Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?» («Школа России»)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
В конспекте урока даны комментарии, в которых делается акцент на использование в ходе урока современных подходов к образованию, организации самостоятельной учебной и творческой деятельности учащихся. На уроке реализуется деятельностный подход, применяются современные образовательные технологии, создаются условия для активной самостоятельной деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_solnce_svetit_dnyom_a_zvyozdy_nochyu.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный этап конкурса
учителей начальных классов
образовательных учреждений г.Новосибирска и
«Мой лучший урок»
(номинация «Урок окружающего мира»)
«Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?»
УМК «Школа России», 1 класс
учитель начальных классов
МКОУ – Филипповская СОШ
Губкина Ольга Викторовна
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?»
УМК «Школа России»
Тип урока: Усвоение новых знаний.
- формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях;
- развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;
- воспитывать коммуникативность, толерантность.
Теллурий, футбольный мяч, горошина, цветные карандаши, пластилин, атласы-определители «От Земли до неба», учебники, тетради, электронное приложение к учебнику, компьютер, мультимедийное оборудование, экран.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Комментарии. Настрой обучающихся на слаженную и продуктивную работу на уроке.
- Сообщение темы и цели урока.
— Отгадайте загадки и постарайтесь определить тему урока
Всем оно нам нравится,
Без него мы плачем
А едва появится-
Взгляд отводим, прячемся:
Уж больно оно яркое
И жаркое – прежаркое. (Солнце)
Лишь солнце погасло
Как по небу кто-то
Одно лишь добавлю,
Что было блестящим
И ярким оно. (Звёзды)
— Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Муравьишка Вопросик приготовил для вас новый вопрос.
— Прочитайте: «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?» Кто может ответить на этот вопрос?
Комментарии. Определение обучающимися темы урока проводится в соответствии с особенностями восприятия и психологией младшего школьного возраста.
Эл. Приложение (демонстрация, фрагмент о Солнце).
Дополнительная информация учителя о температуре Солнца, размерах Солнца и Земли, демонстрация на теллурии освещённой и затемнённой сторон Земли.
(Солнце — огромный пылающий шар. Температура на солнце 20 млн.гр. Солнце — шар великан, в 109 раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли — ночь. (Продемонстрировать на теллурии).
Вывод: Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.
— Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.
— На стр. 21 в тетради даны две рамочки. В них нарисуйте весёлое и грустное солнышко. Расскажите, зависит ли ваше настроение от того, солнечный день или пасмурный.
Комментарии. Использование видеоряда из электронного приложения способствует активизации мыслительной деятельности. Наглядность (футбольный мяч и горошина, теллурий) на этом этапе урока – важнейший приём, который помогает усвоить новый материал. Предусмотренная работа в тетради помогает на основе смены видов деятельности провести и эмоциональную разгрузку.
Загадка: Рассыпалось к ночи зерно.
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)
— В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей, чтение хорошо читающим учеником текста учебника на с. 32)
Эл. Приложение (демонстрация, окончание фрагмента)
Днем не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только ночью когда Солнца нет, они видны.
— На стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран. На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.
Работа с учебником по рисунку (моделирование в группах). Подведение итогов (на доске прикрепить готовые модели на чёрном фоне).
Закрепление пройденного (Тетрадь, задание 1 на с.21).
Комментарии. Использование видеоряда из электронного приложения способствует активизации мыслительной деятельности. На данном этапе урока ведётся работа в группах, которые выполняют одинаковое задание. Таким образом, воспитываются не только коммуникативные компетенции, но и осуществляется возможность посредством элемента соревнования продолжить формирование у обучающихся толерантности. Большое значение имеет работа по моделированию. Это не только даёт возможность воссоздать образы некоторых звёзд, понять и запомнить их размеры и цвет, но и развивать мелкую моторику.
Над Землёю ночью поздней, (руки вверх, в стороны вниз)
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: ( руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они. (руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, ( ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах ,(наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине, (присесть руки вперед)
Покачаться на Весах.( ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья, (руками берем созвездия)
Там созвездия висят.
Комментарии. Содержание физминутки и зрительный ряд изображений созвездий на экране позволяют перейти к следующему этапу усвоения новых знаний.
