«Солнце». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Алёна Колесникова
«Солнце». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Конспект занятия по познавательному развитию
«Солнце»
Цель занятия: 1. Дать представления о роли Солнца в жизни людей.
2. Познакомить детей с мифологией разных народов о Солнце.
Ход занятия: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о… А вот о чём мы будем с вами разговаривать догадаетесь когда прослушаете загадку:
Кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт.
Правильно, это Солнце. Солнце дарит нам свет и тепло. Без Солнца, света и тепла все жители погибли бы. Скажите пожалуйста много ли растений, цветов и деревьев в тёмных пещерах. Правильно нет. А почему? Какие условия нужны растениям (вода, почва, свет, тепло). Даже в густом лесу ветки деревьев пропускают мало света, поэтому в нем меньше травы и ярких цветов, чем на лугу, освещённым Солнцем.
А может ли человек жить без Солнца? Да может, но очень недолго. У тех людей, кто подолгу работает под землёй, лица бледные. А вы знаете люди каких профессий работают под землёй? (шахтёры, строители метро….).
Ответьте мне на такой вопрос: каким может быть солнышко? (тёплым, ласковым, весёлым….). А может оно быть страшным и злым? (да). Когда? (летом, когда людям приходиться прятаться в тени от знойных палящих лучей солнца. Шутит с таким солнцем опасно; можно перегреться, кожа покраснеет и будет болеть, заболит и голова. Солнце бывает злым во времена засухи, когда гибнут растения, животные, пересыхают реки и ручьи.
В какое время года солнце ласковое, а в какое бывает злым? Да, поэтому летом, когда вы бываете в лесу и в поле надо быть очень осторожными с огнём, что бы не вызвать пожар. Не забывайте, что в это время наши беззащитные друзья растения особенно нуждаются в воде и в нашей заботе.
Сейчас учёные говорят, что Солнце-это звезда, очень горячий (раскалённый) шар. Солнце кажется нам больше и ярче других звёзд, потому что оно ближе к земле, чем другие звёзды.
А в древности малые народы считали Солнце — богом: В Египте его называли Ра, в Греции – Гелиос, в Древней Руси – Даждьбогом, (бог плодородия).
Люди думали, что солнечный бог, дарующий всем свет, тепло, жизнь, может рассердиться и наказать за плохие поступки. Поэтому они строили большие специальные здания (храмы) для бога Солнца. Люди приносили в храмы дары, пели в его честь гимны.Вот так пели в честь бога Ра в Египте:
«Была земля во мраке,
И стал свет, после того, как ты возник.
Озарил ты Египет – лучами своими,
Когда диск твой засиял.
Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые,
Левый же глаз твой прогнал тьму ночную».
А американские индейцы на восходе солнца залезали на крыши жилищ и предлагали светилу блюдо с кукурузой – хотели угостить Солнце, как желанного гостя.При этом они пели: «Солнце взошло, мы не знаем, как оно совершит свой путь, не случится ли в это время несчастье. О, владыка, соверши своё дело благополучно!
Каждый день человек видит, как Солнце появляется утром на востоке, движется по небу и вечером заходит на западе.
Раньше, в древние времена, люди не понимали, почему бывает день и ночь, откуда Солнце появляется утром, как оно движется и куда исчезает ночью.
Для того, чтобы объяснить себе и детям, как движется Солнце по небу и почему бывает день и ночь, люди придумывали красивые сказочные истории, которые теперь называют мифами.
Так, в Греции в древние времена рассказывали, что движется по небу
Солнце – это проезжает по небу на колесницы бог Солнца – Гелиос.
«Объезжаешь ты на колеснице
Света стороны четыре. Слева
От тебя летят по небу Страхи,
Справа от тебя несется Ужас [. ]
Справа от тебя летит Бунене —
Колесаичий и советник верный.
Слева от тебя летит Мишару,
Праведный помощник и слуга [. ]
Небо все ты объезжаешь, Солнце!»
А в древнем Египте придумывали совсем другой миф. Каждый день бог Солнца Ра проплывал по небесной реке в дневной ладье. Вечером он подплывает западным горам, где расположен вход в подземный мир. Ра переходит с дневной ладьи в ночную и начинает плавание по подземной реке, протекающей через 12 подземелий, в которых живёт огнедышащий дракон Апоп — в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Часто выступает как собирательный образ всех врагов солнца.
Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно. Через отверстие в восточных горах бог Ра выплывает на поверхность земли, пересаживается в дневную ладью и вновь плывёт по небесной реке.
У славян Даждьбог, идол, стоял, на холме в городе Киеве. Древние славяне также задабривали бога Солнца, восхваляли и воспевали его, покой.
Теперь люди знают. Что день и ночь бывает из-за того, что наша земля вращается. Это не солнце движется по небу, это мы движемся вместе с нашим большим домом – Земля.
