Космическая религия
Космическая религия, которую также называют эйнштейновской, основана на философии Бенедикта Спинозы, в которую активно верил Альберт Эйнштейн. Согласно этому великому ученому, сингулярности и все прочее, что нельзя определить уравнениями, это грехи.
Физик Макс Джеммер называл Эйнштейна очень религиозной личностью, однако веровал Альберт не в привычного нам Творца. Его взгляды Джеммер назвал космической религией. Эйнштейн, в отличие от того же Спинозы, не сопоставлял Бога и Природу. Он представлял Творца как абстракцию, сущность, не имеющую личности, которая проявляла себя в законах Природы и Вселенной. Как говорил сам Эйнштейн, это некий дух, который намного превосходит человека.
Эйнштейн писал об этом в своей книге. Там говорилось о том, что, если нам известно существование того, что мы не можем ни осязать, ни видеть, оно представляется нам необычайно сложным и красивым, при этом наш мозг может описать это лишь в самой элементарной форме. Эти знания и эмоции, которые они вызывают, являются чисто религиозными. И вот в этом смысле Эйнштейн считал себя глубоко верующим человеком.
Свои убеждения Альберт назвал космической религией и даже написал соответствующую статью в 1954 году. Годом позже эта же идея была описана в его новой книге. Эта концепция признавала общий порядок, показывающийся как в природных явлениях, так и в идейных. Такой порядок отрицает Бога как личность, следящую за поведением людей, осуждающую их плохие поступки и поощряющую добрые. Эйнштейн не признавал конфликта между религией и наукой, заявляя, что космическая религия необходима для развития их обеих. Ученый считал, что Творец – это лишь очередная загадка, которую можно разгадать. Наблюдать за законами природы очень интересно, что никаких законов не бывает без законодательства, считал Эйнштейн. А как тогда выглядит этот законодатель? Естественно, что он не похож на человека. После этих слов Альберт добавил, что скажи он такое пару веков назад, его бы тут же сожгли на костре, однако, он бы оказался в хорошей компании.
Эйнштейн выделял три аспекта, развивающих религию в мире: страх, мораль и космическая религия. Страх вызывается лишь примитивными чувствами и понятиями. Именно страх создает в нашей голове сверхъестественных существ. Общественная мораль создается стремлением к любви и поддержке. И страх, и мораль подразумевают антропоморфное понятия Творца. Третий же аспект, по мнению Эйнштейна, самый зрелый. Он исходит от глубоких человеческих чувств таинственности и благоговения. Ученый говорил, что человек ощущает весь этот природный порядок и хочет видеть Вселенную как нечто цельное и значительное. Наука же здесь выступает в роли антагониста первых двух аспектов и верного помощника третьего. Пусть религия и наука разграничены, между ними все же присутствует взаимосвязь и взаимозависимость. Наука создается теми, кто желает постичь истину и достигнуть понимания всего сущего, однако исходят эти чувства именно из религии. От нее же берет свое начало и вера в то, что все законы Вселенной рациональны и постижимы для человека. По мнению Эйнштейна, ни один ученый не может называть себя ученым, не имея этой веры. Альберт говорил, что без религии наука хрома, а без науки религия – слепа.
Принцип причинности – фундаментальное убеждение Эйнштейна. Как он сам говорил, наука никогда не сможет опровергнуть участие Бога в явлениях природы и законах Вселенной. И в борьбе за нравственность религиозные люди должны смочь отказаться от убеждений доктрины своего личного Бога, уйти от страха и надежды, чтобы возвести в культ добро, правду и красоту, коими и является все человечество.
Религия будущего – космическая религия. В ней не будет понятия личности Бога, догматов и теологии. Она будет основываться на религиозном переосмыслении всех природных явлений, которые являются едиными. Все вещи взаимосвязаны между собой: как духовные, так и научные.
Нечто подобное описывает учение буддизма. Поэтому, если и есть в мире религия, способная удовлетворить и науку, то, по мнению Эйнштейна, это буддизм.
