Тема: « Солнце как ближайшая к нам звезда».
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
план-конспект урока по теме: Тема: « Солнце как ближайшая к нам звезда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solntse_blizhayshaya_k_nam.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Солнце как ближайшая к нам звезда».
Оборудование: таблицы, схемы, рисунки, фотографии звезд, карточки.
Какие утверждения верны:
- Звёзды – небесные тела, которые светят отраженным светом.
- Ближайшая к Земле звезда – Солнце.
- Солнце – это гигантский пылающий шар.
- Солнце по размерам почти такое же, как и Луна.
- Солнце неподвижно.
- Самые большие звёзды называются сверхгигантами.
- Солнце относится к звёздам – карликам.
- Созвездия – это участки звёздного неба.
Звезды — гигантские пылающие шары, находящиеся на больших расстояниях от нашей планеты и кажущиеся мерцающими точками на темном небе .Солнце — самая близкая к Земле звезда. Вокруг Солнца движется Земля. Представим себе Солнце, наполненное шарами размером с пашу Землю.
1) Как вы думаете, сколько таких шаров поместится в Солнце?
Больше миллиона. Солнце — это центр Солнечной системы. Как и все звезды,Солнце — гигантский пылающий шар.
2)Как вы думаете, какова температура Солнца?
Температура Солнца на поверхности приблизительно + 6000′, а внутри — 15 млн. градусов.
При такой температуре все вещества находятся в особом газообразном состоянии. Солнце испускает огромное количество тепла и света, но на Землю попадает лишь незначительная их часть — одна двухмиллиардная, остальное рассеивается в космосе.
3) Какое значение данное явление имеет для нашей планеты?
Без тепла и света не было бы жизни на нашей планете, но если бы вся излучаемая Солнцем тепловая и световая энергия попадала на Землю, то она буквально сожгла бы все живое.
Самым загадочным и прекрасным на небе является Млечный Путь, протянувшийся подобно ожерелью из драгоценных камней от одного края неба до другого.
1) Что же представляет собой Млечный Путь?
Долгое время природа Млечного Пути оставалась неизвестной. Думали, что это сияние в воздухе нашей планеты. Только в 1609 году Галилео Галилей с помощью телескопа обнаружил, что Млечный Путь состоит из множества звезд, одной из которых является наше Солнце.
2) Как же устроен Млечный путь?
Млечный Путь представляет собой уплощенный диск с выделяющимся ядром и имеет ветви, или рукава.
3) Где же находится Солнце в галактике Млечный Путь?
Солнце находится в одном и> рукавов диска (на схеме это место указано стрелкой) галактики Млечный Путь.
4) Движется ли галактика Млечный Путь?
Галактика Млечный Путь находится в постоянном движении. Она вращается и одновременно «мчится» в космическом пространстве со скоростью 1 млн 500 тыс. км в час.
5) Движется ли Солнечная система?
Наша Солнечная система обращается вокруг центра Галактики (с большой буквы Галактика пишется лишь в том случив, когда речь идет о пашей Галактике — Млечный Путь) со скоростью около 800 тыс. км в час и делает один оборот за 200 млн лет.
6) Что находится между звездами Галактики?
Пространство между звездами заполнено межзвездным веществом, состоящим из разреженного газа и пыли.
7) А как измеряют расстояние между звездами?
Расстояние между звездами так велико, что его неудобно измерять в километрах. Поэтому астрономы пользуются особой единицей длины — это световой год.
8) Что следует понимать под световым годом?
Световой год — это путь, который свет проходит за один год. (Скорость света — 300 тыс. км в секунду.)
Галактика Млечный Путь — лпо небольшая часть Вселенной. Сегодня известно, что существуют миллиарды галактик. Астрономы договорились писать слово «галактика» с большой буквы, когда речь идет о нашей Галактике, и с маленькой, — если речь идет о других галактиках.
2) Чем различаются галактики Вселенной? Галактики различны по форме, размерим, составу, удаленности от нашей Галактики.
3) Назовите ближайшие к нашей Галактике другие скопления звезд (галактики).
Ближайшие к нам галактики — Большое и Малое Магеллановы облака. Они расположены от нас на расстоянии 150 тыс. световых лет. Обе эти галактики меньше нашей.
4) А есть ли галактики больше пашей по размерам?
Галактика Андромеда крупнее нашей. Она находится от нас на расстоянии свыше 2 млн световых лет.
Современные телескопы позволяют наблюдать и изучать множество галактик. Совершенствование астрономических приборов дает возможность проникнуть в тайны еще не изведанных миров.