Слайд 4. Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).
— Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.
(Миф о созвездии Льва:
Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.)
Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь».
Работа в группах (дифференцированные задания)
Для слабых – выполнить задание №3 на с.22 тетради.
Для средних – сделать модель созвездия при помощи пластилина на бумаге чёрного цвета.
Для сильных – По какой фигуре из звёзд можно найти на небе созвездие Льва? (работа с атласом-определителем)
Проверка работы групп (выступления групп)
Комментарии. Просмотр подготовленных слайдов с изображениями звёздного неба, созвездий даёт возможность расширить кругозор детей, закрепить ранее изученные сведения о созвездии Большая Медведица. На данном этапе работа в группах проводится на основе дифференцированных заданий, что позволяет каждому ребёнку чувствовать себя успешным и вносить вклад в общее дело познания мира.
А как называют людей, которые изучают звезды? Людей, которые изучают звезды, называют астрономы. Раньше их называли звездочёты. Они изучают звезды с помощью телескопа. Но многие созвездия можно наблюдать и невооружённым глазом.
Вечером, когда стемнеет, вместе со взрослыми отыщите на небе созвездие Льва.
Ответим Муравьишке на его вопрос: «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?» (ответы детей)
Игра «Подскажи словечко»
— Солнце – огромный пылающий … (шар).
— Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).
— Оно создает нам … (день).
— По размерам Солнце … (больше) Земли.
— Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).
— Звезды – огромные пылающие … (шары).
— Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру).
— Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия).
— На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие … (Большая Медведица).
Комментарии. Выводы по теме, которые делают обучающиеся, делаются с целью передать полученные знания герою учебника – Муравью Вопросику. Так эти знания становятся значимыми не только для самих детей, но и для других. Проверка знаний в форме игры активизирует мыслительные процессы, даёт возможность на эмоциональном подъёме провести завершающий этап урока.
Скоро прозвенит звонок,
Подведем скорей итог.
Мне было интересно …
Мне было трудно …
Спасибо всем за работу!
Возьмите из коробочки по звёздочке и прикрепите её рядом с тем солнышком, которое показывает, как вы усвоили новую тему.
Комментарии. Урок можно считать здоровьесберегающим, так как разнообразные виды и формы деятельности не позволяют накопиться усталости, помогают сделать урок насыщенным, но не перегруженным. На уроке реализуется деятельностный подход в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный урок разработан для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. Тема урока: Разнообразие животных. Среди материалов к уроку можно найти план, тест по пройденному материалу, демонстрационный.
Ход урока:1 этап: Введение в тему.Звучит музыка, на экране слайды о зиме. Учитель читает текст:«Солнце теперь .
Конспект урока по окружающему миру «Наша дружная семья» во 2 классе по программе Школа России.
Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:»Почему Солнце светит днём, а звёзды- ночью?» Школа России.
«Почему нужно есть много овощей и фруктов?» В классном коллективе преобладают позитивные межличностные отношения с учителем, одноклассниками, положительное отношение к са.
Цели урока: формировать начальные представления о Солнце, звёздах и созвездиях Планируемые результаты: Предметные: – овладеют базовыми предметными понятиями «Солнце», «Звёзды».
Цель урока: формирование представления о небесных телах;Планируемые результаты:- воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведение тетради; воспитывать жела.
