамилию Миклуха, вы услышите столько вариаций, абсолютно непохожих на «Миклуха», поэтому Николай Николаевич начал использовать ту вторую часть, которая всегда в семье упоминалась – «Маклай», чтобы было более удобно. Однако после того, как он закончил обучение и вернулся, этого было недостаточно, и его мать, Екатерина Семёновна, восстановила фамилию на основании документов в Дворянском собрании Министерства иностранных дел в 1870 году, и перед его великим путешествием на остров Новая Гвинея ему выдали паспорт, где было написано «Миклухо-Маклай».

Таким образом Николай Николаевич, помимо того, что доказал, что все люди на планете равны от природы и нет непонятных «пучкообразных» людей, ещё и восстановил фамилию семьи, потому что все остальные родственники тоже взяли её. Например, я двоюродный праправнук, не прямой – прямые у нас есть в Австралии, но носителей фамилии у нас достаточно мало. Однако я так же ношу фамилию Миклухо-Маклай, это одно из подтверждений [нашего родства].

Миф №2: Почему папуасы называли Миклухо-Маклая «Человеком с Луны»?

«Человек с Луны», мы начали с этого. Папуасы не знали, что он Миклухо-Маклай, и называли его «человеком с Луны», они даже не представляли, что он мог им не быть. А почему так много людей в Советском Союзе, да и в России, знают его как человека с Луны? Да потому что миллионными тиражами выходили книги с таким названием – и для детей, и для взрослых. Он был интереснейшим путешественником, и почему Миклухо-Маклая так называли и что в этих книжках было описано, мы сейчас с вами посмотрим в увлекательнейшем видео. Это интервью с потомком того первого папуаса, который встретил белого человека.

Текст видео:

Асель-Туй, потомок Туя: Как я сказал, Маклай – это хороший человек. Все видели в нём хорошего человека. Он никогда не прогонял всех, кто приходили к нему. Также про него говорили, что он человек с Луны. Он белый, и ночью, когда ты увидишь луну, он белая. Потому что все говорили, что он пришёл с Луны и так себя ведёт. Он всех любил, и у него была одна мысль (слово). Так он вёл себя с Туем и всеми другими. И все звали его человеком с Луны. На местном языке они так же говорили – «Karam Tamo».

Конец текста видео

Николай Миклухо-Маклай: Это версия, которую рассказал мне сам потомок того самого первого папуаса. Это хранитель легенд – «бигмэн» на том берегу Маклая, до которого мы добрались. Это версия папуасов, и, что самое интересное в нашем исследовании, мы можем узнать версию Николая Николаевича. Он соглашался с версией папуасов, но писал в своих дневниках, что его начали называть «человеком с Луны» после двух случаев.

Когда его оставила команда «Витязя» на берегу Маклая, не все были уверены, что он сможет выжить, и когда он остался один, к нему пришёл папуас Туй и сказал, что его убьют: «Придут люди из других деревень, и наверняка ничего от тебя не останется». Во время того, как проходила одна из пирог рядом с хижиной Миклухо-Маклая, он решил открыть фальшфейер. Это то, что привлекает внимание и даёт достаточно большое пламя, фактически до небес – во время, например, крушения его включают; ему его оставила команда (фальшфейер – это пиротехническое сигнальное устройство в виде картонной или эбонитовой гильзы, наполненной горючим составом – прим. ред.). Для чего он это сделал? Для того, чтобы показать свою силу и чтобы на него обратили внимание и поняли, что он необычный человек. Это повлияло на туземцев очень сильно, потому что они побросали свои лодки и исчезли, а через некоторое время к нему прибежали папуасы и хотели подтвердить его силу и узнать, почему же он такой. Он не растерялся, взял воду, дал попробовать папуасам; те отпили. Взял блюдце и бутылку со спиртом, который внешне абсолютно идентичен с водой, налил туда, поджёг и бросил этот спирт к ногам папуасов. Те закричали: «Не поджигай, Маклай, море!»

