5 шагов к мирному космосу
«Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели!», — говорил К. Э. Циолковский. Но он даже не подозревал, насколько стремительно начнут сбываться его пророчества. 4 октября 1957 года человечество вступило в новую эру – эру космической экспансии. Человекий гений преодолел бренную земную гравитацию и впервые заглянул за кулисы атмосферы, устремил свой взор в необъятные космические пространства. Философия космизма стала не только идейной основой освоения космоса, но и катализатором научно-технической революции. Человек посмотрел в космос и увидел там себя, своё будущее, и направил всю свою энергию, время и ресурсы на познание неизведанного, земное притяжение стало невластно над его уже не земным сознанием. Наверное, существует лишь две вещи, настолько необъятных, многогранных и непознанных и при этом вечных: это любовь и космос. И это по-настоящему символично.
Но в то же время человек увидел из космоса насколько мала и беззащитна его родная планета, насколько он одинок среди бескрайних просторов Вселенной. Все войны, революции, финансовые кризисы, весь этот микрокосмос показался ему бессмысленным и малозначительным. Земля напоминала ему разрозненные разноцветные части пазла, которые должны слиться в единую цивилизационную мозаику, в этот звездолёт, устремлённый в грядущее. Человек стал робко погружаться в глубины мироздания, его стали интересовать вопросы макрокосмоса: одинок ли он? И каково его место в этой симфонии космических пространств? В чём метафизика Вселенной? Но эту удивительную одухотворённую гармонию человека и космоса прервала космогоническая схватка двух земных сверхдержав: СССР и США. Эта битва титанов оставила свой след и в космосе: непревзойдённый «Союз» и уникальный «Аполлон», фантастический «Шаттл» и его аналог – «Буран», эта огнедышащая стальная птица, поражающая своей смертоносной красотой.
Земная цивилизация всё сильнее осознаёт необходимость научно-технической и правовой интеграции, поскольку только единое в этом плане человечество может адекватно ответить на вызовы времени, в том числе и в космической сфере. Этот процесс глобализации, интернационализации необратим, поскольку рост международного сотрудничества в освоении космоса способствует новому витку научно-технического прогресса, расширению горизонтов человеческого сознания. Наиболее ярким направлением международной кооперации является МКС (Международная космическая станция), используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. МКС — совместный международный проект, в котором участвуют 15 стран. Перспективно сотрудничество и по проекту США, России, Украины и Норвегии «Морской старт», который предполагает использование специальной плавающей платформы-космодрома в океане для запуска коммерческих спутников. Ещё одним примером служит «Радиоастрон» — российско-китайская система радиоинтерферометров с использованием единой системы радиотелескопов. Программа СПАЙДЕР-ООН, учреждённая резолюцией 61/110 Генеральной Ассамблеи, принимает меры для обеспечения доступа всех стран и международных и региональных организаций ко всем видам космической информации. Важной вехой в подготовке к пилотируемому полёту на Марс стал российский эксперимент «Марс-500» при сотрудничестве с европейским космическим агентством ESA. Свою эффективность доказала и Международная спутниковая система поиска и спасения Коспас-Сарсат. Кроме того, был выработан серьёзный юридический базис, который лёг в основу космического права. Это прежде всего Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1966) («Договор по космосу»), Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1967), Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическим объектом (1971), Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1974) и Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979). Огромную роль в этих эволюционных процессах сыграл и продолжает играть Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, учреждённый Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году.
Однако, космическое право нуждается в постоянной модернизации, чтобы отвечать современным реалиям быстроменяющегося мира. На мой взгляд, требуется и более глубокая степень интеграции в рамках международных организаций. Необходимо сформулировать сверхзадачи и разработать соответствующие им мобилизационные проекты международной кооперации. Только такой подход способен вывести человечество на новую ступень в освоении космического пространства.
Мною предлагается программа «5 шагов к мирному космосу», которая содержит проекты преобразований как организационного, так и правового характера. Программа отвечает вызовам времени, а её реализация позволила бы сформировать мирный облик космоса XXI века, космоса в интересах всего человечества.
Итак, шаг первый.
1. Резолюция ГА ООН о запрете испытания и развертывания в космическом пространстве систем ПРО или их компонентов.
Проблема демилитаризации космического пространства является краеугольным камнем международных отношений в сфере освоения космоса.
