Конспект НОД «Солнце — это большая звезда» с использованием ИКТ (подготовительная группа)
Наталья Сосновская
Конспект НОД «Солнце — это большая звезда» с использованием ИКТ (подготовительная группа)
Образовательная область: Познание (ФЦКМ)
Интеграция образовательных областей: Коммуникация
Цель: Сформировать представление о Солнце как о звезде.
Образовательные задачи:
1. Сформировать представление о Солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы.
2. Уточнить знания детей о небесных телах.
3. Сформировать представление детей о различиях между звездами и планетами.
4. Уточнить знания детей о Солнце, как об источнике тепла и света для всего живого на Земле.
Развивающие задачи:
1. Развивать логическое мышление
2. Развивать воображение детей.
3. Развивать внимание и память.
4. Развивать пространственные представления.
5. Уточнить знание детей о различиях между понятиями «круг» и «шар».
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любознательность.
2. Формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки К. Чуковского «Краденое Солнце».
2. Рассматривание с детьми схемы Солнечной системы.
3. Формирование у детей умения разгадывать кроссворды.
Оборудование:
1. Конверт с «письмом» от Карлсона
2. Картинка с изображением Карлсона
3. Схема-подсказка («В космосе холодно и нет воздуха»)
4. Схема-подсказка («На чем за какое время можно добраться до Солнца»)
5. Изображение Солнца
6. Желтые мячики по количеству детей
7. Картинка («Звезда и планета»)
8. Схема Солнечной системы
9. Настольная лампа
10. Картинка с загорелым человеком
12. Простые карандаши
13. Поощрительные призы (например, медальки с каким-нибудь «космическим» изображением)
Вместо схем-подсказок можно использовать презентацию
Ход занятия:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес письмо. Давайте отгадаем, от кого это письмо и прочтем его.
Воспитатель читает детям загадку о Карлсоне:
Взяв для подкрепления
Отправляется в полёт
Из конверта вынимается «фото» Карлсона и демонстрируется детям.
Ребята, давайте прочитаем, что написал нам Карлсон.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель (читает письмо):
Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня очень хорошее настроение, и я решил написать вам письмо. А настроение у меня хорошее, потому что меня сегодня утром разбудило Солнышко, которое заглянуло ко мне в окно. Я так обрадовался Солнышку, что даже запел: «Солнце, Солнце, загляни в оконце». А потом я подумал: «Как бы было здорово полететь на Солнце!» Но на чем же я туда смогу полететь? А потом я вспомнил, что у меня есть замечательный моторчик на спине. Вот на нем я и полечу.
Ребята, скажите, сможет ли Карлсон совершить полет в Космос с помощью своего моторчика? Почему?
(В космосе очень холодно, там нет воздуха) – дети отвечают с опорой на схемы-подсказки.
А на чем можно лететь? В какой одежде? (На ракете, в скафандре).
Ребята, Карлсон пишет, что он успеет совершить путешествие на Солнце за один день.
Как вы думаете, ребята, сможет ли Карлсон так быстро слетать на Солнце?
Оказывается, ребята, Солнце так далеко от нас, что если бы мы вдруг смогли доехать до него на велосипеде, то нам потребовалось бы целых 3000 лет; если бы на машине — 1000 лет; на самолете мы летели бы до Солнца 20 лет (т. е. вы бы успели вырасти и стать взрослыми людьми за время полета); а на ракете — несколько месяцев.
Выставляется соответствующая схема.
Ребята, Карлсон пишет, что он собирается не только подлететь к Солнцу, но и погулять по нему.
Как вы думаете, он сможет это сделать? Почему?
Дети отвечают, что к Солнцу невозможно подлететь близко, так как оно очень горячее и, приблизившись к нему, можно сгореть.
Совершенно верно, ребята. Солнце такое раскаленное, что даже на расстоянии в несколько тысяч километров от него наш бедный Карлсон сгорит вместе со своей ракетой. Солнце очень горячее. Такое горячее, что с его поверхности даже извергаются языки пламени.
Выставляется изображение Солнца.
Ребята, Карлсон пишет, что он думает, будто Солнце имеет форму круга? Так ли это? (Ответы детей)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ПОДВИЖНАЯ ИГРА)
Дети становятся в круг. У каждого в руках желтые мячики. Воспитатель называет предметы различной формы, в том числе имеющие форму шара. Услышав название шарообразного предмета, дети садятся на корточки и поднимают вверх руки с мячами.
Ребята, вы, конечно, помните, что в космосе есть много различных космических тел. Давайте их назовем: планеты, звезды, астероиды, метеориты, кометы.
А скажите, пожалуйста, Солнце, это планета или звезда? Почему?
Ребята, а вы знаете, чем звезда отличается от планеты? Давайте попробуем назвать эти различия.
