Звезда — Солнце.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Цели:
- Сформировать представление учащихся о происхождении Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды;
- дать представление о Галактике Млечный Путь;
- расширить знания учащихся о Солнце, о вращении Земли вокруг Солнца, о полезных и вредных воздействиях солнечных лучей на человека.
- развивать познавательный интерес у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnce_-_zvezda.doc | 469 КБ |
Предварительный просмотр:
« Солнце — звезда»
- Сформировать представление учащихся о происхождении Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды;
- дать представление о Галактике Млечный Путь;
- расширить знания учащихся о Солнце, о вращении Земли вокруг Солнца, о полезных и вредных воздействиях солнечных лучей на человека.
- развивать познавательный интерес у учащихся.
- Таблица «Солнечная Система»;
- глобус;
- рисунки детей на тему: «Моя Вселенная».
- презентация.
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на урок.
II. Формирование новых знаний.
1. Вводная беседа. Отгадайте загадку:
Пусть сияет нам всегда, эта жёлтая звезда! Утром смотрит к нам в оконце, золотое наше … (солнце)
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( Мы будем говорить о Солнце )
— Что вы знаете о Солнце? ( Ответы детей )
2. Постановка темы и целей урока.
— Сегодня мы будем говорить о Солнце. Узнаем: — как оно образовалось; — как представляли себе Солнце древние люди; — что такое Солнечная система, что входит в её состав; — что такое Галактика Млечный Путь; — какую роль оказывает Солнце на Землю.
3. Рассказ учителя: — Солнце – это огромный раскаленный газовый шар, который в 109 раз больше Земли. Оно появилось 4, 6 миллиарда лет назад. Поверхность Солнца очень горячая, около +6000 ° С, а в его центре + 15 – 20 миллионов градусов С.
Раскалён гигантский шар, Ведь на нём всегда пожар. Не залить его водой. Этот шар зовут … (звездой).
Наше Солнце это звезда, на нём нет ни твёрдых, ни жидких веществ, там только раскалённый газ.
— Известно, что Солнце возникло из большого холодного облака газа и пыли. Сначала образовалось облако, которое, сжимаясь, вращалось всё быстрее и быстрее. Потом оно превратилось в диск. Почти всё вещество облака сгустилось в центре этого диска в большой шар. Именно так, по-видимому, возникло Солнце. По краям диска сформировались меньшие небесные тела, планеты и луны. Одна из планет – наша Земля.
— Уже в древние времена люди понимали значение солнца. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависела жизнь всего вокруг. Не будь Солнца, не было бы ни животных, ни растений, ни человека. Всё, что видели люди на небе, сравнивали с собой, с частями тела. Так, жители древней Африки считали, что солнце – это человек, у которого светится подмышка. Поднимет он руку – становится светло, наступает день, опустит руку – наступает ночь. Древние китайцы думали что Солнце, это левый глаз великана, а его правый глаз – луна. Древние австралийцы полагали – это прекрасная девушка, которая по дереву взобралась на небо. От её красоты и доброты людям становится тепло и светло.
— Разные народы называли Солнце по – разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки славяне – Даждь – бог, или Ярило.
— Вокруг нашей звезды – Солнца обращается 8 планет: Меркурий, Венера, Земля Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Вместе они образуют Солнечную систему. Если представить, что солнце – большущий арбуз, то Юпитер будет выглядеть крупным яблоком, Сатурн – яблоком поменьше, Уран и Нептун – вишней. Земля и Венера – горошиной, а Марс, Меркурий и Плутон – перловым зёрнышком.
В небе – звёздная дорога, Звёзд на ней ужасно много. Нам с дороги не свернуть, Ярко светит …(Млечный Путь)
— Если в летнюю тёмную ночь посмотреть на небо, то можно увидеть там большое скопление звёзд. Оно похоже на широкую дорогу в небесах, которая делит небо на две половины. Древние греки называли эту дорогу – Млечный Путь, потому что эти звёзды напоминали им тысячи капель молока. На самом деле эта молочная дорога – часть нашей спиральной Галактики.
