Меню

Космос экспериментирование старшая группа

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Космос. Темный Космос. Вращение Земли»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе.

Скачать:

Вложение Размер
kosmos.docx 18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности

«Космос. Темный Космос. Вращение Земли»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Развивать память, внимание. Продолжать закреплять умения уделять внимание анализу эффективности источников информации.

Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы и звёздах.

Методы и приемы:

практические: экспериментирование, конструирование ракеты.

словесные: беседа, вопросы, загадки, артикуляционная гимнастика.

Материал и оборудование:

Презентация ЭОР, карточки – планеты, глобус, фонарик, воздушные шары по количеству детей, планшет, альбом для рисования, именные «удостоверения космонавтов» по количеству детей.

Просмотр презентаций о космосе ЭОР; чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедий «1001 Вопрос и ответ», М., ОНИКС, 21 век, 2001г. под ред. В. Иген и Н. Чемпион, «Книга рекордов» М., Астрель АСТ, 2001 г. пер. с англ. О. И. Перфильева; «Космос» (Моя первая энциклопедия, М., АСТ, 2015 г., Д. В. Кошевар; настольные игры «Медвежонок в космосе», «Космические приключения»; чтение детям стихотворений Р. Алдониной «Млечный путь», из Радионяни» А. Хайта, «Планета» Я. Акима; загадки о космосе; раскрашивание раскрасок на космическую тему; конструирование ракет из бумаги и бросового материала;, настольные игры «Танграм», «Тико».

— А кто же полетел впервые в космос? (Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин, в 12 апреля 1961 году). (слайд ЭОР — портрет Ю. А. Гагарина). С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

— Как называется планета, на которой мы живем? Какой формы наша Земля? (Планета, а которой мы живем –Земля. Земля круглой формы)

«Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все. (Солнце)

— Что такое солнце?

— Что движется (планеты). Сколько их? (9 планет).

— Совершенно верно, девять больших и маленьких планет, которые расположены в определенной последовательности. (ЭОР)

2. Упражнение «Космические планеты». (дети выбирают карточку с планетой и начинают играть) «По порядку все планеты назовет любой из нас:

Раз … Меркурий, два … Венера, три … Земля, четыре … Марс,

пять … Юпитер, шесть … Сатурн, семь … Уран. За ним … Нептун,

он восьмым идет по счету. А за ним уже, потом и, девятая планета

под названием Плутон».

3. Беседа о Луне.

— У Земли есть спутник.Отгадайте загадку: «Ночь уже не так темна, если светит нам она». (Луна) (слайд ЭОР)

— Что такое Луна? (Луна ни звезда и не планета, а большой каменный шар. Луна – это естественный спутник Земли. Она находится ближе к Земле, чем звезды. Она ярко сияет на ночном небе. Луна является единственным небесным телом вне Земли, на котором побывал человек. Поверхность луны неровная, в кратерах. В зависимости от позиции по отношению к Земле и Солнцу, освещающему Луну, она нам кажется круглой, разрезанной пополам или в форме полумесяца. На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить).

4. Эксперимент «Вращение Земли вокруг солнца». (в качестве Солнца настольная лампа (фонарик, в качестве Земли – глобус). Детям предстоит определить разницу освещенности глобуса под воздействием Солнца и подумать, где на Земле день, а где ночь. (слайд ЭОР)

5. Беседа о звездах.

— Отгадайте еще загадку: «Белые цветочки на синем платочке. Вечером расцветают, а утром увядают». (Небо и звезды)

— Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем? (Звезд на небе днем не видно)

— А почему днем не видно звезд? (Потому, что светит Солнце)

— Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.

— Если поздним вечером или ночью посмотреть на небо, мы увидим там маленькие светящие точки. Это звезды. На самом деле звезды очень большие, но они расположены очень далеко, и поэтому нам кажутся очень маленькими. (слайд ЭОР)

— Ребята, подойдите ко мне и давайте представим, что над нами самые яркие звезды на небосводе. Сейчас мы с вами проведем

5. Гимнастику для наших глаз.

