Меню

Конспект по теме луна естественный спутник земли

конспект Луна — естественный спутник Земли
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

конспект урока по теме луна — естественный спутник земли в 3 классе по программе УМК Гармония ФГОС

Скачать:

Вложение Размер
luna_-estestvennyy_sputnik_zemli.docx 38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Луна — естественный спутник Земли (Ночная красавица).

• сформировать представление о холодном небесном теле — Луне, о её движении

вокруг Земли, размерах и расстоянии от Земли; •S объяснить ученикам, почему видимая форма Луны меняется в течение месяца, а

затем повторяется; •S продолжить развивать наблюдательность, умение моделировать предметы и

явления окружающего мира, логическое мышление, воображение и фантазию; • воспитывать бережное отношение к окружающему.

I. Организационный момент.

2.Постановка цели и темы урока

1. Просмотр видео

-как вы думаете куда мы свами отправимся?

А все ли вы знаете о ней?

– А хотите ли узнать больше? (да)

– Давайте посмотрим, что мы должны узнать о ней в течении этого урока,

  1. Луна — спутник Земли.
  2. Поверхность Луны.
  3. Лунные фазы.
  4. Изучение Луны человеком.

До сих пор мы говорили о дневном небе, на котором царит Солнце. Теперь настала пора присмотреться к ночному небу.

3.Работа по теме

— Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна. Что вы можете о них сказать?

Ответить на вопросы нам поможет учебник

4.Работа в группах

— Каковы размеры Луны по сравнению с размерами Земли? –(Луна, оказывается, в 4 раза меньше Земли).

  • Что такое луна (луна –это холодное небесное тело)
  • Излучает ли луна свет? (Луна не излучает собственного света, а только отражает солнечные лучи)

Каково расстояние от Земли до Луны?

— Расстояние до луны примерно 400 тысяч км. Это самое близкое к Земле космическое тело. , а от Земли до Солнца гораздо больше. Даже, если вы не можете прочитать эти числа, то это видно по линиям. Луна самое близкое к Земле космическое тело./Слайд 9 /. Если бы это было возможно, человек смог дойти до Луны за 40 лет. Автомобиль добрался бы за полгода. Ракета достигнет Луны примерно за трое суток полёта.

  • Используется таблица:

Расстояние от Земли до Луны примерно 400 тысяч км.

Человек – 40 лет.

Ракета — трое суток полёта.

— Данная таблица поможет /работа в парах/.

Решение шутливой задачки (печатная тетрадь с. 27 № 18) о том, как второклассник отправился на Луну. Сколько лет будет старичку, когда он вернётся обратно?

(40л + 40л + 8л = 88л)

В космическом пространстве все такие непоседы. На месте никого не удержишь, всё движутся и движутся. Вот и луна так и вертится возле своей подружки Земли. За это Луну и прозвали спутником Земли. т. е Луна движется вокруг Земли ,а вместе с Землёй вокруг солнца.

— Как вы думаете ,что означает слово спутник?

  • Работа с толковым словарём см. спутник( луна вращается вокруг земли)
  • А есть искусственные спутники( картинка)

.5. Взаимное расположение Солнца, Земли, Луны:

— Обсудите в парах , на какой схеме правильно изображено движение Земли, Луны

  • Давайте чтобы это все лучше представить, сами ненадолго превратимся в Солнце, планету Земля и Луну. Мы с вами попробуем показать движение Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли. (Они демонстрируют, как движутся Солнце, Земля и Луна. Ученик — Солнце вращается вокруг себя. Ученица — Земля — вокруг себя и очень медленно вокруг Солнца. Ученица — Луна вращается вокруг себя и вокруг Земли.)
  • Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны.
  • Молодцы, садитесь.
  • Теперь откройте учебники стр.12 и прочитаем

Вывод: Итак, почему Луну называют спутником Земли? (ответы детей)

Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот –

Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись!

