Классный час в 1 классе по теме «Первый в космосе»
классный час (1 класс) по теме
Целью данного классного часа является систематизация и расширение элементарных представлений учащихся о космонавтике. В ходе проведения классного часа дети знакомятся с историей первого полета человека в космос, с людьми, которые внесли свой вклад в развитие космонавтики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_klassnogo_chasa_v_1_klasse_po_teme.doc | 52.5 КБ |
pervyy_v_kosmose.ppt | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа в 1 классе по теме «Первый в космосе».
Цель: систематизировать и расширить элементарные представления детей о космонавтике
- образовательные: познакомить с историей первого полета человека в космос, с людьми, которые внесли вклад в развитие космонавтики.
- развивающие: содействовать развитию познавательного интереса учащихся, применять в работе ранее полученные знания, анализировать, делать выводы, обобщать;
- воспитывающие: создавать условия для воспитания гордости за свою страну, открывшую путь в космос, воспитания нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу – доброта, взаимопомощь, ответственность, доброжелательность.
Планируемые результаты образования:
Познавательные УУД : общеучебные – выражать свое отношение к обозначенной теме
Коммуникативные УУД : владеть монологической и диалогической формой речи, продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, формулировать собственное мнение и аргументировать его, учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничистве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные УУД : осмысливать учебный материал, адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные УУД : расширяют познавательные интересы, владеют общими логическими приемами мышления, используют воображение, проявляют устойчивое стремление к общению, сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, выражают интерес к освоению новой информации.
Вступительное слово учителя.
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Конечно же, это космонавт. А знаете ли вы, какой праздник отмечается в нашей стране 12 апреля? (День космонавтики) С именем какого человека связан этот праздник? (Юрий Алексеевич Гагарин) Да, этот праздник неразрывно связан с именем нашего земляка, уроженца смоленской земли – Юрием Алексеевичем Гагариным, первым человеком, покорившим космическое пространство. Слайд 1 .
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое, более чем на 50 лет назад и узнать, как был совершен этот первый полет человека в космос.
Беседа об истории покорения космоса.
С давних времен звездное небо притягивало, манило к себе людей. Слайд 2 .
Но прошли тысячи лет, прежде чем человек увидел Землю такой, как вы видите ее сейчас. Слайд 3.
Это стало возможно только тогда, когда люди изобрели космические корабли. Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев положили начало освоению космоса. Слайд 4 .
В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур. Слайд 5 .
Прошло совсем немного времени и в октябре 1957 года с космодрома Байконур отправился в космос первый искусственный спутник Земли. Слайд 6.
Прежде, чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первой в космос отправилась собака Лайка. Слайд 7 .
А знаете ли вы клички других собак, побывавших в космосе? 20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту которого собаки Белка и Стрелка. Слайд 8 .
Первый полет в космос.
12 апреля 1961 года весь мир всколыхнула ошеломляющая весть: человек в космосе. Имя этого человека стало известно всему миру – Юрий Гагарин. Слайд 9 .
Каким же был этот человек?
Юра Гагарин родился недалеко от города Гжатска. С детства мальчик увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда Юре было 7 лет, началась Великая Отечественная война. Семью Гагариных немцы выгнали из дома, пришлось жить в землянке. После войны Юра поступает в ремесленное училище. Но свою мечту стать летчиком не забывает и поступает в военное авиационное училище.
Вскоре Гагарина зачисляют в отряд будущих космонавтов. Он попадает в первую школу по подготовке летчиков – космонавтов, которая очень удивила его. Юрий увидел дома – одни круглые, другие какие-то изогнутые. Внутри них стояли огромные и совсем непонятные машины. Слайд 10 .
В классах на столах было множество хитрых приборов – их нужно будет все изучить. В шкафах много книг, учебников, ведь, чтобы лететь в космос, надо много знать. Надо знать, как работает ракета и все приборы на ней, научиться управлять ракетой. А еще в школе был спортивный зал. Космонавту нужно быть крепкому, выносливому, надо каждый день заниматься спортом. Но и этого мало. Лететь в ракете намного труднее, чем на самом быстром самолете. Поэтому еще на земле космонавтов приучали ко всем трудностям полета. Слайд 11 .
