Ракетная промышленность
Российские отраслевые научные центры и предприятия занимают лидирующие мировые позиции в области космических разработок и их практической реализации. В период с 1957 года до нашего времени в СССР и РФ осуществлено свыше 3000 запусков космических аппаратов как гражданского, так и военного назначения. Подавляющее большинство завершилось успешным выводом на околоземную орбиту спутников, пилотируемых и беспилотных космических кораблей, прочих аппаратов.
Примечательно, что себестоимость отечественной ракетно-космической техники в значительной мере ниже зарубежных аналогов, что создает благоприятные условия для коммерческой привлекательности отрасли.
Ракетная промышленность – наиболее сложная и наукоемкая из отраслей машиностроения. К ней относятся производственные предприятия, научные институты, исследовательские и испытательные центры. На сегодняшний день зарегистрировано свыше 100 фирм, на которых занято около 250 тысяч человек. Несмотря на наличие существенных проблем, ракетно-космическая промышленность в последние годы активно развивается, благодаря чему осуществляется поэтапное введение в эксплуатацию новой техники и реализуются программы освоения космоса.
Историческая справка
Идея освоения околоземного пространства возникла в России еще в XIX веке, когда Константин Циолковский представил свою теорию полетов в космос. Однако практическое воплощение началось после Великой Отечественной войны, когда на базе немецкой ракеты ФАУ-2 были созданы первые отечественные разработки ракетной техники.
В мае 1946 года постановлением правительства СССР было создано опытное конструкторское бюро (ОКБ) по разработке ракетной техники под руководством генерального конструктора С. П. Королева. Впоследствии на базе ОКБ функционирует ведущее советское научно-космическое объединение «Энергия».
В 1955 году состоялся первый удачный запуск стратегической баллистической ракеты Р-5, а в 1957 г. была создана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, давшая старт космической эпохе. Именно на ее модификации в октябре 1957 года был запущен в космос первый искусственный спутник Земли.
Далее на базе простой и надежной конструкции ракеты Р-7 было создано множество модификаций космических кораблей, в том числе и «Восток-1», на котором Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества пилотируемый полет в околоземное пространство. За прошедший с 1957 года период на ракетах семейства Р-7 осуществлено свыше 1800 космических запусков.
В 1960-1980 гг. советская ракетно-космическая промышленность развивалась, являлась стратегическим направлением экономики и оборонного комплекса страны. Развал СССР и кризис 90-х не обошел стороной отрасль. К началу 2000 г. из-за значительного сокращения государственного финансирования и оттока квалифицированных кадров она оказалась в сложной ситуации. Для выживания в этот непростой период многие российские компании пошли на широкую кооперацию и создание совместных предприятий с западными партнерами.
К 2005 году на фоне роста экономики государственная поддержка отрасли существенно возросла, а принятие амбициозных федеральных программ по освоению космоса позволило приступить к модернизации предприятий комплекса.
Цели и задачи ракетно-космической отрасли РФ на текущий период
Главной целью государственной стратегии в сфере освоения космического пространства на современном этапе является создание экономически рентабельной и конкурентоспособной отрасли, обеспечивающей реализацию перспективных программ и гарантированное присутствие России в космосе в качестве ведущего игрока. Развитие научного потенциала и модернизация производственных мощностей должны обеспечить долю отечественной ракетно-космической техники на международном рынке до 15-18%.
В качестве приоритетов в обозначенном сегменте рассматриваются шесть основных направлений:
- Разработка и производство систем и комплексов нового поколения, обеспечивающих по своим техническим параметрам реализацию перспективных программ. Сейчас ведутся работы по дальнейшему совершенствованию находящихся в эксплуатации ракетных комплексов, проектируются ракеты и разгонные блоки для выведения на околоземную орбиту пилотируемого корабля нового поколения. Помимо того, осуществляется разработка прорывных проектов по освоению дальнего космоса.
- Окончательное формирование и развитие спутниковой группировки системы глобальной навигации ГЛОНАСС. Программа предусматривает поддержку устойчивой и надежной работы системы, а также поэтапную замену действующих спутников аппаратами нового поколения со сроком активного действия свыше 10 лет. Развитие системы включает совершенствование наземных элементов управления, разработку и производство навигационных приемников для массового пользователя, конкуренцию на мировом рынке, международное партнерство в сегменте спутниковой навигации.
