Обнуление успехов. Ракета «Ангара» полетит в космос, но за рубежом спроса на неё не будет
Второй в истории испытательный пуск ракеты с космодрома Плесецк должен состояться 4–5 декабря, но к программе разработки, конструкции и финансированию ракеты по-прежнему много вопросов. Непонятными остаются и перспективы ракеты за пределами внутреннего рынка.
Коллаж LIFE. Фото © ТАСС / Владимир Смирнов, © Shutterstock
«Ангара» в рублях, долларах и годах
Фото © ТАСС / Гашеев Валерий
Идея создания перспективной ракеты-носителя созрела ещё в конце 80-х годов. Однако политические события и экономическая обстановка вынудили промышленность и ответственные за космос ведомства отложить работы на неопределённый срок. К теме сверхтяжёлой ракеты вернулись лишь в 1992 году. Конкурс на право стать исполнителем программы космического ракетного комплекса тяжёлого класса выиграл ГКНПЦ им. Хруничева, и проектирование новой ракеты, наконец, началось. По замыслу разработчиков, «Ангара» должна была стать единым модульным комплексом, с помощью которого решались бы любые задачи по освоению космоса — и государственные, и частные, то есть рыночные.
Африканский форпост. Зачем России военная база в Судане?
Однако достаточного объёма финансирования в 90-х эта программа не получила, и реализацию официально одобренной в 1995 году программы снова отложили до лучших времён. В полной мере к «Ангаре» вернулись лишь в начале нулевых — тогда появились и деньги, и понимание, в каком направлении нужно работать. Первый пуск ракеты-носителя «Ангара-А5» состоялся лишь 23 декабря 2014 года и оказался знаковым для российской космонавтики — тяжёлая ракета с экологически чистыми керосин-кислородными двигателями наконец была построена в металле и доказала верность технических решений.
SpaceX может обнулить достижения «Роскосмоса». NASA планирует полностью отказаться от российских ракет
22 года работ над проектом неизбежно сказались и на стоимости ракеты. В августе 2020 года стало известно, что «Роскосмос» в 1,7 раза увеличил финансирование работ по «Ангаре». Контракт на разработку ракетного комплекса подорожал с 26,2 до 45,5 миллиарда рублей (почти 600 миллионов долларов). Увеличились и расходы на производство каждой ракеты — одна ракета-носитель стала обходиться в 6 миллиардов рублей. Это почти 80 миллионов долларов. Эксперты уверены, что при серийном производстве стоимость будет ниже, но быстрого перехода к недорогим решениям ждать не стоит. Эксперт в области космонавтики и популяризатор науки Михаил Лапиков отметил, что стоимость серийных ракет может быть снижена вдвое.
Летом 2020 года со стороны «Роскосмоса» звучали заявления, что цена будет снижена до 2,9 миллиарда рублей за ракету. Завышение стоимости происходит из-за того, что «Ангару» делают пока как штучное изделие и в конечную цену плюсуются все расходы завода за годы производства, что её фактически удваивает. При серийном производстве цену обещали снизить — ниже трёх миллиардов рублей
Эксперт в области космонавтики, популяризатор науки
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/16/775222965322.5645.png» loading=»lazy»/>
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/16/775222965322.5645.png» loading=»lazy»/>
Однако есть несколько причин, по которым «Ангара» может не стать настолько дешёвой, насколько обещают производители. Всё дело в бесконечной модернизации. С одной стороны, она позволяет улучшать ракету, с другой — приводит к дополнительным расходам.
Первый запуск «Ангары-А5». Фото © Wikipedia
Ракета, которая должна отправиться в космос 4–5 декабря, — одна из самых мощных и тяговооружённых в истории российской космонавтики, но далеко не последняя. Семейство ракет «Ангара» насчитывает несколько типов носителей — от лёгкой «Ангара-1.2» и средней «Ангара-3» (аналог ракет-носителей «Союз») до тяжёлых «Ангара-А5» с пятью разгонными модулями. В июне 2020 года в «Роскосмосе» заявили, что «Ангару» могут сделать многоразовой. К этому решению российские предприятия фактически принудили Илон Маск и компания SpaceX, предложившие ракеты-носители Falcon 9 и Falcon Heavy. В России технологии многоразовых универсальных разгонных модулей созданы ещё в конце 90-х, однако широкого применения в космонавтике не нашли.
