Меню

Кому принадлежит трактат город солнца

Город Солнца

Город Солнца (итал. La città del Sole; Latin: Civitas Solis ) — философское произведение Томмазо Кампанелла, одна из известных утопий. Ряд элементов своих идей для книги Кампанелла почерпнул из особенностей развития и функционирования империи Инков, а также использовал название, какое носила столица инков — Куско [1] , где находился самый богатый золотом храм Солнца — Куриканча.

Содержание

Биография

Кампанелла был итальянским священником, который планировал освободительное восстание с целью свержения испанских захватчиков. План был раскрыт, а Кампанелла брошен в тюрьму, где провел 27 лет. Именно в тюрьме был написан ряд произведений, одно из которых — «Город Солнца».

Творчество

Работа была написана на итальянском языке в 1602 году, латинская версия написана в 1613—1614 и издана во Франкфурте в 1623 году и является рассказом путешественника о посещённой им стране-утопии.

Книга «Город Солнца» написана через сто лет после «Утопии» (1516 год) Томаса Мора, в один год с «Новой Атлантидой» Френсиса Бэкона. Кампанелла был знаком с творчеством Мора, поэтому его влияние на «Город Солнца» хорошо просматривается.

Идеи социального равенства

В тюрьме Кампанелла, безусловно, размышлял о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Люди нового времени, по сути, оставались рабами. Рабами своих королей, своих работодателей. Ни о каком равенстве в правах речи и не шло. «Город Солнца» — идеальное, с точки зрения автора, общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев». Эта мысль была особенно актуальна для угнетённого народа. Кампанелла пришёл к выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй, где все люди будут равны между собой. Подробности этой идеи Томмазо тщательно прорабатывает и описывает.

В «Городе Солнца» автор доводит идеи социального равенства до крайностей. Городом правит духовная (учёная) аристократия. При этом каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом.

Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными.

Так как должность каждого определяется с детства сообразно с расположением и сочетанием звезд, наблюдавшихся при его рождении, то благодаря этому все, работая каждый в соответствии со своими природными склонностями, исполняют свои обязанности как следует и с удовольствием, так как для всякого они естественны. Это одинаково относится как к военному делу, так и ко всякого рода другим занятиям.

Однако если у человека нет зрения, он может чесать шерсть, щипать перья для подушек; хромой может стоять на страже; у глухого есть зрение и т. д. В крайнем случае калека может быть послан в деревню, где ему точно найдётся какая-то работа, соответствующая его здоровью.

Личные предпочтения людей считаются не такими значимыми, как их наклонности. Люди занимаются тем, к чему они наиболее способны, но при этом изучают и другие науки и ремесла.

Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. Четырёхчасового труда оказывается достаточно, чтобы удовлетворить все потребности общества. Подобная идея есть и у Мора, где утопийцам запрещается работать больше 6 часов. Почему бы людям не позволить работать сверх нормы? Тогда будет нарушен принцип всеобщего равенства.

Кампанелла пишет: «Распределение всего находится в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить».

Власть

Как и в «Государстве» Платона, в городе Солнца господствует духовная аристократия. Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста «с особым распорядком жизни и особым воспитанием». Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Кампанелла сам был священником, поэтому религия в «Городе Солнца» занимает достойное место.

Читайте также:  Симптом заходящего солнца признак чего

Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца — учителя и священники — интеллигенция. Кампанелла сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто, как не она, могла разобраться во всех вопросах управления обществом. Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии. Таким образом, власть в городе Солнца более отдалена от народа, чем в «Утопии» Мора.

Пути изменения общества

Основная причина зла, по мнению Кампанеллы, — в людских пороках, прежде всего в эгоизме, порождающем у одних желание жить за счёт других. «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине». Достичь этого Кампанелла хочет с помощью государства, которое карает и пресекает неправильное поведение. Также Кампанелла предлагает ликвидировать институт семьи как источник стремления к частной собственности, которое является причиной социального неравенства.

Кампанелла предлагает селекционный подход к деторождению: мужчины и женщины в Городе Солнца являются общими, исключительное право определять, кому от кого зачинать детей, принадлежит «начальникам». При выборе пар начальники исходят из телосложения и характера мужчин и женщин («женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же — с худыми, а худые — с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга», учёных, которые «производят худосочное потомство», «сочетают с женщинами живыми, бойкими и красивыми. Людей же резких, быстрых, беспокойных и неистовых — с женщинами полными и кроткого нрава») и их астрологического прогноза. Целью является «чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство… они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой». В случае возникновения влюбленности между жителями Города Солнца, влюблённой паре позволяется «и разговаривать, и шутить, и дарить друг другу венки из цветов или листьев, и подносить стихи», однако если начальники считают их неподходящими для деторождения, «совокупление им ни в коем случае не разрешается».

