Меню

Космос бог древней греции

Космос бог древней греции

Природа — мифологические версии происхождения реальных объектов природы.


Космос * Фауна * Флора * Явления природы

Арктур — звезда, в которую был превращен Зевсом сын Каллисто Аркад.
Близнецы — созвездие, в которое были превращены сыновья Леды Кастор (отец — Тиндарей) и Полидевк (отец — Зевс)
Большая медведица — созвездие, в которое была превращена нимфа Каллисто (или аркадская богиня). За то, что нимфа уступила Зевсу, явившемуся в образе Аполлона, Артемида (или Гера) превратила ее в медведицу и застрелила из лука. По другой версии была убита сыном Аркасом. После гибели была превращена Зевсом в созвездие.
Большой Пес — созвездие, в которое Дионис превратил собаку пастуха Икария Меру.
Волопас — созвездие, в которое был превращен пастух Икарий.
Время — титан Крон (Кронос). Младший сын Урана и Геи. Первоначально — бог земледелия, в дальнейшем — бог времени («хронос» — всепоглощающее время). Хитростью низверг своего отца, кастрировал и отнял у него власть. Женился на своей сестре Рее. Отец Зевса, Геры, Аида, Посейдона, Деметры, Гестии. Опасаясь, что его дети восстанут против него, проглатывал их сразу после рождения. Рее удалось спасти Зевса. По совету своих родителей, Урана и Геи, она скрылась на острове Крит, где и родила в пещере Зевса. Крону вместо сына она подложила завернутый в пеленки камень. Выросший и восставший против отца Зевс заставил его вернуть на свет проглоченных им детей-богов. Позднее Крон был идеализирован. В честь Крона справлялись Кронии — веселые праздники урожая.
Гиады — «дождливые» — созведние (семь звезд в созвездии Тельца), в которое были превращены семь дочерей Атланта и океаниды Эфры. После того, как их брат Гиас был растерзан на охоте львом, были взяты Зевсом на небо и превращены в созведние. С их восхождением начиналось дождливое время года. По одной из версий нимфы были превращены Зевсом в созвездие в награду за воспитание Диониса.
Дева — созвездие, в которое было превращена дочь Икария Эригона (По другой версии в это созвездие превратилась Астрея)
Дева — зодиакальное созвездие в которое, по одной из версий, превратилась одна из шести ор, богиня Справедливости Астрея (Дике). Первоначально жила среди людей, но покинула землю, т.к. была не в силах исправить порочность земного мира.В другом варианте в это созвездие была превращена дочь Икария Эригона.
Дельфин — открыл Посейдону убежище нереиды Амфитриты и тот смог похитить ее. За эту услугу Посейдон поместил дельфина среди небесных созвездий.
Земля — Гея. Произошла из Хаоса. От Геи произошли Небо (Уран), Горы, Море, титаны, одноглазые циклопы, сторукие и пятидесятиголовые гекатонхейры, гиганты, фурии (эринии), Тифон. Культ Геи был основным по всей Греции, но позже был вытеснен культом олимпийских богов.
Космос — «порядок», «красота», «мир» — мир, возникший из Хаоса и состоящий из неба, земли и подземного мира.
Лира — созвездие, в которое была превращена лира Орфея, являвшаяся его атрибутом. По легенде золотая лира была подарена Орфею Аполлоном. С ее помощью юноша мог приручать диких животных, двигать деревья и скалы. После смерти Орфея ее, вместе с его головой, прибило в острову Лесбос, где лиру положили на почетное место в храме Аполлона. Позднее, по просьбе Аполлона и муз, ее сделали созвездием.
Луна — богиня Селена. Покровительствует колдовству и способна вызывать любовные чары. Дочь титана Гипериона, сестра Гелиоса и Эос. Имя Селена означает «светлая». Изображалась в колеснице, запряженной круторогими быками (или лошадьми), в длинной белой одежде, с серпом луны на головном уборе. Полюбив спящего Эндимиона, бесконечно продлила его сон, чтобы вечно любоваться его красотой.
Малая Медведица — созвездие, в которое, по одной из версий, был превращен Зевсом сын Каллисто Аркад.
Млечный путь — произошел из капель молока Геры.
Плеяды — созвездие, в которое были превращены семь дочерей океаниды Плейоны и Атланта: Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Стеропа, Тайгета и Электра. Имя «плеяды» связано с именем их матери и созвучно слову «голубь». После смерти Гиаса (брат по отцу) и гиад (сестры по отцу), покончили с собой и были превращены Зевсом в созвездие. По одной из легенд, чтобы избежать преследований охотника Ориона, девушки были превращены в голубок, а позднее — в созвездие Плеяды. В созвездии насчитывается до ста двадцати звезд, но невооруженным глазом видно только девять и к именам плеяд стали прибавлять имена их родителей. Нашлось объяснение и тому, что одна из звезд видна хуже, чем остальные: считалось, что это Меропа, скрывающаяся от стыда, оттого что единственная из сестер вышла замуж за смертного Сизифа, к тому же оказавшегося мошенником.
Северная Корона — созвездие, в которое Дионис превратил свадебный венец своей невесты Ариадны.
Сириус — главная звезда в созвездии Большого Пса, в которую была превращена собака охотника Ориона или пастуха Икария.
Скорпион — созвездие, в которое Гера превратила скорпиона, оказавшего ей услугу. По легенде этого созвездия испугался Фаэтон и выпустил вожжи из рук, когда управлял колесницей Гелиоса.
Солнце — Гелиос. Сын титана Гипериона, брат Селены (Луна) и Эос (Заря). Отец Фаэтона и гелиад. Каждое утро выезжает он на небо с берегов Океана в своей золотой колеснице, запряженной четверкой крылатых коней. Завершив дневной путь, он спускается к водам Океана, где ждет его золотой челн, в котором он плывет назад на восток. Изображался в лучезарном венце и в длинной сверкающей одежде. Особенно почитался на Родосе.
Стрелец — созвездие, в которое, по одной из легенд, был превращен кентавр Хирон, случайно раненный Гераклом и отказавшийся от бессмертия в пользу Прометея. По другой легенде в это созвездие был превращен кентавр Фол, также случайно раненный Гераклом.
Телец — семь звезд в созвездии Тельца, в которые были превращены Гиады («дождливые») — семь нимф, воспитывавших Диониса. Дочери Атланта (Эрихтея, Кадма или Океана). После гибели на охоте брата, были взяты Зевсом на небо и превращены в звезды. С их восхождением начиналось дождливое время года.
Хаос — «бездна», «беспорядок» — сгусток энергии, безграничный и вечный первоисточник жизни, всего мира и бессмертных богов. Явился источником возникновения Земли (Гея), Бездны (Тартар), Ночи (Никта), Мрака (Эреб) и Любви (Эрос).

Читайте также:  Советские марки посвященные космосу

Источник

Космогония древних греков

В основе мифологии любого народа лежат сказания о сотворении мира. Возникшие на заре существования человечества, эти мифы — первая попытка людей объяснить происходящие вокруг них процессы и явления природы — смену дня и ночи, времен года, изменение погоды, стихийные бедствия — и определить свое место в этом беспокойном, опасном и постоянно меняющемся мире. Древние греки, живущие в первобытнообщинные времена на Балканском полуострове, придумали собственную историю появления мира и богов, тесно связанную с их обычаями и образом жизни.

Первые боги

Космогония древних греков постепенно усложнялась, по мере развития цивилизации. В эллинистический период изначальное описание сотворения мира было дополнено некоторыми подробностями и объяснениями, которых нет в «Теогонии» Гесиода. Но именно анализ ранних текстов особенно полезен для понимания, как создавалась сложная и разветвленная система древнегреческих мифов и каков их глубокий символический смысл.

По Гесиоду, всё начинается с изначального Хаоса. Слово «хаос» с греческого можно перевести как «разверзшаяся бездна» или «зияющее пространство». Это бесформенная, безличная, но при этом подвижная и постоянно бурлящая бездна, которая никем не создана и произвольно возникла ниоткуда. В этом бурлении Хаоса, однако, уже заложен потенциал для рождения Вселенной, которая, в отличие от Хаоса, как раз обладает и содержанием, и формой.

После Хаоса появилась Гея — Земля, мать всего сущего, «всеобщий приют безопасный». Но вместе с Геей появляется и мрачный Тартар — глубокая и опасная бездна, своеобразное «аль- тер эго» заботливой матери-земли, ее темная сторона, способная поглотить без следа.

И наконец, четвертое изначальное божество по Гесиоду — Эрот, или Эрос. Он не имеет отношения к явлениям природы, не связан ни с землей, ни с небом, но зато он обладает властью над людьми и богами, пробуждая в их душах любовь и страсть. Идея включения Эрота в этот изначальный список, возможно, принадлежит самому Гесиоду. Этим автор хотел подчеркнуть огромную силу любви и ее влияние на каждого человека.

Читайте также:  Документальный проект про космос для

Гея, в свою очередь, породила Урана — Небо, которое окутывает ее со всех сторон, и Понт — морскую пучину. У неба и моря нет отца, только мать. Земля, воздух (небо) и вода были теми тремя стихиями, рядом с которыми человек существовал и с которыми вынужден был считаться, поэтому они появляются в мифе раньше всех других существ и богов.

Перечисляет Гесиод и других детей Геи, рожденных ею от союза с Ураном-Небом. Впоследствии они получили наименование «титаны». Самые известные из них: Океан — бог воды, Фемида — богиня правосудия и мирового порядка, Мнемозина — богиня памяти и будущего, и, наконец, Кронос, или Хронос, — бог времени, самый могущественный из титанов. Вступая в браки друг с другом, шесть титанов и шесть титанид породили следующее поколение титанов, в числе которых — бог солнца Гелиос, богиня луны Селена, а также Атлант и Прометей.

