Афоризмы от Юрия Гагарина:
Слетайте в космос, тогда сами узнаете, где труднее.
(космос)
Можно ли мечтать о большем? Ведь это – история, это – новая эра!
Хорошо работается, когда любишь свою профессию, с увлечением занимаешься ею.
(работа)
Это не моя личная слава. Разве я бы мог проникнуть в космос, будучи одиночкой? Это слава нашего народа.
(космос)
Когда-то еще в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца.
В будущем мы будем летать, много летать.
(пилот)
Чтобы стать крылатым, нужно стремление к полёту.
(пилот)
Космос — это не прогулка, ракета — не самолет.
(космос, ракета)
Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.
(космос)
Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой-можно ли мечтать о большем.
(космос)
Мне хочется побывать на Венере, увидеть, что находится под ее облаками, увидеть Марс и самому убедиться, есть ли на нем каналы.
(космос)
Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты.
Ракета следует во много раз плавнее и значительно безмятежнее, нежели поезд и данной качки и тряски не имеется.
(ракета)
Главная сила в человеке — это сила духа.
(человек, дух)
Этого успеха советские люди добились в интересах всего человечества.
Юрия Гагарина спросили: «Полетят ли в космос журналисты?»
Он ответил: «Об этом я с ужасом думаю».
(космос, журналист)
Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её.
(космос, Земля)
Во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.
Источник
Олег Бакланов: «Кто владеет космосом, тот владеет миром»
Об освоении космоса обозревателю «Правды.Ру» Анатолию Салуцкому рассказал Герой Советского Союза Олег Бакланов. Он очень много сделал для развития космонавтики, когда был министром общего машиностроения СССР. Он и сейчас продолжает участвовать в работе Роскосмоса. Развитие космонавтики в России сталкивается со многими трудностями, но космос обязательно надо осваивать. В этом залог нашего успешного развития.
— Олег Дмитриевич, в СССР общее машиностроение делало ракеты всех видов?
— И мирные, и боевые. То есть вы наш ядерный щит создавали и в космонавтике сыграли огромную роль. Потом вы написали об этом книгу «Космос — моя судьба».
— Да, хотя я не такой великий деятель, как вы меня представили, по космонавтике. Слава Богу, что у меня были учителя, которые действительно все это создавали, стояли у истоков. Это Сергей Павлович Королев и Валентин Петрович Глушко, наш министр обороны Дмитрий Федорович Устинов и Сергей Александрович Афанасьев, великий министр и мой учитель. И много-много других. Я уж не говорю о Циолковском — это учитель человечества по космонавтике.
Вчера нас поздравил наш президент с этим праздником. (Интервью состоялось на следующий день после Дня космонавтики. — Ред.) Вид у него был довольно уставший, потому что он приехал к нам после переговоров с американскими нашими «друзьями». Я называю их так в кавычках, потому что-то, что они сделали сейчас в Сирии, — это недостойная вещь, которую они позволили себе. Я возмущен!
В космосе мы сейчас переживаем очень трудный период, потому что старшее поколение, которое создало нашу комическую технику, уже ушло, уходят немногие оставшиеся. Сейчас пришло новое пополнение. Мы в какой-то степени работаем на размерности наших ракет старого поколения, королевского поколения, которое прославило нашу Родину. Но нельзя топтаться на месте. Это мы сделали 30 лет тому назад. Сейчас наши технологические возможности намного больше.
— А сейчас что мы делаем?
— А сейчас мы пытаемся восстановить эту ракету, исходя из того, что она была 30 лет тому назад, в кармане уже мы вывели 105 тонн на опорную орбиту. Это позволяло нам работать по Луне и по Марсу. Это «Энергия» и «Буран». Тридцать лет назад была сделана эта ракета. Потом случилось предательство Горбачева, он прекратил финансирование, хотя все возражали. Я возражал, но он мне говорил: «Ты всегда плюнешь один раз в космос, и миллиарды летят». А я говорю ему: «Это вы не должны плевать в космос, потому что вы не понимаете, что такое космос». На этой ноте мы и разошлись с ним. Потому что он вообще был человек недостойный быть президентом Советского Союза.
