Космос для эллинов это
Закрыть окно
Любимое нами слово «космос» позаимствовано у древних греков. И означает оно «порядок» и « украшение». Как же связаны красота и порядок с космосом?
У древнего грека окружающий мир был совсем другим. Он не был так благоустроен и изучен, как наш, — не было ни компьютеров, ни смартфонов, по улицам городов не разъезжали автомобили, а в домах не было центрального отопления. И никакого космоса — огромного пространства за пределами Земли — греки не знали. Древние науки только-только зарождались. По мнению древнегреческого философа Анакимандра, Землю накрывала видимая небесная сфера, с дырочками, за которыми пылал огонь. Что же тогда греки называли космосом? Грек, глядя вокруг, всему, что мог сосчитать, измерить и найти пропорции или сравнить с геометрической фигурой, давал положительную оценку — тут присутствует « космос». Если этого не получалось, называлось хаосом. Например, храм бога Аполлона был « космическим», потому что был правильного размера и пропорций — отсюда и красив. Правильно размеченное поле тоже было « космическим». Ваза с гармоническими пропорциями — « космически» красива. Законопослушный гражданин тоже был красив и назывался « космополитом».
Древнегреческие философы по преимуществу были « вычислителями», они пытались всё вокруг измерить и указать пропорции буквально. У каждой вещи было свое число. У человека его определяли так: нужно лечь на ровную землю и камешками выложить силуэт — сколько камешков выйдет, таково и будет ваше число. Но камешки разные, и нужен был единый для всех « измеритель». Так появился канон — образцовая вещь, с которой человека сравнивали. Даже не вещь, а целая статуя Поликлета « Канон».
Эталоном для окружающего мира стали идеальные геометрические фигуры. Аналогии для мировых стихий давались по самому очевидному признаку. Земля — это… куб, потому что неподвижна, как куб. Вода подвижна, как икосаэдр, воздух бесплотен, как октаэдр, а огонь — как пирамида, потому что обжигает и ранит своими острыми гранями, как у ножа. Так о мире говорил Платон.
И вот все то, что философы изучили, потрогали, пропорционально оценили, они стали называть в своих трудах « порядочным» или « космическим». Так постепенно видимый, осязаемый греческий мир становился разумным космосом.
Наш бескрайний, почти необъятный космос греки бы так никогда не назвали, ведь он еще только чуть-чуть измерен. Современные астрономы называют его очень примерный размер: 14 млрд световых лет. Он пока не сосчитан — миллиарды звезд, созвездий, галактик без имен, а самое главное — не пропорционален человеку! Греки это пространство называли Эмпирей, тем самым огненным пространством за небесной сферой Земли с дырочками, про которое и говорил Анаксимандр.
Эмпирей этот живой, потому что там всегда что-то зарождается… из цифр, так говорили греки. Астроном, глядя в телескоп, открывал новую галактику, звезду, планету и присваивал ей номер, непременно порядковый, по-гречески красивый — « космический», и имя. Именно это свойство « красоты» теперь только и связывает наш и древнегреческий Космос!
Источник
Космос для эллинов это
Эллинские философы заложили основы классического типа философствования, то есть создали метод познания, опирающийся только на авторитет разума и отказывающийся от мифов, фантазий, выдумок, голых предположений и т.д. Переход от мифологического мышления к строгим рациональным приемам исследования действительности является основной характеристикой античной философии и основной её заслугой.
Ориентация на разум подкреплялась у эллинов активной разработкой законов рационального познания, поиском методов обоснованной аргументации и форм правильного мышления (логики). Ориентированность древнегреческой философии на разум и логику стала методологической основой всей западноевропейской философии.
Античную философию отличает также способность развиваться. Она не канонизировала, как на Востоке, свои открытия и прозрения, не загоняла их в страницы священных книг или текстов, и, благодаря этому избежала догм и ограничений.
Кроме того, уникальной чертой античной философии является настрой её мыслителей на уважительное отношение к философскому наследству предшественников. Эллины жили в твердом убеждении, что каждая высказанная сегодня мысль, завтра будет улучшена и видоизменена, и поэтому древнегреческая философия развивалась не только свободно, но и логически цельно, органически сохраняя и усиливая в себе всё лучшее, что в ней появлялось.
Если говорить о специфике её мысли, то античная философия была космоцентристской, то есть понимала миропорядок как «Космос».
Слово «космос» для эллинов не было названием какой-либо природной сферы окружающего мира, наоборот, этим термином древние греки характеризовали некую неприродную суть мира. Термин «космос» применялся ими как понятие, отвлеченное вообще от конкретики вещей, понятие, в котором соединяются вместе:
идеи порядка, организованности, гармонии, совершенства и красоты.
Поэтому естественно, что, понимая мир как космос, античные философы пытались выявить источники космической разумности, порядка и гармонии мира. И начали они эти попытки с наиболее наглядной данности мира – с окружающей природы.
Именно на этом этапе древнегреческая мысль стала философией, поскольку отказалась от мифологических объяснений возникновения мирового порядка из хаоса, и предприняла поиск архэ – изначальной стихии мира, его первоэлемента, первоначала, первовещества. Гениальность древних греков состояла в том, что они осознали необходимость сначала ответить на вопрос – «из чего всё в мире возникло?», а потом уже браться за вопрос – «почему мир есть Космос?». Так возник метод рассуждений, исходящий из исследования реальных фактов бытия в их мировой всеобщности, и так возник принцип всеохватных обобщений в умозаключениях, то есть, непосредственно, философия, как способ познания мира.
Со временем накопленные эллинами сведения о природе сформировались в определенную систему знаний, натурфилософию, то есть в учение о природе. Древнегреческая натурфилософия характеризуется конкуренцией различных школ, каждая из которых внесла свой вклад в развитие древнегреческой мысли.
Оглавление книги открыть закрыть
Без имени
Об авторах
1. Предмет философии и специфика философского мышления.
2. Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм.
— МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
— АНАКСИМАНДР.
— АНАКСИМЕН.
— ГЕРАКЛИТ
— ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА
— АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН
— ШКОЛА ПИФАГОРЕЙЦЕВ
— ЭЛЕАТЫ (Элейская школа)
— АТОМИСТЫ
3. Античная классика
4. Общая характеристика средневековой философии.
— АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ.
— ФОМА АКВИНСКИЙ.
5. Характеристика философии эпохи возрождения.
6. Характеристика философии нового времени (XVI-ХVIII)
— БЕНЕДИКТ СПИНОЗА.
— ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ.
— ДЖОРДЖ БЕРКЛИ.
— ДАВИД ЮМ
7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.
9. Философия Фихте и Шеллинга.
10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля.
11. Антропологический принцип философии Фейербаха.
12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители.
13. Характеристика философии позитивизма.
14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции.
15. Аналитическая философия ХХ столетия.
16. Русская философия XIX века — западничество и славянофильство 30-50 гг.
17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг.
18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках метафизики всеединства конца XIX — первой половины XX столетия
19. Русская идея как основная проблема отечественной философии истории
20. Космизм в русской философии
21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления
22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории.
23. Движение. Движение как способ существования материи.
24. Пространство и время.
25. Проблемы сознания в философии.
26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания.
27. Проблемы истинного знания в философии.
28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания.
29. Категории качества, количества, меры и скачка.
30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия.
31. Категории отрицания и отрицания отрицания.
32. Общая характеристика философских категорий
33. Понятие общества.
34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза.
35. Материальное производство и его структура — производительные силы и производственные отношения.
36. Структура производительных сил и производственных отношений.
37. Социальная структура общества и этнические общности.
38. Понятие социального института
39. Политическая система общества.
40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии.
41. Общественное и индивидуальное сознание — их взаимосвязь.
42. Политическая и правовая формы общественного сознания.
43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания.
44. Научная и религиозная формы общественного сознания.
45. Культура и духовная жизнь общества.
46. Аналитика внутреннего мира человека
47. Общественный прогресс.
Алфавитный Указатель Терминов
А — Р
С – Ш
Х — Я
« назад Оглавление вперед »
1. Предмет философии и специфика философского мышления. « | » — МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
Источник