Галактика – это огромное скопление звезд, звездная система(Солнце и видимые на небе звезды).Определение Галактика произошло (от греческого слова «галактикос») — млечный, молочный. С чем связан такой перевод слова, мы разберем в дальнейшей работе. Наша Возникла примерно 12 млрд лет назад из гигантского облака в образованного в основном водородом и гелием. Спиральные ветви состоят из звезд, газовых и пылевых туманностей, которые закручиваются вокруг ядра. Солнце находится в одном из рукавов диска галактики Млечный Путь.
Какие утверждения верны?1. Млечный Путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты
- Млечный Путь состоит из множества звёзд
- Галактика – это огромное скопление звёзд, звёздная система
- Солнце находится в центре Галактики.
- Наша Галактика неподвижна.
- Галактика состоит из ядра и спиральных рукавов
- Пространство между звёздами ничем не заполнено.
- Световой год – расстояние, которое проходит свет за один год.
- Магеллановы Облака – ближайшие к нам другие галактики.
10.Туманность Андромеды находится в нашей Галактике. Ответы: 2.3.6.8.9.
- Изучить текст на с. 48-52 учебника,
- повторить стр.46- 50, знать основные термины и понятия.
Источник
Солнце – ближайшая звезда
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Формирование представлений о Солнце
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solntse-n.doc | 631 КБ |
Предварительный просмотр:
Солнце – ближайшая звезда
Цели: Формирование представлений о Солнце.
— закреплять знания о Солнце; о характеристиках Солнца.
— развить мотивацию ребенка к познанию и творчеству;
— способствовать расширению кругозора.
— содействовать социальной адаптации ребенка, работе в коллективе в атмосфере взаимопомощи;
— содействовать формированию бережного отношения к окружающему миру.
— тематическая презентация с анимацией;
— развивающий мультфильм «Почемучка. Луна»;
— карта-схема видимого полушария Луны;
— манная крупа и камни для экспериментирования;
— макет «Лунная база» и различные материалы для творчества;
— Чаун М. Солнечная система: путеводитель по ближним и дальним окрестностям нашей планеты. – М.: АСТ, CORPUS, 2014.
— Астрономия. Энциклопедия для детей. Т.8. – М.: Аванта+, 2011.
Скажите ребята, а можем ли мы увидеть звезду днем?
Это звезда по имени Солнце.
Древние люди поклонялись солнцу, как божеству, дарующему жизнь.
Сегодня не только астрономы, но и геофизики, биологи, энергетики, ученые других специальностей исследуют Солнце.
Для астрономов Солнце – это, прежде всего ближайшая звезда. Ни одну другую звезду мы не можем наблюдать столь детально. Поэтому изучение Солнца как типичной звезды позволяет астрономам лучше понять, что собой представляют эти самые распространенные во Вселенной небесные тела.
Наше Солнце – звезда, как и те далекие звезды, которые мы видим ночью на небе. Какое же Солнце, большое или маленькое?
По сравнению с Землей Солнце большое, его диаметр больше земного в 109 раз. А что бы уравновесить Солнце на воображаемых космических весах, понадобилось бы более 330000 планет с земной массой.
Но если Солнце сравнить с другими звездами, оно может оказаться гораздо меньше их, поэтому Солнце называют желтым карликом.
Почему же звезды нам кажутся маленькими, если они могут быть больше Солнца?
Потому что они находятся дальше, чем Солнце, и издалека кажутся маленькими.
Какое же расстояние от Земли до Солнца? 150 млн.км или 1 ае. Представим, что мы поехали на машине до Солнца. Мы туда доедем за 200 лет. А на самолете долетим за 20 лет. Это очень долго. Если бы мы умели летать со скоростью света, то долетели бы за 8 мин 20 сек.именно за столько долетает солнечный свет до Земли.
Солнце является источником света и тепла. Оно очень горячее. Температура на поверхности 5500-6500, внутри еще выше. Если мы представим огромный ледяной столб диаметром 3 км, который доходит до Солнца, то его уже не будет через 8 сек, он превратится в пар.
Солнце – это очень большой, очень массивный и очень горячий газовый шар, излучающий очень много света и тепла. Слово очень предполагает, что мы сравниваем Солнце с Землей – планетой на которой мы живем.
Солнце – раскаленный газовый шар, который изучает мощные потоки тепла и света. Почему светит Солнце?
Тайна немеркнущего солнечного света ведет нас в микромир, в мир элементарных частиц, а разгадка ее кроется во взаимодействии этих частиц, в определенном виде, как их называют физики, ядерных реакций, сопровождающихся выделением большого количества энергии.
Для этих реакций необходим водород, а его на Солнце как раз больше всего. Кроме того нужна высочайшая температура и колоссальное давление. Но они-то и господствуют в центральных областях Солнца. Именно там существуют все необходимые условия для работы природной ядерной печки. Мощность этой печки такова, что каждую секунду Солнце худеет на 4 млн тонн. Такое количество водорода сгорает, превращаясь в энергию.