И вот настал день полета. Проводить Гагарина в небывалый полет собрались ученые, конструкторы, инженеры – те, кто создал этот замечательный корабль. Слайд 12 .
В кабине космического корабля было очень тихо, и все, что осталось там, на Земле, да и сама Земля, стало чем-то очень далеким.
Взлет! Тысячью голосов взревел двигатель, ракета задрожала. Слайд 13 .
— Поехали! – крикнул Гагарин. Слайд 14 .
Те, кто наблюдали со стороны, видели, как из-под ракеты вырвался огненный вихрь. Она медленно оторвалась от бетонной площадки, рванула ввысь и в одно мгновение растаяла в голубой дали.
Полёт продолжался сто восемь минут. Корабль «Восток» поднялся на высоту триста двадцать семь километров и сделал полный оборот вокруг Земли.
Очень сложный был этот первый полёт. Множество опасностей подстерегало космонавта на каждом шагу.
Но Гагарин благополучно вернулся на родную Землю, чтобы рассказать, как выглядит космос. Слайд 15. Много всяких чудес увидел он за этот полет. Обо всем этом он передавал по радио, записывал в бортовой журнал. Ведь ученым так много надо знать!
Как только радио известило мир о благополучном приземлении космического корабля, толпы людей высыпали на улицы, никто не мог усидеть дома. Шутка ли – человек впервые побывал в космосе!
А через два дня Москва встречала героя. Слайд 16.
Освоение космического пространства.
Как вы думаете, профессия космонавт – это только мужская профессия?
Прошло совсем немного времени после первого полета человека в космос, и газеты всего мира опубликовали сообщение ТАСС: «16 июня 1963 г в 12 ч 30 мин в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль «Восток- 6» впервые в мире пилотируемый женщиной – гражданкой Советского Союза космонавтом товарищем Терешковой В.В.» В этом полёте было продолжено изучение влияния различных факторов космического полёта на человеческий организм, проведены новые исследования. Слайд 17.
А через 2 года в марте 1965 был совершен первый выход в открытый космос. Это очень сложная операция, но она может понадобиться для разных нужд – для устранения неисправностей, для осмотра космической станции и ремонта, для сборки больших конструкций. Подготовка к нему была не малой – три года. На космическом корабле «Восток- 2» находились два космонавта – Павел Беляев и Леонид Леонов. Десять минут пробыл Леонид Леонов в открытом космосе. Космонавт оказался совершенно один в бесконечном пространстве, без всякой опоры, летящим с громадной скоростью высоко-высоко над планетой и связанным с кораблём лишь тонким, прозрачным кабелем. Это была ещё одна победа, приблизившая людей к покорению космоса. Слайд 18.
Сегодня полеты в космос стали привычными. Спутники и орбитальные станции выполняют множество работ в космосе (следят за погодой, находят залежи нефти, газа и полезных ископаемых, транслируют телепередачи и т. д.) Слайд 19 .
Космонавты работают на орбитальных станциях по нескольку месяцев, а иногда и год. И условия работы космонавтов стали иными. В одном из своих рассказов космонавт Николаев вспоминает: «В своем первом полете в космос я даже побриться не мог, а вот уже в космической ракете «Салют» была даже настоящая баня». Сегодня работа в космосе — это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Слайд 20.
Сегодня вы много нового узнали о космосе. А сейчас я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. (Класс делится на три команды). Представьте себе, что это не класс, а огромный космодром, а вы – космонавты. В полет отправляются три космических корабля со своими экипажами. Каждый космический корабль имеет свое название и своего капитана. Поэтому вы должны придумать название своему кораблю и выбрать того, кто поведет ваш экипаж к далеким планетам. (Дети придумывают название и выбирают капитана).
Доложите о готовности к полету. Даю команду! На старт! Стартовая готовность 5 секунд! Пять, четыре, три, два, один! Пуск! Наши космические корабли отправились в полет.
Мы подлетаем к первой планете. Это планета Умников и Умниц. У них есть вопросы к землянам. Вы готовы на них ответить?
