«День космонавтики», 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Конспект и презентация урока по окружающему миру «День космонавтики», 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos.pptx | 1.51 МБ |
den_kosmanavtiki.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Окружающий мир 1-Б класс
Герман Степанович Титов
КАК ПИТАЮТСЯ КОСМОНАВТЫ
Валентина Владимировна Терешкова
Предварительный просмотр:
Конспект урока проведенного в 1 –Б классе
Федоренко Татьяной Романовной
Урок : окружающий мир.
Образовательная система : «Школа 21 века».
Тип урока : изучение нового материала.
Тема: « День космонавтики».
Цель: знакомить с первыми космонавтами, дать представление об освоении космического пространства; воспитывать желание быть сильными и здоровыми.
Образовательные: формировать знания о космосе, о первых космонавтах; дать представление о том, как чувствует себя человек в космосе.
Развивающие: развивать память, мышлении, внимание.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию космоса.
- планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста
- умение определять и формулировать цель на занятие с помощью учителя;
- умение организовывать свое рабочее места под руководством учителя;
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
- быть наблюдательными: любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
- Обобщают жизненный опыт управления своим настроением и способами влияния на него;
- Узнают источники создания хорошего настроения;
- Знакомятся с различной интонацией и мимикой.
Методы обучения: словесный, иллюстративный, игровой, практический.
Оборудование: учебник «Окружающий мир 3 класс» Виноградова Н.Ф., учебник, презентация, мешочек с двойкой, конфетой, игрушкой.
-Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.
Внимательно слушают, отвечают на вопросы.
— умение слушать учителя;
Актуализация знаний учащихся.
Цель – вспомнить многообразие животного мира.
— Рассмотрите рисунки на слайде. Что объединяет все эти предметы? (На рисунках изображены шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, парашют, Карлсон)
— Да, они все они способны к полёту.
— С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд !
— Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? (Летучий корабль, ступа, ковёр-самолёт, пропеллер (Карлсон))
-Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт, отгадайте какой:
-Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
— Кто первым из людей в России отправился в Космос?
— интерес к способу решения и общему способу действия.
— учет разных мнений и умение обосновывать собственное.
Постановка темы урока.
— Тема нашего урока называется так же, как день, который отмечают 12 апреля. Как же звучит тема сегодняшнего урока? (День космонавтики)
-Правильно: «День космонавтики».
— умение формулировать тему урока.
Изучение нового материала
1) Беседа о космосе.
-Ребята, а что такое вообще космос?
КОСМОС — пространство, которое окружает со всех сторон нашу планету.
-Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.
-Какие планеты вы знаете?
-А кто их может по порядку.
-Давайте хором прочитаем стихотворение. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Земля)
Раз — Меркурий, Два — Венера,
Три — Земля,Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,Шесть — Сатурн,
Семь — Уран, За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
— Вот так, ребята, планет в нашей солнечной системе девять. Правда, с недавних пор некоторые ученые не считают Плутон планетой.
— Человек всегда мечтал полететь к звездам, но ведь это очень далеко, опасно, страшно, но очень интересно. Там может случиться всякое, человеку требуется совершить подвиг. Но человек все равно стремился покорить космос. И вот этот день настал 12 апреля 1961 года .
-Сейчас мы посмотрим видео и узнаем, как же проходил первый полёт Юрия Гагарина в космос, смотрите внимательно, после видео вы должны будете ответить на вопросы: Как назывался космический корабль, на котором был совершен первый полёт Юрия Гагарина? Какие сообщения присылал на Землю Юрий Гагарин?
(Видео – Первый полёт)
— Как назывался космический корабль, на котором был совершен первый полёт Юрия Гагарина?
— Какие сообщения присылал на Землю Юрий Гагарин?
— Как вы думаете, за какое количество времени Юрий Гагарин облетел земной шар?
— Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет на космическом корабле «Восток». За 1 час 48 минут облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Памятник Ю.А. Гагарину стоит в Москве на Октябрьской площади. Его именем названы площади, улицы, города России.
