Меню

Конспект урока по истории космос

«Освоение космоса»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Конспект урока истории в 9 классе коррекционной школы «Освоение космоса»

Скачать:

Вложение Размер
урок истории в корекционой школе «Освоение космоса» 20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Освоение космоса

— формирование знаний учащихся об освоении космоса советскими учеными

Задачи:
1. Образовательные:
— проследить путь советских ученых в освоении космоса;
— дать знания, что в результате большой научной и исследовательской работы советских ученых впервые в мире в космосе полетел человек.
2. Коррекционно-развивающие:
— коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;
— развивать познавательные способности через самостоятельную работу с историческими источниками;
— развивать умение слушать рассказ, объяснение учителя и использовать изученный материал в работе.
3. Воспитательные:
— вызвать у учащихся чувство гордости мужеством и смелостью первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина.
Методы:
словесный – рассказ
наглядный – иллюстрации
практический – самостоятельная работа
Основные знания: 1957 г. – запуск искусственного спутника Земли; Белка и Стрелка – первые живые существа в космосе; 12 апреля 1961 г. – первый полет в космос человека, первый космонавт – Ю. А. Гагарин.
Основные термины и понятия: космодром
Оборудование и материалы:
— учебник «История России для 9 класса» Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной;
— иллюстрации
— карточки с заданиями

— запись песни: гр. Земляне «Трава у дома»
Тип урока: комбинированный
Форма урока: Урок-путешествие во времени

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Кто дежурный? Сообщите об отсутствующих и готовности класса к уроку

Доклад дежурного об отсутствующих и о готовности класса к уроку

Повторение пройденного материала

— Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

— Какие изобретения были сделаны советскими учеными в 50-60-е годы?

— Кто создал атомную бомбу в СССР?

— Докажите, что атомную энергию можно использовать в мирных целях

Вспоминают тему и содержание предыдущего урока. Дают развернутые ответы.

Актуализация знаний, объявление новой темы

Вводное слово учителя: С древних времён люди стремились узнать то, что лежит за пределами нашей планеты. Открывались новые планеты, звезды и другие тайны космоса. Сегодня стали возможны полеты людей в космос (на доске иллюстрация – представление людей о планете в древности)
Я предлагаю нам отправиться вместе в путешествие во времени. Согласны? Тогда «Поехали!»

Задание «Кластер» (групповое – 2 человека). (На фоне песни гр. Земляне «трава у дома») Сейчас мы с вами находимся в космосе. А что такое космос? Что вам о нем известно? Для того, чтобы вам легче было вспомнить, давайте выполним задание. У вас на партах лежат карточки, в центре находится слово «Космос», я предлагаю вам по стрелочкам записать все, что вы знаете о космосе (выполняют) (на доске иллюстрация – солнечная система)
Проверка выполненного задания:
— Давайте проверим, какие знания о космосе у вас есть? (ответы детей)
Учитель:
Молодцы! Я вижу, что у вас есть знания. В 50- 60 годы советские ученные и инженеры вели большую исследовательскую и научную работу. Самым выдающимся событием стало открытие атомной энергетики, которую научились использовать в мирных целях. Это позволило начать строительство космических ракет.

Прежде чем продолжить наше путешествие во времени, мы должны узнать тему урока. Все буквы разлетелись в космическом пространстве, наша задача собрать их. Задание на доске: Расставив цифры правильно по порядку мы прочитаем тему урока
е Ос кос са во е мо ни
3 1 6 8 2 5 7 4
Правильно «Освоение космоса».

Давайте запишем дату и тему урока в тетрадь.

Разгадывают тему урока.

Записывают тему урока в тетради

Изучение нового материала

Продолжаем наше путешествие в космос. Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут (вывешивается на доску)
План-маршрут:
1. Основоположники космонавтики;
2. Первые полеты в космос;
3. Космос сегодня.
В конце нашего путешествия во времени мы сможем узнать, «Как человеку удалось осуществить полет в космос?»

