Меню

Композитор который писал про космос

Доклад: «Отражение темы космоса в музыке».

Цель работы:показать отражение данной темы в музыке , а также рассказать о том , как она повлияла на творчество русских композиторов серебряного века и музыкальных групп 70-90-х годов 20 века.

Скачать:

Вложение Размер
Отражение темы космоса в музыке 33.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Отражение темы космоса в музыке»

Введение……………………………………………………………………………. 4
Музыкальный космизм в России. 5

Музыкальные коллективы, обращающиеся к теме космоса. 8

Список использованных ресурсов. 12

Рассуждениям на космические темы в наше время уделяется пристальное внимание. Космосу посвящены научно – исследовательские труды, научно–популярные произведения, а так же художественные работы (произведения литературы, кинематографии, изобразительного искусства и музыки). Платон говорил: «Астрономия заставляет душу смотреть вверх и ведет нас из этого мира в другой». Ну, а что же, как ни музыка, заставляет человека задуматься, окунуться в нечто иное, нежели просто воспоминания?

Тема космоса – это вечная тема в музыке. В творчестве разных эпох обретает свои образы и имеет определённые средства художественной выразительности, свой музыкальный язык, понятный и востребованный в данный исторический период. Моя цель – показать отражение данной темы в музыке, а также рассказать о том, как она повлияла на творчество русских композиторов серебряного века и музыкальных групп 70-90-х годов XX века, когда начали появляться шоу – программы, наполненные спецэффектами и стилизованными костюмами на космические темы. В своей работе я обращаюсь к самым ярким примерам, а именно к творчеству А.Н.Скрябина, композитора серебряного века и проанализирую творческий путь музыкальных групп 70-90х годов.

«Музыка — самое божественное и духовное из всех искусств».

(Письма Махатм. Избранные письма 1880-1885, Письмо XXII)

Музыка. Такая земная и неземная. Музыка — словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце — сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе — мелодию разлуки.

В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», — так утверждали древние мудрецы.

Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение: «музыка — наука о хорошей гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Действительно, Пифагор свидетельствует, что этот мир основан посредством музыки и может управляться ею».

Платон, великий Учитель древности и последователь Учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Философ очень серьезно относился к подбору мелодий для прослушивания населением.

Итак, Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка — отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Так утверждают древние трактаты.

Музыкальный космизм в России

Вершиной музыкального выражения русского космизма является конец XIX – начало ХХ века. На общем фоне слома мировоззрения появились русские композиторы – космисты, которые своими музыкальными и научно-публицистическими произведениями утверждали идеи музыкального космоса. Эти идеи высказывались как самими композиторами, так и философами.

Проблемное поле выдающихся русских композиторов ХХ в. – Скрябина, Рахманинова, Прокофьева и др. – было задано философской мыслью, особенно философией всеединства В. С. Соловьева, которая выводила их на проблемы космизма. Идеи положительного единства, синтетический метод познания оказались близки отечественным композиторам. Пример — произведение Ивана Вышнеградского «День Бытия». Бесконечность мира, мысль о всеединстве сущего была для символико-космистов и романтической мечтой, и восторгом, и философской доктриной, духовным отцом которой был В. Соловьев. Многих творцов рубежа ХIХ-ХХ веков (В. Соловьев, Е. Трубецкой, А. Н. Скрябин) объединяла космическая тема: солнце, звезды, луна, небесная лазурь — для них есть символы божественного света, способные преодолевать время и суету. Но наряду с ренессансным ощущением в музыкальной культуре серебряного века ярко проявилась острота переживаний. Во многих сочинениях композиторов — космистов реализуется неистовый порыв и сковывающая сила молчания, небытия. Для всех художников — космистов было свойственно чувство бесконечности, таинственной непостижимости бытия.

Таким образом, рубеж ХХ столетия был отмечен как период активной художественно — эстетической деятельности: поэты и музыканты, философы и живописцы, единые в своем устремлении поиска иной реальности. Диапазон воплощения тенденций эпохи «простирался» от тончайшей нюансировки в миниатюрных формах (романсы С. Рахманинова опус 38) до космической масштабности в крупных сочинениях (кантата С. Прокофьев «Семеро их»). Космический такт объемлет в себе все, от биения сердца до космической музыки сфер. Космос человеческой души — уподобляется Космосу Вселенной. Символ пронизывает эпоху. Поскольку именно музыка наиболее полно выражает символ, все композиторы — космисты явились выразителями идей, укладывающихся в рамки космизма: образы бесконечности (девятая соната А. Скрябина), образы Космоса (Четвертая соната А. Скрябина).

