Конференций оон по космосу
13 сентября в Москве завершила работу первая Конференция ООН по космическому праву и космической политике. В ее работе приняли участие более 200 участников из различных стран, представители государственных, общественных и деловых структур.
В фокусе внимания находились вопросы предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве, сохранения его для долгосрочного мирного использования, правовые аспекты деятельности по уменьшению засоренности космического пространства, перспектив использования природных космических ресурсов, управления космическим движением, а также вопросы развития потенциала в области правового регулирования космической деятельности.
Рассматривая тему ответственного, мирного и безопасного использования космического пространства, участники Конференции провели обзор проблем и угроз безопасности космических операций, безопасности и долгосрочной устойчивости космической деятельности и обсудили пути содействия ответственному, мирному и безопасному использованию космического пространства, а также пути и средства его сохранения для использования в мирных целях. Был отмечен ряд соответствующих инициатив, реализуемых на межправительственном уровне, обсуждена роль Генеральной Ассамблеи ООН, включая совместные заседания Первого и Четвертого Комитетов ГА ООН, Комитета по использованию космического пространства в мирных целях, Конференции по разоружению, Комиссии Организации Объединенных Наций по разоружению, и вновь созданной Группы правительственных Экспертов по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве.
Ряд участников Конференции подчеркнули, что в целях обеспечения координации в рамках системы ООН Управлению по вопросам космического пространства и Управлению по вопросам разоружения следует продолжать координировать усилия по содействию осуществлению мер по обеспечению транспарентности и укрепления доверия в космическом пространстве. Такое взаимодействие между этими двумя отделениями может распространяться и на нынешнюю работу Группы правительственных экспертов по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве, поскольку она включает элементы международного космического права и политики.
При обсуждении роли национальных политик и нормативной базы в развитии международного права и институциональных механизмов космической деятельности участники Конференции признали важность расширения международного сотрудничества, обмена информацией и опытом.
В ходе Конференции состоялось обсуждение правовых аспектов мер по предотвращению образования космического мусора и его активному удалению из космического пространства. Участники Конференции обменялись мнениями о возможных вариантах юридически значимого определения космического мусора и механизмах регулирования активного удаления космического мусора, о проблемах, возникающих в этой связи. В частности, был рассмотрен вопрос о распределении ответственности между участниками космической деятельности. Некоторые делегаты призвали к дальнейшему обсуждению условий применения Конвенции об ответственности и роли, которую играет в этой связи национальное законодательство отдельных государств. Все участники выразили понимание необходимости международного сотрудничества на всех уровнях по проблеме космического мусора.
Участники Конференции провели обзор отдельных аспектов правового регулирования разведки, добычи и использования космических ресурсов на международном и национальном уровнях, а также обзор политики отдельных государств, направленной на установление правового режима освоения космических ресурсов и их использования в коммерческих целях в контексте действующего международного космического права. Было подчеркнуто, что на национальном уровне государствам необходимо соблюдать положения договоров и принципов Организации Объединенных Наций в области космического пространства. Было высказано мнение о том, что принятие национального законодательства может быть дополнением к международному космическому праву и способствовать его развитию при условии, что такое национальное законодательство соответствует международным обязательствам государства и что оно позитивно для установления будущего международно-правового режима. Некоторые участники Конференции высказали мнение, что международному сообществу в ближайшее время необходимо создать юридически обязывающий документ по разработке космических ресурсов в коммерческих целях на основе международного консенсуса в целях обеспечения применения международного права к такой деятельности, поскольку в этой инновационной области космической деятельности требуется юридическая определенность. Все участники отмечали, что успешное развитие и осуществление международно-правовых инструментов, регулирующих космическую деятельность, зависит от того, насколько государственные органы и ответственные лица, принимающие решения, серьезно относятся к рассмотрению этой проблемы на национальном уровне.