Первая остановка в нашем маршруте: Основоположники космонавтики.
(на доске портрет К.Э Циолковского)

Давайте послушаем сообщение о русском ученом, изобретателе Константине Эдуардовиче Циолковском

Рассказ о развитии ракетостроения.

Группу ученных, которые стали заниматься ракетостроением возглавил Сергей Павлович Королев. Запись в тетрадь

(На доске портрет С.П. Королева)

Исследования космоса велись давно многими учеными мира. Ракетостроением также занимались немецкие и американские ученые. Однако и здесь советские ученные оказались первыми. В октябре 1957 года впервые в мире был отправлен в космос искусственный спутник Земли.

(На доске фото первого спутника Земли)

Что произошло в октябре 1957 года?

Запишем в тетрадь.

Работа с учебником — стр. 241, абзац 3,4

Рассказ учителя: Королев вместе с другими ученными начал создавать ракеты, в которых могли бы летать в космос люди.

Как вы думаете, как ученые решили узнать выдержит живой организм или нет?
Правильно, было решено сначала в космос отправить животных, чтобы определить, как живой организм выдерживает космический полет.

Вторая наша остановка — Первые полеты в космос:

Кто первым из животных побывал в космосе? (2 маленькие собачки – Белка и Стрелка).

(На доске фотография Белки и Стрелки)

Давайте послушаем сообщение о собаках Белке и Стрелке

После удачного испытания с Белкой и Стрелкой началась подготовка космонавтов. В небольшом городе Чкаловске, недалеко от Москвы был создан Центр подготовки космонавтов. Был построен космодром. (На доске изображение космодрома)

Несколько самых лучших военных летчиков были отобраны в первый отряд космонавтов. С утра до позднего вечера будущие космонавты тренировались и учились управлять космическим кораблем. Только один – самый лучший должен был стать первым космонавтом.

Кто стал первым космонавтом?

(На доске портрет Ю.А.Гагарина)

Запишите в тетрадь ответ на этот вопрос

Послушайте сообщение о первом космонавте Ю.А. Гагарине

Где и как готовили космонавтов?

Кто стал первым космонавтом?

Когда Ю.А. Гагарин совершил первый полет? (12 апреля 1961 года)

Запишите ответ на этот вопрос в тетрадь

Физминутка (под музыку: гр. Земляне «Трава у дома»)

Продолжим наше путешествие! Через 2 года в космос была отправлена первая женщина – космонавт Валентина Владимировна Терешкова

(На доске портрет В.В.Терешковой)

Послушайте сообщение о первой женщине – космонавте Валентине Владимировне Терешковой

Вопросы: Кто была первой женщиной космонавтом?

Запишите в тетрадь: первая женщина – космонавт В.В.Терешкова

А еще через два года в 1965 году советский космонавт Алексей Архипович Леонов во время полета вышел из корабля в открытый космос

(Портрет Леонова на доске) запишите это событие в тетрадь

Следующая наша остановка — Космос сегодня.

На космические исследования тратятся огромные средства. Это связано с огромными трудностями и опасностями. Для чего необходимо осваивать космос?

Космонавты изучают из космоса звезды, планеты, следят за состоянием Солнца, проводят опыты с растениями. Есть спутники – разведчики. Они фотографируют Землю, а геологи по фотографиям определяют, в каком месте нашей планеты находятся богатые залежи нефти, газа, др. полезных ископаемых. Спутники также следят за погодой. Благодаря спутникам мы с вами имеем сотовую связь, спутниковое телевидение.

(На доске изображение различных современных спутников)

Источник

История космонавтики
план-конспект урока по астрономии по теме

Материал по истории космонавтики можно использовать на уроках астрономии и на внеклассных мероприятиях (есть и презентация)

Скачать:

Вложение Размер
История космонавтики-1ч. 110 КБ
История космонавтики-2ч. 93 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ КОСМОНАВТИКИ – 1часть.