В вопросе об использовании космического пространства в военных целях следует выделить два основных аспекта. Во-первых, это разработка, внедрение и эксплуатация космических систем, используемых в военных целях, но не предполагающих размещения вооружений в космическом пространстве. Такие системы используются для:
— контроля военно-стратегической обстановки;
— информационного обеспечения действий вооружённых сил (картографирование, навигация, разведка, метеорологическое обеспечение);
— управление войсками и контроль результатов нанесения ударов по целям и объектам;
— контроль применения ядерного оружия и предупреждение о ракетном нападении.
Данный аспект никак не подвергается регулированию со стороны данной резолюции. В этом и нет необходимости, поскольку подобные системы служат поддержанию мировой стабильности, мирового геостратегического баланса и играют ключевую роль в войнах XXI века. Поэтому ни одна из космических держав добровольно не откажется от столь весомого преимущества.
Иначе дело обстоит со вторым аспектом, подразумевающим непосредственное размещение вооружений в космическом пространстве, в том числе и стратегических. Современное космическое право запрещает размещение оружия массового уничтожения на орбите вокруг Земли, на небесных телах или на орбитах вокруг таких тел, но при этом не налагает запрета на испытание и развертывание в космосе любого другого оружия, в том числе и противоспутникового. По умолчанию так же разрешены: средства активной и пассивной защиты спутников, средства оптико-электронного (например, лазерного) и радиоэлектронного подавления, а также проведение космических экспериментов военно-прикладного характера. После выхода США из Договора по ПРО никак не ограничены создание, испытание и развертывание систем ПРО или их компонентов в космическом пространстве [1]. Соединенные Штаты сегодня ведут активные работы в данном направлении. В этой связи мировое сообщество обеспокоено тем, что размещение космического эшелона ПРО может привести к нарушению сложившейся системы международной безопасности и баланса сил, поэтому международный диалог в данном направлении является крайне актуальным для всего человечества [2],[3].
Необходимо сказать, что попытки создания и развёртывания компонентов ПРО в космосе предпринимались ещё 30 лет назад. Эта программа, инициированная президентом США Р. Рейганом, получила название «Звёздных войн» и стала фактором стратегической дестабилизации в отношениях двух сверхдержав. Мир не заинтересован в новом витке противостояния, которое неизбежно в случае реализации планов американских военно-космических стратегов.
В этой связи надо отметить российско-китайскую инициативу от 12 февраля 2008 г. о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, предполагавшую запрет на развертывание в космосе любого вида вооружений. Это предложение было расценено республиканской администрацией США как попытка ограничения космического потенциала.
Новая же резолюция затрагивает более узкий аспект, а именно вопрос развёртывания рубежей ПРО на околоземной орбите. В рамках резолюции следует проработать вопросы международного инспектирования космических запусков на полигонах и космодромах. Поскольку процесс вступления в силу муждународных договоров является достаточно длительным, целесообразно рассмотреть данную проблему на политическом уровне. Учитывая запрос со стороны мирового сообщества, смену политических элит в США, а также недавно наметившийся прорыв в отношениях по ПРО между Россией и Соединёнными Штатами, считаю возможным диалог с новой администрацией демократов. Задача мирового сообщества состоит в том, чтобы предпринять коллективные усилия в этом направлении, так как без решения данной проблемы невозможен будущий мирный характер космической экспансии.
2. Договор о неприкосновенности ИСЗ гражданского и небоевого военного назначения.
В основе данной инициативы лежит гуманистическая составляющая. Если противоспутниковое оружие всё-таки будет применено, то мирное население, т.е. напрямую не задействованное в вооружённых конфликтах, не должно нести ущерб от «звёздных войн». Военная конфронтация ни в коем случае не должна затрагивать международные программы по использованию космоса в мирных целях (например, в гуманитарной и информационной сферах, в сфере предупреждения ЧС).
3. Создание Международного комитета по контролю за космическим пространством (ICCS).
Третий шаг имеет организационный характер. Он предполагает создание новой международной структуры – комитета по контролю за космическим пространством ICCS. Что представляет из себя данная структура?
Комитет должен состоять из 3 отделов:
1) Отдел по контролю за ближним космосом
В околоземном пространстве основной угрозой является т.н. «космический мусор». Под космическим мусором подразумеваются все искусственные объекты и их фрагменты в космосе, которые уже неисправны, не функционируют и никогда не смогут служить полезным целям, но являющиеся опасным фактором воздействия на действующие космические аппараты, в особенности пилотируемые. В этой связи крайне нежелательна перспектива милитаризации космоса, потому как военные испытания и уж тем более возможные боевые операции в космосе приведут к значительному увеличению числа опасных частиц и компонентов ракет на земной орбите [4].