И этот миф спас Миклухо-Маклаю жизнь и позволил ему стать великим исследователем, описать жизнь людей каменного века в прямом смысле этого слова, не вторгаясь в неё. Они до него не знали, что такое железо. Он им привёз топоры и другие железные предметы.

Миф №3: У Миклухо-Маклая осталось много детей на острове Новая Гвинея

Этот миф мне очень интересен, и одна из причин, почему я отправился в это путешествие, — наверное, чтобы найти подтверждение или опровержение этого мифа. Есть ли у меня там родственники, в конце концов, на берегу Маклая? Ведь жил он там долго, и все абсолютно уверены, что ну не могли обойти Маклая красивые папуаски. Мы сейчас послушаем мнение не просто людей, а человека, который серьёзно занимался этим вопросом, Сергея Вячеславовича Савельева. Это российский учёный, который является заведующим лаборатории развития нервной системы Института морфологии человека РАН. Давайте послушаем!

Текст видео:

Сергей Савельев: «Миклухо-Маклай в силу особенностей своего характера подружился с ними [с папуасами] и провёл довольно много времени в этом месте. Из-за этого, в общем, обычно и рассказывается: вот берег Маклая, вот его знаменитые гуманистические дневники, вот вторые дневники, которые никому не известны, но следы этих дневников видны среди голубоглазых и светловолосых аборигенов, с которыми он явно проводил эксперименты по межрасовому скрещиванию».

Конец текста видео

Николай Миклухо-Маклай: Ну вы понимаете, что с этими вопросами я постоянно жил и не мог не проводить исследования в этой области уже. Мы специально разместили такую фотографию (показывает на фото детей-папуасов), чтобы найти хоть одного голубоглазого и светловолосого. Не смогли найти.

Я вам должен сказать о принципе Николая Николаевича. Дело в том, что он действительно был исключительно настоящим этнографом, описывающим среду обитания, не вторгаясь в неё. Только это позволяло ему получать абсолютно адекватную, объективную картину. Если бы он вошёл с ними в контакт, это бы нарушило его принципы и самую главную идею, из-за которой он пришёл: «Цель моей жизни – это польза и успех во благо человечества».

Давайте посмотрим, что он пишет в своих дневниках. Было ли желание у папуасов породниться с Маклаем? Конечно! Они отправляли к нему молодых красивых девушек, и об одной у него было написано в дневниках, о том, что он почувствовал, что к нему кто-то прокрался под одеяло и начал его обнимать. Он понял, что это неслучайная затея, и, наверное, с ним хотят породниться. Он вышел и сказал всем папуасам: «Ты ступай, Маклаю женщин не нужно».

Что же об этом говорят местные жители? Это был главный вопрос, который я задал им, и даже в этот момент не знал, стоит снимать или нет, но всё-таки эту съёмку мы сделали. Есть ли у Маклая дети, я вам сегодня покажу.

Текст видео:

Асель-Туй, потомок Туя: Наши предки, жители деревни Горенду, видели, как ведёт себя Маклай, Маклай Старший. Он был очень хорошим, и жители Горенду любили его. Мы увидели Маклая и подумали, что если мы не дадим ему жену, другая семья даст ему её, поэтому мы выбрали жену для него, молодую, красивую девушку. Мы хотели отдать её ему, но Маклай сказал: «Нет, я не за этим сюда приехал». Так он сказал всем. И все согласились. «Я приехал к вам. Она моя сестра, моя дочка, и я не могу на ней жениться». Все это услышали и согласились, никто не стал с ним спорить.

Конец текста видео

Николай Миклухо-Маклай: Самое интересное – что они умеют передавать истории. В каждой деревне находится человек, который рассказывает достаточно подробно все истории. Если бы Маклай с ними породнился, они бы обязательно об этом рассказали.

Читайте также:  Мир внутри меня моя луна

Одна из причин, почему они хотели с ним породниться, – это стать великими. Как только Маклай стал бы частью их деревни, они бы стали самой сильной деревней на острове и смогли бы иметь определённые привилегии. Папуасы об этом [о том, что какая-то деревня имела привилегии] не говорят ни в какой части острова.

