Конспект НОД по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой средней группе Тема: «Космос»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект НОД по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой средней группе Тема: «Космос»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_razv_rechiword.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой средней группе
упражнять в согласовании прилагательных с существительными, сущ–х с числительными (один, два, пять ),обогащать словарный запас сложными словами, словами-признаками, упражнять в изменении слов при помощи суффиксов, развивать фонематический слух –умение различать на слух и называть первый звук в словах, развивать образность речи, умение рассказывать наизусть стихотворение с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 4 – 5 слов с заданным словом с помощью мнемотаблицы, согласовывать слова в предложении в роде и падеже; воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, дополнять ответы, побуждать к активной речевой деятельность малоактивных детей;з акрепить элементарные представления о космосе; развивать наблюдательность, активность, внимание, познавательный интерес к космосу; совершенствовать интонационную выразительность речи, умение строить выразительные ответы на вопросы по прочитанным сказкам В.А.Сухомлинского; развивать мелкую моторику пальцев рук, межполушарное взаимодействие г.м.; улучшать координацию тела.
Предварительная работа : цикл занятий по теме «Космос», чтение сказок В.А.Сухомлинского («Какие на вкус звезды», « До свидания, Солнышко», « Цветок солнца «), («Как пауки хотели закрыть солнце»)и др., заучивание стихотворения о космонавте с помощью мнемотаблицы, наблюдения за солнцем, небом, рассматривание иллюстраций по теме, отгадывание загадок о звездах ,луне, солнце .
Материал : черная ткань, звездочки с предметными картинками для называния первого звука в слове, мнемотаблицы для составления предложений, для повторения стихотворения, «волшебная коробочка», игрушки и картинки с изображением персонажей сказок (собака, свинья, звезды, подсолнух, солнышко, девочка, божья коровка, ежик, луна, заяц, паук), аудиозапись космической музыки, книга В.А.Сухомлинского «Цветок солнца».
Словарь: звездочет, звездопад, звездное, звездолет, подсолнух, цветок солнца, допытываться, растолковывать, мудреные, пояснять, телескоп.
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы взлетать.
На ракете улетим и всю землю облетим.
На Луне мы прилунимся и на Землю возвратимся.
Ребята вам знакома эта книга? Кто ее автор ? (В.А.Сухомлинский) Угадайте из какой сказки герои?
В-ль выставляет игрушки или вывешивает картинки с изображением героев сказок :
— звезда, свинья и собака («Какие на вкус звезды»);
— солнце и девочка ( « До свидания, Солнышко» ) ;
-луна и заяц («Как заяц при Луне грелся»);
— подсолнух ( « Цветок солнца»);
— пауки и солнце («Как пауки хотели закрыть солнце»)
Вопросы к детям по произведениям В.А.Сухомлинского:
* «…На высоком стебле – большой цветок с золотыми лепестками. Он похож на….(солнце. Поэтому и зовут его подсолнух — цветок, который поворачивает свою голову за солнышком, провожая его от восхода до заката….)
* «Собака рассказала свинье, что на небе есть звезды. Свинью это заинтересовала и стала она допытываться…»
Объясните, как вы понимаете слово «допытываться», «растолковывать», потрясло»? О чем спрашивала у собаки свинья? (Какие они, звезды? Маленькие или большие? Твердые или мягкие? А самое главное, какие они на вкус. Они сладкие как желуди.)
*Давайте вместе расскажем сказку «Ежик и Луна». (в – ль достает игрушки – ежика и луну, читает сказку, а дети помогают, досказывая предложения).
Далее дети выполняют задания и « собирают» звездочки в волшебную коробочку или мешочек.
2.Загадка Бродит одиноко огненное око.
Всюду где бывает, взглядом согревает. (солнце) или
Ну-ка, кто из вас ответит :
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
Задания от солнышка :
Дид.игра « Семейка солнечных слов» — Давайте образуем слова от слова СОЛНЦЕ:
— Как можно ласково назвать солнце? (солнышко );
— Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная поляна);
— Зайчик какой? (солнечный)
Дид. упр. «Какое солнышко»
Солнце круглое, как … (мячик, тарелка, диск и др.)
Солнце ласковое как … (бабушка, мама)
Солнце румяное как… (пирожок, блинчик). А еще оно может быть солнце? (красивое, доброе, заботливое, утреннее, горячее, и др.)
Загадка Искры небо прожигают, а до нас не долетают. (звезды)
— Давайте поиграем и образуем слова одной семейки от слова ЗВЕЗДА.
— Как можно ласково сказать про звезду?
— Если на небе много звезд, то мы скажем, какое оно ? (Звездное )
Как называется корабль, который летит к звездам? ( звездолет )
— Как в сказках называют волшебника, который предсказывает по звездам будущее? (звездочет)
скороговорка Звездочет считает звезды, засыпает очень поздно.
В-ль предлагает пройти на звездную поляну и собрать звезды, дети собирают по одной звезде, на обратной стороне которой –предметная картинка; нужно произнести слово и назвать первый звук в слове. Все садятся в ракету, построенную из стульев. На стульях лежит по одному солнышку-картинке, в –ль предлагает взять звезду в правую руку, а солнце в левую.
— Кто летает в космос? (космонавты), и мы станем космонавтами.
— Чу-чу-чу, в космос полететь хочу,
-Им-им-им, на ракете полетим,
— Ды-ды-ды, долетим мы до звезды,
— Ой-ой-ой, затем вернемся мы домой.
-Какой звук вы слышите в начале слова ЗВЕЗДА, а в начале слова СОЛНЦЕ? Я буду называть слова, а вы, если услышите в начале слова звук /З/,то поднимайте звезду ,а если- /С /,то поднимайте солнце. (под спокойную космическую музыку).
А теперь прочитаем наизусть стихотворение, в — ль предлагает детям рассказать это стихотворение с помощью мнемотаблицы.
В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит, и на небо он глядит.
Сверху видит он поля, реки, горы и моря
Видит он весь шар земной, шар земной – наш дом родной.
На луне жил звездочет, ( смотрят в «телескоп» )
он планетам вел учет (показывают руками вверх)
Меркурий – раз, (описывают круг руками)
Венера — два, (хлопок)
Три – Земля, четыре – Марс, ( присесть )
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн , ( наклон влево- вправо )
Семь – Уран, восьмой — Нептун, ( наклоны вперед – назад )
Девять – дальше всех Плутон ( прыжок )
Кто не видит – выйди вон. ( развести руки в стороны )
Составление предложения из 4-5 слов с заданным словом РАКЕТА с помощью мнемотаблицы
Д/и «1,2,5»,слова-существительные: спутник, скафандр, космонавт, ракета, звезда, планета, комета.
Сказка про звезду и комету.
Как – то в зиму, ночкой звездной,
На небе скучали звезды.
Говорит одна звезда:
«Если б только я могла, выше всех светить бы стала,
Никогда бы не устала!
А комета ей в ответ:
«Разве в этом твой секрет?
Ты свети хоть выше, ниже,
Был бы свет твой людям ближе
Что бы детки на Земле
Сказки видели во сне.
— Мы с вами собрали много звезд, выполняя задания, давайте вместе создадим красивое, ночное, звездное небо, но сначала помогите исправить неправильные предложения:
— На черной небе блестят звезды.
— Ночью на небе ярко светит солнце.
— Чтобы увидеть звезды , нужно посмотреть в микроскоп.
Дети на черную ткань выкладывают звездочки и луну(из картона или др. материала) под музыку.
Источник
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Чтение рассказа В. Бороздина «Первый в космосе»
ЖАНИЯ ИСЕНТАЕВА
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Чтение рассказа В. Бороздина «Первый в космосе»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение рассказа В. Бороздина «Первый в космосе».
«Чтение рассказа В. Бороздина «Первый в космосе».
Образовательная область:
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
продолжать знакомить детей с космосом, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин.
Программное содержание:
подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек; развивать навыки диалогической речи — самостоятельные ответы на вопросы, логическое мышление; активизировать и обогащать словарь по лексической теме; пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; воспитывать у детей любовь к своей родине, к своей планете.
Предварительная работа:
Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!», отгадывание загадок о космосе, рисование на тему «Космос», «Пришельцы из космоса», лепка, аппликация на тему «Полёт в космос».
Оборудование:
фотографии космического корабля, Ю. А. Гагарина, планет, солнца, звёзд, космодром.
Ход НОД:
I. Вводная часть
В темном небе звезды светят,
Он один летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит (космонавт).
— Верно, космонавт, а скажите:
— Какая фамилия у первого космонавта?
II. Основная часть
Беседа о Гагарине:
12 апреля «День космонавтики». Это праздник, прежде всего космонавтов и тех, кто участвует в разработке и создании космических ракет.
— Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Предположения детей.)
— Прежде всего у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому что во время космического полета человек испытывает огромные перегрузки.
— Как называется костюм у космонавта?
— Как называется место старта космического корабля?
— Кто первым полетел в космос человек, или животные?
— Какие животные летали в космос?
Беседа о космосе:
— Куда летал Ю. А. Гагарин?
— Что же такое космос?
— Что там находится?
— Космос – это необъятный мир, который находится за пределами Земли. Космосу нет конца и предела. Там есть бесчисленное множество звёзд, планет и других небесных тел. В этой межзвёздной пустыне царит космический холод и мрак. И там нет воздуха.
— Мы смелые и ловки ребята. Давайте прокатимся на ракете.
А сейчас мы с вами, дети
Улетаем на ракете
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три – потянись
Вот летит ракета ввысь!
Пять, четыре, три, два, один — Пуск.
— Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем они могли там столкнуться. Ведь и в ракете могли быть какие-то неисправности. Поэтому, когда Юрий Гагарин впервые полетел в космос, весь наш народ следил за этим полетом, все волновались за первого космонавта.
Чтение рассказа «Первый в космосе»
Послушайте рассказ о том, что испытывал Юрий Гагарин во время первого в мире космического полета. Об этом написал писатель В. Бороздин. Рассказ называется «Первый в космосе».
— Ракета неслась всё дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета, тем сильнее его прижимало к креслу.
Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом и тело его ничего не весит. В космическом корабле всё стало невесомым. Он поднял руку — она так и осталась приподнятой, поднял ногу — она не опустилась. Захотел Гагарин записать в бортовой журнал свои наблюдения, посмотрел — а карандаша на месте нет: он плывёт по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе.
Ни есть, ни пить Гагарину ещё не хотелось, но надо было обязательно попробовать. Ведь еда в космосе также ничего не весит, и, как знать, сможет ли он её проглотить? А что, если в горле застрянет! На Земле пробовал есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. А получится в космосе?
Пища у Гагарина была специальная — «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом смородинный сок. Всё проглотил без задержки. Вот только когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они чёрными ягодками поплыли по воздуху. Он не спеша, поймал их — и в рот.
Вопросы по тексту:
— Где находилась ракета с космонавтом?
— Как чувствовал себя космонавт, какие ощущения были у него?
— Что неожиданно почувствовал Гагарин?
— Как он убедился, что находится в невесомости?
— Что случилось с карандашом и блокнотом Ю. Гагарина?
— Что нужно было обязательно сделать первому космонавту?
— В чем находилась пища для космонавта?
— Как Юрий Гагарин ел в ракете?
— Что произошло, когда он пил смородиновый сок?
-Когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась. Люди вышли на улицы городов. В Москве люди собрались в центре, на Красной площади, и до позднего вечера продолжался этот праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.
Источник
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Космос»
Венера Шаимова
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Космос»
Цель: расширять представление детей о космосе и планетах солнечной системы.
Образовательные:развивать умение воспринимать текст: понимать основное содержание; определять (несложные) мотивы поступков персонажей, способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы, поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности.
Воспитательные: формирование нравственных эталонов (норм поведения, воспитание положительных моральных качеств (доброта, отзывчивость, честность, щедрость и т. д.).
Материал: иллюстрации звезд, планет солнечной системы, ширма с черной тканью.
Ход занятия
Дети входят в группу и становятся большим кругом. Звучит космическая музыка.
— Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте поздороваемся, здравствуйте! Становитесь быстро в круг. Ты мой друг и я твой друг. Все мы за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся.
-Посмотрите, ребята, а у нас в группе, на столе лежит звездочка. Откуда же она взялась?
-Ребятки, а что же мы будем делать со звездочкой? (ответ).
-Правильно, ребята, нам нужно звездочку вернуть. Ребята, вы любите путешествовать? (ответы) Куда можно отправиться? (ответ) А на чем можно путешествовать? (ответы) А мы вам предлагаем отправиться в космическое путешествие. На чем летают в космос? (На ракете). Давайте, отравимся в путешествие. Но прежде, чем попастьв космос, нам нужно произнести волшебные слова.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды –ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой
-Посмотрите, ребята, мы попали с вами в космос. Здесь много звезд и планет. Может это и есть дом нашей звездочки. Давайте, сядем на стульчики. Я хочу рассказать сказку о планетах. Чтение сказки о солнечной системе М. Гридаже.
— Ребятки, нам пора отправляться дальше. Ведь впереди нас ждет много интересного.
Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (показывают руками круг)
Космонавтам нужен год. (берутся руками за щеки, качают головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас отлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (дети поднимают руки вверх и машут).
-Ребята, посмотрите, какое звездное небо. Вот, наверно, это и есть дом нашей звездочки! Наша звездочка так рада, что мы помогли найти ей дом. Но она совсем позабыла сказку, нужно ей рассказать. Ребятки, кто хочет рассказать сказку звездочке? Рассказ детей с опорой на картинки.
-Вот и подошло к концу наше с вами путешествие. Пора возвращаться в детский сад. Давайте, за руки возьмемся и волшебные слова произнесем.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды –ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Вот мы и оказались в нашей группе. Ребята, что нового вы сегодня узнали? Понравилась ли вам сказка о планетах?
Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему «Русская народная сказка «Снегурочка» Интеграция образовательных областей: Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие Цель: Осознание своего эмоционального.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа» Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа».Цель: освоение первоначальных.
Конспект ООД по чтению художественной литературы «Разучивание стихотворения О. Чусовитиной «Самый лучший» Тема: Чтение художественной литературы Разучивание стихотворения О. Чусовитиной «Самый лучший» Цель: создание социальной ситуации развития.
Конспект образовательной деятельности в средней группе по чтению художественной литературы «Сказка «Под грибом» Конспект образовательной деятельности в средней группе по чтению художественной литературы Тема: «сказка В. Сутеева » под Грибом» Цель:.
Конспект интегрированного занятия по чтению художественной литературы и аппликации в младшей группе «Заюшкина избушка» Цели: -познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и заяц»; -выполнить аппликацию «Заюшкина избушка». Задачи: -учить детей внимательно.
Конспект НОД по чтению художественной литературы «Чтение русской народной сказки «Два Мороза» в старшей группе МБДОУ «Березовский детский сад № 2» Воспитатель: Толстунова Елена Алексеевна Конспект НОД чтение художественной литературы в старшей группе.
Конспект занятия по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы Конспект по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы «Как трудно быть хорошим» с использованием технологии продуктивного.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.
Конспект НОД по чтению художественной литературы во второй младшей группе «Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко» «Петушок и бобовое зернышко» Программное содержание: — Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова.
Конспект занятия по развитию речи и чтению художественной литературы. Русская народная сказка «Маша и медведь» Конспект занятия по развитию речи и чтению художественной литературы. Русская народная сказка «Маша и медведь». Цель : Создание социальной.
Источник