У русских космистов, представителем которых был также и А. Н. Скрябин, возникает новый взгляд на человека как на субъект космической эволюции. Вершин ее достигает не отдельный человек, а соборная совокупность сознательных существ, всего человечества, в единстве всех поколений. Космический процесс представляется композитору неповторимым, когда Вселенная совершает лишь один цикл: она родилась из Ничто и стремится к своей последней цели — Абсолютному бытию. Искусство звуков в скрябинском понимании представляет собой не просто «новое описание» мира, а некую глобальную Реальность, в объеме которой физическая вселенная занимает только часть. При этом музыкальное произведение является своего рода «тоннелем» в космическое пространство звездных миров. Во многих сочинениях Скрябина, сочетание миниатюрной формы, стремительного темпа создает впечатление полета, самоутверждения духа, а выставленные в конце произведения паузы, предоставляют возможность домыслить образ, почувствовать его бесконечную перспективу. Таким образом, осуществляется выход за рамки реального, физического времени; паузы воспринимаются как «шлейф» от пролетевшей кометы. Четвертая соната композитора являет нам посредством музыкальных структур Вечный Космос, бесконечную Вселенную, которые запечатлены в неизменности главной темы — темы Звезды.

Ярким примером космизма в музыке служит творчество великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. В своей четырнадцатой опере «Сказание о невидимом граде Китеже» (1904), он вновь творит глобальную картину мира, основой которой выступает мифологическая поэтика. Любимый инструмент композитора — хор, как лучшее самораскрытие Соборной Души, когда она осуществляет высшую форму творчества — духовное делание. Таким образом, через хоровое воплощение соборного «мы».

Давайте рассмотрим примеры творческого пути музыкальных коллективов, особенно популярных в этот период, которые обращались к теме космоса.

Источник

12 песен о космосе

Предлагаем читателям отметить 60-летие первого полета человека в космос с музыкой. Причем соблюдая космический паритет

1. Владимир Трошин. «Заправлены в планшеты космические карты…»

Владимир Войнович справедливо запомнился нам как сатирик и обличитель, но начинал он с поэзии, причем романтической. Написанное в 1960 году, еще до полета Гагарина, стихотворение с оптимистическим названием «Я верю, друзья» — более известное как «Заправлены в планшеты космические карты» — стало с музыкой Оскара Фельцмана неофициальным гимном отряда космонавтов. А строка «Давайте-ка, ребята, закурим перед стартом. «, которую потом пришлось переделывать, показывает, что космонавты воспринимались тогда как элитные летчики. Что оказалось справедливым: первый отряд действительно был набран из истребительной авиации.

2. Лев Лещенко. «Притяженье земли» («Мы дети галактики…»)

Космическую во всех смыслах поэзию Роберта Рождественского, озвученную Давидом Тухмановым, можно считать нашим ответом бездуховным «Звездным войнам» с их настойчивым рефреном «Однажды в далекой галактике»: оно, конечно, мы дети галактики, но самое главное — мы дети твои, дорогая Земля!

3. Владимир Трошин. «И на Марсе будут яблони цвести»

Песня Вано Мурадели на стихи Евгения Долматовского из фильма 63-го года отражает бесхитростный энтузиазм начала 60-х. Вот, пожалуй, и всё, что можно про нее сейчас сказать.

4. Владимир Высоцкий. «В далёком созвездии Тау Кита»

А вот эта песня устроена куда сложнее — как и всё творчество Высоцкого. Под нарочито яркими научно-фантастическими обертками таится притча и даже сатира отнюдь не на далекое будущее. Как и в фильме «Кин-Дза-Дза!, нарезками из недавнего анимационного римейка которого проиллюстрирована здесь песня 68-го года.

5. Юрий Гуляев. «Знаете, каким он парнем был…»

В 1968 году, после нелепой и неожиданный гибели Гагарина советская идеологическая машина столкнулась с беспрецедентной задачей: создать оптимистический реквием. И творческая чета Пахмутова-Добронравов с честью эту деликатную задачу выполнила, создав песенную сюиту «Созвездие Гагарина». Из которой по праву чаще всего вспоминают именно этот номер.

6. «Земляне». «Трава у дома»

Порождение совсем другой эпохи и звучит по-другому. В песне Анатолия Поперечного и Владимира Мигули вроде всё правильно — и слова, и гармония, но само сочетание строгих костюмов и роскошной лед-зеппелиновской двушеей гитары на ролике и «правильных слов» с космическим саундом и рòковой вокальной подачей создает ощущение легкого абсурда и маразма. Еще усиленное строкой про зеленую, зеленую траву, которую обожали повторять советские неформалы, вкладывая в нее одним им понятный смысл. В 2009 году «Роскосмос» объявил песню советского ВИА «Гимном российской космонавтики». Но это уже другая история.

