Философский словарь
(греч. kosmos — устройство, упорядоченность, украшение) — философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности; базовое понятие метафизики (см. Метафизика, Лого-центризм). Основными характеристиками К. являются: 1) оформленность как конфигурированная определенность облика; 2) дифференцированность, т.е. выделенность и конституированность составных частей; 3) структурность как иерархическая упорядоченность элементов; 4) наличие имманентного эволюционного потенциала, реализующегося, как правило, в динамике циклично-пульсационного характера; 5) закономерность или подчиненность внутренней мере как организационному и динамическому принципу (типа «нуса» или «логоса» в античной философии); что обусловливает такие характеристики К., как: 6) эстетическое совершенство К., мыслимого в качестве прекрасного (ср. общеевропейскую семантику корня cosmetic), его гармоничность (характеристика К. как «прекраснейшей гармонии» у Гераклита, тезис Платона о том, что «К. — прекраснейшая из возможных вещей» и т.п.). Данное свойство К. мыслится именно как результат пронизанности его внутренней мерой (как закономерностью и порядком) и соответствием всех космических частей и проявлений данной мере (см. Красота). В архаической традиции К. в этом контексте нередко мыслился в качестве сферического: рассуждения о сфере как о наиболее равновесном, совершенном и самодостаточном из геометрических тел в элейской концепции бытия: идея «гармонии сфер» у Пифагора, семантическая структура «равного себе самому отовсюду» Спайроса как исходного состояния К. у Эмпедокла и др.; 7) познаваемость, понимаемая как рациональная экспликация имманентной «меры» (порядка, принципа) К.; 8) предсказуемость, допускающая моделирование возможных будущих состояний К. на основании постижения закономерностей его развития, что в субъективной оценке воспринято культурой как своего рода человекосоразмерность (уют) К. В категориальном строе европейской культуры К. антиномичен Хаосу как бесформенной неупорядоченности. В рамках семантической оппозиции «Хаос — К.» функционально могут быть выделены различные уровни соотношения ее составляющих: а) морфологическое соотношение: К. противостоит «безвидному» (Гесиод) Хаосу в качестве оформленного, т.е. наделенного формой как эйдосом (см. Гилеморфизм); б) субстратное соотношение: К. возникает из Хаоса как организация последнего и, собственно, представляет собой не что иное, как Хаос, упорядоченный, т.е. подчиненный статическому (структура) и динамическому (закономерность) порядку; в) пространственное соотношение: как правило, в мифологичерких представлениях К. ограничен от Хаоса посредством структурных оппозиций, задающихся семантикой мифологемы Мирового древа (по вертикали ствол дифференцирует мировые зоны на небо=крону как обитель богов или духов, ствол и околоствольное пространство как человеческий мир и корни как подземное царство мертвых («три шага Вишну»), а по горизонтали радиус древесной тени отграничивает К. как центральный мировой локус от хаотической периферии (или в мифологеме Космического лука: тетива задает горизонт оформленного мироздания, а стрела выступает аналогом Мирового древа); г) временное соотношение: К. генетически вторичен по отношению к Хаосу, однако в функциональном плане мировая динамика может быть рассмотрена как последовательная смена эволюционных циклов — от становления (оформления, космизации) мироздания до его деструкции (хаотизации). В дофилософской культуре архаики эти идеи связывались с представлениями о ежегодной гибели (деструкции) и возрождении (оформлении) К. в сакральную дату календарного праздника (стык уходящего и наступающего года, мыслимый как гибель и рождение мира). В культуре с развитой философской традицией данные представления артикулировались посредством категориальных структур, фиксирующих становление и эволюционный финал космического цикла: от семантической структуры апейронизации у Анаксимандра, чередующегося доминирования креативно-синтезирующей Филии и инспирирующего распад оформленного К. на элементы у Эмпедокла и эксплицитно выраженной Аристотелем идеи зона как наличного варианта оформления мира (конкретно данного К.), понятого в качестве одного из возможных в цепи последовательной смены космических циклов, — до