Продан первый билет к Луне: Space X объявила имя космического туриста
Юсаку Маэдзава (Yusaku Maezawa) станет первым человеком на орбите спутника Земли с 1972 года. Что его ждет и сможет ли Space X сделать то, на что не решаются государственные космические агентства?
Маэдзаве 42 года, он предприниматель. Его текущее состояние оценивается в $2,9 млрд, он занимает 822-е место в мире и 18-е в Японии по размеру состояния. Свой бизнес он начал с продаж компакт-дисков, на которые записывал любимые группы. Сейчас Маэдзава владеет крупнейшим в Японии онлайн-магазином одежды Zozotown. Будущий космический турист коллекционирует предметы искусства, а также планирует построить музей.
Назад в будущее
На орбиту Луны с 1959 года уже неоднократно летали автоматические станции (роботы), а в сентябре 1968 года спутник Земли облетели черепахи, запущенные СССР с помощью ракеты «Протон». Люди добрались на орбиту Луны только в декабре 1968 года, но из-за того, что перелет происходил без посадки, Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса знают гораздо меньше Нила Армстронга. Их корабль был выведен на орбиту ракетой-носителем «Сатурн-5» грузоподъемностью 140 тонн.
Непрофессиональный астронавт на орбите Луны окажется впервые. На чем он полетит? Последний «Сатурн» стартовал в 1973 году. «Протон» не приспособлен для пилотируемых пусков. Ракет, достаточно мощных для пилотируемого полета на орбиту Луны, до этого года не было.
Как сообщила Space X, турист отправится к спутнику нашей планеты на новой ракете компании BFR, которая еще находится в разработке. Ее первая презентация наделала много шума, так как ее планируется использовать и для миссий к Марсу, и для перелетов с одной точки Земли на другую.
Потенциально облет Луны можно было бы совершить на Falcon Heavy, первый старт которой произошел в этом году. Ранее, в 2017-м, SpaceX даже объявила, что два будущих космических туриста внесли депозит за путешествие к Луне на этой ракете в пилотируемой версии корабля Dragon. Тогда полет намечался уже на 2018 год. Это вполне логичный сценарий, но даже его не удалось бы выполнить: первый запуск пилотируемого Dragon планируется только на апрель 2019 года. Но Falcon Heavy уже летала, Dragon Crew тестируется, а носитель BFR пока только проектируется.
Скорее всего, на создание и испытания BFR компании понадобится несколько лет.
Условия полета
Новый носитель SpaceX, по заявлениям компании, превзойдет «Сатурн-5» — самую мощную из всех когда-либо созданных человеком ракет — по длине: 118 метров против 111. На BFR Илон Маск возлагает надежды, которым позавидовал бы и Наполеон. Новая ракета будет состоять из разгонного блока многоразового использования и головной части (длина 55 м), имеющей носовые крылышки и хвостовое оперение для посадки в атмосфере. Полет к Земле будет проходить в горизонтальном режиме, но посадка будет на хвост.
В носовой части ракеты имеется помещение объемом 1000 м 3 в котором можно разместить до 100 человек или 100 тонн грузов. Носитель планируется использовать для полета к другим планетам, и он может стать важным звеном в колонизации Марса. Ранее сообщалась, что BFR также будет способна совершать перелеты из Лондона в Нью-Йорк за полчаса.
Облет человека вокруг Луны, даже без посадки на спутник, крайне сложное технически и затратное в финансовом плане мероприятие. От туриста оно потребует специальной физической подготовки из-за долгого пребывания в невесомости в ограниченном пространстве.
Путешествие к спутнику (около 380 000 км от Земли) и обратно займет около недели. За это время турист на борту сможет увидеть знаменитую темную сторону Луны и насладиться зрелищем земного диска целиком. При этом пролет на Луной планируется всего в 200 км от поверхности.
Финансовые мотивы
Первых туристов на орбиту отправил «Роскосмос»: в 2000-х годах на борту Международной космической станции побывали семеро непрофессионалов. Полет обходился примерно в $20 млн. В это же время Ричард Бренсон стал одним из самых известных апологетов космического туризма. Он построил космический самолет, который достигает границы Картмана (100 км, условная граница атмосферы и космоса) и запускает корабль с туристами на низкую орбиту. Планировалось, что за $200 000 туристы смогут несколько раз за полет испытать невесомость и посмотреть на Землю с высоты около 100 км. К сожалению, в 2014 году во время испытаний космический самолет SpaceShipTwo разбился, и сейчас проходит испытания следующая модель.