Познакомить обучающихся с историей космонавтики, способствовать углублению знаний в области покорения космоса, пополнить знания по астрономии.

Воспитывать чувства доброты, любви, гордости и уважения к людям старшего поколения, чувства солидарности и патриотизма.

Развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности обучающихся, внимание и память.

Оборудование: Презентация Microsoft Power Point, мультимедийная установка, экран.

(СЛАЙД 1) (СЛАЙД 2)

ВВЕДЕНИЕ Наш замечательный соотечественник К. Э. Циолковский еще в начале ХХ века утверждал: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

Сейчас мы являемся свидетелями того, как сбываются пророческие слова.

Двадцатый век навсегда войдет в историю человечества, как век освоения космического пространства. Еще в начале века русский ученый К. Э. Циолковский впервые теоретически обосновал возможность исследования космоса с помощью ракет. Позже он написал: «Я буду рад, если моя работа побудит других к дальнейшему труду»

После Октябрьской революции многие ученые и конструкторы, горячо верившие в осуществление идей К. Э. Циолковского, стали работать над их дальнейшим развитием и претворением в жизнь.

Уже в 1931 г. в Москве, Ленинграде, Харькове, Тифлисе, Баку, Архангельске, Новочеркасске и других городах страны появляются группы по изучению реактивного движения, а в 1933 г. по решению правительства был создан впервые в мире Реактивный научно-исследовательский институт.

В эти годы создаются и проходят испытания первые советские жидкостные ракеты. Накапливается опыт их проектирования и изготовления, подготовки и осуществления пусков. Стало очевидно, что дальнейшее развитие ракетной техники потребует проведения обширных научно-исследовательских, конструкторских и экспериментальных работ, многие из которых явились совершенно новыми направлениями в науке и технике.

Были созданы специализированные научные организации и конструкторские бюро. В результате многолетней совместной деятельности этих организаций постоянно улучшались летные характеристики ракет.

В 1957 г. была создана первая космическая ракета. 4 октября 1957 г. в Советском Союзе был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.

Запуск первого спутника открыл космическую эру в истории человечества. Он ярко продемонстрировал высокий уровень научно-технического развития нашей страны и положил начало бурному совершенствованию космической техники.

Вслед за первым спутником на околоземные орбиты были выведены второй и третий спутники с существенно большими массами и расширенным составом научного оборудования. В январе 1959 г. в сторону Луны стартовал космический аппарат «Луна-1», прошедший в непосредственной близости от поверхности Луны и вышедший на гелиоцентрическую орбиту. В сентябре того же года на поверхность Луны опустился аппарат «Луна-2», а месяц спустя межпланетная станция «Луна-3» передала на Землю фотографии обратной стороны.

В феврале 1961 г. был осуществлен запуск к Венере межпланетной автоматической станции «Венера-1», а в ноябре 1962 г. стартовала к Марсу станция «Марс-1».

В эти же годы готовились первые пилотируемые полеты в космос. Они потребовали решения ряда принципиально новых задач. Надо было заранее убедиться в переносимости человеком факторов космического полета и подготовить к этому будущих космонавтов физически и психологически. Нужно было обеспечить жизнедеятельность космонавта на корабле и дистанционный контроль состояния его здоровья в полете. Предстояло создать средства ручного управления кораблем и средства ведения радиотелефонной связи с космонавтом. Наконец надо было обеспечить безопасное возвращение корабля на Землю. Все эти проблемы были решены в рекордно короткие сроки, и уже весной 1960 г. правильность инженерных решений экспериментально проверялась на первых беспилотных кораблях-спутниках.

И вот 12 апреля 1961 года в Советском Союзе был осуществлен старт первого в истории человечества космического корабля «Восток», пилотируемого Юрием Алексеевичем Гагариным.