— Мы сейчас можем эту ракету реанимировать?
— Если мы могли сделать это 30 лет тому назад, то сейчас мы можем больше и лучше сделать.
— В чем же проблема?
— Наш президент говорит, что нужна сверхтяжелая ракета, а вот его окружение утверждает, что этого мы не можем. Так что же вы тогда сидите на этих местах, если вы не можете сделать то, что мы сделали 30 лет тому назад?… Что значит — не можем?… Еще говорят, что денег нет. Да как же так-то… Это безобразие просто поразительное.
Во время войны семьи приносили какие-то копейки и сдавали на постройку самолета, на постройку танка и так далее. А сейчас такое время, что мы можем обратиться к нашим миллиардерам. Была такая фраза: я умею делать ракеты, а они умеют делать деньги. Так вот, давайте возьмем эти деньги, они нам их отдадут, мы построим ракеты и будем защищены и осваивать космос будем.
Потому что без космоса человечество пропадет. Многие не понимают его практического значения, думают, что космос — это прогулка. Это наша жизнь, наше будущее. У американцев космодромов больше десятка, а у нас — один «Байконур», и там еще — на севере, на востоке сейчас строят. Космодром — это мост туда и обратно. Естественно, нам нужно «Восток» развивать. Всё только собираются делать, а половина денег уходит в песок. Потому что алчность и воровство. Это же доведет страну до разрухи.
Надо срочно принимать меры. Наши отцы и старшие товарищи после войны — голодные, холодные, босые, раздетые — и все таки создали всё сразу. Если бы у нас не было ракетно-ядерного щита, то наши западные «друзья» сделали бы с нами то, что они сделали с Югославией. Еще раньше они продемонстрировали нам несчастных японцев, мир содрогнулся, узнав, что такое ядерное оружие. Это же было бесчеловечное издевательство над здравым смыслом. Они продемонстрировали: «Вот у нас есть!». Это в американском стиле.
Мы все должны понимать, что все человечество в одной лодке и нам надо договариваться по всем вопросам, которые возникают. Если человечество не научится сейчас умерять пыл, то просто себя уничтожит.
— Все-таки у российского космоса есть надежда на новые успехи?
— Ушла плеяда ученых, которые создали первую волну ракетной техники. Сейчас эта волна должна не прекращаться, а должна усиливаться. Пришли новые люди, они еще не имеют такого опыта, который имели предшественники. Наша задача, уже людей пожилых, помогать им в этом отношении. Я считаю, что мы должны сейчас, как бы не было нам в каком-то смысле больно, что мы уже уходим со сцены, но мы должны помочь и передать эстафету нашим молодым коллегам. Если мы не передадим ее — весь этот опыт пропадет прахом.
Сейчас можем лучше сделать. Я написал письмо президенту, но у него есть служба. И мне сказали, что это прерогатива Роскосмоса, обращайтесь туда. В Роскосмос пришли порядочные, умные люди, но у них нет опыта. Я им говорю, что надо делать сверхтяжелую машину и для чего это нужно делать. А они говорят: «Нам денег не дают». А я отвечаю: «Так вы перераспределите их!». Меня слушают, но не слышат.
Я написал не статью или книгу, я написал теорию. Сейчас буду продолжать писать, потому что я не добился того, что поставил перед собой. Я напишу послесловие и послепослесловие. Я буду об этом говорить. Если мы будем топтаться на месте, мы потеряем космос. А этого допустить никак нельзя. Кто владеет космосом, тот владеет миром. Американцы без всяких антимоний так говорят об этом, открыто. И правильно делают. И у нас есть очень много людей, которые понимают это.
Мы находимся в космосе, и чем быстрее мы его начнем понимать, чувствовать, осознавать и реально использовать возможности, которые есть в космосе, вовлекать их в народное хозяйство и оборону, тем успешней мы будем развиваться. Это будет благо для человечества.
Беседовал Анатолий Салуцкий
К публикации подготовил Юрий Кондратьев
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Источник
Цитаты Юрия Гагарина
Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой — можно ли мечтать о большем?
Мне хочется побывать на Венере, увидеть, что находится под ее облаками, увидеть Марс и самому убедиться, есть ли на нем каналы.