фундаментальной парадигмы русского космизма конца 19 — начала 20 в., основанной на переосмыслении идеи апокалипсиса как завершения космизации (гармонизации, одухотворения, обожения) мира в нравственном усилии человека. Идея гармонической организации мира как К. настолько прочно утвердилась в европейском стиле мышления, что обрела статус самоочевидности (см. космологическое доказательство бытия Бога, где идея К. выступает в качестве аргумента), а понятие «К.» прочно вошло в категориальный строй классической западной культуры, закрепившись в качестве названия за мирозданием как таковым. Что же касается современной культуры, то в философии постмодерна понятие «К.» радикально переосмыслено с точки зрения его статуса: идея мира как К. понята в качестве одной из «метанарраций» (Лиотар) европейской культуры как доминантных мифологем (идеологем), претендующих на онтологизацию в качестве наиболее (или единственно) корректных. Подобная интерпретация мира сопрягается в постмодернизме с семантическим гештальтом «корня» (мир как ветвящееся дерево); центральным, по оценке постмодернизма, символом для такой культуры выступает «книга как духовная реальность в образе Дерева или Корня» (Делез и Гваттари), что порождает представление о К. как об имеющем единый семантический строй и единственный способ дешифровки (интерпретации). Поскольку постмодернистская парадигма философствования фундирована идеей «заката метанарраций», постольку идея мира как К. утрачивает свои позиции («мир потерял свой стержень» — Делез и Гваттари), сменяясь идеей множественности возможных картин мира, не претендующих на статус онтологии: любой нарратив как рассказ о мире обретает статус легитимного, а понятие «К.» замещается в постмодернизме понятием «Хаосмоса» — понятием, фиксирующем постмодернистскую идею о нарративно-игровых (виртуальных в онтологической проекции) семиотических средах, подчиненных не стабильной в своей объективности закономерности, но сугубо ситуативным конвенциям «перформанса» (Хомский): правильность как проявление порядка К. сменяется порядками правил игры. «Мир превратился в Хаос, но книга продолжает быть образом мира: хаосмос-корешок занял место мира корня» (Делез и Гваттари).
Смотреть значение Космос в других словарях
Космос — м. греч. мир, вселенная и мироздание. Космический, к мирозданию относящийся. Космогония ж. учение о образовании вселенной. Космография ж. описание вселенной, всех миров.
Толковый словарь Даля
Космос М. — 1. Мир, вселенная.
Толковый словарь Ефремовой
Космос — космоса, м. (греч. kosmos) (книжн.). Мир, Вселенная. Есть ли что-н. за пределами нашего космоса? || Вселенная, как организованное целое (науч., филос.). Греческая философия противополагала космосу хаос.
Толковый словарь Ушакова
Космос — -а; м. [греч. kosmos — вселенная]. Освоение космоса. Полёты в к. Выйти в открытый к. (за пределы космического летательного аппарата).
◁ Космический (см.).
Толковый словарь Кузнецова
Космос — (от греч. «косме» — порядок), Вселенная, рассматриваемая как единое упорядоченное целое. Платон и Аристотель считали, что Вселенная упорядочена по принципам разума. Убеждение.
Научно-технический энциклопедический словарь
Космос — серия искусственных спутников Земли, запускавшихся в СССР с16 марта 1962 для изучения космического пространства, решения техническихпроблем, отработки систем космических.
Большой энциклопедический словарь
Космос — — синоним астрономического определения Вселенной.
Исторический словарь
Космос — (от греч. χόσμος «порядок», «упорядоченность»; «строение», «устройство»; «государственный строй», «правовое устройство», «надлежащая мера»; «мировой порядок», «мироздание».
Энциклопедия мифологии
КОСМОС — КОСМОС, -а, м. Вселенная, мир(в 1 знач.). Ближний к. (исследуемый человеком). Дальний к. (мир звезд и галактик). Освоение космоса. Пути в к. Космонавт выходит в открытый к. (за.
Толковый словарь Ожегова
КОСМОС — КОСМОС (греч. kosmos), в древнегреческой философии термин употреблялся для обозначения мира как структурного организованного и упорядоченного целого.
Экологический словарь
Источник
Космос (философия)
Космос (греч. κόσμος ) — понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Противопоставлялся хаосу. Греки соединяли в понятии «космос» две функции — упорядочивающую и эстетическую.