Другие причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому особое внимание уделено народному образованию и воспитанию. С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого — обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. С 10 лет начинается обучение детей на практике, не по картинкам. При этом дети проходят, и тут Кампанелла повторяет идеи Мора, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.

В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями.

Значение книги

И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется общество, где жизнь граждан согласуется с интересами общества и человек сам фактически не решает, что ему делать.

Город Солнца Кампанеллы предлагает альтернативу существовавшему в то время обществу. В процессе повествования автор рассматривает нормы поведения, морали, государственности в «идеальном» обществе, но по сути не меняя существующего общественного строя. Именно поэтому для связи с Богом жителям в городе Солнца необходимы жрецы.

Особого интереса заслуживает предложенная реформа системы образования, способствующая формированию всесторонне развитого, полноценного человека. Так же даются предпосылки к созданию общего универсального языка, способного связать вместе все науки и искусства.

Читайте также:  Водолей луна или солнце как определить

Цитаты «Города Солнца»

  • «подвергаются смертной казни те, которые из желания быть красивой начали бы румянить лицо, или стали бы носить обувь на высоких каблуках» Т. Кампанелла. Город Солнца. В книге «Утопический роман XVII—XVIII вв.» Москва.1971,стр.160
  • «Ежели какая-нибудь женщина не понесёт от одного мужчины, её сочетают с другим; если же и тут она окажется неплодною, то переходит в общее пользование» Т. Кампанелла. Город Солнца. В книге «Утопический роман XVII—XVIII вв.» Москва.1971,стр.157
  • «Дома, спальни, кровати и всё прочее необходимое у них общее. Но через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому в первой спальне, а кому во второй» Т. Кампанелла. Город Солнца. В книге «Утопический роман XVII—XVIII вв.» Москва.1971,стр.154

Критика

Литературные качества произведения Кампанеллы даже в изданиях СССР имели низкую оценку: «„Город Солнца“ написан в форме диалога моряка-генуэзца, вернувшегося из плавания, и хозяина гостиницы. Но избрав для своего рассказа эту форму, … Кампанелла не сумел использовать её должным образом. В сущности мы имеем не диалог, а сплошной рассказ от первого лица, в который вкраплены в угоду литературной традиции часто бессодержательные реплики собеседника, оправдывающие, и то не во всех случаях, необходимость перехода к новой теме рассказа, не внося в него ничего нового.» [2]

Кроме того, «Город Солнца» отличается от прочих средневековых произведений утопического толка наличием астрологического контекста, особо популярного в западноевропейской литературной среде на рубеже XII — XVII веков. Так, труд Томмазо Кампанеллы содержит описание «идеальных», с точки зрения автора, элективных генитур (гороскопических элекций), связанных с вопросами подбора оптимального времени для случки домашнего скота (овец, лошадей, коров, домашней птицы), зачатия и основания (закладки) городов.

По мнению российского астролога Германа Ломова [3] [неавторитетный источник?] , описания Кампанеллы не соответствуют методикам корифеев древней астрологии (на примере Варахамихиры, VI век, «Брихат-Джатака» («Большая книга о рождениях»)), средневековой астрологии (на примерах Абрахама Бен Эзры [4] , XII век; Клода Дарио [5] , XVI век; Николаса Кульпепера [6] , XVII век) и современной астрологии (на примере Вивьена Робсона, XX век, «Элективная астрология»).

Источник

«Город Солнца» — классика утопического жанра от Томмазо Кампанеллы

Одним из самых популярных направлений в современной художественной литературе является антиутопия. В произведения такого жанра рассказывается об обществах, где со временем берут верх авторитарные тенденции, личность находится под полным контролем государства. Но данный жанр возник как противопоставление другому, более старому литературному направлению — утопии.

О жанре утопии

Утопия представляет собой произведение, в котором описывается идеальное с точки зрения автора общество. Для утопических государств характерно совершенное политическое устройство, население их живёт в достатке и не тратит энергию на простое выживание, все могут реализовать свои творческие устремления. Социальные противоречия сняты.

Ещё возможен вариант не уже существующего или существовавшего государства, а процессов, направленных на коренные социальные, политические и экономические преобразования, реформы, ведущие к построению совершенного общества.

