Герои вселенной Марвел: кому принадлежат на них права и возможность заработать миллиарды
Вымышленная вселенная супергероев Marvel приносит реальные миллиардные доходы киностудиям. Цифра могла быть больше, если бы все права принадлежали только Marvel. Disney (он владеет марвеловской компанией) распоряжается 80% супергероев. Несколько героев разрешено использовать Sony Pictures и Universal.
Комиксы оказались благодатной почвой для создателей кино. Только с 1998 года на экраны вышло больше пятидесяти фильмов, основанных на мегапопулярных марвеловских картинках-приключениях. Только шесть из них создала сама Marvel Studios. В выигрышном положении среди гигантов киноиндустрии оказывается тот, кто обладает правами на вселенную героев Marvel.
Фото: Комиксы получили новое рождение в экранизациях
Общие сведения о вселенной супергероев
Киновселенная Marvel (КВМ) является вымышленным местом и одновременно самой удачной американской медиафраншизой. Она представляет собой серию фильмов о супергероях с общей сюжетной линией. Общие сборы по ним составили 22,5 млрд долларов (по подсчетам box office mojo), а сами кинокартины возглавили рейтинг кассовых сборов за всю историю кинематографа.
Фото: Харизматичные герои КВМ помогли собрать большой кассовый куш
Табл. 1. Список самых кассовых фильмов с КВМ за период 2009-2019 гг.
Название произведения/год выхода
Место в рейтинге
Сборы в миллиардах долларов
Мстители: Война бесконечности/2018
Мстители: Эра Альтрона/2015
Первый мститель: противостояние/2016
Продажа прав
Marvel Entertainment начала продавать права на персонажей ещё в семидесятых и восьмидесятых годах. Но оживление героев в фильмах посторонними компаниями не вызвало должного интереса у зрителей.
В девяностых финансовая ситуация организации осложнилась банкротством. В этот период марвеловцы активно распродавали права на Вселенную, населенную героями Marvel, крупным кинокомпаниям. «Счастливчиками» стали многие студии:
20th Century Fox (им достались Люди Икс, Сорвиголова и Фантастическая четверка);
Universal Pictures (Халк);
New Line Cinema (Блэйд);
Columbia Pictures (Призрачный гонщик);
Lionsgate (Каратель);
Sony Pictures (Человек-паук).
Рождение Киновселенной
Из-за этой стратегии Марвел постоянно терял доход. Положение отлично иллюстрирует заработок Sony за первые две части «Человека-паука» – 1,6 млрд долларов. Marvel смогла получить только 62 млн с продажи комиксов и игрушек.
Фото: Человек-паук стал чем-то вроде «яблока раздора» для двух студий
Всё изменилось в 2003 году, когда в президентское кресло сел Дэвид Мейзел. Он смог убедить руководство запустить собственные проекты. Этот человек разработал план, в который вошли 10 фильмов с бюджетом 165 млн долларов каждый.
Концепция сработала – уже первые два фильма 2008 года «Железный человек» и «Невероятный Халк» принесли прибыль в 848 млн долларов. В 2009 году Marvel Studios попадает в собственность корпорации Disney, которая выкупила организацию за 4 млрд долларов.
Проблемы с правообладанием
После решения о создании собственной киновселенной покой для Marvel был потерян: правами на экранизацию супергероев владели посторонние компании. Порядка 900 персонажей были разбросаны по разным студиям.
В 2017 году Disney приобрела 20th Century Fox, что позволило многим героям Marvel (в том числе Дэдпулу, Людям Икс и Фантастической четверке) вернуться в «родные пенаты». Сделка обошлась в 52,4 млрд долларов. Однако ещё раньше к марвеловцам «вернулся» Сорвиголова – права на персонаж были потеряны из-за долгого «простоя» героя.
После этого «Люди Икс: первый класс» стали вынужденной мерой к возрождению мутантов X-Men.
Фото: Из марвеловских комиксов также родилась и киносага о мутантах
Как обстоит дело сейчас
Ситуация на сегодняшний день складывается следующим образом: права на 80% супергероев принадлежат Disney (владеющей Marvel Entertainment). Среди них «замечены» Сорвиголова, Каратель, Призрачный гонщик, Блэйд.
Что же касается посторонних студий, то такие «экспроприаторы» должны будут автоматически вернуть права на владение персонажами, если те не будут длительное время задействованы в проектах.