Вставайте, если я буду называть космические тела.
Земля, Солнце, река, Луна, дерево, планета, дом, цветок, звезда, комета, кошка, ракета, Галактика, самолет, Юпитер, луноход, Вселенная, метеорит, телескоп.
— Каждый день мы наблюдаем движение Солнца по небосклону. Как вы думаете, Солнце движется вокруг Земли или Земля вращается вокруг Солнца? ( Земля вращается вокруг Солнца )
— Действительно, Земля вращается вокруг Солнца. Один оборот она делает за 365 дней. Мы не чувствуем никакого движения, хотя за одну секунду Земля пролетает в космосе 30 км.
— Долгое время люди считали, что Солнце движется по небу, а Земля и все другие небесные тела неподвижны. Но потом, благодаря длительным наблюдениям, учёный Николай Коперник установил, что все небесные тела Солнечной системы вращаются вокруг Солнца – оно центральное светило.
4. Работа с глобусом.
— Солнце светит постоянно, а почему же тогда происходит смена дня и ночи? (Ответы детей)
— Земля движется не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Вокруг Солнца она делает оборот за 365 дней, а вокруг своей оси – за 1 день, поворачиваясь к Солнцу сначала одной стороной, потом другой. Поэтому происходит смена дня и ночи.
— Наблюдая за Солнцем, человек стал делить сутки на четыре периода. Какие? ( Утро , день, вечер, ночь ). — Сторона, где Солнце всходит, получила название «восток», а где заходит – «запад».
— Наблюдения за Солнцем позволили человеку создать первый прибор – солнечные часы. Это плоское приспособление со стержнем в середине. Тень от стержня служит указателем времени.
Физкультминутка: Игра «Утро, день, вечер, ночь»
Ведущий называет время суток, дети показывают действия, которые они выполняют в данное время.
— Как вы думаете, какое значение имеет Солнце для нашей планеты? (Ответы детей)
Солнце – источник жизни на Земле.
— Чем опасны солнечные лучи? ( Солнечный удар и ожоги. Солнце иногда служит причиной лесных пожаров и т. д.)
III. Закрепление пройденного.
— Что такое Солнце? ( Солнце – это звезда ) — Какую роль Солнце играет в жизни человека? ( Солнце дает тепло и свет ) — Где восходит Солнце? ( На востоке ) А заходит? ( На западе )
IV. Творческая работа.
Нарисуйте в своих тетрадях то, что вам больше всего понравилось из нашей беседы о Солнце.
Выставка рисунков. — Что интересного вы сегодня узнали на уроке?
Источник
«Солнце-источник света и тепла. Влияние солнца на здоровье человека».
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_uroka_solntse.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Дубовская СОШ
с углубленным изучением отдельных предметов»
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Мой край»
«Солнце-источник света и тепла. Влияние солнца на здоровье человека».
Цель: Узнать, какое значение имеет солнце для здоровья человека.
Задачи: 1. Обобщить знания учащихся о Солнце, полученные ими на уроке окружающего мира, дополнить их сведениями о полезных и вредных свойствах звезды.
2. Продолжить формирование умения характеризовать тела окружающего мира, сопоставлять их описание и зрительный образ, умение работать с текстом, с дополнительной литературой.
3. Воспитывать экологически грамотное поведение, стремление к здоровому образу жизни.
Оборудование: карточки, фломастеры, шарики, магнитофон.
Учитель: — Ребята, у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь. Гости наверняка хотят с вами познакомиться, давайте хором скажем как вас зовут. (Все хором называют имя). У нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие на летающем аппарате НЛО, а вы будете его пилотами.
Внимание! Всем пилотам занять свои места! (Рассаживаются на стулья — полукругом).
— Пристегнуть ремни! — Включить зажигание!
А куда же мы с вами полетим? На какую планету?! А чтобы это узнать, вы должны отгадать загадку. Посмотрите вокруг, кто первый ее обнаружил? (Зачитывает нашедший).