Возраст Солнца 5 млрд. лет, оно еще не старое, это середина жизни Солнца. Еще через 5 млрд лет оно начнет изменяться, превратится сначала в красный гигант, затем в белый совершенствуется. Я думаю, что человечество уже сможет перелетать из одной Солнечной системы в другую, будем путешествовать по всей Вселенной!
Внешние слои солнечной короны постепенно переходят в межпланетную газовую среду.
Электроны, протоны, ионы, непрерывно покидают Солнце, образуя солнечный ветер, который достигает Земли и других планет. Мы живем в атмосфере солнечного ветра. Мы видим нашу планету и вокруг нее – солнечный ветер, который вызывает полярное сияние на полюсах Земли.
Солнечный ветер – продолжение солнечной атмосферы –горячая разреженная плазма. Трудно установить пределы атмосферы. Мы живем внутри Солнца!
Можно ли назвать Солнце матерью – отцом нашей Земли? Конечно. И как настоящая мать Солнце любит все планеты – своих детей. До каждой планеты долетает несущий энергию солнечный ветер. Солнце держит на орбитах вокруг себя планеты, кометы, астероиды.
Мать-отец Солнце нас любит –притягивает. Любовь – сила притяжения.
Если бы вдруг не было Силы притяженья?
Наблюдалось б странное вокруг нас движенье.
Улетало б все с Земли,
И не только корабли,
Рыбы, птицы и цветы,
Люди, звери и мосты,
Все б летало и парило в невесомости.
И с Земли бы все взлетело очень-очень высоко,
Потому что улетела та от Солнца далеко.
Далеко от Солнца – холодно
На Земле нам станет голодно.
А все-таки не плохо, что есть на свете сила-
Но если будет действовать только сила притяжения? Планета упадет на Солнце и сгорит. Что бы этого не произошло , планеты крутятся вокруг Солнца — хочешь жить – умей вертеться.
Притяженья сила тянет Землю сильно
Тянет Землю к Солнцу притяженья сила.
Кто на Солнце упадет – тот поджарится!
Чтоб на Солнце не сгореть – надо по небу лететь,
И крутиться и вертеться, и на месте не сидеть!
Мы летим, летим, летим, Мы на месте не сидим!
В результате взаимодействуют центростремительная и центробежная силы. Силы уравновешиваются – поэтому планеты двигаются по сво им орбитам, не сталкиваясь друг с другом.
Мы живем в замечательном солнечном доме.
Солнечный дом . Как живется в нем?
А живется всем не плохо, даже очень хорошо.
Потому что Солнце светит, согревает, любит нас.
Любит всех-всех-всех на свете,
На любой планете.
Долетает Солнца свет
До кометы, до планеты, до пылинки каждой.
Согревает, освещает, никого не обделяет.
Трудно Солнцу одному, надо нам помочь ему.
Так давайте же поможем!
А как мы можем Солнцу помочь?
Может и у нас с вами в груди солнышко?
Сердце способно любить и согревать весь окружающий нас мир.
Сердце – солнце согревает,
Сердце любит, помогает.
Будем Солнцу помогать,
Свет дарить и освещать!
Давайте посмотрим поближе на поверхность Солнца. Иногда там можно увидеть солнечные пятна.
Кто мог солнышко испачкать? Конечно же никто. Просто то, что мы видим, как темное пятно имеет более низкую температуру. Эти области не такие горячие, как остальная солнечная поверхность, поэтому они не так ярко светятся.
Над поверхностью Солнца мы можем видеть огромные протуберанцы (60 тыс км, 7-30000 град)
Солнце – царственная особа. Оно имеет корону.
Корона необыкновенно красива, ее хорошо видно при солнечных затмениях.
Затмение солнца интересное явление.
Но если бы все время было затмение? Это было бы ужасно.
И поэтому на наше й встрече необходимо, что бы затмение закончилось и засветило ярко Солнце.
В давние времена во время солнечного затмения люди думали, что кто-то проглотил Солнце, М ожет б ыть дракон. И громко шумели, что бы напугать дракона. Как вы думаете, помогало?
Давайте сейчас, что бы солнце появилось 3 раза громко крикнем – свети, свети ясно, что бы не погасло!
Источник
Конспект солнце ближайшая звезда расстояния до звезд
Длительность звездных суток
25 сут (экватор) — 35 сут (полюса)
Удаленность от центра Галактики
25 000 световых лет
Период обращения вокруг центра Галактики
Скорость движения вокруг центра Галактики
Абсолютная звездная величина
Внутреннее строение Солнца слоистое, или оболочечное, оно состоит из ряда сфер, или областей. В центре находится ядро, затем область лучевого переноса энергии, далее конвективная зона и, наконец, атмосфера. К ней ряд исследователей относят три внешние области: фотосферу, хромосферу и корону. Правда, другие астрономы к солнечной атмосфере относят только хромосферу и корону. Остановимся кратко на особенностях названных сфер.
