Урок по окружающему миру «Что такое Солнце?» (2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок по окружающему миру разработан в соответствии требованиям ФГОС. Основным требованием к уроку получения новых знаний по курсу окружающего мира является реализация деятельностного подхода.На уроке осуществляются межпредметные связи. Дети не только закрепляют знания по окружающему миру , но и составляют план достижения цели и определяют средства.На уроке использованы такие активные формы обучения, как: взаимопроверка, групповая работа, работа по индивидуальным заданиям с последующей проверкой и взаимопроверкой, самостоятельная работа – это создает ситуацию выбора и способствует развитию самостоятельности и способности оценивать свои знания.В процессе урока ученики выдвигают гипотезы, доказывают их.На уроке учащиеся учатся «видеть» свои и чужие ошибки, исправлять их и предотвращать.На протяжении всего урока учитель активно формирует у учащихся универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass_chto_takoe_solntse.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хайдукова Любовь Эдгардовна
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №37», г.Братска
Предмет: окружающий мир
Тема урока « Что такое Солнце?»
Освоение предметных знаний и умений, научатся: определять понятие «солнце», получат возможность научиться выделять признаки влияния Солнца на земную жизнь.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результаты своих действий.
Коммуникативные: ставить вопросы учителю, формулируют собственное мнение и позицию.
Познавательные: анализируют рисунки, обобщают информацию, осознают роль и значение Солнца для всего живого на Земле, соблюдают правила безопасного пребывания под солнечными лучами.
Личностные: осознание ценности природы, развитие творческих способностей.
Образовательные ресурсы: загадки, заклички, карточки с пословицами, стихами, презентация.
1. Организ. момент.
Прозвенел долгожданный урок, Начинается наш интересный урок. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, как нам улыбается солнышко. Итак мы зарядились хорошим настроением и отправляемся в мир науки.
Дети улыбаются друг другу.
2. Определение темы и цели урока
Послушайте загадку и определите тему и цель нашего урока. Колокольчик синенький прозвенел букашке, Ты скажи мне, милая, что там за ромашка Выросла над облаком, желтая такая, Яркая, лучистая, очень уж большая? – Это кроха не цветок- та в ответ смеется,- Это крупное светило под названьем ( Солнце)
Отгадывают загадку, определяют тему урока.
3. Актуализация опорных знаний.
Правильно, мы продолжаем тему прошедшего урока «Что такое Солнце?» .Свои успехи мы будем отмечать на лесенке успеха Определите свое место на ней.
У каждого ученика лесенка, каждый отмечает свое место на начальном этапе урока.
Вспомните прошлый урок и постарайтесь восстановить полученные знания. Ответьте на вопросы. Что такое Солнце? Как велико солнце? Почему мы видим Солнце небольшим светящим кругом? Как далеко от нас Солнце?
Солнце- это звезда. Оно находится на расстоянии 150 млн. км. Солнце –это источник света и тепла на Земле.
Дети, подумайте и скажите, а может ли Солнце быть опасным ?
Примеры из наблюдений
4.Знакомство с новым материалом.
Мы сейчас говорили о том, что Солнце может быть и опасным. Определите цель нашего урока.
С древних времен люди поклонялись Солнцу, приветствовали его восход, благодарили за тепло и свет, за урожай. Строили в честь бога Солнца дворцы и храмы. Послушайте легенду о том, как в глубокой древности люди поклонялись богу Солнца. Люди всегда почитали Солнце, и это можно увидеть в устном народном творчестве. Сочиняли заклички, песни, сказки , загадки.
Роль и значение Солнца для всего живого на Земле и как Солнце может отрицательно влиять на живые существа. Какие правила нужно соблюдать при пребывании на солнце.
Заранее подготовленный ученик рассказывает легенду о Хорсе.
Подготовленные ученики читают заклички.
Солнышко ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко нарядись, красное покажись! Солнце, солнце выгляни в оконце, Дай овсу рост, чтоб до небес рос, Чтобы матушка рожь Встала стеной сплошь.