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … (Солнце).
Верно, Солнце! Так куда мы отправимся? (На Солнце).
Начать обратный отсчет! 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0 Старт!
2.Введение в тему..
Итак, 5 минут, полет нормальный. Но мы получили сообщение на головной компьютер с планеты Земля.
«Уважаемые астронавты, просим вас узнать все сведения о Солнце и прислать свои сообщения на Землю».
Учитель: — Пилоты, вам понятна наша задача? (Да).
Наше исследование пройдет под девизом: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Я, как главный научный консультант, предлагаю сначала вспомнить, на какие группы делится природа?
Ученики:- Живая и неживая природа.
Открываются карточки на доске.
Учитель: — Посмотрите на доску и помогите распределить картинки по группам. Назовите объекты живой природы. Неживой? (картинки распределяются по группам).
Куда относится Солнце? (к неживой природе). Это планета или звезда? (звезда).
Вывод: Солнце – звезда, объект неживой природы.
Чтобы продолжить наш полет и исследования, необходимо отдохнуть.
Физминутка. Игра «Атом и молекулы».
Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. (Разбиваются на молекулы по 5 человек. Каждая молекула ищет свою «космическую станцию»-конторку.)
Ребята, вы знаете, что солнце всегда удивляло и привлекало внимание человека. Было придумано много стихотворений, рассказов, сказок о солнце.
Работа в группах . У вас, на столе космического корабля, есть стихотворение. Но оно рассыпалось. Его необходимо собрать и в правильном порядке наклеить на листок. Выбрать капитана, который зачитает получившийся вариант и объяснит, о чем это стихотворение.
Солнце — монетка, — скупой проворчал.
Нет, сковородка! — обжора вскричал.
Нет, каравай, — хлебопёк произнёс.
Компас, — сказал убеждённо матрос.
Солнце- звезда, — астроном объявил.
Доброе сердце, — мечтатель решил.
А у солнца — сто забот:
Обогреть наш огород,
Все цветочки распустить,
На веранде погостить,
После ливня, на бегу,
На нос бросить конопушки.
Плачет бедный воробей.
Выйди, Солнышко, скорей!
Нам без Солнышка обидно.
В поле зернышка не видно!
Пилоты, возвращаемся на корабль! Прежде, чем мы продолжим наш космический полет, давайте сделаем веселую зарядку!
Физминутка под музыку «Солнышко лучистое».
А теперь, мы с вами сыграем в игру «Верно, неверно». Ребята, по классу разлетелись лучики солнца… Каждый из вас должен найти свой лучик. Посмотрите внимательно вокруг. Каждый, по очереди, должен прочитать утверждение и сказать верно оно или не верно, прикрепить на доске под словами «верно», «не верно». (Под словом «верно» появляется солнышко).
1.Солнце согревает и освещает Землю.
2.Плодородную землю солнце может превратить в бесплодную пустыню.
3.Солнце – источник жизни на нашей планете.
4.Жизнь на Земле не возможна без энергии солнечных лучей.
5.Солнце влияет на смену дня и ночи.
6.Солнце может нанести вред здоровью.
7. Солнце находится на небе, значит это небесное тело.
8. Солнце – раскаленный газовый шар.
9. Солнце может стать причиной лесных пожаров.
11.При длительном пребывании на солнце нельзя получить ожог.
12.На солнце смотреть можно без защиты, не боясь за здоровье глаз.
13. Загорать можно, сколько хочется.
14. В солнечную погоду нельзя получить тепловой удар
15. Солнце является источником витамина D.
16. Помогает укрепить наш иммунитет.
Какой вывод вы можете сделать? Солнце полезно или вредно? (Полезно, когда в меру).
Как вы думаете, нужно ли человеку знать правила приема солнечных ванн? Давайте, мы с вами выведем эти правила (при озвучивании открываются на доске).
- Принимать лучше утром, а также ближе к вечеру.
- Спустя 1,5-2 часа после приёма пищи.
- Нельзя принимать ванны сильно утомлёнными.