Космический солдат. Зачем построили «Буран» и кто погубил уникальную машину?
Доработка «Ангары» до многоразового варианта почти наверняка потребует дополнительных расходов, и, какой в этом случае окажется конечная стоимость ракеты-носителя, неизвестно. Цены на имеющиеся версии «Ангары» остаются фиксированными, но источники Лайфа внутри ракетно-космической отрасли отмечают, что модификации ракеты «Ангара-А5М», «Ангара-А5П» и «Ангара-А5В» могут оказаться дороже на 15, 20 и 25 процентов по сравнению с базовой версией ракеты. К удорожанию может привести смена элементной базы и переход на полностью отечественные решения, доработанные двигатели и «пакет облегчения» конструкции, с помощью которого, вероятно, разработчики пытаются увеличить массу полезной нагрузки. При этом стоит напомнить, что о серийном производстве ракет речь по-прежнему не идёт. Как и шесть лет назад при первом пуске тяжёлой ракеты с Плесецка, на космодромы привозят экспериментальные ракеты, а сама программа до сих пор находится в статусе опытно-конструкторских работ.
«Периметр» в строю. Путину доложили о завершении работ над «русским Скайнетом»
Как раз на этом этапе хорошо бы задаться вопросом: если в разработку ракеты вложено более полумиллиарда долларов, то снизить затраты на проектирование и производство, вероятно, помогут зарубежные заказы? С одной стороны, потребность в ракетах «Ангара» может гарантировать Федеральная космическая программа и военные запуски с Плесецка. Но в обоих случаях речь идёт о государственных деньгах, то есть назвать эти финансовые потоки прибылью можно лишь с большой натяжкой, поэтому заказы на «Ангару» неплохо было бы поискать за пределами страны?
С-400 как повод задуматься
Фото © ТАСС / Беляев Денис
В 2019 году Соединённые Штаты Америки пригрозили Индии и Турции санкциями за покупку российских комплексов ПВО С-400. Независимая политика двух стран привела к тому, что вопрос наказания за покупку российского оружия был снят с повестки и тему С-400 перестали обсуждать. Во всяком случае, публично. В том же году произошло и другое важное, но почти никем не замеченное событие. Помимо общего тренда на сворачивание сотрудничества в космосе Минобороны США приложило максимум усилий и фактически вычеркнуло Россию из списка поставщиков космических услуг мирового уровня. Историк космонавтики, блогер и популяризатор науки Виталий Егоров пояснил, что после такого решения Россия может полностью потерять рынок пусковых услуг и заказчиков из развитых стран.
Сейчас США приравняли Россию к Китаю, Ирану и Северной Корее, поэтому мировой космический рынок для наших ракет закрыт, даже если запуск будет стоить 15 копеек. Фактически, если какая-то страна или компания из этой страны будет пользоваться нашими ракетами, под прямые санкции США они не попадут, но эти санкции к ним всё равно применят
Историк космонавтики, блогер и популяризатор науки
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/26/913373129750.915.jpg» loading=»lazy»/>
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/26/913373129750.915.jpg» loading=»lazy»/>
Особенность такого подхода состоит в том, что нарушителей запрета на сотрудничество с Россией по космосу могут лишить государственных оборонных и частных заказов как в США, так и во всех странах, с которыми у США есть союзнические отношения.
«Сфера» из России против Starlink от Илона Маска. Сравниваем спутниковый интернет будущего
Егоров отметил, что зарубежные заказы приносили «Роскосмосу» до четверти всей прибыли за пусковые услуги и для того, чтобы сохранить хотя бы часть этих доходов, придётся постараться. Единственной возможностью для этого станет разворот в сторону Африки и Южной Америки и в целом ориентация на развивающиеся страны. Сложность для российской космонавтики и ракет «Ангара» как основного транспорта на орбиту состоит в том, что на этих направлениях придётся конкурировать с Китаем и Индией. Время подумать над решением ещё есть, но его становится всё меньше. Запретить своим партнёрам работать с «Роскосмосом» американцы могут уже в 2023–2024 годах. Если это произойдёт, целесообразность инвестиций государства в создание «Ангары» окажется под вопросом. Если спроса на пусковые услуги с «Ангарой» из-за рубежа не будет, исключительно внутренние программы, скорее всего, не сделают её дешевле и доступнее предшественников и зарубежных аналогов. А это, в свою очередь, неизбежно скажется на состоянии всей ракетно-космической отрасли страны.
Источник
Большие надежды: о чем говорит успешный старт российской «Ангары»
В начале недели с космодрома Плесецк в Архангельской области была запущена тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5». Испытательный пуск и последующий вывод на орбиту массо-габаритного макета космического аппарата прошли успешно. Контроль за проведением пуска и полета ракеты осуществляли наземные средства Космических войск Воздушно-космических сил, отмечает Минобороны. Почему России сегодня нужна тяжелая ракета-носитель — разбирались «Известия».
Проблемы переходного периода
В настоящее время в России есть только одна ракета-носитель тяжелого класса, способная вывести на низкую околоземную орбиту более 20 т полезной нагрузки. Это «Протон», впервые полетевший в 1965 году. Именно с его помощью в космос выводятся тяжелые военные космические аппараты и спутники связи, чаще всего работающие на геостационарной орбите. Собственные ракеты тяжелого класса — пропуск в ряды элиты мировой космонавтики, и такие имеют лишь США, Китай, Россия и Евросоюз. Почти попала в этот клуб Япония, ее ракета H-IIB может вывести на низкую околоземную орбиту 19 т полезной нагрузки.
У российского «Протона» кроме возраста есть несколько серьезных проблем. В качестве топливной пары в этой ракете используются токсичные вещества — несимметричный диметилгидразин и тетраоксид азота. Несимметричный диметилгидразин, он же гептил, очень ядовит. В топливных баках первой ступени ракеты, после запуска падающих на территорию Казахстана, остается немного гептила, и это служит причиной постоянных претензий казахских природоохранных организаций.
Российская ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-5»
Что еще хуже, для запуска «Протона» в настоящее время есть лишь три работоспособных стартовых площадки, но все они находятся в Казахстане, на территории космодрома Байконур. Расположенная там же четвертая площадка в настоящее время неисправна и не функционирует. Получается, что запуски единственной российской тяжелой ракеты напрямую зависят от позиции Казахстана и могут оказаться под угрозой, например, в случае смены политического курса в этой стране.
Кроме того, «Протон» сложно использовать для пилотируемой программы, опять-таки из-за токсичной и чрезвычайно опасной топливной пары. В Советском Союзе во время разработки транспортного корабля снабжения (ТКС) «Протон» получил сертификат на возможность совершения пилотируемых полетов. Тогда предполагалось использовать ТКС как большой многофункциональный пилотируемый корабль. Но даже несмотря на получение разрешений, ни одного пилотируемого запуска с «Протоном» так и не было сделано.
Впрочем, стоит отметить, что ракеты на гептиле использовались для запуска пилотируемых кораблей и в других странах. Это американская Titan II GLV, использующая аэрозин (смесь гептила и гидразина), и китайская CZ-2F.
Проблему замены «Протона» в «Роскосмосе» и его предшественниках пытаются решить уже достаточно давно. Во многом именно для этого и была задумана еще в 90-х годах прошлого века «Ангара». Предполагалось, что это будет целое семейство ракет, в том числе и тяжелая кислород-керосиновая «Ангара-А5», способная заменить собой «Протон» и имеющая возможность совершать запуски с российских космодромов. Главным преимуществом семейства «Ангара» специалисты считают возможность использования универсальных ракетных модулей (УРМ). Ракеты в зависимости от грузоподъемности должны собираться из отдельных модулей, как из детского конструктора.
Один переезд как два пожара
Руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин так говорил в 2018 году о необходимости быстрого перехода с «Протона» на «Ангару»: «Чем быстрее мы совершим этот переход, тем эффективнее у нас будет экономика данного предприятия и тем больше у нас появится возможностей свободного доступа России в космическое пространство. Поэтому задача поставлена так: в соответствии с уже подписанными контрактами произвести необходимое количество наших легендарных «Протонов» и затем этот проект закрыть. Далее летать исключительно на «Ангаре».
Однако переходный период несколько затянулся.
Основной причиной такого длительного перехода стал переезд производства ракет из Москвы (Центр имени Хруничева) в Омск (ПО «Полет»). Процесс перемещения производства стартовал еще в 2015 году и растянулся на пять лет, а вместе с тем растянул и программу летно-конструкторских испытаний ракеты. Первый полет «Ангары-А5» был проведен в декабре 2014 года, а второй спустя почти шесть лет, 14 декабря 2020 года.
Источник
Легка на подъем
«Ангара» — новое поколение носителей, созданное на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями. Семейство включает ракеты от легкого до тяжелого класса. Масса аппаратов — от 149 до 773 тонн. Диапазон грузов, выводимых на низкую околоземную орбиту, составляет от полутора до тридцати тонн. Это первые экологически чистые носители модульного типа, спроектированные в новейшей истории России.
В последний раз ракеты-носители данного семейства отправлялись на орбиту шесть лет назад. Ведущие омские инженеры и конструкторы внимательно следили за полетом «Ангары», ведь этот старт — далеко не последний. Новые испытания назначены на 2021 год.
Тяжелую ракету-носитель семейства «Ангара-А5» собирают главным образом на омском производственном объединении «Полет», входящем в состав ГКНПЦ имени М. Хруничева.
— Для нас этот запуск — очень ответственный и волнительный, — отметил губернатор Омской области Александр Бурков. — Не только «Полет», но и многие другие омские оборонные предприятия производят уникальную технику для ракетно-космической отрасли. Поэтому вполне закономерно, что наш регион участвует в решении государственных задач в данной сфере. Важно, что ракета-носитель создается с применением исключительно отечественной элементной базы. И именно в Омске сосредоточены передовые космические технологии.
По словам экспертов, «Ангара» — не просто космическая ракета, а сложнейший технологический проект. Он сводит воедино семейство носителей различных классов, технические площадки для подготовки и запуска ракет, аппаратуру и приборы. Только в состав универсального стартового комплекса входит более 130 сооружений и свыше 50 технологических систем.
— Выполнение запланированного до 2025 года комплекса работ по созданию космического ракетного комплекса «Ангара» позволит осуществлять с космодрома Плесецк до двадцати пусков в год, а также обеспечить гарантированный независимый доступ и постоянное присутствие России в космосе, — поделился планами во время своего визита на космодром министр обороны РФ Сергей Шойгу.
В Омске планируют собирать «Ангару» разных классов. Эксперты полагают, что средоточие сборки ее модификаций в одном месте поможет не распылять средства на создание новых производственных циклов, максимально эффективно использовать имеющуюся базу, а также развивать сотрудничество между региональными заводами.
Первый испытательный запуск «Ангары-А5» с космодрома Восточный ожидается в конце 2023 года. В 2024-м намечается беспилотный, в 2025 году — пилотируемый полет корабля к Международной космической станции. В 2026-2027 годах также планируются полеты «Ангары», а в 2028-м — первый старт на ракете сверхтяжелого класса «Енисей». Тогда же, в 2028 году, Роскосмос намерен начать активно его использовать. В 2029-м — облететь на нем Луну, а в 2030 году — высадить российских космонавтов на поверхность единственного естественного спутника Земли.
Дмитрий Рогозин, генеральный директор ГК «Роскосмос»:
— Нынешний старт можно с уверенностью назвать историческим. За шесть лет после предыдущего пуска тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5» была доработана и теперь показала хороший результат. Она продемонстрировала, что полностью соответствует заданным техническим характеристикам. Сейчас мы твердо можем сказать, что у нас появилась тяжелая ракета, которая построена на модульном принципе и будет развиваться дальше. В 2024 году появится модернизированная версия «Ангары», которая сможет выводить на орбиту 27 тонн полезной нагрузки.
Источник