«Королевство полной луны».
Я смотрю фильмы не только как зритель, но и как художник. И когда я вижу, что другому художнику удалось потрясающе передать свои мысли и чувства, я ставлю это произведение на полку с шедеврами, с которых надо брать пример. Один из таких шедевров — фильм Уэса Андерсона «Королевство полной луны».
На первый и поверхностный взгляд за красочными декорациями и чудесной операторской работой происходит действие простого фильма о подростках, даже просто сказки. Но после n-ого просмотра, я поняла, что притягивал меня этот фильм на самом деле глубиной, с которой раскрыт важный для всех вопрос жизни, пусть многими и не осознаваемый.
Обо всем по порядку. Во-первых, основные два противостоящих полюса в фильме — это взрослые и дети. Мир и тех и других наполнен проблемами. Главный герой Сэм Шикаски, сирота, живет будто не то в армии, не то в тюрьме, поведение направленное на выживание в столь жесткой среде со стороны кажется неуравновешенным, особенно взрослым. Чудесным детством его жизнь и не назовешь. Но в противовес взрослым, жизнь которых тоже не сахар, Сэм еще не утратил своей чудесной энергии, способности мечтать, и что важнее осуществлять мечту. Он как будто живет в двух мирах — один суровый окружающий мир, второй красочный мир возможностей. Задуманный поход Сэма, в который он взял Сьюзи Бишоп, это поход в свой мир, желание туда уйти и у него это в конце концов получилось. Сьюзи он выбрал тоже не случайно. Ведь Сьюзи тоже живет в двух мирах, ее второй мир, это мир ее книг о волшебных королевствах, главные героини которых девочки. Сьюзи пошла за Сэмом искать такое королевство. И меня просто поразила сцена, где она рассказывает, что она взяла с собой поход — если бы я в двенадцать лет могла так четко осознавать что мне на самом деле нравится!
Сэм Сьюзи Мир Сьюзи
Далее взрослые. Глядя на взрослых в фильме, кажется что пик жизни — это двенадцать лет, а дальше все по-помаленьку скатывается в какую то безвыходную яму. Любовный треугольник, показывающий до чего доходят люди в своей любви, полностью запутавшиеся, страдающие, и не имеющие сил из этой ситуации выбраться. Единственный, кто еще держится на плаву — это мастер скаут Уорд, которого бесподобно сыграл Эдвард Нортон. Скаут Уорд один из тех взрослых, кто нашел способ сохранить себя — работа мастер-скаута. Оставаясь в детском мире, и всерьез играя в их игры он обезопасил себя от безысходности присущей другим. Идеальный в своей роли Эдвард Нортон Незадолго до подвига
После возвращения беглецов взрослые понимают, что им нечего предложить своим детям, кроме того мрака в котором они живут. Одинокий полицейский, которого потрясающе играет Брюс Уиллис, усыновил Сэма, не только что бы спасти его жизнь, но и спасти свою жизнь от полной тьмы.
Действие фильма разворачивается на фоне надвигающегося шторма. Шторм — это кульминация жизни Сэма, либо он уходит в свой прекрасный мир, либо отправляется социальной службой в сиротский приют. Сьюзи была на том же распутье, хоть участь ее была не столь ужасна. Но к счастью они шли до конца, особенно в моменте, когда стояли на краю башни, готовые прыгнуть в бурлящий поток реки. Я даже думаю, что шторм вызвали Сэм и Сьюзи (недаром в Сэма ударяет молния), когда объединились в своем желании изменить свои мир, и затянули в этот водоворот еще и товарищей скаутов Сэма, которые встали на его сторону, полицейского, усыновившего Сэма, адвокатов родителей Сьюзи, которые встали против социальной службы. В общем, жизнь Сэма меняется настолько кардинально, насколько может кардинально поменять окружающее самый сильный шторм.
В одном интервью, Уэс Андерсон признался, что как и Сьюзи любил в детстве те же книги. Думаю, это создало у режиссера особый склад ума, позволяющий за обыденным сюжетом выстроить волшебный мир. При том выстроить ненавязчиво, без мистического пафоса и прочей отталкивающей мишуры. Я очень рада, что открыла для себя такого уникального мастера.