-Хотите поближе посмотреть на луну

— Чтобы узнать все это, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на Луну. Вы будете настоящими исследователями, учеными-астрономами. Итак, готовы отправится в необыкновенное путешествие?

  • Пристегните ремни! Внимание! Взлет! (видео «Взлет на Луну)
  • Закройте глаза, что представляете?

1. Луна — спутник Земли

2. Поверхность Луны. (слайд 13)

Приближаемся к луне

  • Что вы видите на изображении?
  • Посмотрите на поверхность Луны и скажите, какая она?
  • — Рассмотрите фотографию Луны и послушайте стихотворение Джанни Родари., к-е расскажет нам ваш одноклассник … (рассказывает один ученик) . Подумайте, что назвали лунными морями.

На море оно не похоже.

Воды в этом море ни капельки нет,

И рыбы не водятся тоже.

Нельзя в нём плескаться,

Купаться в том море

Удобно лишь тем,

Ещё не умеет совсем!

(Учащиеся высказывают предположения:

  • Скорее всего, это горы и впадины на поверхности Луны.)
  • Давайте найдем ответ на этот вопрос в наших тетрадях на стр.7 №12. (читает один ученик)

Что говорится о поверхности Луны в учебниках?

— На Луне много впадин, к-е образовались от ударов метеоритов об ее поверхность).

  • Ребята, эти впадины называются кратерами или по другому их называют «лунными морями».

Давайте повторим хором это слово — кратер (хором).

Значит, что такое «лунные моря»? (кратеры, образованные в следствии падения метеоритов — камней упавших из космоса).

Так как луна притягивает к своей поверхности слабее, чем земля, то вы бы свободно смогли бы на луне поднять стол, подпрыгнуть до потолка или прыгнуть в длину на 10-20 метров.

  • .Учитель :Посмотрите на рисунки друг друга. У всех ли одинаковые рисунки?
  • Почему у одних нарисована круглая Луна, а у других как серп. Как вы думаете кто из вас прав?

-А вы знаете, от чего зависит разный вид Луны?

— Разный вид Луны зависит от того, как она освещена невидимым нам ночью Солнцем Вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем. Всему этому есть объяснение. Солнце — это пылающий шар. Оно испускает свет. А Луна не испускает света; она словно зеркало, отражает свет Солнца. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли. По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе её то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Если наблюдать за Луной, вы заметите, серп «молодой», «растущей» Луны отличается от Луны «стареющей». Для этого нужно соединить отрезком прямой линии кончики рожек и немного продлить вниз эту линию. У нас получится буква «Р», т.е. первая буква слова «растущий». Значит мы нарисовали молодую Луну. А «стареющий» серпик сам об этом говорит, потому что он похож на букву «С» — первую букву слова «стареющий».

_ На каком рисунке луна растёт ,а на каком убывает. (слайд)

. Изучение человеком Луны. (слайд 15)

  • Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне?
  • Прочитаем в учебнике на стр.14
  • Люди издавна мечтали побывать на Луне. Настоящий штурм Луны начинается с 1959 года. В 1966 году станция «Луна-9» прилунилась и передала телевизионное изображение лунного ландшафта. В 1970 году станция «Луна-16» произвела бурение и доставила лунный грунт на Землю. Изучением Луны также занимались и другие страны.
  • А сейчас мы прочитаем о том, кому удалось побывать на Луне. Внимательно слушайте и запоминайте . ( один ученик читает)

Карточка (читает ученик) В 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин побывали на Луне. Им даже удалось поездить на лунном вездеходе. В 1970 году на поверхности Луны начал своё движение первый отечественный самоходный аппарат «Луноход — 1». Множество кратеров на Луне вызвано падением метеоритов, т.к. у Луны нет атмосферы, в отличие от Земли. Из — за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. На освещенной Солнцем поверхности она поднимается до +130 градусов, а ночью падает до — 160 градусов.