Местные жители называли учёного «Tama Boro», это что-то между «бигмэном» и богом. Это в какой-то мере спасало его. Землю, на которой он жил, они называли деревней Маклая, Россия, потому что в языке у них не было никогда слова «страна». Они жили настолько обособленно от всех, что для них самое большое, что могло быть, – это деревня.

Миф №4: Миклухо-Маклай умер от болезней, полученных в путешествиях

Эта версия существовала в течение 75 лет после его смерти. Действительно, он был выдающимся человеком, который перенёс огромное количество болезней во время своих путешествий. Он заболел ещё во время своего первого путешествия на Канарские острова, и в дальнейшем малярия преследовала его практически всегда.

Умер он в Санкт-Петербурге и похоронен на Литераторских Мостках. Ему не было и 42 лет. И как истинный учёный, он завещал свой череп науке для исследований. О том, что произошло с ним, мы узнали только через 75 лет. Его перезахоронили с Волковского кладбища на Литераторские Мостки и смогли взять череп для того, чтобы исследовать его. Выяснилось, что он умер от рака нижней челюсти, который его беспокоил последние несколько лет жизни. Несмотря на это, он терпел и продолжал свою работу.

А по поводу того, что он мог умереть от болезней, которые были на острове, я согласен с этим мнением. Раньше говорилось, что это «остров смерти» для белого человека, сейчас это уже не так. Сейчас это абсолютно безопасный остров. Малярия, разумеется, есть, но от неё есть такие же лекарства, как от гриппа и вообще от всего, что существует. Это небольшая проблема.

Миф №5: Миклухо-Маклай был разведчиком?

Давайте обратим внимание на интересный факт, о котором даже в 2014 году по просьбе издательского дома «Русская разведка» некто Каримов выпустил книгу «Неизвестный Миклухо-Маклай». Я её с удовольствием прочитал и понял, что для меня он абсолютно известный.

Дело в том, что это всего лишь один из мифов. Через некоторое время после смерти известный человек начинает обрастать легендами. Раз не написали, что он разведчик – давайте через сто лет напишем об этом, и действительно, написали целую книгу! А ещё и «Военное обозрение» об этом пишет. Поэтому давайте подумаем об истинных целях.

Задачей Николая Николаевича было спасти аборигенов Новой Гвинеи от протектората и колониальной администрации Австралии, Англии, Германии, которые претендовали на этот остров. Он делал всё возможное, чтобы сохранить берег Маклая, и работал, разумеется, с российским правительством, с Александром III и министром иностранных дел, чтобы Россия имела возможность контролировать эту часть острова и защищать папуасов. Но как это происходило? Он общался с Александром III об этой ситуации, о том, [как сделать так], чтобы Россия имела протекторат в виде северо-востока острова Новая Гвинея. Был отправлен корвет «Скобелев», который исследовал острова с целью найти стоянки для кораблей.

Николай Николаевич в тот момент находился в Австралии перед своей женитьбой. Его забрали с материка для этого исследования, и они нашли ряд островов. По итогам был написан отчёт. Там была указана очень важная фраза: «К сожалению, остров не подходит. В связи с большой удалённостью ни одна из стоянок не подходит для наших кораблей. Николай Николаевич оказал бесценную услугу, потому что именно он хорошо знал местное население, но о докладе ему ничего было не известно, то есть даже притом, что он участвовал в исследовании совместно с морским ведомством, что было написано в отчёте – он не знал и в докладах не участвовал, чтобы работать по какому-то заказу.

«Используйте знания Миклухо Маклая» – это сам Александр III говорил. У учёного были великолепные отношения с Александром III и с его семьёй. Доклады Николая Николаевича с точки зрения рассказчика были поверхностны, и они не могли использоваться для разведки, потому что всё-таки он был учёным, этнографом, натуралистом и не знал достаточно много для того, чтобы давать какую-то общеполитическую информацию или информацию о морских судах и так далее.