Особой «занозой в глазу» является Sony Pictures вместе с Человеком-пауком, права на экранизацию которого были приобретены в марте 1997 года. Sony Pictures пришлось идти на сделку с Marvel Studios. В 1999 году Marvel предпринимает попытку выкупить у нее практически всех персонажей. Оглашалась даже сумма сделки – 25 млн долларов. Однако в итоге решено было остановиться на Человеке-пауке и тем, кто имеет к нему отношение.
Переговоры привели к тому, что Sony сохранила права на некоторых героев, но только лишь формально. Большинство из них уже успели «засветиться» в масштабах марвелоновской киновселенной.
У Sony есть права на Чёрную пантеру и Люка Кейджа. А «Люди в черном», которые так упорно продвигает студия, оказывается, тоже были созданы на основе марвеловских комиксов.
Аналогичная ситуация складывается у Marvel Entertainment с Universal Pictures. У этой организации есть права на Халка, Нэмора и Прайма. Студия подписала аналогичный вышеприведенному договор – Marvel Studios разрешено использовать любого из этих супергероев в своих фильмах, но сольными проектами будет заниматься только Universal Pictures. Поэтому фанатам не стоит ждать появления в марвеловской киновселенной новых фильмов про зеленого здоровяка и его родственников.
Фото: Сольного фильма о Халке ждать пока не приходится
Планы голливудских студий на будущее
Появление «Мстителей» весной 2012 года полностью «разорвало» существовавшие в Голливуде шаблоны. До этого времени никто и не задумывался об идее общей киновселенной. Это стало стартом к созданию новых мегафраншиз.
Но такая «золотая жила» может очень быстро истощиться. Тем более, при желании выпускать несколько фильмов в год каждой из студий. Зритель просто пресытится, да и нет никакой уверенности, что при такой «гонке» кинокомпаний получится действительно качественный продукт.
Источник
Корпорация Marvel: история и факты
В Америке же первый комикс вышел в конце XIX в. В 20-х годах XX в. журналы начинают выделять под них целые колонки. Затем комиксы становятся цветными, выходят отдельными изданиями и пользуются невероятной популярностью.
Они перестают быть смешными, комичными. Их главной темой становятся ужасы, приключения, фантастические истории, а главными героями ― супергерои, ведущие борьбу за справедливость, и антигерои, олицетворяющие зло.
Главным издателем комиксов становится американская компания DC Comics, знакомая многим по «Супермену» и «Бэтмену». Но в 1960 г. ей составила конкуренцию компания Marvel Comics, в числе наиболее известных комиксов которой ― «Человек-паук», «Железный человек», «Человек-муравей», «Капитан Америка», «Дэдпул», «Сорвиголова», «Доктор Стрэндж», «Люди Икс» и др. Комиксные истории разворачиваются в вымышленной Вселенной: Вселенной Marvel.
Со временем Marvel Comics завоюет едва ли не половину рынка производителей комиксов, а США ― славу центра индустрии комиксов.
Этапы развития Marvel Comics
Начало
Американскую компанию Marvel Comics, занимающуюся изданием комиксов, называют Домом идей. И действительно, креативных идей у ее сотрудников во все годы существования компании начиная с 1939 г. всегда было хоть отбавляй, что и позволило ей занять место в числе лучших.
Ее создателем был Мартин Гудман, издатель дешевых pulp-журналов, рассчитанных на массового читателя. Героями ее первого комикса, называвшегося Marvel Comics, были супергерой Человек-Факел и антигерой Нэмор Подводник. Сама же компания изначально носила название Timely Comics. Комикс получился настолько удачным, что спрос на него превзошел ожидания и компании не хватило собственных средств на его издание, поэтому пришлось задействовать другую компанию.
Следующий комикс «Капитан Америка», вышедший в 1941 г., оказался не менее удачным. Своим успехом он был обязан писателю Джо Саймону и художнику Джеку Кирби. Капитан Америка был патриотическим героем, участвующим в военных операциях американской армии. Изначально он представлял собой болезненного юношу, который благодаря введенной сыворотке стал суперсолдатом. Этот персонаж был особенно популярен во время Второй мировой войны.
Путь к славе
Расширившийся бизнес Гудмана требовал помощников. И одним из них стал 17-летний родственник по имени Стэн Ли, который впоследствии возглавит Marvel Comics. Стэн Ли оказался необычайно талантлив, и впереди его ждало блестящее будущее. Ныне он ― известный писатель, сценарист, продюсер, автор многих персонажей комиксов и даже актер, сыгравший эпизодические роли в фильмах, снятых по их мотивам.