- Разработка и создание спутниковой группировки нового поколения для обеспечения всех видов связи на территории страны. Также предусмотрен вывод на околоземную орбиту аппаратов военного назначения для передачи данных в режиме реального времени.
- Обеспечение гарантированного присутствия России на мировом космическом рынке посредством следующих действий: сохранение лидирующих позиций на рынке коммерческих услуг, обеспечивающих до 30% запусков; рост производства коммерческих космических аппаратов нового поколения, продвижение на мировой рынок уникальных технологий и технических компонентов ракетостроения; освоение производства высокотехнологичного оборудования для систем наземной спутниковой связи и навигации; модернизация российского сегмента МКС.
- Оптимизация организационной структуры ракетно-космической отрасли. Для решения этой задачи планируется сформировать несколько крупных корпораций, обеспечивающих разработку и производство космических систем, предназначенных для решения экономических и оборонных задач.
- Глобальная модернизация наземной инфраструктуры, включающая окончательный ввод в эксплуатацию космодрома «Восточный» в Приморье. Программа также предусматривает технологическое обновление предприятий ракетно-космической промышленности, что позволит значительно повысить эффективность производства и производительность труда.
Проблемы ракетно-космической отрасли России
Как было отмечено выше, кризис 90-х годов нанес урон в экономику страны. Несмотря на значительное улучшение ситуации, существующие проблемы до сих пор тормозят развитие отрасли, препятствуя реализации программ и проектов.
К числу трудностей, остающихся актуальными в настоящее время для российской ракетно-космической отрасли, следует отнести следующие:
- Несоответствие имеющейся производственной базы современным требованиям и стандартам. Существенная часть производственных мощностей отрасли не обновлялась со времен СССР, в результате чего темпы износа основных фондов во много раз превышают коэффициент их обновления. Доля изношенного оборудования постоянно растет, что не позволяет осваивать производство передовой техники.
- Снижение качества продукции и услуг. Несмотря на многочисленные попытки реорганизации структуры управления отраслью, система контроля качества большинства предприятий не соответствует современным требованиям. Если все оставить без изменений, то дальнейшее снижение качества продукции может привести к утере занимаемых Россией позиций на международном рынке коммерческих космических запусков.
- Низкая эффективность производства. Согласно статистическим данным производительность труда на предприятиях российской ракетно-космической промышленности во много раз уступает показателям аналогичных сегментов экономики США и Евросоюза. Подобная ситуация снижает конкурентоспособность страны и не позволяет России расширять свое присутствие на мировом рынке.
- Продолжающийся отток из отрасли квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров. Средний возраст работников отрасли составляет 55 лет, а относительно низкие зарплаты и отсутствие отчетливых перспектив роста не способствуют приходу молодых специалистов.
Ведущие предприятия
Значимые российские компании в ракетной промышленности:
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Авиационные заводы.
Подписывайтесь на нас во Вконтакте и Яндекс Дзен.
Источник
Космическая промышленность — Space industry
Космическая промышленность — это экономическая деятельность, связанная с производством компонентов, которые выводятся на орбиту Земли или за ее пределы, их доставкой в эти регионы и сопутствующими услугами. В связи с тем, что деятельность, связанная со спутниками, широко известна, в некоторых источниках термин » спутниковая промышленность» используется как синонимы термина » космическая промышленность» . Также использовался термин космический бизнес . Узкое определение охватывает только поставщиков оборудования (в первую очередь связанных с ракетами-носителями и спутниками ). Это определение не исключает определенных видов деятельности, таких как космический туризм . Таким образом, в более широком смысле космическую отрасль можно охарактеризовать как компании, участвующие в космической экономике и предоставляющие товары и услуги, связанные с космосом. Космическая экономика определяется как «все государственные и частные субъекты, участвующие в разработке и предоставлении космических продуктов и услуг. Она включает в себя длинную цепочку добавленной стоимости , начиная с участников исследований и разработок и производителей космического оборудования и заканчивая поставщиками космического оборудования. космические продукты и услуги для конечных пользователей «.
СОДЕРЖАНИЕ
Сегменты и доходы
Три основных сектора космической промышленности: производство спутников, производство вспомогательного наземного оборудования и космическая промышленность. Сектор производства спутников состоит из производителей спутников и их подсистем. Сектор наземного оборудования состоит из таких производственных единиц, как мобильные терминалы, шлюзы, станции управления, VSAT , спутниковые антенны прямого вещания и другое специализированное оборудование. Сектор запуска состоит из служб запуска, производства транспортных средств и производства подсистем.