Область лучистого переноса энергии — находится над ядром. Она образована практически неподвижным и невидимым сверхвысокотемпературным газом. Передача через нее энергии, генерируемой в ядре, к внешним сферам Солнца осуществляется лучевым способом, без перемещения газа. Этот процесс надо представлять себе примерно так. Из ядра в область лучевого переноса энергия поступает в предельно коротковолновых диапазонах — гамма излучения, а уходит в более длинноволновом рентгеновском, что связано с понижением температуры газа к периферической зоне.
Конвективная область — располагается над предыдущей. Она образована также невидимым раскаленным газом, находящимся в состоянии конвективного перемешивания. Перемешивание обусловлено положением области между двумя средами, резко различающимися по господствующим в них давлению и температуре. Перенос тепла из солнечных недр к поверхности происходит в результате локальных поднятий сильно нагретых масс воздуха, находящихся под высоким давлением, к периферии светила, где температура газа меньше и где начинается световой диапазон излучения Солнца. Толщина конвективной области оценивается приблизительно в 1/10 часть солнечного радиуса.
Фотосфера — это нижний из трех слоев атмосферы Солнца, расположенный непосредственно на плотной массе невидимого газа конвективной области. Фотосфера образована раскаленным ионизированным газом, температура которого у основания близка к 10000 К (т. е. абсолютная температура), а у верхней границы, расположенной примерно в 300 км выше, порядка 5000 К. Средняя температура фотосферы принимается в 5700 К. При такой температуре раскаленный газ излучает электромагнитную энергию преимущественно в оптическом диапазоне волн. Именно этот нижний слой атмосферы, видимый как желтовато-яркий диск, зрительно воспринимается нами как Солнце.
Через прозрачный воздух фотосферы в телескоп отчетливо просматривается ее основание — контакт с массой непрозрачного воздуха конвективной области. Поверхность раздела имеет зернистую структуру, называемую грануляцией . Зерна, или гранулы, имеют поперечники от 700 до 2000 км. Положение, конфигурация и размеры гранул меняются. Наблюдения показали, что каждая гранула в отдельности выражена лишь какое-то короткое время (около 5-10 мин.), а затем исчезает, заменяясь новой гранулой. На поверхности Солнца гранулы не остаются неподвижными, а совершают нерегулярные движения со скоростью примерно 2 км/сек. В совокупности светлые зерна (гранулы) занимают до 40% поверхности солнечного диска.
Процесс грануляции представляется как наличие в самом нижнем слое фотосферы непрозрачного газа конвективной области — сложной системы вертикальных круговоротов. Светлая ячея — это поступающая из глубины порция более разогретого газа по сравнению с уже охлажденной на поверхности, а потому и менее яркой, компенсационно погружающейся вниз. Яркость гранул на 10-20% больше окружающего фона указывает на различие их температур в 200-300° С.
Образно грануляцию на поверхности Солнца можно сравнить с кипением густой жидкости типа расплавленного гудрона, когда со светлыми восходящими струями появляются пузырьки воздуха, а более темные и плоские участки характеризуют погружающиеся порции жидкости.
Исследования механизма передачи энергии в газовом шаре Солнца от центральной области к поверхности и ее излучение в космическое пространство показали, что она переносится лучами. Даже в конвективной зоне, где передача энергии осуществляется движением газов, большая часть энергии переносится излучением.
Таким образом, поверхность Солнца, излучающая энергию в космическое пространство в световом диапазоне спектра электромагнитных волн, — это разреженный слой газов фотосферы и просматривающаяся сквозь нее гранулированная верхняя поверхность слоя непрозрачного газа конвективной области. В целом зернистая структура, или грануляция, признается свойственной фотосфере — нижнему слою солнечной атмосферы.
Хромосфера . При полном солнечном затмении у самого края затемненного диска Солнца видно розовое сияние — это хромосфера. Она не имеет резких границ, а представляет собой сочетание множества ярких выступов или языков пламени, находящихся в непрерывном движении. Хромосферу сравнивают иногда с горящей степью. Языки хромосферы называют спикулами. Они имеют в поперечнике от 200 до 2000 км (иногда до 10000) и достигают в высоту нескольких тысяч километров. Их надо представлять себе как вырывающиеся из Солнца потоки плазмы (раскаленного ионизированного газа).
Установлено, что переход от фотосферы к хромосфере сопровождается скачкообразным повышением температуры от 5700 К до 8000 — 10000 К. К верхней же границе хромосферы, находящейся приблизительно на высоте 14000 км от поверхности солнца, температура повышается до 15000 — 20000 К. Плотность вещества на таких высотах составляет всего 10-12 г/см3, т. е. в сотни и даже тысячи раз меньше, чем плотность нижних слоев хромосферы.
Источник