В 50-е годы компания меняет свое название с Timely Comics на Atlas Comics, но ее дела уже не столь успешны, как когда-то, и новое название не помогает. В послевоенные годы интерес к супергероям падает, и темой комиксов становятся ужасы, преступления, любовные и шпионские страсти и т. п. Роль главных героев нередко играют смешные животные. Так, в 1957 г. вышел комикс «Смешная утка», и это был последний комикс, выпущенный Atlas Comics.
Первый комикс под логотипом Marvel Comics выйдет в 1961 г. Правда, это будет не один, а серия научно-фантастических комиксов под общим названием «Удивительные приключения». Замысел Гудмана основывался на том, что люди заинтересовались научной фантастикой, и фильмы на эту тематику стали пользоваться успехом. Но этот интерес еще не распространился на комиксы, поэтому сотрудники компании продолжали находиться в поисках тем и героев. Были выпущены комиксы о монстрах, побегах, комиксы для девушек, для детей, но они имели репутацию второсортных.
Компания привлекла к сотрудничеству молодых талантливых сценаристов и художников, среди которых был Стив Дитко, удачно вписавшийся в творческий коллектив.
Супегерои в реальном мире
В это же время компания-соперница DC Comics находится на пике популярности. Главные персонажи ее комиксов― те же супергерои, которые объединились в команду «Лига Справедливости». Почему бы не пойти по стопам конкурентов и не создать свою команду супергероев, подумал Мартин Гудман, и поставил перед своим творческим коллективом задачу превзойти DC Comics.
Герои комиксов DC Comics ― Бэтмен, Флэш, Супермен отличались физической мощью и не испытывали чувств, свойственных обычным людям: страха, сомнений и др.
В противовес им сотрудники Marvel Comics придумывают персонажей, которых можно назвать «супергероями в реальном мире». Они, как и люди, страдают, любят, впадают в депрессию, ссорятся, ругаются и мирятся, решают финансовые проблемы и пр. Стэн Ли и Джек Кирби наделили каждого героя своим характером, и это было впервые в истории комиксов.
Первым комиксом, где был применен новый подход к созданию персонажей, объединенных в команду, назывался «Фантастическая Четверка». Он вышел в 1961 г., и его герои Мистер Фантастик, Женщина-Невидимка, Человек-Факел и Нечто сразу же стали популярны. Читателям было внове, что герои не только спасают мир, но и конфликтуют, спорят, имеют разные точки зрения, их отношения, как у реальных людей, находятся в динамике.
Метод Marvel
Стэн Ли, который к этому времени уже был главным редактором компании, собрался было оставить свой пост, чтобы заняться чем-то более серьезным, нежели комиксы. Но оглушительный успех «Фантастической четверки» заставил его отказаться от этой мысли.
Во время работы над комиксом он и Джек Кирби выработают новый метод, который ляжет в основу работы всего издательства и станет называться методом Marvel. Его суть в том, что автор и художник работают не отдельно друг от друга, а постоянно взаимодействуют: художник делает наброски и передает их автору, тот пишет диалоги и снова отдает художнику для доработки. Они вместе обсуждают те или иные вопросы, и каждый имеет возможность внести что-то свое. Этот метод позволил ускорить темп работы над конечным продуктом и значительно повысил его качество.
Используя такой подход к работе над персонажами, в следующие два года Стэн Ли создает комиксы «Железный Человек», «Человек-Паук», «Невероятный Халк», которые вывели компанию в фавориты читателей. Компания DC Comics, не желавшая меняться в соответствии с их изменившимися предпочтениями, осталась позади.
Время Стэна Ли
В Marvel давно уже поняли, что комиксы привлекают не только детей, но и взрослых, и изменили политику, придумывая персонажи и сюжеты, интересные и взрослым. Причем у Стэна Ли хватило смелости затрагивать в комиксах злободневные социальные и политические вопросы, благодаря чему многие читатели DC Comics «перебежали» к Marvel.
Именно Стэну Ли, ставшему лицом издательства, оно во многим обязано своим успехом. Он «ввел в моду» общение с читателями с помощью газеты, сопровождавшей каждый новый выпуск. В газете он в дружеской манере рассказывал читателям о планах на будущее, новых сотрудниках, спрашивал совета и т. п., таким образом создавая у них впечатление, будто они являются частью творческого коллектива. Он завел собственную рубрику, где вел открытую переписку с фанатами, общаясь с ними «на их языке». Они выражали ему свою любовь и признание, а он получал от них уверенность в правильности выбранного пути.