Что касается доходов мировой спутниковой индустрии, то в период с 2002 по 2005 год они оставались на уровне 35–36 миллиардов долларов США. При этом большая часть доходов была получена от сектора наземного оборудования, а наименьшая — от сектора запуска. Услуги, связанные с космосом, оцениваются примерно в 100 миллиардов долларов США. В промышленности и смежных отраслях занято около 120 000 человек в странах ОЭСР , а в космической отрасли России работает около 250 000 человек. По оценке капитала, 937 спутников на орбите Земли в 2005 году оценивались примерно в 170–230 миллиардов долларов США. В 2005 году страны ОЭСР выделили около 45 миллиардов долларов на космическую деятельность; доход от космических продуктов и услуг оценивается в 110–120 миллиардов долларов США в 2006 году (по всему миру).
История и тенденции
Космическая промышленность начала развиваться после Второй мировой войны , когда ракеты, а затем и спутники попали в военные арсеналы, а затем нашли применение в гражданских целях. Он сохраняет значительные связи с правительством. В частности, индустрия запуска имеет значительное участие правительства, при этом некоторые пусковые платформы (например, космический шаттл ) находятся в ведении правительства. Однако в последние годы частные космические полеты становятся реальностью, и даже крупные правительственные агентства, такие как НАСА , начали полагаться на частные службы запуска. Некоторые будущие разработки космической отрасли, которые все чаще рассматриваются, включают новые услуги, такие как космический туризм .
С 2004 по 2013 год общее количество орбитальных запусков по странам / регионам составило: Россия: 270, США: 181, Китай: 108, Европа: 59, Япония: 24, Индия: 19 и Бразилия: 1.
Соответствующие тенденции в космической отрасли в 2008–2009 годах были описаны следующим образом:
- появление новых спутниковых операторов;
- растущий спрос на спутники фиксированной связи и развивающийся рынок мобильных спутниковых услуг ;
- стабильный объем заказов на коммерческую спутниковую связь;
- стабильная работа стартового сектора;
- устойчивость к финансовому кризису;
- развивающиеся рынки для таких услуг, как диапазон Ka и дистанционное зондирование .
По оценкам космического отчета за 2019 год , в 2018 году общая глобальная космическая активность составила 414,75 миллиарда долларов. Из этой суммы, по оценкам отчета, 21%, или 87,09 миллиарда долларов, поступило из космических бюджетов правительства США.
Источник
Энциклопедия
Часть оборонно-промышленного комплекса страны, специализирующаяся на научной разработке и производстве ракетного оружия, космической техники, обеспечении ими Вооружённых Сил и др. вооружённых формирований государства. Основа Р.-к.п. создавалась до Великой Отечественной войны: формировались коллективы специалистов и научные школы, разрабатывались жидкостные ракетные двигатели на различных компонентах топлива, баллистические и крылатые ракеты (см. Реактивный научно-исследовательский институт). Heуправляемые твердотопливные ракеты использовались с самолетов в боях на Халхин-Голе. Была создана и принята на вооружение ракетная установка залпового «БМ-13», знаменитая «Катюша». Эта установка и ее дальнейшие модификации успешно применялись в Великой Отечественной войне. Но специализированной отрасли промышленности еще не было. Установки и ракеты к ним изготавливались на заводах различных ведомств. Целенаправленному развитию ракетостроению помешала война.
После Великой Отечественной войны отечественная Р.-к.п. прошла несколько этапов.
Первый этап — изучение зарубежного опыта и воспроизведение образцов ракетной техники из отечественных материалов (1945–1947), на котором для изучения немецкого опыта производства ракет сформировался коллектив ракетчиков, которые в дальнейшем возглавили основные направления отечественного ракетостроения – Королев С.П., Глушко В.П., Пилюгин Н.А., Мишин В.П., Кузнецов В.И., Рязанский М.С., Черток Б.Е., Тюлин Г.А., Тихонравов М.К., Бармин В.П., Исаев А.М., Будник В.С., Победоносцев Ю.А., Воскресенский Л.А. и другие. В работе группы принимали участие и военные специалисты: Соколов А.И., Вознюк В.И., Кузнецов Н.Н., Мрыкин А.Г., Смирницкий Н.Н., Харчевников О.Б., Трегуб Я.И., Вахитов Л.Ф., Преображенский М.Л. и другие Главное, что увидели наши специалисты, это наличие у немцев целой отрасли — ракетной промышленности.
Второй этап — создание ракетной кооперации (1946-1954), когда 13 мая 1946 постановлением Совета Министров СССР был создан Специальный комитет по реактивной технике при Совете Министров Союза ССР под председательством Маленкова Г.М. Заместителями председателя были назначены Устинов Д.Ф. — министр вооружения СССР и Зубович И.Г. — министр промышленности средств связи СССР. Головными министерствами по разработке и производству реактивного вооружения были определены: Министерство вооружения — по реактивным снарядам с жидкостными двигателями; Министерство сельскохозяйственного машиностроения — по реактивным снарядам с пороховыми двигателями и Министерство авиационной промышленности — по реактивным самолетам-снарядам.
В Министерстве Вооруженных Сил СССР в качестве органов управления были созданы Управление реактивного вооружения в составе Главного артиллерийского управления (ГАУ) — (4-е Управление ГАУ; начальник — генерал-майор итс Соколов А.И.) и Управление реактивного вооружения в составе Военно-Морских сил — (4-е Управление ВМС; начальник — капитан 1 ранга Брезинский А.Г.). В Министерстве Вооруженных Сил СССР были также сформированы Государственный Центральный полигон реактивной техники (см. Капустин Яр), Научно-исследовательский институт реактивной техники (см. Четвертый Центральный научно-исследовательский Институт Министерства обороны Российской Федерации), специальная артиллерийская часть для освоения, подготовки и пуска ракет типа Фау-2 (см. Бригада особого назначения Резерва Верховного Главного Командования). В целях подготовки кадров по реактивному вооружению для Военно-Морских Сил формировался в составе Военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени А.Н. Крылова факультет реактивного вооружения. Аналогичный факультет был создан в сентябре 1945 в Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского (см. Военная академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого).
Министерству высшего образования поручалось организовать в высших учебных заведениях и университетах подготовку инженеров и научных работников по реактивной технике.
Практическое управление создаваемой кооперацией ракетостроения принял на себя министр вооружений СССР Устинов Д.Ф. Он своим приказом от 9 августа 1946 назначил главным конструктором баллистической ракеты дальнего действия (изделия № 1) Королева С.П. Для координации работ был образован Совет главных конструкторов в составе: Королев С.П. (Минвооружения) — председатель Совета. Члены Совета: Глушко В.П. (Минавиапром) — жидкостные двигатели; Пилюгин Н.А. (Минэлектротехпром) — системы управления; Рязанский М.С. (Минэлектротехпром) — системы радиоуправления; Кузнецов В.И. (Минсудпром) — гироскопические системы; Бармин В.П. (Минмаш) — наземное оборудование.
16 мая 1946 в составе Министерства вооружения на базе Артиллерийского завода № 88 (г. Калининград Московской области) был создан Государственный союзный головной научно-исследовательский институт 88 (НИИ-88).(см. Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева). Для создания ракеты Р-1 потребовалась кооперация 13 конструкторских бюро и 35 заводов, ракеты Р-2 — 24-х НИИ и КБ и 90 промышленных предприятий, а первая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 потребовала гигантской кооперации в масштабах всей страны – около 200 научно-технических исследовательских институтов, КБ, лабораторий пятнадцати министерств и ведомств.
Поэтому к созданию и производству ракет были кроме НИИ-88 Министерства вооружения (директор – Гонор Л.Р., главный конструктор – Королев С.П.) были пппривлечены: завод № 456 Министерства авиационной промышленности (директор – Свет Б.И., главный конструктор – Глушко В.П.) (см. Научно-производственное объединение энергетического машиностроения имени академика В.П. Глушко), НИИ Специальной техники Министерства промышленности средств связи (директор – Максимов Н.Д., главный конструктор – Рязанский М.С.); гироскопическая лаборатория СКБ Министерства судостроительной промышленности (начальник – Калмыков В.Д., главный конструктор – Кузнецов В.И.) (см. Научно-исследовательский институт прикладной механики имени академика В.И. Кузнецова), ГСКБ Министерства машиностроения и приборостроения (начальник КБ и главный конструктор – Бармин В.П.) (см. Конструкторское бюро общего машиностроения имени В.П. Бармина), ГИПХ Министерства химической промышленности (директор – Прокофьев П.Л.); ГНИИ-22 Министерства сельскохозяйственного машиностроения (начальник отдела – Алиханов А.А., главный конструктор – Лихницкий М.И.).