Главная сила в человеке – это сила духа.
Я свой, товарищи, свой! — первые слова, произнесенные Гагариным после приземления (увидевшим его местным жителям)
Дорогие друзья! Уходящий год мне хочется помянуть добрым словом. Именно в этом году мы с вами, именно мы с вами, летали в космос, строили города, писали книги, воспитывали детей. Но, наверное, так уж устроен человек: чего бы он ни достиг сегодня, завтра ему уже будет мало. И он обязательно пойдёт дальше, за своей мечтой.
Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её.
Во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.
Любовь с первого взгляда — это прекрасно. Но ещё прекраснее — любовь до последнего взгляда.
Этого успеха советские люди добились в интересах всего человечества.
Ну, Поехали! – на старте Восток-1.
Полет человека в космос нанес сокрушительный удар церковникам. В потоках писем, идущих ко мне, я с удовлетворением читал признания, в которых верующие под впечатлением достижений науки отрекались от бога, соглашались с тем, что бога нет и все связанное с его именем выдумка и чепуха.
Чтобы стать крылатым, нужно стремление к полёту.
Ракета следует во много раз плавнее и значительно безмятежнее, нежели поезд и данной качки и тряски не имеется.
… Вот жена окончательно поправится, погружу свое семейство на катерок, есть у меня такой, и махну куда-нибудь на природу. Порыбачить, у костра посидеть, поесть ухи… Но ведь вас такие мои мечты не устраивают. Вам космические подавай. А в этой области нам высказывать мечты не положено. Разве что общую для всех космонавтов, самую заветную: пошагать по другой планете, чтобы на ее пыльных тропинках оставить и наши следы, как в песне.
Женщина, мать, жена, сестра, дочь для меня всегда казались идеалом чистоты, далеким от табачного дыма, окурков и неприятных запахов. Я глубоко убежден, что женщина очень много теряет в своей привлекательности, когда она начинает курить.
В будущем мы будем летать, много летать.
Земля… Красота какая.
Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты…
Хорошо работается, когда любишь свою профессию, с увлечением занимаешься ею.
Космос – это не прогулка, ракета – не самолет.
Небо очень чёрное. Земля голубая. Всё видно очень ясно.
Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.
Кто не нашёл Бога на Земле, тот не найдёт его и в космосе.
Слетайте в космос, тогда сами узнаете, где труднее.
Это не моя личная слава. Разве я бы мог проникнуть в космос, будучи одиночкой? Это слава нашего народа.
Во-первых, пусть мои дети будут, как и весь советский народ, активными борцами за мир. Во-вторых, надо, чтобы они выросли людьми честными, самоотверженными, любящими Родину. И, в-третьих, пусть они будут хорошими коммунистами.
Можно ли мечтать о большем? Ведь это – история, это – новая эра!
Наш народ своим гением, своим героическим трудом создал прекрасный в мире космический корабль «Восток» и его очень умное, очень надёжное оборудование. От старта и до самого приземления у меня не было никакого сомнения в успешном исходе космического полёта. Мне хочется от души поблагодарить наших учёных, инженеров, техников, всех советских рабочих, создавших такой корабль, на котором можно уверенно постигать тайны космического пространства. Позвольте также мне поблагодарить всех товарищей и весь коллектив, подготовивший меня к космическому полёту. Я убеждён, что все мои друзья лётчики-космонавты готовы также в любое время совершить полёт вокруг нашей планеты. Можно с уверенностью сказать, что мы на наших советских космических кораблях будем летать и по более дальним маршрутам. Я безмерно рад, что моя любимая Отчизна первой в мире совершила этот полёт, первой в мире проникла в Космос. Первый самолёт, первый спутник, первый космический корабль и первый космический полёт — вот этапы большого пути моей Родины к овладению тайнами природы.
Источник
Почему полеты в космос настолько дорогие? Почему «Роскосмос» как будто сидит без дела? 15 простых вопросов о космосе
Почему новости про американские космические миссии доносятся из каждого утюга, а про проекты «Роскосмоса» и других стран ничего толком не известно?