На Конференции был рассмотрен вопрос о моделях управления космическим движением в рамках глобального управления космической деятельностью. В частности, были обсуждены технические, юридические и политические проблемы, возникающие в результате увеличения числа участников космической деятельности и соответствующего роста космических операций. Была затронута возможная концепция управления космическим движением. Отмечено, что космическая среда становится все более сложной и перегруженной из-за растущего числа объектов в космическом пространстве, диверсификации участников космической деятельности. Развитие космического туризма, большие группировки малых спутников и ряд других факторов могут дестабилизировать космическую среду и создать угрозу безопасности космических операций. Участники Конференции отметили первостепенную важность разработки общеприемлемой концепции и модели режима управления космическим движением. Конференция подчеркнула важность того, чтобы любой такой будущий режим устанавливался исключительно на международном уровне. Конференция отметила, что применимый режим управления космическим движением включает необходимость совместного использования данных об объектах и событиях в космосе, вопросы транспарентности и укрепления доверия.
Участники Конференции рассмотрели вопросы укрепления и развития потенциала в области космического права и политики, в рамках которого государства, межправительственные и неправительственные организации, научные круги и частный сектор могут осуществлять различные, но взаимодополняющие подходы. Было отмечено, что реализация такого потенциала имеет важнейшее значение для мирного и безопасного использования космического пространства, решения вопросов безопасности космических операций, долгосрочной устойчивости космической деятельности, сохранения космического пространства для мирных целей.
По итогам Конференции был представлен итоговый доклад, который в скором времени будет опубликован на сайте Управления ООН по вопросам космического пространства.
По первым оценкам участников, Конференция прошла успешно и принесла практическую пользу. В адрес организаторов продолжают поступать положительные отзывы.
Источник
Конференций оон по космосу
Международно-правовое обеспечение космической деятельности
В связи с быстрыми темпами роста числа участников космической деятельности и ее интенсивности на первый план выходят вопросы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности и безопасности космических операций.
В 2019 году в ходе 56-й сессии Научно-технического подкомитета комитета ООН по космосу (НТПК) были одобрены преамбула и 21 руководящий принцип по долгосрочной устойчивости космической деятельности (ДУКД). Указанные принципы содержат набор рекомендаций, направленных на снижение рисков возникновения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве в ходе эксплуатации космической техники, включая вопросы взаимодействия между участниками космической деятельности.
В ходе сессии было отмечено, что достижение согласия по тексту 21 руководящего принципа обеспечения ДУКД вызывает удовлетворение, но необходимо продолжить обсуждение ряда важных вопросов, в частности содержащихся в 7 оставшихся несогласованными проектах принципов. В этой связи на предстоящей сессии НТПК в 2021 году будет рассмотрен вопрос о создании обновленной Рабочей группы по ДУКД, на которую будут возложены доработка текстов 7 несогласованных принципов, рассмотрение новых проектов руководящих принципов, а также вопросы имплементации ранее одобренного 21 принципа. Российская делегация на сессиях Комитета ООН по космосу и его подкомитетах активно поддерживает принятие и имплементацию принципов ДУКД.
Тематика обеспечения безопасности космических операций также рассматривается в рамках ежегодных международных конференций по безопасности космической деятельности, организатором которых выступает Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР). Представители Госкорпорации принимают участие в конференциях ЮНИДИР с целью обеспечения безопасности космических операций, что является одним из условий обеспечения ДУКД, а также во исполнение полномочий Госкорпорации «РОСКОСМОС» осуществлять организацию и контроль проведения мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности, планируемой и осуществляемой в соответствии с международными договорами Российской Федерации и универсальным нормативным регулированием, которое разрабатывается под эгидой ООН и иных международных форумов, а также реализуемой в рамках международных космических проектов.
Российская Федерация продолжает продвигать предложенную в 2008 году инициативу о создании под эгидой ООН международной информационной платформы для обмена данными об объектах и событиях в космосе, которая могла бы стать универсальным инструментом информационного взаимодействия заинтересованных государств и международных организаций в сфере обеспечения долгосрочной устойчивости и безопасности космической деятельности, сбора и распространения информации по объектам и событиям в околоземном космическом пространстве, накопления достоверной информации и предоставления гарантированного доступа к ней на недискриминационной основе, а также основой создания механизма по управлению космическим движением и борьбы с космическим мусором. Данная инициатива также ставит своей целью диверсификацию источников данных об объектах и событиях в космосе.
В связи с быстрыми темпами роста числа участников космической деятельности и ее интенсивности актуальной становится задача обеспечения защищенности от возможных угроз космической инфраструктуры, включая орбитальные группировки и наземный сегмент. Ряд стран в этой связи продолжает рассматривать возможность применения статьи 51 Устава ООН и использования права на самооборону в космосе. Россия выступает за выявление вероятных источников конфликтов между участниками КД в космосе, а также за выработку системы возможных ответных мер на потенциально опасные ситуации на околоземной орбите, придерживаясь принципа неприменения силы и угрозы силой в КП.