На этом этапе отечественной ракетной кооперацией были впервые разработаны жидкостные баллистические, в том числе межконтинентальные, ракеты наземного открытого и шахтного базирования на экологически чистых компонентах топлива; твердотопливные межконтинентальные баллистические ракеты наземного шахтного базирования; жидкостная баллистическая ракета морского базирования на высококипящих компонентах топлива; оперативно-тактические ракеты на высококипящих компонентах топлива; ракеты-носители; космические аппараты.
Третий этап — развитие ракетно-космической кооперации (1954-1964) за счет выделения из основного ядра — НИИ-88 отдельных подразделений (коллективов) и создания в регионах страны головных организаций по различным ракетно-космическим направлениям. В НИИ-88 наряду с Королевым С.П. в области ракетной техники работали такие ведущие специалисты, как Янгель М.К., Мишин В.П., Козлов Д.И., Бабакин Г.Н., Макеев В.П., Ковтуненко В.М., Решетнев М.Ф. Именно они и возглавили новые головные конструкторские бюро по направлениям в Московской области, на Украине, на Южном Урале, в Поволжье и в Сибири.
На этом этапе создаются основные элементы ракетно-космической кооперации, которые занимались созданием боевых ракетных комплексов, ракета-носителей, ракетных двигателей, ракетных топлив, систем управления, транспортного оборудования для ракетной техники и др. Большое значение имело создание в 1954 в г. Днепропетровске Особого конструкторского бюро № 586 (ОКБ-586), главным конструктором которого был назначен Янгель М.К. (см. Государственное конструкторское бюро «Южное» имени академика М.К. Янгеля); в 1955 СКБ-385 (г. Златоуст Челябинской области), ныне Государственный ракетный центр «Конструкторское бюро имени академика В.П. Макеева»; в 1959 в г. Куйбышеве (ныне г. Самара) филиала № 3 ОКБ-1, в 1974 преобразованного в Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ) (см. Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «Центральное специализированное конструкторское бюро — Прогресс»); в 1959 в г. Железногорске (Красноярский край) Восточного филиала № 2 ОКБ-1, в настоящее время это Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-производственное объединение прикладной механики имени академика М.Ф. Решетнева»; НИИ-885, ныне Научно производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина, ОКБ-52 – ракетная корпорация В.Н. Челомея, ныне Научно-производственное объединение машиностроения и др.
Благодаря развитию ракетно-космической корпорации в эти годы была разработана и успешно испытана (август 1957) межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, 4 октября 1957 этой ракетой на орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли, созданы автоматические и пилотируемые космические аппараты, 12 апреля 1961 совершил космический полет первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин.
Четвертый этап — создание и развитие ракетно-космической отрасли (1965-1991).
В Министерство общего машиностроения в эти годы со своими организациями были переведены ведущие главные конструкторы — соратники Королева С.П. по возглавляемому им Совету главных конструкторов, разработчики основных систем ракетно-космических комплексов, а их организации были переименованы: Глушко В.П. — главный конструктор ОКБ-456 ГКАТ (жидкостные двигатели), новое название — КБ Энергомаш; Пилюгин Н.А. — главный конструктор НИИ-885 ГКРЭ (системы управления), новое название — НИИ автоматики и приборостроения (НИИАП, позднее НПО АП); Рязанский М.С. — главный конструктор НИИ-885 ГКРЭ (системы радиоуправления), новое название — НИИ приборостроения (НИИП); Кузнецов В.И. — главный конструктор НИИ-944 ГКС (гироскопические системы), новое название — НИИ прикладной механики (НИИПМ); ГСКБ спецмаш ГКОТ (наземное и стартовое оборудование) — главный конструктор Бармин В.П., новое название — КБ общего машиностроения (КБОМ).