Благодаря толерантности и харизматичности Стэна Ли в Marvel Comics царила дружелюбная творческая атмосфера: он ценил всех сотрудников и никогда не претендовал на эксклюзивное право быть единоличным автором персонажа, ставшего популярным. Он пользовался уважением как читателей, так и сотрудников, и стал наиболее известной личностью в индустрии комиксов.
(Кстати, обстановка в стане конкурентов ― DC Comics была противоположной, что не могло не отразиться на качестве их продукции).
Далее были комиксы «Мстители», «Люди Икс», первые выпуски «Удивительного Человека-Паука», принесшие наибольший коммерческий успех. На рынке комиксов стала господствовать Marvel Comics, продажи которой достигли 50 млн выпусков в год. Исходя из коммерческих соображений в 1968 г. Мартин Гудман продал бизнес одной из корпораций, которая объединила его под названием Magazine Management Co. Сам же Гудман остался издателем.
В 1972 г. Гудман уходит на пенсию, и его заменяет Стэн Ли. А в Marvel приходит новый главный редактор. В это время в индустрии комиксов наблюдается спад. Главной темой комиксов снова становятся ужасы, фантастика, криминал, сатира. Но новые герои комиксов Marvel приобретают не меньшую популярность, чем старые. «Конан-Варвар», «Рыжая Соня», «Утка Говард», «Гробница Дракулы», «Космическая Одиссея», «Звездный путь» ―популярные комиксы 70-х годов 20 века.
В 1973 г. Magazine Management Co переименовывают в Marvel Comics Group, но продажи стали падать. Поднять их снова удалось благодаря открытию сети магазинов комиксов, ранее распространявшихся лишь через газетные киоски.
В 70-е же годы Marvel выходит на телевидение, представляя мультисериалы со своими героями, в частности Человеком-Пауком, зеленым монстром Халком.
Время Джима Шутера
Новым редактором Marvel в 1978 г. становится Джим Шутер, который будет занимать эту должность в течение следующих 9-ти лет. Под его руководством работа издательства существенно улучшится. Панибратское поведение Стэна Ли и продолжительная слава несколько расслабили сотрудников, они стали неорганизованными и начали нарушать сроки выпусков. Кроме того, Джим Шутер обладал нюхом на таланты: он переманил к себе талантливого автора Фрэнка Миллера, который вскоре станет звездой Marvel.
Джиму Шутеру удастся поднять продажи благодаря еще одному революционному методу, предусматривавшему создание комиксов-кроссоверов: переплетение сюжетов в кроссоверах заставляло читателей скупать все выпуски комиксов. Таковыми были, например, «Турнир чемпионов» и «Секретные войны».
Период, когда редактором Marvel был Шутер, считается одним из самых удачных в истории издательства.
Но дальше Marvel ждали трудные времена. Извечные конкуренты, а именно DC Comics, не дремали и выпустили сразу несколько комиксов и мини-сериалов («Хранители», «Возвращение Темного Рыцаря», «Кризис на Бесконечных Землях»), перезапустили «Супермена». Оставил Marvel и перешел в DC Comics Фрэнк Миллер. Таким образом, лидерство в индустрии комиксов в 1986 г. перешло к DC Comics. А Marvel была продана сначала New World Entertainment раз, а через три года еще раз ― уже MacAndrews and Forbes.
В 90-х годах XX в. издательству удастся еще раз «взлететь» благодаря серии комиксов про супергероев будущего «2099», но это будет взлет перед спадом. В 1992 г. из него уйдут лучшие сотрудники, а в 1996 г. оно объявит себя банкротом в соответствии с главой 11 Кодекса США о банкротстве, допускавшей реорганизацию. В 1997 г. будет образована новая корпорация ― Marvel Enterprises.
Новая жизнь Marvel: Ави Арад и Marvel Studios
Фактически от банкротства компанию спасет бизнесмен Ави Арад, владеющий компанией по производству игрушек, получивший контрольный пакет акций Marvel и исключительное право на выпуск игрушечных супергероев комиксов. Ави Арад станет продюсером едва ли не всех дальнейших экранизаций комиксов Marvel. Он, а также новый главный редактор Боб Харрас и издатель Билл Джемез вдохнут в Marvel новую жизнь.
В 1993 г. была образована Marvel Studios, которая выпускала мультисериалы по мотивам комиксов, пользовавшиеся популярностью у телезрителей. Это были, в частности, «Люди Икс» и «Человек-Паук».
Но на больших экранах фильмы Marvel появятся лишь несколько лет спустя. «Люди в черном» (1977), «Блэйд» (1998), «Непобедимый Человек-Паук» (1999), «Люди Икс» (2000) ― с ними студия Marvel вышла в мир большого кино.
Роли главных персонажей стали исполнять настоящие актеры. Так, роль профессора Ксавьера в «Людях Икс» сыграл британский актер Патрик Стюарт, а могущественного мутанта Магнето ― Иэн МакКеллен. Молодой актер Хью Джекман благодаря роли Росомахи завоевал мировую славу.
Почти все истории комиксов Marvel происходят в вымышленной Вселенной Marvel, на Земле-616. В 2000 г. был запущен импринт издательства Marvel Comics — Ultimat Marvel, под которым выходят комиксы с теми же, но переосмысленными персонажами, несколько отличающимися от первоначальных версий. И действуют они за пределами Вселенной Marvel, где обитали прежние герои. Вселенная Marvel ― лишь часть Мультивселенной, в которой находится множество Земель, где происходят разные истории с переосмысленными и, по сути, новыми героями.
Это было сделано для того, чтобы адаптировать прежних героев и старые истории под молодых зрителей.
11 сентября 2001 г. ― день страшной трагедии, произошедшей в Нью-Йорке. И Marvel не остается в стороне ― в одном из выпусков персонажи помогают пострадавшим людям, причем участие в разборке завалов принимают не только супергерои, но и злодеи. Устами героев Marvel обращается к жителям, призывая их не озлобляться и не отвечать ненавистью, потому что она в конечном итоге приведет к мировой войне, которая уничтожит планету.
«Железный человек» приносит успех
Marvel снова становится главным издателем комиксов, которые активно экранизируются, но права на экранизацию приходится продавать из-за нехватки собственных средств. Огромный успех Marvel приносит фильм «Железный человек», который вышел в 2008 г. и собрал в мировом прокате более 585 млн долларов.
Его главный герой Тони Старк и раньше появлялся в комиксах Marvel, но его роль не была прописана так ярко, чтобы привлечь к себе внимание. Было решено ее доработать и адаптировать для большого экрана, но сценаристы, которым это было предложено, отказывались. Своим появлением фильм «Железный человек» обязан режиссеру Джону Фавро, который с энтузиазмом взялся за дело. Роль Тони Старка ― супергероя-миллиардера была предложена актеру Роберту Дауни младшему. Он настолько удачно вписался в образ, что его герой стал суперпопулярным, а самого актера назвали новой голливудской звездой и секс-символом года. Фильм же включили в десятку лучших 2008 года.
Время Кевина Файги и Walt Disney Company
Еще один человек, чью роль в дальнейшем развитии Marvel трудно переоценить, ― это Кевин Файги, который стал продюсером экранизаций комиксов Marvel, а в 2007 г. ― главой Marvel Studios. Ему же принадлежит разработка концепции кинематографической Вселенной Marvel. А в 2011 г. он был назван одним из самых могущественных людей в мире кино.
В 2009 г. Marvel, обладающая огромным творческим потенциалом, заключила выгодную сделку с Walt DisneyCompany, обладающей значительными финансовыми возможностями, что открыло перед ней новые возможности. Сумма сделки составила более 4 млрд долл. А команда Marvel переехала из Нью-Йорка Манхеттена в Лос-Анджелес.
«Железный Человек 2» (2010) собрал в мировом прокате более 623 млн долл., «Железный Человек 3» (2013) ― более 1 млрд долл. и получил Оскара за лучшие визуальные эффекты. Фильм «Мстители» (2012) в мировом прокате собрал 1,5 млрд долл., став 5-м самым кассовым фильмом в истории. «Первый мститель: Другая война»― свыше 700 млн долл. и «Мстители: Эра Альтрона» ― свыше 1,4 млрд долл., заняв 7-е место среди самых кассовых фильмов.
Такова история Marvel Comics ― компании, которая прошла через финансовые трудности, творческие кризисы, пережила взлеты и падения и снова стала необычайно успешной. И эта история продолжается…