- Какая собака первой побывала в космосе? (Лайка)
- Какая страна запустила самый первый искусственный спутник Земли? (СССР)
- Кто из людей первым побывал в космосе? (Гагарин)
- Сколько длился первый полет Гагарина? (108 мин)
- Первая женщина космонавт? (Терешкова)
- Кто совершил первый в мире выход в открытый космос? (Леонов)
Молодцы! Жители планеты очень довольны вашими ответами. Летим дальше. В иллюминатор мы видим следующую планету – планету Капитанов. На этой планете предстоит пройти испытание командирам космических кораблей. Жители планеты обнаружили очень интересную вещь, по-видимому, картину, только никак не могут понять, что на ней изображено. Капитанов просят помочь восстановить картину. (Капитаны собирают игру-пазл на космическую тему).
Жители планеты благодарят вас. Капитаны доказали, что они достойны носить такое звание. А мы движемся дальше. На пути планета Неизвестная. Что нас там ждет, мы не знаем. Кто там живет, мы тоже не знаем. Наша задача подружиться с жителями этой планеты, ведь мы же прилетели с миром. Предлагаю командам придумать, на какую планету они прилетели, как она выглядит, кто на ней обитает, чем занимаются обитатели планеты.
(Участники команд рассказывают о планете, об обитателях планеты).
Наше космическое путешествие подходит к концу. Мы приобрели много друзей в космосе. Но пора возвращаться на Землю. На старт! Стартовая готовность 5 секунд! Пять, четыре, три, два, один! Пуск! Вот мы и приземлились.
Вам понравилось наше космическое путешествие?
Что запомнилось больше всего?
Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?
- Бороздин В. Звездолетчики. – М.: Просвещение, 1982. – 65с.
- Внеклассные мероприятия в начальной школе/ авт-сост Я. Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205с.
Источник
Интегрированное занятие по теме «Космос глазами детей»
Кадрия Ишкильдина
Интегрированное занятие по теме «Космос глазами детей»
НОД по теме: «Космос глазами детей»
Цель: Расширять и уточнять представления детей о космосе, работе космонавтов.
Задачи: Уточнить знания детей об уникальности планеты Земля, воспитывать в детях чувство ответственности за будущее планеты и её жителей. Формировать знания о том, что солнце — источник жизни на Земле
Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам, строению и запуску ракеты в космос.
Воспитывать уважение и чувство гордости к труду космонавтов.
Создание ситуации, в которой возникает необходимость получении новых представлений, умений.
При помощи опытов формировать у дошкольников умения ставить цели, сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.
Учить детей рисовать в технике «граттаж», удовлетворяя потребности детей к самовыражению через рисование.
Развивать фантазию, воображение, наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка. Сохранение и укрепление зрения детей, предупреждение утомляемости, упражнять в дыхательной гимнастике.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов.
Психологический настрой – 1 мин.
— Здравствуйте, ребята. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. (Дети стоят в кругу)
— У нас гости. Давайте подарим им свои улыбки, и поздороваемся. (Дети здороваются с гостями)
–А теперь послушайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь,
и усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя… (Ответы детей) — Правильно, это солнце.
Мотивационно – побудительный — 3 мин.
— Как вы думаете, где находится солнце? (Ответы детей)— А какое оно: большое или маленькое? (Ответы детей) — Почему кажется маленьким? (Ответы детей) — Правильно. Солнце на самом деле большая, огненная звезда, из всех звезд она самая близкая к нам. Расстояние от солнца до Земли 150 мл. км, а солнечный луч доходит до земли за 8 минут и 19 секунд.
— Какую пользу приносит солнце людям? (Согревает, освещает, без солнечного тепла погибнет все живое).
— А вред может быть от солнца? (Ответы детей)
— В чём вред? (Получаешь солнечные ожоги, сгорает трава и т. д.).
— Правильно, солнце светит так необычайно сильно, что, даже находясь на таком большом расстоянии от него,мы не можем на него смотреть прямо: больно глазам, да и небезопасно.
— Подведём итог: солнце — источник жизни на Земле, но нельзя забывать о безопасности для здоровья человека.
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик» — 1 мин.
(Сопровождаю свой показ словами)
— Наш указательный пальчик – это солнечный зайчик, следите за ним глазами.