Работы по важнейшим направлениям были сосредоточены в организациях: НИИ тепловых процессов (НИИТП) — головная научно-исследовательская организация ракетного двигателестроения (Лихушин В.Я.), бывший НИИ-1 ГКАТ; КБ химавтоматики (КБХА) — жидкостные ракетные двигатели для стратегических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов (Косберг С.А., Конопатов А.Д.), бывшее ОКБ-54 ГКАТ; НИИ автоматики (НИИА) — системы управления (Семихатов Н.А.), бывший НИИ-592 ГКРЭ; НИИ точных приборов (НИИ ТП) — системы радиоуправления и командно-измерительные системы (Мнацаканян А.С.), бывший НИИ-648 ГКРЭ; КБ электроприборостроения (КБЭ) — системы управления (Сергеев В.П.), бывшее ОКБ 692 ГКРЭ; НИИ командных приборов (НИИКП) — гироскопические системы (Арефьев В.П.), бывший НИИ-49 ГКС; КБ транспортного машиностроения (КБТМ) — разработка стартового и наземного оборудования (Соловьев В.Н.), бывшее ГСКБ дорожного машиностроения ГКОТ; НИИ измерительной техники (НИИ ИТ) — разработка систем измерений и телеметрии (Уткин И.И., Шишкин О.Н., Сулимов О.А.); НПО «Импульс» — системы боевого управления (Соколов Т.Н., Михайлов Б.Г.).
Работы по созданию межпланетных станций для исследования Луны, Венеры и Марса были переданы на Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина, г. Химки Московской области (главный конструктор Бабакин Г.Н., директор завода Милованов А.П.), переведенный в Минобщемаш из ГКАТ.
Кроме того, в Минобщемаш было передано ОКБ-52 ГКАТ (генеральный конструктор Челомей В.Н.), которое стало называться Центральное конструкторское бюро машиностроения (ЦКБМ, г. Реутов Московской области) с филиалом № 1 — КБ «Салют» (Фили, Москва) и филиалом № 2 (стартовые системы), Машиностроительный завод им. М.В. Хруничева, изготавливавший ракеты и космические аппараты, разработанные Челомеем В.Н. ранее, еще в составе Минавиапрома (ГКАТ). Создание ракетно-космической отрасли способствовало бурному развитию отечественной космонавтики, в т.ч. пилотируемых полетов на околоземных орбитах. Однако одними из основных направлений оставались программы по созданию стратегических вооружений – ракетных комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами наземного и морского базирования, а также ракетных комплексов с крылатыми ракетами различного вида базирования. Стратегические вооружения создавались для наземной группировки Ракетных войск стратегического назначения — межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного (стационарного шахтного и подвижного грунтового и железнодорожного) базирования с дальностью стрельбы свыше 5500 километров, их боезаряды и пусковые установки; морской группировки для ВМФ — размещаемые на подводных лодках баллистические ракеты с любой дальностью стрельбы, их боезаряды и пусковые установки; авиационной группировки для ВВС — размещаемые на тяжелых бомбардировщиках (ТБ) ядерные крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) с дальностью полета свыше 600 километров, их боезаряды и пусковые установки, тяжелые бомбардировщики, вооруженные ядерными ракетами класса «земля — воздух» с дальностью полета менее 600 километров или ядерными бомбами.
Наземная группировка — ракетные комплексы наземного базирования с МБР создавалась в двух головных организациях Минобщемаша: ОКБ-586 (КБ «Южное») и ОКБ-52 (НПО машиностроения). В КБ «Южное» (генеральный конструктор Янгель М.К.) сначала создавались ракеты средней дальности: Р-12 (2000 км), Р-14 (4500 км), а несколько позже и ракеты межконтинентальной дальности. 16 апреля 1962 вышло постановление «О создании образцов межконтинентальных баллистических и глобальных носителей тяжелых космических объектов». Была разработана моноблочная ракета Р-36 на высококипящих компонентах топлива, принятая на вооружение в июле 1967. На ее базе в дальнейшем — самые эффективные тяжелые жидкостные стратегические МБР с РГЧ: Р-36М, Р-36МУТТХ и Р-36М2. Были созданы жидкостные МБР с РГЧ: МР-УР-100 и МР-УР-100УТТХ, твердотопливная МБР с РГЧ РТ-23УТТХ стационарного (шахтного) и подвижного (железнодорожного) базирования, ракеты-носители на базе баллистических ракет, космические аппараты различного назначения. После смерти Янгеля М.К. 25 октября 1971 ОКБ-586 (КБ «Южное») возглавлял Уткин В.Ф. В ОКБ-52 (НПО машиностроения) под руководством Челомея В.Н. были разработаны и сданы на вооружение стратегические комплексы с МБР с моноблоком УР-100 (1967), УР-100К (1972), УР-100У (1974), комплексы с МБР с РГЧ УР-100Н (1975) и УР-100Н УТТХ (1980). После смерти Челомея В.Н. в 1984 НПО машиностроения возглавляет Ефремов Г.А.