Итак: возьмите, пожалуйста альбомный лист и на одной половине нарисуйте состояние погоды при ласковом солнце, а на другой при злом (пожар, засохшие растения). И само Солнцедолжно быть ласковым на одной стороне и злым на другой:
Дома придумайте загадки о том, что мы делаем днём, а что ночью.
Развлечение во второй младшей группе «Остров сокровищ» Уважаемые коллеги! Вот и закончилось лето. Я вышла из отпуска и решила провести развлечение своим детям. Где закрепила знания о времени.
Знакомство с Якутией Цель: Дать представления о Якутии, как части России. Научить определять на карте территорию Якутии. Познакомить с гербом, флагом республики.
Источник
Конспект познавательно-исследовательский деятельности «СОЛНЦЕ» (старшая группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solntse.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательский деятельности «СОЛНЦЕ»
Цель: Дать понятие о Солнце как источнике света и тепла.
Задачи: — закрепить представление детей о солнце
— познакомить детей с искусственными и природными источниками тепла и света, показать значение разного освещения в жизни растений;
— опытным путем установить: — что солнечные лучи согревают; — что на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени;
— развивать способность детей вести наблюдение за неживой природой (солнцем); умение пускать «солнечные зайчики);
— развивать любознательность, экологическое мышление, культуру речи.
Беседа: «Солнце – большая звезда»
Опыты: 1. «Влияние солнечного света и тепла на рост и развитие растений»;
2. «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени».
Материал: горшочные растения, настольная лампа, два блюдца с водой, зеркальце на каждого ребенка.
— Встало утром солнышко,
И гулять отправилось,
И на нашей улице
Все ему понравилось.
И попало солнышко
Прямо к нам в окошко.
— Ребята, а вы здоровались сегодня с солнышком, улыбались ему? Давайте посмотрим в окошко, какое сегодня солнышко? (Яркое, теплое, лучистое…)
— А почему, ребята, солнышко старается всех согреть? (Потому, что оно доброе, ласковое)
— Правильно! Поздоровайтесь и вы с солнышком – улыбнитесь ему, и тогда солнышко подружится с нами.
(Под музыку появляется Солнышко)
Солнышко:- Кто не видел Солнышко?
Солнце знают все.
В гости к вам пожаловало
Я – во всей красе.
Вот и стало светлее,
Вот и стало теплее!
Рады тебя видеть,
Как ты к нам попало?
Солнышко: — Да я по небу гуляло,
И нечаянно упало.
Вот не знаю – когда возвращаться?
Может мне у вас остаться?
— Ребята, нужно солнышку помочь. Подскажите, в какое время суток светит нам солнышко? (Солнышко светит днем)
— А ночью? (Ночью солнышко не светит)
Солнышко: — А сейчас какое время суток, ребята? Что мне сейчас делать? (Сейчас день)
— Правильно, ребята, сейчас день, поэтому солнышко может остаться с нами. А ночью, когда оно уходит за горизонт, что остается на небе? Что светит ночью? (Ночью светит луна)
Солнышко: — Да, это моя младшая сестра, но она светит не так ярко как я. Поэтому на небе главное я – Солнце!
— А вы знаете, дети, что же такое солнце? (ответы детей)
— Солнце – это большая звезда. Ночью, когда светит луна – мы видим маленькие звездочки, они холодные и находятся очень далеко от нашей земли. А Солнце – это большая, яркая и очень горячая звезда. Солнце находится ближе к нам, поэтому его лучи согревают нашу планету и освещают его.
Солнышко: — Да, я главное! Целый день мне приходится светить и греть, а это очень трудное занятие. Пора мне отдохнуть. Все! Ухожу!
— Нет, нет! Что ты! Тебе нельзя уходить надолго. Видно зазналось наше Солнышко.
Солнышко: — Подумаешь! Что без меня может случиться?
— Ребята, как вы думаете, что может случиться без солнышка? (Без солнышка станет темно и холодно)
— Помните как в сказке: Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
— А еще без солнышка погибнут животные и растения. И нам без солнышка будет очень плохо!
Солнышко: — Не может этого быть!
— Давайте это проверим, ребята? И тебе солнышко, будет интересно узнать, что же происходит в твое отсутствие.
Опыт № 1: «Влияние солнечного света и тепла на растения»
— Без солнца ни человек, ни животные, ни растения жить не могут. Всему живому необходим свет и тепло. Посмотрите, ребята, на растения зеленого уголка. Видите: т е, что стоят ближе к солнечному свету пышнее, зеленее, ярче. Почему, как вы думаете? (ответы детей).
— Конечно, они получают больше солнечного света и тепла. Так ли это?
Представьте, что наша настольная лампа – это маленькое солнышко, а ваши ладошки – это растения.
(закрываются шторы, в комнате делается затемнение)
Наступила ночь, растения уснули. Я включаю лампу, растения просыпаются — то солнышко, а вы подставьте под ее свет свои ладошки. Что вы чувствуете? (Ладошкам очень жарко, а в комнате светло.)