Таким образом, этот миф не подтверждён, и, безусловно, хотелось бы, чтобы так было, но так не было. Мечта Николая Николаевича о том, чтобы этот остров и папуасы были независимы, была осуществлена в 1975 году. Остров стал независимым государством Папуа-Новая Гвинея, и они сохраняют память. А вот это тот берег (показывает на картинку, на которой изображён Берег Маклая), и та белая точка – это мемориал, который поставлен на том месте, где была его хижина. Там, где впервые европеец встретился с людьми каменного века в прямом смысле этого слова, которые не знали, как выглядит железо, и с которыми он вошёл в контакт без того, чтобы навязывать свою культуру, а с целью изучить их культуру. Это первое уникальное столкновение.

Я хочу вам сказать, что участок планеты, куда мы ездили в 2017 году, уникален тем, что на примере жителей Берега Маклая можно проследить развитие человеческой цивилизации от каменного века до наших дней. Я обращаю внимание, именно этих жителей и именно того места! Потрясающе, можно проследить, как это происходило! Это единственная возможность действительно, потому что нет нигде на планете такой цепочки, не было исследования подробного, именно когда люди ещё не знали железа и были обособлены. Очень приятно, что мы конкретно, Россия, имеем к этому отношение.

Список использованной литературы:

  1. Человек с Луны: дневники, письма, статьи Миклухо-Маклая /Сост., коммент. и послесловие Б.Н. Путилова. – М.: Мол. гвардия , 1982 . – 335 с.

2. Миклухо-Маклай. Две жизни «белого папуаса»/ Д.Д. Тумаркин: – М.: Молодая гвардия , 2012 . – 454 с.

3. Неизвестный Миклухо-Маклай. /Составитель О.В. Каримов. 2014 г., Издательство Кучково поле, 480 стр.

4. Н. Н. Миклухо-Маклай – великий русский учёный-гуманист: К 100-летию его первой экспедиции на Новую Гвинею./ Н. А. Бутинов — Л.: Наука, 1971. — 18 с. — 1000 экз.

5. Путь к Берегу Маклая. / Н. А. Бутинов— Хабаровск: Кн. изд-во, 1975. — 303 с. — (Первопроходцы). — 30 000 экз.

6. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. — 2-е издание, доп. и перераб../ Александр Лаврин.— Москва, 1993. — 100 000 экз.

Использованное видео:

  1. Слайд 2, 12, 17– предоставлено Фондом им. Миклухо-Маклая

2. Слайд 14 – YouTube канал издательства «ВЕДИ», С.В. Савельев о Миклухо-Маклае https://www.youtube.com/watch?v=h0uA7fm_rvc&feature=youtu.be

Николай Миклухо-Маклай: Список литературы – большой, и в первую очередь это шеститомник, который был написан учёным из Института этнологии и антропологии. Помимо того, я очень рекомендую посмотреть наш документальный фильм – «Наследие Миклухо-Маклая», 26-минутный.

Список рекомендованной литературы

Почитать:

  1. Путешествия на берег Маклая. Н.Н. Миклухо-Маклай. Собрание сочинений, Изд-во АН СССР, М. – Л., 1950 —1954.

2. Путешествие на Берег Маклая. Н.Н. Миклухо-Маклай. «Издательство „Наука“», 2018. – 81с.

3. Белый папуас: Н.Н. Миклухо-Маклай на фоне эпохи / Д.Д. Тумаркин; Ин-т этнологии и антропологии РАН. – М.: Вост.лит., 2011 . – 623 с.

4. Человек с Луны: дневники, письма, статьи Миклухо-Маклая /Сост., коммент. и послесловие Б.Н. Путилова. – М.: Мол. гвардия , 1982 . – 335 с.

Посмотреть:

  1. «Наследие Миклухо-Маклая», документальный фильм, 26 минут. Режиссер Н.Н. Миклухо-Маклай, 2017г.

2. «Человек с Луны», документальный фильм, 36 минут. Режиссер Н.Н. Миклухо-Маклай, 2018г.

3. «Гражданин мира», документальный фильм, 6.5 минут. Режиссер Н.Н. Миклухо-Маклай, 2018г.

