Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме: «Почему Луна бывает разной?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Тема урока: Почему Луна бывает разной?
Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.
Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне — естественном спутнике Земли.
Развивающие: Развивать представления о форме, размерах; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_luna_byvaet_raznoy.pptx | 1.09 МБ |
luna_otkrytyy_urok.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Школа России» Почему Луна бывает разной?
Цели урока Узнаем, что такое Луна. Узнаем, какую форму имеет Луна Узнаем, почему Луна выглядит по – разному Узнаем, как люди изучают Луну Узнаем, возможна ли жизнь на Луне.
Что такое спутник? Спутник – это тело, кот которое движется вокруг более крупног крупного небесного небесного тела.
Спутник Земли Луна
На каком рисунке правильно показаны Земля и Луна? .
Луна в космическом прстранстве
Луна сама не испускает свет. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №2 им. Е. В. Камышева » г. Гагарин Смоленской области
Адрес: 215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом 2.
Телефоны: 8 — (48135) 3 — 43 — 03, 8 — (48135) 3 — 43 – 06. E-mail: School2Gagarin@yandex.ru
по окружающему миру
тема: «Почему Луна бывает разной»
учителя начальных классов
Елисеевой Лилии Александровны
Тема урока: Почему Луна бывает разной?
Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.
Задачи : Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне — естественном спутнике Земли.
Развивающие : Развивать представления о форме, размерах; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
УУД : Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, мультфильмов и т. п.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Оборудование: ноутбук учителя, мультимедийный проектор, экран, учебник, раздаточный материал.
Проверка готовности к уроку( учебник, пенал, раздаточный материал)
- Самоопределение к учебной деятельности
Сегодня, ребята, я предлагаю вам из учеников превратиться в астрономов:
-_Кто такие астрономы? (Учёные, которые изучают расположение и движение небесных тел).
— А при помощи чего астрономы наблюдают за планетами? (Телескопа, космического телескопа).
— У кого была возможность посмотреть в телескоп? (имеете представление)
А у учёных – астрономов существует специальный космический телескоп, который при помощи спутника передаёт данные на Землю.
Прежде, чем изучать что – то новое, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
— Назовите ближайшую к нам звезду? (Солнце)
-Почему звёзды видны только ночью? (Свет других звёзд слабее солнечного света)
— Вспомните названия звёзд, которые мы изучали. (Альдебаран, Регул, Сириус).
Если вы правильно ответите на мои вопросы, вставив в эти клетки нужные буквы, то отгадаете тему урока.
Из тех звёзд, которые вы перечислили, назовите самую большую. ( А льдебаран).
Какая гласная одинаковая в названиях звезд Рег у л и Сири у с
О каком созвездии мы говорили на прошлом уроке ( Л ев)
Чтобы наблюдать за звездами, нужно посмотреть в н ебо.
— Молодцы! Сегодня мы поговорим о Луне.
-Зачем нам нужна Луна?
Скажите, ребята , а Луна всегда выглядит одинаково?(нет)
Почему луна бывает разной? (проблемный вопрос)
(Приём-« Корзина идей»)
-Выскажите свои предположения().
- Объяснение нового материала
Сегодня мы узнаем, почему мы наблюдаем то Луну, то месяц.
Цели урока (Слайд 2)
— узнаем, что такое Луна
— узнаем, какую форму имеет Луна
— узнаем, почему Луна выглядит по – разному
-узнаем, как люди изучают Луну
-узнаем, возможна ли жизнь на Луне
Итак, отправляемся в космическое пространство, чтобы узнать, что такое Луна?
Планеты у солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ним Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их различим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…
-Все планеты вращаются вокруг Солнца. А у некоторых планет есть спутники.
— А что такое спутник? .( Слайд 4).
Спутник — это объект, обращающийся по определённой траектории (орбите) вокруг другого объекта. Таким образом, Луна является спутником Земли. ( Слайд 5)
-Посмотрите и скажите, какая картинка верная .( Слайд 6).
Откройте учебники на странице 34 и ещё раз убедитесь в правильности своего ответа. —
Вращения Земли и Луны вокруг своей оси почти совпадают, поэтому…
Чтобы определить движение Луны вокруг Земли ,предлагаю вам, ребята, поработать в паре.
На столе у вас лежат бумажные детали( Земля, Луна, орбита) На одной стороне Луны карандашом нарисуйте рожицу, поверните Луну лицом к Земле и сделайте по орбите круг вращения.
-Что вы заметили? (рожица направлена всегда к Земле)
-Какой вывод? ( мы всегда видим одну сторону луны)
Физминутка для глаз (видео) (Слайд 7)
Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Вот как выглядит Луна в космическом пространстве . (Слайд 8)
А какого цвета Луна , когда мы её наблюдаем с Земли. (Жёлтая) Почему?