(Выставляются картинка «Звезда и планета» и схема Солнечной системы)
Различия между звездами и планетами:
1. Звезды светятся, а планеты – нет. То есть, звезды излучают свет. На небосводе мы это видим как мерцание звезды. А планета свет не излучает, только отражает его. То есть, если на планету не будет попадать свет, мы ее увидеть не сможем.
2. Звезды «горячее» планет. То есть, звёзды всегда имеют большую температуру, чем планеты. На поверхности звёзд температура бывает от 2000 до 40000 градусов.
3. Звезда «тяжелее», чем планета. То есть, масса звезды намного больше, чем масса планеты.
4. Планеты движутся по своим орбитам вокруг звёзд. Точно так же, как наша Земля вокруг Солнца. А звёзды остаются неподвижными относительно планет.
5. У планет часто бывают спутники. А вот звёзды спутников никогда не имеют.
Итак, Солнце – это звезда. Оно излучает свет и тепло подобно электрической лампочке.
(Воспитатель включает электрическую лампу)
Солнце очень большое. По объему оно в миллион раз больше чем Земля. Ребята, а если Солнце такое большое, почему же оно нам кажется маленьким. (Потому что предметы вдали кажутся нам маленькими). Давайте подумаем. Когда мы видим самолет, летящий в небе, каким он нам кажется? Конечно, маленьким, потому, что он летит далеко от нас. А ведь на самом деле он очень большой. Так же и Солнце. Мы знаем, как далеко от нас оно находится. Это значит, что Солнце … просто огромное.
(Выставляется картинка с загорелыми детьми)
Ребята, скажите, почему у ребят на этой картинке кожа имеет темный оттенок? (Ответы детей). А почему дети загорелые? Как летом светит солнце? То есть, если Солнце успевает нас обжечь на таком большом расстоянии, то оно на самом деле очень горячее. Оказывается, на поверхности Солнца температура + 5500 С.
Ребята, давайте вспомним сказку К. Чуковского о том, как ужасный крокодил Солнце в небе проглотил? Что же случилось после этого? Что будет, если Солнце перестанет светить? Какие условия наступят на Земле? (Станет темно и холодно).
Что тогда произойдет со всеми живыми организмами?
Почему без Солнца жить нельзя?
Во-первых, Солнце дает нам свет. Без света растения на Земле не смогли бы выделять кислород в атмосферу. А без кислорода мы не смогли бы дышать! Кроме этого, при недостатке солнечного света человеку стало бы не хватать витамина D, который нужен для того, чтобы наши кости были крепкими. Без витамина D кости стали бы ломкими и хрупкими. Мы бы просто ломались на каждом шагу.
Во-вторых, Солнце дает нам тепло. Если бы Солнце вдруг перестало греть нашу планету, то Земля без тепла превратилась бы в огромный ледяной шар. Конечно же, все живое при такой низкой температуре исчезло бы с лица земли.
Итак, ребята, давайте вспомним:
Солнце – это планета или звезда?
Какую форму имеет Солнце?
Во сколько раз оно больше, чем планета Земля.
Почему Солнце светит? (Потому что Солнце – это звезда, а звезды излучают свет).
Планеты двигаются вокруг звезд или звёзды вокруг планет?
Молодцы! А сейчас мы с Вами разгадаем маленький кроссворд. Мы разделимся на команды. Посмотрим, кто быстрее справится с заданием.
(Разделить детей на группы по 3-4 человека в каждой)
(Раздать поощрительные призы всем детям)
Источник
Звезда — Солнце.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Цели:
- Сформировать представление учащихся о происхождении Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды;
- дать представление о Галактике Млечный Путь;
- расширить знания учащихся о Солнце, о вращении Земли вокруг Солнца, о полезных и вредных воздействиях солнечных лучей на человека.
- развивать познавательный интерес у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnce_-_zvezda.doc | 469 КБ |
Предварительный просмотр:
« Солнце — звезда»
- Сформировать представление учащихся о происхождении Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды;
- дать представление о Галактике Млечный Путь;
- расширить знания учащихся о Солнце, о вращении Земли вокруг Солнца, о полезных и вредных воздействиях солнечных лучей на человека.
- развивать познавательный интерес у учащихся.
- Таблица «Солнечная Система»;
- глобус;
- рисунки детей на тему: «Моя Вселенная».
- презентация.
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на урок.
II. Формирование новых знаний.
1. Вводная беседа. Отгадайте загадку:
Пусть сияет нам всегда, эта жёлтая звезда! Утром смотрит к нам в оконце, золотое наше … (солнце)
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( Мы будем говорить о Солнце )
— Что вы знаете о Солнце? ( Ответы детей )
2. Постановка темы и целей урока.
— Сегодня мы будем говорить о Солнце. Узнаем: — как оно образовалось; — как представляли себе Солнце древние люди; — что такое Солнечная система, что входит в её состав; — что такое Галактика Млечный Путь; — какую роль оказывает Солнце на Землю.
3. Рассказ учителя: — Солнце – это огромный раскаленный газовый шар, который в 109 раз больше Земли. Оно появилось 4, 6 миллиарда лет назад. Поверхность Солнца очень горячая, около +6000 ° С, а в его центре + 15 – 20 миллионов градусов С.