В 2014 году российские представители впервые инициировали проработку данного вопроса в рамках Комитета ООН по космосу и его профильных подкомитетов. В 2020 году Госкорпорация «Роскосмос» совместно с Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова при участии Министерства Иностранных дел России планирует провести конференцию, посвященную модальностям применения права на самооборону в космосе. Результаты конференции будут использованы для дальнейшего формирования концепции и практики обеспечения ДУКД и безопасности космических операций.
Россия продолжает продвигать свои инициативы по поддержанию международного мира и безопасности, являясь участником Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), который запрещает вывод на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием и других видов оружия массового уничтожения или установку такого оружия на небесных телах.
В 2008 году Россия и Китай на Конференции ООН по разоружению в Женеве внесли российско-китайский проект Договора о предотвращении размещения оружия в космосе (ДПРОК). В июне 2014 года Россия и Китай представили на Конференции по разоружению обновленный проект ДПРОК, учитывающий высказанные с момента его внесения предложения заинтересованных государств.
Россия и Китай закрепили конкретные обязательства государств в части размещения и испытания в космосе оружия любого вида, привели определения терминов «космический объект», «оружие в космическом пространстве», которые отсутствуют в действующем международном космическом праве. Продвижение проекта ДПРОК является первостепенной задачей России в целях предотвращения милитаризации космоса. Российская сторона продвигает проект ДПРОК в качестве потенциального соглашения универсального характера, имеющим обязательную юридическую силу. Большинство стран выражают поддержку идее заключения многостороннего юридически обязывающего соглашения о запрете вывода оружия в космос.
Первым шагом на пути к ДПРОК является принятие государствами политического обязательства о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК) — инициатива России. Российская сторона предпринимает активные усилия по продвижению инициативы НПОК, в частности, в рамках Конференции по разоружению, Первого комитета ГА ООН, Комиссии ООН по разоружению, БРИКС, ШОС. В 2004 году на 59-й сессии ГА ООН в Первом комитете в качестве первого шага к ДПРОК Россия в одностороннем порядке взяла на себя политическое обязательство не размещать первой оружие в космосе. Аналогичные обязательства приняли все государства ОДКБ.
НПОК — это реальное доказательство ответственного поведения в космосе и готовность сделать следующий, более серьезный шаг — присоединиться к юридически обязательному ДПРОК. НПОК рассматривается как важнейшая мера укрепления доверия в космосе и мог бы стать одним из важных механизмов обеспечения безопасности в космосе при условии его грамотного и ответственного содержания, приемлемого для большинства стран-участниц космической деятельности.
Представители Госкорпорации «Роскосмос» входят в состав постоянно действующей делегации Российской Федерации по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК). Во взаимодействии с заинтересованными ведомствами Госкорпорации «Роскосмос» была проведена работа по подготовке резолюций по разоружению в космосе. На 74-й сессии Первый комитет Генассамблеи ООН принял три резолюции, представленные Российской Федерацией, в частности о «Неразмещении первыми оружия в космосе», «Мерах по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности» и «Дальнейших практических мерах по предотвращению гонки вооружения в космическом пространстве».
Концепция мер транспарентности и укрепления доверия (МТДК) появилась в рамках Конференции ООН по разоружению по инициативе Российской Федерации. По своей сути МТДК представляют собой добровольные или обязательные действия государств-участников космической деятельности, которые способствуют созданию условий для решения международных проблем, улучшения и развития международных отношений на основе сотрудничества, облегчают урегулирование ситуаций, которые могли бы привести к международной напряженности. МТДК служат инструментом реализации международно-правового принципа неприменения силы или угрозы силой, способствуют укреплению региональной и глобальной стабильности.
Вышеуказанные инициативы России по ДУКД, по повышению осведомленности об объектах и событиях в космическом пространстве, политические обязательства по неразмещению оружия в космическом пространстве составляют комплекс мер транспарентности и укрепления доверия в космосе.