Знамя частной космонавтики подхватил Илон Маск, но первое время его SpaceX была сфокусирована на доставке коммерческих грузов на орбиту Земли. В настоящее время космический корабль для доставки шести туристов на орбиту также разрабатывает компания самого богатого человека на планете Джеффа Безоса Blue Origin. Он будет совершать суборбитальный полет, «прыгая» вверх и приземляясь, не сделав витка вокруг Земли. Стоимость билета также оценивается в сотни тысяч долларов.
По расчетам Business Insider, лунная программа Apollo обошлась США в $120 млрд в пересчете на нынешний курс. Технологический прогресс и имеющиеся наработки позволили Маску оценить текущие затраты на исследования и разработки в $1 млрд. Создание и запуски BFR могут значительно увеличить эту сумму, но не кардинально, хотя бы потому, что посадка на спутник пока не планируется.
Стоимость билета для лунного туриста должна быть дороже билета на МКС, но опять же не на порядок, чтобы не отпугнуть будущих клиентов. Ранее сам Илон Маск предполагал, что стоимость билета на орбиту спутника Земли будет примерно равна расходам NASA на доставку астронавтов на МКС (американцы платили Роскосмосу около $70 млн за каждого человека).
Но BFR гораздо более мощная ракета, поэтому и ее запуск должен быть дороже Falcon Heavy. Это также может сказаться на ценнике окололунного путешествия. С другой стороны, прибыль на первом этапе не так важна. Успешный запуск Falcon Heavy принес компании новые контракты и сделал Маска героем месяца. Несложно представить, как рынок отреагирует на первый в истории полет человека к Луне на ракете, разработанной частной компанией.
Труднее оценить риски. Помимо денег, Маск в случае неудачи рискует собственной репутацией. После истории со спасением детей из пещеры в Таиланде, когда глава SpaceX пренебрежительно отозвался о руководителе спасательной экспедиции, предположительного употребления марихуаны в радиоэфире и проблем другой его компании, Tesla, Маск нуждается в восстановлении репутации.
Тревожно, что Илон Маск опять сдвигает сроки. На Falcon Heavy этот полет мог состояться раньше. Теперь мы узнаем, была ли BFR уловкой, чтобы отодвинуть срок выполнения обещания, или началом новой эры космического туризма.
Источник
Илон Маск и его конкуренты: 3 компании, которые уже в ближайшие годы начнут доставлять туристов в космос
Предыстория: почему туристы в космос летали-летали, а затем перестали
Первым туристом в космосе стал американский миллионер Деннис Тито, побывавший на МКС еще в 2001 году. За ним последовали еще шесть американцев и один канадец. Все они, что характерно, летали на борту кораблей «Союз» «Роскосмоса».
Дело тут не только в относительно высокой безопасности «Союзов» (последняя гибель людей на борту этого типа кораблей случилась в 1971 году, а их американской альтернативы, шаттлов, — в 1986 и 2003 годах). Более важным был коммерческий фактор. Пуск российского космического корабля стоил десятки миллионов долларов, поэтому тот же Тито заплатил «всего» $20 миллионов за попадание на орбитальную станцию. Один пуск американских шаттлов стоил уже $1,5 миллиарда: туристов, достаточно богатых для такого транспорта, найти слишком сложно.
Но уже с 2009 года даже «Роскосмос» потерял возможность доставлять туристов за пределы земной атмосферы. Причем не по своей вине: случилось это из-за свертывания программы шаттлов на стороне США. Штаты отказались от них из-за их очевидной небезопасности для астронавтов: всего за время программы Space Shuttle на американских космических «челноках» погибло 14 человек — в несколько раз больше , чем на всех остальных средствах для полетов в космос, вместе взятых.