Источник
«Солнце». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Алёна Колесникова
«Солнце». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Конспект занятия по познавательному развитию
«Солнце»
Цель занятия: 1. Дать представления о роли Солнца в жизни людей.
2. Познакомить детей с мифологией разных народов о Солнце.
Ход занятия: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о… А вот о чём мы будем с вами разговаривать догадаетесь когда прослушаете загадку:
Кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт.
Правильно, это Солнце. Солнце дарит нам свет и тепло. Без Солнца, света и тепла все жители погибли бы. Скажите пожалуйста много ли растений, цветов и деревьев в тёмных пещерах. Правильно нет. А почему? Какие условия нужны растениям (вода, почва, свет, тепло). Даже в густом лесу ветки деревьев пропускают мало света, поэтому в нем меньше травы и ярких цветов, чем на лугу, освещённым Солнцем.
А может ли человек жить без Солнца? Да может, но очень недолго. У тех людей, кто подолгу работает под землёй, лица бледные. А вы знаете люди каких профессий работают под землёй? (шахтёры, строители метро….).
Ответьте мне на такой вопрос: каким может быть солнышко? (тёплым, ласковым, весёлым….). А может оно быть страшным и злым? (да). Когда? (летом, когда людям приходиться прятаться в тени от знойных палящих лучей солнца. Шутит с таким солнцем опасно; можно перегреться, кожа покраснеет и будет болеть, заболит и голова. Солнце бывает злым во времена засухи, когда гибнут растения, животные, пересыхают реки и ручьи.
В какое время года солнце ласковое, а в какое бывает злым? Да, поэтому летом, когда вы бываете в лесу и в поле надо быть очень осторожными с огнём, что бы не вызвать пожар. Не забывайте, что в это время наши беззащитные друзья растения особенно нуждаются в воде и в нашей заботе.
Сейчас учёные говорят, что Солнце-это звезда, очень горячий (раскалённый) шар. Солнце кажется нам больше и ярче других звёзд, потому что оно ближе к земле, чем другие звёзды.
А в древности малые народы считали Солнце — богом: В Египте его называли Ра, в Греции – Гелиос, в Древней Руси – Даждьбогом, (бог плодородия).
Люди думали, что солнечный бог, дарующий всем свет, тепло, жизнь, может рассердиться и наказать за плохие поступки. Поэтому они строили большие специальные здания (храмы) для бога Солнца. Люди приносили в храмы дары, пели в его честь гимны.Вот так пели в честь бога Ра в Египте:
«Была земля во мраке,
И стал свет, после того, как ты возник.
Озарил ты Египет – лучами своими,
Когда диск твой засиял.
Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые,
Левый же глаз твой прогнал тьму ночную».
А американские индейцы на восходе солнца залезали на крыши жилищ и предлагали светилу блюдо с кукурузой – хотели угостить Солнце, как желанного гостя.При этом они пели: «Солнце взошло, мы не знаем, как оно совершит свой путь, не случится ли в это время несчастье. О, владыка, соверши своё дело благополучно!
Каждый день человек видит, как Солнце появляется утром на востоке, движется по небу и вечером заходит на западе.
Раньше, в древние времена, люди не понимали, почему бывает день и ночь, откуда Солнце появляется утром, как оно движется и куда исчезает ночью.
Для того, чтобы объяснить себе и детям, как движется Солнце по небу и почему бывает день и ночь, люди придумывали красивые сказочные истории, которые теперь называют мифами.
Так, в Греции в древние времена рассказывали, что движется по небу
Солнце – это проезжает по небу на колесницы бог Солнца – Гелиос.
«Объезжаешь ты на колеснице
Света стороны четыре. Слева
От тебя летят по небу Страхи,
Справа от тебя несется Ужас [. ]
Справа от тебя летит Бунене —
Колесаичий и советник верный.
Слева от тебя летит Мишару,
Праведный помощник и слуга [. ]
Небо все ты объезжаешь, Солнце!»