А сейчас посмотрите на свой «солнечный зайчик»
— Солнечный мой зайчик прыгни на ладошку.
Солнечный мой зайчик маленький, как крошка.
Прыгни на носик, на плечо, ой как стало горячо!
Прыгни на лобик и опять на плече давай скакать.
Закройте глазки ладошками, а потом откройте.
(Повторяем с детьми несколько раз.)
Актуализация — 3 мин.
— Если Солнце — это звезда, то почему ночные звезды так не похожи на нее?
Почему они кажутся маленькими сверкающими точками? (Ответы детей) — Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли. И свет от далеких звезд доходит до нас только через 4 года.
— В какое время суток можно видеть звезды? (Ответы детей)
А днем звезды светят? (ответы детей)
— Сейчас, проведя несложный опыт, я вам докажу, что звёзды светят постоянно, и днём и ночью.
Восприятие и усвоение нового — 3 мин.
Опыт «Звезды светят постоянно»
Ход: пробить дыроколом отверстия в картонке, вложить картонку в конверт, включить фонарик. На расстоянии 5 см посветить на конверт с одной и с другой стороны.
Итог: когда светим на освещенную сторону конверта (это дневное небо) — дырочки не видны, но хорошо видны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны (это ночное небо).
— Для опыта мне необходим белый конверт, в конверт я вложу картон с отверстиями — это модель неба. Возьму фонарик – это модель света далёких звёзд. Пройдите и встаньте спиной к окну.
— Сейчас день, светит солнце, мы смотрим на дневное небо. Вы что-нибудь видите на небе? (Ответы детей)
— А теперь перейдём на другую сторону. Мы смотрим на теневую сторону – это ночное небо. Что изменилось? (Ответы детей)
— Что вам это напоминает? (Ответы детей)
— Давайте сделаем вывод: звёзды светят постоянно, но днём из-за яркого солнечного света мы их не видим.
Расширение имеющихся знаний у детей – 4 мин.
-Ребята, вам интересно? А хотите еще больше узнать о звездах, о солнечной системе? (Ответы детей.)
— А для этого, я предлагаю отправиться в космическую экспедицию к далеким звёздам.
— Вы готовы принять участие в экспедиции? (Ответы детей)
-Что нам нужно для полета? (Ответы детей)
— На чем мы полетим? (Ответы детей)
— Вот наша ракета.
— А вы знаете, как называются костюмы космонавтов? (Ответы детей)
-Да, скафандр защищает космонавта от космического холода, космической пыли, радиации, солнечного света.
— Я предлагаю вам, надеть на себя воображаемые скафандры. (Сопровождаю свои слова действиями)
— А теперь давайте наденем шлем, зашнуруем специальные ботинки. (Сопровождаю свои слова действиями)
— Мы готовы к полёту. Давайте пройдём в ракету. Космические костюмы очень тяжелые, поэтому нам трудно в них двигаться на Земле, мы передвигаемся, как роботы.
-Давайте займём свои места, пристегнитесь.
— Начинаю отсчёт: 3 — 2 – 1- пуск.
Начинаю показывать слайды.
— Ракета набирает скорость.
— Вам интересно узнать, почему ракета летит вверх?
Для этого я проведу небольшой эксперимент с воздушным шариком.
Расширение имеющихся знаний у детей
Эксперимент – 2 мин.
— Возьму воздушный шарик, надую его, зажму пальцами у основания и отпущу. Воздух вырывается из горловины и поднимает шарик вверх, шарик летит. Когда весь воздух выйдет, оболочка падает. Вот примерно то- же самое происходит с ракетой. Ракету заправляют специальным горючим топливом, топливо сгорает и превращается в газ. Газ вырывается мощной струей и толкает ракету вверх. Но ребята, представляете, сколько нужно горючего, ведь до космоса очень далеко. Поэтому ракету делают из нескольких частей, эти части называются ступенями. В каждой ступени есть свой бак с горючим и свой ракетный двигатель.
Расширение имеющихся знаний у детей – 3 мин.