Термин «космос» начинает употребляться в философском смысле уже в период становления первых философских школ Древней Греции. Использование этого понятия зафиксировано у Анаксимена, Пифагора, Анаксимандра, Гераклита, он широко употребляется Парменидом, Эмпедоклом, Анаксагором, Демокритом.
Платон в диалоге «Тимей» рассматривает космос как живой, соразмерный организм, обладающий разумной душой, а человека — как часть космоса. Здесь же Платон формулирует трудность в объяснении устройства космоса: он божественен, значит, все небесные тела должны двигаться равномерно по круговым орбитам, однако движение планет противоречит этому требованию. Эту проблему пыталиcь решить Евдокс и Гераклид Понтийский.
Аристотель выступил с критикой пифагорейского и платоновского учения о строении космоса, в частности, отказался от учения о космической душе, заменив ее космическим Умом. Геоцентрическая модель Аристотеля, доработанная в эллинистическую эпоху (Гиппархом, Птолемеем и др.), господствовала до XVI в.
Стоики, неоплатоники, схоласты, христианские богословы Средневековья также включили в свои философские концепции учение о космосе. Философы и ученые эпохи Возрождения (например, Коперник, Галилей, Кеплер) опирались на принципы античной космологии. В Новое время понятие «космос» вытесняется из научного употребления, заменяясь понятием «Вселенная».
Литература
- Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — М .: Мысль, 2010. — Т. 2. — С. 315. — ISBN 978-2-244-01117-3
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Космос (философия)» в других словарях:
Космос (значения) — Космос (греч. κόσμος, «упорядоченное», «красивое») строение, мир, вселенная, мироздание, материальный мир: Содержание 1 Термин 2 В технике 3 В искусстве … Википедия
Космос — Содержание 1 В технике 2 Организации 3 Футбол … Википедия
ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия
КОСМОС — (от греч. kosmos порядок, строй, мир) термин др. греч. философии для обозначения мира как упорядоченного, организованного и единого целого, возникшего из первородного хаоса. Впервые представления о К. и хаосе встречаются в древних мифах и в более … Философская энциклопедия
Философия химии — Философия химии раздел философии, изучающий фундаментальные понятия, проблемы развития и методологию химии как части науки. В философии науки химические проблемы занимают более скромное место, нежели философия физики и философия математики … Википедия
“ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” (́Лосев) — “ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” одна из ранних работ А. Ф. Лосева, входящая в т. н. “восьмикнижие”. Впервые издана в 1927 (M., издание автора). Переиздание в кн.: Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М , 1993. Структура работы (“Вступительное замечание”; гл. 1 … Философская энциклопедия
«ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ» — – одна из ранних работ А.Ф.Лосева, входящая в т.н. «восьмикнижие». Впервые издана в 1927 (М., издание автора). Переиздание в кн.: Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. Структура работы («Вступительное замечание»; гл. 1. «Допредметная структура … Философская энциклопедия
КОСМОС — (греч. kosmos). Мир, вселенная. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОСМОС вселенная, мир. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
“ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” (́Булгаков) — “ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” работа С. Я. Булгакова. Задуманная и написанная в 1919 23 как осмысление теоретических основ имяславческото движения, “Философия имени” (гл. “Что такое слово?”; “Речь и слово”, “К философии грамматики”, “Языки мысль”,… … Философская энциклопедия
«ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ» — – работа С.Н.Булгакова. Задуманная и написанная в 1919–23 как осмысление теоретических основ имяславческого движения, «Философия имени» (гл. «Что такое слово?»; «Речь и слово», «К философии грамматики», «Язык и мысль», «Собственное имя», «Имя… … Философская энциклопедия
Источник
Космос
(греч. Kosmos — устройство, упорядоченность, украшение) — философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности. Ба- зовое понятие метафизики (см. Метафизика, Лого-центризм). Основными характеристиками К. Являются. 1) оформленность как конфигурированная определенность облика. 2) дифференцированность, т.е. Выделенность и конституированность составных частей. 3) структурность как иерархическая упорядоченность элементов. 4) наличие имманентного эволюционного потенциала, реализующегося, как правило, в динамике циклично-пульсационного характера. 5) закономерность или подчиненность внутренней мере как организационному и динамическому принципу (типа «нуса» или «логоса» в античной философии).