4.«Берег его жизни», трёхсерийный историко-биографический художественный телефильм. Режиссер Ю.М. Соломин, 1984г.

Николай Миклухо-Маклай: Сейчас мы подготовили по итогу экспедиции фильм «Человек с Луны». Он будет показан на телеканалах страны. К сожалению, его нельзя сейчас будет увидеть в YouTube, но к концу года можно будет посмотреть. В середине года он будет показан на каналах «Культура», «365» и Санкт-Петербургском канале «Сейчас», а в конце года выйдет фильм, 90 минут, полноценный документальный фильм, где мы сможем увидеть уникальные кадры этого потрясающего мира, с которым мы связались. Спасибо вам большое!

Александр Соколов: Спасибо, Николай! У нас вопрос от эксперта, Станислава Дробышевского. Дайте ему, пожалуйста, микрофон.

Станислав Дробышевский, антрополог, к. б. н., научный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ: Спасибо за доклад. Вопрос следующий. Как известно, от Николая Николаевича осталось огромное литературное наследие – дневники, записи, коллекции, которые, насколько я знаю, достаточно широко раскиданы. И не от всех его экспедиций есть полная опубликованная документация. Ну допустим, по малайским экспедициям опубликовано как-то до обидного мало. Есть ли шансы, что где-нибудь, может быть, у вас, в дедушкином сундуке, на чердаке, на даче, найдутся какие-то рукописи, записи, которые прольют свет на тёмные пятна всех этих экспедиций, или уже шансов нет?

Николай Миклухо-Маклай: Возможно. Я сейчас вам отвечу интересной историей. Она была в 1948 году, когда в библиотеку Салтыкова-Щедрина принесли два отрывка из первых дневников Миклухо-Маклая, и эта библиотека, которая сейчас называется Российской национальной библиотекой, развела руки и не понимает, как же так? Ведь семья их передала в Русское географическое общество! Откуда же они появились? Так вот, что самое интересное, первых дневников, по которым была написана книга «Путешествия на берег Маклая», не найти. Остались буквально две странички, которые были переданы в эту библиотеку.

Так же с малайскими дневниками. К сожалению, он тогда болел, если вы знаете, и вернулся, чтобы найти свои дневники, в один из банков, где он их оставил. И он не смог вспомнить, в каком банке, потому что у него была лихорадка. Поэтому, возможно, мы сможем найти эти дневники.

Точно так же есть в Австралии наследие. Там живёт часть нашей семьи. Мы сейчас начали этим заниматься, и получаем всё больше и больше интересной информации, поэтому это всё ещё неисследованная часть, которую, может быть, новые исследователи достанут. Где-то, откуда-то принесут после того, как увидят, что к этому есть интерес.

Станислав Дробышевский: Спасибо огромное.

Александр Соколов: Спасибо. Вопрос от нашего делегата: слышал, что со времён Миклухо-Маклая в язык папуасов попало несколько русских слов, и они их используют до сих пор. Это правда?

Николай Миклухо-Маклай: Абсолютная правда. Первые слова русские – «топор», «кукуруза», «бык» и «Маклай». Они сохраняют имя. Почему мне сказали: «Много родственников у тебя там»? Так там все – одни Маклаи. Приезжаешь – там некоторых зовут «Маклай» из уважения. Мы побывали в экспедиции – они называют «Маклай», и действительно русские слова есть – как я вам сказал, «топор». Это подтверждение того, что каменный век встретился с первым железом. Кукурузу, опять же, он привозил.

Вообще, обучение языкам шло достаточно сложно, и 350 слов Миклухо-Маклай записал. Мы на своём сайте это [слова] разместили. Если вы хотите [поехать] в Папуа-Новую Гвинею, именно в этот регион, вы можете их подучить. Всего там 867языков. 867 языков! Там трудно сделать революцию, трудно клич дать – они друг друга не понимают. И это, кстати, позволяет сохранять и видеть эту уникальную культуру, которая там есть.

Александр Соколов: Так, друзья, сейчас – вопрос от делегата из первого ряда. Пожалуйста. Это вы, да.