— Каждый путешественник во время своих путешествий пользуется путеводными картами, а для нас такой картой является учебник. Откройте учебники на странице 78, прочитаем, как же проходил этот полет. Как себя чувствовал первый космонавт.
— Как себя чувствовал первый космонавт?
-Легко ли ему было в этом полете?
— поиск и выделение необходимой информации;
— анализ объекта с целью выделения признака.
— умение слушать собеседника;
— учет различных мнений.
VI . Первичное закрепление.
— Как вы думаете, каждый ли человек может стать космонавтом?
-Каким должен быть настоящий космонавт?
умный, смелый, находчивый, решительный, сообразительный, здоровый, выносливый, терпеливый, наблюдательный. )
-В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила» .
-Сейчас я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь
Во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
— Как называется костюм космонавта?
А головной убор?
-Почему в открытом космосе нужно быть в скафандре?
— В космосе нет воздуха, чтобы дышать, там нет воды, тем более там нет еды. Всё это загружается в космический корабль на земле и затем расходуется в полёте. В космосе ничего нет, кроме пустоты и солнечного света. Именно свет питает космический корабль через солнечные батареи .
— На корабле, все предметы, в том числе животные, находятся в состоянии невесомости. На земле все предметы обладают весом, они притягиваются к земной поверхности. В космосе этого нет. Внутри космического корабля все предметы закреплены на специальных держателях. Иначе бы они все летали.
— А сейчас мы продолжим знакомство с российскими космонавтами. Вторым в космос полетел Герман Степанович Титов — второй советский космонавт, самый молодой космонавт в истории и первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток).
-6 августа 1961 года в 9 часов утра по московскому времени советский космонавт Герман Титов на космическом корабле «Восток-2» поднялся на околоземную орбиту и провёл на ней 25 часов 11 минут, облетев Землю 17 раз. Герман Титов доказал, что человек может жить и работать в космосе. Космонавт сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в невесомости, и даже сумел поспать.
-Итак, кт же такой Герман Степанович Титов?
— Давайте же посмотрим, как и чем питаются космонавты, находясь вдали от своего дома.
-Не только мужчины побывали в космосе, но и женщины.
— В 1963 году в космос отправилась первая женщина-космонавт – Валентина Владимировна Терешкова. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку, перед стартом она произнесла фразу: «Эй! Небо! Сними шляпу!».
Источник
Конспект урока по окружающему миру. 1-й класс. «День космонавтики»
Класс: 1
Тема. День космонавтики.
Цели:
- Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике.
- Расширить словарный запас учащихся.
- Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: фотографии космонавтов, раздаточный материал, рисунки учащихся.
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Учитель. Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы? (На рисунках изображены шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, парашют, Карлсон)
Дети. Все они способны к полёту.
У. На какие группы можно разделить эти предметы?
Д. Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт.
У. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах! (Рисунок 1, Рисунок 2)
– Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? (Ответы учащихся.)
– Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт:
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
– Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
3. Постановка задач урока
– Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте задачи нашего урока.
4. Работа над лексическим значением слов.
У. Как вы понимаете, что такое космос?
Высказывания учащихся. Рассматривание рисунков детей на тему «Космос».
У. В своих рисунках вы показали, как представляете себе космос. Словарь Ожегова так объясняет это слово.
Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир.
– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.
5. Работа с ключевыми словами
– На доске записаны «ключевые слова» нашего урока. Прочитайте слова космической азбуки. Все ли слова вам понятны. Объясните, как понимаете их смысл. Нет ли в «азбуке» лишних слов?
Космическая азбука: «Восток», женщина-космонавт, искусственный спутник, космос, космонавт, космическая станция, кролики, лайка, мышки, скафандр, Юрий Алексеевич, 12 апреля.
6. Работа с текстом учебника
У. Прочитайте текст учебника про себя. Правильно ли выбраны ключевые слова? Какие?
– Как вы поняли, почему именно 12 апреля считают днём космонавтики?
– Посчитайте, сколько лет прошло со дня первого полёта в космос?
– Ответьте на вопросы учебника.
– Зачем люди летают в космос?