Вы настройку утюга поменяйте. А если серьезно, по части самопиара NASA и тем более Илону Маску трудно найти равных. NASA заявляет 12 проектов — от аппарата New Horizons за орбитой Плутона до пилотируемой программы, по которой Илон Маск запустил Crew Dragon с астронавтами к МКС. Другие страны не могут похвастаться таким количеством миссий, особенно в дальнем космосе.
На то есть объективные причины: финансирование NASA — более $20 миллиардов в год, почти в десять раз больше бюджета «Роскосмоса» ($2,3 миллиарда) и примерно равно доходам Республики Белоруссия. Бюджетом как у американцев не могут похвастать ни Европейское космическое агентство (ЕКА), ни Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA), ни Китайское национальное космическое управление (CNSA).
Если бы мы захотели форсировать высадку российских космонавтов на Луну, нам понадобился бы триллион рублей только на сверхтяжелую ракету. А еще на орбитальный и посадочный модули. Получается примерно по 6000 рублей c каждого гражданина России. Сброситься всей страной — не вариант. Придется расставлять приоритеты и сотрудничать. И этой тактике вынуждены следовать все агентства — даже NASA не может сделать сразу все.
Например, «Роскосмос» развивает пилотируемые полеты — в течение девяти лет только эта компания могла доставить космонавтов на МКС. Сейчас отправлять людей на орбиту умеют еще США и Китай. А, например, JAXA специализируется на автоматизированных миссиях: от доставки грузов на МКС до сумасшедшей по сложности операции по транспортировке на Землю грунта с астероидов.
А почему все время рассказывают об иностранных миссиях? «Роскосмос» совсем плох?
Нет, конечно. Совместный с Европой проект « ЭкзоМарс » работает на Марсе уже пять лет. Есть неожиданные научные данные — например, сейчас ученые ломают головы, в ходе каких процессов в атмосфере Марса возникает хлороводород, обнаруженный орбитальным зондом миссии. Вторая часть «ЭкзоМарса» ждет пусковое окно 2022 года.
Совместный российско-германский « Спектр-РГ » — крутой современный рентгеновский телескоп космического базирования. Он улавливает лучи, отправившиеся в путь, когда еще Земли-то не существовало. Буквально охватывает своим металлическим зеркальным оком галактики на огромном расстоянии вокруг нас. Те уголки космоса, где нас пока нет, и не факт, что мы туда когда-то доберемся. Он позволит увидеть черные дыры и другие компактные объекты, которые активно излучают в рентгеновском диапазоне. С его помощью мы сможем понять, откуда берутся переменные источники излучения, что они собой представляют, по каким законам работают.
Поближе к Земле — на орбите сформировалась группировка навигационных спутников ГЛОНАСС. Она настроена так, что лучше помогает определять координаты в высоких широтах (на которых расположена большая часть России и многие другие страны), чем GPS. В итоге ведущие производители электроники включили в свои чипы ее поддержку — будь то iPhone или какой-нибудь навигатор для рыбаков.
Аппараты « Электро-Л » снимают Землю в экваториальной зоне, а «Арктика-М» — в высоких широтах. Они позволяют оценить условия для пролета самолетов, обнаружить природные катастрофы, оценить факторы, влияющие на урожай, и заснять атмосферные массы для точного прогнозирования погоды.
А есть еще планы по возвращению на Луну в этом году, созданию российской орбитальной станции в 2026 году, высадке аппарата «Венера-Д» на буйную соседнюю планету в 2029-м, разработке ядерного буксира и, возможно, доставке космонавтов на Луну в 2030 году. Причем это не просто повтор миссий других стран. Да, человечество было на Луне с 1969 по 1972 год, но, похоже, не в самых интересных местах. Льда больше в приполярных областях, теперь стоит исследовать их. Начнем с зондов, а потом отправим космонавтов. На Венеру последний раз садились 45 лет назад, с новой аппаратной базой мы лучше поймем, как устроена планета и атмосфера, что привело к превращению в горячий ад, и, возможно, найдем следы прошлой жизни, если она была там. Ну а ядерный буксир — это просто билет в будущее, он в разы быстрее сможет доставить приборы или людей к другим планетам и телам Солнечной системы.