Источник
Рецензия на фильм «Королевство полной луны»
Смешная и грустная картина о взрослении в фирменном андерсоновском ключе
1965 год, Новая Англия. Вожатый скаутского отряда Уорд (Нортон) обнаруживает, что один из его подопечных по имени Сэм (Гилман) пропал. С помощью местного шерифа Шарпа (Уиллис) вожатый узнает, что мальчик скорее всего сбежал вместе с девочкой Сюзи (Хэйуорд), дочерью эксцентричной четы адвокатов Бишопов (Мюррей и МакДорманд).
Кадр из фильма «Королевство полной Луны»
Есть что-то особенное в мирах, которые создает Уэс Андерсон, режиссер и сценарист, родившийся в Хьюстоне и получивший образование в Далласе. Их тщательно выверенная яркость выглядит нарочито искусственно и в то же время реально, претенциозно и трогательно. История о первой любви, нежном сожалении, взрослении и вторых шансах становится в руках Андерсона еще одним американским фильмом, заставляющим зрителя тосковать о детстве, которого у него никогда не было. Примерно так «Парк культуры и отдыха» вводит вас в мир тематических парков с их темными грешками, а «Под кайфом и в смятении» заставляет верить, что жить в семидесятые было здорово.
Кадр из фильма «Королевство полной Луны»
То, что «Королевство полной луны» навевает воспоминания об этом настоенном на рок-н-ролле шедевре его земляка-техасца Ричарда Линклейтера и «Четырехстах ударах» Франсуа Трюффо, многое говорит о тонком вкусе режиссера и его манере подачи материала. Смотришь фильмы Андерсона и чувствуешь, что надо бы побольше узнать о европейском и американском кинематографе, но вместе с тем никогда не возникает ощущение, что в своих работах он старается блеснуть интеллектом. Эти фильмы сняты человеком, который читает Пруста с той же легкостью, с которой смотрит «На север через северо-запад». Творческий мир режиссера с его европейским духом и американскими пейзажами лежит где-то посередине Атлантического океана, в стране Андерсонии. Иногда там холодновато («Семейка Тененбаум»), иногда слишком ветрено («Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники»), но, когда вы акклиматизируетесь, то найдете там теплые, красивые и гостеприимные, хоть и странноватые места.
Кадр из фильма «Королевство полной Луны»
«Королевство полной луны» кажется продолжением «Водной жизни». И не только потому, что в обоих фильмах играет Билл Мюррей – это само собой разумеется. Обе ленты объединяет грусть по непройденным дорогам и куда-то ушедшей любви. Хотя сердцем «Королевства…» и являются отношения между беглецами, его «тело» – это рассказ о несчастливом браке Бишопов (Билл Мюррей и Фрэнсис МакДорманд) и о недотепе-шерифе. Брюс Уиллис сдержан и трогателен в роли местного блюстителя закона, чья жизнь полна тихого отчаяния, однако при виде первой юношеской любви в нем загорается какая-то искра. В персонажах Мюррея и МакДорманд чувствуется внутренняя теплота, отголосок более счастливого периода в их отношениях. С очаровательной, хоть и тревожной прямотой фильм показывает, что родители не имеют ни малейшего понятия, что им делать с детьми, и беспокоит их только то, что их чада могут вырасти такими же, как и они сами. Персонажи фильма, будь то дети или абсолютно бестолковый в начале фильма лидер скаутов (Эдвард Нортон), над которым все потешаются (а после восхищаются), трогательны в своем простодушии и самоуверенности. Пожалуй, отсутствие сомнений – это то, о чем мы, вспоминая самих себя в юности, сожалеем больше всего, потому что ты полностью уверен в собственной правоте лишь тогда, когда еще не знаешь, насколько горько можешь ошибаться. Именно в этом и заключается притягательность любви Сэма и Сюзи. Сбежать вдвоем и прятаться в пещере, думая, что родители, которых вы не любите, никогда вас не найдут; надеяться, что новая любовь сможет заменить вам тех, кого вы потеряли, – все это безумие.
Но они хотят верить в эту волшебную сказку. Впрочем, как и мы.
