М.М.Пришвин Кладовая солнца. Сказка -быль. 1- ый урок
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Содержится разработка первого урока по теме. Прилагается презентация. Есть материал об авторе, истории создания произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.m.prishvin_kladovaya_solnca_skazka_-_byl.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца».
Учитель Вебер Г.А.
Цель: познакомить с автором и фактами его биографии, знать некоторые моменты творческой деятельности; познакомить с понятием сказка –быль; доказать, что «Кладовая солнца « сказка –быль», знакомство с главными героями произведения.
- На доске эпиграф «Я ведь, друзья мои пишу о природе, а сам же о людях только и думаю»
- Портрет М.М.Пришвина.
- Презентация «М.М.Пришвин»
- Выставка книг.
— С литературой какого периода мы знакомимся? (Литература ХХ века)
— С творчеством каких писателей познакомились?
— К каким жанрам относятся указанные произведения?
— Что такое феерия?
2. а) Знакомство с отдельными фактами биографии М. М. Пришвина.,
Б) С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства…
В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова» 11 .
В) На основе презентации, слова учителя и учебника стр 38 -39 ответить на вопросы стр 39 учебника. ( Обратить внимание на эпиграф)
3. Решение проблемы: можно ли «Кладовая солнца» назвать сказкой –былью? Обоснуйте ответ.
Знакомство с произведением.
- «В „Кладовой солнца“ я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…» Я создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда — не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви.
События в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила »
- Чтение учащимися 1 главы стр 39 -51
- Ответы на вопросы.
- Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?
2. Чем начало произведения напоминает сказку?
3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.
4. Что в «Кладовой солнца» является былью?
- Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке»?
6. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору?
7. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?
Итог урока. Прочитаем еще раз эпиграф.
Следуя своей заповеди, Пришвин в «Кладовой солнца» большое место отводит природе. Он хочет показать единство природы и человека., неразрывную связь всего существующего на земле.
Домашнее задание: подготовить рассказ о Насте. Выделить эпизоды, связанные с образом Насти.
Источник
Конспект урока М.Пришвин «Кладовая солнца»
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми фактами биографии писателя, также с помощью различных форм работы (инсценировка эпизодов, работа с текстом, составление таблицы) раскрывают характеры героев Насти и Митраши, взаимоотношения героев, отношение автора к Насте и Митраше. С помощью текста и аудиозаписи самостоятельно приходят к выводу о единстве человека и природы.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока М.Пришвин «Кладовая солнца» »
Тема: М. Пришвин. Слово о писателе. “Кладовая солнца”. Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были.
1. Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Пришвина, характеры героев, замысел писателя — показать единство человека и природы.
2.Развивать речь, творческие способности учащихся.
3.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой-былью «Кладовая солнца», с автором этой повести и проследим взаимоотношения главных героев. Попробуем разобраться, как природа помогает нам понять характеры Насти и Митраши
М. Пришвин. Слово о писателе. СЛАЙД 2
Запишите в тетради дату, 16.02.2011. Михаил Михайлович Пришвин.
Когда будете знакомиться с краткой биографией, самостоятельно запишите годы жизни в тетрадь.
Пришвин – один из своеобразнейших писателей. Родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия, затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в г.Риге. Дальнейшее образование М. Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете.
В Россию вернулся агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. Писатель познакомился с известными русскими этнографами Шахматовым и Ончуковым.
Языковеды уговорили Пришвина поехать на север России для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц и поговорок. В этот момент и решилась судьба Пришвина. Он согласился на уговоры и уехал на Онежское озеро.
Существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель- русский народ. В повестях, рассказах Пришвина всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой.
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Главное действующее лицо в рассказах о природе — сам Пришвин: охотник, ученый, художник слова, искатель правды.
М. Пришвин умер 16 января 1954 года.
3. Вхождение в тему.
Тема нашего сегодняшнего урока: Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. СЛАЙД 3
— В одном селе в районе города Переславль-Залесского осиротели двое детей. Их звали Настя и Митраша… СЛАЙД 4
1)Кто такие Настя и Митраша? СЛАЙД 5
— А сейчас начертите таблицу в тетрадь, на уроке вы ее будите заполнять, и в конце урока некоторые из вас ее озвучат и получат отметку СЛАЙД 6
2)Как автор относится к детям?
(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)
3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”? Зачитать
( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании — мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)
4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения? Зачитать
( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)
5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей? Зачитать
(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)
Инсценирование эпизода сбора за клюквой
(Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.)
Настя А как же? Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?
Митраша За грибами! Много ты понимаешь: грибов бывает много, так плечо режет. А клюквы, может быть, у нас еще больше будет.
(только хотел сказать Митраша свое «вот еще!»)
Митраша Ты это помнишь, как отец нам говорил о клюкве, что есть палестинка в лесу.
Палестинкой называют в народе какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу.
Настя Помню, о клюкве говорил, что знает местечко и клюква там осыпучая, но что он о какой-то палестинке говорил, я не знаю. Еще помню, говорил про страшное место Слепую елань.
Митраша Вот там, возле елани, и есть палестинка. Отец говорил: идите на Высокую гриву и после того держите на север и, когда перевалите через Звонкую борину, держите все прямо на север и увидите — там придет вам палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На этой палестинке еще никто не бывал! СЛАЙД 7
(Митраша говорил это уже в дверях. Настя во время рассказа вспомнила: у нее от вчерашнего дня остался целый, нетронутый чугунок вареной картошки. Забыв о палестинке, она тихонечко шмыгнула к загнетке и опрокинула в корзину весь чугунок.)