Раскалён гигантский шар, Ведь на нём всегда пожар. Не залить его водой. Этот шар зовут … (звездой).
Наше Солнце это звезда, на нём нет ни твёрдых, ни жидких веществ, там только раскалённый газ.
— Известно, что Солнце возникло из большого холодного облака газа и пыли. Сначала образовалось облако, которое, сжимаясь, вращалось всё быстрее и быстрее. Потом оно превратилось в диск. Почти всё вещество облака сгустилось в центре этого диска в большой шар. Именно так, по-видимому, возникло Солнце. По краям диска сформировались меньшие небесные тела, планеты и луны. Одна из планет – наша Земля.
— Уже в древние времена люди понимали значение солнца. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависела жизнь всего вокруг. Не будь Солнца, не было бы ни животных, ни растений, ни человека. Всё, что видели люди на небе, сравнивали с собой, с частями тела. Так, жители древней Африки считали, что солнце – это человек, у которого светится подмышка. Поднимет он руку – становится светло, наступает день, опустит руку – наступает ночь. Древние китайцы думали что Солнце, это левый глаз великана, а его правый глаз – луна. Древние австралийцы полагали – это прекрасная девушка, которая по дереву взобралась на небо. От её красоты и доброты людям становится тепло и светло.
— Разные народы называли Солнце по – разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки славяне – Даждь – бог, или Ярило.
— Вокруг нашей звезды – Солнца обращается 8 планет: Меркурий, Венера, Земля Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Вместе они образуют Солнечную систему. Если представить, что солнце – большущий арбуз, то Юпитер будет выглядеть крупным яблоком, Сатурн – яблоком поменьше, Уран и Нептун – вишней. Земля и Венера – горошиной, а Марс, Меркурий и Плутон – перловым зёрнышком.
В небе – звёздная дорога, Звёзд на ней ужасно много. Нам с дороги не свернуть, Ярко светит …(Млечный Путь)
— Если в летнюю тёмную ночь посмотреть на небо, то можно увидеть там большое скопление звёзд. Оно похоже на широкую дорогу в небесах, которая делит небо на две половины. Древние греки называли эту дорогу – Млечный Путь, потому что эти звёзды напоминали им тысячи капель молока. На самом деле эта молочная дорога – часть нашей спиральной Галактики.
Вставайте, если я буду называть космические тела.
Земля, Солнце, река, Луна, дерево, планета, дом, цветок, звезда, комета, кошка, ракета, Галактика, самолет, Юпитер, луноход, Вселенная, метеорит, телескоп.
— Каждый день мы наблюдаем движение Солнца по небосклону. Как вы думаете, Солнце движется вокруг Земли или Земля вращается вокруг Солнца? ( Земля вращается вокруг Солнца )
— Действительно, Земля вращается вокруг Солнца. Один оборот она делает за 365 дней. Мы не чувствуем никакого движения, хотя за одну секунду Земля пролетает в космосе 30 км.
— Долгое время люди считали, что Солнце движется по небу, а Земля и все другие небесные тела неподвижны. Но потом, благодаря длительным наблюдениям, учёный Николай Коперник установил, что все небесные тела Солнечной системы вращаются вокруг Солнца – оно центральное светило.
4. Работа с глобусом.
— Солнце светит постоянно, а почему же тогда происходит смена дня и ночи? (Ответы детей)
— Земля движется не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Вокруг Солнца она делает оборот за 365 дней, а вокруг своей оси – за 1 день, поворачиваясь к Солнцу сначала одной стороной, потом другой. Поэтому происходит смена дня и ночи.
— Наблюдая за Солнцем, человек стал делить сутки на четыре периода. Какие? ( Утро , день, вечер, ночь ). — Сторона, где Солнце всходит, получила название «восток», а где заходит – «запад».
— Наблюдения за Солнцем позволили человеку создать первый прибор – солнечные часы. Это плоское приспособление со стержнем в середине. Тень от стержня служит указателем времени.
Физкультминутка: Игра «Утро, день, вечер, ночь»
Ведущий называет время суток, дети показывают действия, которые они выполняют в данное время.
— Как вы думаете, какое значение имеет Солнце для нашей планеты? (Ответы детей)
Солнце – источник жизни на Земле.
— Чем опасны солнечные лучи? ( Солнечный удар и ожоги. Солнце иногда служит причиной лесных пожаров и т. д.)
III. Закрепление пройденного.
— Что такое Солнце? ( Солнце – это звезда ) — Какую роль Солнце играет в жизни человека? ( Солнце дает тепло и свет ) — Где восходит Солнце? ( На востоке ) А заходит? ( На западе )
IV. Творческая работа.
Нарисуйте в своих тетрадях то, что вам больше всего понравилось из нашей беседы о Солнце.
Выставка рисунков. — Что интересного вы сегодня узнали на уроке?
Источник