Нет прямых подтверждений того, что именно Альберт Эйнштейн высказывался так о буддизме, потому что ни в одной его биографии и книгах о буддизме ничего не сказано. Но об этом говорят его приближенные и с точки зрения его собственных убеждений, данная теория вполне логична.
Ричард Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» отметил, что энтузиазм Эйнштейна в вопросах науки ничто иное, как религия. Ведь именно сложность и взаимосвязь природных явлений является основой космической или эйнштейновой религии. Сам великий ученый применял термин Бога как метафору для описания загадочности Вселенной. Также Докинз сетовал на то, что многими учеными слово Бог используется зачастую в переносном смысле, что искажает сам посыл эйнштейновской и идеи и вводит читателей в заблуждение.
Большое внимание в своих трудах Докинз уделяет критике веры в Бога, которому можно покланяться. Он уважает и поддерживает космическую религию Эйнштейна и презирает обычную, где Бог – это всего лишь идол для поклонения.
Источник
Космос это наука или религия
Начало эры космических исследований совпало в СССР с ожесточением антирелигиозной пропаганды. Вскоре после того, как Юрий Гагарин слетал в космос, Никита Хрущёв пообещал окончательно расправиться с Церковью. Закрытие храмов сопровождалось бодрыми заклинаниями научных атеистов: вот и Гагарин в космос слетал, а Бога там не увидел. Впрочем, вряд ли эти увещевания оказали большое влияние на публику, пожилые верующие на пропаганду внимания не обращали, их от Церкви не отвратили и годы страшных гонений. А молодёжь и так свято верила в науку и в доказательствах отсутствия Бога не нуждалась.
Мало кто в ту пору всерьёз задумывался об отношениях науки и религии. Разве что люди вроде академика Бориса Раушенбаха. Он принимал самое непосредственное участие в космических исследованиях, но вере его это никак не мешало. Позднее он писал в своих воспоминаниях: «Я не стал бы разделять религиозное и научное мировоззрение. Я бы взял шире – логическое, в том числе и научное, и внелогическое, куда входит не только религия, но и искусство – разные грани мировоззрения. ».
Однако к таким людям, как он, в ту пору относились со снисходительным удивлением. Раушенбах вспоминает: когда он понял, что полёт Гагарина проходит успешно, то встал и перекрестился. Произошло это в командном пункте космодрома. Можно себе представить, как смотрели на него коллеги.
Противостояние науки и религии продолжается и по сей день. В прошлом году вышла книга «Великий замысел». Её написал знаменитый британский физик Стивен Хокинг в соавторстве со своим американским коллегой Леонардом Млодиновым.
Хокинг – легендарная личность. Этот прикованный к инвалидной коляске и лишённый дара речи учёный сделал ряд выдающихся открытий и воплотил собой победу интеллекта над немощной плотью. Пару лет назад он даже собрался слетать в космос, но проблемы со здоровьем не позволили ему сделать это.
Выход книги в свет сопровождался большими спорами. Дело в том, что авторы утверждали: происхождение Вселенной могло вполне обойтись без Бога. «Благодаря закону гравитации Вселенная может сотворить себя из ничего. То, что есть нечто, а не ничто, существует Вселенная и мы с вами, объясняется именно этим спонтанным творением. Не к чему призывать Бога, чтобы он зажёг фитиль и привёл в движение Вселенную».
В этих словах содержится отсыл к знаменитой фразе австрийского философа Людвига Витгенштейна: «Тайна не то, как мир есть, а что он есть». Чтобы приблизиться к ответу, Хокинг с соавтором предложил опираться на так называемую «М-теорию», согласно которой существует множество вселенных. Богословы, настаивая на божественном замысле, утверждают, что жизнь не могла возникнуть случайно, она слишком сложна для этого. Но если вселенных великое множество, неизмеримо возрастает и шанс случайного зарождения жизни. В этом и заключается «Великий замысел», который вовсе необязательно именовать божественным. Вселенная возникла спонтанно.