При СССР в год осуществляли 100 запусков, а сейчас — меньше 20. Провал?
За более чем 60 лет освоения космоса ракеты и аппараты стали гораздо надежнее. Раньше управление аппаратами было сложнее, электроника — уязвимее, да и знаний о космосе было меньше. Сейчас можно себе позволить запускать ракеты не так часто, как прежде.
Красноречив пример марсианской программы. В 1960-е казалось, что Марса можно достичь относительно легко, узнать, как устроена планета, даже найти на ней жизнь. А поиски жизни, особенно разумной, — заветная цель многих ученых. Страна, которая обнаружит разумную жизнь вне Земли, войдет в учебники всех стран. Есть и более понятный аспект полетов на Марс — демонстрация технологического превосходства страны. Ведь аппарат, преодолевший 50 миллионов километров между планетами и поддерживающий связь на такой дальности, покажет высокий технологический уровень страны-изготовителя. СССР и США наперегонки запускали свои зонды к Марсу.
В итоге СССР запустил более 20 миссий. Однако большинство из них закончилось неудачно из-за ошибок и поломок оборудования. А единственный старт ракеты «Протон-М» в 2016 году вывел на орбиту Марса зонд TGO, в котором половина приборов были российские. На данный момент они проработали у Красной планеты уже дольше, чем длилась вся советская марсианская программа. В 2022 году планируется продолжение «ЭкзоМарса» — второй совместный с ЕКА аппарат «Казачок» с посадочным блоком и автономным колесным ровером.
Получается, что не всегда количество запусков соответствует достигнутым результатам. Сначала идет стадия накопления опыта, фаза экспериментов, проб и ошибок. А потом достойный результат могут принести и единичные миссии.
Почему космос такой дорогой, а на самолете можно пролететь полмира за $500?
Пассажирские летают на высоте около 10 км. Военные могут «подскочить» в несколько раз выше, но ненадолго. Космос начинается на высоте 100 км, где проще разогнаться до 8 км/с и стать искусственным спутником, чем создать подъемную силу с помощью крыльев.
Вместо самолетов приходится строить технологически сложные ракеты, которые способны разогнаться и подняться на орбиту с грузом. Хотя стоимость самолетов и ракет сравнима (например, покупка Airbus A380 и запуск Delta IV Heavy стоят примерно по $400 миллионов), но ракета везет меньше (грузов и людей) и ее хватает на один запуск. Илон Маск пытается исправить ситуацию с Falcon 9, возвращая и перезапуская первую ступень, но вторая-то ступень все равно теряется. Самый дешевый вариант доставки 1 кг груза на орбиту стоит от $3 тысяч — если покупать пуск ракеты Falcon 9 у SpaceX целиком. Альтернатива — закупка у NASA по стоимости $20 тысяч за 1 кг.
Кстати, самолетную схему пробовали в программах космических кораблей Space Shuttle и «Буран». Последний совершил единственный автоматический полет, после чего проект был закрыт из-за распада СССР. А шаттлы летали 30 лет, но так и не прослыли ни дешевым, ни безопасным транспортом. Летали редко, возили мало грузов, обслуживались дорого. К сожалению, с шаттлами произошло две катастрофы, в которых погибло 14 человек: в 1986 году взорвался на старте «Челленджер», а в 2003 году из-за изъяна в теплозащите сгорела при возвращении на Землю «Колумбия».
Если у «Роскосмоса» меньше средств, чем у NASA, зачем потратили деньги на ракету «Ангара»?
Долгое время самой мощной ракетой-носителем СССР, а потом и России был «Протон». Отличная ракета, выводит на низкую околоземную орбиту более 22 тонн и может забросить аппарат массой около 3 тонн на геостационарную орбиту. Она выполняла и военные, и гражданские задачи. Но была создана еще во времена СССР, как военное изделие. Отсюда некоторые ее недостатки. Работает на токсичном топливе — диметилгидразине и азотном тетроксиде, ядовитом и канцерогенном. Все возможности по ее модернизации за прошедшие годы исчерпали. Кроме того, запуск ее проводился c космодрома Байконур в Казахстане, ведь раньше это была одна страна с Россией.