– Знаете ли вы имена женщин-космонавтов? Их фотографии помещены в учебнике. (На доску вывешиваются портреты С.Савицкой, В. Терешковой)
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о В.Терешковой, С.Савицкой.
7. Физминутка «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.
8. Работа в группах. Маркированное чтение
У. Предлагаю вам узнать немного больше. Каждый из вас получил лист с текстом и заданием. Вы читаете текст, отвечаете на вопросы. Затем читаете текст повторно и отмечаете знаком «V» то, что уже знали раньше, новую информацию отмечаете знаком «+».
Класс делится на группы, каждая получает своё задание.
Примерные тексты.
1 группа. Космическая орбитальная станция. (Рисунок 3)
– У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
1. Как называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. на что похож космический дом?
2 группа. Как работают космонавты.
– Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.
Вопрос: Что делают космонавты на космической станции?
3 группа. Животные-космонавты. (Рисунок 4)
– Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
1. Какие животные летали в космос?
2. Что узнали о полёте мышки?
4 группа. Собаки-космонавты. (Рисунок 5)
– Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.
1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?
5 группа. Первый космонавт. (Рисунки 6, Рисунок 7)
– 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым.
1. Как зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?
6 группа. Скафандр. (Рисунок 8)
– В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.
1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?
7 группа. Искусственные спутники. (Рисунок 9)
– 4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики.
Вопрос: Что изучают искусственные спутники Земли?
9. Подведение итогов работы групп
У. Поднимите руку дети, которые до чтения текста всё это уже знали. Для кого прочитанное было незнакомо?
Сейчас от каждой группы выступит один ученик, он подведёт итоги работы группы, расскажет, что нового и интересного узнал из статьи, а остальные учащиеся дополнят его ответ, если будет необходимо.
У. Вопросы 1 группе:
– Кто из живых существ первым полетел в космос?
– Почему это были животные, а не люди?
– Верно ли выбраны слова-названия в космической азбуке?
Вопрос 2 группе:
– Как готовили собак в космическое путешествие?
Вопрос 3 группе:
– Кто был первым космонавтом и как проходил первый полёт?
Дополнительное сообщение о детстве Ю.А.Гагарина. (Заранее подготовленный ученик)
У. Если спросить космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты».
– Как вы думаете, любой ли человек может стать космонавтом?
– Каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь? (Ответы детей.)
10. Работа в парах. Игра «Собери слово»
У. Поиграем в игру. На столе у вас карточки с буквами. Соберите из них слово-качество настоящего космонавта.
Слова: космонавт, трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный.
У. Каким же должен быть космонавт? (На доску вывешиваются карточки с названием качеств космонавтов.)
В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь
Во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
11. Физминутка
– Космонавты должны быть сильными и ловкими. Предлагаю вам зарядку на внимание.
– Правая рука делает круги влево, другая – вправо.
– Правая рука чертит в воздухе треугольник, а левая – круг.
– Правая нога в воздухе квадраты, а левая рука – треугольники.
У. Продолжим подведение итогов работы групп. В нашем городе есть улица Леонова. В честь кого она названа?
Д. Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос. Он жил и трудился в городе Калининграде.
Вопрос 4 группе: Как называется второй дом космонавтов?
У. Вопрос 5 группе: Как работают космонавты на орбитальных станциях?
Вопрос 6 группе: Расскажите о специальной одежде для космонавтов.
У. Как вы понимаете слово «спутник»? (Используем словарь Ожегова)
У нашей планеты есть естественный спутник Луна. Зачем же нужны искусственные спутники? Это вопрос для 7 группы.
12. Подведение итогов. Рефлексия
У. Вернёмся к нашей «Космической азбуке», все ли слова были подобраны правильно. Можем ли мы её дополнить? О космосе можно говорить много, к этой теме мы не раз ещё вернёмся.
– А сейчас заранее подготовленный ученик проведёт викторину «Знаешь ли ты космос?»
Используется серия картинок с изображением Луны, шлема, Солнца, ракеты, космонавта, лунохода, скафандра, спутника, парашюта и другие. (Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15)
Источник