А в древнем Египте придумывали совсем другой миф. Каждый день бог Солнца Ра проплывал по небесной реке в дневной ладье. Вечером он подплывает западным горам, где расположен вход в подземный мир. Ра переходит с дневной ладьи в ночную и начинает плавание по подземной реке, протекающей через 12 подземелий, в которых живёт огнедышащий дракон Апоп — в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Часто выступает как собирательный образ всех врагов солнца.
Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно. Через отверстие в восточных горах бог Ра выплывает на поверхность земли, пересаживается в дневную ладью и вновь плывёт по небесной реке.
У славян Даждьбог, идол, стоял, на холме в городе Киеве. Древние славяне также задабривали бога Солнца, восхваляли и воспевали его, покой.
Теперь люди знают. Что день и ночь бывает из-за того, что наша земля вращается. Это не солнце движется по небу, это мы движемся вместе с нашим большим домом – Земля.
Итак: возьмите, пожалуйста альбомный лист и на одной половине нарисуйте состояние погоды при ласковом солнце, а на другой при злом (пожар, засохшие растения). И само Солнцедолжно быть ласковым на одной стороне и злым на другой:
Дома придумайте загадки о том, что мы делаем днём, а что ночью.
Развлечение во второй младшей группе «Остров сокровищ» Уважаемые коллеги! Вот и закончилось лето. Я вышла из отпуска и решила провести развлечение своим детям. Где закрепила знания о времени.
Знакомство с Якутией Цель: Дать представления о Якутии, как части России. Научить определять на карте территорию Якутии. Познакомить с гербом, флагом республики.
Источник
Конспект урока окружающего мира «Что такое Солнце?»
Урок окружающего мира по теме «Что такое Солнце?» проводится во 2 классе по программе «Гармония». Тема очень интересна для младших школьников. Данный конспект предполагает использование групповой работы. Учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают, самостоятельно делают выводы, выступают в роли маленьких исследователей.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира «Что такое Солнце?» »
Урок окружающего мира «Что такое Солнце?»
(УМК «Гармония»). 2-й класс
Разделы: Преподавание в начальной школе
Цель: формировать представление о Солнце как о ближайшей к Земле звезде и его значении для всего живого на Земле.
формировать представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии до Солнца.
развивать логическое и наглядно-образное мышление, умение работать с текстовой и иллюстративной информацией;
развивать умение высказывать предположения и аргументировать их
воспитывать культуру работы в в группах, умение слушать друг друга
воспитывать интерес к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковые, проблемные, демонстрационные, наглядно-иллюстрационные.
Формы работы: парная и групповая, фронтальная беседа, обсуждение проблемных вопросов.
Оборудование: учебник 2 кл., «Окружающий мир» О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин, 2012 с. 98-101; рабочая тетрадь с.36, з.13-16;карточки- опоры для работы в группах, иллюстрации, предметы для наблюдений (2 растения, мяч, рисовое зёрнышко, панамка, светозащитные очки), проектор, презентация «Что такое Солнце?»
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
— Поприветствуем друг друга улыбкой, пожелаем себе удачи и тихо сядем.
– положительное отношение к процессу учения
– принимать учебную задачу
– понимать информацию представленную в схематической и модельной форме
2. . Актуализация знаний. Формулирование темы урока.
— Поднимите руку, кто любит открывать что-то новое?
— А кто делает открытия? (учёные)
— Каким близким по значению словом можно назвать таких людей? (исследователи)
— Сегодня на уроке каждый из вас будет таким учёным и, наверное, сможет сделать какое-то важное открытие.
— Вы готовы к открытиям? Определим тему нашего урока.
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …(Солнце).
3. Постановка цели, учебных задач.
— Что же такое Солнце?
Солнце — монетка, — скупой проворчал.
Нет, сковородка! — обжора вскричал.
Нет, каравай, — хлебопёк произнёс.
Компас, — сказал убеждённо матрос.
Солнце — звезда, — астроном объявил.
Доброе сердце, — мечтатель решил.
— К какой группе окружающего мира относится Солнце? (неживой природе).
— Солнце – это тело или природное явление? (тело).
— Достаточно ли нам этих знаний о Солнце?
— Какова же цель нашего урока?