Мы звездочку увидали,

Глазки вверх подняли,

Вот звезды полетели,

Глазки вправо посмотрели.

Вот звезды полетели,

Глазки влево посмотрели

А теперь звезда внизу.

Справа, слева, наверху.

— Ребята, а можно ли сосчитать звезды на небе? Почему?

— Великий русский ученый М. В.Ломоносов сказал так: «Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна».

— Ребята, вы, наверное, наблюдали поздним вечером как падают звезды на небе. Как называется это явление? (звездопад). А какая есть такая примета – если увидишь на небе падающую звезду? (надо быстро загадать желание и оно обязательно сбудется).

(падает звезда) Посмотрите, кажется, к нам с неба упала звезда. Давайте загадаем желание. (хотим полететь в космос).

-А в космосе есть воздух? (нет) – В космосе состояние невесомости. — А как вы думаете, что такое невесомость? (ответы детей)

Давайте мы сейчас с вами проведем эксперимент «Воздушный шар».

— С помощью чего можно освоить космическое пространство? (с помощью ракеты). Давайте посмотрим на простом примере, как летит ракета в космос. (Надуваем воздушный шарик).

— А сейчас я предлагаю зарисовать наше путешествие.

Звучит музыка, дети самостоятельно рисуют.

Динамическая пауза «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят, (Пальцы сжимают и разжимают)

Космонавт летит в ракете. (Ладони сомкнуты над головой)

День летит и ночь летит И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля, (Соединяют пальцы)

Горы, реки и моря. (Руки разводят в стороны)

Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной.

Источник

НОД » Космические опыты и эксперименты»
план-конспект занятия (старшая группа)

занятие с детьми

Скачать:

Вложение Размер
nod.docx 27.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/с « Теремок» комбинированного вида СОП « Березка»

НОД по астрономии:

« Космические опыты и эксперименты»

Подготовила: Кабалова С.В.

Цель : уточнить и расширить представления детей о космосе через проведение опытов и экспериментов.

— уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах.

— учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес;

-развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию.

— развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение

— воспитывать активность, инициативность; умение работать в коллективе.

Для опытов — поднос с манкой и камешки, глобус, настольная лампа, красители пищевые, вода, подсолнечное масло, стаканчики, чашечки, термос с кипятком, зеркало, шипучки.

Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Далеко ли до звезд» , «Почему солнце светит и греет» , «Созвездия» . Просмотр презентаций о космосе.

— Воспитатель : Ребята, сегодня наше занятие мы проведем в лаборатории. Мы будем говорить о космосе, будем проводить опыты и эксперименты. Но сначала давайте вспомним правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Можно задавать вопросы слушать, смотреть, трогать руками, но только с разрешения взрослого. Нельзя пробовать на вкус, громко кричать, разговаривать, нужно быть аккуратными, чтобы ничего не разбить. Итак, сегодня мы с вами будем говорить о космосе. Подойдите все ко мне. Что вы видите перед собой?

Совершенно верно пазлы. А, что вы видите на пазлах?

— Что такое космос? Это планеты, звезды. Космос – это пространство вне Земли, со всеми

находящимися в нем небесными телами, частицами. Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос ! Космос – это Вселенная !

— Молодцы!
— Ребята , у нас в лаборатории есть телескоп, давайте посмотрим в него , вдруг увидим что то интересное.

— Злата , посмотри в телескоп. Что ты видишь?

На экране появляется картинка с изображением планеты Земля

— Ребята, а вы хотели бы узнать, как появилась наша Земля?

— Миллиарды лет назад Солнце было огромным раскаленным шаром. Однажды произошел мощный взрыв и от Солнца откололись огромные куски. Эти куски стали называть планетами. Сначала наша планета тоже была горячей, но постепенно она остывала. с вами проведем опыт и посмотрим, как это было. Подходите все к столу.

( опыт Горячая планета)

— Посмотрите, у меня есть термос с горячей водой. Давайте представим, что это наша горячая планета Земля. Я открываю крышку и « наша планета» начинает остывать, Что при этом происходит? Мы видим , что вода начинает испаряться, В холодном воздухе пар снова превращается в воду и начинает накапливаться. Это мы можем увидеть, если подержим над термосом зеркало. Что произойдет, когда на стекле накопится слишком много капель воды? Совершенно верно, вода в виде дождя упала на уже остывшую Землю. Так образовался первый океан, а в нем возникла жизнь.

— Аня, посмотри в телескоп, что ты видишь?

На экране появляется изображение Луны.
— Ребята, посмотрите, что это?

— Совершенно верно, это Луна. — Луна – это спутник земли. Как вы думаете, что такое спутник?
Ответы детей.
— Спутник — это небесное тело, которое вращается вокруг планеты. Луна — это ближайшее к земле небесное тело. Ее поверхность усыпана кратерами – ямами, которые появились от ударов огромных камней-метеоритов миллиарды лет назад. Хотите увидеть, как это было? Давайте пройдем к следующему столу.

Опыт ( Метеоритные кратеры)

— Ребята, посмотрите, перед вами чаша с манкой. Представим, что это поверхность Луны, покрытая космической пылью. А эти камешки – метеориты. Устроим атаку метеоритов на лунную поверхность? Предлагаю бросить «метеориты» с разной высоты, чтобы потом посмотреть одинаковые ли кратеры у нас образуются. Дети и воспитатель бросают в чашу с манкой камни с разной высоты.
— Что происходит с манкой? Одинаковые ли ямки образуются? От чего зависит размер ямок-кратеров? А глубина ямки?
Ответы детей.
— Правильно ребята, чем выше от поверхности камень во время броска, тем больше скорость его полета, а значит, и ямка-кратер будет глубже. А размер метеорита влияет на размер образованного кратера. Посмотрите на экран. Это фотография поверхности луны с космоса. Похожа ли наша воображаемая лунная поверхность на настоящую?
Ответы детей.
— Кирилл, посмотри, что ты видишь в телескоп?

-Солнце – это планета или звезда? (звезда)

-Почему же от солнца много света, а от звезд нет? (Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко)

-Можем мы приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное)

-Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)

-Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)

Воспитатель : Ребята, Солнце оказывает влияние на смену времен года и времени суток. Хотите узнать, как это происходит? Давайте проведем опыт.

Для этого пройдите за эти столы.

Опыт «День — ночь»

На столе стоит настольная лампа (Солнце, рядом – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.

Дети : Если Солнце вверху — то у нас день, если снизу — ночь.

Воспитатель: Ребята, так же Солнце оказывает влияние на смену времен года. Хотите узнать, как это происходит. Давайте проведем опыт.

Я планета ( 2раза)

полетела в космос ( 2 раза)

а вокруг планеты

Солнце и Луна. ( 2 раза)

Опыт «Зима – лето»

На столе глобус, в руках воспитателя настольная лампа. Земля вращается не только вокруг своей оси, но и еще по своей орбите вокруг Солнца. Воспитатель водит глобус вокруг лампы.

Дети : Если Земля обращается к Солнцу одной стороной — Северным полушарием (у нас лето, то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима, а между ними осень и весна.

Воспитатель: Ребята, а я предлагаю вам в нашей лаборатории создать свой собственный космос. Вообразим себя учеными-исследователями?
Ответы детей.
— Ребята, подходим к столам , садимся и внимательно слушаем .
— У каждого на столе стоит стакан с водой, другой стакан с крашеной водой и в белой чашке растительное масло. Берем стакан с цветной водой и выливаем в большой стакан с водой. Затем берем стакан с маслом и тоже выливаем в большой стакан. Затем берем палочку и все размешиваем. И добавляем в большой стакан белый кусочек шипучей таблетки.

(Дети самостоятельно экспериментируют и наблюдают за происходящим)

-Ребята красиво? Что у нас получилось?