Российская Федерация последовательно продвигает идею о необходимости разработки всеобъемлющей конвенции ООН по международному космическому праву. Такой инструмент международного права устранил бы имеющиеся противоречия и восполнил пробелы в действующем международно-правовом регулировании космической деятельности, позволил бы рассмотреть все аспекты освоения космического пространства и использования космических технологий в рамках единого, целостного документа, а также учесть интересы всех участников космической деятельности.
Россия поддерживает инициативу широкого присоединения к пяти договорам ООН по космосу, статус и применение которых являются основой безопасности ведения космических операций. Было высказано мнение, что статус пяти договоров ООН по космосу как краеугольных камней международного космического права не подвергается сомнению, однако в будущем новые научные достижения и развитие технологий потребуют усовершенствования договоров. Для того чтобы пять договоров оставались актуальными, Подкомитет должен учитывать необходимость внесения поправок и изменений или даже разработки дополнительных договоров, а также содействовать еще более широкому присоединению к правовому режиму, регулирующему космическую деятельность.
Представители Госкорпорации «Роскосмос» участвуют в заседаниях Межагентского координационного комитета по космическому мусору (МККМ). МККМ достиг больших успехов в осуществлении информационного обмена и в координации работ по проблеме космического мусора. руководящие принципы МККМ послужили основой для разработки Руководящих принципов ООН по космическому мусору.
В 2007 году Комитетом ООН по космосу были приняты Руководящие принципы по снижению образования космического мусора, утвержденные на 62-й сессии Генеральной ассамблее ООН. Это рекомендательный свод правил, предусматривающий комплекс превентивных мер на этапе разработки и создания КА, их эксплуатации, направленный на снижение темпов техногенного засорения космоса фрагментами космического мусора. Тем не менее, полное избавление от образования космического мусора не представляется возможным в настоящее время, потому встал вопрос об его активном удалении.
В 2018 году на 57 сессии ЮПК Комитета ООН по космосу российская делегация подняла вопрос о необходимость принятия неотложных мер по уменьшению темпов его образования и поиску путей очистки космического пространства. Было также отмечено, что в настоящее время не существует приемлемого юридически значимого определения космического мусора. В настоящее время в Комитете ООН по космосу и его подкомитетах ведется дальнейшая работа над международно-правовым регулированием деятельности по космическому мусору.
В 2015 году в США был принят закон, законов, наделяющий частный сектор правом разрабатывать, присваивать и продавать минеральные ресурсы небесных тел, включая астероиды. В 2019 году на 58 сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу российская делегация предложила поддержать делегации Греции и Бельгии, которые инициируют создание рабочей группы по обмену мнениями о возможных моделях правового регулирования деятельности по исследованию, освоению и использованию космических ресурсов.
В 2020 году США был принят указ «О поощрении международной поддержки в отношении добычи и эксплуатации космических ресурсов». Российская Федерация рассматривает новую космическую политику США нарушающей фундаментальные принципы международного космического права о неприсвоении космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
В связи с этим, Россия выдвинула тезис о необходимости определения в рамках Комитета ООН по космосу правового режима в отношении космических ресурсов и их будущего использования. Российская делегация настаивает на принятии практических усилий по данному направлению исключительно в рамках Комитета и его подкомитетов.
В апреле 2016 года на сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу была впервые рассмотрена тематика управления движением в космосе (УДК). В 2019 году на 58 сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу представители Госкорпорации «Роскосмос» выступили с докладом об УДК, в котором отметили, что УКД предполагает активную разработку механизмов международного сотрудничества, а также напомнили о российской инициативе по созданию под эгидой ООН соответствующей информационной платформы для обмена информацией.
Российская Федерация в своем официальном выступлении на сессии отметила глубинную связь темы управления космическим движением с проблематикой обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности и призывала государства-членов Юридического подкомитета к активной международной дискуссии, которая должна быть нацелена на выяснение реальных перспектив и модальностей изучения вопросов управления космическим движением в рамках Юридического подкомитета.
Кейптаунская конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 года и Космический протокол к ней 2012 года, разработанные Международным институтом по унификации частного права (УНИДРУА) при участии ведущих мировых экспертов в сфере правового обеспечения частных космических проектов, являются первыми международно-правовыми инструментами регулирования специфических аспектов коммерческой космической деятельности.
Космический протокол предусматривает регистрацию обеспечительных прав (международных гарантий) на космические средства в едином Международном регистре по таким международным сделкам с космическими средствами, как купля-продажа, условная купля-продажа, залог и аренда (лизинг). При этом зарегистрированное в международном реестре обеспечительное право (международная гарантия) будет иметь приоритет перед любыми незарегистрированными или последующими зарегистрированными обеспечительными правами (международными гарантиями).
Указанный механизм направлен на создание условий для предоставления международных кредитных ресурсов на производство и использование сложной космической техники. Планируется, что это должно привести к существенному снижению процентных ставок по предоставляемым для космических проектов (прежде всего в области спутниковой связи) кредитов, а также заменить институт государственных (правительственных) гарантий по инвестиционным сделкам в сфере космоса.
В настоящее время проводится оценка потенциальных выгод для РКП в результате возможного присоединения Российской Федерации к Космическому протоколу. Правовой режим Кейптаунской конвенции и Космического протокола может быть использован в качестве стимула развития частной космической деятельности в России.
В 2018 году в Вене состоялась юбилейная Конференция ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС +50), посвященная 50-летию первой всемирной конференции сессии ЮНИСПЕЙС. Организатором Конференции выступило Управление ООН по вопросам космического пространства.
Руководство Госкорпорации «Роскосмос» приняло участие в мероприятиях ЮНИСПЕЙС +50, посвящённых празднованию пятидесятой годовщины первой Конференции Организации Объединенных Наций по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, на которой был одобрен проект резолюции ГА ООН «Пятидесятая годовщина первой Конференции Организации Объединенных Наций по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях: космос как двигатель устойчивого развития», принятой Генеральной Ассамблеей 26 октября 2018 г. (A/RES/73/6).
В сентябре 2018 года в г. Москве под эгидой ООН прошла первая Конференция ООН по космической политике и космическому праву. Указанное мероприятие было проведено Госкорпорацией «Роскосмос» при поддержке МИД России и Правительства Москвы в соответствии с международным соглашением, заключенным между Правительством Российской Федерации и ООН. Доклад об итогах проведенной Конференции был представлен на 58 сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу.
В Конференции приняли участие более чем 80 стран. Особенностью мероприятия стал формат открытой профессиональной дискуссии, что выделяет его среди официальных сессий в рамках комитета ООН по космосу. Такой формат мероприятия предоставил участникам возможность свободно обмениваться экспертными мнениями, не ограничивая себя официальными заявлениями и докладами от национальных делегаций. Проведение данной Конференции принесло практическую пользу, способствовало росту взаимопонимания. Положительные отзывы участников послужили основанием продолжить проведение конференций по вопросам космического права. 23-26 сентября 2019 года в Турции в г. Стамбуле была организована вторая Конференция ООН по космическому праву и космической политике в аналогичном формате. Представители Госкорпорации «Роскосмос» также приняли участие в данном мероприятии.
В ноябре 2018 года в г. Москве была проведена Международная научно-практическая конференция «Космонавтика: открытое пространство международного сотрудничества и развития», приуроченная к 20-летию создания Международной космической станции. Участниками конференции стали специалисты предприятий ракетно-космической отрасли, руководители и представители зарубежных космических агентств, государственные деятели, участники экспедиций на Международную космическую станцию, а также ветераны отрасли. Проведение Конференции позволило участникам обменяться опытом, а также провести дискуссии на тему перспектив сотрудничества и развития пилотируемой космонавтики.
В 2019 году представители Госкорпорации «Роскосмос» приняли участие в 70-м Международном астронавтическом конгрессе при МАФ, проводимом в г. Вашингтоне, США. Был подписан Меморандум между Госкорпорацией «Роскосмос» и МАФ о проведении GLEX 2020 в г. Санкт-Петербурге. В 2019 году Представители Госкорпорации «Роскосмос» совместно с представителями Главкосмоса в составе российской делегации приняли участие в Международной конференции по космосу для развивающихся стран (GLEC-2019), в г. Марракеш, Марокко.
В июле 2020 года Госкорпорация «Роскосмос» планирует провести видеоконференцию глав космических ведомств стран БРИКС для представления достижений в области космической деятельности и обсуждения перспективных проектов в пятистороннем формате. По итогам конференции будет принято совместное заявление глав космических агентств, которое планируется направить в МИД России для включения в итоговую декларацию Саммита глав государств БРИКС.
Источник