Это обстоятельство может поставить крест на возможности мирной космической экспансии в ближайшие десятилетия и привести к увеличению затрат и замедлению реализации космических программ (вследствие необходимости оснащения космических аппаратов специальной защитой).
По данным сети NORAD Космического командования США к началу XXI века обнаружено уже более 8000 объектов космического мусора [5].
Таким образом, отдел по контролю за ближним космосом призван решать следующие задачи:
— математическое моделирование «космического мусора» и создание международных информационных систем для прогноза засорённости околоземного пространства и её опасности для космических полётов;
— экологический мониторинг околоземного пространства, включая область геостационарной орбиты (ГСО): наблюдение за «космическим мусором» и ведение каталога объектов «космического мусора»;
— информационное обеспечение мирового сообщества в лице Комитета ГА ООН, национальных космических агентств, частных субъектов космической деятельности и других организаций о результатах своей работы.
2) Отдел по контролю за дальним космосом
Метеоритный дождь, обрушившийся на Челябинскую область в феврале этого года, показал неэффективность национальных систем контроля за космическим пространством. Сложно представить, насколько катастрофическими могли оказаться последствия в случае падения метеоритов в сверхнаселённые районы Юго-восточной Азии или Западной Европы, а тем более, на объекты атомной энергетики или химической промышленности. Человечество оказалось практически беззащитным перед лицом космических угроз. По оценкам астрономов, столкновение Земли с астероидом размером 10 км будет означать конец цивилизации [6]. Активность международного сообщества вокруг астероидно-кометной опасности обусловлена новыми возможностями астрономии – космическими экспедициями спутников, мощностью телескопов, новыми вычислительными технологиями.
Учитывая всё вышесказанное, к функциям отдела по контролю за дальним космосом относится:
— мониторинг космического пространства, прогнозирование орбит астероидов, определение степени риска для планеты;
— ведение каталога объектов, сближающихся с Землёй (ОСЗ), потенциально опасных объектов (ПОО) и угрожающих объектов – тел, имеющих весомую вероятность столкновения с Землёй;
— информационное сопровождение событий опасного сближения космических объектов и их неконтролируемого входа в плотные слои атмосферы;
— информационное обеспечение мирового сообщества в лице Комитета ГА ООН, национальных космических агентств, частных субъектов космической деятельности и других организаций о результатах своей работы.
3) Отдел перспективных исследований в сфере продиводействия космическим угрозам
— разработка и внедрение мероприятий, направленных на снижение засорённости околоземного пространства;
— разработка способов и средств защиты космических аппаратов от воздействия высокоскоростных частиц «космического мусора»;
— внедрение новых средств и методов слежения за космическими объектами;
— создание астрономических научных школ;
— разработка и внедрение противокосмического оружия.
Надо отметить, что на национальном уже существуют перспективные подходы в данном направлении. Например, в Российском федеральном ядерном центре – ВНИИ технической физики им. Е. И. Забабахина уже разработаны методы ядерной коррекции орбиты астероидов. Специалистами Московского государственного университета геодезии и картографии и НИИ прецизионного приборостроения разрабатываются лазерные технологии для защиты от АКО. При этом технологически требуется установка лазерного оружия на космическом аппарате. Американцы работают над проектом «Орион» — лазерной системой для очистки околоземного пространства от космического мусора. Понятно, что лазерные технологии будут поставляться на орбиту и для осуществления высокоточных измерений расстояний до астероидов.
В 2005 году американцами была успешна проведена операция по бомбардировке ядра кометы Темпель-1 с помощью медного снаряда весом 372 кг, пущенного с космического аппарата со скоростью 37 тыс. км/ч.
Специалисты НП «Центр планетарной защиты» совместно с НПО им. С. А. Лавочкина, Росатомом, Роскосмосом, Академией космонавтики им. К. Э. Циолковского, 4-м Центральным НИИ Минобороны РФ, а также ФИАН им. П. Н. Лебедева, ИЗМИРАН им. Н. В. Пушкова и Институтом прикладной астрономии РАН продвигают международный проект «Цитадель-1» для оперативного противодействия АКО с использованием систем ракетно-космической обороны и ядерных технологий и проекст «Интроскоп» по обнаружению малых небесных тел в Солнечной системе [6].