— Ребята, снимаем фартуки , шапочки и наше занятие заканчивается. Понравилось вам наше занятие?
Ответы детей.
— Во время космического путешествия, мы использовали такие слова как телескоп . Что же это такое?
Ответы детей.
— Какие планеты солнечной системы нам удалось увидеть из космоса?
Ответы детей.
— Почему среди всех планет солнечной системы, планета Земля является самой уникальной?
— Чем мы занимались в лаборатории ?
Ответы детей.
— Интересное занятие у нас получилось. Мне очень понравилось работать с такими замечательными ребятами, как вы!
— Ребята, на занятии нам удалось узнать много нового и интересного про космос и космические объекты, и мне бы очень хотелось, чтобы вы продолжили изучение данной темы. Ведь это так интересно! До свидания ребята!

Источник

Конспект НОД с элементами экспериментальной деятельности «Путешествие в космос»

Анастасия Климанова
Конспект НОД с элементами экспериментальной деятельности «Путешествие в космос»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №38»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования

«КОСМОС»

Воспитатель разновозрастной группы от 5 до 7 лет

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Цель: расширение представлений детей о Вселенной, о космическом пространстве, созвездиях, с использованием элементов исследовательской деятельности.

— уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах и созвездиях;

— упражнять в составлении и чтении слов из букв;

— учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес;

-развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию.

— развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение

— воспитывать активность, инициативность; умение работать в коллективе.

Проектор, экран, мяч, журнал о космосе;

Для опытов — поднос с манкой и камешки, глобус, настольная лампа.

Листы бумаги, краски, кисточки, стаканчики — непроливайки.

Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Далеко ли до звезд», «Почему солнце светит и греет», «Созвездия». Разгадывание загадок о космосе. Продуктивная деятельность «Космос» — рисование. Просмотр презентаций о космосе.

Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Звучит музыка. Дети стоят возле стульев.

Воспитатель:Ребята давайте поприветствуем друг друга улыбкой: я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Сделаем глубокий вдох и вдохнем хорошее настроение, настроимся на рабочий лад.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Сегодня предлагаю отправиться в новое путешествие. Сначала нужно расшифровать шифровку.

На слайде вразброс буквы: К, О, С, М, О, С.

Задание «Составь из букв слово»

После того, как дети составили слово, буквы на экране передвигаются, и получается слово «Космос».

Звучит музыка на экране появляется персонаж Клепа.

Воспитатель: Ребята это же наша давняя знакомая. Клепа для своего журнала собирает информацию о космосе и просит нас помочь в этом. Согласны?

-Что такое космос? Космос – это пространство вне Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, частицами. Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос! Космос – это Вселенная!

— Давайте вспомним, что вы уже знаете о космосе.

Игра с мячом «ВОПРОС – ОТВЕТ»

1. Солнце – это планета или звезда? (звезда)

2. Какая планета самая большая? (Юпитер)

3. У какой планеты есть кольца? (Сатурн)

4. Первый космонавт планеты? (Ю. Гагарин)

5. Назовите первую женщину – космонавта? (В. Терешкова)

6. Сколько планет в Солнечной системе? (9)

7. Какое состояние испытывают космонавты в космосе? (невесомость)

8. Специальный костюм космонавта (скафандр)

Воспитатель: Замечательно, вы показали хорошие знания можно лететь к звездам. На чём мы отправимся в полет? (на ракете)

— Чтобы ракета оторвалась от Земли и взлетела,надо произнести волшебные слова:

Артикуляционная гимнастика «Ракета»:

ЁТ-ЁТ-ЁТ — собираемся в Полет

Ета-ета-ета – вот наша ракета

ИМ-ИМ-ИМ — все мы вместе ПОЛЕТИМ

ТА-ТА-ТА- не страшна нам ВЫСОТА

Ор-ор-ор – заведем у ракеты мотор.

Ля-ля-ля – прощай планета Земля.

(Дети хором проговаривают и отхлопывают чистоговорки.)

Воспитатель: Вот мы и в космосе. Давайте посмотрим, что же здесь происходит, но сначала сделаем космическую гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Космические дали»

Глазки вверх поднимем дружно

А потом опустим вниз

И немножко покружи

Фрагмент «Космос»

Воспитатель: А теперь мы с вами летим на Луну. Что такое Луна? (спутник Земли)

-Почему Луна не падает на Землю? (Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли по своей орбите).