Чтобы узнать этот секрет, посмотрите в учебнике на 2 рисунок. (Слайд 9)
— Что изображено голубым цветом? (Земля)
-Что делает Земля ? (спит)
— Значит сейчас какое время суток? (ночь)
— Что изображено жёлтым светом? (Луна)
— А красным (Солнце)
-Что делает Солнце? (светит на Луну)
-Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
— А может ли тогда Луна испускать свет?( нет, только отражает)
-Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца.
— Какую форму имеет Луна(круглую) , так почему мы видим её по – разному? Кто уже догадался ?
Раз Луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. И так как происходит движение тел, то Солнце по – разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что форма Луны меняется .(Слайд 10)
(Обучающий мультфильм) Закрепить знания на макете о фазах луны.(Показ на макете)
5. Первичное закрепление
-Вернёмся к нашей « Корзине идей». Чья версия подтвердилась?
-Ответили мы на проблемный вопрос?
Вышла на небо она
И потерла щёчки,
Стало всем вокруг светло
На ночной дорожке.
С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Она всего в шесть раз меньше Земля . Как арбуз и яблоко.
-Раз мы сегодня в качестве астрономов, давайте рассмотрим поближе поверхность Луны в воображаемый телескоп. Рассмотрим рисунок 1 в учебнике с 35.
-Что мы видим на поверхности?
Тёмные пятна – это лунные моря.
— Есть ли в них вода? Нет, но люди раньше этого не знали, поэтому назвали морями.
Светлые пятна — материки. Есть горы и огромные кратеры.
— Отчего на Луне появляются кратеры? (От ударов метеоритов).
Вся поверхность покрыта толстым слоем пыли. Днём на нашем спутнике очень жарко, температура достигает + 130 Гр., а ночью – очень холодно — 170 г.
— Как вы думаете, ребята, возможна ли жизнь на Луне?
-Кто изображен на рисунке 2 на странице 35 ? (Люди)
Впервые на Луне побывали американские космонавты. Им удалось сделать несколько снимков и собрать коллекцию камней для исследований. Затем уже наши учёные отправили прибор под названием луноход. Он ещё раз доказал нам, что на нашем спутнике нет ни воды, ни воздуха.
Чтение вывода в учебнике.
6.Закрепление нового материала.
А теперь давайте проверим себя, как вы усвоили материал. Кто из вас стал лучшим астрономом.
Положите перед собой листочки для проверки знаний.
Приём « Верные или неверные утверждения»
Я читаю предложение, если оно верное, то вы ставите +, если нет, то —
— Луна больше Земли (-)
-Луне не испускает свет, а отражает свет Солнца(+)
— На Луне есть воздух и вода(-)
-Луна вращается вокруг Солнца(-)
-На Луне днём очень жарко, а ночью очень холодно(+)ьиь
-Луна является спутником Земли(+)
-На Луне могут жить люди(-)
-Когда Луна находится между Солнцем и Землёй – эта фаза называется полнолунием(-)
— Смена фаз Луны зависят от освещения её Солнцем(+)
Теперь поменяйтесь работой с соседом, возьмите зеленый карандаш или ручку и начнем проверку.
Кому сегодня понравился урок, прикрепите на наше звездное небо жёлтую звёздочку, а кто чем – то остался недоволен, то красную звёздочку.
Источник
Конспект урока «Почему Луна бывает разной?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Разработка урока по окружающему миру «Почему Луна бывает разной?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_luna_byvaet_raznoy.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Почему Луна бывает разной?
Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.
Задачи : Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне — естественном спутнике Земли.
Развивающие : Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
УУД : Познавательные : общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные : умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Оборудование: нетбуки для учащихся; ноутбук учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь.
2.Самоопределение к учебной деятельности.
Сегодня вы будете не простые ученики 1 класса, а астрономы.
-Кто такие астрономы? ( Ученые, которые изучают расположение и движение небесных тел)
-А при помощи чего астрономы наблюдают за планетами? (Телескопа, космического телескопа)
Мы с вами можем наблюдать за звездами при помощи обычного телескопа.
Поднимите руку, кто когда-нибудь смотрел в телескоп.
А у ученых-астрономов существует специальный космический телескоп, который при помощи спутника передает данные на Землю.
Для астрономов помощник в изучении планет-космический телескоп.
-Какой у нас помощник на уроке? (учебник)
Проверьте, у всех ли есть учебники на парте.
Прежде, чем изучать что-то новое, что нам нужно сделать? (Повторить, то, что уже знаем)
В этом нам поможем кроссворд, отгадав его, мы узнаем тему урока.