Морская группировка — ракетные комплексы морского базирования с БРПЛ, создавалась в СКБ-385. Главный (с 1977 генеральный) конструктор Макеев В.П. начал с постановки на серийное производство баллистической ракеты Р-11ФМ комплекса Д-1 главного конструктора Королева С.П. 16 сентября 1955 в Белом море был проведен первый пуск баллистической ракеты Р-11ФМ комплекса Д-1 с подводной лодки проекта 611АВ. В СКБ-385, известном в дальнейшем как КБ машиностроения, под руководством Макеева В.П. были разработаны и сданы на вооружение все ракетные комплексы морского базирования, находившиеся и находящиеся в настоящее время на вооружении ВМФ СССР (России) и образующие морскую компоненту стратегических вооружений нашей страны. Комплексы с БРПЛ средней дальности (с моноблоками): Д-1 с БРПЛ Р-11ФМ (1959), Д-2 с БРПЛ Р-13 (1960), Д-4 с БРПЛ Р-21 (1963), Д-5 с БРПЛ Р-27 (РСМ-25) (1968). Комплексы с БРПЛ межконтинентальной дальности: Д-9 с БРПЛ Р-29 (РСМ-40) с моноблоком (1974), Д-9Р с БРПЛ с РГЧ Р-29Р (РСМ-50) (1977), Д-19 с БРПЛ с РГЧ Р-39 (РСМ-52) (1983), Д-9РМ с БРПЛ с РГЧ Р-29РМ (РСМ-54) (1986). После смерти Макеева В.П. в 1985 КБМ (ГРЦ «КБМ им. академика В.П. Макеева») сначала возглавлял Величко И.И., в настоящее время Дегтярь В.Г.
Пятый этап — современное состояние ракетно-космической отрасли (с 1992 по настоящее время). С 1991 управление всей оборонной промышленностью, кроме атомной, было сначала сосредоточено в одном, вновь созданном Министерстве промышленности РФ. Управление всей структурой бывшего Минобщемаша было возложено на один департамент численностью около 30 человек. В связи с распадом ССР началось разрушение единой ракетно-космической отрасли промышленности. За границами РФ оказалось много предприятий Минобщемаша, в том числе Днепропетровский ракетный центр, Харьковские конструкторские бюро и заводы и др.
24 февраля 1992 вышел Указ Президента РФ № 185 «О структуре управления космической деятельностью в Российской Федерации», которым было создано Российское космическое агентство (РКА) как орган федеральной исполнительной власти, ответственный за осуществление космической деятельности. Генеральным директором РКА был назначен Коптев Ю.Н., в настоящее время – Перминов А.Н. 6 октября 1993 вступил в силу Закон Российской Федерации «О космической деятельности», определивший правовую основу для осуществления российских космических программ. Таким образом, работы в области космоса получили законодательную поддержку.
Однако за 10 лет (1990-2000) финансирование космонавтики существенно сократилось, по многим направлениям в 15-20 раз. К 2000 космическая группировка сократилась в 2-2,5 раза, при этом 84 % КА из работающих на орбитах выработали свой ресурс.
После 2000 положение в отечественной космонавтике стало стабилизироваться, увеличилось финансирование. В 2003 доля КА, эксплуатирующихся в пределах гарантийных сроков, увеличилась до 40 % по сравнению с 16 % в 1999. Проводится запуск новых КА. В 2004 численность космической группировки возросла до 91 КА, из них: 42 КА — оборонного назначения; 16 КА — двойного применения; 33 КА — научного и социально-экономического назначения. Следует заметить, что у США одна только военная группировка КА насчитывает 120 единиц, объединенных в 20 систем, а всего на орбитах работает более 400 КА.
При распаде СССР состав стратегических вооружений резко уменьшился по сравнению с уровнем вооружений СССР, так как более половины стратегических вооружений из наземной и авиационной группировок оказались за рубежами России. Затем началось плавное сокращение российских стратегических вооружений за счет естественного старения и снятия с боевого дежурства ракет с истекшими сроками боевой эксплуатации, так как замена снимаемых ракет на вновь изготовленные прекратилась.