— Перед вами макет ракеты. (показ на макете).Представьте себе, что она на старте. Давайте начнём отсчёт: 3 – 2 – 1 – пуск! Ракета взлетела, потому что включились двигатели первой ступени и подняли её над землёй. Закончилось горючее в первой ступени, и она отсоединилась. Включается двигатель во второй ступени. Он еще быстрее разгоняет ракету, как только закончится топливо – вторая ступень отстыковывается и включается 3 ступень, которая выводит в орбиту космический аппарат с космонавтами.
-Вот и мы с вами сейчас находимся в таком аппарате.
— Посмотрим в иллюминаторы. Перед нами космическое пространство или — Вселенная. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других небесных тел. Здесь царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха, а следовательно человек может дышать только находясь в скафандре.
-Посмотрите, вокруг солнца вращаются планеты, каждая по своей орбите. Вон та, третья планета от солнца, наша Земля.
— Какая она по форме? (Ответы детей)
— Какого она цвета? (Ответы детей)
— Наша планета голубая, потому что большую её часть занимают моря и океаны.
-Красивая наша Земля? (Ответы детей)
— Красива она потому, что живая, обитаемая. Только на нашей планете есть все необходимое для жизни растений,животных и людей: воздух, пресная вода, тепло и свет. Ученные до сих пор не обнаружили признаков жизни на других планетах. Мы жители Земли, называемся — земляне. Давайте сохраним нашу планету для будущих землян. Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету? Сохраним леса, речки, моря и горы. Не будем оставлять после себя мусор на природе, будем сажать деревья и чистить родники. Давайте будем любить друг друга, будем дарить друг другу улыбки, и тепло наших ладоней.
— Возьмитесь за руки, чувствуете тепло ладоней?
— У космонавтов, работающих на орбитальных станциях, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка на первом месте. Ведь их работа связана с трудностями и риском для жизни. Они проводят различные научные исследования, ставят опыты. Работают в открытом космосе, устанавливают различные приборы, исправляют повреждения и т. д.
Динамическая пауза – 1 мин.
Я предлагаю вам выйти в открытый космос и облететь вокруг корабля. Но, внимание, там космическая невесомость, нет притяжения, нет воздуха. Чтобы никого не потерять мы будем двигаться по цепочке, взявшись за руки. Ни в коем случае не отпускайте руки, не оставляйте друг друга в опасности
(Дети за воспитателем цепочкой выходят из «космического корабля» и выполняют движения).
Обобщение имеющихся знаний у детей – 4 мин.
— Пора возвращаться в космический корабль. Наша экспедиция подходит к концу. Я попрошу вас пристегнуть ремни, и приготовится к обратному отсчёту.
— Пока наш космический аппарат опускается на землю, могу ли я вас спросить понравилась ли вам наша экспедиция в космос? (Ответы детей)
— Что нового вы узнали? (Ответы детей)
— Какие опасности нас подстерегали в космосе? (Ответы детей)
— Что из увиденного вы бы хотели запомнить и зарисовать? (Ответы детей)
-Вот мы приземлились. Давайте снимем скафандры и выйдем на травку.
Дыхательная гимнастика – 1 мин.
Вдохните свежего воздуха, почувствуйте какой он чистый на нашей планете.
Практическая работа – 6 мин.
Вот и закончилась наша космическая экспедиция. Я предлагаю вам составить отчет об экспедиции в виде рисунков — зарисовать свои впечатления. Я предлагаю вам рисовать в технике «граттаж». В переводе на русский язык это слово означает «процарапывание». Для этого нам нужны специальные листы и заостренные палочки. Листы цветной бумаги я протерла парафином и закрасила черной гуашью. Рисунок процарапывайте палочкой, как будто вы рисуете карандашами. Бумага может пачкаться, поэтому руки вытирайте в конце работы салфеткой. Крошки нужно аккуратно смахнуть в коробки
(Показываю порядок действий).
Заключительный этап – 1 мин.
— Полюбуйтесь, какой необычайно разный и красивый получился у вас космос! Интересно вам было рисовать по воспоминаниям? Вам понравилось рисовать в технике «граттаж»? Посмотрите какой красочный отчет мы составили. Наше занятие закончилось, всего вам доброго.
Источник