  • Как звали американских астронавтов побывавших на Луне? ( Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)
  • Что удалось выяснить учёным — астрономам в результате изучения Луны? (Учёные доказали, что на Луне нет воздуха, воды, а следовательно нет животных и растений.)
  • А теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами летим обратно на Землю. С успешным приземлением вас, ребята!

VI. Закрепление изученного материала (слайд 16)

– Что удалось выяснить учёным – астрономам в результате изучения Луны? (Учёные доказали, что на Луне нет воздуха, воды, а следовательно нет животных и растений и т.д.)

Работа вгруппах тетрадь стр.6 №11(проверка по камере)

– Получили ли мы ответы на неизвестные ранее нам вопросы?

– Что нового узнали на уроке? (о том что Луна спутник Земли, о поверхности Луны, о фазах, о людях покоривших луну)

Вот мы с вами узнали многое о спутнике Земли Луне. А сейчас проверим, насколько вы хорошо все запомнили.

Тест стр.28 3 (проверка одной работы)

Взаимопроверка (выставление оценок)

Мы получили много научной информации. А можно ли любоваться Луной? И мы не одни, любовались Луной во все времена. Художники, писатели, композиторы посвятили Луне свои произведения.

  1. Послушайте отрывок из “Сказки о мёртвой царевне” А.С.Пушкина:

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.

-Я хочу чтобы вы оценили свою работу на уроке: ( на столе у каждого лежат звездочки трех цветов)

Крас.звезда — на уроке было легко, интересно.

Желт.звезда — испытывал затруднения.

Корич.звезда — на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял.

Дом. зад. — выполнить в тетрадях №13, 8

Подготовить сообщение о Луне от имени астронавта или ученого астронома.

Источник

Луна – естественный спутник Земли

Луна — единственный естественный спутник планеты Земля. Это второй самый яркий объект в небосводе после Солнца. Так как Луна вращается по орбите кругом Земли с временем в один месяц, угол меж Землей, Луной и Солнцем меняется; мы видим этот эффект как цикл лунных фаз.

Хотя Луна и вертится вокруг собственной оси, она всегда обращена к Земле одной и той же стороной. Дело в том, что она производит один кругооборот вокруг собственной оси за то же время (27,3 дней), что и один оборот вокруг Земли. А так как направленность обоих вращений совпадает, его противоположную сторону с Земли узреть нереально.

При этом вращение Луны вокруг Земли по эллиптической орбите проистекает неравномерно, с Земли имеется возможность видеть 59% лунной поверхности.

  • Первым космическим аппаратом, достигшим поверхности Луны, является «Луна-2». Он был запущен в СССР 12 сентября 1959 года.
  • Впервые нога человека ступила на Луну 20 июля 1969 года. Это были американские астронавты «Аполлона-11».

Еще до того, как стали проводиться космические исследования, астрономы уже заявляли о необычности Луны.

Ее плотность меньше плотности любой планеты земной группы (Земли, Марса, Венеры, Меркурия) — всего лишь в 3,3 раза больше плотности воды. Даже этот факт является свидетельством необычных условий образования спутника.

По пробам грунта с ее поверхности был установлен химический состав, а также возраст Луны (самые старые образцы – 4,1 млрд. лет), и это обстоятельство еще больше запутало представление землян о происхождении данного небесного тела.

В настоящее время большинство ученых считают, что Луна сформировалась в результате столкновения крупного небесного тела с Землей.

Луна по сравнению со спутниками других планет

Несмотря на не столь выдающиеся в сравнении с другими спутниками Солнечной системы размеры, Луна является самым крупным по отношению к своей планете – Землеспутником.

Луна является достаточно большим спутником. По размерам ее превосходят лишь такие спутники других планет, как Ио, Каллисто, Ганимед, Титан. Таким образом, размер Луны позволяет занимать этому небесному телу среди 91 спутника всей Солнечной системы пятое место.