В результате отказа США от шаттлов (а других пилотируемых средств для космических полетов NASA пока не имеет) российские «Союзы» оказались вообще единственным средством доставки людей на МКС. От этого «лишние» места для космических туристов в них исчезли — все заняли профессиональные астронавты.
И вот уже десять лет космического туризма просто нет.
Boeing и «Роскосмос»
Разумеется, в США не сидели сложа руки — NASA запустили программу Commercial Crew Development, нацеленную на создание коммерческих средств доставки американских астронавтов на МКС. Один из участников этой коммерческой программы — компания Boeing. Планируется, что она будет доставлять на станцию людей на борту корабля CST-100 Starliner . Этот корабль выводится на орбиту ракетой Atlas 5, произведенной United Launch Alliance (ракета — это результат партнерства Lockheed Martin Corp и Boeing). Двигатель ракеты — РД-180 российского производства.
Производитель CST-100 Starliner заранее договорился с NASA, что получит право возить с собой по одному туристу на один полет к МКС. Новый корабль при массе 13 тонн и диаметре 4,56 метра для этого достаточно вместителен. Если «Союз», спроектированный в 1960-х годах, имеет всего 6,5 кубометра герметичного жилого объема и может везти только троих, то Starliner располагает 11 кубометрами и рассчитан на семерых членов экипажа.
Стоимость новой услуги пока не называют, но уже указывают, что она будет сравнима с аналогичным предложением от «Роскосмоса». С первого полета Денниса Тито прошло много лет, поэтому российский ценник для космотуриста вырос: ориентировочно он будет не ниже $60−80 миллионов. Россия, кстати, тоже опять получит доступ к рынку космического туризма, как только появится альтернативное средство доставки людей на МКС, и «Союзы» смогут уменьшить загрузку космонавтами и астронавтами, освободив место для обычных пассажиров.
Таким образом, «Роскосмос» и Boeing получат возможность возить частных клиентов в космос примерно одновременно — в 2020 году (тогда состоится первый пилотируемый пуск Starliner). Первый беспилотный запуск корабля случится уже 20 декабря 2019 года. Если он окажется штатным, за ним последует и первый пилотируемый полет в 2020 году.
Зачем владелец Amazon хочет стать туроператором?
И все же надо понимать: Starliner будет проектом, эксплуатирующим то, что уже создано для нетуристической, «государственной» космонавтики. Этот корабль сделан для NASA, и туристы здесь — лишь способ немного подзаработать. Если не будет полетов к МКС — никто на нем ради туристов никуда не полетит, потому что стоимость одного пуска одноразовой ракеты Atlas 5 слишком велика, чтобы оправдать ее одной продажей турпутевок на орбиту.
Куда перспективнее здесь выглядит компания Blue Origin. Ее основал — еще в 2000 году — Джефф Безос, владелец Amazon. Не следует думать, что это просто хобби для одного из крупнейших бизнесменов планеты. Сам Безос называет Blue Origin своим «самым важным делом» — и чтобы профинансировать его, он ежегодно продает акций Amazon на миллиард долларов.
На сегодня компания провела уже 12 тестовых беспилотных запусков своей ракеты New Shepard, оснащенной двигателями BE-3 собственной разработки. Это одноступенчатая ракета, садящаяся на хвост. Отсутствие второй ступени не дает ей выводить капсулу-корабль для пассажиров на высоту более 106 километров, но границей космического пространства (она же линия Кармана) считается 100-километровая отметка. Поэтому носитель Blue Origin — самая настоящая, хотя и суборбитальная ракета для полетов в космос.
Суборбитальными называют такие носители, которые не могут вывести космический корабль на устойчивую орбиту вокруг Земли: они способны только на несколько минут «повиснуть» в ближнем космосе, а потом начнут неизбежное снижение на Землю. Именно такими будут полеты туристов на New Shepard. Корабль, доставляемый в космос этой ракетой, имеет объем герметичного пространства 15 кубометров. Это позволит разместить там шесть человек без каких-либо неудобств. Тем более что суборбитальный полет будет длиться лишь десять минут, а не многие часы или даже сутки, как при рейсе на МКС.