«Может быть, еще и заблудимся, — подумала Настя. — Хлеба у нас взято довольно, есть бутылка молока, и картошка, может быть, тоже пригодится».
А брат в это время, думая, что сестра все стоит за его спиной, рассказывал ей о чудесной палестинке и что, правда, на пути к ней Слепая елань, где много погибло и людей, и коров, и коней.
Настя Ну, так что это за палестинка?
Митраша Так ты ничего не слыхала?! Отец говорил: идите на Высокую гриву и после того держите на север и, когда перевалите через Звонкую борину, держите все прямо на север и увидите — там придет вам палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На этой палестинке еще никто не бывал!
4. Работа с текстом
Как вы думаете, посмотрев на Настю и Митрашу, какие взаимоотношения у ребят?
Какое событие является завязкой повествования?
(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)
5. Давайте послушаем как природа предвещала на ссору ребят
(АУДИОЗАПИСЬ ОПИСАНИЕ БЛУДОВА БОЛОТА №1 10.05) СЛАЙД 8
Блудово болото, где и мы сами не раз тоже блуждали, начиналось, как почти всегда начинается большое болото, непроходимою зарослью ивы, ольхи и других кустарников. Первый человек прошел эту приболотицу с топором в руке и вырубил проход для других людей. Под ногами человеческими после осели кочки, и тропа стала канавкой, по которой струилась вода. Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди, при первом утреннем свете им открылось болото, как море. А впрочем, оно же и было, это Блудово болото, дном древнего моря. И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях — оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами. Пройдя немного болотом, дети поднялись на первую борину, известную под названием Высокая грива. Отсюда, с высокой пролысинки, в серой дымке первого рассвета чуть виднелась борина Звонкая.
Каким представляется блудово болото?
(Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя, и уже предвещает о том, что с ребятами может случиться беда)
6. Инсценировка эпизода, где Настя и Митраша ссорятся
Митраша вынул компас, установил север и, указывая на более слабую тропу, идущую на север, сказал:
Митраша Мы пойдем на север по этой тропе.
Настя Нет, мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место — Слепая елань, сколько погибло в нем людей и скота. Нет, нет, Митрашенька, не пойдем туда. Все идут в эту сторону, — значит, там и клюква растет.
Митраша Много ты понимаешь! Мы пойдем на север, как отец говорил, там есть палестинка, где еще никто не бывал. ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ СЛАЙД 9 Нам надо по этой тропе на север.
Митраша Вот еще! Люди шли, — значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше.
(Настя погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился)
Настя Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?
Митраша Пусть ходят все люди. Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.
Настя Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами. И наверно, на севере вовсе нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
Митраша Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: СЛАЙД 10 ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
(И в самом деле пошел туда) (Настя рассердилась, плюнула вслед ему и пошла за клюквой по общей тропе).
7. Беседа по тексту
1) Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? СЛАЙД 11
2) Помнил ли в этот момент Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё и компас?
3) Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?
4)Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?
Давайте попробуем осмыслить поступки детей, попытаемся понять их, понять те чувства, которые они испытывали, понять, о чём переживали, думали, когда делали свой выбор.
Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.
Я не поддерживаю ни одну из сторон. Предлагаю вам разобраться в случившемся, внимательно проследив за мыслью рассказчика. Проследим за героями с самого начала их пути.
Как вы уже заметили, конфликт намечался ещё во время сборов детей за ягодами. Митраша вспоминает о палестинке и очень хочет попасть туда, где «ещё никто не бывал», а Настя боится угодить в Слепую елань, «страшное место».
5) Когда дети разошлись, как повел себя Митраша? Что с ним произошло, когда он отправился на палестинку? СЛАЙД 12
Митраша хочет всё решить сам, проигнорировал предупреждения Насти, и опасность травы белоус. Тем самым попал в опасность, прямо в Слепую елань.
6) Как повела себя Настя, оставшись одна? Почему Настя забыла о Митраше? Что осуждается автором? СЛАЙД 13
Она пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Для сравнения автор показывает лося, которого Настя напугала. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества. Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.
7) Когда Настя вспомнила о Митраше? СЛАЙД 14
8) Кто помог Митраше? Как Травка помогла Митраше? Зачитать с.63 СЛАЙД 15
9) Как Настя встретилась с Митрашей? Зачитать. с. 64-65
АУДИОЗАПИСЬ ПРИТЧИ О СОСНЕ И ЕЛИ (стр.226 или №2 00.00) СЛАЙД 16
А сейчас я хочу вернуться немного назад
10) Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?
(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга).
1) Так кто же прав – Настя или Митраша?
(Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких).
2) Кто символизирует в сказке любовь, верность, необходимость быть терпеливым и заботиться о близких? СЛАЙД 17
3) Какую правду шепнул Антипыч Травке? (эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь) СЛАЙД 18
4) Как вы понимаете эти слова?
5) Устояла ли их дружба и любовь под натиском обиды и раздражения?
6) В чём, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? (Любовь на земле есть единственная, достойная удивления сила) СЛАЙД 19
7) Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?
9. Подведение итогов, выставление отметок
10. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»? СЛАЙД 20
Молодцы, спасибо за работу! СЛАЙД 21
Источник