Источник
Королевство полной луны / Moonrise Kingdom
Режиссер – Уэс Андерсон
В ролях: Джаред Гилман, Кара Хейворд, Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Фрэнсис МакДорманд, Билл Мюррей, Джейсон Шварцманн, Харви Кейтел, Тильда Суинтон
Продолжительность – 94 мин
Точно не ясно, кого за это благодарить – фамилию Брюса Уиллиса в титрах или Каннский кинофестиваль, взявший «Королевство полной луны» к себе фильмом открытия. В любом случае – к седьмой картине в фильмографии режиссера фильмы Уэса Андерсона наконец-то добрались и до местных кинотеатров.
Это крохотная, не видимая (и сомнительно, что вообще интересная) всему остальному миру, но всё же честная и важная победа. Андерсон, при всем бесконечном многообразии талантов в мировом кинематографе, такой один – потому что его, как пела по немного другому поводу одна интересная группа, узнаешь из тысячи. Фильмы Андерсона — как самодельные альбомы с картинками, сделанные невероятно усидчивым и невероятно скрупулезным талантливым школьником. Тут и там вклеены картинки из книг и вырезки из журналов, разноцветными фломастерами обведены рамочки и уголки, здесь заложен засохший листочек какого-то дерева и три истершихся старых календарика, через три страницы набросана какая-то карта и аккуратно выписан целый параграф из справочника о местных птицах. Герметичный рукотворный мирок, попав в который один раз, ты безошибочно определишь его автора в следующую встречу.
В этом плане «Королевство полной луны» — такая квинтэссенция андерсоновскости. Все дело происходит на крохотном острове где-то в Новой Англии, где встречаются, влюбляются и сбегают вместе двое двенадцатилетних детей, Сэм (Гилман) и Сьюзи (Хейворд). У него енотовая шапка, крохотная курительная трубка и мамина брошка среди скаутских нашивок за навыки ориентирования на природе. У неё переносной проигрыватель с пластинкой Франсуазы Арди, все любимые книжки в чемодане и котенок в корзинке для пикника. Он сбежал из лагеря скаутов, куда его отправили на лето очередные приемные родители, она – из дома рядом с маяком, из семьи с тремя младшими братьями (проигрыватель пришлось одолжить у одного из них) и родителями-юристами (Мюррей и МакДорманд), которые едва в силах разговаривать друг с другом.
Квинтэссенция тут ещё и в том, что в «Королевстве» закладывается любимый маневр картин Андерсона – сквозь рукодельный нежный абсурд интеллектуально-подкованной вербальной комедии с непроницаемым лицом в какой-то момент начинает прорастать абсолютно взрослая драма. Ловко прикидываясь красноречивым школьником-вундеркиндом (точь-в-точь как главный герой его собственного фильма «Академия Рашмор»), а на деле оказываясь довольно безжалостным и точным драматургом с заметной склонностью к мизантропии, Андерсон давно занимается изучением персонажей запутавшихся и грустных, отчаявшихся и потерявших в море собственной жизни всяческие координаты.
В «Королевстве», с одной стороны, этот приём доведен до максимальной чистоты – здесь сталкиваются дети и взрослые, и если первые являются, разумеется, носителями чистоты и наивности, то во вторых как раз сосредоточено всё тихое отчаяние и бесконечный самообман. Но с другой, Андерсон, раньше работавший так, что бесконечный радостный смех на его фильмах в какой-то момент сам собой застревал в горле, в этот раз проявляет себя образцовым гуманистом. Да, детство – нелегкая штука, а взрослая жизнь и того хлеще, как бы говорит он – но в то же время даёт своим героям возможность что-то изменить.
В «Королевстве полной луны» любовь Сэма и Сьюзи – детская, странная, глупая, бесконечно наивная в своём упрямом стремлении встать поперёк устаканившейся будничности окружающих взрослых – вроде бы ведёт к очевидной трагедии, но потом чудесным образом от неё в последний момент уворачивается. Потому что глупость и бесконечная наивность незадачливых влюбленных будит вдруг в одиноких, усталых, запутавшихся взрослых то лучшее, что они сами запрятали глубоко-глубоко. То есть, если автор, всю свою жизнь прятавший за ажурной росписью своих работ внушительную мизантропию, может в какой-то момент искренне поверить в любовь, то всем нам, простым смертным, тем более пора поступить так же.