Глава Англиканской церкви Роуэн Уильямс счёл аргументы Хокинга малоубедительными. Бог – это не пробка, которой можно затыкать пустоты в научном знании, а разумная живая сущность, от которой зависит мироздание. Физика сама по себе не отвечает на вопрос, почему есть нечто, а не ничто, заявил Уильямс. И претендовать на раскрытие «витгенштейновской тайны» она не может. Его поддержал и один из лидеров британского еврейства лорд Джонатан Сакс – дело науки объяснять, а религии истолковывать, и не стоит делать из них антагонистов.
В аналогичном ключе высказался и астроном Ватиканской обсерватории иезуит Гай Консольманьо. Пространство и время подчиняются законам, о которых говорит Хокинг, но не является ли Бог причиной того, что это происходит так, а не иначе? Не сотворил ли он эти законы для упорядочивания мироздания?
И вот совсем недавно верующие критики Хокинга обрели неожиданную поддержку в лице неверующего учёного Мартина Риса. Рис – один из крупнейших астрофизиков нашего времени. Он заседает в Палате лордов и носит титул королевского астронома, а до прошлого года возглавлял Лондонское королевское общество. Как и Хокинг, он из Кембриджа, более того, тоже является сторонником «М-теории», на которой тот строит свои «антибожественные» рассуждения. В чём же дело?
Мартин Рис придерживается мнения, что наука и религия должны каждая заниматься своим делом. И ему кажется смехотворным, когда учёные высказываются по богословским вопросам, не имея для этого достаточной подготовки. В этом суть его возражений Хокингу. «Я знаю Стива очень хорошо, он великий учёный, но в философии человек малосведущий, а в богословии тем более, на его месте я бы не стал публично высказываться по этим вопросам», – заявил Рис журналистам. Да и на собственном месте он этого не делает.
Рис не считает себя человеком верующим, но религия его нисколько не раздражает. Он вырос в англиканской семье. Ему нравятся обряды этой церкви, а ещё больше церковная музыка, и он с гордостью говорит о том, что Кембриджский церковный хор является одним из лучших в Великобритании. Наука и эстетика вещи разные, рассуждает Рис, но это вовсе не значит, что они должны ссориться. «Мне как учёному совсем не мешает музыка, напротив. Почему же должны конфликтовать наука и религия? Более того, они могут совместно потрудиться на благо человечества. Обе выступают против слепого фанатизма».
В этом вопросе астрофизик Рис и архиепископ Роуэн Уильмс вполне солидарны. Если твердить юному мусульманину, что Дарвин и вера в Аллаха исключают друг друга, он выберет Аллаха. А если нет, он, возможно, попытается разобраться и в теории эволюции. И не станет фанатиком, глухим к голосу науки.
Если задуматься, взгляды неверующего Мартина Риса близки к тому, о чём говорил верующий Борис Раушенбах. Наука и религия отвечают на разные проблемы человеческого существования. И конфликтовать им по большому счёту незачем. Правда, выводы из этого учёные сделали разные. Раушенбах своей жизнью доказал, что наука и религия могут вполне уживаться в сознании одного человека. У Риса религия не вызывает отторжения, но ограничивается для него сферой культуры. Музыкальный слух у него есть, он способен оценить мастерство Кембриджского хора, а мистического слуха – нет. Как истинный учёный, он не берётся рассуждать о том, чего не знает. И другим не советует.
Источник
Как христианство рассматривает космос? Это наука или религия?
Я бы назвал отношение христианство к космосу как наука, не противоречащая религии. Многие космонавты верующие люди, которые посещают церков и даже берут иконы в космос. А вы посмотрите на то, как священники освящают ракеты перед запуском.
Многие священники не отрицают науку и тем более, не отрицают космос как науку.