– А что бы вы хотели узнать о Солнце? (что такое солнце, почему оно светит и греет ?, Какого размера, оно больше или меньше Земли, как далеко оно , можно ли долететь на космическом корабле? и т.д.)
– ставить познавательную задачу
4. Работа над новым материалом.
– А необходимы ли нам эти знания, ведь Солнце далеко от нас? (ответы детей)
Вывод : Знания о Солнце важны и нужны, ведь Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле.
2. Практическая работа в группах по добыванию новых знаний.
1 группа – Художники (Форма, размер).
1) Карточка (мяч, овал, подсолнух и т. д.)
— Раскрасить только те предметы, которые по форме сходны с Солнцем.
Вывод: Солнце имеет форму шара.
2) Какой из предметов по размеру соответствует Земле, а какой Солнцу? (мяч и рисинка).
Вывод: Солнце намного больше нашей планеты.
Учитель: Солнце больше Земли в 109 раз.
2 группа – Астрономы (Что такое Солнце?)
1) Карточки с изображениями (День – ночь, зима – лето).
— Подумай, что даёт нам Солнце?
Вывод: Солнце – источник тепла и света.
2) Что общего у этих предметов и Солнца (фонарик, спички, свеча, лампочка)?
Вывод: Солнце — раскалённое небесное тело.
3. Игра «Не ошибись»
— Из предложенных вариантов выбери правильные утверждения (хлопни в ладоши).
— Солнце – небесное светило, желток в яйце, часть живой природы, часть неживой природы, раскалённое небесное тело шарообразной формы, звезда, планета.
-Проверим является ли Солнце звездой по учебнику (стр. 100)
Дети читают текст на стр. 100 (1 абзац) и отвечают на вопрос
Что такое солнце?
4. Презентация «Что такое Солнце?»
5. Физминутка «Солнышко лучистое…» (музыкальная)
3 группа – Биологи (Значение Солнца).
1) Сравните 2 растения. Какое из них росло на солнышке, а какому не хватало солнечного света?
Вывод: Солнечный свет необходим для жизни всего живого на Земле.
2) Что будет на Земле, если вдруг Солнце погаснет? (подчеркните верные утверждения)
Станет светло, темно, холодно, жарко, погибнут растения, животные, люди, будут жить растения, животные, люди.
Вывод: Солнце – источник жизни на Земле.
4 группа – Врачи (полезно или вредно Солнце?)
1) Работа с карточками.
— Рассмотри рисунки, догадайся, полезно или вредно Солнце?
Вывод: Солнце – источник жизни, всё живое радуется солнышку, но солнечные лучи могут быть опасными, могут нанести вред здоровью.
2) Какие предметы одежды необходимы в солнечную погоду? Придумайте советы одноклассникам, как защититься от солнечных лучей.
Вывод: В солнечную погоду нужно носить головной убор, светлую одежду, солнцезащитные очки и т. д.
– формулирование познавательной цели
Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач
– анализировать с целью выделения признаков
– перерабатывать полученную информацию
– аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
6. Закрепление нового материала
Что такое Солнце?
Почему оно светит и греет?
Почему мы видим солнце большим светящимся кругом?
Велико ли солнце?
Об этом еще раз прочитаем и узнаем из текста в учебнике стр. 100 (2 абзац)
– анализировать с целью выделения признаков
– перерабатывать полученную информацию
– аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения
5. Контроль и коррекция знаний
– А теперь мы проверим, кто на уроке был внимательным и многое запомнил. Попробуем составить научную статью о своих открытиях
(во время ответов детей слайды).
Солнце – это ближайшая к Земле … звезда.
Солнце имеет форму… шара.
Солнце — главный источник … света и тепла.
Солнце находится очень… далеко от нас.
Солнце – источник …жизни на Земле.
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
На партах у вас солнышки. Если вам на уроке понравилось и вы многое узнали пусть ваше солнышко улыбается. А если вам было скучно и вы мало узнали пусть загрустит ваше солнышко.
– готовность оценивать свой труд
7. Домашнее задание.
П. т стр. 36 №13 -16, подготовить стихи, пословицы, поговорки о Солнце.
Источник