Что обусловливает такие характеристики К., как. 6) эстетическое совершенство К., мыслимого в качестве прекрасного (ср. Общеевропейскую семантику корня cosmetic), его гармоничность (характеристика К. Как «прекраснейшей гармонии» у Гераклита, тезис Платона о том, что «К. — прекраснейшая из возможных вещей» и т.п.). Данное свойство К. Мыслится именно как результат пронизанности его внутренней мерой (как закономерностью и порядком) и соответствием всех космических частей и проявлений данной мере (см. Красота). В архаической традиции К. В этом контексте нередко мыслился в качестве сферического. Рассуждения о сфере как о наиболее равновесном, совершенном и самодостаточном из геометрических тел в элейской концепции бытия.
Идея «гармонии сфер» у Пифагора, семантическая структура «равного себе самому отовсюду» Спайроса как исходного состояния К. У Эмпедокла и др. 7) познаваемость, понимаемая как рациональная экспликация имманентной «меры» (порядка, принципа) К. 8) предсказуемость, допускающая моделирование возможных будущих состояний К. На основании постижения закономерностей его развития, что в субъективной оценке воспринято культурой как своего рода человекосоразмерность (уют) К. В категориальном строе европейской культуры К. Антиномичен Хаосу как бесформенной неупорядоченности. В рамках семантической оппозиции «Хаос — К.» функционально могут быть выделены различные уровни соотношения ее составляющих. А) морфологическое соотношение.
К. Противостоит «безвидному» (Гесиод) Хаосу в качестве оформленного, т.е. Наделенного формой как эйдосом (см. Гилеморфизм). Б) субстратное соотношение. К. Возникает из Хаоса как организация последнего и, собственно, представляет собой не что иное, как Хаос, упорядоченный, т.е. Подчиненный статическому (структура) и динамическому (закономерность) порядку. В) пространственное соотношение. Как правило, в мифологичерких представлениях К. Ограничен от Хаоса посредством структурных оппозиций, задающихся семантикой мифологемы Мирового древа (по вертикали ствол дифференцирует мировые зоны на небо=крону как обитель богов или духов, ствол и околоствольное пространство как человеческий мир и корни как подземное царство мертвых («три шага Вишну»), а по горизонтали радиус древесной тени отграничивает К.
Как центральный мировой локус от хаотической периферии (или в мифологеме Космического лука. Тетива задает горизонт оформленного мироздания, а стрела выступает аналогом Мирового древа). Г) временное соотношение. К. Генетически вторичен по отношению к Хаосу, однако в функциональном плане мировая динамика может быть рассмотрена как последовательная смена эволюционных циклов — от становления (оформления, космизации) мироздания до его деструкции (хаотизации). В дофилософской культуре архаики эти идеи связывались с представлениями о ежегодной гибели (деструкции) и возрождении (оформлении) К. В сакральную дату календарного праздника (стык уходящего и наступающего года, мыслимый как гибель и рождение мира). В культуре с развитой философской традицией данные представления артикулировались посредством категориальных структур, фиксирующих становление и эволюционный финал космического цикла.
От семантической структуры апейронизации у Анаксимандра, чередующегося доминирования креативно-синтезирующей Филии и инспирирующего распад оформленного К. На элементы у Эмпедокла и эксплицитно выраженной Аристотелем идеи зона как наличного варианта оформления мира (конкретно данного К.), понятого в качестве одного из возможных в цепи последовательной смены космических циклов, — до фундаментальной парадигмы русского космизма конца 19 — начала 20 в., основанной на переосмыслении идеи апокалипсиса как завершения космизации (гармонизации, одухотворения, обожения) мира в нравственном усилии человека. Идея гармонической организации мира как К. Настолько прочно утвердилась в европейском стиле мышления, что обрела статус самоочевидности (см.