7. David Bowie. «Space oddity» (итальянская версия из фильма «Ты и я» («Lo e te») Бернардо Бертолуччи)

После публикации самого дорогого в мире рекламного ролика Илона Маска за этой песней 1969 года окончательно закрепилось звание самого-самого главного гимна величию космоса и героизму его покорителей. Но еще до запуска Falcon Heavy с усаженным в красный спортивный автомобиль манекеном на борту новаторская песня артиста-новатора была гиперпопулярна. Впрочем, лишь после выхода фильма Бернардо Бертолуччи «Ты и я» (2012) все как бы вспомнили, что не боящийся идти против течения Боуи сразу записал итальянскую версию (кстати, практически без акцента) — в которой ничего не говорится о космосе и очень много — об одиночестве.

8. Pink Floyd. «The Great Gig in the Sky»

В знаменитом экстатическом вокализе Клэр Торри о чем-то необыкновенным в небе, скажем прямо, ничего не говорится про космос и космонавтов (и вообще ничего не говорится словами), — но мимо альбома «Обратная сторона Луны» мы пройти, конечно, не можем. Тем более что увидело эту самую обратную сторону человечество впервые благодаря как раз советским лунным спутникам, начиная с «Луны-3», запущенной аж в 1959 году.

9. Deep Purple. «Space truckin’»

Завершающий трек альбома «Machine head», оставшийся на студийной записи в тени таких народных суперхитов, как «Smoke on the Water» и «Highway Star», но «отыгравшийся» — в прямом смысле — на живых концертах, где технически подкованные хард-рокеры вытягивали его в продолжительную изощренную сюиту, прямо намекающую на длительность и сложность космического путешествия от Луны на Марс и Венеру и далее по всему Млечному пути.

10. ELO. «Ticket To The Moon»

В противоположность неистовым рыцарям «тяжеляка», для лидера успешного поп-проекта «Electric Light Orchestra» Джеффа Линна полет на Луну — романтическая метафора «воспарить над суетой». В тексте песни нигде не говорится прямо, но совершенно понятно: билет предполагается купить только в один конец.

11. Peter Schilling. «Völlig Losgelöst»

Еще один «Майор Том» — на сей раз немецкий. В сериале «Deutschland 83» звучит композиция Петера Шиллинга «Major Tom» (немецкая версия «Völlig Losgelöst»). С песней Боуи, слава Богу, ничего общего она не имеет, но видеоролик не оставляет сомнений в перекличке сюжетов.

12. Europe. «Final Countdown»

Лебединая песня холодной войны, если можно так выразиться, — «Последний отсчет» гривастых шведов, старательно отрабатывающих все фишки вконец опопсевшего к 1986 году хэви-глэм-рока. Текст песни, между тем не так примитивен: под «последним отсчетом» понимаются не только последние секунды перед стартом космической ракеты, но и последние секунды нашей планеты — единого для всех космического корабля, если члены его экипажа из разных отсеков не договорятся между собой.

Превращение космических полетов в рутину, а главное — появление интернета и мощных бытовых компьютеров, открывшие новые немыслимые миры виртуальных пространств, перетянули интерес поэтов и музыкантов. Но если планам пилотируемым полетов на Луну и на Марс суждено реализоваться, это наверняка подстегнет их вдохновение.

Источник

Космос в музыке: топ лучших композиций ко Дню Космонавтики

История музыки как таковой уходит корнями далеко в прошлое, за несколько тысяч лет до нашей эры. Она развивалась, как развивалась и человеческая история. Она была вдохновением, а бывало и создавалась под впечатлением от чего-то нового или необычного. Чем быстрее двигался прогресс, тем быстрее развивалась музыка. Этот процесс продолжается до сих пор, и не за горами тот момент, когда наступит сингулярность. Каждое новое открытие находит отражение в искусстве, в большей или меньшей степени. В данном контексте мы решили разобраться, насколько большую роль играет космос в музыке.

Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года» (англ. 2001: A Space Odyssey)

Еще в античной Греции философы и ученые выяснили, что все космические объекты движутся по определенным правилам, которые можно описать математическими формулами. Они верили, что если эти уравнения перевести в ноты, то получится идеальная композиция. Эту идею продвигали и другие ученые в разные эпохи. Но вселенная находила отражение не только в структуре песен и композиций. Во времена расцвета классики названия вальсов, симфоний, сюит, арий и прочих произведений зачастую носили названия, навеянные звездами, созвездиями, планетами, солнцем. Бывало, что сами произведения писались под вдохновением красоты ночного неба или лунного сияния.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков литература наполнялась научно-популярной беллетристикой о путешествиях в другие галактики и о пришельцах, что находило свой отклик и в других сферах искусства. Но настоящий скачок был сделан во второй половине двадцатого века, когда были совершены главные достижения в исследовании внеземного пространства – запущен первый искусственный спутник, первый запуск человека на орбиту, первый выход в открытый космос и лунные экспедиции. Эти события стали сенсацией, пошатнувшей все сферы нашей жизни, в том числе и искусство. Они оставили настолько сильный отпечаток в популярной культуре, что под их влиянием до сих пор появляются новые произведения. Дошло до того, что сама популярная культура конца прошлого века становится вдохновением для нынешнего поколения.

Мы остановимся на самых интересных людях, композициях и моментах истории, наиболее ярко проявляющих космос в музыке.

Первой по-настоящему популярной песней о космосе стала Across The Universe группы The Beatles 1969 года. Однажды Леннон признался, что это его самая поэтичная песня. В ней нет чистого научно-фантастического подхода. Космос здесь символ бесконечности (во многих песнях космосу отведена именно эта роль), в то время как сама песня о чувствах и переживаниях. А написана она под влиянием традиционной индийской медитации, поэтому там встречается мантра «Джай Гурудева Ом» и такие слова как сознание, волна, поток. В звуке четко угадываются исконные индийские инструменты.

Elton John – Rocket Man

В песне 1972 года Rocket Man Элтона Джона речь идет о космонавте, который делится эмоциями, сопровождающими его во время полета. Это грусть, тоска, сожаление о том, что ему пришлось расстаться с близкими людьми. А еще это страх того, что домой он вернется другим человеком и семья его не узнает.

Также стоит отметить песню Deep Purple – Space Truckin, в которой поется о веселом времяпрепровождении в компании друзей. Но всё это в контексте вселенной: вместо машины – комета, вместо дороги – Млечный Путь, а инопланетяне – классные чуваки, с которыми можно потусить. Вероятно, это самая веселая песня, которую стоит послушать в День Космонавтики.

David Bowie

Особняком во всей тематике стоит творчество Дэвида Боуи. Если у всех исполнителей есть одна или несколько песен, посвященных миру вне Земли, то у этого певца всё творчество пронизано песнями, фильмами, клипами и образами, вдохновленными космосом. Более того, именно этот образ стал главной фишкой артиста, сделав его иконой индустрии. Space Oddity, Moonage Daydream, Ziggy Stardust, Lady Stardust, Starman, Life On Mars?, Ashes to Ashes, Hallo Spaceboy это лишь некоторые композиции на тему галактических путешествий, звезд и планет. Образ Дэвида Боуи настолько плотно засел в головах людей, что многие действительно считали его посланником с другой планеты, а другие очень хотели так считать.

Еще один первопроходец индустрии – немецкая группа Tangerine Dream, выпустившая альбом Zeit в 1976 году. Это первый Dark Ambient альбом. В нем всего четыре трека, но каждый из них содержит весь холод, страх и опасность, которые таятся в черном безжизненном пространстве. В том же году греческий композитор Vangelis выпустил альбом Albedo 0.39, вдохновленный чистой физикой. Это тоже эмбиент, но более динамичный и богатый, напоминающий о том, что наука может быть интересной. Эти два альбома можно назвать первыми и главными работами по описанию технической и научной сторон изучения космоса – в одной – звук вселенной, в другой – звук её покорения.

Обложка альбома The Dark Side Of The Moon

The Dark Side of the Moon группы Pink Floyd тоже стала знаковой работой в истории не только космоса в музыке, но и во всей музыкальной индустрии. Это второй по продажам альбом в истории звукозаписи, уступивший первенство только Триллеру Джексона. Он держался в альбомных чартах всего мира несколько лет подряд, получив при этом огромное число наград, в том числе и за технику записи. В 1973 году это был самый высокотехнологичный альбом. При его создании использовались мультитрекинг, аналоговый синтезатор, эффекты с магнитными записями и другие методы, большинство из которых придумывались уже в процессе. Несмотря на концепцию, вписывающуюся в земную жизнь, альбом назван The Dark Side Of The Moon, давая понять, насколько сильное давление производит на человека окружающий мир. Это один из первых и точно самый яркий пример того, как космические метафоры могут повлиять на восприятие не только одной песни, но и всего альбома. Именно он дал ориентир многим более поздним исполнителям, сдвинув в сторону прогресса целый пласт земной культуры.