Читайте также:  Луна 2112 хороший перевод

Вячеслав: Здравствуйте! Вячеслав. В своё время на просторах интернета ходила история, смысл которой в том, что папуасы всё ещё периодически друг друга едят, но если у кого-то русская жена, то ни его, ни его потомков никогда не съедят.

Николай Миклухо-Маклай: Русская жена?

Вячеслав: Да. Русская – не белая, а русская. Спасибо.

Николай Миклухо-Маклай: Всё-таки у нас больше мифов, чем в Папуа-Новой Гвинее. Ну я вам так скажу. Дело в том, что там, к сожалению, русских очень мало. То есть на вопрос, как туда поехать и как получить визу, я вам не дам ответа. То, что написано в интернете – что нужно идти в австралийское посольство, и они помогут, – это неправда. Нет в австралийском посольстве помощи тем, кто хочет получить визу [в Папуа-Новую Гвинею], поэтому первое – как туда доберётся русская жена? Сложно. Но я думаю, что это можно ввести так, плавно, объяснить папуасам, что если приедет русская и если она станет женой…

Нет, такого мифа нет, безусловно, но они с большим уважением относятся к белым и к русским. Я вам должен сказать, что одна из причин, почему я стою здесь на сцене – то, что эти люди, когда мы приехали, поставили российский флаг, они пели гимн Папуа-Новой Гвинеи.

Чтоб вы понимали, Майкл Сомаре – человек, который 48 лет [был] у власти, это отец нации, он когда-то приехал в богом забытые джунгли. Мы сделали видеоконференцию между Россией и Папуа-Новой Гвинеей. Они притащили оборудование стоимостью в $15000, ничего не попросили, чтоб Россия увидела, как они живут. И только лишь из-за того, что они так относятся к Маклаю, к России, что и нам неплохо бы о нём помнить и знать об этой стране, потому что Россия – единственная страна, в которой миллионы людей знают в большей или меньшей степени о том, что такое Папуа-Новая Гвинея и папуасы. В остальном мире очень мало об этом знают. Но в следующем периоде, я думаю, русские жёны будут очень популярны.

Вообще, кстати, там самое главное – это свинья. Когда мы приехали, мы подарили свинью, а потом у меня ещё есть блюдо такое – табир, очень большое, хорошее, и я могу за него получить и дом, и жену, но я его привёз [обратно], вы представляете? Они, кстати, передали коллекцию, 56 предметов уникальных, часть которых мы передали в кунсткамеру, часть – Музею Мирового океана и в другие [музеи], и вся эта коллекция полностью описана. Она была полностью безвозмездно подарена, специально чтобы Россия узнала о том, что такое Папуа – Новая Гвинея. При этом я должен вам сказать, нет ни одной коллекции, которая не собиралась бы при обмене, при покупке. Даже Миклухо-Маклай покупал, менял. А они мне собрали сами! Потрясающе вообще. Скоро увидим [коллекцию], в 2021 году, в Музее Востока.

Александр Соколов: Так, спасибо, я вижу, что там буклетом кто-то машет активно. Дайте микрофон.

Алексей: Здравствуйте. Спасибо, очень интересный рассказ. Меня зовут Алексей, я из Брянска. Хотелось спросить, остались ли какие-то записи, упоминания о том, что собирался в дальнейшем исследовать, изучать Миклухо-Маклай? То есть, возможно, какие-то дневники, его пожелания, то есть если бы его не скосила болезнь, может, мы бы ещё что-то узнали новое благодаря нему?

Николай Миклухо-Маклай: Когда он умирал, была описана следующая ситуация: у него покатилась слеза, и он сказал: «Все мои труды пропали». И несмотря на поддержку… Он знал очень хорошо семью [царя], у него были её фотографии, и, между прочим, ещё Николая II он видел в самом отрочестве, и Александр III превосходно относился к нему. И вроде бы были готовы помочь – и меценаты, и Лев Николаевич Толстой. Кстати, благодаря его рекомендациям, он [Миклухо-Маклай] в дневниках очень подробно рассказывал о своей жизни. Он хотел, чтобы всё это было опубликовано.