Вердикт Кочерыжкина – очередная ажурно-салфеточная и неотразимо-прекрасная сказка Уэса Андерсона – как всегда, подспудно грустная и безысходная, но в этот раз ещё и, кажется, самая добрая из всех
Источник
Всегда готов
Уэсу Андерсону пришлось потратить четыре десятилетия и преодолеть пять с половиной тысяч миль от Хьюстона до Канн, чтобы наконец найти свое духовное пристанище. Принимая во внимание характерную для его работ комбинацию из европейской глубокомысленности и чисто американской склонности к ностальгии, кажется странным, что ни один из его фильмов прежде не был представлен на Каннском фестивале: они идеально подходят для места, где искусство и коммерция идут нога в ногу. «Королевство полной луны», седьмая полнометражная картина режиссера, открыла 65-й фестиваль красочной историей о подростковом мятеже и первой любви. «Это вроде мемуаров о том, что мне хотелось испытать самому, когда я был ребенком, – рассказывает Андерсон о побеге непослушного бойскаута Сэма (Джаред Гилман) и его подружки Сьюзи (Кара Хэйуорд). – В свое время у меня были похожие фантазии. Влюбиться без памяти, когда тебе двенадцать… Эти эмоции сложно описать словами. Это неистовое, яростное чувство, которое оказывает на тебя мощнейшее воздействие. Вдохновением к съемкам послужило желание навсегда запечатлеть те эмоции, которые я испытывал в то время».
Кадр из фильма
Темы страсти и смущения уже знакомы зрителям по фильму Андерсона «Академия Рашмор», который стал прорывом в творчестве режиссера. Как и в «Академии», в «Королевстве…» появятся Билл Мюррей и Джейсон Шварцман: впрочем, куда интереснее новые звездные лица, которые Андерсону удалось привлечь к участию в проекте: от Фрэнсис МакДорманд до Эдварда Нортона. Режиссер давно мечтал поработать со звездой «Бойцовского клуба», но прежде ему это никак не удавалось. «Это было довольно сложно, учитывая, что у меня уже есть группа ребят, с которыми я начинал, которые являются моими близкими друзьями и которые приблизительно одного возраста со мной и Эдвардом. Обычно я сразу обращаюсь к ним. Но в этой роли я видел только Эдварда. В моей голове засела идея, что этот персонаж должен быть как будто с полотен Нормана Роквелла. А Эдвард выглядит, как будто он действительно мог позировать Норману Роквеллу. Или даже сыграть его».
Кадр из фильма
«Королевство полной луны», действие которого разворачивается в 1965 году, в полной мере передает эстетику картин культового американского художника. Роквелл зачастую посвящал свои работы американским бойскаутам – взять хотя бы его автопортрет «Позади мольберта» 1969 года, на котором он изображен стоящим среди них. Нортон, впрочем, выбрал себе куда более очевидный ориентир, когда готовился к роли неудачливого руководителя скаутов Уорда, которого назначают ответственным за поиски беглецов. «На самом деле, я всего-навсего повторял реплики за Уэсом, как попугай, – пишет Эдвард Нортон в ответ на письмо EMPIRE еще до того, как мы встретились с режиссером. – Он такой забавный и остроумный, что я попросил его каждый день начитывать мне перед съемками мои реплики, а затем просто повторял за ним. Это была самая простая работа, которую я когда-либо делал». Андерсону в пору раскраснеться от такой похвалы, но Нортон непоколебим в своем восхищении: «Я преданный поклонник всех его фильмов и романтизировал в своем воображении возможность однажды поработать с ним, как если бы мне довелось оказаться в одной из тех невероятных »компаний« вроде Театра Меркьюри Орсона Уэллса. Я мечтал стать частью его труппы. В результате это оказалось еще круче, чем я только мог себе представить: Уэс – самый настоящий предводитель бойскаутов в современном кинематографе. Попасть в его »лагерь« и погрузиться в его мир было истинным наслаждением».
