Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: «Страна восходящего солнца. Рисование ветки цветущей сакуры»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Урок изобразительного искусства
в 4 классе по теме:
«Страна восходящего солнца.
Рисование ветки цветущей сакуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: «Страна восходящего солнца. Рисование ветки цветущей сакуры» | 2.07 МБ |
Презентация 4 кл «Страна восходящего солнца. Рисование ветки цветущей сакуры» | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакурыЦель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьниковЗадачи:1.
Презентация выполнена к уроку изобразительного искусства 4 класс, программа Б.Неменского.
Технологическая карта урока изобразительного искусства с применением ИКТ. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС (УМК «Школа России», программа Б.М. Неменского). Тема урок.
Представлен интегрированный урок изобразительного искусства и окружающего мира в 4 классе.
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Япония — страна восходящего солнца".
Технологическая карта урока ИЗО,4 класс,УМК Школа России.
Эта конспект поможет при проведении урока по изо в 4 классе по теме «Япония".
Источник
Каждый народ — художник. Страна восходящего солнца.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме «Страна восходящего солнца» по программе «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_v_4-zh_klasse.doc | 297 КБ |
poetapnoe_risovanie_yaponki.pptx | 673.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства
Учитель Гридасова Наталья Асафиевна
Тема. Страна восходящего солнца.
познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветения сакуры в Японии; понимать красоту японской женщины;
учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;
формировать умение выразительного использования в коллективной работе: фактуры материалов, цвета композиции, умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.
развивать эстетический вкус учащихся;
развивать художественное видение окружающего мира.
воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;
формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;
формировать умение работать в группах.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа, практическая работа.
иллюстративно-наглядный; словесный; самоорганизация; рефлексия.
1. Многоликость мира художественной жизни на земле (художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир).
Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красотой. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая ассиметрия.
2. Взаимоотношение человека с природой, умение жить в гармонии с природой. Приспосабливаться к явлениям природы, а не бездумно идти против нее. Бережное отношение к природе.
3. Праздник цветения сакуры – традиционный праздник Японии.
интерактивная доска; ноутбук; презентация, таблицы.
1. Энциклопедия для детей и юношества: История искусств. Изобразительное искусство и архитектура. Ч.1 – сос. С. Т. Исмаилова – М: Издат. дом. «Русская энциклопедия»1996 г.
2. Журнал «Всемирный следопыт» №16 2005г. №13, 2007 г.
3. А. Блейз История в костюмах – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.
4. Интернет ресурсы.
После урока учащиеся смогут:
– применять знания, полученные на уроке на других предметах (история, литература);
– применять навыки выполнения фигуры человека другой культуры на других занятиях ИЗО, технологии;
Методы: эвристическая беседа, изобразительная викторина, анализ, сравнение, обобщение.
1. Звучит японская музыка.
— Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна?
-Япония. Мы продолжаем путешествовать по этой стране.
— Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других.
2 . Сообщения детей. Выставка рисунков ветки сакуры.
1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца». Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца Аматерасу.
2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллион. жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм.
3. В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости.
4. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей. В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).
5. В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония.
6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности.
7. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события.
IV.Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний.
— А сегодня мы будем рисовать хозяйку дома в Японии.
Главная хозяйка дома, конечно, женщина, она же и главное его украшение. Одежда японок – кимоно. Это платье – халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине. Особенная красота кимоно – в его росписи. Женщины расписывали их сами для себя, берегли и передавали внучкам. В кимоно японки похожи на причудливые цветы, которые качает ветер, на только что взлетевшую бабочку. За узорами платьев, движениями складок фигура кажется совсем бесплотной, а голова напоминает склонившийся от тяжести бутон на тонком стебле. Открытую изящную линию шеи венчает тяжёлая корона чёрных волос, скреплённых длинными шпильками и гребнями.
Глаза как маленькие рыбки, рот – лепесток, а высоко поднятые брови говорят о чуткости.
V.Практическая работа по презентации.
— Ребята, давайте сейчас и мы станем маленькими художниками и попытаемся создать образ японки.
В этом нам поможет поэтапная таблица.
Но прежде, чем приступить к работе, я предлагаю немного отдохнуть.
VI. Физкультминутка «Японское приветствие»
— Продолжим свою работу.
— На первом этапе рисования схематически передадим облик женщины: Учитель рисует на доске, а дети – на альбомных листах.
VII.Самостоятельная работа с акварелью .
При работе с акварелью ученики пользуются брошюрами с рисунками кимоно. На доску вывешивается образец рисунка японки.