Очевидно, что АКО становится простым и удобным инструментом продвижения наступательных лазерных и ядерных технологий на орбиту Земли. В этой связи необходимо акцентировать внимание на создании международного органа по контролю за орбитальными технологиями противодействия АКО при ICCS наподобие МАГАТЭ.
Таким образом, Международный комитет по контролю за космическим пространством ICCS должен стать незаменимым инструментом планетарной защиты от глобальных космических угроз, двигателем научно-технического прогресса и примером международной кооперации во благо будущего всего человечества.
4. Протокол к Конвенции об ответственности (1972 г.)
Следует признать, что государство утратило монополию на освоение космоса. Подтверждением этому служит тот факт, что в 2012 году к МКС был отправлен первый частный космический корабль, ознаменававший тем самым новую эру космической экспансии. Наблюдается тенденция к коммерциализации и приватизации субъектов космической деятельности. Но развитие международного права далеко не всегда поспевает за эволюцией отношений в области освоения космоса. Таким образом, всвязи с бурным развитием частных отношений и появлением новых субъектов в космической сфере, возникают пробелы в праве, которые требуют быстрого и эффективного устранения.
Данный Протокол затрагивает следующие аспекты:
1) Солидарная ответственность за ущерб, причинённый космической деятельностью
Конвенция об ответственности де-факто регулирует только те виды космической деятельности, в которых государства совместно производят запуск космического объекта, то есть являются запускающими государствами [7].
Согласно Конвенции понятие «запускающее государство» означает: 1) государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта; 2) государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта.
Однако, при современном уровне взаимодействия государств в области освоения космического пространства неизбежно возникают на практике ситуации, не урегулированные конвенциональными нормами [8].
Например, космический объект может стать таковым не в результате запуска, а в результате сборки непосредственно в космическом пространстве. В данном случае государства запускают не космический объект, как это предусмотрено Конвенцией, а лишь его составные части. Таким образом, ни одно из государств, осуществляющих сборку на орбите, не попадает под категорию «запускающего».
Для устранения подобного пробела целесообразно использовать юридический базис проекта МКС – Межправительственные соглашения (МПС).
В соответствии с МПС государства-партнеры самостоятельно выводят элементы космической станции и несут всё бремя расходов по их созданию, запуску и эксплуатации. Кроме того, орбитальные элементы государств партнеров регистрируются как самостоятельные космические объекты. Таким образом, каждый из партнеров несёт индивидуальную ответственность за свой сегмент.
Помимо этого, Протокол устанавливает солидарную ответственность государств, неправительственные юридические лица которых осуществляют совместный запуск космического объекта, а также государств, с которыми связано одно и то же юридическое лицо, например если оно учреждено по законам одного государства, правление находится на территории другого, а акционеры являются гражданами третьего.
Данная норма, например, позволит ликвидировать пробелы в правовой регламентации проекта «Морской старт». На сегодняшний день ни одно из государств, чьи компании участвуют в проекте, не соответствует критерию Конвенции об ответственности. Никто из них не предоставляет свою территорию или установку, а также непосредственно не осуществляет и не организует запуски космических объектов. В юридическом смысле слова «запускающим государством» является только Либерия, так как морская установка, с которой производятся запуски, находится под её юрисдикцией. Очевидно, что здесь должен применяться принцип солидарной ответственности.
Ещё один спорный момент возникает в случае, если одно из государств, осуществлющее совместные космические запуски с другими государствами, наносит ущерб в результате противомерной деятельности. Как в этом случае должна распределяться ответственность?
В данном случае ответственность подразделяется на материальную и политическую. Протокол устанавливает солидарную материальную ответственность (государства-партнеры в любом случае взыщут со страны-правонарушителя сумму компенсации), но при этом индивидуальную политическую. Политическая ответственность должна носить унитарный характер, так как в данном случае неблагоприятные последствия, в отличие от материальной ответственности, нельзя компенсировать предъявлением регрессных требований.
2) Ответственность неправительственных юридических лиц
Данный вопрос пока никак не урегулирован в международном праве.
Протокол устанавливает полную материальную ответственность неправительственных участников космической деятельности перед государством (государствами), с которым они связаны.