Кадр из фильма
Отличительной чертой работы над картиной стал непоколебимый коллективный дух: Нортон, Мюррей, Андерсон, оператор Роберт Д. Йоман и монтажер Эндрю Вайсблюм даже охотно делили общее жилище на Род-Айленде. «У нас было исключительно коллективное творчество, – говорит Андерсон. – Мне доводилось работать над картинами, где атмосфера на съемочной площадке была куда менее радостной. Взять хотя бы Джина Хэкмена во время съемок «Семейки Тененбаум». Джин чувствовал себя некомфортно, и ощущения, что он счастлив изо дня в день приходить на площадку и видеть съемочную группу, к сожалению, не возникало. Он всегда казался напряженным, был довольно вспыльчивым, и все, что тебе оставалось, это просто отступить и дать ему пройти. Он использовал это напряжение. Он создавал его и использовал. Но в результате объединения настоящих друзей возникает энергия, которую тоже можно пустить в правильное русло. Работая над этим фильмом, я собрал группу счастливых людей, среди которых были как те, кто знал друг друга уже много лет, так и те, кому еще только предстояло друг друга узнать».
Кадр из фильма
Похоже, Андерсон умеет видеть в людях лучшее, особенно в тех, на кого обычно любят навешивать ярлыки несговорчивых и трудноуправляемых личностей, будь то Нортон, Мюррей или Брюс Уиллис, играющий в «Королевстве» пришибленного шерифа острова, на котором пропадают дети. У Андерсона нет никакой особой тактики в обхождении с актерами или в укрощении эго, кто бы что ни говорил о том же Уиллисе (подробнее – в новой книге Кевина Смита). «У меня не возникало сложностей в работе с Брюсом, – признается режиссер. – Несколько лет назад я твердо решил для себя, что не хочу никаких трейлеров, что на площадке должно быть мало народу, что съемочная группа должна быть небольшой и все должны находиться в одном месте на протяжении всего съемочного процесса. Я даже отказался от дублеров. Что бы мы ни делали, даже если это было просто ожидание, мы воспринимали как репетицию. Без этого никак. Брюс был одним из тех, кто с готовностью подписался под всем этим, так что он охотно соблюдал все наши внутренние распорядки».
Кадр из фильма
В своем вельветовом коричневом костюме, рубашке в мелкую красную клетку и синем джемпере Андерсон может показаться чересчур мягким, но в нем достаточно твердости, чтобы не дать окружающим собой помыкать. Щепетильность и решительность – его ключевые черты. Он рисует очень подробные раскадровки, на стадии пре-продакшна порой заходит настолько далеко, что время от времени снимает отдельные сцены без актеров, чтобы съемочная группа получше изучила местность и нашла самые удачные точки съемок (этот скрупулезный подход особенно тщательно соблюдался в процессе создания его последнего анимационного фильма «Бесподобный мистер Фокс»). Впрочем, как оказалось, работает он не всегда. «Спросите Уэса о тех разочарованиях, к которым временами приводило его дотошное следование высоким стандартам», – пишет Нортон, рассказывая о сцене, где его персонаж помогает начальнику скаутов в исполнении Харви Кейтеля. Андерсон до сих пор мучается от воспоминаний. «Он должен был совершить длинный прыжок с кое-кем, кто, как мы знаем, не отличается особо хрупким телосложением, – говорит режиссер. – И тогда я сказал, что нам придется сделать Кейтеля из папье-маше». Но они не сделали. И это была катастрофа. Для Нортона все закончилось привязанным к его спине манекеном. «Он произносит свою речь в стиле «Моста через реку Квай», вокруг дым, ничего не видно, но первое, что бросается в глаза, это торчащие в разные стороны резиновые руки», – рассказывает Андерсон, отреагировавший на эту ситуацию, по понятным причинам, паникой: «Никому нельзя этого видеть! Это позор!» «Я даже на некоторое время свернул производство, срочно вызвал на подмогу новых людей, – признается режиссер. – Это был красный сигнал тревоги: нам пришлось срочно собрать весь материал, чтобы он никуда не просочился. Отснятые сцены были настолько любительскими, что они могли поставить крест на наших карьерах, если бы их кто-то увидел». Впрочем, нам почему-то кажется, что его карьере ничего не грозит. Недаром 42-летний техасец не перестает повторять: «У меня никогда нет запасного плана».
Источник