План рассказа Кладовая солнца Пришвина
Краткое содержание сказки-были «Кладовая солнца»:
Во всех болотах скрыто большое богатство. Болота сохраняют остатки погибших растений. В них накапливается торф, пропитанный энергией солнца. Поэтому болота можно назвать «кладовыми солнца». И наша история случилась вблизи Блудова болота.
В одном из деревенских домов жили сироты брат и сестра. Насте было двенадцать, а Митраше – десять. Настя была высокой и с веснушками. А Митраша невелик ростом, но плотный и сильный. Когда дети осиротели, им помогали соседи. А после дети начали самостоятельно вести хозяйство.
Наступила весна, и дети пошли за клюквой на болото. Митраша взял ружьё и компас, а Настя корзину с едой. Дети знали от родителей, что в Блудовом болоте есть замечательная поляна, на которой много ягоды. И ребята приняли решение пойти именно туда.
Отправились в дорогу ребята ранним утром. Да спорить начали брат с сестрой: какой тропой пойти. Митраша хотел пойти северной тропой, по которой не решались ходить люди. А Настя спорила за более безопасный путь. Поссорились ребята, и каждый пошёл так, как считал правильным.
Недалеко от развилки начала выть от тоски собака Травка. Её хозяин умер, и она жила сама по себе. Услышал этот вой Серый Помещик – самый страшный волк. Но тут Травка побежала за зайцем, но почувствовала людской запах. По этому следу она и помчалась.
И вот Митрашё тропа привела к Слепой елани. Мальчик захотел сократить путь, потому что видел прекрасную поляну. Но он не знал, что это самое опасное место болота. Митраша зашёл уже довольно далеко, как болото его засосало. Не прошло и секунды, как провалился мальчик по самый пояс. Настя кричала брату, он отзывался, но сестра его не слышала.
Девочка всё ещё шла своей дорогой и увидела много клюквы. Она совершенно забыла про брата и принялась собирать ягоду. Вспомнила она про Митрашу лишь вечером. Тут Настя увидела Травку. Собака вновь побежала за зайцем и прибежала на Слепую елань.
Мальчик увидел собаку и быстро придумал план спасения. Он позвал Травку, собака доверчиво подошла к Митраше. Он схватил Травку за лапы, собака дёрнулась и вытащила его из болота.
Митраша был слишком голоден и собирался застрелить зайца, как неподалёку увидел волка. Набрался смелости мальчик, выстрелил и убил Серого Помещика. На громкий звук примчалась Настя. Детям пришлось ночевать на болоте, а с рассветом они вернулись в деревню с целой корзиной клюквы и всем рассказали про волка. Не все верили. Но потом люди пошли на болото и принесли тело волка.
Считали Митрашу после этого героем. Мальчик уже вырос, а Настя чувствовала вину за то, что забыла о брате. Всю ягоду ребята отдали детям, которые были во время войны в Ленинграде.
Также читают:
Картинка к сочинению план рассказа Кладовая солнца
Популярные сегодня темы
Заканчиваются холода, наступает тот миг, когда все живое наконец-то просыпается и готовится вдохнуть теплый воздух. Первые ростки начинают шевелиться. Ветви берез потихоньку сбрасывают с себя ледяные оковы.
Эпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями
Дисциплина, пожалуй, одно из тех слов, которые так часто могут употреблять учителя в разговорах со своими учениками, напоминая им о том, как надо себя вести, или родители, когда говорят
«Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году». «Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне»
Образ главного героя не имел прототипа и был собирательным. Возможно поэтому каждый читатель может в каких-то моментах узнать себя или кого-то из знакомых.
Источник
Урок : Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». работа с текстом
Поделись впечатлением — Какое впечатление возникло после прочтения сказки-были? -Какие эпизоды больше всего поразили, пробудили в их душе волнение и чувство сопереживания?
Композиция – построение произведения. Экспозиция ( обрисовка положения действующих лиц, в которм они находятся до начала действия), 1. завязка (событие, знаменующее начало развития действия), 2.развитие действия (система событий, подводящих к кульминации, кульминация (момент наивысшего действия), 3.развязка ( один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении)
Сказка-быль Пришвин сам определил жанр своего произведения – сказка-быль. Что это такое? — Где и когда происходит действие, похожа ли «Кладовая солнца» на настоящую сказку? Есть ли в ней зачин? Вспомним, из каких частей состоит сказка, чем она отличается от рассказа.
Композиция сказки: 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”). 2. Основная часть 3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”). Особенность сказки троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. присказки: «и я там был Стали они жить-поживать и добра наживать» постоянные эпитеты мотив «запрета», переход границы в «чужой мир» (нарушение запрета), испытание, возвращение домой.