— А теперь я отодвину лампу подальше, что вы почувствовали? ( Ладошкам не так жарко.)
— А в комнате так же светло! У нас все еще день, но не так жарко. А теперь я совсем выключу лампу – это солнышко уснуло, наступила ночь. Что вы сейчас чувствуете, ребята? (Ладошки не чувствуют тепло. В комнате стало темно)
— Вот видите, ребята, чем дальше солнышко от нас, тем меньше тепла получаем мы, животные и растения. Поэтому мы должны менять растения местами, чтобы всем хватило солнечного света и тепла. Но есть растения, которые не любят, когда очень жарко, их называют тенелюбивые, их не ставят под прямые лучи солнца. А что еще нужно растениям, чтобы они не погибли. (Их нужно поливать теплой водой)
— Правильно, а солнышко и здесь нам поможет, оно нагреет воду. Чем ближе солнце, тем теплее на улице. Мы можем сказать, что расстояние от солнца влияет ни температуру воздуха.
Солнышко: Так вот что происходит, когда я ухожу.
— Да солнышко, и чем дальше ты от нас уходишь, тем холоднее становится на улице. Без тебя никак нельзя.
— Ребята, а когда солнышко греет жарче, зимой или летом? (Летом солнце греет жарче)
— Без солнца может наступить день, лето? Будут петь птицы, и расти цветы? (ответы детей).
— Все оживает с появлением солнышка. От его солнечного света и энергии, от его тепла пробуждается природа, все оживает. Все живое на земле получает энергию солнца, жизненную силу. Когда вам хочется играть и веселиться: днем или ночью? (Днем хочется играть, а ночью мы спим)
— Правильно, это солнце днем дает нам энергию для игры. А ночью мы отдыхаем. Давайте покажем солнышку, сколько сейчас у нас энергии.
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Руки развести пошире,
Раз, два, три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку,
Солнышко: Молодцы, ребята. Вы, наверное, еще и согрелись?
— Ребята, вспомните, как чувствовали себя ваши ладошки под включенной лампой?
(Ладошкам было жарко)
— Да, и ваши ладошки до сих пор, наверное, хранят тепло? И все предметы согретые солнышком могут долго сохранять его тепло. Потрогайте предметы, которые долго лежали на окне, что вы чувствуете? Какие они? Почему? (Они теплые, их нагрело солнышко)
— Правильно, некоторые предметы нагретые солнцем сохраняют его тепло, даже когда солнце исчезает.
Солнышко: Я очень старалось, пока не заленилось.
— Даже ребята знают: Лениться – не годиться! Пока ты ленилось, на улице пошел дождь, и ребята не смогут теперь идти гулять. Что же делать ребята? (ответы детей).
— Да, солнце высушит асфальт и дорожки, и мы сможем идти гулять. Хотите узнать, как это происходит?
— Давайте, ребята, мы сделаем свои маленькие лужицы. Нальем воды в два блюдца. Одно поставим на солнце, а другое в тень. Терпеливо подождем некоторое время, а потом проверим, в каком блюдце воды осталось меньше. Почему, как вы думаете? (ответы детей).
— Дело в том, что вода нагрелась на солнце, превратилась в пар и улетела, т.е. испарилась. Потрогайте воду в каждом блюдце. Заметили разницу? Почему так произошло? (В одном блюдце вода теплее, чем в другом, её нагрело солнышко)
— Правильно, в том блюдце, где воды меньше она теплее, так как сильно нагрелась на солнце. Воздух тоже нагревается на солнце сильнее, чем в тени. Поэтому вода в тени испаряется медленнее, потому, что медленно нагревается. Так же происходит и на улице: воздух нагревается на солнце, вода в лужах испаряется.
— Итак, где быстрее высохнут лужи в тени или на солнце? (на солнце лужи высохнут быстрее).
Солнышко: — А я и дорожки высушу, и с вами гулять пойду.
Простите меня, я не буду больше лениться,
Буду для вас я трудиться.
Пора мне с вами прощаться,
— До свидания, Солнышко! Заглядывай к нам почаще, а на прощание дети хотят подарить тебе свои рисунки: они нарисовали твой портрет – ласковое, теплое солнышко.
(Дети дарят свои рисунки, Солнышко уходит)
— А вы, ребята, поняли, как плохо жить без солнышка? Что ж дождь прошел, на улице тепло и сухо, можно идти гулять. Мы будем учиться пускать солнечные зайчики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема «Мебель». Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л.
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе.
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени.
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе .
Цель: Создать условия для закрепления первоначальных представлений о веснеЗадачи:Образовательные : Совершенствовать умение детей выделять один предмет (треугольник) из группы предметов; закрепить знан.
Формировать знания детей о снеге и о его свойствах.
Источник