- Использовать минутный способ дозировки.
- Во время приёма солнечных ванн нельзя спать!
- Голову нужно прикрывать панамой, а глаза тёмными очками.
- После приёма следует сделать обливание или другую водную процедуру.
А теперь скажите, нам нужно солнце? (Да!) Вы будете выполнять правила приема солнечных ванн? Вам понравилось занятие? (Да!). Что узнали на занятии? Кому понравилось, похлопайте, кому не понравилось, потопайте…
Скажите, а верно ли, что в солнечные дни гораздо реже бывает плохое настроение?
Давайте, подарим друг другу хорошее настроение, любовь и тепло. (Раздаю желтые воздушные шарики). Ребята, нарисуйте солнышко и подарите его своему товарищу, чтоб у него было хорошее настроение, чтоб было тепло и радостно на душе. Давайте подарим друг другу песню и потанцуем! (Звучит «Песня о дружбе»).
Я благодарю вас за вашу работу. Вы молодцы!
Источник
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме: «Звёздное небо».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект для урока окружающего мира для 2 класса по теме: «Звёздное небо».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_klass._zvyozdnoe_nebo.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Звездное небо.
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о звёздах, о созвездиях, о знаках Зодиака, первичное закрепление полученных знаний.
а) предметные: учащиеся научатся различать на рисунке созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь; иметь представления о зодиакальных созвездиях.
б) личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
в) познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
г) регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
д) коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, пластилин.
Прозвенел сейчас звонок,
Стали ровно, дружно
Улыбнуться всем нам нужно.
А теперь тихонько сядем
И работать начинаем.
-Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.
Задаются вопросы по домашнему заданию. За правильный ответ ученик получает звёздочку. И в конце урока у кого больше звездочек получает отметку.
1.Выбрать правильное высказывание: Что такое природа?
А) Что нас окружает.
Б) Всё, что сделано человеком.
В) Всё то, что не сделано руками человека.
2.Что не относится к природе?
3. Что не относится к явлениям природы?
4.Чем измеряют температуру?
5. При какой температуре теплее всего?
А) Десять градусов тепла.
Б) Двадцать градусов ниже нуля.
В) Нуль градусов.
6. Кто предсказывает погоду?
7.Угадай по описанию. Назвать по сезонным изменениям время года.
Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие.
— Что нас окружает.
— Десять градусов тепла.
Самоопределение к деятельности.
— Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен, необозрим. Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. Тем и интересно для изучения. И особенно интересные явления совершаются на небе. По небу движутся Солнце и Луна. А вид звездного неба – это бриллиантовая россыпь множества звезд, который всегда привлекал и завораживал человека.
— Звездное небо – великая книга Природы сегодня на уроке мы попробуем научиться её читать.
— Значит, о чем мы сегодня будем говорить?
— Теперь давайте определим, на какие вопросы мы будем искать ответы:
- Сколько … (звезд) на небе?
- Кто придумал … (названия) созвездиям?
- Что такое … (Зодиак)?
— Предположения ребят (Звездное небо).
— О звездном небе, о звездах.
— Звезд.
— Названия.
— Зодиак.
Открытие новых знаний.
— Вселенная… Какое красивое, величественное слово. Что оно означает?
— Во Вселенной бесчисленное множество звезд. Одна из них, самая близкая к нам,- Солнце. А почему днём мы не видим другие звезды?
— Днём Солнце «перекрывает» своим ярким светом более слабый свет других далёких звезд, и мы их не видим. Кажется, что нет ничего, кроме Земли с её обитателями, голубого неба и яркого солнышка. Но вечером, когда наше дневное светило исчезает за линией горизонта, небо становится совсем другим. Звёзды так далеки от нас, что кажутся песчинками по сравнению с Солнцем. Но как их много! Всё небо усыпано крошечными светлячками, далёкими солнцами. Сколько же их? Нельзя ли их сосчитать? С древних времен люди наблюдали за звездами на небе и заметили, что в их расположении есть определенный порядок, сохраняющийся постоянно. Фантазируя, древние астрономы наделяли группы звезд очертаниями людей, предметов животных. Так появились созвездия – участки звездного неба, где звезды объединены в разнообразные фигуры. На рисунках и картах для удобства звезды соединены линиями. Вы, конечно, понимаете, что на небе нет таких линий. Их нужно проводить мысленно от звезды к звезде, чтобы увидеть нужную фигуру.
— Очертание этого созвездия, похожего на ковш, вам должно быть знакомо .
Да, древние астрономы назвали это созвездие Большая Медведица .
В давние -давние времена жила красавица по имени Каллисто. Она рискнула соперничать с богиней Герой – супругой самого главного бога Зевса. Разгневанная Гера отомстила Каллисто: превратила её в медведицу. Долго бродила несчастная медведица по горам, скрываясь от стрел охотников. Но Зевс не дал ей погибнуть. Он навсегда поселил Каллисто-медведицу на небе, превратив её в красивое созвездие.
Если провести взгляд от стенки ковша Большой Медведицы вверх, найдём Полярную звезду . Это звезда – компас, по которой ориентируются все путешественники: она указывает направление на север. Полярная звезда – это одна из звёзд другого созвездия, тоже похожего на ковш, только меньшего размера.
Да, это созвездие Малой Медведицы , в которую была превращена любимая собака красавицы Каллисто. Так Зевс позаботился о том, чтобы ей не было скучно на небе.
Еще одно созвездие, с которым мы сегодня познакомимся называется Кассиопея. Его главные звезды образуют фигуру, похожую на букву «М». Но только эта буква как будто растянута за «ножки». Созвездие названо по имени царицы Кассиопеи, которая, согласно легенде, когда-то правила в одной из южных стран.
Теперь познакомимся с другим созвездием – Орион.
— Познакомимся еще с одним созвездием – Лебедь.
Полетели на Луну – (Встать возле парты.)
Руку в сторону одну. (Правую руку поднять в сторону.)
А вторую вверх подняли, (Левую руку – вверх.)
Словно крылья замахали. (Обе руки – в стороны, махи руками 6-8 раз.)
Подскочили высоко – (Прыгнуть как можно выше вверх.)
Вот Луна, недалеко!
Потянулись – вот она! (Встать на месте, руки вверх, потянуться).
На ладонях вся ЛУНА! (Сложить ладони в форме чаши)
— Ребята, а сейчас я вам предлагаю из пластилина модели этих созвездий. Для фона возьмите синий пластилин, тонким слоем нанесите его на заготовку картона. Этот фон будет изображать ночное небо.
— Какого цвета вы можете взять пластилин для звезд?
— Мы помним, что звезды могут быть голубого, желтого и даже красного цветов.
— Итак, ребята, давайте устроим выставку ваших работ и посмотрим, что у вас получилось.
-. На партах у вас лежат карточки, вам нужно с помощью учебника соединить точки так, чтобы получились схемы созвездий.
— На прошлом уроке один из ваших одноклассников очень сильно интересовался, что же такое знаки Зодиака и сегодня мы с ними познакомимся.
— Ребята, как вы думаете, что это такое?
— Зодиак – пояс, по которому совершается видимое годовое движение Солнца. Если смотреть с Земли на Солнце, то оно находится как бы на фоне каких – то звезд, образующих какое — то созвездие. Таких созвездий 12. В каждом из них Солнце находится примерно месяц.
— А какие это созвездия, мы узнаем из ролика.
-Представьте себе такую ситуацию. Встретились два человека и завели разговор. Один человек говорит другому: «Я — рыба», а тот ему отвечает: «А я – Рак».Что они имели в виду?
-Астрологи, наблюдая за движением планет, считают, что планеты влияют на характер людей, родившихся под тем или иным созвездием. Веками составлялись гороскопы.
— Так называют весь мир, который включает в себя Землю, Солнце, звезды и всё пространство между ними.
— Ответы ребят.
Источник