Истоки жанра лежат в античности, когда многие авторы писали о когда-то существовавших идеальных обществах, о золотом веке человечества в прошлом. Также составлялись трактаты о наилучшем государственном устройстве. Одним из таких произведений является «Государство» Платона, который описывает совершенное общество, за основу которого была взята Спарта с удалением всех недостатков, присущих этому полису.

Интерес к жанру с новой силой вспыхнул в эпоху Возрождения, когда многие европейские мыслители надеялись, что в ходе интенсивного освоение мира, Западная цивилизация где-нибудь на новооткрытых землях столкнётся с идеальным обществом. И оно сможет стать образцом для построения таких же утопических государств в Старом Свете.

Читайте также:  Как сшить воротник солнце

Позднее на утопические размышления наслаиваются философские концепции и возникают различные политические движения, ставящие перед собой цели построения идеального государства. Ярким примером такого синтеза может служить социализм.

Идеи Мора и Кампанеллы

Самым известным произведением вышеописанного жанра считается книга английского философа и политика Томаса Мора «Утопия». Немного позже вышел в свет труд итальянского священника-философа Томмазо Кампанеллы «Город солнца». Эти произведения во многом схожи, они являются классическими образчиками утопического жанра в литературе.

Одно из важнейших мест в философских воззрения Мора и Кампанеллы занимает вопрос социального равенства и справедливости. Эта идея была одной из ключевых концепций всей эпохи Возрождения, в рамках которой творили данные авторы.

Социальная справедливость напрямую связана с понятием счастья. И счастье для всего народа было возможно только в случае отсутствия любой частной собственности, а также равного для всех людей труда.
Кроме того, чтобы избежать социального неравенства, всё должно быть унифицировано — жилища людей, одежда, и даже мысли. Оба мыслителя были приверженцами учения Платона, и считали, что во главе идеального общества самые умные и опытные люди.

Но даже в совершенном государстве, считали Мор и Кампанелла, невозможно было избежать двух важных проблем: войны и преступности. Но войну они видели лишь в качестве средства обороны от агрессивных соседей. Она ни в коем случае не должна быть инструментом государства в достижении своих целей.

И так же дела обстояли с преступностью — философы понимали, что даже при идеальном строе найдутся те, кто захочет приступить закон. Поэтому система правосудия вынуждена будет существовать даже при совершенном социальном устройстве.

Творчество писателей показало неразрывную связь вопроса о социальной справедливости с проблемой общественного идеала и путями к его реализации. И хотя способы реализации совершенного государства, предложенные Мором и Кампанеллой, оказались нереальными. Но они подстёгивали дальнейшие поколения мыслителей к разработке более совершенных подходов к развитию общества и достижению социальных идеалов.

О чём книга «Город Солнца»

Среди Индийского океана лежит остров-гора, на котором раскинулся красивый город. В произведении детально описываются горожане, их быт, социальное и политическое устройство поселения.

В Городе Солнца воплотились извечные мечты человечества о всеобщем равенстве и благоденствии. Там отсутствует частная собственность. Политическое устройство — теократия, по своей структуре напоминающая монашеский орден. Главой государства является самый мудрый и опытный священник Солнце. Немного ниже его в иерархии стоят три соправителя:

  • Мощь отвечает за военную сферу;
  • Мудрость заведует науками и образованием;
  • Любовь занимается обеспечением благоденствия населения.

Важные проблемы жизни государства обсуждаются на всенародном собрании, которое созывается дважды в месяц. В этом городе существует закон и правосудие. Законов очень мало, они предельно чётко и ясно сформулированы. Наказания соразмерны проступку. Пытки не допускаются.

Главным источником социального зла считается эгоизм. Поэтому, чтобы не было зависти, всё в государстве унифицировано — одежда, украшения, мебель и т. д. Отсутствие какой-либо собственности касается и сексуального аспекта. Не существует чьих-то жён и мужей, отношения максимально свободные. Мужчина и женщины равны в своих правах.

Труд всеобщий, каждый человек работает по 4 часа в день. Люди трудятся в соответствии со своими природными склонностями. Моральные вопросы находятся в ведении религии. Жители города могут в любой момент свергнуть власть, если она их не устраивает. Они все как один поднимаются на оборону своей страны, если ей грозит опасность извне.

На нашем сайте вы можете читать в режиме онлайн многие классические произведения, в том числе и «Город Солнца» итальянского писателя и мыслителя Томмазо Кампанеллы.

Источник

Adblock
detector