С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока звучит японская музыка.
— Ребята, каким цветам отдадим сегодня предпочтение при раскрашивании кимоно: холодным или тёплым?
(Тёплым: красный, жёлтый, зелёный.)
Вы должны проявить творческую фантазию, вымысел и умение работать.
Посмотрите внимательно на девушку. Здесь чего-то не хватает, не правда ли? Что бы вы добавили в композицию? Да, я согласна. Не хватает того, что так любят и чтят японцы – живой природы. Давайте поможем создать праздничную атмосферу.
– Два разных государства – Япония и Россия. Казалось, ничего не может связывать их вместе. У нас разные языки, одежда, архитектура, религия – ничего общего! Но нет. Оказывается, маленькая ветка цветущего дерева может объединить людей. Как и японцы, мы радуемся приходу весны, мы радуемся цветению цветов и деревьев. Мы внутри такие же, как они, как все люди на планете. Природа делает чудеса. Она нас учит добру и справедливости, любви и уважению, учит нас жить в согласии друг с другом.
Ныне Япония – одна из ведущих промышленно-развитых стран мира. Этот невероятный успех объясняется во многом трудолюбием и упорством народа, его прилежанием, надежностью, терпением, настойчивостью, никогда неослабевающей энергией, а так же тем, что былые традиции – пусть и в измененном виде – продолжают почитаться всеми японцами.
VIII. Итоги урока.
- Выставка рисунков.
- Анализ рисунков.
- Уборка рабочих мест.
Источник
Конспект урока по ИЗО на тему » Страна восходящего солнца» 4 класс
Конспект урока по ИЗО. 4 класс.
Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры.
Создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с образом художественной культуры Японии.
Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьников.
Вызвать интерес учащихся к японской поэзии, помочь открыть красоту и художественное видение природы Японии.
— познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;
— учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;
— познакомить с техникой Алла прима и отработать ее в изображении Японского пейзажа.
— развивать эстетический вкус учащихся;
— развивать художественное видение окружающего мира;
— развивать литературную речь учащихся.
— воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;
— формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;
— формировать умение работать в группах.
Предметные : расширяют свои представления о культуре Япония; получают возможность продолжить учиться, организовывать свое рабочее место ,использовать художественные материалы; усваивают суть понятий «образ», «кимоно», «танка», «хокку», «Алла прима».
Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления, оценивают свои достижения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в рабочей ситуации ,отзывчивы к красоте образа цветущей вишни в Японском искусстве.
Тип урока : интегрированный (изобразительное искусство, литература, окружающий мир).
Форма урока : ролевая игра.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация,
«Вишня» — японская народная песня.
Фото репродукций гравюр: « Фудзи на закате», « Волна»
Ки-но Цураюки. Мацуо Басё.
Материалы : на каждом рабочем месте акварель, гуашь белая, красная, черная или коричневая, кисточки №2, 6, палитра, лист белой бумаг, баночка для воды, салфетка.
Основные этапы урока
1. Оргмомент (1-2 мин.)
Звучит японская музыка. Входят учителя (учитель начальных классов и учитель изобразительного искусства) в японских костюмах (кимоно). Приветствуют детей «по-японски» и предлагают им занять свои места.
Учитель (начальных классов): Ребята, сегодня мы вас приглашаем в путешествие в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна?
Ученик: Япония
Учитель (начальных классов): Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других. Я предлагаю Вам поработать с карточками – заданиями.
2. Самостоятельная работа учащихся (идет работа в группах, 6 мин.).
Текст карточек (на карточках фото о Японии):
1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца». Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца Аматерасу.
2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллионов жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм.
3. В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости.
4. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей. В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).
5. В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония.
6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности.
7. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события.
1. Почему Японию называют страной восходящего солнца?
2. Что отличает Японию от других стран?
3. Что вы еще знаете об этой стране?
Учитель: Я рада, что вы справились с заданием.
3.Основной этап урока (12 мин).
Учитель (начальных классов):
Существуют определенные признаки, по которым, мы можем судить и говорить о стране. Например, это государственные символы: флаг, герб, гимн (в России они тоже существуют).
Но есть и другие символы: своеобразные архитектурные постройки – пагоды, национальная одежда – кимоно
Учитель (начальных классов): В японском характере есть одна черта – это умение замечать и ценить даже самые малые проявления прекрасного.
Веками японцы воспевают красоту цветущей сакуры — японской вишни . Нежные лепестки вишни (сакуры) полюбились настолько, что заняли особое место в культуре этого народа. Для японцев цвет и форма цветков вишни (сакуры) стали символом чистоты и искренности. В некоторых случаях японское слово «цветок» указывает именно на сакуру. На протяжении тысячелетий японцы любуются этими прелестными цветками.