-Что вы видите на поверхности Луны? (ямы – кратеры) От чего они произошли? (от ударов о лунную поверхность метеоритов)

-Хотите посмотреть как они образуются?

Опыт “Метеоритные кратеры”

Воспитатель: Представьте, что манка – это поверхность Луны, а шар — это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность Луны. Посмотрите, что образовалось – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Ответы детей).

Дети: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образуются кратеры.

Физминутка «Зарядка» (музыкальная)

Воспитатель: Наша новая остановка – Солнце.

-Солнце – это планета или звезда? (звезда)

-Почему же от солнца много света, а от звезд нет? (Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко)

-Можем мы приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное)

-Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)

-Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)

— Вы многое знаете о солнышке, а давайте теперь поиграем в игру «Солнышко какое?»

Словесная игра с элементами самомассажа «Солнышко какое?»

Воспитатель: Еще Солнце оказывает влияние на смену времен года и времени суток.

Опыт «День — ночь»

На столе стоит настольная лампа (Солнце, рядом – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.

Дети: Если Солнце вверху — то у нас день, если снизу — ночь.

Опыт «Зима – лето»

На столе глобус, в руках воспитателя настольная лампа. Земля вращается не только вокруг своей оси, но и еще по своей орбите вокруг Солнца. Воспитатель водит глобус вокруг лампы.

Дети: Если Земля обращается к Солнцу одной стороной — Северным полушарием (у нас лето, то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима, а между ними осень и весна.

-Ну, что ж нам пора возвращаться.Давайте встанем и скажем волшебные слова:

Вокруг себя вы обернитесь

И на Землю вновь вернитесь.

Дружно руки мы потянем

И на стульчики присядем.

-Что вы видите? (карту звездного неба)

— Посмотрите, какие звезды прекрасные. Давайте нарисуем звездное небо на память о нашем путешествии. Но сначала подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Космонавты»

Раз, два, три, четыре, пять

В космос полетел отряд.

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

Задание «Нарисуйте звездное небо»

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Давайте расскажем Клепе что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего?

Клёпа собрала много интересного материала о космосе и опубликовала его вот в таком журнале, который она оставляет для чтения. (Воспитатель дарит журнал о космосе)

Конспект экспериментальной деятельности детей старшей группы «Путешествие в пустыню» Конспект экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: «Путешествие в пустыню» Автор: Смирнова Наталья Александровна. Организация:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие воздуха» Задачи: закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Формировать у детей познавательный интерес. Развивать способности устанавливать.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» Цель: познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, льётся, имеет вес. Задачи: — Развивать познавательную активность,.

Конспект прогулки с элементами опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «В гости к солнышку» Тема: «В гости к солнышку». Образовательная область «Познавательное развитие». Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое.

Конспект экспериментальной деятельности «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой» Цель: сформировать представления детей о воде, ее значении, о ее свойствах и об основах безопасной жизнедеятельности.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие с Капелькой» Методическая разработка непосредственно — образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Путешествие с Капелькой» Возраст.

Конспект НОД по ФЭМП с элементами экспериментальной деятельности в средней группе Тема: Математическое путешествие. Цель: упражнять в сравнении двух групп множеств: добавлять или забирать один предмет, чтобы получилось.

Конспект занятия с элементами экспериментальной деятельности «Есть у Фили лопушок, замечательный дружок!» Цель проекта-познакомить детей с новым для них растением,лопух-репейник,и его индивидуальными особенностями. Оборудование: -пучки.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» Программное содержание: расширять знания детей о воде, познакомить со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с элементами тренинга «Огонь — наш друг, но не всегда: бывает от него беда» Занятие по опытно – экспериментальной деятельности с элементами тренинга «Огонь – наш друг, но не всегда, бывает от него беда».

Источник

Читайте также:  Глобальная проблема мирового освоения космоса пути решения
Adblock
detector