Без новой ракеты «Ангара» пришлось бы трудно. Она использует достаточно экологичную топливную пару «керосин — кислород», поэтому не испортит природу при старте, а также позволяет создать пилотируемую версию ракеты-носителя. Инфраструктура для запуска «Ангары» теперь будет в России — на космодромах Плесецк и Восточный. И главное — «Ангару» можно собирать на российских предприятиях из отечественных комплектующих, что важно в условиях санкций.
Стоит признать: пока самая мощная в семействе «Ангара-А5» сравнима с «Протоном» по грузоподъемности, а стоимость ее запуска вдвое выше — $100 млн против $50 млн. Но с запуском ее в серийное производство стоимость снизится. А еще ее можно модернизировать — уже готовится более мощная «Ангара-А5М», а параллельно готовится модификация с водородной ступенью «Ангара-А5В», которая будет на треть мощнее текущего варианта, пригодится для новых задач на орбите, а также в полетах к Луне и Марсу.
Зачем нужна тяжелая ракета «Ангара», если и для полетов на МКС, и для космического интернета OneWeb достаточно средней ракеты-носителя «Союз»?
Коммерческий рынок спутников изрядно просел. Кризис добивает, конкуренты не дремлют. Примерно две трети наших спутников завязаны на безопасность: защищенная связь, навигация, космическое наблюдение. Жизненно важные задачи, которые у нас, к сожалению, предпочитают держать за семью замками вместо того, чтобы рассказывать об успехах. И многие спутники требуют мощной, тяжелой ракеты, а не «Союза».
Еще несколько десятков российских спутников обслуживают нужды землемеров, водников, экологов, метеорологов… Об этом редко вспоминают, но информация с орбиты о состоянии полей, водных ресурсов и погоды очень важна для урожаев. А для страны, которая сейчас экспортирует продукты на десятки миллиардов долларов в год, умудряясь продать даже картошку в Беларусь и сало на Украину, наблюдение со спутников — очень важная задача.
Зачем мировым державам делить космос, ведь гонка XX века за первенство уже кончилась?
Возьмем самый яркий пример — Индию: вроде бы и не лидер мировой экономики, но при этом обладает удивительно большой спутниковой группировкой. Зачем?
Дело в том, что по численности даже бедная индийская сельская глубинка в три раза больше РФ: около 450 миллионов человек. Люди зависят от скудных годовых резервов пресной воды. Им критично важно, насколько хорошо космические спутники фиксируют погоду в стране. Насколько хорошо ловится связь в глухих уголках. Как работают дистанционное образование и эпидемический контроль. На сколько миллиметров в год тонет материковая плита Индии под горами Тибета — не грозит ли это разрушительным землетрясением? Это практические задачи, которые решаются только с помощью космической техники.
Почему нельзя просто договориться о совместном использовании спутников и сэкономить?
В ряде случаев можно. Страны договариваются и экономят как могут. Например, расходы миссии «ЭкзоМарс» на Красную планету «Роскосмос» поделил с ЕКА. В российской миссии «Венера-Д» пригласили участвовать NASA, а МКС обеспечивают ресурсами 15 стран.
Но общее решение можно найти не всегда, потому что орбита спутника не произвольная и даже самый зоркий спутник контролирует сравнительно узкую полосу Земли. Орбиту можно спланировать так, чтобы лучше всего наблюдать свои земли, но следить за чужими тогда не получится.
Существует еще и спутниковая разведка, ее данными делиться никто не захочет. Спутники навигации и геопозиционирования выдают данные всем желающим, они полезны и автомобилистам, и мирном флоту. Но в случае войны надеяться на данные от спутников врага наивно, поэтому многие страны завели собственные системы навигации.
Сейчас все занимаются только прикладными задачами в космосе и забывают про науку?
Конечно нет. Любой космический аппарат, который умеет наблюдать Землю, может использовать примерно те же решения для исследования космоса.
Вышеупомянутая Индия не только научилась следить за своими ресурсами, но и первой в мире подтвердила существование лунных запасов льда с помощью зонда «Чандраян-1». Один аппарат космической разведки на Луне отыскал больше, чем дюжина астронавтов, буквально ходивших по спутнику Земли ногами (оказалось, что не там ходили).
Почему люди не летают к другим планетам?
Если коротко — это дорого. Точнее, безумно дорого. Лунная программа для США с 1961 по 1975 год обошлась более чем в $25 миллиардов в ценах того времени. Это 0,4% всего ВВП страны за те годы. А ведь основные затраты пришлись на 1960-е, когда проводились исследования и первые эксперименты. То есть даже чтобы отправиться на Луну, самая богатая страна должна была тратить проценты своего ВВП. Соответственно, для других стран такие расходы еще выше.
Но высадка человека на Луну в 1969 году состоялась, для США имидж передовой страны был важнее любых затрат. И политические амбиции — первое, что сейчас движет странами, которые хотят вернуть человека на Луну и могут полететь на Марс, — США, Китаем, Россией.
Есть еще одна причина вернуться — это стало дешевле. В современных ценах Лунная программа США эквивалентна $150 миллионам. Но сейчас кардинально лучше электроника, улучшились материалы, поэтому новая Лунная программа США — «Артемида» оценивается примерно в $86 миллиардов . Это тоже значительная сумма, она может возрасти по мере осуществления программы, но все равно это в разы дешевле.
Но даже $150 миллиардов сейчас были бы не такой существенной суммой для США (и других стран). Если в 1961 году весь ВВП США составлял $562 миллиарда , то в 2020 году — $21 миллиард . То есть страна стала богаче в 40 раз, ресурсов стало больше, технологии подешевели. Эта же ситуация верна и для других стран. Теперь Луна — уже четкая цель: США планируют туда вернуться в 2024 году, Китай и Россия впервые могут высадить своих космонавтов после 2030 года.
Марс — более сложная цель. Пока нет точных расчетов, но высадка человека на Марс и его безопасное возвращение могут обойтись примерно в $1 триллион. Много? Безусловно. Но это 0,4% ВВП США за последние 15 лет. Посмотрите на два абзаца выше — магические 0,4% ВВП за право стать первой страной, что покорительницей Луны в 1969 году, что Марса — сейчас. Конечно, ВВП Китая и России меньше, чем у США, но не только деньги определяют победителя, важны технологии, и все три страны вполне способны осуществить высадку на Марс к 2040 году.
Еще одна важная причина. Развитие технологий сделало возможным осуществить многие проекты с помощью автоматических миссий, не рискуя человеческими жизнями. Например, японские космические робототехники из JAXA первыми в мире перехватили в космосе и привезли на Землю маленький кусочек самого настоящего астероида. Вещество, которое в теории поможет объяснить, как сформировались Земля и Солнечная система в целом. Стоимость семилетнего полета зонда туда и обратно на высокотехнологичных ионных двигателях составила около $150 миллионов. Несравнимо с многомиллиардными стоимостями пилотируемых миссий.
Если автоматические аппараты эффективные, почему почти ничего не слышно о результатах их работы?
Мы просто уже привыкли ко всему. Спал ажиотаж. Мол, открыли очередную экзопланету, ну и что? Хотя в космосе активно работают и выведенные российскими «Союзами» европейские телескопы GAIA и CHEOPS, и выведенная Falcon 9 американская обсерватория TESS. Так, характеристики TESS предположительно позволят открыть 20 000 экзопланет, на порядок больше, чем известно сейчас. CHEOPS уточнит размеры и массу уже открытых экзопланет (совместно с наземными телескопами). а GAIA составит трехмерную карту звездного неба. Раз уж мы живем в этой Вселенной, хорошо бы точно представлять, как выглядит наш дом.
Полагаю, вам более известны тяжелые роботы-марсоходы Curiosity и Perseverance. Грустно, когда они попадают в новости из-за прохудившихся колес, ведь они сняли столько видов Марса, планеты, удаленной от нас на десятки миллионов километров. Они не просто фоточки передают, а адекватные научные данные — много, вовремя и дешево. Curiosity открыл места, где раньше на Марсе, скорее всего, текла вода, как формировался рельеф планеты, обнаружил метеорит на Марсе и доказал, что раньше в атмосфере планеты было больше кислорода, хотя не совсем понятно, откуда он.
А Perseverance еще и привез вертолет, который впервые совершил управляемый полет в атмосфере другой планеты. И это только начало, этот марсоход соберет образцы грунта, чтобы следующая миссия доставила их на Землю и тут уже в лабораториях могли подробно исследовать, из чего состоит марсианский грунт, и внимательно рассмотреть, нет ли в нем живых организмов с Красной планеты.
Так что проблема не в космосе, а в нас.
Вот мы о полетах человека в дальний космос заговорили, а когда хотя бы на Луну вернемся?
Луна будет, она всем нужна. Даже когда полетим в дальний космос, естественный спутник Земли останется главными воротами человеческой цивилизации в Солнечную систему. Лунный лед позволит заправлять экипажи и добывать кислород. Учитывая стоимость доставки в космос килограмма груза с Земли (смотрите выше), будет выгодно добывать лед на Луне, на других космических телах, куда доберется человек.
Именно поэтому в 2021 году готовится запуск автоматического зонда «Луна-25». Планируются орбитальный модуль «Луна-26» и посадочный «Луна-27». Их задача — отыскать перспективные районы Луны для их дальнейшего совместного исследования. Аппараты российские, если вдруг еще кто-то сомневается.
У России вообще есть современное оборудование для исследования космоса?
Вопрос бюджетов. Работа ведется, но один только новый космодром Восточный к своей минимальной готовности уже обошелся в несколько годовых бюджетов Рязани, а достраивать его будут еще лет десять. Пока деньги и рабочие часы уходят на строительство, кажется, что «Роскосмос» ничего не делает. Бетонная коробка на земле — это не так наглядно, как ракета в космосе. Но второго без первого не бывает.
Перспективные ракеты вроде многоразового десятитонника «Амур» с вертикальной посадкой и метановыми двигателями пока остаются на экранах разработчиков. Над метановыми двигателями работа идет, ракету чертят. По опыту «Ангары» мы знаем, что ее доводка может занять 20 лет, но для космической отрасли это нормально.
Более того, на днях стало известно , что ведется разработка аппарата с ядерной силовой установкой и высоким удельным импульсом. Теоретически он позволит достигать Марса в разы быстрее, чем на химическом топливе. Человечество ждет ядерных двигателей с начала космической эры — это основа эффективности дальних тяжелых космических экспедиций. Совместных экспедиций.
Почему опять речь о космических экспедициях?
Недавняя декларация о намерениях совместного исследования Луны Россией и Китаем подтверждает, что освоение космоса, даже Луны, — трудоемкая задача. Пекин в сжатые сроки прошел путь развития космонавтики от спутников до космической станции, но он все равно нуждается в опыте ракетостроения России. Для нас же важно умение Китая массово строить сложное космическое железо.
Важно обмениваться результатами. Важно планомерно и последовательно осваивать перспективные «земли» и направления в космосе, а не повторять сделанное другими странами. Даже марсианский зонд «Аль-Амаль», созданный, чтобы показать Арабские Эмираты как космическую державу, нес комплект приборов и полетное задание в рамках общемировых научных запросов.
Умеем ли мы так? Да еще со времен СССР! Даже на пике холодной войны летала совместная космическая программа «Аполлон — Союз».
Планы на освоение космоса хороши, а что Россия может показать уже сейчас? Или так и будем вспоминать Гагарина и обещать ядерный двигатель через 20 лет?
Уникальная рентгеновская обсерватория «Спектр-РГ» — уже в космосе и недавно выложила в открытый космос карту звездного неба. Вторая часть «ЭкзоМарса» (совместная миссия ЕКА и «Роскосмоса» по обнаружению жизни на Марсе) ждет пусковое окно 2022 года. Перспективная «Венера-Д» — первая тяжелая венерианская станция в нашей разработке с 1980-х — на стадии создания приборов. Миссия очень дорогая, но, возможно, в проекте будет участвовать NASA, это позволит поставить больше оборудования. Запуск планируется на 2029 год, так что время договориться еще есть.
Источник