Христианство рассматривает космос как объективную реальность, созданную Творцом-Богом. И полеты в космос, и изучение Вселенной никак не проиворечит религии, поскольку Бог дал человеку пытливый ум и жажду знаний.
Многие космонавты были и есть верующими — не только христианами, но и мусульманами и иудеями, и часто совершали в космических полётах религиозные обряды — ссылка.
Космос тоже создал Бог. Бог создал всю вселенную со всеми звездами и планетами. Бог настолько велик что он намного больше самого космоса, самой вселенной. Поэтому Бога трудно увидеть, хотя смотрим на него в упор, не осознавая до конца, на что смотрим. Бог же видит всё и каждого.
Потому что , в отличии от скрепного батутчика , уповающего на боевых ракетно-космических попов , у Илона Маска работают технически грамотные инженеры и техники , получающие достойные зарплаты , не разворовываемые руководством .
Можно предположить, что в необъятной Вселенной с триллионами планет в разных галактиках где-то есть разумная жизнь. И даже не в одном месте. Можно также предположить, что развитие любой цивилизации рано или поздно приводит на каком-то этапе развития к появлению религии. Чтобы представить, на что может быть похожа их религия, достаточно сначала ознакомиться, хотя бы кратко, с огромным множеством самых разнообразных религий, существующих сейчас или когда-либо существовавших на Земле. Ведь эти «наши» религии самые разные и иногда очень причудливые. Можно, например, почитать о необычных и очень непривычных для нас религиозных взглядах древних египтян. Или индусов (как считал Владимир Высоцкий, они придумали «хорошую религию» :).
В каждой науке свои законы, теории и гипотезы. Свои законы и у религии не поддающиеся объяснению с научной точки зрения. Всякая теория существует до тех пор пока ее не опровергли и не привели другие доводы.
Если взять распространенную циклической теории или теории большого взрыва существования Вселенной. После большого взрыва даже для вакуума наступает предел когда расширение вначале прекращается, а затем начинается сжатие до первоначального состояния. После достижения этого состояния всё задействовано для удержания этого взрывоопасного состояния. В этом состоянии пустота, отсутствует, пространство и время. Существует только разум, сознание
Бога, Создателя, Высшего разума. Для Бога возможно это короткий миг за который нужно заложить азы зарождения жизни для бесчисленного количества галактик. Поэтому получается постоянные циклы до тех пор пока всё живое не люди,а целые планеты не дойдут до такого развития что будет единым разумом не подвластный пространству и времени. Разум который будет частицей Великого Бога оказывать помощь в сотворении жизни. Когда смогут управлять процессами на уровне галактик.
Поэтому может не наука, а религия в азах о сотворении мира даёт подсказку о предназначении человечества достичь совершенства и быть единым с Богом.
Вселенная расширяется. И Вы сами привели отрывок из Корана, который будто бы говорит, что Коран подтверждает расширение Вселенной. Однако вчитайтесь — «Мы расширяем небо». Для древних племен, проживавших на территории Аравии мироустройство было очень простым — снизу земля, над ней небо. Ни о какой Вселенной они и помыслить не могли. В данном случае глагол «расширять» можно перевести и как «натянуть» «растянуть» и т.д. — то есть небо для древних арабов было чем-то типа куска ткани, с дырочками, через которые просачивался свет «небес» — мусульманского рая.
Та же самая история и с Библией. Фразу — что дух бога вначале витал над водой некоторые хотят представить, так будто древние евреи знали о состоянии первичной плазмы. После Большого Взрыва когда еще не образовались элементы первичное вещество действительно имело свойства жидкости (во всяком случае так полагают ученые).
Я бы не стал приписывать арабам, евреям и остальным народам знаний, которыми они в действительности не обладали. Почитайте ту же Бхахават Гиту, или Буддийские Сутры, в которых говорится о других мирах и планетах. Если бы Аллах, Яхве или Кришна действительно существовали, они бы дали своим последователям настоящие знания о мире и Вселенной.
Источник