Работа в группах Задание: 1 ряд называет сказочные мотивы, 2 ряд – черты реалистического повествования, 3 ряд обсудит, почему писатель соединил сказочное и реальное в произведении. Что он хотел сказать людям? Внимание: подсказка
Смысл названия произведения сказка-быль Сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Отметим и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит: «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. В «Кладовой солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования — они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста»
сказка – это повествование, основанное на вымысле. сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать. присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон. есть предмет-помощник – это компас. природа предостерегает о приближении опасности (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата. добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно. название болота – Блудово – от слова «заблуждаться», «скитаться в поисках истины». Так и наши герои искали и нашли истину, преодолев все испытания этого враждебного человеку места. поучительный смысл «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»: надо жить дружно, заботиться друг о друге. Самая большая правда «есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эту правду герои поняли в конце своего пути-испытания.
Быль – это история о том, что действительно было. В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей. Называет реально существующий город Переяславль-Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи. В простой и ясной форме Пришвин рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях: «Солнце отдает свое тепло растениям, умершие и упавшие в болото, они скапливают эту энергию и образуют горючее вещество – торф. Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому, что они прислушивались к советам старших, любили и знали природу, повадки животных. Урок, который вынесли ребята из похода за клюквой, есть главный закон жизни на земле, залог счастья.
Автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю, произошедшую с конкретными детьми, но и в более широком, обобщенном, символическом смысле. В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Человеческая жизнь – это кладовая душевного тепла, любви. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека. Рассказ «Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над многими вопросами: в чем смысл жизни человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом. Чтобы, прочитав это произведение, люди стали чуточку добрее, поняли, как нужно относиться к природе и животным, не нужно быть легкомысленными и равнодушными.
Работа в парах Составление плана произведения Озаглавь части произведения. Можно составить простой план, а можно— цитатный план.
План сказки – были «Кладовая солнца»: а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. б) За клюквой. в) Восход солнца в лесу; уЛежачего камня. г) История Травки. д) Блудово болото. е) Путь Митраши. ж) Путь Насти. з) Закат солнца в лесу. и) Спасение Митраши. к) Счастливый конец. Какой из пунктов предложенного плана вы назвали по-другому? Сравни с цитатным планом:
1. «В одном селе, возле Блудова болота, . осиротело двое детей. ». 2. «Митраша и Настя стали собираться за клюквой 3. «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети. ». 4. «Ужасное несчастье в жизни Травки». 5. «Не зная броду. Митраша прямо полез в Слепую елань». 7. Насте «захотелось идти по набитой тропе». 8. «День кончился. последним легким дыханием». 9. «У маленького человека в словах не только дружба и радость была, . а таился и хитрый план своего спасения». 10.«Серый Помещик» окончил жизнь свою без всяких мучений». 11. «Охотники за сладкой клюквой идут из леса гуськом, и на плечах у них шест с тяжелой корзиной, и рядом с ними Травка. ».
Анализ сюжета сказки-были. Как называется самое напряженное место в развитии действия художественного произведения? — Какова кульминация в развитии действия «Кладовой солнца»?
Выразительное чтение эпизода спасения Митраши. — Проследите по тексту, как образ «кладовой солнца» соотносится с образом собаки — друга человека.
«Плач (ребенка) не могла выносить Травка», «хозяин любил ее, кормил и берег от волков», «собака сразу поняла человека», «увидела маленького человека и, забыв о зайце, остановилась», «скорее всего, это Антипыч» и др. Травка — результат созидательной деятельности прошлых поколений на пользу будущих. Люди, по мысли писателя, жили в сотворчестве с природой и тем самым утверждали человечность.
— Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности? Как называется этот элемент сюжета? — Какова развязка «Кладовой солнца»?
Дети спасли от одиночества Травку, избавились от порочных качеств характера — жадности, упрямства, помогали эвакуированным детям, как помогали и им люди после смерти родителей. Это первые победы над собой, над страхом перед жизнью (Серым Помещиком), первые шаги по пути «вековечной суровой борьбы людей за любовь».
— Что общего имеет развязка «Кладовой солнца» со сказочным концом?
Утверждается возможность победы над злыми силами. Что хотел сказать автор нам с вами, так тесно переплетая сказочное и реалистическое?
Авторская мысль в том, что мир полон чудес, которые надо научиться видеть. Борьба добра и зла вечна. Она нашла отражение и в сказках.
Подведём итоги Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Как вы думаете, почему М.Пришвин отказался от этого названия? Какой смысл вложил писатель в выражение «сказка-быль»? Как вы понимает выражение: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?
Домашнее задание С. 187-188 Задания и вопросы 4-7
Источник
«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook
Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.
«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
- Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
- Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
- девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
- Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
- вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
- Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.
В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Характеристика главных героев
Автор дает такое описание детей. Вот Настя:
- девочка 12 лет, подросток;
- худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
- вся в веснушках, с золотистыми волосами;
- излучает добро и свет.
Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:
- приблизительно ему 10 лет;
- невысокого роста, но плотного телосложения;
- ребенок плечист и силен не по годам.
Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.
«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник