Меню

Кому удалось выжить белое солнце пустыни

Смерть на съёмках, клубничка, стычки с бандитами и голодные поклонницы. Как снимали «Белое солнце пустыни»

Лайф нашёл неизвестные факты о том, как снимали всенародно любимый хит.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоказ»

В апреле 1970 года фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» вышел в широкий прокат. За короткое время картина, открывшая в СССР моду на вестерны, стала всенародно любимой и разошлась на цитаты. Чиновники от кино делали всё, чтобы фильм не получил ни премий, ни наград. Однако народная любовь победила, награда нашла своих героев, товарищ Сухов стал секс-символом, а «Белое солнце пустыни» считается культовым фильмом.

Рабочее название первого варианта сценария — «Басмачи». Его написали Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Изначально это была история милицейского отряда, перешедшего на сторону басмачей. В течение фильма красные пытаются вернуть его в свой стан. Комиссии сюжет показался надуманным, его отдали на переработку успешным на тот момент сценаристам Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову. Общаясь с ветеранами Гражданской войны, авторы услышали историю про гарем, который в ходе войны бросил командир басмачей, и узнали много интересного о судьбе брошенных женщин. Вокруг этой истории и закрутился сюжет, будущий фильм получил название «Спасите гарем!».

Искусствовед, инженер и проститутка в роли наложниц

Съёмки проходили в посёлке Мистолово Ленинградской области, в Дагестане, в Таджикистане и Туркменистане. Огромной проблемой было найти девушек на роль наложниц гарема Абдуллы, так как местные жительницы наотрез отказывались от участия в фильме. В результате исполнительниц ролей искали по всему Союзу. Почти все они были непрофессиональными актрисами, за исключением звезды кино и театра Татьяны Ткач. Старшую жену Саида сыграла искусствовед Светлана Сливинская, колоритную девушку с усами Зарину — инженер Алла Лименес, а на роль Зульфии пригласили профессиональную путану из гостиницы «Астория» Зинаиду Рахматову (этот факт, конечно, не афишировался). В процессе съёмок Зинаида поругалась со съёмочной группой и уехала. Её нашли… на рабочем месте в объятиях клиента и уговорили вернуться к съёмкам.

Смерть на съёмочной площадке

Создателям фильма не везло с самого начала. Ещё в подготовительный период режиссёру Владимиру Мотылю пришлось внести в сценарий множество правок. Бюджет фильма был по тем временам скромный — всего 650 тысяч рублей, не хватало необходимого оборудования. К примеру, съёмочный кран пришлось мастерить из подручных средств. В это же самое время снималась эпопея Юрия Озерова «Освобождение», на съёмки которой были брошены почти все кинематографические ресурсы. Во время съёмки сложных конных трюков и вовсе случилась трагедия — из-за несоблюдения правил техники безопасности погиб кавалерист-каскадёр. Самое обидное, что виртуозные трюки, из-за которых он пошёл на риск, так и не вошли в финальный монтаж картины.

Пьянство, драки, поножовщина

Каждый съёмочный день начинался в шесть часов утра. Работали плотно, тем не менее организация съёмок хромала (режиссёру дали неопытных ассистентов), к тому же то и дело путали карты погодные условия — то поднималась буря, то становилось пасмурно. Вынужденный простой актёры компенсировали, проводя время в местных кабаках. Николай Годовиков, исполнивший роль Петрухи, и Павел Луспекаев, сыгравший таможенника Верещагина, часто под воздействием алкоголя дрались с местными хулиганами.

Николай Годовиков в роли Петрухи. Фото © Wikipedia

Из-за Николая Годовикова отменили два съёмочных дня, поскольку полученные синяки не позволяли ему присутствовать в кадре. С Павлом Луспекаевым вышла другая история: в один из вечеров в дагестанском ресторане он бросился разнимать двух дерущихся, один из которых ударил его кинжалом в лицо. У актёра была повреждена бровь, и она во время съёмок боя на баркасе постоянно кровоточила. Владимир Мотыль придумал сцену, в которой от выстрела разбивается стекло и осколок ранит героя. Так травма оказалась оправданной в кадре.

Экшен-сцены и обнажёнку вырезать!

Несмотря на все трудности, свалившиеся на режиссёра и съёмочную группу, все работали в поте лица, особенно когда сроки начали поджимать, а бюджет почти иссяк. Но чиновники были настроены решительно, была даже идея положить фильм на полку, а то и вовсе уничтожить отснятую плёнку. «Белое солнце пустыни» дошло до зрителя благодаря счастливому случаю. Леонид Брежнев был большим фанатом американских вестернов, особенно он ценил фильмы с участием актёра Чака Коннорса. Генсеку регулярно поставляли на правительственную дачу новинки. Но в тот период, когда решалась судьба фильма Владимира Мотыля, с поставками вестернов случился перебой, поэтому ему отправили «Белое солнце пустыни». Фильм привёл его в восторг, он похвалил советских кинематографистов и удивлённо спросил, почему фильм ещё не вышел на экраны. Картине дали зелёный свет, уже в апреле её увидели миллионы зрителей. Люди влюбились в героев, фильм разошёлся на цитаты. Лента «Белое солнце пустыни» заняла второе место в прокате 1970 года, уступив эпопее Юрия Озерова «Освобождение».

Читайте также:  Мир фигня планета шарик солнце долбанный фонарик

Любовницы товарища Сухова

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоиск»

Для прекрасной половины СССР актёр Анатолий Кузнецов, исполнивший роль Сухова, моментально стал главным секс-символом 1970 года — ему писали письма, всеми правдами и неправдами доставали номер его телефона. У Кузнецова был друг, который имел внешнее сходство с актёром. Он пользовался этой привилегией и соблазнял девушек. Однажды Анатолий Кузнецов получил телеграмму от одной из них. Девушка писала, что разводится с мужем, собирает деньги для того, чтобы переехать к Кузнецову в Москву, как «они и договаривались». Актёр же не был с ней знаком и очень удивился. Когда он выяснил, откуда у этой истории ноги растут, то отчитал своего предприимчивого друга.

Счастливый талисман космонавтов

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоиск»

Ещё в советское время картина стала культовой среди космонавтов. Перед каждым полётом в космос экипаж смотрел «Белое солнце пустыни», считая, что картина приносит удачу, а товарищ Сухов заряжает своим мужеством, чувством юмора и оптимизмом и является полноценным членом экипажа. Традиция жива до сих пор. Космонавт Валерий Кубасов в одном из своих интервью поделился, что с того времени, как была заведена эта традиция, ни один из космонавтов не погиб.

Владимир Мотыль стремился сделать советский вестерн (истерн), хотя и отмечал, что у него свои методы, которые отличаются от американской школы. Тем не менее изначально в фильме было больше драк и откровенных сцен. Комиссия на просмотре чернового монтажа картины единогласно решила, что лучше всего у него выходят лирические сцены, а драки часто нелепы. Что касается клубнички, то члены комиссии потребовали её свести к минимуму. Так исчезла сцена, в которой одна из девушек раздевает другую, готовя её ко встрече с Абдуллой, а также сцена, в которой обнажённая красавица кормит Абдуллу виноградом. Владимир Мотыль был расстроен. Он считал, что таким образом он мог показать красивую жизнь бандита, которой его лишил товарищ Сухов.

Источник

Как снимали «Белое солнце пустыни», почему режиссеру пришлось изменить финал картины, и кто из актеров жив до сих пор

В середине 1960-х годов в Москве было создано «Экспериментальное творческое объединение», которым руководили Георгий Чухрай и Владимир Познер (отец телеведущего Познера). В своем «ЭТО» они старались снимать кино по новым экономическим принципам, не «освоить бюджет», а создавать хорошие фильмы, грамотно расходуя средства, без фиктивной отчетности. Пару лет спустя Чухрай и Познер, вдохновившись успехом «Неуловимых Мстителей», задумали снять фильм в духе американских «вестернов», но чтобы действие происходило на востоке. Предполагалось, что снимать фильм будет Андрей Кончаловский, при участии которого был написан первый вариант сценария. Однако, этот вариант не понравился Познеру и Чухраю, а сам Кончаловский вскоре бросил проект ради экранизации «Дворянского гнезда». Начались поиски нового режиссера, в числе кандидатов были Андрей Тарковский (!) и Юрий Чулюкин («Девчата»). К тому времени уже был сценарий под рабочим названием «Спасите гарем», основанный на воспоминаниях участников гражданской войны. Его написали Валентин Ежов и Руслан Ибрагимбеков. Наконец, на должность режиссера был утвержден Владимир Мотыль, который тоже сначала отказывался, не веря, что фильм по такому неоднозначному сценарию вообще разрешат снимать. Однако, бедственное материальное положение заставило его все-таки решиться.

Подобрать актеров, как и режиссера, тоже было непросто. На роль Сухова утвердили Георгия Юматова. Накануне первого же съемочного дня он напился, и подрался. Похожая история повторилась пару лет спустя, во время съемок «Офицеров». Тогда Юматова все-таки оставили, но Мотыль поступил по-другому. Пускать актера в кадр с синяками на лице было невозможно. На съемки срочно вызвали Анатолия Кузнецова, который пробовался, но сначала не был утвержден. На роль жены Сухова Мотыль пригласил телевизионного редактора Галину Лучай. Она сначала отказывалась, но потом согласилась. Петруху могли сыграть Савелий Крамаров, Юрий Чернов (Сыромятников из «Доживем до понедельника»), но выбрали Николая Годовикова, который был даже совсем не актером (но снялся у Мотыля в «Жене, Женечке и «катюше»). Абдуллу должен был играть Отар Коберидзе (он был старше и опытнее), но Кахи Кавсадзе на пробах так отважно сел на коня, хотя делал это первый раз в жизни, что Мотыль утвердил его. Роль Абдуллы озвучивал Михаил Волков, так как у самого Кавсадзе грузинский акцент. На роль Саида Мотыль позвал Спартака Мишулина, которого знал по работе в Омском драмтеатре. Что же касается жен Абдуллы, их играли самые разные женщины, далекие от кинематографии, кроме Татьяны Ткач (возлюбленная Фокса из «Места встречи изменить нельзя») — искусствовед, инженер. А в паранджах вообще во многих эпизодах были задействованы местные солдаты, так как бегать в жару по пустыне женщинам было тяжело. Татьяну Федотову на роль Гюльчатай нашли в балетном училище. Ни до, ни после она не снималась в кино.

Читайте также:  Итог отношений для нее солнце

Снимать фильм было очень тяжело. Бюджет был небольшим — 650 000 рублей. Ассистенты режиссера были людьми неопытными, не хватало техники, оборудования. «Белое солнце пустыни» снимали в Ленинградской области (сцены с Екатериной Матвеевной), Дагестане, Таджикистане и Туркмении. Труднее всего пришлось Павлу Луспекаеву, игравшему Верещагина без пальцев обеих ступней. Но он мужественно решил играть без трости, без дублеров, а его роль была существенно расширена, и даже имя таможенника изменили на Павел вместо Александра. К сожалению, съемки подорвали и без того хрупкое здоровье Луспекаева. Меньше чем через 2 года он скоропостижно скончался.

Источник

Загадка ухода «товарища Сухова»: Что лишило звезду «Белого солнца пустыни» желания жить

Его путь в кино был очень продолжительным – почти 60 лет, и очень плодотворным – более 100 ролей, но большинству зрителей он запомнился в образе товарища Сухова из культового фильма «Белое солнце пустыни».

И после 70 лет он продолжал сниматься в кино и выходить на сцену театра, но никто из зрителей не подозревал, каким испытанием стали для него последние годы жизни. Его супруга была уверена в том, что его уход был добровольным – актер просто был не в силах больше мучиться и мучить близких…

Долгий путь к успеху

С самого детства Анатолий Кузнецов рос в творческой атмосфере – его отец, Борис Кузнецов, был известным певцом, работал во фронтовых ансамблях, в оперной труппе Большого театра и в составе джаз-бенда. Отец мечтал, чтобы Анатолий стал эстрадным исполнителем, и он занимался в музыкальной школе, а позже поступил на вокальное отделение музыкального училища. Одним из предметов там было сценическое мастерство, и педагоги обратили внимание на то, что артистические способности Кузнецова намного ярче, чем вокальные. Они посоветовали ему поступить в театральное училище. Его готовы были принять в Школе-студии МХАТ и в «Щуке», но по совету двоюродного брата, который был актером, Анатолий выбрал Школу-студию.

Над дипломным спектаклем с их курсом работал молодой режиссер Олег Ефремов. Как раз тогда вместе со студентами Школы-студии, своими ровесниками и учениками он организовал «Студию молодых актеров», которая стала впоследствии театром «Современник».

Ефремов предлагал Кузнецову к ним присоединиться, но он еще во время учебы начал много сниматься и отказался от этого предложения. Позже он вошел в труппу Театра-студии киноактера.

В кино Кузнецов дебютировал в 24 года, а уже через год ему предложили первую главную роль в фильме «Гость с Кубани». В конце 1950-х – начале 1960-х гг. он стал известным артистом, сыгравшим главные роли в фильмах «К Черному морю», «Случай на шахте восемь», «Повесть о молодоженах», «Дайте жалобную книгу», «Весна на Одере». Он работал с лучшими режиссерами – Владимиром Басовым, Александром Миттой, Эльдаром Рязановым. Интересно то, что с Рязановым его сотрудничество могло бы быть более тесным и длительным, но за 6 лет до съемок в фильме «Дайте жалобную книгу» актер отказался от участия в его первой работе «Карнавальная ночь», а позже упустил возможность сыграть в «Гараже» и «Берегись автомобиля». И хотя к 40 годам Кузнецов стал довольно известным и востребованным актером, лучшая роль ждала его впереди.

Всенародный любимец товарищ Сухов

В 39 лет Анатолий Кузнецов получил роль, которая стала его визитной карточкой и навсегда изменила судьбу, – он сыграл красноармейца Федора Сухова в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Сегодня просто невозможно представить в этом образе любого другого актера, а ведь изначально худсовет представлял этого героя по-другому и не утвердил Кузнецова. Сам режиссер хотел снимать именно его, но по настоянию худсовета взял Георгия Юматова – кто же еще мог сыграть красноармейца!

Режиссер знал, чем могут обернуться съемки с ним, ведь Юматов не раз срывал работу из-за своего увлечения спиртным. Но за месяц до съемок Кузнецов сломал ногу и на пробах не смог выполнить всего, что от него требовалось, и Мотыль утвердился в намерении снимать Юматова. Съемки начались без Кузнецова, и тут вдруг актеру пришла телеграмма от режиссера: « Толя, приезжай, все расскажу при встрече, прости, забудь обиды, и роль будет твоей ». Как оказалось, Юматов таки сорвался, запил, подрался, повредил лицо и сорвал съемки. А Кузнецов получил свою звездную роль.

Читайте также:  Рассветное солнце меня поднимается

Никто из съемочной группы на тот момент не подозревал, что они участвуют в создании шедевра. Благодаря роли Сухова Анатолий Кузнецов превратился в артиста №1 в СССР, вся страна полюбила его героя. Популярность актера была космической в прямом смысле слова. «Белое солнце пустыни» стало любимым фильмом космонавтов – они пересматривали его перед полетом и брали с собой в космос. Однажды они предложили Кузнецову ответить на вопросы викторины по этому фильму, и оказалось, что товарищ Сухов смог вспомнить только 3 имени жен из гарема, а космонавты назвали всех!