Обожествление природы

Как и все древние народы, жители Балканского полуострова прошли через несколько этапов формирования религиозных представлений, двигаясь от фетишизма — обожествления природы во всех ее проявлениях к антропоморфизму — наделению богов человеческими чертами, внешними и внутренними.

Титаны — архаические боги, придуманные, возможно, еще до прихода на Балканы греческих племен,— как раз и относятся к периоду фетишизма. Древние греки воспринимали всю природу вокруг себя как проявление божественного, каждое дерево или минерал они наделяли духом. Все изначальные божества древнегреческой космогонии — это проявления разных стихий и природных явлений, они еще не наделены человеческой формой, но уже активно влияют на человека и его жизнь, ведь на ранних этапах развития цивилизации человек, несомненно, всецело зависел от природных сил и от их «благосклонности». Эта зависимость человека от земли и ее даров и отразилась в мифах, в особенности — в образе Геи, богини земли.

Советский историк и исследователь Алексей Лосев называет этот этап развития древнегреческой мифологии «хтонизмом» (от греческого слова, означающего «земля»). По мере того как человек обретал большую самостоятельность и независимость от природы, на смену архаическим «хтоническим» мифам о титанах пришли новые, «героические» мифы об олимпийских богах.

Борьба богов

Доолимпийский период в древнегреческой мифологии можно разделить на четыре эпохи. Первая — эпоха от возникновения мира до Кроноса, или эпоха Урана и Геи, — эпоха безличных космических начал. Вторая — воцарение Кроноса, первое утверждение личного начала. Третья — ниспровержение Кроноса Зевсом и борьба Зевса за власть с титанами и гигантами, которая заканчивается окончательным подчинением стихийных сил оформленному личному началу, то есть Зевсу.

Читайте также:  Влияние космоса для детей

Отец Уран боялся своих детей-титанов и одного за другим низверг их в Тартар. Но мать Гея постоянно страдала от такого положения родных детей и уговаривала их восстать против отца.

В конце концов, ей удалось уговорить Кроноса — он взял меч, оскопил Урана и отправил его в Тартар, одновременно освободив оттуда запертых там чудовищ — циклопов и сторуких. По одной из трактовок, этот миф является аналогом мифа о первородном грехе. Именно после низвержения Урана Нюкта и Эреб привели в этот мир Танатоса, Гипноса, Немезиду и других богов, ставших олицетворением таких неприятных сторон человеческой жизни, как смерть, кошмарные сны, ссоры и раздоры, месть и возмездие, ложь и обман. Согласно воззрениям древних греков, все эти негативные явления — наказание за то, что Кронос поднял руку на отца.

Уран, однако, успел наложить на сына свое отцовское проклятие: «Настанет час, и твой сын так же низвергнет тебя с трона!» Этим сюжетным поворотом закладывается возможность дальнейшего развития мифа — через борьбу нового и старого начал.

Несмотря на то, что Кронос свергает отца с трона, он остается воплощением той же самой единой мировой сущности, не терпящей никакого развития и создания чего-то иного. Именно поэтому он поглощает всех своих детей, рожденных титанидой Реей. Чтобы это иное появилось, чтобы началось движение и развитие, нужен бог совершенно иного типа, демиург, олицетворение творческого изменяющегося начала. Таким богом и становится Зевс.

Источник

Космос

Мифы и легенды:

Космос (от греч. k o s m o z , “порядок”, “упорядоченность”, “строение”, “устройство”, “мировой порядок”, “мироздание”) · мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определенным законом вселенная. Также служит обозначением и самого закона, управляющего космосом, универсальной формы организации разных уровней космоса и определенного состояния, характеризующего его.

Космос воплощает в себе идею эстетически отмеченного порядка, украшенности. Он противостоит Хаосу: Космос всегда вторичен по отношению к Хаосу как во времени, так и по составу элементов, из которых он складывается. Он и возникает из Хаоса путем восполнения, прояснения его свойств: тьма преобразуется в свет, пустота – в заполненность, аморфность – в порядок, безвидность – в “видность”.

Для Гераклита Космос един, гармоничен, пластичен, прекрасен, и из разнообразия создается “прекраснейшая гармония”, для Платона “Космос – прекраснейшая из возникших вещей”, “изваяние вечных богов”.

Космос подчинен действию общего закона меры, справедливости, выравнивающего нарушения космической структуры. Этот закон равно определяет и сам Космос, и его крайнее звено – человека, то есть выступает как принцип, лежащей в основе мифологической “физики Космоса”, с одной стороны, и человеческой нравственности – с другой. Космический закон еще более связывает Космос и человека (макрокосм и микрокосм). Этот параллелизм продолжается и в развитых вариантах философской космологии: Платон в “Тимее” выдвигает именно Космос в качестве образца человека, строимого по той же модели; та же мера кладется им в основание и идеального общественного устройства государства, которое отражает и продолжает идеальный Космос. Аналогия человека и Космоса облегчается и тем, что, согласно Платону, сам Космос представляет собой живое, разумное существо, вместилище космического ума, космической души и космического тела.

Источник

Adblock
detector