Орбита Луны

  • Перигей (ближайшая к Земле точка орбиты): 363 104 километра (изменяется в пределах 356 400 – 370 400 километров).
  • Апогей (самая далекая от Земли точка орбиты): 405 696 километров (изменяется в пределах 404 000 – 406 700 километров).
  • Средняя скорость движения Луны по орбите составляет около 1,023 километра в секунду.
  • Лунавращается вокруг Земли по эллиптической орбите с периодом 27,3 суток, постепенно удаляясь от нее вследствие приливного ускорения на 38 миллиметров в год, то есть ее орбита представляет собой медленно раскручивающуюся спираль.

Физические характеристики Луны

  • Температура поверхности Луны колеблется от −173 °C ночью до +127 °C в подсолнечной точке. Температура пород на глубине 1 метр постоянна и равна −35 °C.
  • Средний радиус Луны составляет 1737,1 километра, то есть примерно 0,273 радиуса Земли.
  • Площадь поверхности Луны составляет 3,793 х 107 квадратных километров.
  • Средняя плотность Луны составляет 3,3464 грамм на кубический сантиметр.
  • Ускорение свободного падения на Луне равно 1,62 метра на секунду в квадрате (0,165 g).
  • Масса Луны равна 7,3477 х 1022 килограмм.

Система Земля – Луна

Разумеется, не совсем верно говорить о движении Луны вокруг Земли. Точнее, оба эти тела обращаются вокруг их общего центра массы, лежащего ниже поверхности Земли. Анализ колебаний Земли показал, что масса Луны в 81 раз меньше массы Земли.

Гравитационное притяжение Луны вызывает приливы и отливы на Земле.

Приливные движения в результате трения замедляют вращение Земли, увеличивая продолжительность земных суток на 0,001 с за столетие.

Поскольку момент импульса системы Земля – Луна сохраняется, замедление вращения Земли приводит к медленному удалению Луны от Земли. Однако в нынешнюю эпоху расстояние между Землей и Луной уменьшается на 2,5 см в год из-за сложного взаимодействия Солнца и планет с Землей.

Луна всегда обращена к Земле одной стороной.

Детальный анализ ее гравитационного поля показал, что Луна деформирована в направлении Земли, но искажение ее формы слишком велико для современного приливного эффекта. Это искажение считают «замороженным приливом», оставшимся с тех пор, когда Луна была ближе к Земле и испытывала с ее стороны более сильное приливное влияние, чем сейчас. Но эта выпуклость может представлять собой и неоднородность внутреннего строения Луны.

Лунная иллюзия

Рядом с горизонтом Луна по размерам кажется гораздо больше, нежели высоко на небосводе. Это оптический обман.

Согласно психологическим опытам, в подсознании наблюдателя формируется собственное представление о размерах объекта под воздействием восприятия величины соседствующих объектов. Чем выше в небе, тем Луна воспринимается меньше, поскольку находится в большом пустом пространстве. Но ближе к горизонту ее размеры легко сравнимы с расстоянием от Луны до горизонта, ввиду чего неосознанно усиливается впечатление о лунном размере.

Изменения видимой формы Луны

Поскольку Луна — сферическое тело, при её освещении сбоку возникает «серп». Освещённая сторона луны всегда указывает в сторону Солнца, даже если оно скрыто за горизонтом.

Продолжительность полной смены фаз Луны (так называемый синодический месяц) непостоянна из-за эллиптичности лунной орбиты. Средний синодический месяц составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,82 секунды.

В фазах Луны, близких к новолунию (в начале первой четверти и в конце последней четверти), при очень узком серпе, неосвещённая часть образует т. н. пепельный свет Луны — видимое свечение неосвещённой прямым солнечным светом поверхности характерного пепельного цвета.

Луна проходит следующие фазы освещения:

  • новолуние — состояние, когда Луна не видна.
  • молодая луна — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.
  • первая четверть — состояние, когда освещена половина Луны.
  • прибывающая луна
  • полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком.
  • убывающая луна
  • последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина Луны.
  • старая луна

Обычно на каждый календарный месяц выпадает по одному полнолунию, но так как фазы Луны сменяются немного быстрее, чем 12 раз в году, иногда случаются и вторые полнолуния за месяц, называемые голубой луной.