– Молодцы! И сегодня мы поговорим о Луне. А именно, почему Луна бывает разной?
Чтение стихотворения учащимся.
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой!
В конце урока мы поймем, можно ли на самом деле прогуляться по Луне.
4. Объяснение нового материала
Был рогатым-круглым стал.
Только круг, чудо круг
Стал опять рогатым вдруг. (месяц)
Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же?
Сегодня на уроке мы узнаем, почему мы видим на небе то Луну, то месяц
Давайте прочитаем, какие цели урока мы ставим.
– Сегодня на уроке, ребята, мы
- узнаем, что такое Луна.
- узнаем, какую форму имеет Луна.
- узнаем, почему Луна выглядит по-разному.
- узнаем, как люди изучают Луну.
– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос
– Галактика (учитель читает стихотворение)
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…
– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.
– А что такое спутник?
– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.
– Луна вокруг Земли – природный спутник
– А спутники, созданные человеком, называются искусственными.
– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.
– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси.
-Движется ли наша планета Земля?
Планета Земля движется вокруг своей оси, т.е вращается вокруг себя
А)Просмотр обучающего видео.
Давайте посмотрим, как происходит вращение Луны вокруг Земли, а Земли вокруг своей оси.
К доске выходят 2 ученика:один-Луна, другой-Земля и показывают вращение.
Луна вращается вокруг Земли медленно и лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится 2 наши недели.
Работа в тетради (стр.22)
В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки. Давайте послушаем одну из этих сказок, после которой вы ответите на вопрос
-Появилось ли платье у месяца?
Почему у месяца нет платья
Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем.
А платье-то узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало.
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.
– Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве.
– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?
В) Беседа, работа по учебнику.
Чтобы узнать этот секрет, откройте учебник на странице 34, найдите 2 рисунок.
— Что изображено голубым цветом? (Земля)
— Что делает Земля? (она спит)
— Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
— Что изображено жёлтым цветом? (Луна)
— А красным? (Солнце)
— Что делает Солнце? (Светит на Луну)
— Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
— А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)
– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.
– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно . Это фаза называется новолунием.
Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц . Он увеличивается с каждым днем.
И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние . Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.
Физминутка для глаз (видео)
С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли. Модели из пластилина.
– Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз.
И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны.
— Что же мы видим на этой поверхности.?Круги, темные пятна, горы.
На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря.
-Есть ли в них вода? На самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.
Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.
Американские космонавты на Луне
– Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.
– И первыми на Луне побывали американские космонавты Армстронг и Олдрин 48 лет назад.
-Как одним словом можно сказать «приземлились на Луну»? (прилунились)
Их космический корабль назывался Apollon-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.
– Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды.
Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
Чтение вывода в учебнике.
6.Первичное закрепление. Работа на macbook
Мы должны распределит, кто живет на планете Земля, а кто может обитать на Луне.
1.-Что такое Луна?
2.-Какую форму имеет Луна?
3-как люди изучают Луну?
8 . Проверка знаний с самопроверкой в парах.
Сейчас мы с вами проверим, кто готов стать настоящим космонавтом.
Положите перед собой листочки для проверки знаний.
Я читаю предложение, если оно верное, то вы ставите +, если нет, то знак -.
Луна больше Земли. (+)
Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.
На Луне есть воздух и вода. (-)
Луна – природный спутник Земли. (+)
На Луне живут люди. (-)
Луна вращается вокруг Солнца.(-)
На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.
В лунных морях много воды.(-)
1 лунный день равен одному нашему дню. (-)
С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.
Теперь поменяйтесь работой с соседом и возьмите красный карандаш, начинаем проверку.
-Что интересного Вы узнали на уроке?
— О чем можете рассказать дома?
Оцените свою работу на уроке.
-Оценка при помощи смайликов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный конспект открытого урока по ОЗМ был специально разработан мной и моей коллегой Леоновой Е. В., так как на урок были приглашены родители первоклассников, где демонстрировалас.
Цели: познакомить с естественным спутником Земли – Луной, ее особенностями; показать изображение различных созвездий и расположение в них звезд; рассказать о различных способах изучения Луны, от.
В плане изложен доступный материал для 1 класса на вопрос — почему Луна бывает разной.
В плане изложен доступный материал для 1 класса на вопрос — почему Луна бывает разной.
УМК «Школа России» Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. На данном уроке применяется деятельностны.
Учебно — методический комплект по окружающему миру на тему: «Почему Луна бывает разной?» 1 класс (конспект + презентация).
Тема: Почему Луна бывает разной?(презентация)Цели: формировать представления о Луне как спутнике Земли; познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны; рассказать о способах изучения Луны ученым.
Источник