Очередные испытания New Shepard успешно прошли 11 декабря 2019 года: корабль поднялся на высоту 104,9 километра, продемонстрировав безупречную работу всех систем. На высоте ракета и корабль разделились. Затем последний спустился на парашютах до поверхности планеты и перед самой посадкой включил твердотопливные малогабаритные ракетные двигатели — для смягчения удара при приземлении. Ракета же, как обычно, мягко села на собственных двигателях, не используя парашюты.
Безос планирует провести первый пилотируемый пуск New Shepard уже в 2020 году . Это значит, что он и Boeing идут «ноздря в ноздрю», и пока трудно точно сказать, кто из них сможет доставить туристов в космос первым.
Одно ясно уже сейчас: в случае успеха туристической программы Blue Origin она сможет пропустить через себя куда больше частных клиентов. Дело в том, что ее ракета для суборбитальных полетов — полностью многоразовая, а вот Atlas 5, которую планирует использовать Boeing, — одноразовая. Само собой, стоимость их миссий будет различаться во много раз. Поэтому полеты на New Shepard будут заметно дешевле, чем в Starliner от Boeing (а значит, и дешевле российского предложения).
И конечно, Илон Маск
Хотя именно два проекта, описанных выше, первыми доставят туристов в космос, рассказ о нарождающейся отрасли был бы неполон без описания планов третьего игрока. SpaceX, лицом и евангелистом которой стал небезызвестный Илон Маск, уже испытывает полетами прототипы Starship — огромной двухступенчатой ракеты. Ее финальная версия будет иметь массу сильно больше 4000 тонн, что сделает корабль крупнейшим из когда-либо строившихся человечеством носителем. Внутренний герметичный объем его корабля (он интегрирован во вторую ступень Starship) составит около 1000 кубических метров — в десятки раз больше любой капсулы для туристов, создаваемой конкурентами. Это даже больше, чем у целой МКС.
SpaceX нужны деньги, чтобы отбить разработку такой колоссальной системы. Собственно, Маск уже договорился с японским миллиардером Юсаку Маэдзавой о том, что тот станет первым в истории космическим туристом, облетевшим Луну. Полет продлится не менее шести дней и — если он состоится — будет заслуживать звания самого эпического случая туризма во всей истории. Японец собирается взять с собой несколько художников, которые, как предполагается, создадут в пути какие-то новые произведения искусства (проект #dearMoon ).
Большой проблемой проекта ожидаемо оказался его колоссальный размах. Публично его стоимость никто не озвучивал, но речь в любом случае идет о многих миллиардах долларов. Часть из расходов на создание носителя будет покрыта за счет туризма, но какая — пока тоже не вполне ясно: например, ни Маск, ни Маэдзава не раскрывают сумму, которую японский миллиардер внес за свой будущий полет вокруг Луны. Метановый двигатель Raptor для Starship уже создан и испытан, и первые прототипы корабля уже показали на нем взлет и мягкую посадку. Но в проекте очень много нового и необычного: корпус из нержавеющей стали, торможение корабля в атмосфере никогда ранее не применявшимся способом (разворотом поперек воздушного потока) и многое, многое другое. В нем даже горючее такое, что никогда ранее не использовалось: жидкий метан.
В теории все это очень неплохо смотрится. Метан при сгорании не дает сажи, из-за чего Starship можно будет эксплуатировать сотню пусков подряд без ремонта (SpaceX надеется даже на многие сотни пусков подряд), — если все получится, носитель, несмотря на огромные размеры, будет в конечном итоге дешевле одноразовых ракет. Нержавеющая сталь имеет при низких температурах прочность выше, чем у современных космических кораблей.
Но все эти новшества также подразумевают, что испытывать и доводить новый корабль для туристов придется дольше обычного.
Наконец, SpaceX — да и никто другой в мире — пока не имеет опыта создания систем жизнеобеспечения для такого огромного корабля. Только система поддержания пригодного для дыхания воздуха в объеме тысячи кубометров — уже большая сложность. Илон Маск рассчитывает, что полет Маэдзавы, этот самый амбициозный случай туризма в истории, состоится уже в 2023 году. Но не стоит удивляться, если это случится на год-два позже: в конце концов, для этого надо будет ни много ни мало построить и тщательно испытать самый большой космический корабль в истории Земли.
Источник