Конечно, актер был благодарен этой роли и называл ее своим счастливым лотерейным билетом, но с годами вопросы о товарище Сухове изрядно его утомили. Кузнецов говорил: « Кого я только ни играл: военного оператора, инженеров, белого офицера, гоголевского судью Ляпкина-Тяпкина. Был на экране и шахтером, и следователем угрозыска, и металлургом. После съемок у Сергея Колосова в фильме «Радости земные» мог бы читать лекции о непрерывном розливе стали… Есть актеры, которые создали в советском кинематографе потрясающие образы, но миллионы людей помнят всего одну роль. Это какой-то феномен в искусстве ».

Жизнь после «Белого солнца пустыни»

После этого Анатолий Кузнецов продолжал много сниматься, причем не только в СССР, но и в ГДР, Чехословакии, Югославии и Болгарии, в его актерской карьере не было пауз на протяжении почти 60 лет. Кроме того, он часто ездил по стране на творческие встречи со зрителями, а также гастролировал со своим музыкальным коллективом «Серебряные струны и Кузнецов», исполняя лирические песни и романсы, дублировал иностранные фильмы и озвучил десятки картин.

Он стал одним из самых известных, успешных и востребованных советских актеров и мог себе позволить самостоятельно выбирать понравившиеся ему сценарии и режиссеров. С годами его популярность не угасала. Накануне своего 80-летия он признавался: « Если хорошо не замаскировался, шапку на уши не натянул, то все – останавливают, просят автографы. Я никому не отказываю. А потом просят сфотографироваться, ведь сейчас у всех фотоаппараты на мобильных. Моих фото в мире у разных людей – миллиард ».

Последние годы товарища Сухова

В 65 лет актер перенес инфаркт, после которого ему сделали операцию и поставили на ноги. А спустя 7 лет врачи уже не смогли ему помочь. По мнению жены Кузнецова, они его «залечили» и довели до желания наложить на себя руки. В 2012 г. у него диагностировали онкологию, провели операцию и назначили радиооблучение.

Спустя какое-то время один профессор предложил ему повторно сдать анализы и вдруг обнаружил, что диагноз был ошибочным, – на самом деле это был полип, который можно было достаточно быстро вылечить. Но время было упущено, организм актера был истощен лучевой терапией, повредившим почку и ослабившим иммунную систему.

Жена актера Александра Ляпидевская рассказывала: « Я считаю, Толю погубили. У него был полип, который, как потом выяснилось, можно было удалить с помощью щадящей операции. Но в результате, вместо эндоскопической, сделали серьезную операцию, которая привела к тяжелым последствиям. Потом был курс лучевой терапии, начались проблемы с почками, скакало давление. Толя сильно похудел. Его мучили страшные боли. Без препаратов он не мог уснуть. Несколько лет он жил со стомой кишечника. Это была не жизнь, а мучение… За два с лишним года лечения он измучился, он не мог больше терпеть страдания. К нему стали приходить мрачные мысли… Я думаю, Толя сознательно выпил лекарства. Он не хотел больше жить ».

Однажды он отправил жену по каким-то делам, а сам остался один в больничной палате. Когда она вернулась, узнала, что ему резко стало плохо. Супруги успели попрощаться. По словам жены, перед своим уходом Анатолий Кузнецов принял 3 таблетки препарата, который в такой дозировке вызывал летальный исход, и сказал ей: « Прости, но жить инвалидом не хочу ». В официальном заключении медиков значилась онкология, но жена актера была уверена в том, что он покончил с собой, не желая становиться обузой для близких.

Источник

Adblock
detector