Первым опубликовал в 1923 году Анучин. Представляете? Он [Миклухо-Маклай] умер в 1888 году, а только в 1923 году Анучин опубликовал! В 1947 году о нём сняли фильм. Дальше уже начали продвигать его гуманистические идеи, готовить шеститомники, изучать и понимать, какой действительно большой вклад он сделал. То есть это была его мечта, которая осуществилась не сразу, и все эти труды могли пропасть.

Его жена начала сжигать дневники в связи с тем, что у неё была истерика первые дни после того, как он умер, и некоторые дневники могли пропасть, но семья, братья пришли и спасли это всё. Поэтому то, что мы сейчас здесь находимся, то, что я стою на сцене и рассказываю… Наверное, его мечта потихонечку осуществляется благодаря нашим общим усилиям.

Александр Соколов: Так, пожалуйста, в задних рядах я вижу руки, слева.

Анна: Здравствуйте! Меня зовут Анна. А были обратные попытки – папуасам показать, например, как мы в России живём?

Николай Миклухо-Маклай: Были. Мало того, это уже сделано, я вам должен сказать, что мы всего лишь в 2017 году первую экспедицию провели. Это было сложно достаточно, потому что мы не знали, каким образом ехать туда с российскими учёными. В том году по приглашению фонда «Новое поколение» и президента мы привезли 5 папуа-новогвинейцев в Россию, в октябре. Может быть, вы смотрели сюжеты, там были папуасы в пышечной.

Александр Соколов: А я помню, что ехал на форум «Учёные против мифов 8», и на Московском вокзале висела перетяжка. Даже какой-то ролик шёл на экране.

Николай Миклухо-Маклай: Это о его отце, Николае Ильиче. Он был начальником Московского вокзала, и это было 200-летие. Дело в том, что в октябре этого года я привёз в прямом смысле, могу сказать, и благодаря, конечно же, и команде, спонсорам, меценатам, которые просто заплатили свои деньги, без какой-то для себя выгоды, с желанием того, чтобы папуасы увидели, как мы живём. И мы привезли 5 человек, и эти ребята сейчас там. В этом году выйдет 26-минутный фильм – «Папуасы в России», и одной из задач будет развенчать миф, что папуасы чем-то отличаются от нас. Поэтому этот шаг есть, и более того, в апреле мы поедем в следующую экспедицию туда. Мы хотим открыть там русский уголок. Вообще, следующая задача – это переименовать Берег Маклая обратно в Берег Маклая, а не Райкост.

Александр Соколов: Так, пожалуйста, руки! Задние ряды справа, пожалуйста. Представляйтесь, пожалуйста.

Анна: Здравствуйте! Анна. Расскажите, пожалуйста, как же они всё-таки взаимодействовали между собой – у них же были разные языки. И насколько сильным было влияние культуры, которую привёз Миклухо-Маклай?

Николай Миклухо-Маклай: Дело в том, что влияние было не очень сильным, но оно было. Вошёл в обиход топор. Одно из влияний позитивных, после того как Папуа – Новая Гвинея стала колонией Германии, – папуасов не уничтожали, они достаточно хорошо коммуницировали с колонизаторами по причине того, что ассоциация [у туземцев] с ними была позитивной – белый человек не вредил, а наоборот, общался. И это спасло некоторых папуасов – не во всех местах, но во многих. Опять же, объясню: папуасы – это только на этом берегу. Меланезийцы – там живут другие этнические группы.

Сейчас, если вопрос о том, как это передаётся, у них 867 языков, государственный язык – английский, но его изучают и хорошо знают только люди, которые учатся в университетах. 8 миллионов населения Папуа-Новой Гвинеи, 15% — это люди продвинутые, которые учатся и живут в городах. Все остальные живут в деревнях абсолютно обособленно друг от друга.