Этот народный обычай любоваться цветущими вишнями воспет в многочисленных творениях японской поэзии, с темой цветения сакуры в ней органически сплетены мотивы интимных чувств, любовная лирика. С большой силой выразительности переданы настроения глубокой влюбленности поэтов в чарующую своей неповторимостью картину не только цветения, но и увядания цветов сакуры.
Народ любит и охотно создает короткие песни — сжатые поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Так родились в Японии национальные стихотворные формы: пятистишие — танка и трехстишие — хокку.
Истоки танка — в народных преданиях и устной поэзии эпохи родового строя. В настоящее время танка культивируется как основная форма японской национальной поэзии.
Хокку — лирическое стихотворение. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Учитель (начальных классов): Природу Японии воспевали в своих произведениях не только японские поэты, но и поэты других стран.
Учитель (изобразительного искусства): Весной в Японии проходит Ханами — праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Цветок сакуры – национальный символ Японии. Сакурой называют окультуренный сорт вишни с махровыми розовыми цветами. Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной. Они выражают величие природы. При этом пейзаж не передает черты определенной местности, но представляет обобщающий типичный образ японской природы. Человек не доминирует над природой, он – ее часть. Художники часто работают одной кистью, по шелку или бумаге. Такая живопись называется – «Нихонга».
Самым знаменитым художником Японии является – Хокусай. Вы видите репродукции его гравюра : «Фудзи на закате», « Волна» (фото на Слайдах презентации).
4.Практическая работа (15 мин).
Учитель (изобразительного искусства): Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в осенний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.
Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость мы с вами начнем работать в технике Алла прима – живопись по сырому.
Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима:
Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).
Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур Японского пейзажа.
Начинаем накладывать цвета с неба, далее горы и долина.
— Даем немного фону подсохнуть перед тем, как начнем работать над веткой сакуры.
5.Физкультминутка (1 мин)
— Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?
— Давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.
Наши нежные цветки
Ветерок чуть дышит,
Нашей сакуры цветки
Учитель (изобразительного искусства):
Прекрасна народная японская музыка, легкая, передающая чарующие пенье птиц, шелест трав, звуки ручейка. Сейчас вы услышите японскую народную песню «Вишня», мы будем рисовать под ее мелодию.
А теперь мы начнем рисовать ветку Сакуры гуашью.
набираем на кисточку черную или коричневую гуашь:
начинаем рисовать ветку размещая ее по диагонали листа, создавая ассиметричную композицию. Проводим плоской стороной кисти, намечая фон ветки:
затем оттеняем на тон темнее шероховатости коры ветки, слегка подрагивающей рукой.
последовательно: основная ветка, затем тонкие, вверх, вниз, легкими движениями.
на палитре в белила добавляем немного красного цвета, смешиваем и получаем нежно розовый цвет, этим цветом мы будем рисовать цветы сакуры.
намечаем зоны, где будут цветы касанием кисточки ;
следуем логике: раскрытый цветок, следом — полураскрытый, затем – бутон. Маленькие бутоны – почки можно продолжить и далее в виде точек. Раскрытый цветок имеет 5 лепестков, полураскрытый – 3, бутон – один.5:3:1. Повторяем эту последовательность на нескольких тонких веточках.
наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка
черным цветом рисуем детали цветка: — сердцевина в виде скобочек – запятых, из нее тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками.
наши цветы готовы.
6.Обобщение пройденного материала.(1-2 мин)
Учитель (начальных классов)
-Ребята, о какой стране мы сегодня говорили?
Учитель (изобразительного искусства):
— Чем отличаются пейзажи нашего края от пейзажей Японии?
Учитель (начальных классов)
-Какое дерево является символом Японии?
Учитель (изобразительного искусства):
— С помощью чего можно добиться туманности и размытости в картине?
-В какой технике мы сегодня работали, чтобы добиться такого результата?
7. Выставка работ.( 3 мин)
Учитель (изобразительного искусства):
Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.
Несколько человек выходят к доске и демонстрируют свои работы .
8. Объяснение домашнего задания ( 1 мин).
Выполнить дома в технике Алла прима свой пейзаж и представить его.
9. Рефлексия. Подведение итогов урока (3 мин).
Учитель (начальных классов)
-Ребята, вам понравился наш урок?
Нам было приятно с вами работать. Мы хотим, чтобы вы больше узнали о традициях и культуре разных стран и никогда не забывали о своей Родине.
Источник