Космологическое доказательство бытия Бога, где идея К. Выступает в качестве аргумента), а понятие «К.» прочно вошло в категориальный строй классической западной культуры, закрепившись в качестве названия за мирозданием как таковым. Что же касается современной культуры, то в философии постмодерна понятие «К.» радикально переосмыслено с точки зрения его статуса. Идея мира как К. Понята в качестве одной из «метанарраций» (Лиотар) европейской культуры как доминантных мифологем (идеологем), претендующих на онтологизацию в качестве наиболее (или единственно) корректных. Подобная интерпретация мира сопрягается в постмодернизме с семантическим гештальтом «корня» (мир как ветвящееся дерево). Центральным, по оценке постмодернизма, символом для такой культуры выступает «книга как духовная ре- альность в образе Дерева или Корня» (Делез и Гваттари), что порождает представление о К.
Как об имеющем единый семантический строй и единственный способ дешифровки (интерпретации). Поскольку постмодернистская парадигма философствования фундирована идеей «заката метанарраций», постольку идея мира как К. Утрачивает свои позиции («мир потерял свой стержень» — Делез и Гваттари), сменяясь идеей множественности возможных картин мира, не претендующих на статус онтологии. Любой нарратив как рассказ о мире обретает статус легитимного, а понятие «К.» замещается в постмодернизме понятием «Хаосмоса» — понятием, фиксирующем постмодернистскую идею о нарративно-игровых (виртуальных в онтологической проекции) семиотических средах, подчиненных не стабильной в своей объективности закономерности, но сугубо ситуативным конвенциям «перформанса» (Хомский).
Правильность как проявление порядка К. Сменяется порядками правил игры. «Мир превратился в Хаос, но книга продолжает быть образом мира. Хаосмос-корешок занял место мира корня» (Делез и Гваттари).М.А. Можейко.
I(греч. Kosmos — строй, порядок, мир, Вселенная) первоначально у древних греков (начиная с Пифагора 6 в до н. Э.) — Вселенная как стройная организованная система в противоположность хаосу беспорядочному нагромождению материи. От греков термин «К.» перешёл в современную науку как синоним Вселенной (См. Вселенная) К. Включает межпланетное, межзвёздное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нём объектами. Из понятия «К.» (космическое пространство) иногда исключают Землю с её атмосфе..
«КОСМОС» -..1) серия искусственных спутников Земли, запускавшихся в СССР с 16 марта 1962 для изучения космического пространства, решения технических проблем, отработки систем космических аппаратов2)] Разработанные в СССР 2-ступенчатые ракеты-носители для запуска искусственных спутников Земли «Космос».. ..
КОСМОС (греческое kosmos — строй>, порядок, мир, Вселенная>), первоначально у древних греков — Вселенная> как стройная, организованная система>, в противоположность хаосу, беспорядочному нагромождению материи. В современном понимании термин> «космос» имеет несколько значений. Синоним Вселенной. Все, что находится за пределами Земли и ее атмосферы. Область пространства, доступная исследованиям с борта космических аппаратов (приблизительно совпадает с планетной системой). Ближайшая и наиболее дост..
(Κόσμος) — первоначально синоним «порядка, гармонии, красоты», со временем стало обозначать «мир или вселенную». По преданию, впервые назвал мир этим именем Пифагор, ввиду пропорциональности и гармонии его частей. Согласно с этим, у всех греческих философов слово К. Применялось не в смысле простого нагромождения существ и феноменов, но как система или организм, исполненный целесообразности. В эпоху возрождения алхимики различали великий и малый К. (макрокосм и микрокосм). Под первым разумелся вн..
Улететь (полететь) в космос. Жарг. Мол. Шутл.-одобр. Получить удовольствие. Максимов, 199.. ..
(греч. Kosmos). Мир, вселенная.(Источник. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)вселенная, мир.(Источник. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Павленков Ф., 1907)греч. Kosmos. Вселенная, мир.(Источник. «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)мир, вселенная.(Источник. «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». Попов ..
М. Греч. Мир, вселенная и мироздание. Космический, к мирозданию относящийся. Космогония ж. Учение о образовании вселенной. Космография ж. Описание вселенной, всех миров. Кос- мограф, ученый, занимающийся космографией. Космология ж. Наука о законах вещественного мира, земли. Космолог м. Ученый, этой наукой занимающийся. Космополит м. -тка ж. Всемирный гражданин. Человек не признайщий особых отношений родины. Вселенец, вселенщина. Косморама ж. Картина большого пространства, объема местности, напи..
Источник