Однако, единому подходу к применению данного положения препятствуют различия в национальных законодательствах. Поэтому фундаментальной задачей в этом направлении является международно-правовая интеграция [9], [10].
3) Правовой статус космических туристов
Интересно, что в мире существует лишь одно национальное законодательство, в котором регулируется данный вопрос. В поправках к Закону о коммерческих космических запусках 1984 г. от 23 декабря 2004г. и Правилах Федерального управления гражданской авиации США, утверждённых 7 февраля 2007 г., космические туристы попадают под категорию «участников космического полёта».
Этот подход представляется наиболее обоснованным. Статус «участников космического полёта» наделяет туристов правом на оказание помощи, спасение и возвращению их соответствующему государству согласно договорам и конвенциям ООН и другим актам международного права [11].
Таким образом, Протокол заимствует данное положение из законодательства США и предоставляет ему международный статус.
Все вышеперечисленные меры правового характера помогут урегулировать конвенциональные пробелы в соответствии с реалиями 21 века.
И, наконец, шаг пятый
5. Создание Международного координационного совета по подготовке марсианской пилотируемой экспедиции Earth-Mars International 2040 (EMI)
«Утверждают космонавты и мечтатели, что на Марсе будут яблони цвести», — поётся в легендарной советсткой песне. Сегодня эти слова уже не воспринимаются как нечто фантастическое, непонятное, как робко мерцающий свет, окутанный дымкой неизведанного будущего. Это исторический императив, это ещё одна великая миссия человеческой цивилизации. Очевидно, что Марс – следующий объект космической экспансии землян. Эта таинственная, холодная, пока безжизненная планета, облачённая в мрачный багровый наряд, но вместе с тем, удивительно притягательная и волнующая, ведь именно там человечетво видит свой грядущий форпост, своё новое пристанище посреди необъятного и бушующего космического океана.
Несомненно, пилотируемая экспедиция на Марс является величайшим проектом первой половины XXI века. Первый шаг по повехности другой планеты станет ещё одним «огромным шагом для всего человечества». И тот, кто сделает этот «маленький шаг», будет поставлен в один ряд с Юрием Гагариным и Нилом Армстронгом, обретёт бессмертие, впишет своё имя в историю золотыми буквами, сделав нетленным. Однако возникает вопрос, кто это будет?
На данный момент только две страны способны технологически осуществить столь грандиозный проект – это Россия и США. Но, учитывая экономический потенциал, это могут сделать лишь Соединённые Штаты. Одно это обстоятельство демонстрирует необходимость международной кооперации.
Роскосмос, НАСА и ЕКА объявили полёт на Марс своей целью в отдалённой перспективе [12]. Есть основания полагать, что некоторые наработки в этом направлении ведут и Китай с Индией, а также Япония, претендующие на роль новых космических супердержав.
Одни государства имеют богатый интеллектуальный потенциал, но не имеют возможности самофинансирования, а другие – наоборот. Значит, необходимо синтезировать технологический и экономический потенциал на взаимовыгодных условиях. Кроме того, нужно обеспечить эффективное «международное разделение труда», как, например, при создании Большого адронного коллайдера в CERN, когда каждому государству, участвовавшему в проекте, поручалась разработка определённого сегмента, определённой детали. Данный подход доказал свою целесообразность и эффективность.
EMI предполагает участие 6 ведущих мировых космических центров: России, США, Европейского союза, Китая, Японии и Индии. Допускается сотрудничество с третьими странами, осуществляющими инвестиции.
Координационный совет призван обеспечить международную специализацию. В соответствие с этим он подразделяется на 6 комитетов, каждый из которых должен курироваться одним из участников:
— комитет по разработке систем жизнеобеспечения;
— комитет по противодействию ионизирующей радиации;
— комитет по разработке спускаемого аппарата;
— комитет по разработке ракетного двигателя на новых физических принципах;
— комитет перспективных исследований в области медицины и психологии;
— комитет по разработке ракеты-носителя нового поколения (надо сказать, что уже создаются сверхтяжёлые носители для полётов в дальний космос типа «Содружество» или «SLS», а следовательно, можно будет взять уже готовый образец).
Таким образом, каждому государству, участвующему в проекте, будет поручено решение лишь одной фундаментальной проблемы, что должно значительно сократить издержки и время реализации общей сверхзадачи.