Мнемоническое правило определения фаз Луны

Чтобы отличить первую четверть от последней, наблюдатель, находящийся в северном полушарии, может использовать следующие мнемонические правила. Если лунный серп в небе похож на букву «С», то это — луна «Стареющая» или «Сходящая», то есть это последняя четверть. Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р» — луна «Растущая», то есть это первая четверть.

Растущий месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий — утром.

Следует заметить, что вблизи экватора месяц всегда виден «лёжа на боку», и данный способ не подходит для определения фазы.

В южном полушарии ориентация серпа в соответствующих фазах противоположная: растущий месяц (от новолуния до полнолуния) похож на букву «С», а убывающий (от полнолуния до новолуния) похож на букву «D» без палочки.

Если по направлению движения луны передний край освещённый — луна растущая, затенённый — убывающая.

Разница между Луной и Землей

Хотя между Землей и Луной около 400 тысяч километров, они тесно связаны и способны влиять друг на друга. Луна взаимодействует со всей земной природой, активизируя, к примеру, морские приливы и отливы. Тем не менее, у двух этих небесных тел довольно много отличий друг от друга.

Сравнение

Земля в 81 раз больше Луны по массе. Радиус Луны примерно в три с половиной раза меньше радиуса Земли.

Сравнение размеров Луны, Земли и Марса

Землю окружает геосфера – газовая оболочка с различными примесями. На Луне атмосфера практически отсутствует, нет кислорода, нет ветра. Поэтому днем поверхность Луны от палящего Солнца нагревается до 120°C, а ночью может остыть до –160°C.

Днем на Земле светло, ночью – темно. На Луне даже днем небо всегда черное и безоблачное: при ярком Солнце небо усыпано звездами. С Земли небо кажется голубым: такой цвет ему придает воздух. Солнечные лучи рассеиваются, и звезды днем не видны.

Земля отражает солнечный свет примерно раз в 50 сильнее, чем Луна.

Большая часть Земли занята морями и океанами, меньшая – материками и островами. Поверхность Луны состоит из гористой местности и лунных морей (огромных кратеров с застывшей лавой).

Лунные горы, вероятнее всего, сформировались после столкновения с поверхностью огромных метеоритов, в то время как горы на Земле – результат тектонических процессов.

Луну покрывает смесь скалистых обломков и мелкой пыли, так называемый реголит, толщиной до нескольких десятков метров.

На Луне, в отличие от Земли, нет вулканической активности и практически нет воды (кроме небольших запасов льда). Земная поверхность постоянно подвергается воздействию воды и ветра, поверхность Луны не размывается и не выветривается.

Магнитное поле Луны очень слабое, а сила тяжести в шесть раз меньше в сравнении с Землей.

Химический состав и Земли, и Луны различен. К примеру, Земля содержит достаточно большое количество железа, в то время как на Луне его практически нет.

Выводы

  1. Земля в 81 раз тяжелее Луны.
  2. Радиус Луны в среднем в 3,5 раза меньше радиуса Земли.
  3. На Земле есть атмосфера, кислород, вода, а значит, и органическая жизнь. На Луне всего этого нет.
  4. Днем на Земле светло, можно видеть голубое небо, ночью же – темно. На Луне небо всегда черное, безоблачное.
  5. Земля отражает солнечный свет примерно раз в 50 сильнее, чем Луна.
  6. Поверхность Земли занята материками, океанами, морями и островами. На поверхности Луны сформированы горы и лунные моря (гигантские кратеры).
  7. На Луне сила тяжести в шесть раз меньше в сравнении с Землей.
  8. У Земли есть магнитное (геомагнитное) поле, в то время как у Луны оно почти отсутствует
  9. Химический состав двух астрономических объектов различен.

Видео

Источник

Читайте также:  Луна качается над диксоном

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector