Беседа «Луна — спутник Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Беседа проводилась в рамках проекта «Космос»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_luna_sputnik_zemli.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Нижнетроицкий муниципального района Туймазинскийи район Республики Башкортостан
Беседа «Луна – спутник Земли»
в подготовительной группе №2
Подготовила и провела:
воспитатель Башмакова О.А.
с.Нижнетроицкий, 2019 г
• Дать детям понятие о Луне – спутнике Земли , формировать познавательные интересы .
• побуждать детей самостоятельно делать выводы, умозаключения;
• поощрять возникновение проблемных вопросов.
• развивать интерес, желание познать тайны живой и неживой природы;
• развивать память, речь, внимание, познавательные интересы .
• воспитывать интерес к окружающему миру .
Материал: магнит, железные предметы, мяч, пластиковый шарик на нитке, апельсин, лист бумаги, фломастеры.
Предшествующая работа: чтение Е. П. Левитана «Приключение маленького астронавта » . Рассматривание иллюстраций «Большая книга знаний для маленьких».
Воспитатель: Луна — спутник Земли . Если посмотреть на круглую Луну, на ней можно заметить темные пятна. Иногда они напоминают смешную рожицу. Луна меняет свой вид , то она похожа на серп, тогда говорят молодая или растущая Луна , когда круглая, то говорят – полная или полнолуние, а если Луна старая , она похожа на букву С.
В древности люди считали Луну богиней покровительницей ночи. С тех пор человек многое о ней узнал и даже побывал на Луне. Возможно вы слышали выражение «темная сторона луны» . Оно вовсе не означает , что какая то часть лунной поверхности не может отражать свет. Просто Луна вращается вокруг своей оси с той же скоростью, с какой совершает полный оборот вокруг Земли и поэтому обращена к нашей планете одной и той же стороной.
Почему же мы не в состоянии взглянуть на обратную сторону Луны с Земли ?
Чтобы лучше понять, как это происходит, мы проведем следующий опыт:
II. Практическая часть (проводит воспитатель)
Воспитатель: Возьмем апельсин, проведем на нем линию, разделяющую его на 2 половины. Представьте себе, что это луна , затем вытянем перед собой сжатый кулак, который должен изображать « Землю » .
Теперь поверните «Луну» одной стороной к « Земле » . Продолжая держать «Луну» , обращенный к « Земле » одной и той же стороной, сделайте ее полный оборот вокруг « Земли » . Вы увидите, что « Луна » при этом обернется вокруг своей оси , а с « Земли » будет по-прежнему видна только одна ее сторона – Луна- спутник Земли .
Если планеты вращаются вокруг «Солнца» , то « Луна » — вокруг « Земли » . Полный оборот вокруг Земли она совершает за 28 дней. На Луне нет воздуха, нет воды, нет жизни, все покрыто космической пылью, на Лене очень много гор.
Ночью, на небе один,
Миновали две недели
Апельсина мы не ели
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. ( Луна , месяц)
Чтение отрывка Е. П. Левитана «Приключение маленького астронавта»
IV Практическая часть
1. Воспитатель предлагает детям магнит, металлические предметы. Почему магнит притягивает к себе гвозди, кнопки, шарик? Магнит имеет силу притяжения.
Воспитатель: Посмотрите на мой мяч. Если его подбросить, куда он упадет? Снег, капельки дождя, листья тоже падают на землю . Наша планета имеет огромную силу притяжения. Давайте вспомним, какой спутник у Земли . А хотите узнать, почему Луна не падает ?
2. Воспитатель: Я – Земля , пластиковый шарик – спутник Земли – Луна . Я тяну к себе Луну. Но она сопротивляется. Перестала кружить шарик, он падает, так и Луна , если перестанет летать по своей орбите, Земля притянет ее к себе силой притяжения, луна упадет .
У Земли или у Солнца значительнее сила притяжения? Почему? (ответы детей)
Вокруг Солнца вращается 9 планет, значит сила притяжения намного больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание работы педагога по данному конспекту направлено на расширение и углубление знаний старших дошкольников о комнатных растениях. их строении ,способах размножения. значении для здоровья челове.
Знакомство родителей со значением подвижных игр в жизни дошкольника для его здоровья.
Консультация для воспитателей.
Комнатные растения – спутники нашей жизни.Программное содержание:- Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях;- Обеспечить развитие умения анализировать, обобщать с п.
Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядного материала;Закрепить знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений;Воспитывать трудолю.
Цель. Уточнить и закрепить представления детей о расположении планет в Солнечной системе. Формировать представления о луне, как спутнике Земли. Воспитывать познавательный интерес.
Источник
Конспект познавательной беседы «Луна — спутник Земли» с детьми подготовительной группы
Aнна Ншановна Узунян
Конспект познавательной беседы «Луна — спутник Земли» с детьми подготовительной группы
Уважаемые коллеги, как известно, дети проявляют большой интерес к планетам, к космосу. Нам удалось понаблюдать, и не раз, за луной в осенне-зимний период, когда рано темнеет и поздно светлеет. И как оказалось, у детей скудные знания об окружающей нас неживой природе. Очень надеюсь, что наши наблюдения за вечерним и утренним небом расширят представление и кругозор детей.
Задачи:
— продолжать расширять знания о неживой природе, небесных светилах и желание познать её тайны;
— формировать элементарные представления о Луне,
— развивать наблюдательность, любознательность, умение делать выводы и устанавливать причинно — следственные связи;
— воспитывать умение видеть красоту неба, любоваться окружающей нас природой.
Предварительная работа:
наблюдения за небом в разное время дня, рассматривание книг, иллюстраций, картин из серии» Планеты», «Космос».
1. Вводная часть.
Воспитатель :Ребята, сегодня вы узнаете много интересного об одном неживом, небесном объекте, который нас окружает и без которого наша Вселенная не смогла бы существовать. Чтобы узнать, что это за объект, вам надо отгадать загадку.
Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю,
Скучно мне одной, а зовут меня. (луной)
2. Основная беседа
Воспитатель: Есть среди вас такие, который ни разу не видел Луну?
В какое время суток вы её видели? Каким вы её запомнили? (ответы детей: вечером, ночью, рано утром, когда едем в садик ; она круглая, разная, половинчатая, светит ночью и т. д.)
Много тысячелетий мы видим в ночном небе Луну, когда поднимаем голову вверх. Только выглядит она по разному: то она круглая, как блинчик, то она похоже на серп.
Люди не знали почему это происходит, думали даже, что видят разные небесные тела, поэтому и появились два названия: » луна » и » месяц «
А вы как думаете, почему мы видим её такой разной? (предположения детей: бывает старая луна и новая луна)
А что такое Луна (ответы детей: планета)
Луна — самое близкое небесное тело к нашей планете Земля. Она меньше Земли по величине и массе.
Луна — это небольшая планета, которая вращается вокруг Земли. Как и наша планета Земля, так и Луна круглая, имеет форму шара. Луна вращается вокруг Земли и вокруг своей оси. Земля притягивает к себе Луну, не даёт ей удаляться и за это Луну прозвали спутником Земли.
А путь, по которому движется Луна вокруг Земли называется орбитой Луны.
Сама она, не излучает света, поэтому на небе мы видим только освещённую Солнцем сторону, а на другой стороне мрак. По мере движения Луны по своей орбите, Солнце по-разному освещает Луну и нам кажется что её форма постоянно меняется. А на самом деле она не меняет своей формы.
Различные формы Луны называют фазами.
Первым человеком, посмотревшим на луну был Галилео Галилей — итальянский учёный. Он построил свой первый телескоп и ему удалось рассмотреть Луну и сделать описание.
А первым человеком, который ступил на поверхность Луны, был американский астронавт Нил Армстронг.
На Луне нет воздуха, поэтому астронавтам нужно одевать специальные скафандры с запасом воздуха и аппаратом дыхания, на голове специальный шлем.
Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На Луне видны тёмные и светлые пятна. Светлые пятна — это лунные моря, а на самом деле в этих морях нет воды.
Тёмные пятна — это ровные участки. На Луне много высоких гор, глубоких ям — кратеров, которые образовались от ударов метеоритов и упавших камней из космоса
На планете Луна днём очень жарко 130 градусов, а ночью очень холодно з- мороз — 170 градусов.
Над Луной всегда чёрное небо, поэтому звёзды видны и днём также хорошо, как и ночью.
Ребята, а как возникла Луна (ответы и предположения детей: произошёл взрыв и появились все планеты и т. д.)
Существует много версий и теорий как образовалась и формировалась Луна. Одна из версий такая, когда почти образовалась Земля, на неё обрушился огромный метеорит с размером планеты Марс. При ударе в космос выбросились осколки из которых и образовалась Луна
Вы вырастите и может кто-то из вас будет изучать планеты, космос и узнает как сформировались планеты. А пока мы будем смотреть на небо днём и ночью и любоваться сиянием солнца, звёзд и луны.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Башни Московского Кремля» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 1 «Ситцевый край» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской. Часть 2. Кто в камче, кто в парче» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 3 «Играть — не устать» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 4 «Празднички-ватажнички» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Театральная площадь» Вступление: 2018 год в России объявлен годом театра и я предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, небольшую беседу- прогулку по Театральной.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Третьяковская галерея» Вступление: Уважаемые коллеги, эта беседа и презентация возникли благодаря проекту «Посткроссинг». В самом первом своем письме ребята.
Конспект занятия «Луна-спутник Земли» Цель. Уточнить и закрепить представления детей о расположении планет в Солнечной системе. Формировать представления о луне, как спутнике.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Стройная спина» Познавательная беседа с детьми подготовительной группы «Стройная спина» Людмила Руденко Задачи: 1. Закреплять знания детей о позвоночнике.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Жук бронзовка» Пока дети сладко спали, к нам окно влетел красивый жук. Как он умудрился пролезть через маскитную сетку, трудно сказать, но как-то сумел.
Источник
Конспект НОД «Прогулки по Луне»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный конспект предназначен для ознакомления дошкольников подготовительной к школе группы со спутником Земли — Луной. (Раздел — О.О. «Познавательное развитие») В доступной для детей игровой форме дошкольники должны расширить свои представления о блюжайшем к нам космическом объекте, за которым постоянно можно вести наблюдение, делать зарисовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по ознакомлению дошкольников с Луной. | 301.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Прогулка по Луне»
Цель : создание условий для формирования представлений у дошкольников о спутнике Земли — Луне.
— уточнить и обобщить представления представлений детей о Луне;
— знакомство детей с простейшими картами, изображающими спутник Земли;
— совершенствование видов речевого общения.
— развитие познавательного интереса, внимания, памяти, творческого воображения, логического и образного мышления.
— воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе;
— воспитывать интерес к космическим полетам.
Ведущая образовательная область – «Познавательное развитие».
Методы и приемы : обыгрывание воображаемой ситуации, поощрение, проблемные вопросы, художественное слово, музыкальное сопровождение, рассказ воспитателя, физ.минутка.
Виды деятельности : игровая, двигательная, речевая, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации : групповая, индивидуальная.
Оборудование: карты лунной поверхности, мультимедийный проектор, слайды,проигрыватель, карточки к дидактическим играм, емкость с кинетическим песком, металлические шарики, стул.
Предварительная работа : рассматривание энциклопедий, наблюдение за Луной в разное время суток, выполнение рисунков по итогам наблюдений, беседа на тему: «Космос», «Освоение человеком космического пространства».
Работа со словами: метеорит, кратер, комета, атмосфера.
- Вводная часть (Мотивационный момент)
Воспитатель приглашает детей подойти к нему.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вот и прошла зима. Наступила весна и на небе все чаще стало появляться яркое Солнце. Солнечные лучики мечтают рассказать нам много интересного, ведь они проделали очень большой путь.
Самый первый и быстрый лучик, который коснулся Земли был с Луны.
— Интересно послушать, а что вы знаете о Луне? (Ответы детей)
— На Луне первыми побывали роботы, а что за роботы, вы узнаете, если отгадаете загадку. Вот послушайте:
Крыльев нет, но это птица
Полетит и прилунится. (Луноход)
Воспитатель: Эти машины были отправлены на Луну для изучения ее поверхности. Точно так же, как вы управляете машинами на радиоуправлении, так и люди с Земли управляют луноходом.
— На Луне уже побывали и люди. Вот на этой картинке художник изобразил Луну, которая крепко держит за руку Землю.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы верно сказали, потому что Луна спутник нашей планеты, и они всегда находятся рядом. Луна – это самое близкое к нам небесное тело.
Воспитатель: Как вы думаете, а что больше – Луна или звезды? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы уже знаете, что звезды находятся очень далеко от нас, гораздо дальше, чем Луна, поэтому они нам и кажутся очень маленькими. На самом деле звезды во много раз больше Луны. А Луна во много раз меньше Солнца и звезд.
Воспитатель: А еще в темную лунную ночь это небесное тело может освещать нам дорогу.
Вышла ясная Луна,
Посмотрела вниз она
На березки, на луга,
На речные берега.
«Как чудесно на земле!
Соловей поет во мгле.
Только я всегда одна!» —
Плачет бедная Луна.
Звезды на небе горят.
Они шепчут, говорят:
«Не печалься зря, Луна.
В небесах ты не одна!
Хоть не очень ты ярка,
Все же Солнышку – сестра.
Темной ночью ты сияй.
Воспитатель : Неужели, ребята, Луна светится? Ведь это не звезда. А как думаете вы? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, Луна сама светиться не может. Ее освещает Солнце, и поэтому она хорошо видна на небе. И мы можем точно сказать, что спутница нашей Земли имеет форму….. шара.
Воспитатель: Интересно, а луна и месяц – это одно и то же небесное тело или разные? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Это одно и то же тело. Но каждую ночь Луна может выглядеть по-другому. То она похожа на тоненькую сережку, то на ломтик дыни, то на блин!
Висит ночью в небе блин.
Его съесть мы хотим,
А он прячется за тучку,
Не достанешь его ручкой.
Воспитатель: А как вы думаете, может ли Луна упасть на Землю? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, нет. Ведь Луна не просто висит над Землей, а быстро вращается вокруг нее. Чтобы вы поняли, как это происходит, мы с вами поиграем. Выходите все в центр группы и встаньте в круг, чтобы всем было хорошо видно. Оля у нас сядет на стул в центре. Она будет Землей. А ты, Никита, будешь ходить вокруг стула, на котором сидит Оля. Ты будешь Луной. Никита, начинай ходить вокруг Оли-Земли. Вот так и Луна все время кружится, только смотрит на Землю она одной стороной.
Никита, я возьму теперь тебя, Никита, за руку, и мы пойдем вокруг «Земли» приставным шагом.
Воспитатель: Оля, ты видишь нашу спину?
Воспитатель: А почему? (Потому, что вы все время повернуты ко мне лицом)
Воспитатель: Так и Луна все время повернута к Земле одной стороной, и мы не видим ее обратную сторону.
Воспитатель: А вам интересно узнать, что находится на обратной стороне Луны? (Ответы детей)
Воспитатель: Для этого нам пришлось бы совершить полет на космической ракете и «прилуниться». Вы согласны? (Ответы детей)
Воспитатель: Так в чем же нам лететь? Наверное, нам понадобится спортивные костюмы, куртки, кроссовки или специальная одежда? Как вы полагаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, нам нужна специальная одежда для космических полетов – это скафандр. Я предлагаю каждому из вас подойти к столу, взять карточки и из трех предложенных костюмов выбрать один, который мы и должны на себя надеть.
Воспитатель: Вы правильно выбрали костюм под номером 2. Поясните, почему вы выбрали именно этот костюм? (Специальная одежда для полетов – это скафандр. В нем есть запас воздуха, которым дышит человек. Кроме того, скафандр обогревается изнутри. А еще в скафандре есть радиосвязь.)
Воспитатель: А что нам нужно еще взять с собой в полет? Я буду называть вам предметы, а вы назовите лишний, который нам не понадобится.
- Ракета, кастрюля, бинокль.
- Тюбик с водой, фотокамера, лестница.
- Планшет, ранец с системой жизнеобеспечения, шлем танкиста.
- Спутниковый телефон, ноутбук, рюкзак.
Воспитатель: Мы с вами взяли все, что нам понадобится в полете. Пора отправляться!
Проводится физ.минутка с музыкальным сопровождением.
Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре – и на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носочки поднялись,
Быстро, быстро руки вниз.
Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь.
(Звуки улетающей в Космос ракеты. Воспитатель просит подойти к нему.)
Воспитатель: Вот такой человек увидел поверхность Луны. А что это за шар голубого цвета, который мы видим? (Ответы детей)
Воспитатель: Голубой шар – это наша планета Земля.
Воспитатель: Вот и обратная сторона Лунной поверхности, возьмите карты. Нам так легче будет ориентироваться. (Каждый ребенок получает карту)
(Море Москвы, Южное море, Восточное море, море Мечты — раскрашены в разные цвета.)
Воспитатель: Обратите внимание на темные пятна. Эти пятна назвали морями. Но в этих морях нет ни капли воды. Темные пятна назвали морями, прежде чем узнали, что на Луне нет воды. Там не бывает дождей, снега, не бывает пасмурных дней и нет воздуха. Найдите на карте пятно, раскрашенное в темно-синий цвет. Это море получило название Море Москвы. Пятно голубого цвета носит название Море Восточное, зеленого цвета – Море Южное, а пятно красного цвета – Море Мечты. (Дошкольники находят на карте все названные моря, ориентируясь на цвет)
Воспитатель: На карте много маленьких кружочков. Ими покрыта вся поверхность Луны. Интересно, а что они означают? (Предположения детей)
Воспитатель: По Луне просто так не побегаешь. В любой момент на тебя может упасть камень. Кружочки – это кратеры, места падения метеоритов и комет. После их падения остаются глубокие воронки, как после взрывов. Давайте вместе проведем эксперимент. Подойдите к столам и возьмите емкости с песком. В чашку с песком бросайте металлические шарики. Что вы видите на поверхности песка? (На поверхности песка остаются следы)
Воспитатель: Возьмите шарики большего размера и поднимите руку повыше. Бросьте шарик. Что теперь вы можете сказать? (Ямка на песке стала глубже)
Воспитатель: Вот так на поверхности Луны и образовались кратеры в таком большом количестве. А вот на Земле их не так много. А почему? Что-то защищает нашу планету от космических «пришельцев»? (Земля вся окружена слоем воздуха)
Воспитатель : Этот слой называется атмосферой. Она защищает нас от незваных космических пришельцев.
- Заключительная часть. (Рефлексия)
Воспитатель: Мы с вами провели довольно много времени на лунной поверхности и нам пора возвращаться. Попрошу всех пройти к спусковому аппарату «Союз» (дети вместе с воспитателем заходят в круг, выложенный из веревки), пристегиваем ремни (все берется за руки). А пока наша капсула двигается к Земле, мы можем немного поговорить о том, где мы сегодня побывали? (ответы детей)
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что особенно было интересным? (Ответы детей)
Воспитатель: Луна таит много интересного. А еще, как полагают ученые, Луна может стать базой для дальнейшего изучения Космоса. Она хорошо подходит для космических кораблей, которые полетят на Марс.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, всем спасибо!
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 352 с.
- Т.А. Шорыгина. О Космосе. –М.: Книголюб, 2005. — 80с.
Источник