Экипаж пилотируемого корабля, по мнению большинства исследователей, будет состоять из 6 человек, включая командира, второго пилота, бортинженера, врача и двух научных работников. Получается, что каждая страна-участник делегирует одного космонавта. Столь демократичные принципы формирования экипажа и международной специализации должны обеспечить привлекательность данному проекту.
Есть вероятность, что некоторые ведущие космические державы откажутся от международной кооперации, полагаясь исключительно на свои силы. То есть возникнет угроза освоения Марса малой группой государств или даже одним высокоразвитым государством, что станет ещё одной причиной и катализатором сотрудничества остальных участников. В этом случае EMI может пересмотреть состав и специализацию стран-партнеров. Для этого нужно создать гибкий механизм трансформации в зависимости от внешней конъюктуры.
Необходимо сказать о существующих концепциях изучения Марса с перспективой будущей пилотируемой экспедиции.
Программа «Аврора» (ЕКА)
Проект «Аврора» появился в 2001 году и включает в себя непилотируемые исследования Марса и спутника Земли, пилотируемые полёты к Луне, затем пилотируемый полёт на Марс в международном сотрудничестве после 2030 года [13].
Совместно с Роскосмосом с 2016 года планируется осуществление программы ЭкзоМарс. ЭкзоМарс — марсианская орбитальная станция и большой марсоход для поиска следов жизни.
Роскосмос
Пилотируемый полёт на Марс Роскосмос намерен осуществить в первой половине 21-го века. В рамках национальной космической программы до 2015 года на Земле проводилась имитация марсианского полёта под названием «Марс-500».
Генеральный конструктор корпорации «Энергия» Виталий Лопота в начале 2010 года заявил о начале разработки ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для будущего поколения ракетной техники.
20 августа 2012 года стало известно, что российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» собирается в ближайшие 5—7 лет совместно с Украиной и Казахстаном создать сверхтяжелую ракету-носитель «Содружество» для полетов на Луну и Марс [12].
Программа «Созвездие»
В рамках этой программы первым шагом должно было стать до 2010 года создание космического корабля «Орион», на котором космонавты могли бы полететь сначала на Луну, а потом на Марс. Далее с 2024 года по планам НАСА должна появиться постоянно обитаемая лунная база, которая стала бы подготовкой для полёта на Марс. Согласно проекту, непилотируемые полёты подготовили бы людей к высадке на Марсе; здесь американская и европейская программы едины. Возможное путешествие к Марсу могло бы состояться по оценкам НАСА в 2037 году.
2 февраля 2010 года стало известно, что лунный пилотируемый полёт США из-за сокращения бюджета не состоится. Так как вследствие этого разработка необходимого космического корабля остановилась, то это затронуло и марсианскую пилотируемую миссию. Эти программы были не отложены, а полностью закрыты без альтернативы. Однако позже НАСА вернулось к пересмотру программы «Созвездие» и не исключает её возобновление.
В мае 2011 года NASA объявило о продолжении работ по изменённому пилотируемому кораблю из программы для пилотируемых полётов на околоземную орбиту, астероиды и Марс, а в сентябре 2011 года — представило проект новой сверхтяжелой ракеты-носителя SLS [12], [14].
Не вызывает сомнений, что столь глобальная миссия как пилотируемая экспедиция на Марс даст мощный импульс к развитию, инновационный толчок, аналогичный возникшему в 60-е годы после полёта человека в космос и высадки на Луну. В целом это предвещает экономическое оживление, которое компенсирует большие затраты. Наряду с этим полёт окажется значимым и для человеческой цивилизации, если человек сделает первый шаг на другую планету, чтобы позднее колонизировать её.
Кроме того, колонизация Марса может сыграть большую роль в спасении человечества в случае глобальной катастрофы на Земле. Поэтому марсианская эпопея должна стать общемировым проектом, не знающим границ, национальностей, языков, конфессий, проектом, который выведет человеческую цивилизацию на совершенно новую ступень развития.
Заключение
Я уверен, что XXI век – век великих будущих свершений, но вместе с тем, век насущных глобальных проблем. От имени всего прогрессивного человечества я считаю, что сегодня усилия всего мирового сообщества и Комитета ГА по использованию космического пространства в мирных целях, в частности, должны быть сосредоточены на реализации доктрины мирного освоения космического пространства.
И в наших силах собрать эти «разрозненные разноцветные части пазла в единую цивилизационную мозаику и построить этот грандиозный звездолёт, устремлённый в грядущее. »
Источник