При разрушении СССР за рубежами РФ оказались 280 МБР с РГЧ (2.280 боезарядов), из них: на Украине: 176 МБР с РГЧ (1.240 боезарядов), в том числе: 130 МБР с РГЧ УР-100Н и 46 МБР с РГЧ РТ-23УТТХ (стационарного базирования); в Казахстане: 104 МБР с РГЧ типа Р-36М (1.040 боезарядов). Эти МБР с РГЧ не могли быть сохранены, так как Украина и Казахстан были объявлены безъядерными государствами, а переместить стационарные шахтные пусковые установки в Россию было технически невозможно. Поэтому ракетные шахты и пусковые установки были уничтожены на месте. Сохранился лишь подвижный ракетный комплекс наземного грунтового базирования «Тополь» (РС-12М) с моноблочной твердотопливной ракетой чисто российского производства, который размещался на территории Беларуси и затем был перебазирован в Россию.
На российской территории осталось 708 МБР (3.808 боезарядов), в том числе: 204 ракеты типа Р-36М, 46 ракет РТ-23УТТХ, 170 ракет типа УР-100Н и 288 ракет «Тополь». Но и эту уменьшенную наземную группировку Россия в принципе не могла долго сохранять на имеющемся уровне, так как самая мощная в мире стратегическая, так называемая «тяжелая» МБР с РГЧ типа Р-36М (РС-20, «Сатана») и новейшая твердотопливная МБР с РГЧ РТ-23 УТТХ (РС-22) стационарного и подвижного железнодорожного базирования проектировались и изготавливались в Днепропетровске. Их воспроизводство в России стало невозможно.
Собственно российскими МБР являются только жидкостные МБР с РГЧ типа УР-100Н (РС-18) шахтного базирования и твердотопливные МБР с моноблоком подвижного грунтового базирования — «Тополь» (РС-12М).
Морская ракетная группировка непосредственно от распада СССР совсем не пострадала, поскольку конструкторские бюро и заводы-изготовители размещены в основном в России. Не требуют ее сокращения международные соглашения. Численность и жизнеспособность морской ракетной группировки целиком определяется самой подводной лодкой (ПЛ), которая после выработки технического ресурса должна выводиться из боевого состава и заменяться вновь построенной.
Без учета выводимых из боевого состава устаревших ПЛ морская группировка состояла из: ПЛ проекта 667 БДРМ («Дельфин», «Дельта-IV»), всего было построено семь таких ПЛ, на каждой из них устанавливается по 16 жидкостных БРПЛ Р-29РМ (РСМ-54, СС-Н-23) комплекса Д-9РМ, разработанного в ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева». Ракета оснащена системой управления с астро- и радиокоррекцией. На смену этой ракете в ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» создана более эффективная БРПЛ «Синева» — модернизация ракеты Р-29РМ.
ПЛ проекта 941 («Тайфун»), на каждой из которых по 20 твердотопливных БРПЛ Д-19У (РСМ-52, СС-Н-20) с 10 боезарядами, разработанных в ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева». Всего было построено шесть таких ПЛ однако большая часть из них по разным причинам уже выведена из боевого состава, а дальнейшее производство ракет Д-19У прекращено.
От распада СССР авиационная группировка пострадала весьма существенно. На территории России осталось только три тяжелых бомбардировщика (ТБ) Ту-160 и 25 ТБ Ту-95МС, в то же время на Украине оказалось 12 ТБ Ту-160, а в Казахстане 40 ТБ Ту-95МС. К счастью, в отличие от ракетных шахт, не было никаких технических препятствий для перемещения самолетов в Россию, что и было в основном сделано. Однако ТБ-95МС устарели, а строительство ТБ Ту-160 практически не ведется.
Таким образом, Р.-к.п., зародившаяся в СССР после Великой Отечественной войны и объединенная в 1965 в самостоятельную отрасль — Министерство общего машиностроения, к 80-м гг. XX века превратилась в мощную кооперацию научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов которая, с участием других министерств и ведомств создала на самом высоком научно-техническом уровне ракетные и ракетно-космические системы оборонного и народнохозяйственного назначения, в том числе стратегический щит нашей Родины.
После тяжелого кризиса и распада 90-х гг., Р.-к.п. РФ с начала ХХI столетия вступила в период возрождения и приобретения нового современного качества.
Источник