Можете ли вы найти участки Земли, которые абсолютно не исследованы? Вы придёте практически в каменный век. Да, там есть такие ещё моменты, потому что когда мы приехали на остров, мы увидели потрясающую картину: три деревни было, когда был Миклухо-Маклай. 40 лет назад, когда приехала советская экспедиция, было 2 деревни, и одна из них – плантация копры, которую вместе с австралийцами они выращивали и продавали, зарабатывая деньги. Поставили там какой-то ларёк, что-то курили, что-то делали, что-то продавали. Ушли австралийцы.

Мы приезжаем – три деревни. Мы спрашиваем: «А куда? Почему вы бизнес свой бросили?». Они говорят: «А зачем? Мы поставили третью деревню, сохраняем традиции. Мы не понимаем, зачем нам эти деньги. Нам надо ехать в город, их тратить, потом платить за топливо, чтобы это всё дело делать. Если я точно так же могу поймать рыбу, точно так же у меня жена, за блюдо я получаю семью. Я не понимаю вот этой сложности. Может сразу стоит получать эндорфин от жизни? Я этому научился у них, я откровенно скажу! Перестал заниматься ерундой и сразу же начал получать эндорфин».

Александр Соколов: Давайте, наверное, будет последний вопрос.

Никита: Здравствуйте! Никита меня зовут. Скажите, пожалуйста, Миклухо-Маклай у нас оброс мифами. А какой вклад он сам привнёс в мифологию Новой Гвинеи? Может, он обзавёлся своим эпосом, не как учёный исследователь, а как герой, ведь они считали его полубогом. Есть какие-то такие данные?

Николай Миклухо-Маклай: Да, мы же брали интервью, и вы слышали, что его называли «Tamo Boro». И «человек с Луны» – «Karam Tamo». Дело в том, что эта мифология, безусловно, потихонечку уходит. Если раньше его считали действительно богом, то сейчас понимают, что это миф. Но тот миф, который был создан, в какой-то мере спас [Миклухо-Маклая]. Безусловно, это больше всего распространяется на северо-востоке острова, не по всему острову, но из продвинутых, образованных людей о нём знают достаточно многие.

Я вам должен сказать, что мы были [в Папуа-Новой Гвинее] в ноябре этого года. Небольшая книга, которую мы сейчас сделали (её можно купить на выходе), «Путешествие на Берег Маклая» – это иллюстрированное уникальное издание с рисунками Миклухо-Маклая 19 века, фотографиями с советских экспедиций и 21 веком. И вот такую же книгу мы подарили премьер-министру Папуа – Новой Гвинеи, уже на английском языке, сделанную совместно с университетом Папуа – Новой Гвинеи. Это всего лишь за год мы всё это дело продвинули. И это было очень ценным подарком, потому что на высшем уровне знают о нём как о серьёзном достаточно человеке, который внёс большой вклад в то, чтобы бороться за права [аборигенов] и за то, чтобы этих людей считали людьми. Потому что их многие не считают людьми.

Александр Соколов: Спасибо, Николай! Сейчас на экране должен появиться скетч нашей художницы, Юлии Родиной, с сюжетом на тему вашего выступления. Вам предстоит выбрать лучший вопрос. Я напомню. Были следующие вопросы:

— Будут ли есть человека, если у него русская жена?

— Сохранились ли какие-то записи о дальнейших планах Маклая?

— Были ли попытки показать наш, русский быт папуасам?

— Как папуасы и Маклай взаимодействовали, и каковы последствия?

— …и вклад Маклая в мифы папуасов.

Николай Миклухо-Маклай: Вы знаете, я всё-таки за жену. Во-первых, я не смог на него ответить, потому что не знал, как. Я надеюсь, этот вопрос останется открытым, и мы, может быть, кого-то из аудитории привезём и попробуем…

Александр Соколов: Вот берите с вопросом про жену. Значит, книга «Клятва Ганибала» уходит к автору вопроса про жену. Вам, Николай, от нас – подарки: кекс от «Гик-беккери» и пингвинопитек на динозавре.

Николай Миклухо-Маклай: Спасибо.

Александр Соколов: Спасибо большое!

Источник

Adblock
detector