Источник
Урок «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?» по учебнику «Окружающий мир. 1 класс» автор А. А. Плешаков Место урока в теме:1-й урок в разделе «Почему и зачем?» Тип урока: открытие новых знаний Цель: формировать представления о звёздах, Солнце как ближайшей звезде к Земле, познакомить с созвездием Льва. Задачи: формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях; способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету. Планируемые образовательные результаты: — научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца; — наблюдать картину звездного неба, — выстраивать рассуждения на заданную тему; — выдвигать предположения и доказывать их; — понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; — работать в парах. ставить учебные задачи под руководством учителя; планировать учебную деятельность; удерживать цель и задачи в течение урока; оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи урока; осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце; наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о видимых и реальных размерах звёзд; установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток; строить монологические высказывания; работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности). проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, групповая и индивидуальная. Оборудование: презентация, раздаточный материал, футбольный мяч, горошина, фонарик, конверт. I. Организационный момент. Посмотрите все на меня! И работать не ленитесь. II. Сообщение темы урока А вы любите загадки? А ребусы отгадывать можете? Тогда отгадайте ребусы и вы узнаете о чём пойдёт речь на уроке (работа в паре) КАРТОЧКИ О чём будем говорить на уроке? Когда можно увидеть солнце? А звёзды? Почему? Вот это нам сегодня предстоит выяснить. ТЕМА: Почему солнце светит днём, а звёзды ночью? Чтобы ответить на этот вопрос, Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают отправиться в путешествие в космос. — А на чём мы отправится в путешествие? (на ракете) Итак, приготовились к путешествию. Садимся по удобнее — 5, 4, 3, 2, 1 Поехали! III. Работа по теме урока 1) Мы пролетаем над нашей планетой. — На какой планете мы с вами живём? (Земля) — Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) 2) — Что это светиться вдали? (Солнце) А можем мы подлететь к нему поближе? — Что вы знаете про Солнце? (ответы детей) Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии. Учитель: Солнце от Земли находиться на расстоянии 150 миллионов километров. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показать футбольный мяч и горошину) Так что же такое солнце? Мудрая Черепаха спрашивает: а что будет, если погаснет Солнце? (ответы) Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю, поэтому древние люди поклонялись Солнцу как богу. Солнце – это ближайшая звезда к нам, поэтому она кажется большой и яркой, но в космосе много и других звёзд, которые гораздо больше солнца. Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу. Но были люди, которые объяснили, что это не фонарики, а звёзды. Сосчитать совсем не просто Ночью в темном небе звезды. Знает все наперечет Звезды в небе. ЗВЁЗДОЧЁТ — Кто такой звездочёт? (человек, который наблюдает за звёздами.) Они носили звездный колпак и плащ. — А что это за прибор у звездочёта? (телескоп) — Для чего он служит? (для изучения звезд и других небесных тел) — А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды? – астрономы «Происходит от др. -греч. ἀστρονόμος «наблюдающий и группирующий звёзды, астроном» , из ἄστρον «звезда» Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия. На лобик, на щечки На нос к нам попал. Мы же отправимся — Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды гаснут и ложатся спать. Как вы считаете это правда? Черепаха предлагает провести опыт и узнать, что происходит со звёздами днём. Опыт «Дневные звёзды» Результат исследования. Лучше всего смотреть на звёзды ночью. — А всегда ли мы ночью можем видеть звёзды? -Что мешает увидеть звёзды днём? (свет) Учитель Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Самым ярким созвездиям люди дали имена. Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий. Вы их можете рассмотреть в Атласе – определителе. Мудрая Черепаха хочет вас познакомить с созвездием Льва. Найдите это созвездие в учебнике на стр. 33. Рассмотрите его внимательно. Попробуем и мы соединить звёзды и образовать созвездие ЛЬВА. Работа в тетради на стр. 22. Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь” ( с. 32) IY. Закрепление пройденного. Вот мы и ответили на вопрос, который стоял в начале урока. Почему звёзды светят только ночью, а солнце днём? Чтобы вернуться на землю нужно ответить на вопросы Муравьишки и Мудрой Черепахи. 1.Игра «Раскрась звёздочку» (Дети цветными карандашами раскрашивают звёздочки.) Как называется звезда, которую можно увидеть днем? Закрасьте жёлтым карандашом. Какой прибор используют для изучения звезд? Закрасьте зелёным карандашом. Как называется группа звезд? Закрасьте красным карандашом. Как называют ученых, которые изучают космические тела? Закрасьте синим карандашом. Что больше планета Земля или Солнце? Закрасьте жёлтым карандашом. Как раньше называли ученых-астрономов? Закрасьте розовым карандашом. — Поднимите звезды. Посмотрите, у нас с вами тоже получилось созвездие. Придумайте ему название? – Вот завершилось наше путешествие Что вам запомнилось на уроке? У кого были затруднения? Источники: учебник «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), атлас-определитель «От земли до неба (А.А. Плешаков). Т.Н. Максимова Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК А.А. Плешакова 1 класс М: Просвещение, «ВАКО» 2012г Источник ➤ Adblockdetector |