Он стал вторым эпохальным событием в освоении космоса. Полет показал принципиальную возможность безопасного пребывания и работы человека в космическом пространстве.

За полетом Ю. А. Гагарина последовали старты других кораблей «Восток». Продолжительность полетов на них увеличивалась и была постепенно доведена до пяти суток.

Во время этих полетов космонавты выполняли все усложняющиеся программы экспериментов и визуальных наблюдений и продемонстрировали высокую эффективность участия человека в космических исследованиях. Результаты первых полетов позволили сделать последующие шаги в освоении космоса.

ИСТОКИ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ Выход человечества в космос – закономерный процесс исторического развития: в нем отражена вечная потребность людей познавать тайны природы, искать новые сферы обитания.

Годы зарождения «ракетного дела» в России еще точно не определены, – одни исследователи относят его к XII, другие – к Х веку. Документально же подтверждается, что в 1516 г. ракеты применяли в ратном деле запорожцы.

Первые описания ракет и пороховых составов для них приведены у Онисима Михайлова в его «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1607-1621). В «Уставе» описаны и способы применения ракет. Первоначально они служили не военному делу – их использовали в качестве «потешных огней».

В 1680 г. в Москве было основано «ракетное заведение», в котором стали изготовлять фейерверочные, а затем и сигнальные пороховые ракеты.

В первом десятилетии XVIII в. в Петербурге открылась специальная лаборатория, занявшаяся поначалу изготовлением фейерверочных ракет. Внимательно изучая «ракетное дело», Петр I увидел в «потешных огнях» нечто большее, чем зрелище, — силу оружия. Появились первые труды о ракетах. В 1762 г. в Москве вышла книга М. В. Данилова – первая оригинальная книга на русском языке, содержащая сведения об изготовлении фейерверочных и сигнальных ракет.

Военно-ученый комитет, занимавшийся в России ракетными делами, сосредоточил свое внимание на разработке конструкции ракет. В 1814 г. член Военно-ученого комитета И. Картмазов изготовил боевые ракеты двух типов — зажигательные и гранатные. Они успешно прошли испытания. Военное министерство России приняло решение ознакомить войска с действием боевых ракет.Над созданием боевых ракет в те годы успешно работал один из выдающихся отечественных ученых, герой Отечественной войны 1812 г. Александр Дмитриевич Засядко (1779-1837).

Изготовив свои первые ракеты, Засядко продемонстрировал их в 1817 г. в Петербурге, а затем под Могилевом, где им была открыта специальная пиротехническая лаборатория. Результаты испытаний превзошли все ожидания: дальность полета ракеты достигла 1670 м. В 1826 г. в Петербурге было создано постоянное ракетное заведение с целью массового производства ракет для русской армии.

Новая область техники – ракеты – все больше привлекала внимание ученых и конструкторов. Появились предложения использовать ракеты на флоте и в воздухе. Особое внимание ученых и конструкторов было привлечено к созданию летательных аппаратов с ракетным двигателем. Во второй половине XIX в. в России было предложено свыше 20 проектов реактивных летательных аппаратов. Так в 1849 г. военный инженер И. И. Трететский (1821-1895) высказал идею использования силы струй паров воды или спирта, газов и сжатого воздуха для приведения в действие летательных аппаратов легче воздуха. Адмирал флота Н. М. Соковнин (1811-1895) опубликовал в 1866 г. работу «Воздушный корабль», в которой привел схему конструкции аэростата, способного летать «подобно тому, как летит ракета». В 1867 г. отставной капитан артиллерии Н.А. Телешов (1828-1895) получил патент на реактивный самолет «Дельта». Интересен проект киевского изобретателя Ф. Р. Гешвенда, предложившего построить летательный аппарат – «паролет» — с паровым реактивным двигателем с соплом, снабженным концентрическими насадками для подсоса воздуха. В 1880 г. изобретатель С. С. Неждановский высказал идею создания летательного аппарата с жидкостным реактивным двигателем, использующим в качестве горючего керосин, а в качестве окислителя – азотную кислоту, смешиваемые непосредственно перед взрывом.

Особого внимания заслуживает проект революционера Николая Ивановича Кибальчича (1853-1881). Приговоренный к смертной казни за участие в покушении на царя Александра II, находясь в заключении, Н. И. Кибальчич начертил схему задуманного им реактивного летательного аппарата.

В своем проекте Н. И. Кибальчич разработал устройство воздухоплавательного прибора, основанного на ракетно-динамическом принципе, рассмотрел систему подачи топлива в камеру сгорания и принцип управления полетом методом изменения наклона двигателя. Около сорока лет пролежал проект Н. И. Кибальчича в секретных архивах жандармского управления. Лишь в 1918 г. он был обнародован в журнале «Былое»

Через два года после казни Н. И. Кибальчича, в 1883 г., никому тогда неизвестный учитель Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) в своей рукописи «Свободное пространство» не только выдвинул смелую идею и возможности использования реактивного принципа реактивного движения для осуществления полета в космос, но и разработал принципиальную схему аппарата, обеспечивающего пребывание человека в космическом пространстве.

Важнейшим этапом, характеризующимся созданием основ теории межпланетных сообщений, явилась подготовленная К. Э. Циолковским к печати в начале 1903 г. первая часть работы «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Вторую часть своего труда ученый смог опубликовать лишь в 1911-1912 гг. В этом фундаментальном труде К. Э. Циолковский установил законы движения ракеты как тела переменной массы, определил коэффициент полезного действия ракеты, исследовал влияние силы сопротивления воздуха на ее движение. К. Э. Циолковский отметил преимущества ракетных двигателей при больших скоростях движения, дал схему межпланетной ракеты, указав при этом на выгодность применения жидкого топлива. Считая ракету единственным практически приемлемым способом осуществления полетов в космос, К. Э. Циолковский развил идею устройства составной многоступенчатой ракеты. Своими работами К. Э. Циолковский во многом определил рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения. (СЛАЙД 11)

Идея исследования и освоения космического пространства захватила и одного из пионеров ракетной техники, талантливого отечественного ученого Фридриха Артуровича Цандера (1887-1933). Еще в юношеские годы он познакомился с работой К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», увлекся ракетостроением и космонавтикой и посвятил им всю свою жизнь.

Ф. А. Цандер вошел в историю науки как энтузиаст, страстный пропагандист идей космических полетов, начавший практическую работу в области космонавтики.

В 1921 г. Ф. А. Цандер представил московской конференции изобретателей свой проект межпланетного корабля-аэроплана. (СЛАЙД 12)

Первой экспериментальной советской ракетой с жидкостным ракетным двигателем была ракета ГИРД10 (двигатель работал на жидком кислороде и этиловом спирте). Первый пуск ракеты, которым руководил С. П. Королев, состоялся 25 ноября 1933 г. на полигоне в Нахабине. (СЛАЙД 13)

Хотя в полете нарушилось крепление двигателя, и ракета упала в 150 м от места старта, это не омрачило радости ее создателей, ведь был сделан еще один шаг в освоении ракетной техникой.

Осенью 1933 г. на базе газодинамической лаборатории и группы изучения реактивного движения было решено создать в Москве Реактивный научно-исследовательский институт. Начальником института был назначен И. Т. Клейменов, а заместителем по научной части – С. П. Королев.

В истории освоения космического пространства с именем С. П. Королева связана эпоха замечательных достижений. Научные и технические идеи С. П. Королева получили широкое применение в ракетной и космической технике в России.

Подготовка к штурму космоса потребовала создания в стране специальных научных институтов и лабораторий, промышленных предприятий, космодрома, сети наземных станций слежения, подготовки высококвалифицированных кадров, причем все приходилось делать, на имея аналогов в мировой практике .

Источник

Читайте также:  Торт космос с надписью
Adblock
detector