Дальше отойдем от глубокого погружения в тайны звуков и вернемся к более или менее земной популярной культуре. Практически у каждой уважающей себя группы есть несколько песен посвященных полетам и путешествиям: The Killers – Spaceman – о встрече с пришельцами, Moby – We Are All Made of Stars о необычной человеческой сущности, Modest Mouse – Space Travel Is Boring о скуке во время межпланетных перелетов, R.E.M. – Man on the Moon об имитации полета на Луну, Babylon Zoo – Spaceman о космосе, как единственном пути спасения от загнивающего мира, Portishead – Wandering Star как пример сравнения своих чувств с черной космической пустотой. Подобных песен очень много, и мы не будем перечислять все.

Muse – Sing For Absolution

Пожалуй, самой «космической» группой из всей современной музыкальной индустрии является Muse. Они не пишут лирику о межгалактических полетах, но активно используют образы бесконечности, черных дыр и звезд в своих песнях, чтобы придать чувствам и эмоциям вселенские масштабы. Sunburn, Space Dementia, Darkshines, Sing for Absolution, Starlight, Supermasive Black Hole являются лучшими примерами того, как сделать из мухи слона апокалиптических размеров. Именно частое использование этих образов (а вдобавок обложки альбомов, тематические клипы и мощнейшие живые сеты) закрепили за Muse репутацию группы, масштабам которой не хватит и стадиона.

Теперь перейдем к отечественной эстраде. Для русского человека космос в музыке играет такую же роль, как Великая отечественная война в кино. Именно нам принадлежит большая часть заслуг в его изучении. Неудивительно, что полет Гагарина нашими артистами воспринимается несколько иначе – это не только достижение, но и гордость. Причем гордость эта характерна не столько для народа в целом, сколько для каждого человека в отдельности, она у каждого своя, личная, практически интимная. Космонавт всегда воспринимался как герой, а в детстве каждый в какой-то момент хотел им стать. Да что там, многие до сих пор мечтают.

Гимн космонавтов, написанный в 1961 году еще до полета Гагарина, стал первой советской песней о космосе. Однако настоящим талисманом космонавтов стала «Надежда» Анны Герман, которую включают перед каждым стартом. Эта песни стала гораздо ближе русскому сердцу, чем все западные аналоги, буквально отпечатавшись в ДНК. Мы до сих пор с теплотой слушаем душевную поэтичную лирику, родившись при этом на несколько десятков лет позже. Вероятно, эта песня напоминает нам рассказы родителей о прежних временах, когда и люди и ценности были другими.

Было еще много хороших песен, посвященных космосу: Запевала Звездных Дорог, Притяженье Земли, Девушку Чайкой зовут, Знаете, каким он парнем был, И на Марсе будут яблони цвести. Но самая знаменитая – Трава у дома группы Земляне, написанная ко Дню Космонавтики 1982 года. Она была настоящим хитом, став лауреатом всесоюзного конкурса Песня-83. А в 2010 году ей был официально присвоен общественный статус первого гимна российской космонавтики.

Также отметим Эдуарда Артемьева – советского и российского композитора, народного артиста России. Он написал поистине завораживающий саундтрек к фильму с космической тематикой Солярис Андрея Тарковского.

Если перейти к постсоветской музыке, то на ум приходят: Найк Борзов – Верхом на звезде, Мумий Тролль – Доброе утро, планета, Инопланетный гость, Смысловые Галлюцинации – Звезды 3000 (кстати 2016 – последний год существования группы, и он пройдет под девизом Космос Наш), Кванты – Космос. Песня Ундервуд – Гагарин, я Вас любила – это практически космический гимн начала нулевых. Еще кое-что можно найти в нашем праздничном утреннем плейлисте. И это лишь малая часть песен наших соотечественников о космосе.

Отдельно хочется упомянуть группы, ставшие порождением самой поп-культуры, а конкретно – Kim and Buran. Их расслабляющий ретро-вейв мог бы легко стать саундтреком к советским мультикам о космосе, таким как Тайна третьей планеты. Это добрая и бодрая музыка с обилием синт-эффектов, возникшая под влиянием ностальгии по давно ушедшим временам. Недавно группа выпустила новый альбом, о котором мы уже писали.

Обложка альбома Kim & Buran – Orbita

Подводя итог, скажем, что в данной статье мы рассказали лишь о маленькой доле музыки, затрагивающей тему космоса, но постарались поведать о самых интересных моментах и песнях. Таким образом, можно увидеть, насколько сильный след в популярной культуре оставили научные открытия и достижения. Космос в музыке и в искусстве в целом необъятен настолько же, как и в реальной жизни.

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Читайте также:  Семипалатинский ядерный полигон с космоса
Adblock
detector